One more example of meeting of art therapy with family therapy is narradrama. The author of that method is Pamela Dunne. She integrated ideas of narrative practice with dramatherapy and art therapy. Narradrama opens possibilities to use the drawing, sculptures, dance, drama and a lot more. Comparing with narrative therapy, the single step of narradrama is not the word, but the act. That feature let us constructing the new life stories and rewriting the existing life stories based on the body experience, feelings, emotions and fantasy.
Kamran Afari presents us the way of working with trauma in narrative practice and narradrama, showed some examples of working with imprisoned people in Los Angeles. Narrative practice takes a step away from description of trauma only on the neuro-psychological level, but sees the trauma as a social construct, the story that inhibit the moving toward the people's values and senses.
DOI 10.24412/2587-6783-2022-3-84-85
НАРРАДРАМА: НОВАЯ ШКОЛА В ПРОСТРАНСТВЕ ПСИХОТЕРАПИИ
Ильинская Ксения Юрьевна системный семейный терапевт, нарративный практик, приглашенный преподаватель магистерской программы «Системная семейная терапия» департамент психологии факультета социальных наук НИУ «Высшая школа экономики»
Москва, Россия [email protected]
Ключевые слова: современная семья, творчество, наррадрама, арт-терапия, нарративная практика, травма.
THE MODERN FAMILY AND CREATIVITY
Ksenia Ilinskaya masters degree of psychology, professor in master's program of systemic family therapy of HSE
HSE University, Faculty of Social Sciences, School of Psychology
Moscow, Russia [email protected]
Keywords: modern family, creativity, narradrama, art therapy, narrative therapy, trauma.
Пространство психотерапии постоянно расширяется, становится все более разнообразным как по методам, так и идеям, лежащим в основе концепции. Количество школ увеличивается с каждым годом, позволяя психотерапии более эффективно отвечать на социальные вызовы современности, оказывая помощь индивиду в возможности встраиваться и более успешно справляться с вызовами на индивидуальном уровне. Новые области знаний часто возникают на стыке уже известных и описанных. Данный доклад посвящен наррадраме, новой школе, созданной Памелой Данн (Dunne, 2003) и соединяющей в себе идеи нарративной практики с методами драматерапии и арт-методов. Находясь на стыке двух школ, наррадрама вбирает в себя черты каждой (Dunne, 2009), а соединение этих черт создает неповторимость и своеобразие этой школы (Dunne, 2006).
Вслед за нарративной практикой наррадрама ставит в фокус внимания жизненную историю, видит жизнь полиисторичной, а человека — не только актером, но и автором этих историй. Наррадрама позволяет конструировать эти истории, основывая их на собственных смыслах и ощущениях (Dunne, 2017), трансформировать отношения с проблемными
историями, осуществлять шаги навстречу предпочитаемым. Вслед за нарративной практикой, наррадрама видит за проблемой социально-культурный контекст, делающий эту проблему особенно острой. В то же время драматерапия вносит свой неповторимый вклад в формирование школы наррадрамы. Роль творчества, автора как творца, действие как единица психотерапевтического взаимодействия, многообразие и важность ролевого потенциала клиента — это лишь немногие из особенностей, рассмотренных на мастер-классе, создающие неповторимый облик наррадрамы. Сочетание идей этих двух школ делает наррадраму ресурсной школой психотерапии, использующей разные модальности в задачах конструирования предпочитаемой истории, расширяющей возможности работать с эмоциями, обращаться к разным видам опыта человека. Наррадрама открывает возможности использования телесных ощущений, образов и метафор, использовать потенциал фантазирования и творчества для внесения изменений в собственную жизненную историю. Наррадрама может работать не только с реалистичными историями, но выбирать необходимую дистанцию для более безопасного и эффективного пересочинения проблемных историй. Методы наррадрамы продолжают идеи Майкла Уайта и Дэвида Эпстона, предлагая более явные и разнообразные формы экстернализации, однако предлагая и собственные, наработанные в арт-терапии, открывающие дополнительные шаги для изменения историй. Наррадрама позволяет обращаться не только к вербальному, но и к другим слоям и формам психического опыта, в том числе обычно не осознаваемым и не попадающим в словесные определения, однако не менее важным в психической жизни индивида. Наррадрама разработана для работы как в группе, так и индивидуально, ее методы возможны для применения с широкими слоями населения, как детей, так и взрослых. Особенную роль этот поддерживающий вид психотерапии приобретает в ситуациях сложности вербализации опыта или видимого отсутствия предпочитаемого опыта в собственной жизни.
Литература
Dunne, P. (2003). Narradrama: Integrating Drama Therapy, Narrative and Creative Art. Possibilities Press.
Dunne, P. (2006). The narrative therapist and Arts. Possibilities Press.
Dunne, P. (2009). Narradrama in Current Approaches in Drama Therapy. Charles Thomas Publisher.
Dunne, P. (2017). Insights on Positive Change in Collaborative Therapy and Neurobiology. Possibilities Press.
DOI 10.24412/2587-6783-2022-3-85-87
ТВОРЧЕСТВО КАК ФАКТОР БЛАГОПОЛУЧИЯ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
Дьгмарская Ольга Яковлевна к. социол. н.
ст. преподаватель Московского физико-технического института директор АНО «Проектно-исследовательское бюро «Социальное действие»
Московский физико-технический институт
Москва, Россия
Ключевые слова: неопределенность, творчество, благополучие, VUCA, BANY, дезадаптация, пандемия.