ИСКУССТВОЗНАНИЕ
Н.Ю. ПЕВНЕВА (Санкт-Петербург)
ЦЕРКОВНОЕ МОНУМЕНТАЛЬНОДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО МОРИСА ДЕНИ
Дана краткая характеристика религиозного искусства Мориса Дени; рассмотрен ряд наиболее значимых церковных монументальнодекоративных ансамблей мастера; определен вклад Дени в католическое возрождение Франции на рубеже XIX - XX вв.
Ключевые слова: католический ренессанс, евангельские сюжеты, религиозное искусство, Священное Писание, христианские символы, церковная монументально-декоративная живопись.
Морис Дени (1870-1943) - художник, который сыграл колоссальную роль в «католическом ренессансе» Франции рубежа XIX -XX вв. Он стремился пробудить интерес к религиозным сюжетам в современном искусстве. Одной из главных тем его творчества было Священное Писание. Мастер обращался к нему в станковой живописи, иллюстрировании христианских книг, но особая заслуга принадлежит дени в возрождении церковного монументально-декоративного искусства. Еще в юности художник определил свое творческое кредо: «Да, нужно, чтобы я стал христианским живописцем, чтобы прославил все чудеса христианства...» [1, с. 147]. Впоследствии Дени организовал мастерские религиозной живописи, из которых вышло большое количество росписей и витражей.
В ранний период творчества художник создавал картины на евангельские сюжеты, отмеченные декоративно-примитивистскими тенденциями («Шествие на Голгофу», 1889, Музей Орсе, Париж; «Месса», 1890, частное собрание, Париж; «Встреча», ок. 1892, ГЭ, СПб). Начиная с конца 1890-х гг., мастер совершил несколько поездок в Италию, что оказало воздействие на его искусство. Он был потрясен обилием шедевров, сосредоточенных в итальянских городах, и в первую очередь - про-
изведениями мастеров Ренессанса. Под влиянием итальянских поездок творчество Дени начинает развиваться в русле неоклассицизма. Важной темой для него становится мифологическая, связанная с интересом к обнаженному телу, однако он продолжает активно заниматься и религиозным искусством.
К церковной живописи художник обращается в 1898 г., когда создает алтарную композицию «Прославление Креста» (1899, Музей декоративного искусства, Париж) для капеллы Сен-Круа в Везине, входившей в состав духовного образовательного учреждения. Она представляет собой грандиозный ансамбль. В нижнем регистре запечатлена сцена концерта-мессы с участием воспитанников коллежа и ангелов: в его самой крайней части, с левой стороны, изображены ангелы с молитвенниками и ученики, приготавливающие кадила («Приготовление кадил»). Справа от них - поющие ангелы с партитурами и дети с уже дымящими кадилами («Ангелы и дети с кадилами»). В самой крайней части правой стороны снова помещен хор ангелов и мальчики с корзинами цветов («Приготовление корзин с цветами»), слева от них - ангелы и дети усыпают землю розами («Ангелы и дети бросают лепестки роз»). В центре, над алтарем капеллы, -пейзаж с цветущими розами, олицетворяющими Марию, а также с пшеницей и виноградниками, символизирующими хлеб и вино Евхаристии. Наверху, в полуэллипсе, - небесная сцена «Торжество Креста», в которой ангелы на облаках поддерживают Крест. Один ангел указывает на следы крови, пролитой на Кресте, другой - на божественные высоты, напоминая о том, что смерть открывает двери подлинной жизни. Эта молчаливая декламация звучит как наставление воспитанникам коллежа.
В художественном решении ощущается влияние ренессансных традиций. Дени основывает композицию на принципе классического треугольника, а пейзаж, написанный по натурным впечатлениям и представляющий окрестности Сен-Жермен-ан-Ле, строит согласно перспективным законам. Он прибегает к эффекту оптической иллюзии, благодаря чему достигает удивительной связи живопис-
© Певнева Н.Ю., 2011
ной сцены и реального пространства капеллы. Архитектура в живописи является продолжением храмовой архитектуры.
В декоративном ансамбле мастеру очень точно удалось передать дух католической мессы. Поющие ангелы, ученики в одеждах служителей, дымящие кадила, разбрасываемые лепестки роз - все это органично сливается с реальной литургией, совершаемой в храме.
Другая значительная композиция ансамбля капеллы - «Распятое Святое Сердце». Ее центром служит возносящееся над группой Святых Дев Распятие с почти бесплотной фигурой Христа. По сторонам от него горят пасхальные свечи, олицетворяющие его пылающее любовью сердце. Ореол божественного сияния вокруг христа, вытянутые пропорции и устремленность его фигуры вверх сообщают образу особую одухотворенность.
В 1901 - 1903 гг. Дени расписывает капеллы Девы Марии и Святого Сердца церкви Сен-Маргерит в Везине. Композиция первой капеллы выполнена в нежной цветовой гамме. В центре - Богоматерь в белых одеждах, символизирующих ее чистоту. Легкая фигура Марии парит среди воздушных облаков, окруженная грациозными, музицирующими ангелами и святыми. Художник создает чудесную атмосферу светлой церковной службы.
Фреска капеллы Святого Сердца посвящена Христу. Ее композиция основана на средневековых канонах. В верхней части, на фоне сумрачного неба, величественно восседает на престоле Спаситель в сияющем облачении. По сторонам от престола - ангелы с чашей и крестом в руках - символами Христовой жертвы. У подножия трона святые поклоняются Христу. В их руках - пальмовые ветви, которые, как и атрибуты ангелов, обозначают жертвенность.
Если в живописи капеллы Богоматери создается настроение возвышенной безмятежности, то фреска капеллы Христа менее спокойна в эмоциональном плане. Предвечернее небо, светящиеся одежды Спасителя, ярко красные облачения святых придают сцене драматичность.
В первые десятилетия XX в. Дени все чаще трудится над украшением церквей. В 1915 -1928 гг. он руководит работами в капелле При-ере в Сен-Жермен-ан-Ле. Живопись, скульптура, священная утварь составили здесь подлинный синтез искусств. Сам Дени исполнил цикл фресок в не совсем характерной для него драматично-экспрессивной манере. В апсиде
художник поместил композицию «Распятие». В центре ее - фигура распятого Христа в терновом венце. Справа от Распятия - Мироносицы в траурных одеждах. У подножия преклонила колени оплакивающая Христа Мария. На заднем плане - еще один крест, на котором распят разбойник. Перед ним стоит человек, в отчаянии обхвативший голову руками. Тем самым сцене Распятия придается жизненное начало.
Композиция построена по иерархическому принципу - Христос гораздо больших размеров, чем фигуры людей. Мастер почти натуралистично показывает измученное тело Спасителя: вздувшиеся от напряжения вены, раны на груди, из которых сочится кровь. Однако, несмотря на это, мощная, атлетически сложенная фигура Христа излучает силу. Он предстает здесь уже не как человек, а как существо высшего порядка, способное попрать смерть.
В такой же экспрессивной манере выполнена и сцена «Снятие с креста». Ее структурное ядро - крест, с которого снимают безжизненное тело Спасителя. Дени вновь акцентирует внимание на его увечьях. Но в то же время фигуры, окружающие крест, классически прекрасны и вызывают ассоциации с классицизмом XVII в. Несмотря на некоторую условность, сцена не выглядит театральной и искусственной, она исполнена естественных, жизненных чувств. Каждый жест, поза, движение персонажей способствуют выражению скорби.
К 1915-1916 гг. относятся росписи церкви Сен-Поль в Женеве, прославляющие деяния святого Павла. Центральная композиция -«Укрощение бури», в основе которой лежит сюжет об испытании Христом веры апостолов. Пространство в ней строится двумя ярусами. В верхнем ярусе - Христос-Вседержитель на престоле, окруженный мандорлой, в нижнем изображен среди бурных волн корабль с охваченными ужасом апостолами. Как безмятежно спокойна атмосфера «божественной» зоны, выполненной в жизнерадостном колорите, и сколько нервной экспрессии в драматизме цветовых контрастов «человеческой» зоны! В этом произведении Христос предстает как грозный Бог, способный покарать за грехи, в отличие от многих других работ мастера, где он выступает скорее человеком, сострадающим и милосердным.
В 1915 г. Дени также начинает работу над витражами церкви Сен-Луи в Венсенне, которая продлится с перерывами до 1928 г. Один из витражей посвящен истории Христа (Му-
зей М. Дени, Сен-Жермен-ан-Ле). Он состоит из нескольких регистров. В центре - «Тайная вечеря», в нижнем регистре - драматичная сцена «Распятия» с толпой народа, в верхнем -второе «Распятие», более камерное по духу, с оплакивающей Христа Марией.
Другой витраж - «Мадонна с младенцем» (Музей М. Дени, Сен-Жермен-ан-Ле). В центре его - Мария, целующая младенца. Над головой Девы - голубь, означающий Святой дух, а по сторонам ее - белые лилии, метафоры непорочности. Справа от Мадонны с младенцем - ангел - их небесный спутник, слева - печально склоненная фигура Марии Магдалины. В нижней части - обнаженная Ева, схватившаяся за голову и олицетворяющая грехопадение. Рядом с ней - ангел-каратель с мечом, который изгоняет ее из Рая. Художник показывает здесь различные ипостаси женского образа. Мадонна символизирует святость, Мария Магдалина - сострадание, Ева - покаяние.
Одно из своих самых выдающихся витражных произведений - «Жизнь Христа» -Дени выполняет в 1919 г. в капелле Приере. Его композиция традиционно основана на символических рядах. В нижнем - «Рождество» -поэтичная сцена появления на свет Спасителя. В среднем - «Причастие», воспринимаемое как мистическое посвящение Христа, принятие на себя жертвенной миссии, где нежные тона и плавные линии «Рождества» сменяются более напряженным ритмом и цветом. Венчающее композицию «Распятие» - кульминация действия, где драматизм достигает апогея. В этом произведении мастер проявляет великолепный декоративный дар, приводя к гармонии все художественные средства и точно выражая настроение и смысл евангельских сцен.
В зрелый период творчества Дени сближается с францисканским орденом. Во время поездок во Флоренцию он часто останавливается около монастыря, где жил и работал Фра Ан-желико. Для Дени он был кумиром, истинным праведником, на которого тот ориентировался в творчестве и служении Богу: «Если для нашего века характерно богохульство, то нужно вернуться к истокам. И средством к достижению этого является возврат к эстетике Фра Ан-желико, который как истинный католик поможет откликнуться на запросы набожных, мистических, любящих Бога душ» [4, р. 63]. Художнику начала XX в. было близко мировоззрение ренессансного мастера. И Дени, и Фра Анжелико отстаивали идеи любви к миру и природе: «Быть францисканцем - это значит
обладать молодостью души, наивностью ребенка, любить природу и животных, видеть в жизни чудо» [5, р. 159]. Оба хоть и являлись глубоко религиозными людьми, не были догматиками, не отвергали земную жизнь, воспевали красоту природы и человека: «... красота - это атрибут божественности. Красота природы - это доказательство бытия Божия» [7, р. 84].
В поздний период творчества Дени особенно плодотворно трудится над украшением храмов. В 1927 - 1928 гг. художник завершает декор церкви Сен-Луи в Венсенне. Он исполняет фреску в апсиде, посвященную французскому королю Людовику XIII и восхваляющую его деяния. Смысловой и пластический центр композиции - «Венсеннский дуб», у ствола которого виднеется фигура Святого Людовика, напоминающая распятого Христа. Его окружает процессия из подданных, пришедших поклониться своему набожному королю и прославить его справедливое царствование. Мастер блестяще передал величавый ритм торжественного шествия через позы, жесты, повороты фигур, показал толпу народа в движении. Жизнерадостная по колориту и исполненная величия композиция воспринимается как гимн благородному королю.
В 1934 г. Дени создает великолепную по живописи фреску в апсиде церкви Святого Духа в Париже. В ее верхней части - небеса с плывущими облаками, где парит, окруженный сиянием, голубь - аллегория Святого Духа. Ниже изображен интерьер храма, в обстановке которого развивается действие. Храмовое пространство разделено на ярусы. В верхней его зоне - летящие ангелы. Ниже располагается ряд с апостолами и святыми. Среди них, в центре, выделяется фигура Богоматери с исходящими от нее мощными лучами света. В нижнем ярусе храма возвышается кафедра, за которой стоят верховные иерархи церкви в праздничных одеждах, перед кафедрой -священники, монахи и ангелы проповедуют верующим и благословляют их. Каждый ярус имеет определенное символическое значение. Венчающий композицию голубь - олицетворение Духовного Абсолюта, ангелы - частички этого Абсолюта, священнослужители - посредники между небесным и земным мирами.
Последняя крупная работа мастера в области церковного искусства - композиции для трансепта базилики в Тононе: «Христос в Гефсиманском саду» (эскиз 1942 г., собрание Д. Дени, Сен-Жермен-ан-Ле) и «Воскресение»
(эскиз 1943 г., частное собрание). В первой композиции Спаситель изображен в момент созерцания и сосредоточенного размышления. «Воскресение» противоположно ей и по построению, и по эмоциональной атмосфере. В отличие от «Христа в Гефсиманском саду», ему свойственна сильная динамичность, создаваемая рисунком извилистых линий. Важное место отводится освещению, которое отличается разнообразием световых вариаций и привносит в образ мистические ноты.
К сожалению, работа в Тононе осталась незавершенной. Жизнь Дени оборвалась в 1943 г., и он так и не смог воплотить свой замысел полностью, а также, возможно, создать еще ряд великолепных ансамблей. Однако к этому времени мастер уже выполнил немало росписей, витражей, картин, графических циклов и оставил после себя богатое творческое наследие.
Религиозные произведения - интереснейшая грань искусства Мориса Дени, которая позволила ему проявить себя не только художником, но и мыслителем. Посредством своих произведений он выражал собственные духовно-нравственные идеалы и философские взгляды на устройство мира.
Дени внес значительный вклад в возрождение церковного искусства. Его декоративные работы опираются на обширный пласт художественных традиций. Под руководством Дени и при его непосредственном участии было создано множество росписей и витражей, украсивших церкви и монастыри Франции и Швейцарии. Религиозные произведения мастера - подлинные шедевры католического возрождения рубежа XIX - XX вв., которыми он «мечтал вернуть веру своему безбожному веку, внедрить ценности религии в самое течение современной жизни» [2, с. 180].
литература
1. Костеневич А.Г. Боннар и художники группы «Наби». СПб. : Аврора, Бурнемут : Паркстоун, 1996.
2. Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве. Франция и Бельгия 1870 - 1900. М. : Изобр. искусство, 1994.
3. Denis M. Histoire de l’art religieux. Paris : Flammarion, 1939.
4. Denis M. Journal. Paris : La Colombe, 1957.
T. 1.
5. Denis M. Leçons et charmes de l’Italie. Paris : Colin, 1933.
6. Denis M. Nouvelles théories sur l’art moderne, sur l’art sacré, 1914 - 1921. Paris : Rouart et Watelin, 1922.
7. Denis M. Théories. Paris : La Colombe, 1964.
Church monumental and decorative art of Maurice Denis
There is given the short characteristics of religious art of Maurice Denis. There is considered a number of the most significant church monumental and decorative ensembles of the master. There is found out Denis’s contribution to Catholic Renaissance of France at the turn of the XIX - XX centuries.
Key words: Catholic Renaissance, gospel plots, religious art, the Holy Writ, Christian symbols, church monumental and decorative painting.
о.Ю. фурман
(Волгоград)
проблема классификации хороводов и цепочных плясок в народной хореографии
Представлена систематизация хороводов по форме пространственного построения и направительному признаку, обосновано использование термина «актема» при описании кинетических элементов хороводно-игровой традиции.
Ключевые слова: хоровод, цепочные пляски, актема, формы кинетики.
Многие фольклористы - те, кто когда-либо обращался к теме хороводов и пытался выявить их специфику в рамках отдельного вида народного творчества и на этом выстроить классификацию, сталкивались с проблемой их систематизации. Е.М. Рогачевская пишет, что во время дифференциации они стали «распадаться на всякого рода смешанные и промежуточные типы» [7, с. 130], которые в силу своих многосоставных и многоаспектных характеристик не укладывались в заготовленную систему «игра, танец, музыка и слово». В результате исследовательница пришла к выво-
© Фурман О.Ю., 2011