Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСТВО КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ВОСПИТАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ТВОРЧЕСТВО КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ВОСПИТАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / КОНКУРСНАЯ РАБОТА / САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Токарева Ольга Владимировна, Червоноокая Светлана Михайловна

В статье рассмотрены мотивационные аспекты самостоятельной творческой деятельности обучающихся Академии ГПС МЧС России, дан анализ конкурсных работ курсантов, выполненных в графическом редакторе AutoCAD в рамках празднования 90-летия вуза. Олимпиады и конкурсы по инженерной графике являются инструментом оценки полученных знаний и навыков, дают основания для корреляции методов решения графических задач и тематики дисциплины, что является основанием для научного исследования проблемных вопросов в организации учебного процесса и эффективности педагогической деятельности и системы образования. Целью данной статьи является поиск новых форм для мотивации творческой активности обучающихся в процессе изучения графических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Токарева Ольга Владимировна, Червоноокая Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVITY AS ONE OF THE WAYS TO CULTIVATE GRAPHIC CULTURE

This article discusses motivational aspects of independent creative activity of students of State Fire Academy of EMERCOM of Russia. An analysis of competition works created by cadets using the AutoCAD graphics editor within the framework of celebrating the 90th anniversary of the institution is provided. Competitions and contests in engineering graphics serve as a tool for evaluating knowledge and skills acquired, and provide a basis for correlating methods of solving graphic tasks with the topics of the discipline, which becomes a foundation for scientific research on problems in the organization of the educational process, effectiveness of pedagogical activity, and the education system. The aim of this article is to find new forms of motivation for the creative activity of students in the process of studying graphic disciplines.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСТВО КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ВОСПИТАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК 378.14

DOI 10.25257/KB.2023.2.33-44

Творчество как один из способов воспитания графической культуры

Creativity as one of the ways to cultivate graphic culture

О. В. ТОКАРЕВА1, С. М. ЧЕРВОНООКАЯ1

1Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

O.V. TOKAREVA1, S.M. CHERVONOOKAYA1

1State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

В статье рассмотрены мотивационные аспекты самостоятельной творческой деятельности обучающихся Академии ГПС МЧС России, дан анализ конкурсных работ курсантов, выполненных в графическом редакторе AutoCAD в рамках празднования 90-летия вуза. Олимпиады и конкурсы по инженерной графике являются инструментом оценки полученных знаний и навыков, дают основания для корреляции методов решения графических задач и тематики дисциплины, что является основанием для научного исследования проблемных вопросов в организации учебного процесса и эффективности педагогической деятельности и системы образования.

Целью данной статьи является поиск новых форм для мотивации творческой активности обучающихся в процессе изучения графических дисциплин.

Ключевые слова: творческая деятельность, компьютерная графика, конкурсная работа, саморазвитие личности

Abstract: This article discusses motivational aspects of independent creative activity of students of State Fire Academy of EMERCOM of Russia. An analysis of competition works created by cadets using the AutoCAD graphics editor within the framework of celebrating the 90th anniversary of the institution is provided. Competitions and contests in engineering graphics serve as a tool for evaluating knowledge and skills acquired, and provide a basis for correlating methods of solving graphic tasks with the topics of the discipline, which becomes a foundation for scientific research on problems in the organization of the educational process, effectiveness of pedagogical activity, and the education system. The aim of this article is to find new forms of motivation for the creative activity of students in the process of studying graphic disciplines.

Key words: creative activity, computer graphics, competition work, personal self-development

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время от выпускника вуза требуется высокая профессиональная мобильность, компетентность в инженерной среде, активная жизненная позиция. При подготовке инженерных кадров в области пожарной безопасности особые требования предъявляются в вопросах моральных и физических

затрат, творческого подхода к решению поставленных задач, высокого уровня профессиональной культуры.

В основе инженерного образования лежат базовые общетехнические дисциплины, в которые включена начертательная геометрия и инженерная графика. Если исключить

хотя бы один из изучаемых предметов, основательность полученных знаний сразу окажется под вопросом [1].

В современных условиях демократизации общества важной задачей является возможность реализовать полученные в процессе обучения знания и навыки, применяя творческий подход к реализации новых форм самостоятельной деятельности. В педагогической практике поиск данных форм является актуальным для дальнейших изысканий мотивационных аспектов при формировании профессиональных компетенций.

Современная гуманистическая психология и педагогика интерпретируют воспитание как создание максимально благоприятных условий для саморазвития личности, в том числе, посредством творческой деятельности.

Передача информации - основа образовательного процесса, в связи с этим многие ученые уделяли свое внимание роли наглядного представления данных. Вербицкий А. А. под визуализацией понимает «свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ, который может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий» [2].

По мнению Н. Ф. Коряковцевой, «это тип творческой познавательной деятельности, обеспечивающий самоопределение и саморазвитие личности за счет реализации и развития ее внутреннего потенциала, что является условием саморазвития учащегося в образовательной и социокультурной среде, его социальной мобильности и устойчивости и в дальнейшем работы на опережение социальной ситуации» [3].

Учитывая метаморфозы современной действительности, связанные с ограничением контактного общения во время пандемии, введение санкционных мер европейского сообщества в области работоспособности многих интернет-коммуникаторов, а также влияния военных конфликтов на мирный ход событий, в обиход образовательной деятельности вошли нетрадиционные форматы обучения: дистанционное обучения, онлайн-

трансляции занятий, асинхронный формат. Все эти изменения требуют развития новых форм творческой деятельности в образовательной среде, поиск новых мотивационных аспектов для обучающихся, которые были рассмотрены в научно-исследовательских работах, проводимых преподавателями кафедры механики и инженерной графики.

В технических отечественных и зарубежных вузах к факторам усовершенствования относятся организация системы обучения, связанная с саморазвитием, самореализацией, самосовершенствованием студента, а также системные требования, связанные с учебной деятельностью [4].

В результате самообразования перед учащимися встают многопрофильные задачи: умение ставить цели и задачи, планировать последовательность принимаемых действий, выбирать формы и методы решения поставленных задач [5].

Творческая деятельность обучаемых является одним из важнейших факторов современного образовательного учреждения. Она необходима в различных областях науки, образования и практически во всех сферах жизнедеятельности человека [6].

Любая творческая деятельность является звеном в процессе саморазвития личности, в том числе в формировании специалиста, способного принимать самостоятельные решения и постигать новые знания и навыки, уметь их реализовывать на профессиональном поприще.

Доминирование творческой активности, как определяющего фактора в мотивацион-ной структуре личности обучаемого, определяет мотивацию на развитие его творческих качеств. Так, при преобладании мотивации на развитие творческих качеств, личность, как правило, активна, проявляет инициативу. Если встречаются препятствия, то она ищет способы их преодоления [7].

Зачастую, когда перед обучающимися ставится задача выполнения определенного этапа работы, мотивационным фактором является достойная оценка, поощрение преподавателя, высокое положение в рейтинговой ведомости.

Федеральные государственные образовательные стандарты, реализуемые в настоящее время в российских вузах, разработаны в рамках компетентностного подхода, который предполагает развитие различных, в том числе профессиональных компетенций студентов. Наличие у специалиста креативного мышления в совокупности с твердыми знаниями, хорошо усвоенными профессиональными умениями и навыками позволяет ему быть психологически готовым к прогрессивному преобразованию действительности, решению сложных проблем и работе в нестандартных ситуациях [8].

В статье использовались исследовательский и ценностно-ориентированный методы, педагогический эксперимент, теоретический анализ педагогических идей, педагогическое наблюдение, изучение и обобщение опыта.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Непременным требованием инженерного образования является умение будущего специалиста использовать полученные в процессе обучения навыки и знания в создании чертежей реальных конструкций, конструкторской документации, представить свои идеи и разработки в технических чертежах. Чертежи дают представление о назначении, объемно-планировочном решении сооружения, его конструкциях, материалах, целесообразности и экономичности выбранного технического решения.

В современных условиях непрерывного ускоренного совершенствования техники и технологий, бурного развития средств информационных технологий и компьютерных методов обработки графической информации все более возрастает востребованность специалистов в областях промышленности, строительства, других областях деятельности, свободно владеющих и использующих системы инженерной компьютерной графики в профессиональной деятельности. Традиционная инженерная графика уже трансформируется в инженерную геометрию и компьютерную графику.

Инженерная графика относятся к учебным дисциплинам, составляющим основу инженерного образования. Знание этой дисциплины и умение применять ее при решении практических задач - необходимое условие подготовки специалистов в высших учебных заведениях. В ходе изучения инженерной графики студенты приобретают знания, необходимые для усвоения других общенаучных и специальных дисциплин [9].

Одним из решений формирования графической культуры студентов технического вуза является последовательное изучение инженерной графики, развивающей навыки пространственного и аналитического мышления, творческих способностей к анализу и синтезу пространственных форм и компьютерной графики с использованием графической системы AutoCAD. Данный графический редактор позволяет облегчить работу над чертежом и упростить его понимание. Использование компьютерных технологий позволяет перейти к созданию современной системы адаптивного обучения и контроля как наиболее совершенной системы организации учебного процесса, что, несомненно, будет способствовать повышению качества образования и воспитанию современной графической культуры обучаемых [10].

Но на первом этапе изучения инженерной графики обучающиеся сталкиваются с рядом причин, которые усложняют процесс адаптации к дисциплине. К ним относятся отсутствие базовых знаний по школьному предмету черчение, недостаточно развитые представления о форме предмета в пространстве и неумение анализировать изделие (объект) по их изображениям, а также высокая трудоемкость дисциплины.

Перед профилирующими графическими кафедрами стоит задача: дать базовые знания и навыки черчения в пределах выделенного академического времени, чтобы продолжить изучение инженерной графики, ориентированной на профессиональную деятельность. Перед первокурсниками стоит задача: изучить базовые знания дисциплины,

порой самостоятельно постигая методики и алгоритмы создания графических чертежей.

Согласно последним исследованиям, организаторами графики являются любые визуальные или графические презентации, которые показывают взаимосвязи между фактами, мыслями и другими идеями [11].

Потребность в самосовершенствовании, как и мотивацию к профессиональному росту, важно развивать у студентов уже с первого года обучения. Обучающиеся должны находиться в позиции субъекта образовательной ситуации. Необходимо создать продуктивную учебную деятельность [12].

Высшая профессиональная школа России переживает поливекторный процесс обновления. Одной из ведущих целей преобразований является комплексная подготовка специалиста, способного к профессиональному росту и саморазвитию, готового к осуществлению научных исследований в той или иной области знаний [13].

Активизации работы на кафедре механики и инженерной графики по внедрению в учебный процесс перспективных графических информационных технологий и повышению уровня графической и компьютерной подготовки способствовало успешное проведение олимпиад и конкурсов по инженерной и компьютерной графике. Аудитории кафедры оснащены современными компьютерными системами, позволяющими использовать различные графические редакторы: AutoCAD, Компас 3D, 3D Max.

Повышению мотивации во многом способствует использование современных средств и новейших информационных технологий в учебном процессе. Система образования должна обеспечить обучаемых обширным спектром информационных ресурсов и научить всевозможным формам использования информационных и коммуникационных технологий. Применение интерактивных методов в процессе обучения стимулирует познавательную деятельность обучающихся, способность к самостоятельному творческому, профессиональному развитию [12].

В преддверии 90-летия Академии ГПС МЧС России (далее Академия) [14] на кафедре механики и инженерной графики был организован творческий конкурс среди курсантов первого курса всех направлений обучения, ориентированный на самостоятельное моделирование тематических визуализированных объектов.

В этих целях преподавателям вуза необходимо направить студентов на организацию процесса поиска решений образовательных задач. Важно также обеспечить правильное взаимодействие студентов друг с другом, научить плодотворной работе в коллективе [12].

Применение системы AutoCAD в процессе обучения позволяет достичь повышения производительности и качества труда как преподавателя, так и обучающегося [15].

Исходным этапом исследования было привлечение обучающихся, готовых принять участие в данном творческом конкурсе. Были предложены различные модели подбора «инструментов» для выполнения творческого задания. На основе выбора участников и диалога среди заинтересованного контингента использовались методологические аспекты: наблюдение, сравнение, эксперимент, абстрагирование.

Цели и задачи творческого конкурса:

- повышение мотивации обучающихся в освоении и применении современных компьютерных технологий;

- создание условий для раскрытия творческих способностей и интеллектуального потенциала курсантов;

- развитие интереса к графическим дисциплинам;

- выявление и развитие у обучающихся творческих способностей;

- создание условий для интеллектуального развития.

Было дано творческое задание, в котором необходимо выполнить логотип (эмблему, символ), посвященный 90-летию Академии, используя графический редактор AutoCAD.

Участникам были предложены следующие рекомендации к выполнению конкурсной работы:

- может разрабатываться индивидуально или коллективно (не более 3 человек), а участники могут представить неограниченное количество работ;

- должна содержать информацию о юбилее вуза (в изображении присутствует цифра 90);

- быть индивидуальной и неповторимой;

- иметь цветную или монохромную версию (приветствуется использование корпоративных цветов);

- быть понятной и подчеркивать специфику вуза (возможно использование предметов пожарно-спасательного обихода: огнетушитель, каска пожарного, пожарная и спасательная техника, элементы пожар-но-спасательного спорта и т. д.);

- возможно использование интернет-ресурсов.

Изначально участники конкурса взяли в качестве примеров модели из интернет-ресурсов, что дало стартовый толчок для дальнейшего развития сюжетов и раскрытия творческого потенциала.

Однако преподавателями постоянно велась работа по контролю, сравнению, оптимизации временных и фактических затрат, мотивации участников. Учитывая ограничения временных ресурсов у курсантов для самостоятельной и тем более творческой работы, помощь преподавателей в выборе тематики, инструментов, масштабности излагаемого материала дала ожидаемый результат. В качестве мотивационных факторов были предложены повышенные рейтинговые показатели, преференции при выполнении зачетных и экзаменационных работ по инженерной графики, вынесение благодарностей с занесением в личное дело. И здесь встает вопрос: что является действенным инструментом для проявления инициативы и реализации творческого потенциала обучающихся: награды и поощрения или желание в личностном самообразовании и расширении своего опыта в творческой деятельности и потенциальной реализаций своих возможностей?

Анализируя работы участников, преподаватели использовали различные факторы

развития сценария, которые были действенными для выполнения творческих работ на каждом этапе разработки. Победители и призеры творческой олимпиады награждены дипломами Академии. Лучшие творения участников были размещены на сайте вуза. Результаты конкурса учтены в рейтинговой ведомости.

Представленные модели (эмблема, символ), выполненные курсантами, имели различные степени сложности и трудоемкости, создавались единолично или коллективно. Преподавателями был проведен анализ каждой работы, выявлены слабые и сильные стороны, даны рекомендации и напутствия.

Работа курсанта Абалакина Д. А. (рис. 1) выполнена в виде панно, которое содержит элементы пожарно-прикладного спорта и поддерживает юбилейную тематику. Автор данной работы создал блок, который имеет одну базовую точку и соответственно уникальные свойства. Все объекты, из которых он состоит, группируются в один именованный набор. Данное изображение удобно копировать, переносить и вставлять, не теряя мелких элементов.

Рисунок 1. Конкурсная работа курсанта группы 1422 Абалакина Д. А.

В работе курсанта Давиденко Д. П. (рис. 2) были применены основные приемы построения 2ё-моделирования с использованием растрового изображения при создании

Рисунок 2. Конкурсная работа курсанта группы 1122 Давиденко Д. П.

образа пожарного. Использование корпоративной цветовой палитры с элементами градиента дал хороший визуальный эффект. В работе полностью выдержана стилистика и тематика объявленного конкурса. В процессе исполнения работы у курсанта были сложности при наложении различных категории изображений, которые не изучались в рамках учебной программы. Используя полученные навыки на занятиях, заимствуя методики построения изображений из Интернет-ресурсов, курсант справился с поставленной задачей самостоятельно.

Работа курсантов Боева Н. А. и Серки-на С. А. (рис. з) выполнена в минимали-стическом стиле, где за основу был взят символ МЧС «Белая Звезда Надежды», представляющий собой вытянутый по вертикали восьмиугольник белого цвета, в центре которого вместо голубого равностороннего треугольника расположен символ Академии с указанием юбилейной даты. Несмотря на то, что работа небольшая по объему, замысел реализован ясно и четко.

Расширенная опция редактирования объекта в AutoCAD «отразить зеркально»

относительно выбранной оси позволила выдержать симметрию изображения.

Сложность, с которой столкнулся курсант Тольев Д. Г. (рис. 4), заключалась в поиске художественного замысла, который визуально мог бы передать динамику действий при тушении пожара. При этом данная работа

Рисунок 4. Конкурсная работа курсанта группы 1422 Тольева Д. Г.

должна отражать специфику деятельности пожарного и нести в себе элемент символики. Использование полигональных линий позволило в процессе поиска приемлемого результата вносить коррективы по формам и масштабированию элементов огня и других объектов пожара.

В условиях творческого конкурса было обозначено, что задание можно выполнять коллективно (не более 3 человек). Творческое задание, которое выполнили курсанты группы 1122 Попенов Д. И., Воронцов А. А., Голубев Е. С. (рис. 5), отражает многофункциональность работы пожарных. Обилие различных элементов пожарной символики, отличающихся по стилистике (чего не должно быть в эмблеме), указывает на то, что авторами изображения являются несколько человек. Но использование корпоративных цветов, курсантам позволило достичь единого замысла в изображении пожарной атрибутики, связав это с юбилейной тематикой.

Оценивая работу можно отметить удачное использование шаблонов при нанесении заливки замкнутых контуров, важным свойством этой команды является ее ассоциативность. Она привязывается к границам

Рисунок 5. Конкурсная работа курсантов группы 1122 Попенова Д. И., Воронцова А. А., Голубева Е. С.

закрашиваемой области, и в случае изменения этой зоны, также принимает новые формы и размеры. Кроме того, в AutoCAD курсанты выделили области закрашиванием с помощью так называемых градиентных заливок. При заполнении градиентом область закрашивается плавно изменяющимся цветом. Градиент позволяет создавать на двухмерном чертеже эффект падающего на поверхность света, тем самым имитируя трехмерность объекта.

Группа курсантов Ревенко Д. А., Пани-каров Е. И., Гришин М. Н. при выполнении творческого задания (рис. 6) отказались от раскраски изображения и представили монохромную версию конкурсной работы. Здесь использовались приемы геометрических построений по готовым шаблонам. Изображения были построены с помощью графических примитивов - отрезков, многоугольников, окружностей, эллипсов и др. Для обеспечения точности построений авторы применили объектные привязки, полярное и объектное слежение, которое позволяет точно привязывать строящиеся объекты к определенным точкам имеющихся изображений. Данные опции позволяют проводить построения точно вдоль вспомогательных наклонных и ортогональных линий. Все эти навыки были применены курсантами в процессе моделирования объектов и освоены самостоятельно.

Рисунок 6. Конкурсная работа курсантов группы 1122 Ревенко Д. А., Паникарова Е. И., Гришина М. Н.

Отметим, что использование графического пакета AutoCAD в процессе обучения компьютерной графике ведет не только к качественному освоению студентами учебного материала, но и способствует формированию у них устойчивых навыков применения современных информационных и компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности [16].

ВЫВОДЫ

Анализируя результаты выполненных конкурсных работ курсантов, проводимых в рамках 90-летия Академии ГПС МЧС России, необходимо отметить многозадачность, которая встала перед участниками конкурса:

1. Графическая грамотность и уверенное владение инструментами и опциями графического редактора AutoCAD, изучаемого в рамках учебной программы.

2. Модуляция тематического образа с использованием инструментариев AutoCAD.

3. Коллегиальность в творческом процессе, согласованность, выбор и анализ результата коллективного творения.

4. Анализ корпоративных предпочтений в области пожарной безопасности.

5. Способность выполнения работы в установленные сроки с требуемым качеством исполнения.

6. Способность к самореализации в творческом потенциале.

Для преподавателей, включенных в данный творческий процесс, открылись перспективы при выборе мотивационных приоритетов в творческой деятельности курсантов: создание благоприятной атмосферы взаимодействия преподавателя и обучающегося в совместном поиске решения поставленных задач; готовность преподавателя прийти на помощь при отсутствии определенной базы знаний в области моделирования объектов в графическом редакторе AutoCAD; предоставление дополнительных инструментов и приемов моделирования; поощрения в виде присвоения статуса «лучшего курсанта».

У обучающихся появляется интерес и мотивация к изучению разделов курса инженерной графики, закладывается фундамент знаний в области компьютерного моделирования, способствует поддерживанию связи с другими дисциплинами и системность в процессе обучения [17].

Личностное развитие обучаемых имеет широкий спектр взаимосвязанных аспектов развития в различных отраслях деятельности: образовании, профессиональной деятельности, творческой стезе, саморазвитии и самообучении. Здесь первостепенным является активность личности, желание постигать и узнавать новое, что определяется уровнем самосознания и мотивационными аспектами.

Совершенствование мотиваций для личностного развития - это задача субъекта и организации системы образовательного процесса.

Для профессорско-преподавательского состава кафедры является актуальной проблема повышения мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Для решения данной проблемы проводится постоянный поиск новых и совершенствование уже используемых форм, методов и средств организации учебного процесса [18].

Полученный авторами опыт работы демонстрирует, что именно сотрудничество ориентирует обучающихся на самосовершенствование, доказывает приоритетность социально успешной и мобильной личности [19].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате обучения преподавателю необходимо вызвать интерес обучающихся к их будущей специальности, научить их решать производственные задачи, быстро находить и грамотно использовать полученную информацию, проявлять инициативу и брать на себя ответственность. Этих результатов возможно добиться, применяя современные методы творческой активности как основы инновационного мышления и ориентации на личностные качества студента [20].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Матюх С. А., Шевчук Т. В. Инженерная компьютерная графика в вузе // Инновационные технологии в инженерной графике. Проблемы и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции,

20 апр. 2017. Брест, 2017. С. 154-158.

2. Вербицкий А. А. Теория и технологии контекстного образования.

М.: Московский педагогический государственный университет, 2017. 268 с.

3. Коряковцева Н. Ф. Продуктивное языковое образование как реализация развивающей образовательной парадигмы // Иностранные языки в школе. 2018. № 2. С. 2-10.

4. Оптимизация обучения инженерно-технических дисциплин в вузах противопожарного профиля: отчет о НИР (заключ.): 18-27 / Академия ГПС МЧС России; рук. Червоноокая С. М.; исполн.: Журавлев Н. М. М., 2021. 51 с. № 121061700221-3.

5. Развитие мотивационных аспектов при самостоятельном изучении инженерной графики с использованием компьютерных технологий: отчет о НИР (промежут.): 07-10/ Академия ГПС МС России;

рук. Червоноокая С. М.; исполн.: Червоноокая С. М. М., 2022. 23 с. № 122122000079-4.

6. Андреев В. И., Голованова И. И. Творческие задания по педагогике для саморазвития студентов: учеб.-метод. пособие. Казань:

Центр инновационных технологий, 2008. 48 с.

7. Андреев В. И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 468 с.

8. Попов А. И., Пучков Н. П. Методологические основы и практические аспекты организации олимпиадного движения по учебным дисциплинам в вузе: монография. Тамбов: ТГТУ, 2010. 212 с.

9. Кондратьева Т. М., Тельной В. И., Митина Т. В. Инженерная графика: Учеб. пособие. М.: МГСУ, 2013. 110 с.

10. Гнатышина Е. В., Ковтун Р. Ф. Творческие задания по педагогике для саморазвития студентов. Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. Южно-Уральский научный центр РАО, 2021. 57 с.

11. Estacio R. D, Quicho R. F., Ibarra F. P., Bustos I. G., Collantes L. M., Ibañez E. D. Graphic Organizers in an Online Learning Environment: Its Influence

to Students' Cognitive Load and Knowledge Gain // Pedagogika. 2023. Vol. 148. Pp. 207-228. DOI: https://doi.org/10.15823/p.2022.148.11

12. Хангереева А. Б., Алсахова И. С. Развитие у студентов мотивации к саморазвитию // Заметки ученого: научно-практический журнал. Южный университет (ИУБиП). Ростов-на-Дону, 2022. № 3-2. С. 71-73.

13. Чернецов П. И., Шадчин И. В. Чернецов П. И. Методологические подходы к формированию готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности // Фундаментальные исследования. 2012. № 3-2. С. 320-323.

14. Академия государственной противопожарной службы [Электронный ресурс] // [Сайт] Режим доступа: https://academygps.ru/90-let-akademii-gps-mchs-rossii/v-akademii-obsudili-temu-patrioticheskogo-vospitaniya%D0%BC/ (дата обращения 10.04.2023).

15. Токарева О. В. Визуальный анализ трехмерных объектов

в коммуникационном и учебном процессах // Надежность и долговечность машин и механизмов. Сборник материалов XII Всероссийской научно-практической конференции. Иваново, 2021. С. 347-351.

16. Степанова И. Е., Богдалова О. В., Ермилова Н. Ю., Проценко О. В., Макаров А. В. Практика применения графического пакета AutoCAD

в процессе обучения компьютерной графике // Инженерный вестник Дона.

2021. № 8. C. 504-513.

17. Чопова Н. В. Применение программы Autocad в процессе обучения студентов начертательной геометрии // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 5-3(119). С. 128-136.

DOI 10.23670/IRJ.2022.119.5.097

18. Белоусова А. Л., Зяблицева Н. С., Щербакова Л. И., Васина Т. М, Медвецкий А. И. Учебная мотивация - один из наиболее эффективных способов совершенствования процесса обучения // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 2. С. 105.

19. Мартынов В. В., Мартынова Н. В. Педагогика сотрудничества

как образовательная технология в формировании творческих способностей студентов вуза в процессе реализации учебного проекта // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 3-1. С. 447-456. DOI:10.34670/AR.2020.38.52.098

20. Пыльнова А. В. Реализация современных методов творческой активности студентов профиля «Сервис» как основы инновационного мышления // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура

и дизайн: сборник статей. Самарский государственный технический университет. Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2017. С. 376-379.

REFERENCES

1. Matiukh S.A., Shevchuk T.V. Engineering computer graphics at the university. In: Innovacionnye tehnologii v inzhenernoj grafike. Problemy iperspektivy: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Engineering computer graphics at the university. Innovative technologies in engineering graphics. Problems and prospects: materials of the International Scientific and Practical Conference], 20 apr. 2017. Brest, 2017, pp. 154-158 (in Russ.).

2. Verbitskii A.A. Teorija i tehnologii kontekstnogo obrazovanija [Theory and Technology of Contextual Education]. Moscow, Moscow Pedagogical State University, 2017. 268 p. (in Russ.).

3. Koriakovtseva N.F. Product-based language learning from the perspective of developmental education. Inostrannye iazyki v shkole - Foreign languages in school. 2018, no. 2, pp. 2-10 (in Russ.).

4. Optimizatsiia obucheniia inzhenerno-tekhnicheskikh distsiplin v vuzakh protivopozharnogoprofilia: otchet o NIR (zakliuch.): 18-27/Akademiia GPS MChS Rossii; ruk. Chervonookaia S. M.; ispoln.: Zhuravlev N.M. M, 2021.51 s. № 121061700221-3 [Optimization of training of engineering and technical disciplines in fire-fighting universities (zakliuch.): 18-27. State Fire Academy of EMERCOM of Russia. Chervonookaia S.M., Zhuravlev N.M. Moscow, 2021. 51 p. № 121061700221-3 (in Russ.).

5. Razvitie motivatsionnykh aspektovpri samostoiatel'nom izuchenii inzhenernoi grafiki s ispol'zovaniem komp'iuternykh tekhnologii: otchet o NIR (promezhut.): 07-10/ Akademiia GPS MS Rossii; ruk. Chervonookaia S. M.; ispoln.: Chervonookaia S.M. M., 2022. 23 s. № 122122000079-4 [Development of motivational aspects in the independent study of engineering graphics using computer technologies: (promezhut.): 07-10. State Fire Academy of EMERCOM of Russia; Chervonookaia S. M., Chervonookaia S.M. Moscow, 2022. 23 p. № 122122000079-4 (in Russ.).

6. Andreev V.I., Golovanova V.I. Tvorcheskie zadaniiapopedagogike dlia samorazvitiia studentov [Creative tasks in pedagogy for the self-development of students: educational and methodical]. Kazan, Innovation Technology Center Publ., 2008. 48 p. (in Russ.).

7. Andreev V.I. Competitology. Konkurentologiia: uchebnyi kurs dlia tvorcheskogo samorazvitiia konkurentosposobnosti [Training course for creative self-development of competitiveness]. Kazan, Innovation Technology Center Publ., 2013. 468 p. (in Russ.).

8. Popov A.I., Puchkov N.P. Metodologicheskie osnovy iprakticheskie aspekty organizatsii olimpiadnogo dvizheniia po uchebnym distsiplinam v vuze [Methodological foundations and practical aspects of the organization of the Olympiad movement in academic disciplines at the university]. Tambov, Tambov State Technical University Publ., 2010. 212 p. (in Russ.).

9. Kondratyeva T.M., Telnoy V.I., Mitina T.V. Inzhenernaia grafika [Engineering graphics]. Moscow, State University of Civil Engineering. 2013, 110 p. (in Russ.).

10. Gnatyshina E.V., Kovtun R.F. Tvorcheskie zadaniiapopedagogike dlia samorazvitiia studentov [Creative tasks in pedagogy for the self-development of students]. South Ural State Humanitarian Pedagogical University.

South Ural Scientific Center of RAO Publ., 2021. 57 p. (in Russ.).

11. Estacio R.D., Quicho R.F., Ibarra F.P., Bustos I.G., Collantes L.M., Ibanez E.D. Graphic Organizers in an Online Learning Environment: Its Influence to Students' Cognitive Load and Knowledge Gain. Pedagogika. 2023, vol. 148, pp. 207-228. (in Eng.). DOI:10.15823/p.2022.148.11

12. Khangereeva A.B., Alsakhova A.B. Development of students' motivation for self-development. Zametki uchenogo: nauchno-prakticheskii zhurnal - Notes

of the scientist: scientific and practical journal. Southern Federal University (SFU). Rostov on Don, 2022, no. 3-2, pp. 71-73 (in Russ.).

13. Chernetsov, P.I., Shadchin I.V. Chernetsov P.I. Methodological approaches to the formation of readiness of students of high school to scientific-research activity. Fundamentalnye issledovaniia - Basic researches. 2012, no. 3-2. pp. 320-323 (in Russ.).

14. State Fire Academy of EMERCOM of Russia. Website. Available at: https:// academygps.ru/90-let-akademii-gps-mchs-rossii/v-akademii-obsudili-temu-patrioticheskogo-vospitaniya%D0%BC/ (accessed April 10, 2023) (in Russ.).

15. Tokareva O.V. Visual analysis of 3d objects in communication and educational processes. In: Nadezhnost i dolgovechnost mashin i mekhanizmov. Sbornik materialov XII Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Machines and mechanisms reliability and durability. Collection of materials of the XIth All-Russia scientific and practical conference]. Ivanovo, April 15, 2021,

pp. 347-351 (in Russ.).

16. Stepanova I.E., Bogdalova O.V., Ermilova N.Iu., Protsenko O.V., Makarov A.V. The practice of using the autocad graphics package in the process of teaching computer graphics. Inzhenernyi vestnik Dona - Engineering journal of Don. 2021, no. 8, pp. 504-513 (in Russ.).

17. Chopova N.V. Application of Autocad in the process of teaching students descriptive geometry. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatelskii zhurnal -International Research Journal. 2022, no. 5-3 (119), pp. 128-136 (in Russ.).

18. Belousova A.L., Ziablitseva N.S., Shcherbakova L.I., Vasina T.M., Medvetskii A.I. Educational motivation is one of the most efficient ways

of improving the learning process. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia -Modern Problems of Science and Education. Surgery. 2018, no. 2. 105 p. (in Russ.).

19. Martynov V.V., Martynova N.V. Cooperation pedagogy as educational technology in the development of creative abilities in students of higher education institutions during the implementation of an educational project. Pedagogicheskii zhurnal - Pedagogical Journal. 2020, vol. 10, no. 3-1. pp. 447-456 (in Russ.). DOI:10.34670/AR.2020.38.52.098

20. Pylnova A.V. Implementation of modern methods of creative activity of students of the profile "Service" as the basis of innovative thinking. In: Traditsii i innovatsii v stroitel'stve i arkhitekture. Arkhitektura i dizain: sbornik statei.

Samarskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet [Traditions and innovations in construction and architecture. Architecture and Design: a collection of articles]. Samara State Technical University. Samara, Samara State University of Architecture and Civil Engineering Publ., 2017. pp. 376-379 (in Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Ольга Владимировна ТОКАРЕВАИ Доцент кафедры механики и инженерной графики Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация SPIN-код: 6858-2900 Author ID: 767569 ORCID: 0000-0003-0259-0625 И oliatok@mail.ru

Светлана Михайловна ЧЕРВОНООКАЯ

Доцент кафедры механики

и инженерной графики

Академия ГПС МЧС России,

Москва, Российская Федерация

SPIN-код: 3195-2702

И svetamc@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Olga V. TOKAREVAH

Associate Professor of Mechanics

and Engineering Graphics Department

State Fire Academy of EMERCOM of Russia,

Moscow, Russian Federation

SPIN-Kog: 6858-2900

Author ID: 767569

ORCID: 0000-0003-0259-0625

H oliatok@mail.ru

Svetlana M. CHERVONOOKAYA Associate Professor of Mechanics and Engineering Graphics Department State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation SPIN-Kog: 3195-2702 H svetamc@mail.ru

Поступила в редакцию 14.04.2023 Принята к публикации 28.04.2023

Для цитирования:

Токарева О. В., Червоноокая С. М. Творчество как один из способов воспитания графической культуры // Культура и безопасность. 2023. № 2. С. 33-44. □0!:10.25257/КВ.2023.2.33-44

Received 14.04.2023 Accepted 28.04.2023

For citation:

Tokareva O.V., Chervonookaya S.M. Creativity as one of the ways to cultivate graphic culture. Kultura i bezopasnost - Culture and safety. 2023, no. 2, pp. 33-44. D0I:10.25257/KB.2023.1.33-44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.