Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО'

ТВОРЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
37
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
радиорежиссёр / диктор / радиоприемник / эффект / музыкальное оформление / ролик / джингл / слушатель / компьютер / интернет / воображение / театр / трансляция / репортаж / синтез / трансляция / программа / сетка / редактор / пульт / звук. / radio director / announcer / radio receiver / effect / musical arrangement / video / jingle / listener / computer / internet / imagination / theater / broadcast / reportage / synthesis / broadcast / program / grid / editor / console / sound.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ярбеков Эрназар Холмирзаевич

в данной статье рассматривается вопрос о значении творческого сотрудничества радиорежиссёра и диктора и это сотрудничество означает, что получится хороший радиодиктор от творческого человека, усвоившего искусства переживания. В случае установления подобного сотрудничества сохранится место искусства радио как синтез искусств и ведет за сбой миллионы радиослушателей. Данной темой раскрывается грани сотрудничества радиорежиссёра и диктора в области радио ведущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE COOPERATION

this article discusses the importance of creative cooperation between a radio director and an announcer, and this cooperation means that you will get a good radio announcer from a creative person who has mastered the art of experience. If such cooperation is established, the place of radio art will remain as a synthesis of arts and will lead millions of radio listeners to failure. This topic reveals the facets of cooperation between a radio director and an announcer in the field of a radio presenter.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО»

ТВОРЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО Ярбеков Э.Х.

Ярбеков Эрназар Холмирзаевич- доцент, кафедра искусство музыкального, драматического театра и кино, Государственный институт искусств и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос о значении творческого сотрудничества радиорежиссёра и диктора и это сотрудничество означает, что получится хороший радиодиктор от творческого человека, усвоившего искусства переживания. В случае установления подобного сотрудничества сохранится место искусства радио как синтез искусств и ведет за сбой миллионы радиослушателей. Данной темой раскрывается грани сотрудничества радиорежиссёра и диктора в области радио ведущего.

Ключевые слова: радиорежиссёр, диктор, радиоприемник, эффект, музыкальное оформление, ролик, джингл, слушатель, компьютер, интернет, воображение, театр, трансляция, репортаж, синтез, трансляция, программа, сетка, редактор, пульт, звук.

CREATIVE COOPERATION Yarbekov E.X.

Yarbekov Ernazar Kholmirzaevich - Associate Professor, DEPARTMENT OF THE ART OF MUSIC, DRAMA THEATER AND CINEMA, STATE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE OF UZBEKISTAN,

TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

\

Abstract: this article discusses the importance of creative cooperation between a radio director and an announcer, and this cooperation means that you will get a good radio announcer from a creative person who has mastered the art of experience. If such cooperation is established, the place of radio art will remain as a synthesis of arts and will lead millions of radio listeners to failure. This topic reveals the facets of cooperation between a radio director and an announcer in the field of a radio presenter.

Keywords: radio director, announcer, radio receiver, effect, musical arrangement, video, jingle, listener, computer, internet, imagination, theater, broadcast, reportage, synthesis, broadcast, program, grid, editor, console, sound.

УДК 654.195

Воспитание всесторонне развитой личности считается одним из актуальных вопросов во все времена. Этому вопросу посвящено и посвящаются многие книги, статьи, брошюры. Однако на воспитание диктора, радио ведущего, глубоко освоившего знания школы театрального искусства и могущего эти знания применять в поприще радио ведущего, осведомленного со всеми изменениями, происходящими в мире, имеющего культуры дикции, читающего любые тексты, все ещё никакой источник не посвящен, и этот вопрос все еще остается актуальным.

Трудно создать какого-либо учебного пособия или книги о процессе воспитания актёра, отражать метода на бумаге подобно процесса занятия, в области диктора, радио ведущего так же невозможно дать готовых рекомендаций в виде письменного источника. Потому что и дикторы, и радио ведущие живые люди, у них индивидуальный характер, не похожие друг друга. Те студенты, которые в дальнейшем хотят стать диктором, радио ведущим, так же являются индивидуальностью. Отсюда видно, что каждому формирующемуся актёру, создающему человеческий характер, невозможно применять одинакового метода, исходя из этих соображений, при подготовке радио ведущего так же нужно подходить учитывая своеобразную природу каждого студента. Поэтому невозможно дать методического указания о мастерстве радио ведущего, который могло бы соответствовать каждой эпохе и каждому студенту. И все же когда решается такой методики создать, необходимо будет вспомнить некоторые особенности творческого процесса, отмечать творческие находки и некоторые подходы, систематизировать. Однако такой подход может не дать желаемого результата. По нашему мнению, в таком случае необходимо опираться опыту, принципу личной творческой беседы со студентом, помочь ему само осознать.

В действительности творчество - это особый процесс, победа воли, веление сердца. Только нужно обеспечить его со всеми необходимыми. Только в этом случае как молния сверкает настоящий продукт творчества. Поэтому трудно описать процесс появления творческого продукта. В таких случаях мы -педагоги ощущаем душевное облегчение, радость. Эта радость подобно радости увидеть первые шаги

ребенка. Однако мы не должны ограничиваться только этой радостью, теперь мы должны будем поддержать, вдохновить, формировать у него навыки самостоятельно работать при овладении секретами искусства оратора и ведущего. Только тогда мы можем воспитать прогрессивно мыслящего творческого человека, который может тонко ощущать происходящего событий в мире. Творческий человек - это прежде всего глубоко мыслящий человек. Не мыслящий человек творить не может. Творческая мысль формируется на основе словарного богатства, знания и мировоззрения, интеллектуальной способности человека. Необходимо помнить, что мысль является фактором обобщающего знания, интеллектуального таланта человека. Способность мыслить дает возможность овладеть секретами радио ведущего. Потому что мысль является основой воображений. Если отсутствует воображение, то отсутствует и творческая свобода. Там, где отсутствует творческая свобода не рождается искусство переживание. Там, где отсутствует искусство переживания, не появится жизненная правда.

Вначале человеческое чадо начнет действовать на основе простого желания. Например, он хочет потрогать свечу, которая горит. Ребенок при этом не думает об опасности и смело протягивает руки. Когда он обжигает руку, у него появляется отношение к свече и зарождается новое понятие. То есть, физическое действие порождает внутреннего психического действия. Таким образом ребенок когда увидит вещей, подобных горящей свечи, он старается избегать их, чтобы не делать больным своим органам и осуществляет соответствующие действия. Детская доверительность и оценка результата- это неопровержимая факт. Сегодня необходимо обучать будущих радио ведущих исходя актерского мастерства и сценической речи.

Что касается слушательской аудитории, их внимание можно привлечь следующими шестью возможностями:

Во-первых, затрать на подготовку радио передач не связано с количеством радиослушателей. Их может тысячами и миллионами.

Во-вторых, радиоприемники дешевле чем телевизоры и компьютеры, каждый человек их может покупать. Кроме того радиоприемники как средство дополнительной службы занимает место среди других средств (например, сотовые телефоны).

В-третьих, близость с слушателями. Каждый репортаж с эфира или с места событий моментально доходит до слушателей.

В-четвертых, широка возможность выбора. Каждый человек может слушать программ десятки радиостанций. Кроме этого спутники и интернет дает возможность слушать еще многих зарубежных радиостанций.

В-пятых, слушание радио не занимает основное время радиослушателей. То есть, радио занимает только частичные органы чувства. Поэтому слушая радио можно заниматься другими делами.

В-шестых, отсутствие изображения является преимуществом радио, потому что не отвлекает человека от основного дела. Когда нет возможности смотреть телевизор, особенно за рулем слушают радио. Это создает огромную возможность рекламодателям. А также радио обеспечивает потребность на информацию людей, не имеющих возможность читать газету или журнал, смотреть телевизор. Именно в этом проявляется творческое сотрудничество режиссёра и ведущего.

Именно режиссёр несет ответственность за подготовку радиопрограмму, которая понравится слушателю. Он обеспечивает высокое идейно-политическое и художественное качество и правильное толкование мысли автора радио продукции. Показывает свое мастерство в передаче музыкальных эффектов, при правильном чтении текстов. Согласуясь с автором и редактором, может внести изменения тексту. При выборе звуковых эффектов и в прямой передаче в эфир радио продукции должен согласовать с диктором или ведущим. Они друг другу партнеры. Режиссёр должен хорошо усвоить современные и информационные технологии, методы современной режиссуры радиопередач и их эффективно применять в подготовке радио продукций.

Какие качества должен иметь ведущий? Исходя из своего многолетнего опыта, можно дать следующие рекомендации:

1. Знание, интеллект ведущего должны быть в авангарде чем корреспондента, редактора и режиссёра, поэтому он обязательно должен быть высшеобразованным, особенно в государственных радиоканалах.

2. Ведущий должен иметь приятный голос с хорошим тембром, этим обеспечивается качество радио эфира, в противном случае слушатели не принимает голос радио ведущего. Голосовой техникой может овладеть каждый человек, однако, приятный голос дается от природы.

3. Высокое актерское мастерство оказывает огромную помощь радио ведущему, потому что каждое выступление ведущего требует своеобразного исполнения. Голосовая пластика поможет ведущему быстро переходить то одного жанра к другому.

4. Чистая и точная дикция, чистота произношения также является еще одним качеством радио ведущего. С помощью языка, губ, челюсти можно добиться хорошей артикуляции.

5. Радио ведущий в совершенстве должен овладеть мерой, нормой и критерием литературного языка и ораторского искусства.

Подобного мастерства можно достичь свободой перед микрофоном и высоким мастерством. Свободу и опыта можно приобретать чтением и изучением различных источников. По этому поводу К.С.Станиславский писал следующее: «Необходимо превратить трудность в повседневность, повседневность в легкость, легкость в красоту».

Выщеуказанные требования ставится не только перед актером, исполняющим роль, но и перед радио ведущим, освоившим элементы актерского мастерства. Подготовка настоящих профессиональных дикторов-ведущих-радио ведущих требует издавать учебных пособий, литератур и учебников.

Удачно представить радио продукции и завоевать авторитет является целью режиссёра и ведущего. Подготовленная автором и представленная режиссёром и ведущим эта радио продукция заставляет совместно работать их. Эта работа естественно не привычна негосударственным радиостанциям, потому что ведущий (ар-джей) одновременно выполняет задачу управляющего пультом, обеспечивает подачи в эфир джинглов, роликов, рекламные блоки, музыки, песен и других радио продукций. По этому, только в государственных радиоканалах может быть сотрудничество режиссёра и радио ведущего.

Естественно у радио ведущего есть свои повседневные заботы. Однако когда он находится перед микрофоном, должен всегда помнить свою обязательность перед аудиторией и своим коллективом. Перешагивая через порог радиостудии, должен заниматься своей задачей, окунуться в мир творчества. Например, ведущий по обычаю открывает эфир и здоровывается со слушателями. В это время режиссёр должен дать музыку, которую используют не часто. Эта своеобразная музыка поднимает настроение ведущего. По этому, режиссёр всегда должен внимательно следить за эфиром и ведущим. Его невнимательность может негативно влиять на эфир и настроение ведущего.

Режиссёр в процессе эфира не должен заниматься только тем, что ведущий сколько раз ошибается. После эфира он бескорыстно, без задних мыслей показать лично ведущему его грамматические, лексические, стилистические недостатки, связанные языком, произношением, интонацией и помочь исправить их. Режиссёр должен быть единомышленником ведущего, в хорошем смысле должен его управлять, иначе он начнет выполнять функции звукооператора.

Словом, можно сказать, что радио является сравнительно молодым искусством среди массовых информационных средств, оно формировалось под влиянием прессы, театра, кино, ораторского искусства, музыкального, эстрадного и других искусств и поднимался до уровня своеобразного синтетического искусства, и сегодня также развивается, не забывая свою историю, прошлого, вчерашнего дня.

Список литературы/References

1. Станиславский К.С. Сборник сочинений. 3-том. - М.: -Искусство, 1954.

2. Смирнов В.В. Аспекты вещания. - М.: Аспект пресс, 2002.

3. Шерель А.А. Радиожурналистика. - М.: -МГУ, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.