Никитин А. Ю., Попов С. С.
особенности использования наглядных пособий в преподавании дисциплины «начертательная геометрия. инженерная графика»
В статье рассматриваются особенности применения наглядных пособий для всех основных репрезентативных систем учащихся в процессе преподавания дисциплины «Начертательная геометрия. Инженерная графика» с учётом основ нейролингвистического программирования.
Ключевые слова: нейролингвистическое программирование, инженерная графика, начертательная геометрия, натуральные учебные макеты, компьютерные трёхмерные модели.
Одной из особенностей поступающих в Академию ГПС МЧС России в последние годы является их недостаточная подготовка по школьному курсу геометрии. Объяснение этому можно найти, проанализировав материалы по математике, выносимые на ЕГЭ. В заданиях, предлагаемых типовыми сборниками тестов для подготовки к государственной итоговой аттестации, а также в самих экзаменационных материалах ЕГЭ по математике, вопросы геометрии представлены в очень незначительном объёме. В общеобразовательных школах до минимума снижается учебная нагрузка по геометрии, а высвобождающееся время отводится на подготовку по решению алгебраических задач. К тому же, к сожалению, из школьной программы исключен такой предмет как черчение. Как показал опыт преподавания начертательной геометрии в Академии ГПС МЧС России, курсанты первого курса имеют знания по геометрии на уровне 6-7 классов общеобразовательной школы.
Между тем, знание геометрии, наряду с развитым пространственно-образным мышлением, является основой для изучения курса начертательной геометрии.
Планы проведения занятий по дисциплине «Начертательная геометрия. Инженерная графика», разработанные кафедрой механики и инженерной графики, иногда оказываются трудновыполнимыми для некоторых курсантов. Это приводит к несвоевременному выполнению ими учебного графика и снижению уровня экзаменационных оценок. Следовательно, перед авторами стоит задача найти такие методы преподавания, которые без снижения объёма излагаемого материала и требований к качеству занятий смогли бы компенсировать недоработки школьной подготовки по геометрии и черчению и максимально повысить эффективность обучения.
Одним из путей совершенствования учебного процесса может являться использование принципов нейролингвистическо-го программирования (НЛП) в практике преподавания начертательной геометрии. Термин «нейролингвистическое программирование» включает три составляющие. Входящее в его состав слово «нейро-» означает, что активно используются возможности мозга человека для произведения преобразований в его психике; «-лингвистическое» - поскольку воздействие во многом осуществляется при помощи языковых средств; слово «программирование» используется в связи с тем, что мозг человека описывается как носитель программ, большинство из которых неосознаваемы и на которые можно воздействовать при помощи выявленных ключей доступа [1].
Нейролингвистическим программированием называют модель человеческих коммуникаций и поведения, которая может быть эффективно использована для организации или описания взаимодействий
Методика обучения
в психотерапии, педагогике, менеджменте с целью их оптимизации. НЛП было разработано лингвистом Джоном Гриндером, математиком-программистом Ричардом Бендлером и их коллегами в конце 70-х годов ХХ века. Основатели НЛП пришли к выводу, что каждый из нас имеет предпочтительный метод переработки информации, который в целом подходит под одну из трёх категорий: визуальную, аудиаль-ную или кинестетическую [2].
Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации через зрение, аудиалы - через слух, кинестетики - через другие органы чувств (обоняние, осязание). Данное деление условно, потому что у большинства людей обязательно присутствуют все три системы восприятия, развитые приблизительно в одинаковой степени.
В обычной учебной аудитории из 30 слушателей в среднем у 22 человек одновременно используются визуальные, аудиальные и кинестетические способности (модальности). У 2-3 человек могут возникать трудности по причинам, не связанным с особенностями восприятия (например, психологическая неустойчивость, травма). Оставшиеся 4-6 слушателей, так называемые «трансляторы», - преимущественно либо визуалы, либо аудиалы, либо кинестетики. Опыт показывает, что именно кинестетики испытывают наибольшие трудности в обучении [3].
Первое время трансляторы на занятии работают достаточно функционально, но постепенно возникает необходимость в более значительных усилиях. Предпочитая одну модальность, они очень слабы в других. Любая информация, идущая через их нервную систему, должна предварительно транслироваться в ведущую единственную модальность. Если информация совпадает с ведущей модальностью, учебный материал хорошо воспринимается и запоминается. При их несовпадении слушатель вынужден начать транслировать информацию в свою модальность, что требует временного «отключения» от реаль-
ности (слушатель в это время не слышит преподавателя). В результате возникают пробелы в полученной информации, что выявляется чаще всего при опросах и на контрольных работах.
Решение проблемы возможно двумя способами. Суть первого в том, чтобы после каждой новой темы или идеи преподаватель выдерживал достаточно долгую паузу для такой переработки информации. Но для этого требуется некоторое время, а подобные паузы могут вызвать у других обучающихся скуку или раздражение [2].
Более эффективным способом представления учебного материала следует считать такое формирование массива информации, который включает воздействие на все три репрезентативные системы. Оптимальным будет сочетание слухового и зрительного восприятия. Для этого голосовой лекционный материал следует сопровождать показом отдельных слайдов, презентаций, плакатов, макетов и т. д. При подготовке лекционного материала следует иметь в виду, что слушание включает процессы получения информации на входе и дальнейшего его запоминания. Слушатели, не обладающие аудиальным первичным восприятием, перерабатывают информацию в её последовательности, поэтому необходимо, чтобы порядок её представления был логично выстроен.
Планируя учебный процесс, преподаватели кафедры обращают большое внимание на вопросы совершенствования методов представления учебного материала. Способы изложения информации с преимущественным воздействием на аудиальную репрезентативную систему остались в прошлом. Современные технические средства дают возможность при изложении лекционного материала демонстрировать разнообразные видеозаписи по изучаемой теме, использовать мультимедийные проекторы и проекционные экраны, интерактивные классные доски, позволяющие осуществить дополнительную обратную связь с аудиторией.
Для визуалов и, прежде всего, кине-стетиков создаются наглядные макеты, иллюстрирующие постановку задач по начертательной геометрии и их решение. В ближайшей перспективе сотрудниками кафедры механики и инженерной графики планируется изготовление натуральных макетов по ключевым темам курса.
Принцип наглядности - это основное исходное положение дидактики, определяющее направление работы с наглядным материалом, предусматривающее обязательность его использования в учебном процессе. Натуральные макеты, как один из видов наглядных пособий, используются в ходе изложения преподавателем учебного материала, при самостоятельной работе обучающихся, при контроле усвоения материала и при других видах деятельности преподавателя и учащихся.
Развитие компьютерных технологий позволяет наряду с реальными учебными макетами и изделиями использовать в образовательном процессе и трёхмерные компьютерные модели. Реальность натуральных макетов способствует формированию у обучающихся правильного представления о форме, цвете и величине объекта. Трёхмерные компьютерные модели таким свойством не обладают, вся их реальность исключительно виртуальная. Однако стоит принять во внимание, что для современной молодёжи эта разновидность реальности знакома и понятна. Компьютерные игры, современные кинофильмы со зрелищными спецэффектами, мультимедийные развивающие пособия с детства окружают современного студента и формируют у него привычку и умение воспринимать виртуальный объект как аналог объекта реального. Конечно, компьютерную модель нельзя взять в руки, что обычно желательно для кинестетиков. Но для большинства обучающихся демонстрация трёхмерных моделей на проекционном экране, интерактивной доске или мониторе компьютера оказывается вполне достаточной для того, чтобы перейти от наблюдения конкретных образцов
к абстрактному мышлению. При этом представление информации на экране может производиться с оптимальной скоростью видовых преобразований, гарантирующей переключение на ведущую модальность отдельного слушателя и, как результат, лучшего усвоения учебного материала.
И натуральные макеты, и трёхмерные модели, используемые в качестве наглядного материала, имеют как свои преимущества, так и недостатки. Основным достоинством первых является их реальность. К минусам можно отнести следующее. Например, размеры натуральных макетов: если они малы, то наглядное пособие плохо видно обучающимся, сидящим далеко от преподавателя; если размеры макета велики, то возникают сложности с их хранением и транспортировкой. Кроме того, с течением времени натуральные макеты могут изнашиваться и приходить в негодность. Стоимость их приобретения или изготовления также может оказаться довольно высокой.
Уступая по своему основному свойству (реальности), трёхмерные компьютерные модели выигрывают у натуральных макетов практически по всем остальным пунктам. Они не требуют физического места для хранения, не создают проблем с транспортировкой и копированием, не портятся при эксплуатации, при необходимости могут быть отредактированы в связи с изменившимися требованиями. Значительную часть таких моделей может создать сам преподаватель, используя любой подходящий 3Э-редактор.
На рисунке представлены два наглядных пособия, которые подготовлены для занятий по одной и той же теме -изображение соединений деталей. В данном случае рассматривается выполнение болтового соединения. Длина болта, входящего в состав макета, равна 80 мм. Из-за относительно малых размеров этого наглядного пособия использовать его в больших аудиториях нецелесообразно, в то время как изображение компьютерной модели при желании может быть
методика обучения
а б
Наглядные пособия по выполнению болтового соединения: а - натуральный макет; б - трёхмерная компьютерная модель
в любой момент увеличено или уменьшено до необходимых границ. Кроме того, эта модель позволяет рассмотреть изучаемый объект под нужным углом зрения, а также включить воспроизведение анимации, демонстрирующей процесс сборки и разборки данного изделия.
На рисунке видно, что натуральный макет имеет некоторые повреждения, полученные во время эксплуатации (на стержне болта сорвана резьба, что не даёт навинтить на него гайку). Компьютерные модели такому износу, как уже говорилось ранее, не подвержены.
Из сказанного не стоит делать вывод, что современные виды наглядных пособий имеют настолько сильное преимущество перед традиционными, что от всех прочих надо полностью отказаться как от устаревших. Наоборот, только используя весь доступный преподавателю арсенал наглядных пособий можно с успехом воздействовать на различные модальности учащихся.
Преподаватели кафедры механики и инженерной графики Академии ГПС МЧС
России активно используют в ходе изложения учебного материала как натуральные макеты, так и трёхмерные компьютерные модели, а также иные виды наглядных пособий (плакаты, видеоролики, анимированные изображения, специальные разработки для интерактивных досок и т. п.). Благодаря этому информация от преподавателя к обучающимся передаётся с задействованием всех основных репрезентативных систем (визуальной, аудиальной и кинестетической), в результате чего каждый курсант в учебной группе имеет возможность получить эту информацию в наиболее приемлемой для себя форме.
ЛИТЕРАТУРА
1. Владиславова Н. Базовые техники ЫЬР и хорошо сформированный результат. - М.: София, 2012.
2. Диммик С. Успешная коммуникация через НЛП. - М.: КСП+, 2003.
3. Гриндер М, Лойд Л. НЛП в педагогике. -М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
Nikitin A., Popov S.
PECULIARITIES OF VISUAL AIDS USE IN TEACHING "DESCRIPTIVE GEOMETRY. ENGINEERING GRAPHICS"
Purpose. The relevance of this article is due to the fact that at present a variety of visual aids is used in the educational process. The paper investigates the impact of modern manuals and textbooks made by computer simulation and traditional ones on the level of education process.
Methods. With the fundamentals of neuro-linguistic programming taken into account the effects of different types of visual aids on the basic system of information receiving by university students are analyzed. A comparison of the natural learning models and three-dimensional computer models is carried out.
Findings. Using all the available range of visual aids a teacher can give each student the opportunity of receiving information in the most convenient and
understandable form. The criteria of selecting most effective ways of presenting educational material on the basis of a leading representative system of a student are found.
Research application field. The results of the study are recommended for use at lectures and workshops of the subject "Descriptive Geometry. Engineering Graphics".
Conclusions. The defined regularities allow the teacher to choose visual learning tools which are most suitable for each student.
Key words: neuro-linguistic programming, engineering graphics, descriptive geometry, natural learning models, computer three-dimensional models.
REFERENCES
1. Vladislavova N. Bazovye tekhniki NLP i khorosho sformirovannyi rezul'tat [Basic techniques of NLP and a wellformed outcome]. Moscow, Sofiia Publ., 2012. 288 p.
2. Dimmick S. Successful Communication Through NLP: A Trainer's Guide. Farnham, Gower Pub Co, 1995. 155 p. (Russ. ed.:
Dimmik S. Uspeshnaia kommunikatsiia cherez NLP. Moscow, KSP+ Publ., 2003. 224 p.).
3. Grinder M., Loid L. NLP v pedagogike [NLP in education]. Moscow, Institut obshchegumanitarnykh issledovanii Publ., 2001. 320 p.
ALEKSEi NiKiTiN | State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia SERGEi Popov | State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia