Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСТВО КАК ФАКТОР БЛАГОПОЛУЧИЯ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ'

ТВОРЧЕСТВО КАК ФАКТОР БЛАГОПОЛУЧИЯ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
99
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
неопределенность / творчество / благополучие / VUCA / BANY / дезадаптация / пандемия. / uncertainty / creativity / well-being / VUCA / BANY / disadaptation / pandemic.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСТВО КАК ФАКТОР БЛАГОПОЛУЧИЯ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ»

историями, осуществлять шаги навстречу предпочитаемым. Вслед за нарративной практикой, наррадрама видит за проблемой социально-культурный контекст, делающий эту проблему особенно острой. В то же время драматерапия вносит свой неповторимый вклад в формирование школы наррадрамы. Роль творчества, автора как творца, действие как единица психотерапевтического взаимодействия, многообразие и важность ролевого потенциала клиента — это лишь немногие из особенностей, рассмотренных на мастер-классе, создающие неповторимый облик наррадрамы. Сочетание идей этих двух школ делает наррадраму ресурсной школой психотерапии, использующей разные модальности в задачах конструирования предпочитаемой истории, расширяющей возможности работать с эмоциями, обращаться к разным видам опыта человека. Наррадрама открывает возможности использования телесных ощущений, образов и метафор, использовать потенциал фантазирования и творчества для внесения изменений в собственную жизненную историю. Наррадрама может работать не только с реалистичными историями, но выбирать необходимую дистанцию для более безопасного и эффективного пересочинения проблемных историй. Методы наррадрамы продолжают идеи Майкла Уайта и Дэвида Эпстона, предлагая более явные и разнообразные формы экстернализации, однако предлагая и собственные, наработанные в арт-терапии, открывающие дополнительные шаги для изменения историй. Наррадрама позволяет обращаться не только к вербальному, но и к другим слоям и формам психического опыта, в том числе обычно не осознаваемым и не попадающим в словесные определения, однако не менее важным в психической жизни индивида. Наррадрама разработана для работы как в группе, так и индивидуально, ее методы возможны для применения с широкими слоями населения, как детей, так и взрослых. Особенную роль этот поддерживающий вид психотерапии приобретает в ситуациях сложности вербализации опыта или видимого отсутствия предпочитаемого опыта в собственной жизни.

Литература

Dunne, P. (2003). Narradrama: Integrating Drama Therapy, Narrative and Creative Art. Possibilities Press.

Dunne, P. (2006). The narrative therapist and Arts. Possibilities Press.

Dunne, P. (2009). Narradrama in Current Approaches in Drama Therapy. Charles Thomas Publisher.

Dunne, P. (2017). Insights on Positive Change in Collaborative Therapy and Neurobiology. Possibilities Press.

DOI 10.24412/2587-6783-2022-3-85-87

ТВОРЧЕСТВО КАК ФАКТОР БЛАГОПОЛУЧИЯ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Дьгмарская Ольга Яковлевна к. социол. н.

ст. преподаватель Московского физико-технического института директор АНО «Проектно-исследовательское бюро «Социальное действие»

Московский физико-технический институт

Москва, Россия

[email protected]

Ключевые слова: неопределенность, творчество, благополучие, VUCA, BANY, дезадаптация, пандемия.

CREATIVITY AS A DETERMINANT OF WELL-BEING IN CONDITIONS OF UNCERTAINTY

Dymarskaya Olga Yakovlevna Cand. Sc. (Sociology) Senior lecturer at Moscow Institute of Physics and Technology CEO in ANPO Project Bureau «Social Action»

Moscow, Russia [email protected]

Keywords: uncertainty, creativity, well-being, VUCA, BANY, disadaptation, pandemic.

Неопределенность — новая норма, в которой мы живем. Она может манить и будить воображение, а может пугать и вызывать беспокойство. С тем, какая неопределенность нам предстоит и как в ней жить, попробуем разобраться средствами разных социальных наук. В этой неопределенности особое место занимает творчество. И мы попробуем рассмотреть — какое, и почему именно творчеству принадлежит такая большая роль в современном мире.

В общем смысле неопределенность — эпистемологическая коллизия, обусловленная наличием несовершенной или неизвестной информации, которая превратилась в один из базовых концептов осмысления мира. Социальные теории, как правило, указывают на тесную связь неопределенности и риска или даже постулируют их тождественность, приводя таким образом возможность анализа события такого рода к использованию методов теории вероятностей и статистических расчетов. Этот подход, реализованный, в частности, в работах Д. Канемана и А. Тверски (Канеман, 2014), подвергся критике (Талеба, 2013). По мнению Талеба, такой подход бессилен перед значимыми событиями, которые не вытекают из прошлого опыта, плохо поддаются прогнозированию и имеют существенные последствия.

При этом и неопределенность, и риск, под которым понимается состояние неопределенности с возможным неблагоприятным исходом, в дискурсе начала XXI века не оценивались как негативные. В этом смысле показательна аббревиатура VUCA — нестабильность (volatility), неопределенность (uncertainty), сложность (complexity) и неоднозначность (ambiguity), изначально используемая военными для характеристики ключевых свойств мира после холодной войны, а позже подхваченная предпринимателями, увидевшими в этом перечне вызовы глобального информационного общества и четвертой промышленной революции. Эта неопределенность — обратная сторона открывающихся безграничных возможностей (определим ее как позитивную неопределенность), которые, по сути, делают обозначенные риски оправданными.

Однако пандемия COVID-19 спутала карты, как «черный лебедь» у Н. Талеба. Глобальность и открытость мира перестали выглядеть, как единственная перспектива, а неопределенность приобрела новый характер и новое выражение — BANY: хрупкий (brittle), тревожный (^kíous), нелинейный (noriine^), непостижимый (incomprehensible) (Cascio J., 2020). Неопределенность мира BANY совсем не неопределенность возможностей, а скорее неопределенность недостижимости. Мы больше не предвкушаем новое, а преимущественно опасаемся его, поскольку теперь оно характеризует не шансы и связанные с ними надежды, а свершившиеся риски.

Предложивший новую рамку футурист Джамаис Кашио подчеркивает, что наши основные экономические и социальные системы хрупки и, следовательно, выходят из строя внезапно, как будто бы разбиваются. Они тесно взаимосвязаны, и отказ одного важного компонента может привести к череде сбоев. Все это вызывает тревогу. «Тревожный мир — мир..., в котором каждый день — черная пятница, и мы просто нажимаем клавишу F5, чтобы обновить ленту и посмотреть, какие ужасные новости в ней появились». Далее, в

нелинейном мире причина и следствие кажутся несвязанными, а эффект от сделанного или не сделанного может в конечном итоге оказаться совершенно несоразмерным. Это разрушает логику прогресса и соответствия требованиям постоянного (линейного) роста, не покидавшую умы со времен Эпохи Просвещения. И пока все это выглядит непостижимым.

Такая «новая нормальность» каскадом отражается на всех аспектах жизнедеятельности человека, разрушая и его картину мира, и представления о себе в этом мире. Сравнительное исследование, реализованное в 2018 и 2020 годах, показало, что во время пандемии брать на себя ответственность были готовы 32,3% респондентов, тогда как до пандемии таких было в два раза больше — 64,5%. Уверенность в своих решениях в 2020 году демонстрировали 17,2%, тогда как 2018 — 39,9%. Искали виноватых в том, что происходит в жизни до пандемии, 31,1%, во время — 52,3% (Скуденков, 2020). Негативная неопределенность приводит к отказу от ответственности и потере уверенности в своих решениях. Мы видим, как она приводит к регрессу, дезадаптирует и в пределе связана с утратой — осязаемой или символической.

Адаптационную роль творчества в мире, полном изменений, трудно переоценить. Но если в мире позитивной неопределенности креативность и творчество в различных его проявлениях играют роль ключевого фактора (средства) развития, то в мире негативной неопределенности творчество выходит на первый план как самоценность. Это, в частности, подтвердили исследования повседневных практик во время пандемии COVID-19 (Art consumption and well-being during the Covid-19 pandemic, 2022), демонстрирующие, как творчество способствовало благополучию людей в этот период.

Литература

Канеман, Д. (2014). Думай медленно... решай быстро. M.: АСР.

Скуденков, В. А. (2020). Переживание неопределенности при пандемии. В сб. O.A.

Полюшкевич, Г. В. Дружинина (ред.) В поисках социальной истины. Материалы II

Международной научно-практической конференции, 426-429.

Талеб, Н. (2013). Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости. М.: КоЛибри.

Art consumption and well-being during the Covid-19 pandemic (2022). URL: https://art-

wellbeing.eu/research-covid-19-pandemic (дата обращения: 14.03.2022).

Cascio, J. (2020). Facing the Age of Chaos. URL: https://medium.com/@cascio/facing-the-age-

of-chaos-b00687b1f51d (дата обращения: 14.03.2022).

DOI 10.24412/2587-6783-2022-3-87-89

ГЕНОСОЦИОГРАММА КАК СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ ВЫЖИВАНИЯ ПРЕДКОВ В ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА

Крайнова Анна Анатольевна врач, клинический психолог, системный семейный психотерапевт,

аспирант ПИР АО, частная практика Москва, Россия [email protected]

Ключевые слова: выживание, предки, адаптация, преемственность, невидимая лояльность, серендипность, геносоциограмма.

GENOSOCIOGRAM AS A RESEARCH METHOD OF ANCESTORS' SURVIVAL STRATEGIES IN DIFFICULT TIMES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.