ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 7.046.3
Н. Ю. Певнева
ТВОРЧЕСТВО МОРИСА ДЕНИ В КОНТЕКСТЕ РЕЛИГИОЗНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ВО ФРАНЦУЗСКОМ ИСКУССТВЕ РУБЕЖА XIX-XX вв.
В статье дается краткая характеристика христианской темы в творчестве М. Дени и его религиозной живописи. Проанализирован ряд произведений мастера, связанных с сакральной тематикой: картины, иллюстрации к христианским книгам и церковные монументально-декоративные композиции. Определён вклад Дени в возрождение и развитие религиозной темы и священного искусства во Франции на рубеже XIX-XX вв.
A short characteristic of Christian theme in the works of M. Denis and his religious painting is given. A number of his works connected with sacral subjects is analysed: pictures, illustrations to Christian books and church monumental and decorative compositions. The contribution of Denis to the revival and development of religious theme and sacred art in France on the border of XIX-XX centuries is defined.
Ключевые слова: христианское возрождение; священная тема; религиозное искусство; католичество; Новый завет; евангельская иконография; сакральная символика; церковная живопись.
Keywords: Christian Revival; sacred theme; religious art; Catholicism; the New Testament; evangelical iconography; sacral symbolics; church painting.
Конец XIX - первая половина XX столетий -переломная эпоха в культурной жизни Франции, ознаменованная возрождением интереса к духовным и религиозным проблемам. Их выражением стал, в частности, так называемый «христианский ренессанс». Почву для него подготовили в первой половине и середине XIX в. католические писатели и философы - Ламеннэ, Лакордер, Монталамбер. Они стремились заново открыть для современников католичество, воскрешая учения Фомы Аквинского, Святого Доминика, и в то же время делали попытки обновить католическую доктрину, выступали за содружество науки и религии, социально-политических и религиозно-нравственных идей.
На рубеже столетий идеи возрождения христианства поддерживают немало религиозно настроенных французских писателей и мыслителей,
© Певнева Н. Ю., 2010
среди которых Блуа, Гюисманс, Клодель, Мари-тен, Жильсон и др.
«Религиозный ренессанс» во Франции характеризует развитие не только литературы и философии, но, в известной степени, и изобразительного искусства. Правда, в последние десятилетия XIX в. многие художники (импрессионисты, постимпрессионисты) увлечены прежде всего непосредственным изображением жизни и поисками новых способов её интерпретации. Но в то же время во французском искусстве конца столетия, и, в первую очередь, в творчестве мастеров, связанных с символизмом, можно отметить возрождение интереса к философскому осмыслению мира и человека, к религии и стремление вдохнуть новую жизнь в развитие священной темы. Среди художников рубежа XIX-XX вв., в искусстве которых прослеживаются эти тенденции, - Г. Моро, П. Пюви де Шаванн, П. Гоген, О. Редон, П. Серюзье, позже - Ж. Де-вальер, Ж. Руо.
Особая роль в религиозном возрождении французского искусства принадлежит Морису Дени (1870-1943). Он был глубоко верующим человеком, с юных лет осознал собственное предназначение христианского живописца и «...мечтал вернуть веру своему безбожному веку, внедрить ценности религии в самое течение современной жизни» [1].
К идеям возрождения духовности и обновления сакрального искусства Дени приходит уже в ранний период творчества, и они будут важнейшими для художника до конца его жизни. Основная тема произведений Дени связана с образами Нового Завета, преимущественно женскими, - Марии, Елизаветы, Марфы, исполненными глубокой и искренней веры. Его религиозные работы почти лишены драматизма, а живопись можно назвать женственной, лиричной и утончённой. Он создаёт особый безмятежный мир возвышенных и одухотворённых чувств, выраженный в загадочных символах и метафорах.
Тема Христа для Дени не является главенствующей. Евангельские героини встречаются в его работах даже чаще. Когда же он обращается к образу Иисуса, то порой наделяет его несколько женственными чертами, превращая в воплощение мягкости, добра и любви («Священная беседа», 1890, Частное собрание, Сен-Жермен-ан-Ле; «Марфа и Мария», 1896, ГЭ, СПб.).
Говоря о художественном языке мастера, следует отметить в нём органичное сочетание со-
Н. Ю. Певнева. Творчество Мориса Дени в контексте религиозного возрождения.
временных тенденций, связанных с символизмом, синтетизмом, декоративизмом, и традиций классического искусства (раннего и высокого Возрождения: Джотто, Дуччо, Симоне Мартини, Мазаччо, Фра Анжелико, Филиппино Липпи, Пьеро делла Франческа, Боттичелли, Рафаэль; классицизма XVII в.: Пуссен): «Символист и син-тетист как Гоген, аналитик как импрессионисты, он оставался классиком в своих стремлениях» [2].
Дени нередко использует сложившуюся веками иконографию. Но новаторские искания позволяют ему творчески перерабатывать жёсткие канонические схемы. Он выступает за гармоничное сосуществование в сакральном искусстве каноничности вероучения и сугубо личных переживаний художника: «Христианские произведения должны органично сочетать христианскую догму и искренность религиозных чувств автора» [3].
Дени не копирует композиционные прототипы старых мастеров, а даёт совершенно новую трактовку традиционным сюжетам, объединяя в одно целое сакральное и бытовое, историю и современность, реальность и миф, возвышенную символику и наблюдение окружающей действительности: «Совмещая разновременные пласты, историю Нового Завета с мотивами своего времени, Дени хочет уверить современников в вечности божественного откровения» [4].
Ярко иллюстрирует живописные эксперименты художника картина «Шествие на Голгофу» (1889, Музей Орсе, Париж). В основе полотна лежит иконография восхождения Христа на Голгофу и несения креста перед Распятием. Но автор интерпретирует её согласно своему субъективному виденью. Каждый элемент композиции не случаен и служит определённым символом.
Фигура Христа в светлых одеждах выделяется среди остальных, тёмных, фигур и говорит о его божественной сущности. Группа одетых в чёрное плакальщиц дана единой, почти нерасч-ленённой массой и создаёт ощущение траура. Группа стражников, которые приближаются к месту казни, - ещё более абстрактна по форме. Одетые в тёмные облачения и вооружённые копьями, они надвигаются зловещей толпой, олицетворяя жестокость мира.
Композиция произведения построена по принципу пирамидальной конструкции: благодаря этому возникает впечатление того, что идущий на казнь Спаситель уже воспринимается воскресшим и словно возносящимся к небесам. Холм, по которому поднимается Христос, усыпан цветами - они ассоциируются со звёздами, создавая ощущение небесной атмосферы. Все оси композиции образуют крест - символ жертвенности и искупления.
Таким образом, в работе «Шествие на Голгофу» явно прослеживаются некоторые новаторские достижения мастера - в области иконографии, пластической выразительности образов. Для Дени было очень важным найти новые способы представления священных сюжетов и современные формы для воплощения религиозных идей, так как он считал, что сакральная тема должна отражать художественные вкусы и культурные пристрастия эпохи: «Вся история христианского искусства - это великолепное чередование стилей, эстетических концепций, техник, нравов и обычаев различных поколений» [5].
Основной источник вдохновения Дени - Священное Писание. Однако евангельские эпизоды художник часто превращает в жанровые сцены, одевая героев в современные костюмы и помещая их в окружающие его интерьеры, архитектурное пространство и пейзажи. В работах мастера отсутствует историчность, они будто написаны с натуры («Встреча», ок. 1892, ГЭ, СПб.; «Марфа и Мария», 1893, ГЭ, СПб.; «Посещение Марией Елизаветы», 1894, ГЭ, СПб.).
Но, несмотря на проникновение в религиозные сцены бытового начала, они не теряют возвышенности. В них всегда ощущается глубокая иносказательность, а за обыденными предметами скрывается многозначность символики: «...картины Дени - это попытка включить христианский космос в маленькую ячейку современного быта» [6]. Так, в полотне «Посещение с голубятней» (1893, Частное собрание), иконографическим источником которого служит сюжет посещения Марией Елизаветы, автор переносит действие на берег моря, изображая пейзаж в Перро-Гирек: морскую гладь с плывущими вдалеке кораблями, прибрежную пристань с маяком. Сцена встречи Марии и Елизаветы отнесена на задний план, а передний занимает повозка с лошадьми, говорящая о совершённом Марией путешествии. В то же время каждая деталь композиции является определённым религиозным символом - три корабля с тремя парусами указывают на присутствие божественной Троицы, семь голубей, пьющие из моря, обозначают одновременно Святой Дух и гармонию земного и небесного (символика чисел четыре и три), нимбы над головами Марии и Елизаветы указывают на их святость.
Характерный пример органического сочетания традиций и самых современных веяний в творческом методе Дени - работа «Католическое таинство» (1890, Коллекция Ф.-М. Дени, Алан-сон), в которой художник обращается к иконографии «Благовещения», вновь своеобразно переосмысливая евангельский сюжет. Перед Марией предстаёт не архангел Гавриил, а католический священник с раскрытой книгой в руке и
двое служек со свечами. Действие происходит в обычной комнате, за окном - реальный пейзаж.
Композиция снова насыщена символическими мотивами: в вазе, помещённой на краю подоконника, - нежная белая лилия, аллегория Непорочности Девы Марии, сцена залита светом, напоминающим «божественный» свет в работах Фра Анжелико. Сама же Богоматерь схожа с сиенскими Мадоннами поздней готики и раннего Ренессанса: хрупкостью фигуры, изяществом движений, изысканным изгибом тела и наклона головы (Дуччо «Маэста», 1308-1311, Музей Собора, Сиена; Симоне Мартини «Величание Мадонны», 1315, Палаццо Публико, Сиена; «Благовещение», 1333, галерея Уффици, Флоренция).
Освещение, фризообразное построение пространства, приближение действия к переднему плану, величавый ритм движений персонажей превращают изображённую сцену в торжественную процессию, что уравновешивает жанровое начало произведения и вызывает ощущение сак-ральности происходящего.
Особая заслуга принадлежит Дени в области возрождения церковного монументально-декоративного искусства. Художник расписал фресками и украсил витражами большое количество храмов и монастырей Франции и ряда других европейских стран. Кроме того, в 1919 г. он организовал Мастерские церковного искусства, в которых воспитывались современные религиозные живописцы. Один из выдающихся ранних монументально-декоративных ансамблей Дени - цикл росписей и витражей для Церкви Нотр-Дам в Везине (1901-1903). Фреска капеллы Девы Марии выполнена в нежной, почти прозрачной цветовой гамме. В центре - Богоматерь в белых одеждах, обозначающих святость и чистоту. Её лёгкая фигура словно парит среди воздушных облаков, голубизны небес и цветущих садов. Марию окружают грациозные фигуры ангелов и святых, играющих на музыкальных инструментах. Здесь создаётся чудесная атмосфера литургии, светлой церковной службы.
Композиция капеллы Святого Сердца, посвя-щённой Христу, выполнена в соответствии со средневековыми канонами и состоит из символических рядов. В верхнем ярусе, на фоне сумрачного неба, величественно восседает на престоле облачённый в золотистое одеяние Спаситель, от которого исходит божественный свет. По сторонам от престола стоят ангелы - они держат в руках чашу и крест, указывающие на жертву Христа, а у подножия трона святые в красных одеждах поклоняются Иисусу. В их руках - пальмовые ветви, которые, как и атрибуты ангелов, служат символами жертвенности.
Если в живописи капеллы Девы Марии создаётся настроение безмятежной возвышенности, то
фреска капеллы Христа менее спокойна в эмоциональном плане. Предвечернее небо, светящееся облачение Спасителя, ярко-красные накидки святых - всё это соответствует более драматичному характеру образа.
Дени разработал также витражи для деамбу-латория, соединяющего обе капеллы, - они отличаются подлинной декоративностью, хотя, пожалуй, не совсем соответствуют традиционной специфике витражного искусства. Художник запечатлел в витражах пейзажные виды - голубые небеса, прозрачные реки, холмистые берега, райские сады и виноградники, населённые животными и птицами. И снова каждый элемент композиции является сакральной аллегорией: яблоко - метафора первородного греха, виноградная лоза - символ жертвенной крови Христа, голубки, пьющие воду, - образы Святого Духа.
К более позднему времени относится великолепный декоративный ансамбль капеллы Приёре в Сен-Жермен-ан-Ле (1915-1928). Здесь Дени выполнил цикл грандиозных фресок в не свойственной ему драматично-экспрессивной манере. В апсиде помещена полукруглая композиция «Распятие». В центре её - огромная фигура распятого на кресте, страдающего Христа в терновом венце. Справа от Распятия - объятые горем жёны-мироносицы в траурных одеждах, у подножия креста преклонила колени оплакивающая Христа Мария. На заднем плане, слева, - ещё один крест, на котором распят разбойник, а рядом стоит человек, в отчаянии обхвативший руками голову, что придаёт всей сцене жизненное, человеческое начало.
Композиция построена по законам средневековой иерархии - фигура Христа больше, чем фигуры людей. Мастер с жестокой достоверностью показывает измученное тело Иисуса: вздувшиеся от напряжения вены, искажённое страданиями лицо и раны на теле, из которых сочится кровь. Но, несмотря на это, мощная, атлетически сложенная фигура Христа излучает силу и определяет величественность и монументальность образа.
Интересен линейный строй фрески. Чёткие прямые очертания креста служат композиционной доминантой и сообщают сцене суровость и ощущение неотвратимости происходящего. Трагично склонённые головы жён-мироносиц органично перекликаются с полукруглым завершением композиции и вносят в неё атмосферу тихой печали и гармонии, погашая остроту драматизма, проявляющегося в почти натуралистичном изображении страданий Иисуса, в цветовых и светотеневых контрастах. Благодаря величию и мощи образа распятого Христа, яркому сиянию, исходящему от его фигуры, возникает непоколебимая уверенность в скором воскресении Спасителя. Он предстаёт уже не как человек, а как Бог,
H. Ю. Певнева. Творчество Мориса Дени в контексте религиозного возрождения.
существо высшего порядка, обладающее сверхъестественной силой, способное попрать смерть.
Другая, не менее экспрессивная, роспись в капелле Приёре - «Снятие с креста». Её структурное ядро - крест, с которого снимают безжизненное и искалеченное тело Христа. Дени вновь акцентирует внимание на его ранах и увечьях. Но в то же время мужские и женские фигуры, окружающие крест, «классически прекрасны» и напоминают об увлечении мастера искусством Ренессанса и классицизма XVII в., подтверждая один из его основных творческих принципов: «То, что доминирует в понятии классического искусства, - это идея синтеза. Оно устанавливает надлежащее равновесие между природой и стилем, между экспрессией и гармонией» [7]. Несмотря на некоторую условность, сцена не выглядит театральной и искусственной, она исполнена естественных, жизненных чувств.
К религиозной теме Дени обращался и в графике, в первую очередь, в иллюстрировании христианских книг. Художник необыкновенно тонко чувствовал дух этих произведений и передавал их высокие этические идеи. Один из наиболее выдающихся графических циклов Дени -иллюстрации к книге Фомы Кемпийского «Подражание Иисусу Христу» (1903). Её главный герой, как уже ясно из названия, - Спаситель. Художник, вслед за автором книги, показывает разнообразные жизненные события и душевные состояния Христа - его деяния, чудеса, сомнения, страсти. Он изображает Иисуса в различных ипостасях - пророком, учителем, чудотворцем, мудрецом, человеком, раздираемым противоречиями, мучеником.
К самым ярким образам серии относится драматичный образ Христа в гравюре «Христос в Гефсиманском саду». Мессия запечатлён в порыве глубокого отчаяния и нравственных терзаний, накануне Страстной недели. Светлая фигура Христа с нимбом над головой ясно выделяется на тёмном фоне земли. Он лежит ничком посреди оливковой рощи, бессильно вытянув руки. «Чернота» земли, древесных зарослей и неба словно давит на его лёгкую, почти бестелесную и, на первый взгляд, беспомощную фигуру.
Однако при более внимательном прочтении образа замечаешь исходящий от неё свет, который вносит в эмоционально-психологический строй произведения совершенно другие интонации - Христос уже не воспринимается слабым и
потерянным, в нём чувствуется уверенность и духовная сила. Даже в тяжелейшие минуты своего крестного пути Спаситель остаётся исполненным мудрости и непоколебимой веры. Для Дени, как и для Фомы Кемпийского, Христос -это великий пример смирения и жертвенности.
Морис Дени внёс неоспоримый вклад в возрождение и обновление французского религиозного искусства конца XIX - первой половины XX вв. В его творчестве наметились основные тенденции развития сакральной тематики в XX в. Интерес к ней он проявлял в разнообразных видах искусства - выполнил огромное количество станковых живописных произведений, расписал и украсил немало церквей, создал серии иллюстраций к богословским трактатам. Дени был ярым проповедником, активно утверждал значение религиозного искусства в своих теоретических трудах («История религиозного искусства», 1939) и через Мастерские церковной живописи.
Священная тема - одна из интереснейших и богатейших граней творчества Мориса Дени. Она служила для него не только источником живописного вдохновения, но и возможностью выразить собственные духовно-нравственные идеалы и искреннюю веру.
В своих произведениях художник стремился сохранить для последующих поколений традиционные иконографические источники религиозных сюжетов и вдохнуть новую жизнь в устоявшиеся канонические схемы, окрасить их современным звучанием и индивидуальным виденьем. Особо хочется выделить его монументально-декоративные композиции, которые по праву можно назвать подлинными шедеврами католического возрождения. Они способны пробудить и вознести к высоким «духовным сферам» заблудшие души человечества и в наше сложное время.
Примечания
1. Крючкова В. А. Символизм в изобразительном искусстве. Франция и Бельгия 1870-1900. М.: Изобразительное искусство, 1994. С. 180.
2. Terrasse A. Denis. Lausanne: International Art Book, 1970. P. 28.
3 Denis M. Histoire de l'art religieux. Paris: Flammarion, 1939. P. 6.
4. Крючкова В. А. Указ. соч. С. 178.
5. Denis M. Указ. соч. P. 3.
6. Крючкова В. А. Указ. соч. С. 175.
7. Дени М. Определение неотрадиционализма // Мастера искусства об искусстве. Т. 5. Кн. 1. Л.: Искусство, 1969. С. 199.