Психология и психотерапия семьи» №3 2022 | http://familypsychology.ru
Литература
Ван Дер Колк, Б. (2020). Тело помнит все. М.: Бомбора.
Шутценбергер, А. (2010). Психогенеалогш. Как излечить семейные раны и обрести себя. М.: «Психотерапия».
Шутценбергер, А. (2011). Синдром предков. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы. М.: «Психотерапия».
Miller, A. (2004). The body never lies. W. W. Norton & Company.
Van Der Kolk, B. (2014). The body keeps the score: Brain, Mind, and Body in the Healing of Trauma. Penguin Publishing Group.
DOI 10.24412/2587-6783-2022-3-89-90 ТВОРЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: ЗАНЯТИЙ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ
ОПЫТ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ
Чуганская Анфиса Анваровна к.пс.и., научный сотрудник, преподаватель, арт-терапевт Федерального исследовательского центра «Информатика и управление»
Российской академии наук (ФИЦ ИУ РАН) Международная школа арт-терапии Москва, Россия [email protected]
Ключевые слова: арт-терадм, творчество, интеракции, пандемия, рисунок.
CREATIVE INTERACTION: EXPERIENCE OF ART THERAPY CLASSES DURING THE PANDEMIC
Chuganskaya Anfisa PhD in Psychology, researcher, lector, art therapist Federal Research Center «Informatics and Management» of the Russian
Academy of Sciences (FKCIU RAS) International School of Art Therapy Moscow, Russia [email protected]
Keywords: art therapy, creativity, interactions, pandemic, drawing.
Арт-терапия как направление обладает большим потенциалом для психологической помощи детям и семья в кризисной ситуации (Махмутова и др., 2008), преодолении стресса, сопровождении при решении глубинных психологических проблем (Колошина, 2005). Классически под арт-терапией понимается спектр методов, связанных с изобразительным творчеством (Копытин, 2001). Однако в современных подходах, связанных с творческим с самовыражением, понимается широкий спектр творческих модальностей (в том числе музыкотерапия, работа с пластическим материалом, библиотерапия и др.) (Киселева, 2007; Лебедева, 2003). Основные принципы арт-терапии можно сформулировать в виде трех
«Психология и психотерапия семьи» №3 2022 | http://familypsychology.ru
основных положений: триадичность, метафоричность, ресурсность (Колошина, 2005; Case, 1992). Именно через их осмысление мы можем понять, что творческое взаимодействие арт-тералевта и клиента затрагивает каждую из этих составляющих. В период пандемии и значимых социальных изменений большое внимание в работе специалистов помогающих профессий уделяется решению проблем, связанных с преодолением последствий сильного стресса (Гонина, 2018), трудностями эмоционального реагирования и контроля, переживания психотравмирующих событий. В арт-терапии были сформулированы два подхода: творчество как пространство для безопасного выражения переживаний (Лоринг, 2005; Чуганская, 2009) и психологическое консультирование с использованием арт-терапевтических технологий для решения психологических проблем (Джиннотт, 2005; Чуганская, 2020). Отдельным направлением стало развитие различных форм онлайн арт-терапии. В рамках работы с детьми — это было связано дистанционным группами поддержки для детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (Киселева, 2007; Фопель, 2003; Чуганская, 2020). В рамках доклада мы рассмотрим основные программы, основанные на трехчастной структуре использования игротерапии и изотреапии (принцип игра-рисунок-рефлексивная игра), и направления техник (изотерапия, работа с пластическим материалом).
Литература
Гонина, О. О. (2018). Психические состояния и свойства личности. Тверь: Психолого-педагогическая академия.
Джиннотт, Дж. (2005). Групповая психотерапия с детьми. Пер. с англ. И. Романовой. Науч.
ред. Е. Рыбина. М.: Апрель-Пресс, изд-во Института психотерапии.
Киселева, М. В. (2007). Арт-терапш в работе с детьми. СПб.: Речь.
Колошина, Т. Ю. (2005). Арт-терапия кризисных состояний. Московский
психотерапевтический журнал, 4(47), 154-169.
Копытин, А. И. (2001). Практикум по арт-терапии. СПб.: Питер.
Лебедева, Л. Д. (2003). Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система знаний. СПб.: Речь.
Лоринг, К. (2005). Бесценные воспоминания. Московский психотерапевтический журнал. Специальный выпуск: психотерапия искусствами, 4(47), 131-136.
Махмутова, Е. Н., Изиляева, Л. О. (2008). Психология экстремальных ситуаций в управленческой деятельности. Уфа: РИО БАГСУ.
Фопель, К. (2003). Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе. М.: Генезис. Чуганская, А. А. (2009). Развитие индивидуальности у ребенка в творчестве и игре. В сб. Виничук Н. В. (ред.) Проблема индивидуальности в современной психологии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Владивосток: Изд-во ВГУ, 122-124. Чуганская, А. А. (2020). Дистанционная работа арт-терапевта: к проблеме основных принципов и подходов в условиях карантина. В сб. Великая сила искусства. Арт-терапия, 256-259. Москва: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Академия искусств Игоря Бурганова». Case, C. (1992). Art therapy. The handbook of art therapy. Great Britain: Routledge.