Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПАРАДИГМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ'

ВЛИЯНИЕ ПАРАДИГМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА / КОМПЕТЕНЦИИ / СИТУАЦИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / ПРЕАДАПТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО / АВТОМАТИЗАЦИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГЕНЕРАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / НОВЫЕ МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баканова Ирина Геннадьевна, Борисова Светлана Павловна

В статье акцентируется внимание на некоторых парадигмах современного общества, а именно ситуация неопределенности, цифровизация, автоматизация, устойчивое развитие и кризисы, угрожающие обществу, среди которых климатическая катастрофа и риск вымирания человечества. Данные современные реалии способствуют формированию VUCA-мира (нестабильность (volatility), неопределенность (uncertainty), сложность (complexity) и неоднозначность (ambiguity)), что, в свою очередь, требуют развития определенных компетенций. Для успешного функционирования в ситуации неопределенности рассматривается преадаптивное развитие - умение предвидеть будущие кризисы и способность подготовиться к ним. Пандемия COVID-19 поспособствовала ускорению изменений во многих сферах жизни и работы. Так, для многих стало актуальным развитие навыков удаленной работы и цифровых коммуникаций. Сегодня технические и цифровые компетенции являются наиболее востребованными. Четвертая промышленная революция стирает грани между цифровым, физическим и биологическим мирами и изменяет ландшафт многих профессий. Цифровое общество и автоматизация невозможны без устойчивого развития, подразумевающего изучение экосистемы Земли и понимания роли человека в ней. Становятся значимыми регенеративные подходы, стремящиеся уменьшить ущерб от человеческой деятельности. Регенеративная экономика поднимает вопрос о компетенциях, необходимых для успешного функционирования в современных условия, оставаясь частью природы. В статье показана актуальность формирования не только технических, но и «мягких» компетенций, а именно экологическая грамотность, понимание инноваций, аналитические навыки, критическое мышление, навыки командной работы, ведения переговоров и оказания влияния, коммуникабельность, эмоциональный интеллект, лидерство. Без сомнения, современные реалии диктуют необходимость внедрения новых методов и подходов к обучению и подготовке педагогических кадров. Новая роль преподавателя требует освоения инновационных подходов к образовательной деятельности для ее наибольшей результативности. Педагог все больше выступает в роли хорошего дирижера учебного процесса. Следовательно, для формирования желаемого профессионального поведения среди преподавателей необходимо развитие современных компетенций и «правильного» мышления - набора взглядов, мировоззрений и привычек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF PARADIGMS OF THE MODERN SOCIETY ON THE FORMATION OF TEACHER’S COMPETENCIES

The article focuses on some paradigms of the modern society, i.e. the situation of uncertainty, digitalization, automation, sustainable development and some crises threatening our society, including climate catastrophe and the risk of extinction of mankind. These modern realities contribute to the formation of the VUCA world (instability, uncertainty, complexity and ambiguity), which, in turn, require the development of certain competencies. For successful functioning in the situation of uncertainty, preadaptive development is considered - the ability to anticipate future crises and the ability to prepare for them. The COVID-19 pandemic has accelerated changes in many areas of life and work. So, for many people, the development of remote work and digital communication skills have become relevant. Today, technical and digital competencies are in demand. The Fourth Industrial Revolution is blurring the lines between the digital, physical and biological worlds and changing the landscape of many professions. Digital society and automation are impossible without sustainable development, which implies studying the Earth's ecosystem and understanding the role of man in it. Regenerative approaches seeking to reduce the damage from human activity are becoming significant. The regenerative economy raises the question of the competencies necessary for successful functioning in modern conditions, while remaining part of nature. The article shows the relevance of the formation of not only technical, but also "soft" competencies, i.e. environmental literacy, understanding of innovations, analytical skills, critical thinking, teamwork skills, negotiation and influence, sociability, emotional intelligence, leadership. Without a doubt, modern realities dictate the need to introduce new methods and approaches to teaching and training of teaching staff. The new role of a teacher requires the development of innovative approaches to educational activities for its greatest effectiveness. The teacher is increasingly acting as a good conductor of the educational process. Consequently, in order to form the desired professional behavior among teachers, it is necessary to develop modern competencies and "correct" thinking - a set of views, worldviews and habits.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПАРАДИГМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ»

функции желчного пузыря, желудочно-кишечного тракта, предупреждению и снижению тревожности, которая является одной из причин в развитии дискинезии желчевыводящих путей, улучшению психоэмоционального состояния.

Полученные в исследовании результаты подтверждают более рациональное, с точки зрения реабилитации, построение и проведение регламентированных занятий лечебной гимнастикой и гимнастикой в воде в дошкольных образовательных учреждениях.

Отмечено совокупное позитивное влияние разработанной программы физической реабилитации на состояние детей путей по исследуемым показателям. Положительная динамика отмечена в экспериментальной группе-1 и группе-2. В группе-1 результаты достоверно улучшились, в группе-2 отмечена выраженная положительная динамика исследуемых показателей, но без достижения достоверного уровня значимости различий.

Определенное предпочтение представляет комплекс, состоящий из трех занятий в неделю: 2 занятия в зале и 1 занятие в бассейне. Такое построение недельного микроцикла находит объяснение, в том, что при данной патологии плавность выполнения упражнений в воде ограничивает темп выполнения и способствует миорелаксации.

Литература:

1. Александрова, В.А. Функциональные расстройства желчевыводящей системы у детей / В.А. Александрова, С.В. Рычкова // Лечащий врач. Медицинский научно-практический журнал. - 2008. - №7 (175). - С. 59-61.

2. Бельмер, С.В. Нарушения моторики желчевыводящих путей / С.В. Бельмер // Практика педиатра. - 2007. - С. 25.

3. Волынец, Г.В. Дисфункции билиарного тракта у детей / Г.В. Волынец // Русский медицинский журнал. - 2006. -№3. - С. 149.

4. Дисфункции билиарного тракта у детей / Н.А. Коровина, И.Н. Захарова, Л.А. Катаева, С.В. Шишкина // Российский медицинский журнал. - 2004. - №1. - С. 28.

5. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: Проблемы и пути оптимизации: Материалы Всерос. совещ. Пути оптимизации здоровья и физ. развития детей в дошк. образоват. учреждениях, Москва, 17-19 янв. 2001 г. / [Отв. ред. Т.И. Оверчук|. - М.: Гном и Д, 2002. - 319 с.

6. Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет: Пособие для педагогов дошк. учреждений / [И.К. Шилкова и др.]; Науч. ред. Безруких М.М. - Н. Новгород: ВЛАДОС, 2001. - 333 с.

7. Поляев, Б.А. Реабилитация детей с желудочно-кишечными заболеваниями / Б.А. Поляев, В.В. Полунина, С.В. Павлова // Российский медицинский журнал. - 2004. - №6. - С. 31-33.

8. Потапчук, А.А. Лечебная физическая культура в детском возрасте / А.А. Потапчук, С.В. Матвеев, М.Д. Дидур. -СПб.: Речь, 2007. - С. 9-17.

9. Урсова, Н.И. Проблема функциональных расстройств билиарного тракта у детей и их коррекция / Н.И. Урсова // Русский медицинский журнал. - 2003. - Т.11. - №3(175). - С. 138-142.

10. Функциональные нарушения органов пищеварения у детей / С.В. Бельмер, Т.В. Гасилина, А.И. Хавкин А.И., А.С. Эйберман // Педиатрия и неонатология. Рекомендации и комментарии. - М., 2006. - С. 44.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Баканова Ирина Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Самарский государственный университет путей сообщения (г. Самара),

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Самарский государственный технический университет» (г. Самара);

кандидат педагогических наук, доцент Борисова Светлана Павловна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (г. Самара)

ВЛИЯНИЕ ПАРАДИГМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Аннотация. В статье акцентируется внимание на некоторых парадигмах современного общества, а именно ситуация неопределенности, цифровизация, автоматизация, устойчивое развитие и кризисы, угрожающие обществу, среди которых климатическая катастрофа и риск вымирания человечества. Данные современные реалии способствуют формированию VUCA-мира (нестабильность (volatility), неопределенность (uncertainty), сложность (complexity) и неоднозначность (ambiguity)), что, в свою очередь, требуют развития определенных компетенций. Для успешного функционирования в ситуации неопределенности рассматривается преадаптивное развитие - умение предвидеть будущие кризисы и способность подготовиться к ним. Пандемия COVlD-19 поспособствовала ускорению изменений во многих сферах жизни и работы. Так, для многих стало актуальным развитие навыков удаленной работы и цифровых коммуникаций. Сегодня технические и цифровые компетенции являются наиболее востребованными. Четвертая промышленная революция стирает грани между цифровым, физическим и биологическим мирами и изменяет ландшафт многих профессий. Цифровое общество и автоматизация невозможны без устойчивого развития, подразумевающего изучение экосистемы Земли и понимания роли человека в ней. Становятся значимыми регенеративные подходы, стремящиеся уменьшить ущерб от человеческой деятельности. Регенеративная экономика поднимает вопрос о компетенциях, необходимых для успешного функционирования в современных условия, оставаясь частью природы. В статье показана актуальность формирования не только технических, но и «мягких» компетенций, а именно экологическая грамотность, понимание инноваций, аналитические навыки, критическое мышление, навыки командной работы, ведения переговоров и оказания влияния, коммуникабельность, эмоциональный интеллект, лидерство. Без сомнения, современные реалии диктуют необходимость внедрения новых методов и подходов к обучению и подготовке педагогических кадров. Новая роль преподавателя требует освоения инновационных подходов к образовательной деятельности для ее наибольшей результативности. Педагог все больше выступает в роли хорошего дирижера учебного процесса. Следовательно, для формирования желаемого профессионального поведения среди преподавателей необходимо развитие современных компетенций и «правильного» мышления - набора взглядов, мировоззрений и привычек.

Ключевые слова: парадигма современного общества, компетенции, ситуация неопределенности, преадаптивное развитие, цифровое общество, автоматизация, устойчивое развитие, регенеративная экономика, новые методы и подходы к обучению.

Annotation. The article focuses on some paradigms of the modern society, i.e. the situation of uncertainty, digitalization, automation, sustainable development and some crises threatening our society, including climate catastrophe and the risk of extinction of mankind. These modern realities contribute to the formation of the VUCA world (instability, uncertainty, complexity and ambiguity), which, in turn, require the development of certain competencies. For successful functioning in the situation of uncertainty, preadaptive development is considered - the ability to anticipate future crises and the ability to prepare for them. The COVID-19 pandemic has accelerated changes in many areas of life and work. So, for many people, the development of remote work and digital communication skills have become relevant. Today, technical and digital competencies are in demand. The Fourth Industrial Revolution is blurring the lines between the digital, physical and biological worlds and changing the landscape of many professions. Digital society and automation are impossible without sustainable development, which implies studying the Earth's ecosystem and understanding the role of man in it. Regenerative approaches seeking to reduce the damage from human activity are becoming significant. The regenerative economy raises the question of the competencies necessary for successful functioning in modern conditions, while remaining part of nature. The article shows the relevance of the formation of not only technical, but also "soft" competencies, i.e. environmental literacy, understanding of innovations, analytical skills, critical thinking, teamwork skills, negotiation and influence, sociability, emotional intelligence, leadership. Without a doubt, modern realities dictate the need to introduce new methods and approaches to teaching and training of teaching staff. The new role of a teacher requires the development of innovative approaches to educational activities for its greatest effectiveness. The teacher is increasingly acting as a good conductor of the educational process. Consequently, in order to form the desired professional behavior among teachers, it is necessary to develop modern competencies and "correct" thinking - a set of views, worldviews and habits.

Key words: paradigm of modern society, competencies, a situation of uncertainty, preadaptive development, a digital society, automation, sustainable development, regenerative economy, new methods and approaches to learning.

Введение. XXI век характеризуется следующими парадигмами:

1. Сложные системы, объединение в сети. COVlD-19 показал тесную связь между обществом и современной экономикой. Основными субъектами социального развития и экономической деятельности становятся взаимосвязанные группы.

2. Умная среда. Технологическое ускорение способствует формированию нового социального класса с определенным уровнем цифровой грамотности, что является движущей силой изменений.

3. Творческая экономика. Интерес представляет «массовая уникальность», креативность, персонализация, человекоцентричный дизайн.

4. Ориентация на соучастие. Преодоление социального и культурного разногласия возможно за счет акцентирования внимания на совместных переживаниях, а не на потреблении материальных благ.

5. Релокализация производства. Уход от глобального производства и ориентирование экономики на локальных производственных сетях в целях успешного развития и функционирования местных сообществ и биорегионов.

6. Регенерация. Потребительская философия и иерархический стиль управления сменяются экоцентрированным мировоззрением, пониманием ценности жизни, это постоянное улучшение, устойчивое развитие [7].

Безусловно, данные парадигмы не имеют четких границ, тесно интегрированы. Основной посыл заключается в том, что: "Наше поколение призвано переосмыслить, переопределить истинную цель роста и при этом найти рост, который является действительно устойчивым. Мы никогда не должны забывать, что для прочного мира и счастья в этом мире путь вперед должен быть таким, который мы все должны совершить вместе... Все начинается с лидерства "я" [13].

Парадигмы определяют формирование новых компетенций.

Так, несколько десятилетий назад ситуация на рынке труда была достаточно стабильной. Выбор карьерного пути принимался единожды и навсегда. Очень часто профессия родителей передавалась по наследству и наблюдались трудовые династии. Нередки случаи, когда у сотрудников в трудовой книжке было две записи - об устройстве на работу и уходе на пенсию, что говорит о работе на одном и том же месте в течение всей жизни. Однако сегодня, буквально «на глазах», происходит трансформация рынка труда: наблюдается «утрата жизнеспособности» философии пожизненного трудоустройства в Японии, 3-5 лет достаточно, чтобы список востребованных сегодня профессий кардинально изменился, за 10-15 лет происходит развитие, пик и исчезновение отдельных секторов экономики. К 2030 году для более, чем 400 миллионов специалистов потребуется смена профессиональной деятельности и формирование новых компетенций [1]. При этом существует значительная сложность предвидеть востребованность определенных навыков и рабочих мест в ближайшем будущем.

Изложение основного материала статьи. Новые тренды в сфере управления и глобальная гиперконкуренция, развитие цифровых технологий, делают уязвимой любую бизнес модель или сферу деятельности. Так, хорошо всем знакомые частные продуктовые магазины возле дома, пейджинговая связь, газеты в почтовом ящике, пленочные фотографии и многие другие привычные вещи сменились новыми продуктами. Мир столкнулся с реальностью, которая часто называется «VUCA» (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity - нестабильность, неопределенность, сложность и неоднозначность). Ситуация неопределенности создает колоссальные трудности для рынка труда, бизнеса, правительства и особенно для системы профессионального образования [16].

В частности: дипломы и сертификаты о профессиональном образовании имеют актуальность только несколько лет, пока компетенции не будут заменены новыми. Кроме того, востребованность в среднем профессиональном и высшем образовании будет значительным образом падать, если не будет способствовать развитию «навыков будущего» и различных «мягких» навыков (soft skills). Таким образом, для успешного функционирования социально-экономической сферы и решения проблем XXI века необходимо понимать миссию профессионального образования и чему оно должно обучать [9].

Согласно анализу изученной литературы [7], стоит акцентировать внимание на преадаптивном развитии, а не на адаптивном. При этом под адаптивным развитием рассматривается нахождение решения уже возникших проблем. Преадаптивное развитие подразумевает умение предвидеть будущие кризисы и способность подготовиться к ним, решая проблемы в момент их возникновения, а не полного проявления. Преадактивное развитие способно предотвратить неприятные сюжетные линии будущего и порождать новые альтернативы желаемого завтра.

Кюллолен Марьо, руководитель департамента человеческого развития в Хельсинки убеждена, что в ситуации неопределенности необходимо развивать у обучающихся способность адаптироваться и решать непредвиденные трудности, брать на себя ответственность, демонстрировать смелость и новаторство при возникновении сложных ситуаций и осуществлять их решение в целях обеспечения успеха обществу. Креативные компетенции, предполагающие способность формировать новые ценности, создавать мир и наше будущее, становятся сегодня ключевыми [10].

Другая парадигма современного общества - это распространение цифровых технологий и активное применение интернет ресурсов. Согласно ежегодному исследованию, проведенному креативным агентством We Are Social и сервису для SMM Hootsuite (Digital 2022 Global Overview Report), население мира составляет 7,91 млр. человек, мобильными

телефонами пользуются более 67,1%, что составляет 5,31 млрд. Предполагается, что в 2022 г. пользователи проведут онлайн более 12,5 трлн часов. Принимая во внимание тот факт, что количество людей, не использующих сегодня интернет, составляет менее 3 млрд человек, можно с уверенностью говорить о наступлении глобального цифрового общества [12].

Без сомнения, в цифровом обществе значительная роль в организации и регулировании жизнедеятельности людей принадлежит информации и сетевизации, информационно-коммуникационным технологиям, локальным и глобальным компьютерным сетям; это общество, характеризующееся виртуальными сообществами и цифровым общением, которое превосходит живое общение и доминирует реальные сообщества [5].

Более того, пандемия COVID-19 ускорила рост сферы цифровых услуг. Наблюдается трансформация стратегий управления рисками и бизнес-моделями многими компаниями для того, чтобы сформировать устойчивость к будущим ситуациям неопределенности. Также пандемия стала катализатором значительных преобразований в сфере образования за всю историю человечества. В 2020 году более 1,5 миллиарда обучающихся были вынуждены обучаться дома, что потребовало от всех учебных заведений в короткие сроки освоить возможность проведения занятий в режим онлайн. Многими учебными заведениями рассматриваются преимущества в проведении ряда дисциплин онлайн, как правило, в некой гибридной форме.

Следовательно, новые реалии требуют пересмотра компетенций и способов их формирования. Актуальным для системы профессионального обучения становится адаптация учебной программы к условиям будущего. Значимыми компетенциями для огромного числа работников являются удаленная работа и организация цифровых коммуникаций. Так, технические и цифровые компетенции становятся наиболее востребованными сегодня. Пандемия ускорила необходимость в формировании таких компетенций, как гибкость и устойчивость, осознанность, самосознание и самоуспокоение [15].

Неотъемлемой частью цифровизации является автоматизация, то есть минимальное задействование человека при максимальном использовании оборудования и программного обеспечения. Результатом данного процесса становятся крайне быстро изменяющиеся отношения между человеком и технологиями. При этом автоматизация затрагивает не только выполнение физических задач, но и когнитивную работу за счет применения искусственного интеллекта. Уже сейчас компьютеры могут обрабатывать данные быстрее, чем люди, но они не способны пока представлять стратегию, мыслить абстрактно и творчески, использовать воспоминания, чтобы принимать нужные решения [2].

Четвертая промышленная революция, стирающая грани между цифровым, физическим и биологическим мирами, также способствует изменению ландшафта многих профессий, так как 60% профессий смогут быть автоматизированы в ближайшем будущем, что отображено в рамках «Атласа новых профессий» - совместной разработки Агентства стратегических инициатив и МШУ «Сколково». Так, к 2030 году исчезнет 57 «традиционных» профессий и появится 186 новых, таких как специалист по правовому регулированию вопросов, связанных с применением искусственного интеллекта и беспилотников, поведенческий геймдизайнер, ветеринар для роботов, биолог, выращивающий искусственные органы, и т. п [18]. Переход к автоматизации потребует наличия таких компетенций, как умение учиться, разучиваться и переучиваться, когнитивных, нерутинных и социокультурных навыков.

Цифровое общество и автоматизация ориентированы на устойчивое развитие, которое не представляется возможным без изучения экосистемы Земли и понимания роли человека в ней. Еще в 1972 году авторы книги «Пределы роста» (Meadows D. H.,Meadows D. L., Randers J. and Behrens III William W.) высказывали сомнения относительно неограниченного экономического роста и акцентировали внимание на внедрении технологии устойчивого развития, основная идея которого -уменьшение вреда от человеческой деятельности. В ином случае, человечеству придется тратить огромные ресурсы на борьбу с ухудшающейся ситуацией окружающей средой, что, в свою очередь, может привести к снижению среднего уровня жизни [14]. Соответственно, сегодня представляют интерес регенеративные подходы, которые не только стремятся уменьшить ущерб от человеческой деятельности, но и восстановить все формы природного (и социокультурного) капитала, включая биоразнообразие, чистый воздух, водные ресурсы и почву. [15].

Важным решением данной проблемы видится в ознакомлении взрослого и подрастающего поколения с регенеративными подходами. Речь идет о различных компетенциях для инициации и распространения изменений философии мышления, а также организации условий для внедрения перемен [17]. То есть актуальны не только технические, но и «мягкие» компетенции, а именно экологическая грамотность, понимание инноваций, аналитические навыки, критическое мышление, навыки командной работы, ведения переговоров и оказания влияния, коммуникабельность, эмоциональный интеллект, лидерство [11].

Без сомнения, современные реалии диктуют необходимость внедрения новых методов и подходов к обучению и подготовке педагогических кадров. Так как онлайн обучение становится все более привлекательным, преподаватели должны владеть компетенциями эффективно проводить занятия в дистанционном и смешанном формате. Для педагогов становится актуальным умение самостоятельно овладевать навыками получения новых цифровых знаний и их интеграции в учебную деятельность. Очевидно, преподаватели должны воплощать в себе пример специалистов, обучающихся на протяжении всей жизни [12].

В современных условиях развития общества особенно важна личность учителя, который рассматривается не с позиции sub specie aeternitatis, в образе умудренного опытом наставника, хранителя «застывшей» истины, выступающего в качестве авторитарной модели образовательной деятельности, а видится проводником в мир знаний и умений, консультантом, советником, репетитором, инструктором, тренером, направляющим энергию познания ученика, «первым среди равных». Такое учебное сотрудничество, с одной стороны, расширяет возможности обучающихся, с другой стороны, представляет из себя эффективный способ обучения, при котором смещается акцент от пассивного слушания к активному коллективному исследованию. Перед учителем стоит задача активизации процесса освоения обучающимися знаний, чтобы сформировать навыки получения знаний и умения по их применению для решения жизненных проблем. Другими словами, новая роль преподавателя требует освоения инновационных подходов к образовательной деятельности для ее наибольшей результативности. Очевидно, от преподавателя требуется быть хорошим дирижером учебного процесса [3].

Соответственно, целью образования является не копирование личности учителя в ученике и не воспроизводство сложившихся представлений на новом этапе их развития, а постоянное видоизменение, обновление и обогащение существующих идеалов и идей [4]. Современные реалии жизни общества способствуют переходу от получения готовых знаний, «абсолютных истин» к приобщению обучающихся к парадигме приобретения личностных знаний, необходимых для воплощения своего жизненного проекта и идей. Соответственно, педагоги должны обладать навыками раскрывать потенциал обучающихся и развивать у них стремление к осуществлению познавательной деятельности [7].

Таким образом, формирование желаемого профессионального поведения среди преподавателей требует развития «правильного» мышления - набора взглядов, мировоззрений и привычек. Главными компонентами «правильного» мышления» считаются гибкость и открытость к изменениям. Для решения возникающих проблем, а также для работы с новой информацией необходимо критическое и творческое мышление, которое дополняется навыками самообучения. Преодолеть ситуацию неопределенности, а также справиться с растущей сложностью способно системное (комплексное)

мышление. Предпринимательское мышление, как способность акцентировать внимание на возникающих возможностях, а не на угрозах, еще один способ преодоления неопределенности. Кооперативное мышление способствует развитию коммуникативных навыков, сотрудничеству, которое основано на принципе человеческой солидарности, стремлении к неконкурентному поведению.

Выводы. Современное общество характеризуется большими изменениями: наблюдается активный переход к удаленной работе, распространяется глобальная цифровизация и повсеместная автоматизации. Кроме того, пандемия и погодные катаклизмы служит ранним предупреждением человечеству о грозящих ему рисках и кризисах, среди которых климатическая катастрофа и угроза вымирания человечества. Обществу и экономике необходимо не только приспособиться к новым реалиям, но акцентировать внимание на преадаптивной стратегии - развитие актуальных в будущем навыков, которые позволят достигать экономическую эффективность и всеобщее благополучие.

Так, развитие цифровизации требует наличия хорошо развитых цифровых компетенций, что является и показателем новой глобальной грамотности. Но даже в таком технологически превалирующем мире нельзя акцентировать внимание только на технологических компетенциях. Идея о том, что будущее за творческими экономиками, делает креативность одной из самых востребованных компетенций, что не означает отказ от интеллектуального или физического труда. В мире начинает преобладать «массовая уникальность» и творческое начало главенствует во всех видах трудовой деятельности. Более того, ответственность людей за будущее планеты требует наличия «зеленых» компетенций и типов мышления, ориентированных на устойчивое развитие и регенерацию. Современная парадигма общества помимо экономической выгоды должна включать дополнительные маркеры, - и разиваться не только в аспекте человеко-центричности, но и жизне-центричном формате.

Таким образом, становится востребованным формирование базовых компетенций, включающих фундаментальные и когнитивные, технические и цифровые, социально-экономические и культурные, а также «зеленые» компетенции. Данные компетенции являются «общим знаменателем» навыков и типов мышления (например, критического, гибкого, творческого, предпринимательского, системного, кооперативного), особенно необходимых для успешной работы преподавателей, так как именно перед ними стоит важная задача - трансляция данных компетенций обществу и обучение молодого поколения современным навыкам.

Литература:

1. Аптекман А., Калабин В., Клинцов В., Кузнецова Е., Кулагин В., Ясеновец И. Цифровая Россия: новая реальность. - 2017. - URL: https://www.mckinsey.com/ (дата обращения 14.03.2022)

2. Деревянченко A.A., Калинин Д.В. Цифровое общество: новые возможности и старые угрозы // Научные труды Московского гуманитарного университета. - 2019. - №6. - С. 14-21. - URL: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/1093 (дата обращения: 15.03.2022).

3. Ильин Г.Л. Концепция учителя современной общеобразовательной школы: требования к качеству преподавания. // Школьные технологии. - № 2. - 2011. - С. 9-24. - URL: file:///C:/Users/79276/Downloads/kontseptsiya-uchitelya-sovremennoy-obscheobrazovatelnoy-shkoly-trebovaniya-k-kachestvu-prepodavaniya.pdf (дата обращения: 8.03.2022).

4. Капустина, Л.В. Ключевые навыки обучения в вузе в XXI веке / Л.В. Капустина, И.Г. Баканова // Российская наука: актуальные исследования и разработки: сборник научных статей XII Всероссийской научно-практической конференции, Самара, 23 сентября 2021 года. - Самара: Самарский государственный экономический университет, 2021. - С. 161-164.

5. Кузнецова, Т.Ф. Цифровизация как культурная ценность и цифровые технологии. Горизонты гуманитарного знания. - № 5. - 2019. - С 3-13. -URL:https://www.researchgate.net/publication/338995116_Cifrovizacia_kak_kulturnaa_cennost_i_cifrovye_tehnologii. Горизонты гуманитарного знания (дата обращения: 9.03.2022).

6. Куликов С.Б. Новые вызовы современности и педагогическое образование. // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). -2019. - 3 (200). - C. 7-9. -URL: https://www.researchgate.net/publication/332581454_Novye_vyzovy_sovremennosti_i_pedagogiceskoe_obrazovanie (дата обращения: 20.03.2022).

7. Навыки будущего для 2020-х: Новая Надежда. - 2020. - 262 с.

8. Оборин М.С. Влияние пандемии COVID-19 на образовательный процесс // Сервис в России и за рубежом. - 2020. -Т.14. - №5. - С. 153-163.

9. Черниговская Т.В. «Каким должно быть качественное современное образование?». -URL:https://samosoverhenstvovanie.ru/tatyana-chernigovskaya-kakim-dolzhno-bit-obrazovanie/ (дата обращения: 11.03.2022).

10. «Традиционные школы похожи на фабрики: задание - ответ - отметка». - URL: https://mel.fm/ucheba/shkola/4709165-marjo_kyllonen (дата обращения: 1.03.2022).

11. 5 ключевых компетенций по устойчивому развитию, необходимых для выживания, NetImpact Future Proof for 2020: Do You Have the Top 5 Sustainability Skills to Survive? | Net Impact

12. DIGITAL 2022: ANOTHER YEAR OF BUMPER GROWTH 26 Jan 2022. URL: https://wearesocial.com/uk/blog/2022/01/digital-2022-another-year-of-bumper-growth-2/ (дата обращения: 17.03.2022).

13. His Majesty the King's Speech at Keio University, Japan

14. Meadows D.H., Meadows D.L., Randers J. and Behrens III William W. The Limits to Growth. - New York: Universe Books, 1972.

15. Steffen et al. 2015. Planetary Boundaries: Guiding human development on a changing planet. Science Vol. 347 no. 6223

16. The Future of Employment Carl Benedikt Frey & Michael Osborne. Published by the Oxford Martin Programme on Technology and Employment, 2013, 79 P.

17. Turok, Ivan & Taylor, Peter. (2006). A Skills Framework for Regeneration and Planning. Planning Practice and Research. 21. 10.1080/02697450601173462.

18. 5 strange jobs that could exist by 2030 Chris Weller. - URL: https://www.businessinsider.com/strange-jobs-2030-2016-8#1-robotics-veterinarian-1 (дата обращения: 10.03.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.