Научная статья на тему 'Субъективное благополучие младших школьников'

Субъективное благополучие младших школьников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1761
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / СТРУКТУРА СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДИНАМИКА СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ / SUBJECTIVE WELL-BEING / THE STRUCTURE OF SUBJECTIVE WELL-BEING / PRIMARY SCHOOL AGE / THE DYNAMICS OF SUBJECTIVE WELL-BEING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Архиреева Т. В.

Рассматривается проблема субъективного благополучия младших школьников. Теоретически обоснована его структура: субъективное благополучие ребенка младшего школьного возраста рассматривается как система переживаний, отражающих представления и впечатления ребенка о своем месте в системе «среда ребенок». В этих переживаниях выделяются эмоциональный и эмоционально-оценочный компонент, который включает удовлетворенность успехами в учебной деятельности и удовлетворенность отношениями с педагогом, с родителями, со сверстниками. Кроме этого, показателем субъективного благополучия служит осознание своей способности и возможностей управления и контроля над собственной жизнью. Дополнительным фактором субъективного благополучия личности является возникновение у младшего школьника положительной оценки своего будущего. Приведены результаты исследования динамики субъективного благополучия младших школьников. Обнаружена гетерохронность динамики отдельных показателей субъективного благополучия детей в данный возрастной период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTIVE WELL-BEING OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

The article is devoted to the study of well-being of primary school children. Subjective well-being of the child of primary school age is considered as a system of experiences, reflecting views and experiences of the child about their place in the system “social environment child”. It includes emotional and emotional-evaluative components. Evaluative component is expressed in assessing the level of child's satisfaction with all the most important social aspects: satisfaction with academic progress and satisfaction with relationships with the teacher, parents, and peers. In addition, an indicator of subjective well-being is the awareness of their abilities and possibilities to organize their life, to take control of it and manage it to achieve success. An additional factor of subjective well-being of primary school children is the positive outlook for the future. The results of the study of the dynamics of subjective well-being of younger students are presented. Differences in dynamics of separate indicators of subjective well-being of children in this age period are revealed.

Текст научной работы на тему «Субъективное благополучие младших школьников»

УДК 37.015.31

СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Т.В.Архиреева

SUBJECTIVE WELL-BEING OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

^V-Arkhireeva

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]

Рассматривается проблема субъективного благополучия младших школьников. Теоретически обоснована его структура: субъективное благополучие ребенка младшего школьного возраста рассматривается как система переживаний, отражающих представления и впечатления ребенка о своем месте в системе «среда — ребенок». В этих переживаниях выделяются эмоциональный и эмоционально-оценочный компонент, который включает удовлетворенность успехами в учебной деятельности и удовлетворенность отношениями с педагогом, с родителями, со сверстниками. Кроме этого, показателем субъективного благополучия служит осознание своей способности и возможностей управления и контроля над собственной жизнью. Дополнительным фактором субъективного благополучия личности является возникновение у младшего школьника положительной оценки своего будущего. Приведены результаты исследования динамики субъективного благополучия младших школьников. Обнаружена гетерохронность динамики отдельных показателей субъективного благополучия детей в данный возрастной период.

Ключевые слова: субъективное благополучие, структура субъективного благополучия, младший школьный возраст, динамика субъективного благополучия

The article is devoted to the study of well-being of primary school children. Subjective well-being of the child of primary school age is considered as a system of experiences, reflecting views and experiences of the child about their place in the system "social environment — child". It includes emotional and emotional-evaluative components. Evaluative component is expressed in assessing the level of child's satisfaction with all the most important social aspects: satisfaction with academic progress and satisfaction with relationships with the teacher, parents, and peers. In addition, an indicator of subjective well-being is the awareness of their abilities and possibilities to organize their life, to take control of it and manage it to achieve success. An additional factor of subjective well-being of primary school children is the positive outlook for the future. The results of the study of the dynamics of subjective well-being of younger students are presented. Differences in dynamics of separate indicators of subjective well-being of children in this age period are revealed.

Keywords: subjective well-being, the structure of subjective well-being, primary school age, the dynamics of subjective well-being

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования определены целевые установки начального образования, сформулированы основные требования к выпускнику начальной школы. Среди них есть требование к ребенку овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (ФГОС) [1]. Реализация данного результата начального обучения ставит проблему конкретизации критериев духовного здоровья и адаптирован-ности младшего школьника.

Нам представляется, что одним из важнейших признаков духовного здоровья и одновременно показателем адаптированности ребенка к окружающему миру является его субъективное благополучие, выявляющее переживания ребенка относительно школы и учебной деятельности, взрослых и сверстников, относительно себя.

В настоящее время проблема психологического (субъективного) благополучия широко изучается в зарубежной и отечественной психологии (Н.Бредбурн (N.Bradbum) [2], Э.Динер (Ed.Diener) [3], К.Рифф (С^уй) [4], Б.С.Братусь [5], И.В.Дубровина [6], Л.В.Куликов [7], Р.М.Шамионов [8] и др.). Но в перечисленных исследованиях не уделяется достаточного

внимания проблеме психологического благополучия детей. Как утверждает С.А.Водяха, исследование психологического благополучия детей, подростков и студентов, в отличие от исследований взрослых, началось относительно недавно [9]. Сделанный им обзор зарубежных исследований психологического благополучия детей показал, что существуют несколько направлений в его изучении. Одно из них — склонность соотносить положительную самооценку и самоэффективность с восприятием высокого уровня глобальной удовлетворенности жизнью детей и подростков [9]. Еще один из аспектов изучения данной темы — поиск путей повышения удовлетворенностью жизнью детей и подростков (С.Хюбнер, Ш.Салдо и Р.Гилман [по 9]). В отечественной психологии проблеме психологического благополучия детей разного возраста пока не уделяется большого внимания, эти исследования только начинаются.

Целью нашей работы является попытка определить структуру субъективного благополучия ребенка младшего школьного возраста и разработать методы его диагностики, на основе которых далее предполагается обнаружить его особенности у данной возрастной группы. В нашем понимании субъективного благополучия ребенка мы исходим из пред-

ставлений о том, что в данном феномене отражена связь личности ребенка и окружающей его среды. Психологическим конструктом, описывающим единство системы "среда — ребенок", в которой прямые и обратные связи между средой и ребенком носят двусторонний характер, является переживание (Л.С.Выготский [10], Б.Г.Мещеряков [11]). Понимание субъективного благополучия ребенка как переживания позволяет нам выделить в его структуре, как и в любом переживании, эмоциональный и когнитивно-оценочный компоненты [10, 11]. Можно полагать, что эмоционально благополучие проявляется в том, что человек испытывает преимущественно положительные, а не отрицательные эмоции. Далее мы попытаемся оценить, что же входит в оценочный, когнитивный компонент благополучия. Психологи считают основой благополучия удовлетворенность. В соответствии с этим мы полагаем, что еще одним параметром благополучия должна быть именно удовлетворенность. Мы полагаем, что на каждом этапе возрастного развития структура удовлетворенности, выступающей показателем благополучия, будет различной в зависимости от того, какие именно переменные социальной среды в этот период будут иметь для человека наибольшую значимость. Таким образом, структура удовлетворенности будет зависеть от особенностей социальной ситуации развития человека в различные возрастные периоды.

Понятие «социальной ситуации развития» введено в отечественной психологии Л.С.Выготским. Под социальной ситуацией развития он понимал «... совершенно своеобразное, специфичное для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной» [12, с. 258]. По мнению Л.С.Выготского, социальная ситуация развития является специфичной для каждого возраста. Видимо, эта специфичность определяется иерархической системой факторов и условий, в разной мере влияющих на развитие личности ребенка в тот или иной возрастной период.

В отечественной психологии особенности социальной ситуации развития ребенка младшего школьного возраста рассматривали Л.И.Божович, О.А.Карабанова. Согласно Л.И.Божович, в младшем школьном возрасте у ребенка формируется внутренняя позиция школьника [13]. Исследователь утверждает, что «школа становится центром жизни детей, наполненной их собственными интересами, взаимоотношениями и переживаниями» [13, с. 170]. О.А.Карабанова полагает, что изменение социальной ситуации развития ребенка включает изменение его объективной позиции в системе социальных отношений и определяет необходимость перестройки всей системы межличностных и социальных отношений. При этом внутренняя позиция ребенка является предпосылкой и условием успешного вхождения ребенка в новую социальную действительность. Освоение ребенком нового социального статуса — позиции школьника — предполагает освоение новых форм социальных и межличностных отношений и соответствующих им форм сотрудничества, причем не только в

новом для ребенка контексте отношений с учителем (социальный взрослый), но и в ранее освоенных контекстах отношений с родителями и со сверстниками [14].

Основываясь на рассмотренных выше идеях, мы полагаем, что основными составляющими социальной ситуацию развития ребенка младшего школьного возраста являются успешность учебной деятельности, отношения ребенка с родителями (контекст ребенок — близкий взрослый), отношения с учителем (контекст ребенок — социальный взрослый), и отношения со сверстниками. Удовлетворенность всеми перечисленными аспектами социальной ситуации развития, видимо, является важнейшими компонентами субъективного благополучия ребенка младшего школьного возраста.

Но не только перечисленные аспекты составляют основу субъективного благополучия. Р.М.Шамионов утверждает, что важным фактором субъективного благополучия выступает активность личности, ее субъектность [8, с. 103-107]. Мы согласны с этой точкой зрения. Можно полагать, что переживание благополучия относится не только к оценке результатов своей жизнедеятельности, но и к оценке возможностей достижения успехов в разных видах активности, оценка возможностей справиться с проблемами, которые возникают в процессе собственной активности. Этот аспект благополучия, пока выраженный в возможности оценить свою способность организовать и контролировать собственную жизнь, будет и компонентом субъективного благополучия ребенка младшего школьного возраста.

Мы полагаем, что для ребенка важна не только оценка возможности управлять своей жизнью в данный конкретный момент, но и оценка возможных перспектив своей жизни. Анализируя особенности психологического времени личности детей младшего школьного возраста, В.С.Мухина утверждает, что обычно дети этого возраста живут сегодняшним днем и ближайшим будущим. Далекое будущее для младшего школьника в целом абстрактно, но когда ему рисуют радужную картину его будущих успехов, он сияет от удовольствия [15]. Таким образом, исследовательница полагает, что в самосознании детей младшего школьного возраста временная перспектива в той или иной степени представлена. Таким образом, можно говорить о том, что в младшем школьном возрасте у ребенка начинают развиваться представления о себе в будущем. Соответственно, мы полагаем, что важным показателем субъективного благополучия уже в младшем школьном возрасте может быть оп-тимистичность ребенка в оценке своего будущего.

Таким образом, структура субъективного благополучия ребенка младшего школьного возраста, по нашему мнению, может быть представлена следующим образом: а) эмоциональное благополучие; б) когнитивно — оценочный компонент благополучия, состоящий из: 1) удовлетворенности отношениями с родителями, учителем и сверстниками; 2) удовлетворенности успехами в учебной деятельности; в) оценка возможности организовывать и управлять своей жизнью; г) оптимизм в оценке перспектив будущей жизни.

Таблица

Результаты сравнения суммарного показателя благополучия у учащихся начальных классов

Сравниваемые Величина Среднее зна- Среднее зна- Значение t- Уровень зна-

показатели выборки чение 1 чение 2 критерия чимости

1 класс(1) и 2 60 18,95 20,35 -3,14 0,003

класс (2)

2 класс (1) и 3 59 19,07 18,19 2,18 0,033

класс (2)

3 класс (1) и 4 64 17,98 19,40 -3,36 0,001

класс (2)

На основе разработанной нами структуры субъективного благополучия детей младшего школьного возраста, была создана анкета, изучающая это явление. В нее были включены пять шкал, соответствующих каждому структурному компоненту субъективного благополучия. Кроме этого, вычислялся суммарный показатель субъективного благополучия ребенка.

Целью дальнейшего исследования явилось изучение динамики субъективного благополучия в период обучения в начальной школе. В исследовании принимали участие учащиеся 3 параллельных классов школы-гимназии «Эврика» (г. Великий Новгород) в период их обучения в начальных классах. Методика применялась с детьми четырежды — когда они учились в первом классе, затем во втором классе, в третьем классе и четвертом классе. Было проведено попарное сравнение показателей благополучия: от первого класса ко второму (участвовало 60 человек), от второго класса к третьему (участвовало 59 человек), от третьего класса к четвертому (участвовало 64 человека). Такой способ сравнения был выбран для того, чтобы не терять данные. Если бы брать данные только тех детей, которые участвовали в исследовании все четыре раза, то произошло бы значительное сокращение выборки.

Анализ динамики суммарных показателей субъективного благополучия учащихся начальной школы обнаружил, что от первого класса ко второму происходит рост его уровня, далее происходит спад, но к четвертому классу уровень субъективного благополучия снова возрастает, результаты представлены в табл.

За счет чего же происходят эти изменения? Обнаружено, что такой показатель, как «удовлетворенность учебной деятельностью», повторяет выявленную динамику суммарного показателя от первого класса к третьему, но затем остается на том же уровне. Динамика других показателей субъективного благополучия школьников отличается от описанной выше. Так, выявлены рост показателей «удовлетворенность отношениями» и «оптимизм» от первого класса ко второму, после чего они остаются стабильными. Показатели «эмоциональное благополучие» и «управление жизнью» являются в достаточной мере стабильными в течение первых трех лет обучения, их рост обнаружен лишь к четвертому классу. Таким образом, можно говорить о гетерохронной динамике компонентов субъективного благополучия детей в исследуемый период.

Результаты исследования показывают, что второй класс для учащихся начальной школы является достаточно благополучным. Возможно, это связано с тем, что адаптация к школе уже произошла, но пока нет усталости от учебной деятельности. Третий класс является наиболее сложным для детей: в этот период происходит снижение уровня удовлетворенности учебной деятельностью, что сказывается и на общем уровне благополучия. Важно, что к четвертому классу этот своеобразный кризис у большинства детей себя исчерпывает в основном за счет роста у них способности к организации собственной жизни.

Подводя некоторые итоги, можно сказать, что субъективное благополучие ребенка младшего школьного возраста является важнейшим показателем его социально-психологической адаптированно-сти. Совершенно очевидна необходимость его отслеживания у детей для того, чтобы вовремя организовывать профилактическую и при необходимости кор-рекционную работу.

1. Федеральный государственный стандарт общего образования: Начальное общее образование. М., 2009. [Электр. ресурс]. URL: http://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/formalped/736.html. (дата обращения: 29.02.2016).

2. Bradburn N. The Structure of Psychological Well-Being. Chicago, 1969. 318 p.

3. Diener Ed., Lucas R.E. Subjective well-being. The science of happiness and a proposal for a national index // American psychologist. 2000. Vol. 55. № 1. P. 34-43. [Электр. ресурс]. URL: http://mina.education.ucsb.edu/janeconoley/ ed197/documents/Dienersubjectivewell-being.pdf. (дата обращения: 22.01.2016).

4. Ryff C.D., Keyes C.L.M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology, 1995. Vol. 69. P. 719-727.

5. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. №5. С. 3-20.

6. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. М.: ТЦ «Сфера», 1998. 528 с.

7. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб.: Питер, 2004. 464 с.

8. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2008. 296 с.

9. Водяха С.А. Психологическое благополучие учащихся // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: Сб. статей / Сост. Ю.В.Братчикова. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2013. С. 5-11.

10. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. С. 376-385.

11. Мещеряков Б.Г. Взгляды Л.С.Выготского на науку о детском развитии // Культурно-историческая психология.

2008. № 3. С. 103-112.

12. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 244-268.

13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.

14. Карабанова О.А. Социальная ситуация развития как преодоление дихотомии «личность — среда» [Электр. ресурс] // Психологические исследования. 2014. Т. 7. № 36. С. 10. URL: http://psystudy.ru. (дата обращения: 25.01.2016).

15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Издательский центр «Академия», 1998. 456 с.

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj standart obwego obrazovanija: Nachal'noe obwee obrazovanie [Federal state standard of General education: Primary General education] Moscow,

2009. (In Russ.) Available at: http://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/formalped/736.html. (accessed 29.02.2016).

2. Bradburn N. The Structure of Psychological Well-Being. Chicago, 1969. 318 p.

3. Diener Ed., Lucas R.E. Subjective well-being. The science of happiness and a proposal for a national index. American psychologist-2000, vol. 55, no. 1, pp. 34-43. Available at http://mina.education.ucsb.edu/janeconoley/ed197/documents /Dienersubjectivewell-being.pdf. (accessed: 22.01.2016).

4. Ryff C.D., Keyes C.L.M. The structure of psychological well-being revisited. Journal of Personality and Social Psychology, 1995, vol. 69, pp. 719-727.

5. Bratus' B.S. K probleme cheloveka v psihologii [To the problem of human psychology]. Voprosy psihologii, 1997, no. 5, pp. 3-20.

6. Dubrovina I.V., ed. Prakticheskaja psihologija obrazovanija [Practical psychology of education]. Moscow, 1998. 528 p.

7. Kulikov L.V. Psihogigiena lichnosti. Voprosy psihologicheskoj ustojchivosti i psihoprofilaktiki [The hygiene of the individual. Issues of psychological stability and psychoprophylaxis.]. Saint Petersburg, 2004. 464 p.

8. Shamionov R.M. Sub'ektivnoe blagopoluchie lichnosti: psihologicheskaja kartina i factory [Subjective well-being personality: psychological picture and factors]. Saratov, 2008. 296 p.

9. Vodjaha S.A. Psihologicheskoe blagopoluchie uchawihsja [Psychological well-being of students]. Coll. of papers "Psihologicheskoe blagopoluchie lichnosti v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve". Ekaterinburg, 2013, pp. 5-11.

10. Vygotskij L.S. Krizis semi let [Crisis of the seventh year]. Coll. of works in 6 vols, vol. 4. Moscow, 1984, pp. 376-385.

11. Mewerjakov B.G. Vzgljady L.S. Vygotskogo na nauku o detskom razvitii [The views of L.S.Vygotsky on the science of child development]. Kul'turno-istoricheskaja psihologija, 2008, no. 3, pp.103-112.

12. Vygotskij L.S. Problema vozrasta [The problem of age]. Coll. of works in 6 vols, vol. 4. Moscow, 1984, pp. 244-268.

13. Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood]. Saint Petersburg, 2008. 400 p.

14. Karabanova O.A. Social'naja situacija razvitija kak preodolenie dihotomii "lichnost' — sreda" [Social situation of development as the overcoming of the dichotomy of "personality — environment"]. Psihologicheskie issledovanija. 2014, t. 7, № 36, p. 10. Available at: http://psystudy.ru. (accessed 25.01.2016).

15. Muhina V.S. Vozrastnaja psihologija: fenomenologija razvitija, detstvo, otrochestvo [Age psychology: phenomenology of development, childhood, adolescence]. Moscow, 1998. 456 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.