Научная статья на тему 'Международная конференция стиховедов'

Международная конференция стиховедов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
159
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная конференция стиховедов»

между программными положениями статьи В. Майкова «Романы Вальтера Скотта» и процессом формирования реалистического типа исторического романа в творчестве Толстого.

Заметной на конференции стала серия докладов о международных связях творчества писателя. А. Полосина (Ясная Поляна) сравнила взгляды Толстого и французских энциклопедистов на роль случая в истории. Л. Мамедова (Махачкала) предложила синхронное рассмотрение центральных женских образов в романах «Мадам Бовари» и «Анна Каренина». Проблему телесности на материале произведений Толстого, Руссо и Мопассана осмысляла И. Лукьянец (Санкт-Петербург). Концептуальный характер имел доклад Ф.-Г. Терие (Франция) об эволюции восприятия Толстого французской критикой (Ламартин, братья Гонкуры, Золя, Фаге, Брюнетьер, Леметр, Пруст). Об обращениях датских писателей (Бликсен, Кьеркегор, Нексе, Андерсен) к творчеству Толстого поведал Д. Моллер-Андерсен (Дания). Соображениями о проблемах перевода «Анны Карениной» на тамильский язык поделилась Р. Ба-ласубраманиан (США). Преломлению толстовских этических идей в испаноязычной литературе Латинской Америки было посвящено сообщение Н. Мельниковой (Москва), сам же феномен толстовства в его внутренней неоднородности явился предметом выступления С. Жука (США).

Органичными составляющими конференции стали презентация новых изданий о Толстом - в частности, новейших яснополянских сборников1, а также насыщенная культурная программа, включившая в себя экскурсии по памятным местам Ясной Поляны, Тулы и поездку в Поленово.

1 Лев Толстой и мировая литература: Мат-лы V Междунар. науч. конф., проходившей в Ясной Поляне 12-16 августа 2007 г. Тула, 2008; Яснополянский сборник - 2008: Статьи, материалы, публикации. Тула, 2008.

И.Б. Ничипоров

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2009. № 1

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ СТИХОВЕДОВ

C 23 по 29 июня 2008 г. в Институте русского языка им. В.В. Виноградова РАН состоялась IX Международная конференция «Славянский стих: стиховедение и лингвистика». Проведение конференций, посвященных актуальным проблемам исследования

славянского стиха, было начато М.Л. Гаспаровым, и девятая конференция стала первой, прошедшей без его участия.

География конференции масштабна: доклады представляли не только российские ученые и коллеги из ближнего зарубежья, но и слависты из Великобритании, Германии, США и Финляндии. Среди московских участников было немало лингвистов и литературоведов из Московского университета: проф. Л.В. Златоустова, проф. С.И. Кормилов, ряд молодых стиховедов.

Работа традиционно велась по секциям, последовательно сменявшим друг друга. На этот раз конференцию открывала секция «Метрика и ритмика», также были представлены секции «Морфология, синтаксис, лексика», «Интонация и фонетика», «Рифма, строфика», «Проблемы теории стиха», «Семантика» и «Алгоритмический анализ стихотворного текста».

Во вступительном слове почетный председатель Джеймс Бейли подчеркнул возрождение научного интереса к стиховедению и отметил большой приток молодых ученых в эту область филологии.

Наибольшее количество докладов прозвучало в рамках заседаний секции «Метрика и ритмика».

В докладе, посвященном эпическому стиху четырех поколений сказителей в семье Рябининых, Дж. Бейли (США) рассмотрел словесный ритм в былине «Вольга и Микула» в целых девяти вариантах, записанных шестью собирателями на протяжении почти восьмидесяти лет. Вывод, который он делает, таков: каждый исполнитель реализует свой собственный вариант ритма этого 3-акцентного размера так, как литературные поэты создают свое ритмическое выражение определенного литературного размера. Исследователь даже напел несколько строк из былины, чтобы слушатели могли приблизительно представить, как это звучало в исполнении Рябининых.

Доклад британского слависта Ч. Джейджа «Хореический окта-метр в русской поэзии от символистов до Мандельштама» был посвящен истокам и эволюции 8-стопного хорея в поэзии Серебряного века, отдельно рассматривались переводы баллады Э. По «Ворон». М.В. Акимова (Москва) представила классификацию сдвигов метрического ударения на примерах русской поэзии и «Божественной комедии» Данте, сделав вывод о силлабо-тонической основе ее стиха. Этот доклад вызвал оживленную дискуссию участников. В выступлении Е.В. Хворостьяновой (Санкт-Петербург) «Соотношение лингвистических и экстралингвистических факторов в формировании и функционировании стихотворного ритма» ставились вопросы о необходимости новых методов и взаимодействия различных наук в стиховедении, обсуждалось участие информантов в анализе фольклорных текстов.

М.А. Красноперова (Санкт-Петербург) познакомила слушателей с результатами исследования тыняновского понятия «теснота стихо-

15 ВМУ, филология, № 1

вого ряда» на материале поэзии Пушкина соответственно ее теории реконструктивного моделирования стихосложения. Согласно модели порождения и восприятия ритмической структуры стихотворного текста (МПВ), одним из существенных факторов, приводящих к ее возникновению, являются ударения длинных (пиррихиеобразу-ющих) слов. Каждое из них сокращает окрестности сильных мест. На основе этих соображений автором было обнаружено, что еще до начала действия открытого К.Ф. Тарановским закона регрессивной акцентной диссимиляции, около середины XVIII в., в ритмике 4-стопного ямба начался процесс постепенного повышения частоты ударений на втором сильном слоге и ее понижения на первом и третьем. Выдвинута гипотеза о том, что закон является следствием этого процесса.

С.И. Кормилов (Москва) привел многочисленные и разнообразные примеры двусложниковой и трехсложниковой метризованной прозы 60-90-х гг. ХХ в. - в основном небольших текстов, не связанных с традицией Андрея Белого (кроме единственного случая П.Г. Антокольского 1971 г.). В докладе Ю.Б. Орлицкого (Москва) были представлены современный поэтический сборник «Pro Forma» Константина Мозгалова и цикл «Форум форм» Александра Кондра-това, являющиеся одновременно и хрестоматиями по стиховедению, тем самым продолжающие «Опыты» В. Брюсова.

И. Карловский (Эстония) посвятил свой доклад проблеме вольного и свободного стиха у М. Волошина, а его соотечественник В. Семенов поделился наблюдением над особенностями позднего неклассического стиха И. Бродского.

В докладе И.И. Нещеретова (Москва) был представлен обширный материал по ритмике 6-стопного ямба в поэзии ХХ в. Н.Н. Клюева (Москва) продемонстрировала метрические особенности русской рок-поэзии 1980-х гг.; отдельно рассматривалось функционирование тонического стиха в песенной поэзии.

Э.А. Толпина (Германия) развернула картину особенностей не славянской, а франкоязычной поэзии Алжира, вскрыв ее истоки, тенденции, взаимодействие с французской поэзией и местными поэтическими традициями.

Секция «Интонация и фонетика» была представлена лишь двумя докладами, но вызвавшими оживленное обсуждение. Доклад Л. В. Златоустовой (Москва) «Роль параметров интонации в формировании силлабо-тонического стиха» касался вопросов интонирования при чтении стихов и прозы и сопровождался иллюстративным материалом, полученным в ходе эксперимента, доказавшего, что носитель языка по-разному интонирует прозу и стих при чтении. Было отмечено также, что основу звучащего компонента силы эмоционального воздействия создает расширение диапазона спектра звуков, усиление их формант, замедление темпа и его неоднородность, выделение ударного слога, и это подчеркивает значение ритмической

организации строки. Г.В. Векшин (Москва) коснулся теоретических проблем, связанных с понятием «аллитерация», предложил новый взгляд на функцию звуковых повторов в стихе.

В секции «Морфология, синтаксис, лексика» были представлены одиннадцать докладов, затронувших различные вопросы об использовании языковых средств в стихе. С.А. Матяш (Оренбург) представила результаты исследования использования переносов на материале коротких и ультракоротких стихов. ДокладМ.В. Буяковой (Самара) касался распределения сочинительных и подчинительных синтаксических связей в стихе и прозе. На материале русской и французской поэзии доказывалось, что в стихе преобладает сочинительная связь, в то время как в прозе - подчинительная. Совместный доклад Л.Л. Шестаковой и А.С. Кулевой (Москва) был посвящен эволюции употребления усеченных прилагательных в русской поэзии ХУШ-ХХ вв. В выступлении финского ученого Х. Виимаран-та рассматривались грамматические и неграмматические рифмы Б. Слуцкого.

К.Ю. Тверьянович (Санкт-Петербург) продемонстрировала использование ритмико-синтаксических клише в русском 4-стопном ямбе начала ХХ в.

Категорию залога в современной поэзии рассмотрела в своем докладе Л.В. Зубова (Санкт-Петербург), вопросы номинативного письма в поэтическом метатексте осветил А.Н. Черняков (Калининград), систему метафор и сравнений в словаре - З.Ю. Петрова (Москва). Также рассматривались особенности стиха В. Маяковского (Г. Утгоф, Эстония - США), М. Цветаевой (Т.В. Цвигун, Калининград), М. Кузмина (А.В. Гик, Москва).

На заседании секции «Алгоритмический анализ стихотворного текста» были зачитаны четыре доклада, посвященные очень актуальной в современной филологии теме исследования стиха с точки зрения математических методов. И.А. Пильщиков и А. С. Старостин (Москва) представили работу об автоматизированной лингвостиховедческой разметке русских поэтических текстов. Д.В. Сичинава (Москва) также коснулся проблемы стиховедческой разметки русских стихотворений и поэм. В докладе С.Н. Андреева (Смоленск) рассказывалось о квантитативном исследовании динамики стиля М.Ю. Лермонтова.

А.В. Козьмин (Москва), подобно Э.А. Толпиной, свое выступление посвятил не славянскому стиху, а полинезийскому, точнее, типологии стихосложения на полинезийских языках и применению к нему коэффициента вариации.

В секции «Рифма, строфика» были представлены четыре доклада, посвященные главным образом поэзии ХХ в. и современному литературному процессу. А.С. Белоусова (Москва) предложила подробное рассмотрение развития октавы после выхода в свет

поэмы А.С. Пушкина «Домик в Коломне» на примерах творчества поэтов Х1Х-ХХ вв. Поэзии Х1Х-ХХ вв. было также посвящено исследование А.Э. Скворцова (Казань) «Строфа четырехстопного хорея ААбВВб». Особенно подробно была разобрана поэма Олега Чухонцева «Свои».

В докладе Е.И. Жуковой (Москва) были рассмотрены тенденции развития рифмы и каталектики в песнях и стихотворениях Владимира Высоцкого, направленные к преобладанию точных и богатых рифм во всех его произведениях. В.П. Рагойша (Белоруссия) в докладе «Сонет и сонетные архитектонические структуры в современной белорусской поэзии» проанализировал большой корпус сонетов в творчестве многих белорусских авторов.

Большая секция «Проблемы теории стиха» объединила главным образом московских исследователей, в том числе и из МГУ.

Доклад Т.М. Николаевой (Москва) «Повторы и стих» состоял из двух частей. В первой рассматривались два стихотворения с ярко выраженными повторами — «Баллада о прокуренном вагоне» А. Ко -четкова и «Типичный случай» И. Уткина. Вторая половина доклада была посвящена фольклорному стиху и повторам в нем, связанным, в частности с сакральным взглядом на мир, свойственным народному творчеству.

Т.В. Скулачева (Москва) познакомила коллег с некоторыми моментами отличительных черт стиха по сравнению с прозой и представила доказательства того, что деление стихотворного текста на строки - не просто графика, что в этом есть немалая психологическая составляющая и определенные синтаксические закономерности.

Весьма обобщенная проблема была поставлена Н.В. Перцовым (Москва) в докладе «К формализации понятия "силлабо-тонический метр"».

В ярком сообщении С.И. Гиндина (Москва) «Использование пространства в уличных объявлениях и генезис стиховой организации» на примерах современной рекламы демонстрировались различия между стихотворным текстом и случайно разделенными на строки словами рекламных объявлений.

Не обошлась секция и без исследования пушкинского стиха. В докладе С.Е. Ляпина и М.С. Флоринской (Санкт-Петербург) рассматривался роман в стихах «Евгений Онегин» с точки зрения проблемы поэтики жанра. О стихосложении того же времени говорилось в сообщении С.Г. Болотова (Москва) об акцентных дублетах типа собрал - собрал в русском языке конца XVIII - начала XIX в.

Современная литература была представлена докладом К. А. Го -ловастикова и В. С. Белоусовой (Москва) о «стихах на карточках» Льва Рубинштейна, рассмотренных с точки зрения теории стиха М.И. Шапира. 228

В докладах секции «Семантика» вопросы семантики освещались с точки зрения новых достижений современного стиховедения.

В содержательном выступлении О.А. Фоминой (Оренбург) «Проблема "метр и смысл" в авторской песне» рассматривались семантические ореолы метров в песенной поэзии В. Высоцкого, Б. Окуджавы и А. Галича, сравнивались обращения к различным семантическим оттенкам и традициям. Т.Б. Шлюшенкова (Санкт-Петербург) раскрыла связь между смыслом слова и его позицией в стихотворной строке на материале «Евгения Онегина». В докладе А.В. Радионовой (Смоленск), заявленном с широким заглавием «Лирическая ситуация как структурная единица мотивного уровня в лирике (на примере русской лирики Х1Х-ХХ вв.)», анализировались только лирические ситуации и их сочетания в лирике Н. Гумилева, зато подробно и интересно. Доклад Р. Айзлвуда (Великобритания) был посвящен поэтике монотонии, раскрывавшейся на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова «И скучно и грустно».

Соотношению стиха и прозы в семантическом аспекте были посвящены доклады А.Г. Степанова (Тверь) и В.И. Киммельмана (Москва).

Совместный доклад Н.В. Перцова и И.А. Пильщикова (Москва) касался вопросов текстологии стиха пушкинской эпохи.

Все доклады на конференции сопровождались оживленными дискуссиями и вызвали много вопросов со стороны слушателей. Большая часть материалов будет опубликована в солидном сборнике «Славянский стих», регулярно выходящем по итогам одноименных конференций и представляющем большую ценность и интерес для современных стиховедов.

Е.И. Жукова, Н.Н. Клюева

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2009. № 1

«ГОЛОСА РУССКОЙ ПРОВИНЦИИ»

17 августа 2008 г. в поселке Борисоглебский Ярославской области состоялись VI Васильевские чтения «Голоса русской провинции»1. Эта конференция посвящена памяти талантливого борисоглебского поэта, переводчика и критика Константина

1 Материалы предыдущих конференций представлены в сборниках: Голоса русской провинции: Мат-лы науч. докл. на IV Областных Васильевских чтениях. Ярославль, 2006; Голоса русской провинции: Мат-лы науч. докл. на V Областных Васильевских чтениях. Вып. 2. Ярославль, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.