терял советское гражданство. И вот, в современной Франции антикоммунист Анатолий Ливри должен посылать свою докторскую об антикоммунисте Владимире Набокове на государственную квалификацию в славистике остервенелым коммунистам, выкормышам французских сталинистов и троцкистов! Ситуация столь же позорная, как если бы еврей, выживший в Освенциме и защитивший в университете Ниццы докторскую о литераторе антинацисте, вынужден был бы слать досье на государственную квалификацию в Париж откровенным гитлеровцам, выращенным на идеологии Геббельса!
Все читающие открытия Анатолия Ливри, восхищаются ими. Так, руководитель его докторской профессор Ниццы Патрик Кийе пишет: «En principe, avec la liste de publication qu'est la vôtre, plus cette thèse «Très honorable», il ne doit y avoir aucun souci pour l'obtention de la qualification.» (courriel de P. Quillier à A. Livry du 9 juillet 2011), а его коллега, профессор Тулонского университета, лауреат премии Французской Академии и официальный гарант защиты докторской Анатолием Ливри, профессор Даниэль Аранжо не в силах скрыть своего энтузиазма: «Il est vraiment dommage que je n'aie pas été du jury ; moi, je vous aurais donné les félicitations ; que vous auriez eues, pas à l'unanimité, certes, mais félicitations quand même. Comme vous l'avez vu sur mon pré-rapport, à quelques réserves près dont une sans importance, mon point de vue était très favorable et même parfois explicitement enthousiaste sur votre thèse, que j'ai offerte à la BU de mon université.» (courriel de D. Aranjo à A. Livry du 11 juillet 2011). Анатолий Ливри — просто сверх-конкурент ничтожеств, не способных изъясняться на преподаваемом им языке, и использующих своё административное положение для уничтожения соперника. Нынче дело уже не в квалификации Анатолия Ливри славистами — позор славистов международный. Весь академический мир, все читатели, должны быть в курсе оголтелой травли, которой подвергается прозаик, поэт, учёный.
ТВОРЧЕСТВО АЛИМПАШИ САЛАВАТОВА В КОНТЕКСТЕ ЛИТЕРАТУРЫ
«СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»
Изиева З.К.
Изучение, научное осмысление истории, в частности, рубежа ХХ-ХХ1 веков, приобретшего значения культурного феномена «серебряного века» России, на наш взгляд, страдает одним общим недостатком, заключающемся в бессознательном или сознательном отмежевании исторической жизни, судеб с древнейших времен совместно проживавших и составлявших единое евразийское культурное пространство народов. Так, в отечественной науке, в том числе, к сожалению, главным образом в северокавказском национальном литературоведении, именно указанный и исторически естественный контекст почему-то не входил в орбиту внимания и интересов мощного потенциала большого отряда научной интеллигенции края. Между тем, как свидетельствуют исследования по истории кумыкской литературы таких литературоведов и критиков как К.Д. Султанов (1), К.И. Абуков (2), З.Н. Акавов (3), С.М. Алиев (4),
© Изиева З.К., 2015
Вестник Университета Российской академии образования № 1, 2015 57
М.А. Гусейнов (5), А.-К.Ю. Абдуллатипов (6), С.-М.Х. Акбиев (7) и др., талантливые и популярные в Дагестане 1920-х годов поэты Кочакай Джамалдин, Абдулла Баши-ров, Багаутдин Астемиров, Абдул-Вагаб Сулейманов, Абдулазим Батырмурзаев, Наби Ханмурзаев, Абдурашит Арсланмурзаев, самобытный поэт, основоположник кумыкской национальной драматургии, фольклорист и литературовед Алимпаша Салаватов и многие другие по только что отмеченным направлениям творческой деятельности представляют собой типичное для всего российского культурного пространства начала ХХ столетия явление «серебряного века».
Первой художественной книгой на кумыкском языке, изданной в советский период, является небольшой по объему сборник стихов Алим-Паши Салаватова «Биринчи гесек», что дословно переводится как «Первая часть», увидевший свет в 1925 году. Пронзительные по звучанию, трогательные стихи о судьбе ребенка-сироты, глубоко и тонко отражающие внутренний мир, душевные переживания лирического героя, с одной стороны, способствовали неимоверной популярности дебютной книги начинающего автора. В то же время следует отметить, что задушевная тональность и глубокий психологизм переживаний скитальца-героя произведений А.-П. Салаватова естественно вписывались в контекст литературы «серебряного века». Затем, в 1930 году, была издана «Вторая часть» («Экинчи гесек»), которая свидетельствовала о А.-П. Салаватова как о зрелом, состоявшемся мастере поэтического слова.
Мы и сегодня только с сожалением можем констатировать все еще существующий в дагестанском литературоведении пробел в адекватной оценке творческого наследия одного из ярких основоположников кумыкской советской литературы. Кумыкская, как и дагестанская, вся советская, поэзия 1920-30-х годов, на которые приходится творческая деятельность Алим-Паши Салаватова, характеризуется общностными свойствами. В период построения советской власти литература обрела ярко выраженный социальный характер, одной из главных ее задач стало служение господствовавшей в нашей стране идеологии. Социалистический пафос, воспевание грандиозных преобразований, совершавшихся в этот период, человека, для которого первично общественное, а не личное, преданность идеям большевизма и т. д. стали доминирующими признаками литературы. Как отмечается в «Истории дагестанской советской литературы»: «Для всех дагестанских литератур в 20-е годы характерна одна целевая установка — воспитание и формирование социалистического человека». В 30-е годы, особенно в первой их половине, идеологическая составляющая литературы получила усиление. «Ведущими темами дагестанской поэзии 30-х годов был пафос всенародного наступления на врагов социализма, изображение трудового героизма масс, перелом в сознании горского крестьянства, происшедший в дни массового движения в колхозы», — подчеркивается в указанной выше работе. (8)
Однако выявленные в литературе, в том числе поэзии, которая занимала ведущие позиции в дагестанском художественном процессе исследуемого периода, магистральные линии ее развития, доминирующие тенденции не исключают того, что творчество авторов, ее творивших, характеризовалось своеобразием, индивидуальностью. Касаясь кумыкской поэзии периода построения общества на социалистических началах, следует отметить, что творчество Абдуллы Магомедова, Казиява Али, Темир-Булата Бейбулато-
ва, Абдуллы Баширова, Абдул-Вагаба Сулейманова, Аткая Аджаматова, Юнуса Алимха-нова, Анвара Аджиева и др., равно и Алим-Паши Салаватова, обладает как общностными свойствами, так и отличительными особенностями. Задача состоит в том, чтобы выявить творческое своеобразие, творческую индивидуальность поэзии А.-П. Салаватова, его личный вклад в развитие художественной мысли. Но чтобы достичь этой цели, мы неизбежно приходим к проблеме изучения его поэтики, образности, средств художественной выразительности. Под поэтикой в данном случае, применительно к имени одного автора, подразумевается характерные, специфические особенности его творчества, принципы воспроизведения действительности в их совокупности, в соотнесенности друг с другом. Поэтому не случайно в современном литературоведении все чаще и чаще акцентируется мысль о необходимости обстоятельного и всестороннего исследования проблем поэтики. Ибо их разработка проливает свет на многие вопросы художественного процесса, его динамики и прогресса, преемственности традиций, новаторских поисков, движения эстетической мысли, обогащения художественных приемов и средств.
Литература
1. Султанов К.Д. Къумукъланы адабияты. (Литература кумыков). — Махачкала, 1965.
2. Абуков К.И. Молнии бьют по вершинам / Алимпаша Салаватов. Пьесы. Вступительная статья. — Махачкала, 1995.
3. Акавов Забит. Они были первыми. (Биринчилер). — Махачкала, 1982.
4. Алиев С.М. Дорога в современность. — Махачкала, 1977.
5. Гусейнов М.А. Национальная литература кумыков 1920- 1930-х годов. — Махачкала, 2009.
6. Абдуллатипов А.-К.Ю. Три поэта. (Уьч шаир). — Махачкала, 2004.
7. Акбиев С.-М.Х. Подвижники духа. — Махачкала, 1997.
8. История дагестанской советской литературы. В двух томах. Т. 2. — Махачкала, 1967.
К ПРОБЛЕМЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ СИМФОНИчЕСКОЙ ЛИчНОСТИ В ТВОРчЕСТВЕ
Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
Кукуева А.А.
Сегодня существует богатая научно-критическая литература, в которой евразийство рассматривается как система фундаментальных идей и ценностей, позволяющих сформировать цельное мировоззрение, укорененное в традициях народов Евразии и творчески отвечающее на вызовы современности. Подвергается теоретическому осмыслению философское и научное наследие классиков евразийства (Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Н.Н. Алексеева и др.), исследуются возможности его применения для решения современных проблем экономической теории, социологии, политологии, культурологии и т.д. Следует сказать, что в этом контексте не составляет исключения и литературоведение. В частности, уместно отметить примечательный факт: ещё в на-
© Кукуева А.А., 2015