Научная статья на тему 'Творчество как проявление духа'

Творчество как проявление духа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
169
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творчество как проявление духа»

С моей точки зрения, именно эта организационная и педагогическая деятельность говорит о практической направленности научной работы ученого "площади", каковым

является Валерий Александрович Дмитриенко.

* * *

Естественно, приведенная в данном очерке типология научной личности упрощена и не включает переходных типов между крайними типажами. Не полон также проведенный анализ: необходимо детальное исследование психических характеристик различных типов научной личности, анализ отношений с социальным окружением, изучение личности ученого и т.д. Но автор надеется, что к 70-летию В А Дмитриенко, он все недостатки этого полушутливого очерка исправит, а в заключение хочет пожелать здоровья, счастья и долгих лет жизни юбиляру.

К.ф.п., "ЪшяшшГ Степанов A.A.

ТВОРЧЕСТВО КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ДУХА

Социальные, культурные процессы в современном обществе ведут к тому, что основной ценностью эпохи становится само полагание ценностей, сам процесс движения, ситуация изменчивости, подвижности. И этот процесс «переоценки ценностей» проявляется в различных факторах культуры, из которых наиболее существенны, а) изменение типа экономики, б) коммуникаций, в) возрастание экзистенциальной составляющей мышления по сравнению с его социальной обусловленностью в общественном сознании, (К. Манхейм), г) изменение содержания функции свободного времени и досуга с ориентировкой на образование и самообразование. В свою очередь, влияние этих факторов проявляется в принципиальной смене функций социальных институтов общества ( не только образовательного), от функций поддержки, регулирования, давления или идеологии они все больше ориентируются на создание потенциальных возможностей развития личности и общества, что ведет с одной стороны, к деструкции многих устойчивых связей и отношений в обществе, а с другой - к принципиальной возможности для индивида выбора собственной жизненной стратегии, к качественно новому состоянию личности. Это качественно новое состояние человека в процессе его самосознания и самоопределения - по сравнению с самосознанием такового в прошлом проявляется в интенсификации человеческой активности во всех сферах жизни, в «освящении» внутренних качеств личности, в придании ценности спонтанности, жизненному порыву и т.д. Это качественно новое состояние проявляется, в частности, в выдвижении на первый план ценности «развития»: развития личности, мышления, сознания, общества, цивилизации, культуры и т. д. Если категория «развитие» указывает на существование определенных ценностей в современной культуре, субъектом которых может выступать индивид, группа, система, общество, то средством или методом развития, как правило, выступает творчество

Таким образом, говоря о творчестве, мы всегда обязаны соотносить этот тип активности с культурными ценностями эпохи, с глубинными процессами как сознательной, так и подсознательной активности, которые для самого субъекта могут быть неожиданными и непредвиденными.

Рассмотрим характерные признаки творчества как особого вида человеческой активности, его специфические особенности. Творчество очень близко напоминает игру в силу его особой неуловимости и спонтанности. Как говорил Е. Финк, «осмыслить игру -все равно, что грубыми пальцами схватить крыло бабочки В напряженном соотношении игры и мышления парадигматически выражается общее противоречие между непосредственностью жизни и рефлексией, между в-себе-бытием и понятием, между экзистенцией и сознанием, между мышлением и бытием... Творческая деятельность есть блаженное настоящее, не приносящее себя в жертву отдаленному будущему»8 Это подводит нас к первой существенной черте творчества, или феномену творчества:

1. Парадокс как движущая сила творческой активности. Парадокс, использование нетривиальных аналогий, свежего, непредвзятого взгляда - как метод решения сложных проблем, требующих быстроты реакции (мозговой штурм) давно известен в области научной методологии. Парадокс как феномен творчества помогает раскрыть следующую существенную черту творческой активности

2. Способность сочетания интеллектуальной работы высокой степени абстракции с эффективным использованием реальных жизненных знаний, обыденного опыта в творческом акте. Ясно, что достижение цели посредством творческой деятельности возможно только при наличии объективного потенциала - физического, эмоционального, интеллектуального. И в этом аспекте образование в современном мире приобретает первостепенную значимость в том плане, что целые пласты культурной жизни общества должны перейти во внутреннее достояние личности. Однако это лишь необходимое условие творчества, достаточное же обеспечивает следующая существенная черта творчества, динамизм

3. Динамизм подчеркивает принципиально уникальный характер творческого процесса - его незапланированность, спонтанность, отсутствие насилия и адекватность действий смыслу деятельности, обеспечение целостности в структуре личностного прожива-

Ценность определенного вида деятельности переносится с результата на процесс, имманентный внутренней духовной жизни личности.

Что же объединяет все эти характеристики (парадоксальность, сочетание абстракции и жизненных реалий, динамизм) в единый осмысленный процесс, называемый творчеством9 Здесь мы воспользуемся эвристическим приемом иллюстрации - если проследим на конкретном примере, чем обеспечивается это единство, воспользовавшись очень удобным случаем - обратим внимание на яркий образец творческой личности - Валерия Александровича Дмитриенко. Его редчайшее в наше время качество - способность прощать даже личных недоброжелателей и не держать зла - позволяет мне надеяться на снисхождение за эту вольность.

Что касается первой характеристики творчества - парадокса. Как мы видим, настоящий семинар - прекрасный пример творческого подхода В А. Дмитриенко. Что это: научное собрание, праздник или торжественное заседание? И то, и другое, и третье, и ни то, ни другое, ни третье, а вообще, каждый считает, как хочет, и в целом событие в этом месте в это время - парадокс. Валерий Александрович - мастер парадокса: ему ничего не стоит поставить любого слушателя в тупик. Это делает его непревзойденным в данном аспекте педагогом и учителем Дмитриенко - мастер парадокса в жизни (это доказывает вся его жизнь), - в науке (создать новое направление, поставить проблему, озадачить специа-

8 Финк Е. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии . М. 1988,

с. 391.

листа, ввести в шок соискателя), - в общении (отталкивание и притяжение, в чем мог убедиться каждый, кто хоть раз имел дело с юбиляром)...

Сочетание высокой абстракции с наличной практикой - следующая особенность творчества - ярко проявляется даже в повседневной жизни Валерия Александровича. Без осознания этого его качества трудно объяснить, как ему удается совместить интерес к философии, истории с интересом к театру, и морскому флоту, живописи и политике, абстрактным теориям и преданиям старины глубокой, колдунам и летающим тарелкам. И не только интересоваться этими и многими другими вещами, но и уметь добывать и использовать потенциал различных сфер жизни, куда обычному человеку доступ просто закрыт. Уникальная способность сочетать страстный интерес к абстрактным областям и живому вот-тут-сидящему человеку, каков бы он ни был, со всеми его достоинствами и недостатками, горестями и радостями, способность видеть реальность через высоты абстракции позволяет Дмитриенко осуществлять творчество высшего пилотажа, воспитывать учеников, готовить кандидатов, докторов наук, ученых, управленцев.

Динамизм (третья характеристика творчества), который скрывает в себе талант В. А. Дмитриенко, проявляется в усилении обычных, средне-статистических качеств, что делает их сверхкачествами: сверх-активность, сверх-ответственность, сверх-чувствительность, сверх- и, позвольте не продолжать... Именно этот динамизм позволяет Валерию Александровичу опережать мысль коллег, видеть далекие перспективы, создавать условия для успешного продвижения вперед. Этот же динамизм является иногда источником непонимания и даже конфликтов. Когда все эти «сверх» концентрируются в одной пространст-венно-временной координате, то человеку, не знакомому с таким потенциалом динамизма приходится иногда испытать легкий (а может и не очень) шок при первом общении с Валерием Александровичем. Этот динамизм позволяет Дмитриенко включить в фокус своих интересов как самые различные области знания, так и реальную жизнь во всем ее многообразии, а орбита его деятельности выходит не только за пределы области, региона, страны, но охватывает как Ближнее, так и Дальнее Зарубежье.

Возвращаясь к поставленному выше вопросу, что может объединить эти характеристики творческой активности, что является связующим элементом этих «несовместимых» качеств, задающих неповторимое единство и целостность личности-творца, приходится предположить, и я думаю, что с этим можно согласиться, наличие некоего дополнительного «измерения» - которое можно назвать нравственно-духовным стержнем личности и который, с одной стороны, предохраняет личность от негативных явлений, а с другой -задает масштаб и глубину всем другим сферам жизни. Ведь что означает другое измерение? Если две линии в плоскости не пересекаются (несовместимы), то они будут совместимы в пространстве, то есть при добавлении дополнительного измерения.

В свете духа становятся объяснимыми парадоксальные интересы Валерия Александровича в различных областях, живое участие к судьбе различных людей, сочувствие и сострадание (которое равновелико с собственным чувством и страданием). Становится понятным, каким образом совершенно различные категории людей входят в круг интересов Валерия Александровича. Ненависть к лицемерию и фальши, высокая требовательность к себе и другим, честность, честь и достоинство - эти черты определяют и его собственную стратегию, политику взаимоотношений с людьми и обществом, направление творческой активности. Если Дмитриенко дал слово, то он его сдержит, что определяет как сверхответственность, так и сверхчувствительность в отношении этого.

Этот духовно-нравственный стержень объединяет и объясняет творчество Дмитриенко в самой сложной области - области человеческих отношений, в педагогике, образо-

вании, науке Принуждением нельзя заставить человека быть моральным Люди, отягощенные политикой, а не духом, в конце концов погрязают в мелочах, оказываются не способными подняться до высот творчества - творения окружающего мира и себя в нем.

Таким образом, выявляя специфику творчества на ярком примере творческой личности, мы нашли, что ключ к решению проблемы находится в системе духовно-нравственных ориентиров. В свою очередь, эта система непосредственно связана с моральными установками того или иного общества, со всей суммой его обычаев, традиций и норм, определенного уклада жизни в конкретной культуре. Здесь отчетливо фиксируется взаимная обусловленность и диалектика индивидуального и общего, личностного и социального, где творчество выступает как фундаментальная особенность нашего бытия, как способ человеческого общения с возможным, проживание возможности как реальности, задавая масштаб внутреннего напряжения этого общения, уникальный для отдельной личности.

Таким образом, творчество, находя реализацию в сфере наличного бытия, оказывается проявлением духа личности.

д. ф. н., благодарная ученица Люрья H.A.

Раздел 2.

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА

НАУКА В СМЫСЛОВОМ ПОЛЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

А.К. Сухотин (ТГУ)

Культура как совокупность вещественных и духовных ценностей, как вторая, над-биологическая природа всегда оказывала воздействие на развитие науки, также являющейся частью культуры. Но в наше время, на рубеже веков это воздействие стало особенно определяющим. И тому есть свои причины.

Эволюция науки отмечена постоянным нарастанием активности познающего субъекта. Это характерно для развития философской мысли и для прогресса естественнонаучного знания

Не затрагивая процессы в самой философии, остановимся на особенностях повышения факта активизации деятеля науки в процессах освоения мира.

Особенно заметной эта линия становится в связи с созданием концепций неевклидовых геометрий. Характерно, что идеи неевклидовых пространств появились одновременно у нескольких исследователей - Гаусса, Бойяи, Лобачевского. Появились на очень небольшом временном отрезке начала XIX века и независимо друг от друга. Это и говорит определенно о том, что к тому времени в социокультурном поле того времени созрели условия, содействующие выдвижению новой теории геометрии. Прежде всего, конечно, условия в самой геометрии и ее ближайшем математическом окружении, но также очевидно и в дальних участках знания, в общей культурной атмосфере.

В пользу подобного утверждения говорит и тот факт, что еще во второй половине XVIII века идею неевклидовой геометрии высказал французский математик Лежандр. И

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.