Научная статья на тему 'Методы активизации познавательной деятельности обучающихся сотрудников Государственного пожарного надзора в процессе дополнительной профессиональной подготовки'

Методы активизации познавательной деятельности обучающихся сотрудников Государственного пожарного надзора в процессе дополнительной профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STATE FIRE CONTROL (FPG) / ADDITIONAL TRAINING (DPO) / DIDACTIC MATERIALS / PROFESSIONAL COMPETENCE / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Людмила Владимировна, Асеев Игорь Михайлович

В статье описаны методы познавательной деятельности обучающихся сотрудников Государственного пожарного надзора в процессе дополнительной профессиональной подготовки. Разработаны соответствующие дидактические материалы для дополнительной профессиональной подготовки на базе применения приемов, предусматривающую специальную подготовку преподавателя вуза МЧС России и руководителя комплектующего подразделения Государственного пожарного надзора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведева Людмила Владимировна, Асеев Игорь Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of activization of informative activity trained employees of the State Fire Supervision in the process of additional training

The article describes the methods of cognitive activity trained employees of the State Fire Supervision in the process of additional training. Develop appropriate teaching materials for additional training on the basis of the application of methods, providing special training for teachers of high school Russian Emergencies Ministry and head sets of units of the State Fire Supervision.

Текст научной работы на тему «Методы активизации познавательной деятельности обучающихся сотрудников Государственного пожарного надзора в процессе дополнительной профессиональной подготовки»

МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ

Медведева Людмила Владимировна

доктор педагогических наук, зав. кафедрой физико-технических основ обеспечения пожарной безопасности, профессор Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России,

г. Санкт-Петербург Асеев Игорь Михайлович преподаватель кафедры физической подготовки Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, г. Санкт-Петербург

Methods of activization of informative activity trained employees of the State Fire Supervision in the process of additional training

Medvedevа Lyudmila

Doctor of Pedagogical Sciences, Head. Department of Physics and technical bases offire safety, a professor of St. Petersburg State University Fire Service of EMERCOM of Russia, St. Petersburg

Aseev Igor

Lecturer of the Department of physical training of the St. Petersburg University Fire Service of EMERCOM of Russia, St. Petersburg

Аннотация

В статье описаны методы познавательной деятельности обучающихся сотрудников Государственного пожарного надзора в процессе дополнительной профессиональной подготовки. Разработаны соответствующие дидактические материалы для дополнительной профессиональной подготовки на базе применения приемов, предусматривающую специальную подготовку преподавателя вуза МЧС России и руководителя комплектующего подразделения Государственного пожарного надзора.

Annotation

The article describes the methods of cognitive activity trained employees of the State Fire Supervision in the process of additional training. Develop appropriate teaching materials for additional training on the basis of the application of methods, providing special training for teachers of high school Russian Emergencies Ministry and head sets of units of the State Fire Supervision.

Ключевые слова: Государственный пожарный надзор (ГПН), дополнительная профессиональная подготовка (ДПП), дидактические материалы, профессиональные компетенции, информационные технологии.

Keywords: State fire control (FPG), additional training (DPO), didactic materials, professional competence, information technology

Под активизацией учебно-познавательной деятельности понимается целеустремленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование таких форм, содержания, приемов и средств обучения, которые способствуют повышения интереса, самостоятельности, творческой активности студента в усвоении знаний, формировании умений, навыков их практическом применении, а также в формировании способностей прогнозировать производственную ситуацию и принимать самостоятельные решения.

Одним из активных методов формирования профессиональных компетенций в ходе дополнительной профессиональной подготовки сотрудников Государственного пожарного надзора является инициирование личностно-значимого отношения обучающегося к содержанию учебного текста, который, как правило, содержит:

- научно-техническую информацию справочного типа, в которой могут излагаться различные аксиомы и другие положения, не предполагающие специальных доказательств, Подобная информация носит достаточно обезличенный характер, хотя считается обязательной для всех обучающихся сотрудников;

- нормативно-правовую информацию, которая обычно является доминантой общественно-значимого

опыта обеспечения пожарной безопасности охраняемых народно-хозяйственных объектов.

Приведенная в учебном пособии (традиционном «бумажном» или электронном) или изложенная преподавателем, такая информация может согласовываться или не согласовываться с результатами уже накопленного служебного опыта обучающегося сотрудника Государственного пожарного надзора.

В этих текстах происходит фиксация точки зрения на анализируемую проблему преподавателя как автора учебного текста, и эта точка зрения не всегда совпадает с точкой зрения обучающегося сотрудника, которая базируется на служебном опыте этого сотрудника.

Необходимо отметить, что в авторской позиции отдельного преподавателя или авторского коллектива в информации о развитии и тушении пожаров на народно-хозяйственных объектах, содержащейся в учебных текстах, могут присутствовать определенные противоречия в оценке приведенных фактов, технических и тактических решений, что вызывает различное личностное отношение к излагаемому учебному материалу.

Активизации процесса обучения способствует наличие информации для самообучения. К такой информации можно отнести контекстную помощь, если

основные компоненты учебно-методического комплекса поддержки движения обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту выполнены на электронном носителе (флэш-карта, ресурс глобальной сети и т.д.).

Если речь идет о традиционной форме исполнения, т.е. применение т.н. «бумажных» носителях, то следует отметить обычно существующие в учебных пособиях актуальные примечания, методические указания, текстовые примечания, контекстные комментарии, табличные формы, которые облегчают смысловую обработку учебного текста и активизируют процесс его понимания [7].

Содержание рекомендуемых методов активизации самостоятельной работы с учебным материалом приведено в таблице 1.

Таблица 1.

Методы, приемы и способы активизации самостоятельной работы с учебным материалом

№ Наименование метода Содержание приемов и способов

1 2 3

1 Метод первого типа Приемы непосредственно входят в содержание формируемых профессиональных компетенций. Обеспечивающие фактическое их усвоение, они описываются в виде правил выполнения и предписаний к действию наряду с описанием непосредственного содержания формируемых профессиональных компетенций. На их базе образуются специфические эффективные способы работы с учебным материалом.

2 Метод второго типа Эти приемы не связаны непосредственно с содержанием формируемых профессиональных компетенций, а являются приемами интеллектуальной деятельности, которые направлены на организацию формирования новых профессиональных компетенций посредством наблюдения за природными и техногенными процессами, запоминания основных закономерностей протекания этих процессов, создания описаний таких процессов.

2 Метод второго типа Эти приемы образуют главное содержание процесса дополнительной профессиональной подготовки, как индивидуальной познавательной деятельности обучающегося сотрудника, поскольку в них отражена специфика влияния личностных характеристик обучающегося сотрудника на процесс формирования новых профессиональных компетенций. На их основе вырабатываются индивидуальные способы формирования новых профессиональных компетенций, которые, закрепляясь, трансформируются в познавательные способности обучающегося сотрудника. Перманентная активизация таких способов в ходе процесса дополнительной профессиональной подготовки является магистральным путем развития и условием проявления познавательных способностей обучающегося сотрудника.

3 Метод третьего типа задаются обучением, но в отличие от первых они тесно не связаны с предметным содержанием знаний. Они обеспечивают организацию учения, делают его самостоятельным, активным, целенаправленным. К этим приемам следует прежде всего отнести приемы целеполагания, планирования, рефлексии, что создает основу для самообразования, самоорганизации в учении

Разработка соответствующих дидактических материалов для дополнительной профессиональной подготовки на базе применения приемов представленных типов предусматривает специальную подготовку преподавателя вуза МЧС России и руководителя комплектующего подразделения Государственного пожарного надзора к работе с такими материалами и наличие соответствующих методических рекомендаций по их применению. В процессе очной фазы обучения на лекциях, по нарастанию активности и самостоятельности в деятельности обучающихся, могут быть использованы методы: проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический), исследовательский (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) [3, 6].

Частично-поисковый, или эвристический, метод заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими обучающимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Такой метод, одна из разновидностей которого - эвристическая беседа, - эффективный способ активизации

мышления, возбуждения интереса к познанию на семинарах и коллоквиумах.

Главная задача современного образования видится в овладении специалистами методологией творческого преобразования мира. Процесс творчества включает в себя, прежде всего, открытие нового: новых объектов, новых знаний новых проблем, новых методов их решения. В связи с этим проблемное обучение как творческий процесс представляется в виде решения нестандартных научно - исследовательских задач нестандартными методами. Если тренировочные задачи предлагаются обучающимся для закрепления

знаний и отработки навыков, то проблемные задачи -это всегда поиск нового способа решения.

Проблемная ситуация - начальный момент мыслительного процесса обучающихся, осознанное затруднение, пути преодоления которого необходимо самостоятельно найти. Проблемное задание (познавательная, поисковая задача) - задание, способ выполнения и результат которого обучающемуся неизвестны, но уровень их подготовки позволяет самостоятельно найти способ его выполнения и получить ответ.

Основными методическими подходами в теории содержательного обобщения и формирования учебной деятельности Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова являются следующие:

• отрицание концентрического построения учебных программ;

• свобода выбора и вариативность домашних заданий, имеющих творческий характер;

• особенностями учебного занятия в данной системе являются коллективная мыслительная деятельность, диалог, дискуссия, деловое общение;

• допустимым является только проблемное изложение знаний, когда преподаватель идет не с готовым знанием, а с вопросом;

• на первом этапе обучения основным методом является метод учебных задач, на втором - проблемное обучение; учебная задача в этой концепции похожа на проблемную ситуацию;

• качество и объем работы оцениваются с точки зрения субъективных возможностей обучающихся.

Интерактивное обучение [2]- это тип обучения, который основан на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. Коммуникативное пространство учебного занятия заключается в создании между преподавателем и обучающимся взаимопонимания на основе гуманистических ценностей и толерантности. Совокупность всех характеристик, с помощью которых выстраивается это коммуникативное пространство, называется образовательным дискурсом.

Суть интерактивного обучения в диалоговом взаимодействии преподавателей и обучающихся. Диалог образует и поддерживает совместную учебную деятельность, в которой и происходит развитие всех участвующих в этой деятельности субъектов [4].

Диалог должен демонстрировать культуру дискуссии, совместного решения проблемы; втягивать в обсуждение обучающихся, побуждать их задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, демонстрировать отклик на происходящее.

В настоящий момент все чаще применяются доказавшие собственную эффективность личностно-ори-ентированные методы дополнительной профессиональной подготовки сотрудников Государственного пожарного надзора:

- презентации современных технических средств пожаротушения и средств пожарной сигнализации;

- семинары, посвященные изучению вновь поступивших в обращение нормативных документов, как Государственного пожарного надзора, так и иных организаций;

- деловые и ролевые игры, по решению тех или иных тактических задач по обеспечению пожарной безопасности охраняемых народно-хозяйственных объектов;

- профессиональные тренинги, направленные на освоение современных технических средств пожаротушения и средств пожарной сигнализации;

- кейсы, содержащие индивидуальные лич-ностно-ориентированные задания по изучению вновь поступивших в обращение нормативных документов, как Государственного пожарного надзора, так и иных организаций;

- дискуссии в малых группах, состоящих из обучающихся сотрудников Государственного пожарного надзора одной категории;

- моделирование и исполнение проектов по обеспечению пожарной безопасности охраняемых народно-хозяйственных объектов;

- обучение действием по индивидуальному освоению современных технических средств пожаротушения и средств пожарной сигнализации и так далее.

Анализ конкретных ситуаций - один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучающийся должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации [5].

Разыгрывание ролей - игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными признаками:

• наличие задачи и проблемы распределение ролей между участниками их решения. Например, с помощью метода разыгрывания ролей может быть имитировано производственное совещание;

• взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии. Каждый из участников может в процессе обсуждения соглашаться или не соглашаться с мнением других участников;

• ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий. Преподаватель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло, и т. д.;

• метод разыгрывания ролей наиболее эффективен при решении таких отдельных, достаточно сложных управленческих и экономических задач, оптимальное решение которых не может быть достигнуто формализованными методами. Решение подобной задачи является результатом компромисса между несколькими участниками, интересы которых не идентичны;

• разыгрывание ролей требует для разработки и внедрения значительно меньших затрат времени и средств, чем деловые игры. При этом оно является весьма эффективным методом решения определенных организационных, плановых и других задач;

• ориентировочно метод разыгрывания ролей требует для проведения от 30 до 35 минут;

Игровое производственное проектирование -активный метод обучения, характеризующийся следующими отличительными признаками:

• наличие исследовательской, методической проблемы или задачи, которую сообщает обучаемым преподаватель;

• разделение участников на небольшие соревнующиеся группы (группу может представлять один учащийся) и разработка ими вариантов решения поставленной проблемы (задачи);

• проведение заключительного заседания научно-технического совета (или другого сходного с ним органа), на котором с применением метода разыгрывания ролей группы публично защищают разработанные варианты решений (с их предварительным рецензированием).

Информационные технологии обучения определяют как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. Все знания, передаваемые обучающимся с помощью компьютера делят на артикулируемые и неартикулируемые (явные и неявные) [1].

Артикулируемая часть знаний - это знания, которые легко структурируются и могут быть переданы обучающемуся с помощью порций информации (текстовой, графической, видео). Сюда целесообразно отнести: компьютерные учебники; учебные базы данных; тестовые и контролирующие программы.

Неартикулируемая часть знаний представляет собой компонент знания, основанный на опыте, интуиции и включает в себя умения, навыки, которые не могут быть переданы непосредственно, а добываются в ходе в самостоятельной познавательной деятельности при решении практических задач. К компьютерным информационным технологиям, которые не проверяют знания в виде порций информации относятся: пакеты прикладных программ; компьютерные тренажеры; программы деловых игр.

Список литературы:

1. Ефимова Е.И., Орлова А.Л. Проблемы дистанционного дополнительного профессионального образования. Вып. 3. — М., 2003.

2. Кларин М. В. Интерактивное обучение — инструмент освоения нового опыта // Педагогика. — 2000. — № 7.

3. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. - М., 1976

4. Посталюк Н.Ю. Дидактическая система развития творческого стиля деятельности студентов: Ав-тореф. д.п.н. - Казань, 1993.

5. Селевко Г. К. Технологии развивающего обучения / Г.К. Селевко // Школ. технологии. - 1997. - № 4. - с.22.

6. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. - М., 1971.

7. Черных, А.И. Компьютерные технологии в науке и образовании: учебное пособие / А.И. Черных, Т.Л. Шапошникова, М.Л. Романова, Д.А. Романов, Т.П. Хлопова. - Краснодар: КубГТУ, 2011. - 224 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ, КАК ЭЛЕМЕНТА КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ

Белоусова Наталья Дмитриевна,

преподаватель общепрофессиональных дисциплин ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж», г. Муравленко аспирант ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены сущность проблемного обучения и преимущество кейс-технологии при обучении инженерной графики в системе профессионального образования. ABSTRACT

The article describes the essence of the problem-based learning and advantage case technology in teaching engineering graphics in vocational education.

Ключевые слова: кейс-технология; инженерная графика; проблемное обучение; проблемное задание. Keywords: Case technology; engineering graphics; problem-based learning; problem tasks.

Современному производству нужны специалисты способные творчески подходить к решению профессиональных задач, обладающие нестандартным мышлением, с высоким уровнем сформированности креативных способностей.

В процессе преподавания инженерной графики были отмечены затруднения у студентов при самостоятельной работе с технической литературой, не умением ясно и точно выразить свои мысли, делать выводы, анализировать, сравнивать. Одна из основных целей современного урока - научить студентов творчески мыслить.

Цель изучения дисциплины «Инженерная графика» - приобретение теоретических знаний и практических умений по чтению и выполнению машиностроительных чертежей и схем.

Инженерная графика имеет большое значение для формирования логического, абстрактного и пространственного мышления студентов в процессе оперирования пространственными образами плоских и объемных предметов, решения творческих задач с конструкторским и проектным содержанием.

В свою очередь, для успешного изучения данной дисциплины необходимо делать приоритетными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.