Научная статья на тему 'Творчество Максимилиана волошина: семантика. Поэтика. Контекст: сб. Статей / под общ. Ред. Проф. С. М. Пинаева. М. : Издательский центр «Азбуковник», 2009'

Творчество Максимилиана волошина: семантика. Поэтика. Контекст: сб. Статей / под общ. Ред. Проф. С. М. Пинаева. М. : Издательский центр «Азбуковник», 2009 Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
86
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Ауэр Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творчество Максимилиана волошина: семантика. Поэтика. Контекст: сб. Статей / под общ. Ред. Проф. С. М. Пинаева. М. : Издательский центр «Азбуковник», 2009»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2011. № 1

Творчество Максимилиана Волошина: Семантика. Поэтика.

Контекст: Сб. статей / Под общ. ред. проф. С.М. Пинаева. М.: Издательский центр «Азбуковник», 2009. 358 с.

«Истинное произведение искусства должно захватывать до такой степени, чтобы нельзя было в первый момент отдать себе отчета, видите ли его, или слышите, или нюхаете, или едите»1, — писал Волошин, определяя таким образом высшую цель искусства. Эта важнейшая манифестация Волошина выросла не только из глобального постижения мирового искусства, но и из собственного художественного опыта. И прежде всего из опыта поэтического. Вся поэзия Волошина пронизана этим стремлением, что порождало могучий лирический гиперболизм, так ярко озаривший Серебряный век. Постижение поэзии М.А. Волошина позволяет раскрыть многие эстетические проблемы этого века, равно как и проследить за судьбами тех художников слова, которые продолжили свой путь за его хронологическими границами.

Ценность и значимость этого научного сборника, посвященного 130-летию со дня рождения М.А. Волошина и составленного в основном из докладов, прочитанных на конференции в Российском университете дружбы народов, заключается прежде всего в том, что все его авторы стремились постичь поэтику Волошина не только как проявление его индивидуального творчества, но и как эстетическую опору для тех закономерностей, благодаря которым обрел художественное бытие Серебряный век.

Эта плодотворная исследовательская интенция отчетливо наметилась в предисловии к сборнику, написанном его редактором С.М. Пинаевым. Справедливо отметив, что «Волошин дал пример уникального совмещения, таинственного соития жизни и поэзии» (с. 7), С.М. Пинаев содержательно раскрыл это основное свойство поэтики М.А. Волошина и поэтики всего Серебряного века в двух своих последующих статьях: «Дозволь не разлюбить врага...» (Мироощущение Волошина в период окончания Первой мировой войны) и «Парижа. строгий плен»: «Французские» истоки творчества М.А. Волошина.

Безусловно, сердцевина обширной художественной системы Волошина — это его поэзия, ставшая поэтому главным объектом изучения почти для всех авторов сборника. И.Г. Киреева рассмотрела теургичность в поэзии М.А. Волошина как воплощение

1 Волошин М.А. Листки из записной книжки // Волошин Максимилиан. Путник по вселенным. М., 1990. С. 42.

«символистской идеи». С.И. Кормилов осуществил детализированное структурное изучение метрики и рифмовки стихотворных надписей М.А. Волошина к своим акварелям. Кроме того, в статье, помещенной в четвертом разделе сборника, С.И. Кормилов продемонстрировал то, как воспринималось творчество М.А. Волошина литературными критиками русского зарубежья в 1920—1930-е гг.: «Волошин в жизни — примиритель крайностей. Но отношение к нему в русском зарубежье нередко было проявлением крайностей» (с. 232).

Ю.Б. Орлицкий дал четкое аналитическое описание волошин-ских гекзаметров, верлибров и квазиверлибров, подчеркивая при этом то, что «поэт находился в постоянном поиске стихотворной формы» (с. 59). О.И. Федотов рельефно и выразительно представил поэтику сонетного мини-цикла «Два демона» и сонетной триады («сонеты-послания и сонеты-ответы»), созданной М.А. Волошиным, Н.С. Гумилевым и Е.И. Дмитриевой.

Особо подчеркну, что все эти исследования — существенное продвижение по трудному пути «стиховедческого обследования всего поэтического наследия М.А. Волошина» (С.И. Кормилов, с. 36).

Нет сомнения и в том, что и все остальные статьи и эссе, вошедшие в аналитический сюжет сборника, открывают новые горизонты в научном постижении поэтического космоса М.А. Волошина. А.С. Карпов, рассматривая соотношение слова и образа, точно и аргументировано определил, что «творимый Волошиным мир — результат воздействия одновременно стихийных сил природы и отчетливо мифологизованной истории» (с. 94).

С такой же точностью и аргументированностью выявлены художественные функции красного цвета в поэтике М.А. Волошина (Е.А Давиденко), «брюсовского подтекста» в венке сонетов «Lunaria» (В.В. Полонский), символики лилового цвета в «Лиловых лучах» (И.Г. Соколова), образа «Аида» (Е.С. Бужор), образов Аполлона и Диониса (М.С. Паленко), «максизма» как философско-жизнетвор-ческой категории (Л.А. Спиридонова), «тайного» и «явного» в компаративном соотнесении цикла А.А. Ахматовой «Шиповник цветет» с «Киммерийскими сумерками» (Н.А. Кобзев), религиозно-библейских мотивов в творчестве М.А. Волошина и Ш. Пеги (А.Т. Семенов), мифологизма в литературной критике М.А. Волошина (Т.Н. Бреева), «мифологемы Востока» (Д.В. Шабашов), мотива «русской усобицы» в контексте художественного мира «Слова о полку Игореве» (А.О. Шелемова), научного мотива «звездного неба» (В.И. Цветков) и «Киммерийского текста» (А.П. Люсый).

Работы И.В. Левичева, выявившего новые детали в творческой истории «Руанского собора», Л.Л. Таймазовой, раскрывшей «интенцию самопознания» в «Истории моей души», К.А. Александровой,

воссоздавшей историю встречи поэта с Василием Суриковым, расширили научный диапазон сборника, как этому расширению способствовали доказательные биографические исследования Л.А. Даниловой, Ю.А. Пустарнакова и Н.В. Савельевой.

Таким образом, в сборнике представлены итоги научного постижения творчества М.А. Волошина последнего десятилетия. Из этого итога становится ясным, что для изучения художественной системы Волошина сделано гораздо больше по сравнению с научным освоением того литературного контекста, который сформировался и продолжает формироваться под влиянием волошин-ского поэтического гения. Этот контекст может быть значительно расширен за счет интенсификации изучения рецепции творчества М.А. Волошина в русской литературе второй половины XX в. и в начале XXI столетия. Ведь сейчас становится совершенно очевидным: влияние художественного мира М.А. Волошина на литературный процесс происходило по нарастающей, что особенно заметно в русской литературе на стыке этих веков.

И, конечно, в таком крупномасштабном сборнике не лишними были бы именной и предметный указатели (это дало бы панорамное видение как творчества самого М.А. Волошина, так и всего Серебряного века), но это обстоятельство не бросает даже легкой тени на представленное коллективное исследование, благодаря которому поэтический космос М.А. Волошина раскрыл еще несколько своих тайн.

А.П. Ауэр

Сведения об авторе: Ауэр Александр Петрович, докт. филол. наук, профессор кафедры литературы ГОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт». E-mail: a.auer@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.