Научная статья на тему 'Церковное монументальнодекоративное искусство Мориса Дени'

Церковное монументальнодекоративное искусство Мориса Дени Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
307
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТОЛИЧЕСКИЙ РЕНЕССАНС / ЕВАНГЕЛЬСКИЕ СЮЖЕТЫ / РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО / СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ / ХРИСТИАНСКИЕ СИМВОЛЫ / ЦЕРКОВНАЯ МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ / CATHOLIC RENAISSANCE / GOSPEL PLOTS / RELIGIOUS ART / THE HOLY WRIT / CHRISTIAN SYMBOLS / CHURCH MONUMENTAL AND DECORATIVE PAINTING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Певнева Наталья Юрьевна

Дана краткая характеристика религиозного искусства Мориса Дени; рассмотрен ряд наиболее значимых церковных монументальнодекоративных ансамблей мастера; определен вклад Дени в католическое возрождение Франции на рубеже XIX XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is given the short characteristics of religious art of Maurice Denis. There is considered a number of the most significant church monumental and decorative ensembles of the master. There is found out Deniss contribution to Catholic Renaissance of France at the turn of the XIX XX centuries.

Текст научной работы на тему «Церковное монументальнодекоративное искусство Мориса Дени»

ИСКУССТВОЗНАНИЕ

Н.Ю. ПЕВНЕВА (Санкт-Петербург)

ЦЕРКОВНОЕ МОНУМЕНТАЛЬНОДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО МОРИСА ДЕНИ

Дана краткая характеристика религиозного искусства Мориса Дени; рассмотрен ряд наиболее значимых церковных монументальнодекоративных ансамблей мастера; определен вклад Дени в католическое возрождение Франции на рубеже XIX - XX вв.

Ключевые слова: католический ренессанс, евангельские сюжеты, религиозное искусство, Священное Писание, христианские символы, церковная монументально-декоративная живопись.

Морис Дени (1870-1943) - художник, который сыграл колоссальную роль в «католическом ренессансе» Франции рубежа XIX -XX вв. Он стремился пробудить интерес к религиозным сюжетам в современном искусстве. Одной из главных тем его творчества было Священное Писание. Мастер обращался к нему в станковой живописи, иллюстрировании христианских книг, но особая заслуга принадлежит дени в возрождении церковного монументально-декоративного искусства. Еще в юности художник определил свое творческое кредо: «Да, нужно, чтобы я стал христианским живописцем, чтобы прославил все чудеса христианства...» [1, с. 147]. Впоследствии Дени организовал мастерские религиозной живописи, из которых вышло большое количество росписей и витражей.

В ранний период творчества художник создавал картины на евангельские сюжеты, отмеченные декоративно-примитивистскими тенденциями («Шествие на Голгофу», 1889, Музей Орсе, Париж; «Месса», 1890, частное собрание, Париж; «Встреча», ок. 1892, ГЭ, СПб). Начиная с конца 1890-х гг., мастер совершил несколько поездок в Италию, что оказало воздействие на его искусство. Он был потрясен обилием шедевров, сосредоточенных в итальянских городах, и в первую очередь - про-

изведениями мастеров Ренессанса. Под влиянием итальянских поездок творчество Дени начинает развиваться в русле неоклассицизма. Важной темой для него становится мифологическая, связанная с интересом к обнаженному телу, однако он продолжает активно заниматься и религиозным искусством.

К церковной живописи художник обращается в 1898 г., когда создает алтарную композицию «Прославление Креста» (1899, Музей декоративного искусства, Париж) для капеллы Сен-Круа в Везине, входившей в состав духовного образовательного учреждения. Она представляет собой грандиозный ансамбль. В нижнем регистре запечатлена сцена концерта-мессы с участием воспитанников коллежа и ангелов: в его самой крайней части, с левой стороны, изображены ангелы с молитвенниками и ученики, приготавливающие кадила («Приготовление кадил»). Справа от них - поющие ангелы с партитурами и дети с уже дымящими кадилами («Ангелы и дети с кадилами»). В самой крайней части правой стороны снова помещен хор ангелов и мальчики с корзинами цветов («Приготовление корзин с цветами»), слева от них - ангелы и дети усыпают землю розами («Ангелы и дети бросают лепестки роз»). В центре, над алтарем капеллы, -пейзаж с цветущими розами, олицетворяющими Марию, а также с пшеницей и виноградниками, символизирующими хлеб и вино Евхаристии. Наверху, в полуэллипсе, - небесная сцена «Торжество Креста», в которой ангелы на облаках поддерживают Крест. Один ангел указывает на следы крови, пролитой на Кресте, другой - на божественные высоты, напоминая о том, что смерть открывает двери подлинной жизни. Эта молчаливая декламация звучит как наставление воспитанникам коллежа.

В художественном решении ощущается влияние ренессансных традиций. Дени основывает композицию на принципе классического треугольника, а пейзаж, написанный по натурным впечатлениям и представляющий окрестности Сен-Жермен-ан-Ле, строит согласно перспективным законам. Он прибегает к эффекту оптической иллюзии, благодаря чему достигает удивительной связи живопис-

© Певнева Н.Ю., 2011

ной сцены и реального пространства капеллы. Архитектура в живописи является продолжением храмовой архитектуры.

В декоративном ансамбле мастеру очень точно удалось передать дух католической мессы. Поющие ангелы, ученики в одеждах служителей, дымящие кадила, разбрасываемые лепестки роз - все это органично сливается с реальной литургией, совершаемой в храме.

Другая значительная композиция ансамбля капеллы - «Распятое Святое Сердце». Ее центром служит возносящееся над группой Святых Дев Распятие с почти бесплотной фигурой Христа. По сторонам от него горят пасхальные свечи, олицетворяющие его пылающее любовью сердце. Ореол божественного сияния вокруг христа, вытянутые пропорции и устремленность его фигуры вверх сообщают образу особую одухотворенность.

В 1901 - 1903 гг. Дени расписывает капеллы Девы Марии и Святого Сердца церкви Сен-Маргерит в Везине. Композиция первой капеллы выполнена в нежной цветовой гамме. В центре - Богоматерь в белых одеждах, символизирующих ее чистоту. Легкая фигура Марии парит среди воздушных облаков, окруженная грациозными, музицирующими ангелами и святыми. Художник создает чудесную атмосферу светлой церковной службы.

Фреска капеллы Святого Сердца посвящена Христу. Ее композиция основана на средневековых канонах. В верхней части, на фоне сумрачного неба, величественно восседает на престоле Спаситель в сияющем облачении. По сторонам от престола - ангелы с чашей и крестом в руках - символами Христовой жертвы. У подножия трона святые поклоняются Христу. В их руках - пальмовые ветви, которые, как и атрибуты ангелов, обозначают жертвенность.

Если в живописи капеллы Богоматери создается настроение возвышенной безмятежности, то фреска капеллы Христа менее спокойна в эмоциональном плане. Предвечернее небо, светящиеся одежды Спасителя, ярко красные облачения святых придают сцене драматичность.

В первые десятилетия XX в. Дени все чаще трудится над украшением церквей. В 1915 -1928 гг. он руководит работами в капелле При-ере в Сен-Жермен-ан-Ле. Живопись, скульптура, священная утварь составили здесь подлинный синтез искусств. Сам Дени исполнил цикл фресок в не совсем характерной для него драматично-экспрессивной манере. В апсиде

художник поместил композицию «Распятие». В центре ее - фигура распятого Христа в терновом венце. Справа от Распятия - Мироносицы в траурных одеждах. У подножия преклонила колени оплакивающая Христа Мария. На заднем плане - еще один крест, на котором распят разбойник. Перед ним стоит человек, в отчаянии обхвативший голову руками. Тем самым сцене Распятия придается жизненное начало.

Композиция построена по иерархическому принципу - Христос гораздо больших размеров, чем фигуры людей. Мастер почти натуралистично показывает измученное тело Спасителя: вздувшиеся от напряжения вены, раны на груди, из которых сочится кровь. Однако, несмотря на это, мощная, атлетически сложенная фигура Христа излучает силу. Он предстает здесь уже не как человек, а как существо высшего порядка, способное попрать смерть.

В такой же экспрессивной манере выполнена и сцена «Снятие с креста». Ее структурное ядро - крест, с которого снимают безжизненное тело Спасителя. Дени вновь акцентирует внимание на его увечьях. Но в то же время фигуры, окружающие крест, классически прекрасны и вызывают ассоциации с классицизмом XVII в. Несмотря на некоторую условность, сцена не выглядит театральной и искусственной, она исполнена естественных, жизненных чувств. Каждый жест, поза, движение персонажей способствуют выражению скорби.

К 1915-1916 гг. относятся росписи церкви Сен-Поль в Женеве, прославляющие деяния святого Павла. Центральная композиция -«Укрощение бури», в основе которой лежит сюжет об испытании Христом веры апостолов. Пространство в ней строится двумя ярусами. В верхнем ярусе - Христос-Вседержитель на престоле, окруженный мандорлой, в нижнем изображен среди бурных волн корабль с охваченными ужасом апостолами. Как безмятежно спокойна атмосфера «божественной» зоны, выполненной в жизнерадостном колорите, и сколько нервной экспрессии в драматизме цветовых контрастов «человеческой» зоны! В этом произведении Христос предстает как грозный Бог, способный покарать за грехи, в отличие от многих других работ мастера, где он выступает скорее человеком, сострадающим и милосердным.

В 1915 г. Дени также начинает работу над витражами церкви Сен-Луи в Венсенне, которая продлится с перерывами до 1928 г. Один из витражей посвящен истории Христа (Му-

зей М. Дени, Сен-Жермен-ан-Ле). Он состоит из нескольких регистров. В центре - «Тайная вечеря», в нижнем регистре - драматичная сцена «Распятия» с толпой народа, в верхнем -второе «Распятие», более камерное по духу, с оплакивающей Христа Марией.

Другой витраж - «Мадонна с младенцем» (Музей М. Дени, Сен-Жермен-ан-Ле). В центре его - Мария, целующая младенца. Над головой Девы - голубь, означающий Святой дух, а по сторонам ее - белые лилии, метафоры непорочности. Справа от Мадонны с младенцем - ангел - их небесный спутник, слева - печально склоненная фигура Марии Магдалины. В нижней части - обнаженная Ева, схватившаяся за голову и олицетворяющая грехопадение. Рядом с ней - ангел-каратель с мечом, который изгоняет ее из Рая. Художник показывает здесь различные ипостаси женского образа. Мадонна символизирует святость, Мария Магдалина - сострадание, Ева - покаяние.

Одно из своих самых выдающихся витражных произведений - «Жизнь Христа» -Дени выполняет в 1919 г. в капелле Приере. Его композиция традиционно основана на символических рядах. В нижнем - «Рождество» -поэтичная сцена появления на свет Спасителя. В среднем - «Причастие», воспринимаемое как мистическое посвящение Христа, принятие на себя жертвенной миссии, где нежные тона и плавные линии «Рождества» сменяются более напряженным ритмом и цветом. Венчающее композицию «Распятие» - кульминация действия, где драматизм достигает апогея. В этом произведении мастер проявляет великолепный декоративный дар, приводя к гармонии все художественные средства и точно выражая настроение и смысл евангельских сцен.

В зрелый период творчества Дени сближается с францисканским орденом. Во время поездок во Флоренцию он часто останавливается около монастыря, где жил и работал Фра Ан-желико. Для Дени он был кумиром, истинным праведником, на которого тот ориентировался в творчестве и служении Богу: «Если для нашего века характерно богохульство, то нужно вернуться к истокам. И средством к достижению этого является возврат к эстетике Фра Ан-желико, который как истинный католик поможет откликнуться на запросы набожных, мистических, любящих Бога душ» [4, р. 63]. Художнику начала XX в. было близко мировоззрение ренессансного мастера. И Дени, и Фра Анжелико отстаивали идеи любви к миру и природе: «Быть францисканцем - это значит

обладать молодостью души, наивностью ребенка, любить природу и животных, видеть в жизни чудо» [5, р. 159]. Оба хоть и являлись глубоко религиозными людьми, не были догматиками, не отвергали земную жизнь, воспевали красоту природы и человека: «... красота - это атрибут божественности. Красота природы - это доказательство бытия Божия» [7, р. 84].

В поздний период творчества Дени особенно плодотворно трудится над украшением храмов. В 1927 - 1928 гг. художник завершает декор церкви Сен-Луи в Венсенне. Он исполняет фреску в апсиде, посвященную французскому королю Людовику XIII и восхваляющую его деяния. Смысловой и пластический центр композиции - «Венсеннский дуб», у ствола которого виднеется фигура Святого Людовика, напоминающая распятого Христа. Его окружает процессия из подданных, пришедших поклониться своему набожному королю и прославить его справедливое царствование. Мастер блестяще передал величавый ритм торжественного шествия через позы, жесты, повороты фигур, показал толпу народа в движении. Жизнерадостная по колориту и исполненная величия композиция воспринимается как гимн благородному королю.

В 1934 г. Дени создает великолепную по живописи фреску в апсиде церкви Святого Духа в Париже. В ее верхней части - небеса с плывущими облаками, где парит, окруженный сиянием, голубь - аллегория Святого Духа. Ниже изображен интерьер храма, в обстановке которого развивается действие. Храмовое пространство разделено на ярусы. В верхней его зоне - летящие ангелы. Ниже располагается ряд с апостолами и святыми. Среди них, в центре, выделяется фигура Богоматери с исходящими от нее мощными лучами света. В нижнем ярусе храма возвышается кафедра, за которой стоят верховные иерархи церкви в праздничных одеждах, перед кафедрой -священники, монахи и ангелы проповедуют верующим и благословляют их. Каждый ярус имеет определенное символическое значение. Венчающий композицию голубь - олицетворение Духовного Абсолюта, ангелы - частички этого Абсолюта, священнослужители - посредники между небесным и земным мирами.

Последняя крупная работа мастера в области церковного искусства - композиции для трансепта базилики в Тононе: «Христос в Гефсиманском саду» (эскиз 1942 г., собрание Д. Дени, Сен-Жермен-ан-Ле) и «Воскресение»

(эскиз 1943 г., частное собрание). В первой композиции Спаситель изображен в момент созерцания и сосредоточенного размышления. «Воскресение» противоположно ей и по построению, и по эмоциональной атмосфере. В отличие от «Христа в Гефсиманском саду», ему свойственна сильная динамичность, создаваемая рисунком извилистых линий. Важное место отводится освещению, которое отличается разнообразием световых вариаций и привносит в образ мистические ноты.

К сожалению, работа в Тононе осталась незавершенной. Жизнь Дени оборвалась в 1943 г., и он так и не смог воплотить свой замысел полностью, а также, возможно, создать еще ряд великолепных ансамблей. Однако к этому времени мастер уже выполнил немало росписей, витражей, картин, графических циклов и оставил после себя богатое творческое наследие.

Религиозные произведения - интереснейшая грань искусства Мориса Дени, которая позволила ему проявить себя не только художником, но и мыслителем. Посредством своих произведений он выражал собственные духовно-нравственные идеалы и философские взгляды на устройство мира.

Дени внес значительный вклад в возрождение церковного искусства. Его декоративные работы опираются на обширный пласт художественных традиций. Под руководством Дени и при его непосредственном участии было создано множество росписей и витражей, украсивших церкви и монастыри Франции и Швейцарии. Религиозные произведения мастера - подлинные шедевры католического возрождения рубежа XIX - XX вв., которыми он «мечтал вернуть веру своему безбожному веку, внедрить ценности религии в самое течение современной жизни» [2, с. 180].

литература

1. Костеневич А.Г. Боннар и художники группы «Наби». СПб. : Аврора, Бурнемут : Паркстоун, 1996.

2. Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве. Франция и Бельгия 1870 - 1900. М. : Изобр. искусство, 1994.

3. Denis M. Histoire de l’art religieux. Paris : Flammarion, 1939.

4. Denis M. Journal. Paris : La Colombe, 1957.

T. 1.

5. Denis M. Leçons et charmes de l’Italie. Paris : Colin, 1933.

6. Denis M. Nouvelles théories sur l’art moderne, sur l’art sacré, 1914 - 1921. Paris : Rouart et Watelin, 1922.

7. Denis M. Théories. Paris : La Colombe, 1964.

Church monumental and decorative art of Maurice Denis

There is given the short characteristics of religious art of Maurice Denis. There is considered a number of the most significant church monumental and decorative ensembles of the master. There is found out Denis’s contribution to Catholic Renaissance of France at the turn of the XIX - XX centuries.

Key words: Catholic Renaissance, gospel plots, religious art, the Holy Writ, Christian symbols, church monumental and decorative painting.

о.Ю. фурман

(Волгоград)

проблема классификации хороводов и цепочных плясок в народной хореографии

Представлена систематизация хороводов по форме пространственного построения и направительному признаку, обосновано использование термина «актема» при описании кинетических элементов хороводно-игровой традиции.

Ключевые слова: хоровод, цепочные пляски, актема, формы кинетики.

Многие фольклористы - те, кто когда-либо обращался к теме хороводов и пытался выявить их специфику в рамках отдельного вида народного творчества и на этом выстроить классификацию, сталкивались с проблемой их систематизации. Е.М. Рогачевская пишет, что во время дифференциации они стали «распадаться на всякого рода смешанные и промежуточные типы» [7, с. 130], которые в силу своих многосоставных и многоаспектных характеристик не укладывались в заготовленную систему «игра, танец, музыка и слово». В результате исследовательница пришла к выво-

© Фурман О.Ю., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.