Научная статья на тему 'Творчество Павла Виликовского в оценке словацкой критики'

Творчество Павла Виликовского в оценке словацкой критики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
47
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творчество Павла Виликовского в оценке словацкой критики»

тической сцены, однако чаще всего они выполняют не описательную функцию, а служат психологическим фактором, детерминирующим и дополняющим поведение и ход мыслей героя. Таким образом, само сексуальное взаимодействие автор не рассматривает с анатомико-биологи-ческой точки зрения, обращая физиологию «на служение» психологическому (психоаналитическому) и философскому подходу изучения эротической составляющей жизни человека. Именно в этом для Кундеры проявляется творческий потенциал сексуальности - в полном раскрытии героя, в его духовном обнажении. Интересно подчеркнутое автором различие между физическим актом, пусть не лишенным взаимного платонического влечения, и любовью. Подобное разделение плотского и духовного перекликается с идеями таких философов, как А. Шопенгауэр, В. Соловьев, Н. Бердяев, Э. Фромм.

Примечателен также уникальный авторский нарратив, используемый Кундерой при описании эротических сцен. Он часто представляет рассуждения не как отвлеченный авторский монолог или сухое описание происходящих событий, но как откровение главного героя, при том что в подавляющем большинстве романов Кундеры повествование ведется от третьего лица. Такая специфика позволяет читателю смотреть на происходящее своими глазами и глазами героя одновременно.

Тем самым М. Кундера делает раскрытие психологии своих героев уникальным, пропуская его сквозь призму эротических желаний персонажей и их удовлетворения, литературно воплощая им фундаментальные философские и психоаналитические воззрения на сексуальность человека и базируя его на особом авторском нарративе.

Бырина А.В.

Институт славяноведения РАН -Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва

Творчество Павла Виликовского в оценке словацкой критики

Павел Виликовский (род. 1941) - словацкий писатель, переводчик и публицист, чей творческий путь, начавшийся ещё в 1960-е гг., охватывает более полстолетия. Творчество Виликовского можно разделить на три периода: 1960-е гг. (появление первых рассказов писателя на страницах журнала «Млада творба», своеобразной трибуне молодых авторов-экспериментаторов, издаваемом с 1965 по 1970 гг.); 1983 г. (публикация романа «Первая фаза сна») - около 2000 г. (возвращение после вы-

нужденного молчания в ряды наиболее значимых словацких писателей); 2000-е гг. - современное творчество. Также следует отметить, что при изучении творчества Виликовского второго периода необходимо обращать внимание на тот факт, что в это время писатель издавал как новые произведения, так и написанные «в стол» за период «нормализации» старые тексты, переработанные и дополненные под воздействием изменения политической и литературной ситуации в стране. 2000-й год в качестве начала нового, третьего, периода в творчестве писателя выбран потому, что именно с этого времени можно говорить о смене вектора развития литературного процесса в Словакии в целом.

Первый рассказ Виликовского «Более чем, когда угодно» был напечатан в журнале «Млада творба» в 1961 г. За ним последовали другие рассказы, а уже в 1965 г. вышел первый сборник писателя «Воспитание чувств в марте». Сборник не остался незамеченным. Известный литературный критик Милан Гамада в своей рецензии * писал, что в книге сталкиваются две тенденции: стремление писателя отобразить плюрализм мнений и стремление подобрать наиболее точное определение какому-либо явлению.

Интерес словацкой критики к творчеству Павла Виликовского не ослабевает и по сей день. Вызывают интерес как недавно изданные, так и самые ранние произведения. Критика обращает внимание на такие аспекты творчества Виликовского, как авторский метод: использование различных типов интертекстуальности, эксперименты с возможностями языка, жанровые модификации, методы создания внутритекстовой реальности и др. Другой блок проблем составляет рассмотрение творчества Павла Виликовского в контексте смены литературных течений (реализм, постмодернизм, постреализм) и в контексте поколения писателей, вошедших в словацкую литературу в 1960-е гг. (П. Виликовский и Р. Слобода, П. Виликовский и Л Баллек и др.). Третий блок составляют основные темы и проблемы, которые поднимает в своём творчестве писатель, а именно: тема таланта, назначение писателя, тема добра и зла, тема духовного и телесного, тема одиночества и др.

* ИашайаМ. О ^Юи ргату. БгаЙ81ауа. КиМту ауо1 Яос. 21. 1966. С. 3. 8. 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.