8. Азизова М.А. Мотивация в обучении. Экономика и социум. 2021, № 5-1 (84): 76-80.
9. Дубинина ГА., Кондрахина Н.Г. Последовательность реализации задач профессионально ориентированной подготовки по иностранному языку в нелингвистическом вузе. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2016; № 14 (753): 135-143.
10. Касаткина Н.Н., Личак Н.А. Профессионально ориентированный подход к изучению иностранного языка бакалаврами неязыковых факультетов. Ярославский педагогический вестник. 2022; № 1 (124): 74-79.
11. Ткачева И.А., Лазарева М.В., Яковлева Л.В. Обучение студентов вуза профессионально ориентированному иноязычному общению. Человек и образование. 2022; № 4: 142-149.
12. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. Москва: Просвещение, 1984. References
1. Dem'yanenko M.A., Lejfa M.A. Inoyazychnoe obschenie kak osnova professional'noj podgotovki buduschih inzhenerov v vuze: sbornik trudov konferencii. Pedagogika i psihologiya: perspektivy razvitiya: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary: Centr nauchnogo sotrudnichestva «Interaktiv plyus», 2021: 39-42.
2. Obrazcov P.I., Ivanova O.Yu. Professional'no orientirovannoe obuchenie inostrannomu yazyku na neyazykovyh fakultetah vuzov. Orel: Orlovskij gosudarstvennyj universitet im. I.S. Turgeneva, 2005.
3. Matuhin D.L. Professional'no orientirovannoe obuchenie inostrannomu yazyku studentov nelingvisticheskih special'nostej. Yazykikultura. 2011; № 2 (14): 121-129.
4. Gal'skova N.D. Sovremennaya metodika obucheniya inostrannomu yazyku: posobie dlya uchitelya. Moskva: ARKTI Glossa, 2000.
5. Staroverova N.P., Petrova O.N. Obuchenie studentov bakalavriata inoyazychnomu govoreniyu na baze professional'no orientirovannyh tekstov. Vestnik MGLU. 2016; Vypusk 14 (753): 105-115.
6. Zabolotskaya A.R., Bagmanova N.I. Formirovanie professional'nyh i obscheprofessional'nyh kompetencij studentov neyazykovyh special'nostej posredstvom obucheniya akademicheskomu pis'mu na anglijskom yazyke. Nauchnye problemy resheniya problem innovacionnogo razvitiya: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa: A'ETERNA, 2017; Ch. 3: 132-135.
7. Bordovskaya N.V., Rean A.A. Pedagogika: uchebnik dlya vuzov. Sankt-Peterburg; Moskva; Har'kov: Piter, 2000.
8. Azizova M.A. Motivaciya v obuchenii. 'Ekonomika i socium. 2021, № 5-1 (84): 76-80.
9. Dubinina G.A., Kondrahina N.G. Posledovatel'nost' realizacii zadach professional'no orientirovannoj podgotovki po inostrannomu yazyku v nelingvisticheskom vuze. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. 2016; № 14 (753): 135-143.
10. Kasatkina N.N., Lichak N.A. Professional'no orientirovannyj podhod k izucheniyu inostrannogo yazyka bakalavrami neyazykovyh fakul'tetov. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2022; № 1 (124): 74-79.
11. Tkacheva I.A., Lazareva M.V., Yakovleva L.V. Obuchenie studentov vuza professional'no orientirovannomu inoyazychnomu obscheniyu. Chelovekiobrazovanie. 2022; № 4: 142-149.
12. Stronin M.F. Obuchayuschie igry na urokeanglijskogoyazyka. Moskva: Prosveschenie, 1984.
Статья поступила в редакцию 17.02.24
УДК 37.036.5
Guryanchik V.N., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Yaroslavl State Pedagogical University n.a. K.D. Ushinsky (Yaroslavl, Russia),
E-mail: [email protected]
Vereskova A.Yu., MA student, Yaroslavl State Pedagogical University n.a. K.D. Ushinsky (Yaroslavl, Russia), E-mail: [email protected]
CREATIVITY AS THE BASIS OF SUBJECTIVE WELL-BEING: A THEORETICAL AND METHODOLOGICAL REVIEW OF RESEARCH. The article discusses theoretical and methodological approaches to the formation of subjective well-being through creative activity, which the authors consider to be a predictor of stochastic success in the life of various age groups. The purpose of the article is a brief theoretical review of psychological and pedagogical research on the influence of creativity and creativity on the subjective well-being of individuals of various age groups. A review of research suggests that a person at any age experiences a state of satisfaction from activity when he applies a creative approach, regardless of the degree of achievement of the goal, that is, the creative process itself is considered as a state of subjective well-being. The work has an interdisciplinary character and is written at the intersection of psychology and pedagogy, which makes it possible to further use the indicator of the subjective well-being of students as a basis for constructing a creatively developing educational environment.
Key words: creativity, creativity, self-development, subjective well-being, psychological well-being, creatively developing educational environment
В.Н. Гурьянчик, канд. ист. наук, доц., Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского, г. Ярославль,
E-mail: [email protected]
А.Ю. Верескоеа, магистрант, Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского, г. Ярославль,
E-mail: [email protected]
ТВОРЧЕСТВО КАК ОСНОВА СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ
В статье рассматриваются теоретико-методологические подходы к формированию субъективного благополучия посредством творческой деятельности, которую авторы считают предиктором стохастичности успешности в жизнедеятельности различных возрастных групп. Целью статьи является краткий теоретический обзор психолого-педагогических исследований, посвященных влиянию творчества и креативности на субъективное благополучие личности различных возрастных групп. Обзор исследований говорит о том, что личность в любом возрасте испытывает состояние удовлетворенности от деятельности в том случае, когда применяет творческий подход, независимо от степени достижения поставленной цели, то есть сам творческий процесс рассматривается как состояние субъективного благополучия. Работа имеет междисциплинарный характер и написана на стыке психологии и педагогики, что позволяет в дальнейшем использовать показатель субъективного благополучия обучающихся как основу для конструирования творчески развивающей образовательной среды.
Ключевые слова: творчество, креативность, саморазвитие, субъективное благополучие, психологическое благополучие, творчески развивающая образовательная среда
Актуальность исследования обусловлена рядом факторов. В современном мире понимание субъективного благополучия приобретает особую актуальность, в частности в контексте динамичных изменений в современном обществе. В связи с этим возрастает и потребность в теоретическом анализе влияния творчества и креативности на субъективное благополучие представителей различных возрастных категорий - от школьников до людей пожилого возраста. В этой связи на первое место выходит конативный компонент, связанный с функционированием личности в социуме и субъективными переживаниями степени достижений субъективных ожиданий. Как отмечает В. Сивакова, «нужно смотреть не на то, как люди чувствуют себя (счастье, удовольствие и удовлетворение), а на то, насколько хорошо они функционируют и как они переживают» [1]. В этой связи творчество рассматривается как один из факторов достижения субъективного благополучия.
Психолого-педагогический конструкт субъективного благополучия предполагает неделимость самого состояния удовлетворенности с технологиями его достижения. Другими словами, субъективное благополучие как социально-психолого-педагогический конструкт есть определенный деятельностный результат процесса освоения и усвоения креативных методик личностного саморегулирования, позволяющего не только быть счастливым от полученного, но и наслаждаться самим процессом, «играя на повышение».
Введенные в научный оборот термины «субъективное благополучие» и «психологическое благополучие» представляют собой концептуальные категории, часто используемые в психологических исследованиях, но их разграничение может быть вызвано различными трактовками исследователей. Субъективное благополучие рассматривается как эмоционально-оценочное отношение индивида к различным аспектам своей жизни, включая личность, взаимоотношения
с окружающими и важные процессы в его жизни. Это отношение выражается в удовлетворенности жизнью, ощущении счастья, а также в соответствии с усвоенными нормативно-ценностными представлениями об «удачной» внешней и внутренней среде. Как отмечает Д.А. Леонтьев, «субъективное благополучие -это субъективная шкала, обобщенно оценивающая суммарный баланс положительных и отрицательных эмоций и когнитивных оценок жизни в целом, как она ощущается на данный момент жизни» [2, с. 26].
Психологическое благополучие, согласно Э. Динеру, включает в себя компоненты удовлетворенности, положительных и отрицательных аффектов. Он подчеркивает, что субъективное благополучие является частью психологического благополучия, представляя собой более широкий конструкт [3]. Таким образом, психологическое благополучие включает в себя не только эмоциональные аспекты, но также удовлетворенность и успешность, продуктивность и общее психологическое состояние индивида.
Субъективное благополучие в данной интерпретации рассматривается как часть системы аффективно насыщенных представлений и отношений, выражающихся в позитивном восприятии собственной жизнедеятельности и качества жизни. Это разграничение понятий предоставляет основу для более точного анализа взаимосвязи творческого мышления и субъективного благополучия в различные периоды жизнедеятельности личности.
Цель и задачи исследования связаны с определением влияния творческой деятельности на субъективное благополучие различных возрастных групп населения. В рамках этой цели ставятся следующие задачи: осуществить систематизацию научных данных, касающихся воздействия творчества на субъективное благополучие личности; выявить особенности влияния творческой деятельности на субъективное благополучие личности; изучить общие закономерности влияния творчества на субъективное благополучие личности.
Научная новизна исследования заключается в уточнении понятия «субъективное благополучие» с точки зрения участия личности в творческой деятельности и обосновании потенциальных возможностей творчества как эмоциональной доминанты.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости создания модели по формированию субъективного благополучия личности путем развития творческих способностей и активной созидательной деятельности. Эта модель будет основываться на принципах и методах современной психологии и теории обучения, найдет активное применение в педагогической практике.
В первую очередь стоит обратить внимание на широкий спектр образовательных и социокультурных контекстов, в которых развивается творческая активность. Важно рассмотреть влияние творчества как средства самовыражения и саморазвития на субъективное благополучие школьников, студентов и представителей пожилого поколения. В данном контексте особое внимание уделяется выявлению того, как творческий процесс может способствовать формированию положительного эмоционального состояния, укреплению социальных связей и общественной активности внутри каждой возрастной группы.
В условиях быстрого развития и многозадачности, характерных для современного общества, особое внимание уделяется творческому мышлению учащихся младших классов и его взаимосвязи с субъективным благополучием. Это важное направление исследования обусловлено не только потребностью в креативно мыслящих индивидах, способных справляться с вызовами современной жизни, но и важностью понимания того, как эти факторы влияют на удовлетворенность учащихся школьной жизнью.
Субъективное благополучие, рассматриваемое как ресурс личности и показатель успешности школьного обучения, становится ключевым элементом анализа. Исследование соотнесения творческого мышления и субъективного благополучия в младшем школьном возрасте, представленное в статье РМ. Байрамян и К.С. Чулюкина, стремится заполнить пробелы в знаниях, связанных с взаимосвязью творческого мышления и субъективного благополучия обучающихся младших классов [4]. Детское творчество рассматривается как универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение различных видов деятельности. В связи с этим исследование творческого мышления обучающихся осуществляется через призму мотивационно-личностных показателей, которые, как предполагается, связаны с удовлетворенностью ребенка в различных сферах жизни.
Исследование субъективного благополучия в детском возрасте представляет значительный интерес в психолого-педагогической науке, поскольку субъективное благополучие является важным индикатором учебной удовлетворенности и может охватывать различные аспекты школьной жизни детей. Именно в этом возрасте доминирующими событиями детской жизни являются взаимоотношения со сверстниками и родителями, социальные условия жизни. Соответственно, субъективное благополучие младших школьников складывается из таких составляющих, как эмоциональная стабильность, социальное благополучие, достижения в учебной и внеучебной деятельности.
В научной публикации Т. Г Фоминой и В.И. Моросановой подчеркивается специфика взаимоотношений осознанной регуляции учебной деятельности с субъективным благополучием и академической успеваемостью обучающихся начальной школы. Отмечается, что успешность в учебе не всегда прямо связана с уровнем субъективного благополучия, в то время как осознанная саморегуляция учебной деятельности выражена более ярко. Это свидетельствует о том, что
развитие осознанной саморегуляции может содействовать субъективному благополучию детей [5].
Другие исследования, включая работы Т.Н. Канонир, также акцентируют внимание на важности изучения субъективного благополучия в различных возрастных периодах и в различных контекстах, таких как отношения между одноклассниками и уровень учебных достижений [6].
Результаты исследования РМ. Байрамяна и К.С. Чулюкина показали, что существует значимая обратная связь между общим уровнем удовлетворенности жизнью и пятью шкалами, которые охватывают утверждения аффективного и когнитивного компонентов субъективного благополучия, а также общим уровнем творческого мышления. Рост уровня творческого мышления коррелирует с уменьшением уровня удовлетворенности жизнью. Особое внимание уделено влиянию социальной ситуации развития на позиционирование младших школьников в мире. Ограничители, присутствующие в окружающей среде, могут сдерживать спонтанную активность детей, ориентируя их на подражание вместо поиска собственных решений. Установлено, что чем лучше социальная адаптация ребенка и чем выше его школьные достижения, тем менее выражено творческое мышление. Субъективное благополучие при этом обратно коррелирует с уровнем творческого мышления, и творческое мышление может выступать как катализатор субъективного неблагополучия.
Рассмотрев взаимосвязь творчества и субъективного благополучия в школьном возрасте, стоит перейти к изучению взаимосвязи исследуемых компонентов в рамках студенческого возраста. Исследование, проведенное И.Н. Андреевой, посвящено взаимосвязи эмоциональной креативности и субъективного социального благополучия у студентов при учете половых различий. Субъективное социальное благополучие рассматривается как индивидуальное переживание позитивного социального функционирования, включая социальную заметность, социальную дистантность, эмоциональное принятие, социальное одобрение и позитивные суждения о других людях [7]. В своей научной работе автор обсуждает теорию социально-конструктивистского подхода Дж. Эверилла, согласно которой эмоциональные синдромы можно рассматривать как аналоги кратковременных социальных ролей. В этой теории предполагается, что успешное выполнение социальной роли придает социальную значимость личности. В данном контексте эмоциональная креативность рассматривается как развитие эмоциональных синдромов, которые отличаются от нормативных, эффективных и подлинных [8].
И.Н. Андреева в ходе проведенного исследования выявила половые различия в выраженности показателей эмоциональной креативности и субъективного социального благополучия. Девушки оказались более подготовленными, аутентичными и обладающими более выраженной эмоциональной креативностью. Это проявляется в более высокой степени интерактивности взаимодействия с окружающими, повышенной чувствительности и отзывчивости. Более того, данное исследование изучает связи между эмоциональной креативностью и субъективным социальным благополучием, учитывает половые различия. В результате исследования сделаны выводы о том, что эффективность связана с переменными субъективного социального благополучия у обеих групп полов. Студенты, проявляющие положительные эмоции, успешнее в социальных отношениях и имеют более выраженное субъективное социальное благополучие. Полученные результаты подчеркивают важность эмоциональной креативности в формировании социального благополучия и могут иметь практическое значение для разработки программ поддержки студентов в их социальной адаптации и развитии [7].
Проблема субъективного благополучия пожилых людей в условиях демографического старения современного общества становится все более актуальной. Н.А. Булкина и О.С. Васильева в своем исследовании стремятся изучить субъективное, когнитивное и гедонистическое благополучие в пожилом возрасте с учетом взаимосвязи с самооценками творческого уровня и каждодневной творческой активности [9]. Результаты исследования показали значительные положительные корреляционные связи между уровнем субъективного благополучия, творческой активностью и субъективным уровнем творчества. Кроме того, обнаружены существенные различия в уровне субъективного благополучия между творчески активными и творчески неактивными участниками исследования. Существует различие в уровне субъективного благополучия между теми, кто оценивает себя как «не творческих» и «творческих».
В исследовании Н.А. Булкиной и О.С. Васильевой была рассмотрена связь повседневной творческой активности и самооценок творческого уровня с субъективным благополучием пожилых людей. Полученные результаты позволяют сделать выводы о том, что чем чаще пожилые люди занимаются творчеством, тем выше у них уровень субъективного благополучия. Также выявлена высокая взаимосвязь между частотой занятий творчеством и самооценкой творческого уровня. Это свидетельствует о том, что пожилые люди, занимающиеся творчеством, обычно оценивают свои творческие способности положительно. В рамках исследования группа творчески активных респондентов демонстрирует значимо более высокие показатели когнитивного, гедонистического и субъективного благополучия по сравнению с группой нетворческих. Эти результаты подчеркивают связь творческой активности с уровнем счастья и удовлетворенности жизнью.
Интересное наблюдение сделано авторами, что пожилые люди, имеющие высшее образование, чаще увлекаются творчеством и, соответственно, имеют
более высокие показатели благополучия и самооценок творческого уровня. Это может указывать на важность образования в сфере творческой самореализации в пожилом возрасте. Кроме того, в рамках исследования установлено, что с возрастом снижается частота занятий творчеством, а также слегка снижается субъективное благополучие. Эти результаты соответствуют представлениям о постепенном угасании творческой активности в связи с возрастными ограничениями. Исследование подчеркивает роль творчества в пожилом возрасте как фактора, способствующего улучшению субъективного благополучия [9].
Таким образом, в исследованиях разных авторов влиянию творческой деятельности на субъективное благополучие различных возрастных групп населения в современных условиях уделяется повышенное внимание, так как субъективная оценка степени достижений своих ожиданий в определенном возрастном периоде способствует не только психическому здоровью личности, но и формирует активную жизненную стратегию, будь то учебная, научная, профессиональная или досуговая деятельность. Одним из ключевых результатов является выявление высокой степени взаимосвязи между частотой занятий творчеством и самооценкой творческого уровня, что указывает на внутреннюю мотивацию к творческой активности. Обнаруженные различия в уровне благополучия между творчески активными и неактивными испытуемыми подчеркивают важность творчества в стимулировании психоэмоционального благополучия и формирования внутренней мотивации к созидательной деятельности.
В этой связи субъективное благополучие представляет собой обобщенную оценку личностью своего эмоционального и когнитивного состояния на данный момент времени, исходя из степени включенности в творческо-развивающую и созидательную деятельность. При этом в большей степени эта оценка формируется за счет эмоциональной доминанты.
В то же время, рассматривая взаимосвязь творчества и субъективного благополучия, следует остановиться на некоторых существенных аспектах. Во-первых, теоретико-методологический обзор исследований по данной проблеме позволяет судить об их немногочисленности с точки зрения психолого-педаго-
Библиографический список
гического подхода. Авторы в основном акцентируют внимание на психодиагностической мишени субъективного благополучия, выделяя творчество как один из факторов его достижения.
Во-вторых, результаты исследований показали, что в различных возрастных группах корреляционная связь между творчеством и субъективным благополучием носит разноплановый характер. Если в младшем школьном возрасте прослеживается обратная корреляция между творческой деятельностью и субъективным благополучием, то в студенчестве социальное благополучие имеет ярко выраженную эмоциональную окраску. Наконец, в почтенном возрасте творчество напрямую определяет степень субъективного эмоционально-конативного состояния пожилого человека.
В-третьих, несомненно, что творчество оказывает влияние на оценку субъективного благополучия личности. Обзор результатов исследований позволяет утверждать, что креативность является одним из основных предикторов успешности личности как в учебном, так и в социальном аспекте. Проявление внутренней мотивации, которая лежит в основе творчества, способствует формированию осмысленного представления Я-образа и реализации потребностей в автономии, компетентности и причастности.
Следует подчеркнуть, что достижение субъективного благополучия посредством творческой деятельности требует применения дидактических подходов в практической деятельности педагогов. Педагогический аспект взаимосвязи творческой деятельности и субъективного благополучия раскрывает перед нами проблему выявления эффективных образовательных технологий, позволяющих формировать, раскрывать и развивать в личности потенциальные возможности для ее самоопределения и саморазвития в современном мире. При использовании достижений психологической науки перед нами встает задача осмысления и внедрения результатов исследования в практику проектирования образовательной развивающей среды. Одним из перспективных направлений исследовательской и практической деятельности является психолого-педагогическое моделирование ситуации субъективного благополучия обучающихся вуза.
1. Sivakova V. Социално и психологическо благополучие. 2014. Available at: https://www.researchgate.net/publication/335774864_SOCIALNO_I_PSIHOLOGICESKO_ BLAGOPOLUCIE
2. Леонтьев Д.А. Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020; № 1: 14-37.
3. Diener E. Subjective Well-Being. Psychological Bulletin. 1984; Vol. 95, № 3: 542-575.
4. Байрамян РМ., Чулюкин К.С. К проблеме соотнесения творческого мышления и субъективного благополучия в младшем школьном возрасте. Психологические исследования. 2020; Т. 13, № 71: 2-15.
5. Фомина Т.Г, Моросанова В.И. Особенности взаимосвязи осознанной саморегуляции, субъективного благополучия и академической успеваемости у младших школьников. Экспериментальная психология, 2019; Т. 12, № 3: 164-175.
6. Канонир Т.Н. Субъективное благополучие в школе и отношения с одноклассниками у учащихся начальной школы с разным уровнем учебных достижений. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019; Т. 16: 170-182.
7. Андреева И.Н. Эмоциональная креативность и субъективное социальное благополучие у студентов. Материалы международной научной конференции к 30-летию факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета. Минск: Белорусский государственный университет, 2019: 453-457.
8. Averill J.R. Individual differences in emotional creativity: Structure and correlates. Journal of Personality. 1999; Vol. 67: 331-371.
9. Булкина Н.А., Васильева О.С. Исследование взаимосвязи повседневного творчества и субъективного благополучия в пожилом возрасте. Российский психологический журнал. 2022; № 2: 174-187.
References
1. Sivakova V. Socialno i psihologichesko blagopoluchie. 2014. Available at: https://www.researchgate.net/publication/335774864_SOCIALNO_I_PSIHOLOGICESKO_ BLAGOPOLUCIE
2. Leont'ev D.A. Schast'e i sub'ektivnoe blagopoluchie: k konstruirovaniyu ponyatijnogo polya. Monitoring obschestvennogo mneniya: 'Ekonomicheskie isocial'nye peremeny. 2020; № 1: 14-37.
3. Diener E. Subjective Well-Being. Psychological Bulletin. 1984; Vol. 95, № 3: 542-575.
4. Bajramyan R.M., Chulyukin K.S. K probleme sootneseniya tvorcheskogo myshleniya i sub'ektivnogo blagopoluchiya v mladshem shkol'nom vozraste. Psihologicheskie issledovaniya. 2020; T. 13, № 71: 2-15.
5. Fomina T.G., Morosanova V.I. Osobennosti vzaimosvyazi osoznannoj samoregulyacii, sub'ektivnogo blagopoluchiya i akademicheskoj uspevaemosti u mladshih shkol'nikov. 'Eksperimental'naya psihologiya, 2019; T. 12, № 3: 164-175.
6. Kanonir T.N. Sub'ektivnoe blagopoluchie v shkole i otnosheniya s odnoklassnikami u uchaschihsya nachal'noj shkoly s raznym urovnem uchebnyh dostizhenij. Psihologiya. Zhurnal Vysshej shkoly 'ekonomiki. 2019; T. 16: 170-182.
7. Andreeva I.N. 'Emocional'naya kreativnosf i sub'ektivnoe social'noe blagopoluchie u studentov. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii k 30-letiyu fakul'teta filosofii i social'nyh nauk Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Minsk: Belorusskij gosudarstvennyj universitet, 2019: 453-457.
8. Averill J.R. Individual differences in emotional creativity: Structure and correlates. Journal of Personality. 1999; Vol. 67: 331-371.
9. Bulkina N.A., Vasil'eva O.S. Issledovanie vzaimosvyazi povsednevnogo tvorchestva i sub'ektivnogo blagopoluchiya v pozhilom vozraste. Rossijskijpsihologicheskijzhurnal. 2022; № 2: 174-187.
Статья поступила в редакцию 01.02.24
УДК 378
Dementieva O.Yu., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Didactic Linguistics and Theory of Teaching Russian as a Foreign Language, Faculty of Philology, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected] Zhang Xin, postgraduate, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]
RUSSIAN DESCRIPTIVE PREDICATES, CONTAINING VERBS OF MOTION WITHOUT PREFIXES, IN THE "MIRROR" OF THE CHINESE LANGUAGE. The
article examines Russian descriptive predicates, represented by a combination of a verb of motion without a prefix and a verbal noun, in comparison with their semantic equivalents and structural-semantic analogues in the Chinese language. Verbs of motion as part of Russian descriptive predicates are delexicalized to varying degrees; they lose the characteristic of verbs of motion in direct meanings. The structural and semantic types of Russian descriptive predicates are described, the relationship between the verb in their composition and the semantics of the predicate is analyzed. Descriptive predicates involving verbs of motion without prefixes