Work of B. Mironchuk in the context of popular music trends for the accordion
Miroshnichenko Oleg Nikolaevich, Postgraduate student, Krasnodar State Institute of Culture, Krasnodar
The article is devoted to the study of the work of Donetsk composer and performer B. Mironchuk in the context of trends in popular music for accordion. The compositions are considered from the point of view of the author's handwriting and the patterns of genre and style trends of popular music. The periodization of the author's work is presented, the compositions are systematized on the basis of three major genre layers, and the stylistic range of works is determined. It is proved that within the framework of his own style, the composer creates plays, the primary basis of which is popular music.
Keywords: B. Mironchuk; periodization; academic and popular music; songfulness; danceability; synthesis of genre varieties; jazz; rock; Latin American music.
Цитировать: Мирошниченко О.Н. Творчество Б. Мирончука в контексте тенденций популярной музыки для баяна // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №2(18). – С. 91-96. EDN: GFTAKH. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-18.12
Мирошниченко Олег Николаевич, аспирант, Краснодарский государственный институт культуры, Краснодар
Статья посвящена изучению творчества донецкого композитора и исполнителя Б. Мирончука в контексте тенденций популярной музыки для баяна. Сочинения рассматриваются с точки зрения авторского почерка и закономерностей жанрово-стилевых тенденций популярной музыки. Представлена периодизация творчества автора, композиции систематизированы на основе трех крупных жанровых пластов, определен стилистический диапазон произведений. Доказано, что в рамках собственного стиля композитор создает пьесы, первоосновой в которых выступает популярная музыка.
Ключевые слова: Б. Мирончук; периодизация; академическая и популярная музыка; песенность; танцевальность; синтез жанровых разновидностей; джаз; рок; латиноамериканская музыка.
5.10.3 (Музыкальное искусство)
Мирошниченко О.Н.
Творчество Б. Мирончука в контексте тенденций популярной музыки для баяна
Донецкий баянист, композитор, педагог Б. Мирончук заявил о себе в 1990-х годах, в связи с победами на престижных международных состязаниях [10, с. 94]. Его имя широко известно за пределами Донбасса. В творчестве музыканта сочетаются две сферы деятельности: композиторская и исполнительская. Композиторская - связана с тяготением к массовым жанрам как важной стилистической черте. Опусы Б. Мирончука органично входят в канву традиций эстрадного исполнительства, популярной манеры сочинения и в то же время несут отпечаток высокого профессионального уровня баяниста в понимании тембровых, фактурных, технических возможностей инструмента. Пьесы отличаются техническим мастерством, зачастую опережающим трудности академического репертуара. Однако сложность исполнения никогда не являлась самоцелью, именно благодаря ей композитору удалось достичь создания неповторимых музыкальных образов.
Статья посвящена исследованию творчества Б. Мирончука в контексте тенденций популярной музыки для баяна. Наследие донецкого автора существует в рамках и традициях популярной музыки и эстрадной манеры исполнения, даже в случае обращения композитора к крупным формам. Обзор его творчества требует определенного подхода, включающего в себя знание закономерностей академического и эстрадного искусства.
В творчестве Б. Мирончука можно выделить три периода:
1. Первый – (с 1993 по 2002 гг.) характеризуется созданием наиболее популярных композиций, отличающихся технической сложностью, виртуозным началом, реализованным в ладогармоническом разнообразии. В эти годы композитором созданы джаз-вальс «Фейерверк», вариации на тему народной песни «Чорнобрывци», соната, «Концертная самба», «Цыганский вальс», «Цыганский король», «Из Парижа с любовью», «Босса Нова», «Румба». Кульминацией первого этапа можно считать появление в 2002 году «Джаз-рок партиты» – уникального сочинения, которое актуализует популярную музыку в рамках академической крупной формы. Выразительные средства джаза составили в нем «основу музыкального языка, на котором собственно и формируется драматургия и формообразование композиции» [11, с. 46]. Единственный опус, в котором академическая сфера откровенно преобладает над популярной - Соната для баяна (1995).
2. Второй период (с 2002 по 2012 гг.) связан с обращением к менее экспериментальным формам воплощения популярной музыки. Б. Мирончук обобщил многолетний исполнительский и композиторский опыт в пользу создания произведений, в равной мере вбирающих в себя индивидуальные авторские черты и грани общепринятого эстрадного звучания. Впрочем, подобный факт не повлиял на жанрово-стилевое разнообразие: «Вальс-воспоминание», вальс «Радоваться и грустить», «Души незабываемые дни», «Самба безумия», вальс «Июльский разговор», «Кричащая тишина», «Мы любим тебя, Пьяццолла!».
3. Третий период (с 2012 года и по настоящее время) отличается переключением внимания композитора с виртуозности и эффектности звучания к выражению собственных эмоций, по-прежнему в рамках популярной музыки. Можно предположить, что подобные тенденции связаны с изменениями в личной жизни. К данному периоду относятся композиции «Ночной огонь любви», «Зеркало души», «Донецкий свинг», «Блюз надежды», «Маленькая принцесса», «Ты значишь так много для меня», «Отражение твоей красоты», «Полосы жизни», «Очей моих очарование». Как представляется из названий, превалируют темы, связанные с самой жизнью, определением в ней ценностей, которые чаще всего заключаются в семье и любви к близким людям.
Наиболее привлекательная черта эстрадного искусства автора заключается в опоре на разнообразные музыкальные жанры, которые условно разделим на три крупных пласта: песенность, танцевальность и синтез жанровых разновидностей.
1. К песенным жанрам отнесем пьесы, в основе которых - вокальные напевные мелодии: цыганские романсы, французский шансон, блюз, рок-баллады, произведения классического джаза (например, творчество Э. Фицджеральд и Э. Джеймс). При этом, мелодизм здесь доминирует над динамичностью ритма, что отличает данный раздел от последующего. Произведений для баяна соло, которые можно отнести к этой категории, немного, это связано с инструментальностью его композиций, несмотря на то, что Б. Мирончук - яркий мелодист. В таких опусах на первый план традиционно выступает основная мелодическая линия, как правило, основанная на вокальных интонациях, которые приобретают «большую метроритмическую организованность и мелодическую раскрепощенность» [2, с. 91]. Гармонические фигурации вызывают ассоциации с ансамблем, аккомпанирующим певцу/певице. Например, третья часть «Джаз-рок партиты» (рок-баллада), экспозиционный раздел «Цыганского короля» (цыганский романс), вариации на тему народной песни «Чернобрывци» (народная песня).
2. Танцевальные жанры преобладают в эстрадной инструментальной музыке. К ним относятся разнообразные виды вальсов (в том числе наиболее интересная их разновидность – джазовые вальсы, «Jazz-Waltz»), латиноамериканские танцы (самба, румба, босса, танго), а также свинг, рок-н-ролл, буги-вуги, твист. Такие жанры широко представлены в творчестве Б. Мирончука. В их числе латиноамериканские танцы (Концертная самба, «Самба безумия», Румба, Босса Нова, танго «Мы любим тебя, Пьяццолла!»), вальсы («Фейерверк», «Цыганский вальс», «Вальс-воспоминание», «Радоваться и грустить», «Июльский разговор», «Маленькая принцесса», «Полосы жизни»). По данному перечню возможно сделать вывод о том, что задействованы не только разные танцевальные жанры, но и их стилистические подвиды. Интересным представляется комбинирование «черт стиля мюзет (тембровая и штриховая палитра, изысканная мелизматика) и вальса (трехдольная пластика движения, естественность мелодико-синтаксического дыхания, упругость пульсаций аккомпанемента)» [9, с.157]. Б. Мирончук всегда сохраняет отличительные ритмоформулы каждого из танцев, берущихся за константу. Это отражается на типе аккомпанемента, характере мелодизма, который часто превращается в бесконечные стремительные пассажи на фоне ритм-секции левой руки, показывая виртуозное начало автора как исполнителя.
3. Синтезированные жанровые разновидности родились в практике джазовых исполнителей 1950-1960-х годов, игравших в стиле «бибоп». Такая музыка, как правило, значительно сложнее гармонически и ритмически относительно предыдущих разделов, так как главная ее задача путем музыкальных средств выразительности заставить слушателя интеллектуально наслаждаться «техническими поисками профессионалов» [8, с. 100]. Тем не менее, в своих корнях они все равно опираются на песенное и танцевальное начало, пусть в латентной форме, которая зачастую либо синтезирует песню и танец, либо незаметно перетекает из одного в другое. Имея за плечами высшее образование как баяниста, композитор не может существовать только в самых прямых формах эстрадной музыки. Синтезированное выражение жанровых элементов нашло отражение в «Джаз-рок партите» в 4-х частях, в которой органично переплетены между собой всевозможные течения, а также в его поздних работах: «Маленькая принцесса», «Отражение твоей красоты», «Очей моих очарованье», «Из Парижа с любовью». Сочинения, несмотря на четкую структуру, создают впечатление мастерской импровизации, быстроты мысли, что позволяет автору добиться наиболее искреннего, личного изложения. Эта находит подтверждение в посвящениях двум дочерям и жене музыкальных композиций «Маленькая принцесса», «Очей моих очарование» и «Отражение твоей красоты». Личностность высказывания «Джаз-рок партиты» выражена в наличии эпиграфов перед каждой частью, что уникально для творчества композитора.
Из этого следует, что в творчестве Б. Мирончука отображены основные жанры популярной музыки, получившие воплощение в музыке для баяна за счет своего исполнительского опыта (табл. 1).
Таблица 1 - Жанры популярной музыки в творчестве Б. Мирончука
Раздел Виды Произведения
Песенные жанры Рок-баллада Джаз-рок партита, 3 часть
Цыганский романс «Цыганский король» (экспозиционный раздел)
Народная песня Вариации на тему народной песни «Чернобрывци»
Танцевальные жанры Латиноамериканские танцы Концертная самба, «Самба безумия», Румба, Босса Нова, «Мы любим тебя, Пьяццолла!»
Вальсы «Фейерверк», «Цыганский вальс», «Вальс-воспоминание», «Радоваться и грустить», «Июльский разговор», «Маленькая принцесса», «Полосы жизни».
Синтезированные жанровые разновидности Джаз-рок Джаз-рок Партита в 4-х частях
Джаз-фьюжн «Маленькая принцесса», «Отражение твоей красоты», «Очей моих очарованье», «Из Парижа с любовью»
Музыку Б. Мирончука нецелесообразно оценивать с позиции развития академического искусства, элементы которого присутствуют в его творчестве. Стилистический обзор композиций следует провести относительно музыкальных направлений с присущими им особенностями. Необходимо отметить, что композитор, обладая колоссальным исполнительским опытом и природным эстетическим вкусом, не ограничивает себя в творчестве только одной сферой популярной музыки.
1. Джаз – наиболее почитаемое в среде академических музыкантов течение эстрадной культуры, представляет собой синтез «африканских и западноевропейских музыкальных культур» [6, с. 211-212]. Джазовые тенденции, благодаря «непреодолимым стремлением к новациям, свежести выражения в обновленном стиле» [4, с.26], принимают активное участие практически в каждом творении композитора, что выражается в общем импровизационном характере музыки, свинговым ритмическим рисунком, регулярном применении блюзовой гаммы. Помимо этого, фактурные решения практически всегда имитируют звучание джазового ансамбля или оркестра путем чередования туттийных эпизодов с сольными вставками «солиста», исполняющего виртуозное соло на фоне остинатного аккомпанемента ритм-секции.
2. Рок-музыка нашла яркое претворение в Джаз-рок партите Б. Мирончука. От рока музыка заимствует жесткость, четкость ритма, риффовую структуру построения материала, модальность мышления, «новый тип «свободных» инструментальных звучаний» [3, с. 129]. В цикле автор прибегает к использованию шумовых эффектов для имитации звучания ударной установки, отсылая воображение слушателя к рок-концертам. Приемы возникли от желания композитора «усилить эффективность звучания и расширить тембровую палитру баянов-аккордеонов необычными красками» [12, с. 153].
3. Латиноамериканская музыка представлена пьесами, написанными в жанрах традиционных танцев Латинской Америки – самба, румба, босса, «воспроизведение которых требует от исполнителя ярких динамических градаций, раздельного артикулирования, синхронизации мануальной и меховой техники» [7, с. 25]. Применение метроритмической организации, характерной для каждого из вышеперечисленных понятий, использование звукоизобразительных средств (удары по корпусу, стуки по клавиатуре) воссоздает звучание традиционной перкуссии латиноамериканцев, в то время как мелодическое голосоведение подражает традиционному пению вокалистов Южной Америки.
4. Цыганская музыка. Примеров воплощения ее в творчестве Б. Мирончука немного, но каждое из этих произведений является одним из самых востребованных у слушателей, регулярно исполняющихся на концертах. Цыганский колорит создается при помощи характерной «венгерской» (или «цыганской») минорной гаммы, включающей два полуторатоновых интервала между соседними звуками, постоянном воссоздании вокальных интонаций цыганского романса, с их агогикой, томностью, хроматическими проходящими. В работе с танцевальными цыганскими жанрами композитор создает пассажи, которые своей звуковысотной организацией отсылают к виртуозной игре венгерских и румынских скрипачей, аккомпанирующих безумному движению цыганских хороводов.
5. Фьюжн органично объединяет в сложную ткань множество различных течений, которые подчас крайне сложно распознать. С возникновением в 1960-х годах, такое сочетание нашло отклик в интеллектуальной среде американских слушателей. В данном синтезе сложно выделить песенное или танцевальное начало, музыка сугубо инструментальна по своей природе и нацелена на восприятие сложности композиции, ее необычности. Творческий эксперимент Б. Мирончука основан на необходимости придать пьесам, «скомпонованным из элементов традиционной джазовой импровизации и джазовой гармонии, положенных на равномерную жесткую ритмику рока», структурную и метрическую определенность [1, с. 35]. Фьюжн представлен «Джаз-рок партитой», композициями «Маленькая принцесса», «Отражение твоей красоты», «Очей моих очарование». Пьесы отличает сложность гармонического языка, импровизационность построения, необычные ритмические конструкции. В результате синтеза таких характеристик получается музыка, доступная для восприятия широкой аудитории.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что композиторский талант Б. Мирончука проявляется в безграничном диапазоне стилистических возможностей, «позволяющих соотносить воспринимаемую музыку с определенным историческим периодом, направлением, национальной культурой» [5, с. 50]. Причем, автор обращается к выбранному стилю по воле вдохновения. Нельзя сказать, что в определенные моменты творческого пути его интересует какое-то однозначное направление (табли. 2).
Таблица 2. - Стилистический диапазон композиций Б. Мирончука
Стилистическое направление Произведения
В каких чертах выражается
Джаз «Донецкий свинг», «Радоваться и грустить», «Июльский разговор», «Фейерверк», «Полосы жизни». Использование блюзовой гаммы, ритмических рисунков (в частности, свинга), фактурные особенности, имитирующие игру джазовых коллективов
Рок-музыка Джаз-рок партита Жесткость, четкость ритма, риффовый принцип организации материала
Латиноамериканская музыка Концертная самба, «Самба безумия», Румба, Босса Нова, «Мы любим тебя, Пьяццолла!» Ритмические модели, подражание пению вокалистов стран Латинской Америки
Цыганская музыка «Цыганский король», «Цыганский вальс» Цыганская гамма, имитация вокальных интонаций, манеры исполнения цыганских музыкантов
Фьюжн Джаз-рок партита, «Маленькая принцесса», «Отражение твоей красоты», «Очей моих очарование» Сложность гармонии, импровизационность как формообразующий фактор, синтез ритмических моделей многих жанров и стилей
Жанрово-стилистический обзор творчества дает представление о том, что популярная музыка в ее баянном воплощении является первоосновой стиля Б. Мирончука. Будучи хорошим мелодистом, он сумел создать произведения, имеющие песенную природу. Ощущение и понимание ритма предоставляет возможность воплощения в произведениях танцевальной основы, прежде всего, вальсов и пьес в стиле латиноамериканских танцев. Наличие академического образования и немалый исполнительский опыт позволили создать композиции, соединяющие содержательные нормативы эстетики академической и популярной музыки. В рамках собственного уникального стиля автор использует взаимодействие музыки цыган и народов Латинской Америки, рока, направлений джаза.
Литература:
1. Букреев В.А. Фьюжн как стилевое направление в музыке 60–90-х годов XX века // Государственный джазовый оркестр имени О. Лундстрема. - 2020. - С. 30-42.
2. Казанцева Л.П. Музыкальный жанр и его содержание // Южно-Российский музыкальный альманах – 2007. – Ростов-н/Д.: РГК им. С.В. Рахманинова, 2008. – 300 с.
3. Конен В. Дж. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века - М.: Музыка, 1994. -160 с.
4. Мамбетов С.Я. Баянное искусство в эстрадно-джазовом направлении // Культурная жизнь Юга России. – 2020. - №1(76). - С. 23-27.
5. Михайлов М.К. Стиль в музыке: Исслед. – Л.: Музыка, 1981. – 264 с., ноты.
6. Музыкальная энциклопедия. 2 том / под ред. Г.В. Келдыш. – М.: Сов. энциклопедия, 1974. – 958 с.
7. Немцева О.А. Популярная музыка для баяна и аккордеона в контексте развития белорусской и мировой художественной культуры ХХ-ХХI вв.: автореф. дис. … канд. искусствоведения: 17.00.09. - Минск, 2014.
8. Панасье Ю. История подлинного джаза. – 2-е – Ленинград: Музыка, 1978. – 128с.
9. Пташенко С.В. Танцевальные жанры в баянном творчестве отечественных композиторов // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2013. - №2(34). - С. 155–158.
10. Семешко А.А. Баянно-аккордеонное искусство Украины на рубеже XX-XXI веков: справочник. – Тернополь: Учебная книга – Богдан, 2009. – 244 с.
11. Сташевский А.Я. Тембровые, интонационно-ладовые и гармонические аспекты современной музыки для баяна // Наука. Искусство. Культура. - 2013. - Вып. 2. - С. 43-53.
12. Черепанин М.В., Булда М.В. Эстрадный олимп аккордеона: Монография. – Ивано-Франковск: Лилия-НВ, 2008. – 256 с.