Научная статья на тему 'Психология сексуальности в произведениях Милана Кундеры'

Психология сексуальности в произведениях Милана Кундеры Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
197
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психология сексуальности в произведениях Милана Кундеры»

Между тем в своем раннем романе «Площадь Республики» (1914), написанном под впечатлением от поездки во Францию и основанном на реальных событиях, Майерова, описывая быт и характеризуя взгляды французских анархистов, настроена по отношении к их утопии крайне скептически. Отсутствие чёткой программы действий и организации, необходимых для социальной революции, о которой грезит автор, аморфность лидеров, гедонизм, опора на моральное перерождение общества вместо его материальной трансформации, - все это не приемлет чешская писательница как недостаточную, слишком абстрактную и размытую, далекую от реальности утопию, противопоставляя ей при этом свою утопию, достижимую: «Лука предчувствовал назревающую революцию - скорые суды, кровавые казни тиранов, разрушение ненавистных зданий, динамит под тюрьмами, бегство банкиров и биржевиков за границу, братские объятия солдат и революционеров, переселение обитателей подвалов в роскошные венские особняки в центре города» *.

Баранова М.В.

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Психология сексуальности в произведениях Милана Кундеры

Основанием для исследования темы человеческой сексуальности в творчестве М. Кундеры явилось, прежде всего, авторское новаторство, проявившееся в раскрытии этой темы для чешского и мирового читателя. Писатель придает особое значение сексуальному аспекту взаимоотношений персонажей, что позволяет рассуждать об уникальности раскрытия психологии героев его произведений.

Обилие научных исследований конца девятнадцатого - начала двадцатого века, касающихся сексуальной жизни человека и половой любви, позволяют нам разделить их по аспектам изучения: анатомико-биологический (физиологический), психологический (психоаналитический) и философский. Примечательно то, что, умышленно не наделяя героев какими-либо физиологическими свойствами, писатель делает сексуальность одной из отличительных черт, определяющих их характер, поведение и судьбу, что наводит на мысли о, в некоторой степени, литературном воплощении психоаналитических идей З. Фрейда. Физиологические особенности автор упоминает преимущественно в контексте эро-

* Майерова М. Площадь Республики. Лучший из миров. М., 1970. С. 10.

тической сцены, однако чаще всего они выполняют не описательную функцию, а служат психологическим фактором, детерминирующим и дополняющим поведение и ход мыслей героя. Таким образом, само сексуальное взаимодействие автор не рассматривает с анатомико-биологи-ческой точки зрения, обращая физиологию «на служение» психологическому (психоаналитическому) и философскому подходу изучения эротической составляющей жизни человека. Именно в этом для Кундеры проявляется творческий потенциал сексуальности - в полном раскрытии героя, в его духовном обнажении. Интересно подчеркнутое автором различие между физическим актом, пусть не лишенным взаимного платонического влечения, и любовью. Подобное разделение плотского и духовного перекликается с идеями таких философов, как А. Шопенгауэр, В. Соловьев, Н. Бердяев, Э. Фромм.

Примечателен также уникальный авторский нарратив, используемый Кундерой при описании эротических сцен. Он часто представляет рассуждения не как отвлеченный авторский монолог или сухое описание происходящих событий, но как откровение главного героя, при том что в подавляющем большинстве романов Кундеры повествование ведется от третьего лица. Такая специфика позволяет читателю смотреть на происходящее своими глазами и глазами героя одновременно.

Тем самым М. Кундера делает раскрытие психологии своих героев уникальным, пропуская его сквозь призму эротических желаний персонажей и их удовлетворения, литературно воплощая им фундаментальные философские и психоаналитические воззрения на сексуальность человека и базируя его на особом авторском нарративе.

Бырина А.В.

Институт славяноведения РАН -Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва

Творчество Павла Виликовского в оценке словацкой критики

Павел Виликовский (род. 1941) - словацкий писатель, переводчик и публицист, чей творческий путь, начавшийся ещё в 1960-е гг., охватывает более полстолетия. Творчество Виликовского можно разделить на три периода: 1960-е гг. (появление первых рассказов писателя на страницах журнала «Млада творба», своеобразной трибуне молодых авторов-экспериментаторов, издаваемом с 1965 по 1970 гг.); 1983 г. (публикация романа «Первая фаза сна») - около 2000 г. (возвращение после вы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.