Научная статья на тему 'РОЛЬ АНАЛИЗА ЖУРНАЛИСТСКОГО РАДИОПРОИЗВЕДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ЖУРНАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РОЛЬ АНАЛИЗА ЖУРНАЛИСТСКОГО РАДИОПРОИЗВЕДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ЖУРНАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
138
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО ЖУРНАЛИСТА / МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА ЖУРНАЛИСТСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА РАДИОПЕРЕДАЧИ / МЕТОДИКА АНАЛИЗА ЖУРНАЛИСТСКОГО РАДИОПРОИЗВЕДЕНИЯ / НАТУРАЛЬНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ / ЗВУКОВОЙ ДОКУМЕНТ / СТИЛЕОБРАЗУЮЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ / METHODOLOGICAL CULTURE OF THE FUTURE JOURNALIST / METHODOLOGY OF ANALYSIS OF JOURNALISTIC WORK / METHODOLOGY OF ANALYSIS OF RADIO TRANSMISSION / METHODOLOGY OF ANALYSIS OF JOURNALISTIC RADIO PRODUCTION / NATURAL EXPRESSIVE MEANS OF RADIO JOURNALISM / SOUND DOCUMENT / STYLE-FORMING TECHNICAL MEANS OF RADIO JOURNALISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Марачева Алла Владимировна

В статье акцентируется внимание на том, что методология анализа журналистского произведения - важная составляющая методологической культуры будущего журналиста. Автором рассматриваются некоторые аспекты методики анализа журналистского произведения на радио. Обосновывается, что критерием анализа профессионализма радиожурналиста служит оценка его работы с такими выразительными средствами радиовещания, как слово, музыка, шумы, стилеобразующие технические средства радиожурналистики. Рассматривается анализ музыки, шумов и звуковых документов как часть методики анализа журналистского радиопроизведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF ANALYSIS OF JOURNALISTIC RADIO PRODUCTION IN FORMATION OF METHODOLOGICAL CULTURE OF FUTURE JOURNALIST IN PROCESS OF PROFESSIONAL EDUCATION

The article focuses on the fact that the methodology of analysis of a journalistic work is an important component of the methodological culture of a future journalist. The author considers some aspects of the methodology of analysis of a journalistic work on the radio. It is proved that the criterion for analyzing the professionalism of a radio journalist is the assessment of his work with such expressive means of broadcasting as word, music, noise, style-forming technical means of radio journalism. The analysis of music, noise and sound documents is considered as part of the methodology of analysis of journalistic radio reproduction.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ АНАЛИЗА ЖУРНАЛИСТСКОГО РАДИОПРОИЗВЕДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ЖУРНАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

8. Шапиро, В.Д. Управление проектами (Projects Management) / Н.И. Ильин, И.Г. Лукманова, А.М. Немчин, С.Н. Петрова, К.Г. Романова, В.Д. Шапиро / Под общ. ред. В.Д. Шапиро. - СПб.: «ДваТри», 1996. - 608 с.

9. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М.: Изд-во «Смысл», 2001. - 365 с.

Педагогика

УДК 372.8.

кандидат педагогических наук Марачева Алла Владимировна

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга)

РОЛЬ АНАЛИЗА ЖУРНАЛИСТСКОГО РАДИОПРОИЗВЕДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ЖУРНАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье акцентируется внимание на том, что методология анализа журналистского произведения - важная составляющая методологической культуры будущего журналиста. Автором рассматриваются некоторые аспекты методики анализа журналистского произведения на радио. Обосновывается, что критерием анализа профессионализма радиожурналиста служит оценка его работы с такими выразительными средствами радиовещания, как слово, музыка, шумы, стилеобразующие технические средства радиожурналистики. Рассматривается анализ музыки, шумов и звуковых документов как часть методики анализа журналистского радиопроизведения.

Ключевые слова: методологическая культура будущего журналиста, методология анализа журналистского произведения, методология анализа радиопередачи, методика анализа журналистского радиопроизведения, натуральные выразительные средства радиожурналистики, звуковой документ, стилеобразующие технические средства радиожурналистики.

Annotation. The article focuses on the fact that the methodology of analysis of a journalistic work is an important component of the methodological culture of a future journalist. The author considers some aspects of the methodology of analysis of a journalistic work on the radio. It is proved that the criterion for analyzing the professionalism of a radio journalist is the assessment of his work with such expressive means of broadcasting as word, music, noise, style-forming technical means of radio journalism. The analysis of music, noise and sound documents is considered as part of the methodology of analysis of journalistic radio reproduction.

Keywords: methodological culture of the future journalist, methodology of analysis of journalistic work, methodology of analysis of radio transmission, methodology of analysis of journalistic radio production, natural expressive means of radio journalism, sound document, style-forming technical means of radio journalism.

Введение. Методология анализа журналистского произведения - важная составляющая методологической культуры будущего журналиста, без которой он не состоится как настоящий профессионал. В учебном плане по программе бакалавриата 42.03.02 Журналистика предусмотрено изучение таких профильных дисциплин, как Профессиональные творческие студии, Методика работы радиожурналиста, Актуальные проблемы радиожурналистики и некоторых других, которое предполагает освоение технологии создания и исследования материалов на радио.

Цель анализа журналистского радиопроизведения - определение качества журналистского произведения, его эстетической значимости, достоинств и недочетов. Предлагаемая методика позволяет анализировать как передачи современных радиожурналистов, так и студенческие материалы. Самоанализ должен помочь начинающему журналисту создавать более профессиональные работы.

Изложение основного материала статьи. Методика анализа журналистского радиопроизведения - это общая характеристика передачи как продукта совместной деятельности радиожурналиста со звукорежиссером, звукооператором, корреспондентами. В таком соавторстве иногда рождается название передачи, создаются ее рубрики, формируется стиль радиопроизведения. Критерием анализа профессионализма радиожурналиста служит, прежде всего, оценка его работы с выразительными средствами радиовещания - словом, музыкой, шумами, а также степень полноты раскрытия темы в рамках выбранного жанра (формы) радиопроизведения.

Общую характеристику журналистского произведения на радио следует начинать с идентификации радиостанции, в эфире которой выходит анализируемое журналистское произведение.

В России радиостанции по форме собственности делятся на государственные и частные, чем в значительной мере определяется содержание радиоэфира. Важное значение для анализа имеет формат, который определяется «по соотношению музыки и информационных блоков в эфирном времени: информационный (музыки в эфире практически не бывает, большая часть материалов такой радиостанции представляет собой новости и дискуссии); информационно-музыкальный (60-70% составляют информационные блоки и 30-40% - музыка); музыкально-информационные и музыкальные (доля новостей не превышает 10-15%) » [3].

Приступать к анализу журналистского произведения на радио следует после прослушивания передачи и определения темы материала.

Анализ журналистского радиопроизведения строится по следующей схеме:

1. Анализ названия радиопередачи.

2. Анализ композиции радиопередачи.

3. Определение жанра (формы) радиопроизведения.

4. Анализ использования методов сбора информации.

5. Анализ использования слова как натурального выразительного средства радиожурналистики.

6. Анализ использования музыки как натурального выразительного средства радиожурналистики.

7. Анализ использования шумов как натурального выразительного средства радиожурналистики.

8. Анализ использования звуковых документов.

9. Анализ использования стилеобразующих технических средств радиожурналистики.

Как показывает практика, сложнее всего будущим журналистам дается анализ музыки, шумов и звуковых документов.

Анализ использования музыки как натурального выразительного средства радиожурналистики.

Музыка на радио - такое же важное натуральное выразительное средство, как и слово. Александра Музыря, легендарный журналист радиостанции «Юность», вспоминала, что ей случалось «услышав свой текст в сочетании с музыкой, садиться срочно редактировать его: настолько точно по мысли была она подобрана, что точностью своего эмоционального настроения подчеркивала несовершенство текста» [2, с. 160].

Музыка в передачах на радио может выступать в четырех аспектах:

1. Музыка как элемент создания звукового образа.

2. Музыка как элемент оформления эфира.

3. Музыка как самостоятельный элемент эфира, несущий семантическую нагрузку (известные мелодии, фрагменты песен или сами песни).

Приступая к анализу журналистского произведения, студент должен, прежде всего, отметить, в каких аспектах используется музыка, а затем проанализировать наличие или отсутствие ошибок в использовании этого выразительного средства радиожурналистики. На многопрофильных радиостанциях существует несколько правил использования музыки:

1. Количество музыки в авторской программе или тематической передаче не должно существенно превышать количество вербальной информации.

2. Произносить текст на фоне песни не рекомендуется. Даже в том случае, если песня не несет запланированную ранее семантическую информацию.

3. Музыка является логическим продолжением вербального текста, подбор песенных и музыкальных отрывков осуществляется тщательно и «подгоняется» друг к другу акустически.

4. В авторской программе или тематической передаче недопустима тавтология, возникающая вследствие повторения одинаковой вербальной (в журналистском тексте) и музыкальной (в тексте песни) информации.

На коммерческих музыкальных радиостанциях, работающих в диапазоне FM, также существуют свои специфические правила при работе с музыкой:

1. Музыка должна соответствовать формату радиостанции.

2. Ведущий должен грамотно представлять песню в эфире.

3. Ведущий не должен критиковать или анализировать песню или ее исполнителя.

4. Ведущий не должен выходить в эфир в середине песни (радиослушатели будут недовольны, если прервут их любимую песню).

5. Даже если очень этого хочется, ведущему не следует подпевать во время звучания песни, рекламного ролика или джингла.

6. Ведущий должен постоянно помнить о звуковом оформлении и давать в эфир джингл радиостанции как минимум через две-три песни.

Анализ использования шумов как натурального выразительного средства радиожурналистики.

Приступая к анализу использования такого натурального выразительного средства как шумы, студенту следует знать, в каких жанрах и формах радиожурналистики шумы должны присутствовать обязательно. Прежде всего, это репортаж, ревю (музыкальное обозрение «По театрам и концертным залам»), радиотеатр. Отсутствие шумов в этих радиопроизведениях - явный минус, журналистская или режиссерская недоработка. В других жанрах радиожурналистики шумы могут использоваться по желанию автора.

Анализируя шум, следует, если это возможно, должен определить его происхождение. Как известно, в радиожурналистике шумы делятся на:

1) реальные (записанные на месте события);

2) сымитированные (записанные заранее в студии и хранящиеся в фонотеке).

Реальные шумы должны помогать слушателю воссоздавать картину происходящего в репортажах, очерках, ревю, трансляциях. Сымитированные шумы используются в радиотеатре, музыкальных радиокомпозициях, некоторых видах авторских программ, в рекламе на радио.

Анализ шумов, на наш взгляд, следует проводить по следующим параметрам:

1. Определение точности, уместности звукового сопровождения (шум должен иллюстрировать, дополнять слово автора).

2. Степень участия рисующих шумов в создании звукового образа.

Использование шумов в арсакустике, художественном направлении, в котором «звук, звуковые решения способны не просто быть равны слову, сказанному у микрофона, но с помощью звука - реального или студийного - воссоздавать все богатство и многообразие современного мира» [4, с. 33].

Особое место в системе анализа радиопроизведения отводится анализу звуковых документов.

В таких авторских программах радио России как «Аэростат», «Отзвуки театра», «Архитектура звука», «Музыка в событиях» и других авторы часто используют звуковые документы.

Звуковой документ, которым может быть практически любая звукозапись, сделанная несколько лет или даже несколько дней назад - мощное орудие культурно-рекреативной функции журналистики. Как отмечают Е.А. Болотова и Л.Д. Болотова, уже сама возможность записи звука на магнитофон необычайно расширила «арсенал выразительных средств радио в целом: и радиожурналистики, и художественного вещания» [1, с. 86].

С помощью звуковых документов у радиослушателей лучше формируется представление о личности, времени, эпохе, ведь «звуковой документ - один самых убедительных: на фотографии ты видишь изображение человека, в автографе - его почерк, а в звукозаписи ты слышишь его самого» [5, с. 97].

По своему эмоциональному воздействию звуковые документы сильнее любого описания или пересказа. Примером этому могут служить и записанные на пленку голоса писателей, певцов, актеров, и звуковая летопись Великой Отечественной войны, и репортажи с Байконура, и многие другие звукозаписи прошлого. По форме и содержанию звуковые документы можно классифицировать следующим образом.

1. Документы в прямом цитировании.

2. Рассказы очевидцев событий.

3. Записанные на пленку голоса великих людей.

4. Звуковые картины событий («звуковые декорации»).

5. Записи музыкальных произведений или драматических спектаклей.

Использоваться могут один или несколько документов в различных сочетаниях. Тогда слушатель будет не только лучше запоминать материал, но и сочувствовать, сопереживать главному герою передачи. Иногда для этого радиожурналисту приходится монтировать текст по-своему, оставляя характерные паузы, наиболее эмоциональные куски речи, неправильно построенные предложения, учащенное дыхание и т.п.

Использование музыки, сочиненной ранее, совместно с музыкой, звучащей сейчас, - прием, который часто повторяется в радиопередачах. А некоторые классические произведения стали символами своего времени. Например, песня «Вставай, страна огромная...» - символ Великой Отечественной войны.

Что касается звуковых шумов, то они заставляют слушателя мыслить ассоциативно, помогают увидеть зрительный образ, дополняя картину, созданную с помощью слов и музыки.

О таких звуковых документах, как голоса великих людей, часто вспоминают в юбилейные или праздничные дни. Анализируя звуковые документы такого типа, особое внимание следует обратить на интонацию выступлений героев, так как «слово звучащее богаче воспроизведенного на бумаге. Интонация открывает далекие перспективы смысла» [6, с. 12]. Эти слова выдающегося звукоархивиста Ираклия Андроникова приводит крупнейший российский собиратель и исследователь аудиозаписей голосов писателей Лев Шилов в своей книге «Я слышал по радио голос Толстого.».

Звуковые документы используются в самых различных жанрах радиожурналистики. Достоянием истории стали, например, репортажи Юрия Летунова о запуске космического корабля «Восток-5», Юрия Гальперина с дрейфующей станции «Северный полюс-4». Для репортера главное - рисующие шумы.

Никак не обойтись без документального «цитирования» сцен из спектаклей и концертных выступлений ревю - специальному обозрению «По театрам и концертным залам». Для очерка используются и «звуковые декорации», и музыкальные отрывки, и наиболее удачные фрагменты речи героя.

На радио существует особый вид очерка, рассказывающий о людях прошлого - постановочный. Для работы над ним чаще всего используются дневники и воспоминания современников. Одним из самых ярких мастеров постановочного очерка был и остается Лазарь Маграчев. Работая над циклом радиоочерков о судьбах ленинградцев, переживших блокаду, он нашел в своем архиве запись голоса женщины-блокадницы. Оказалось, что ее уже нет в живых, но журналисту удалось разыскать дочь этой женщины, и, готовя передачу в эфир, он использовал несколько необычный радиоприем - смонтировал встык голоса матери, которой уже давно нет в живых, и здравствующей дочери. Между одной и другой записью была четверть века. Л. Маграчев назвал передачу «Мать и дочь».

В литературно-музыкальных композициях звуковым документом является музыка, которая создает особый смысловой контекст. Музыка определенного отрезка истории, на которую накладываются слова автора или рассказ героя, помогает слушателям поверить, что герой передачи действительно жил и работал в то время.

Жанры мозаично-фрагментарного построения (радиофильм и радиокомпозиция) предполагают использование различных фрагментов, среди которых звуковые документы - своеобразные экскурсы в историю, достоверные рассказы о событиях прошлого.

Постановочное чтение, радиоинсценировка, радиоспектакль - произведения, записанные в этих жанрах, сами становятся звуковыми документами. По структуре, предложенной В. Фроловым, в радиотеатре выделяют:

1) прямые трансляции;

2) инсценировки по произведениям литературы;

3) радиоспектакли, записанные по оригинальным сценариям.

В историю российского радио золотыми буквами вписаны имена таких режиссеров-постановщиков, как Роза Иоффе и Николай Литвинов. Немалый вклад в создание радиоспектаклей внес выдающийся актер Ростислав Плятт. Исследуя звуковые документы радиотеатра, студентам необходимо знать, что критерием анализа может служить:

1. Использование натуральных выразительных средств (слова, музыки, шумов).

2. Использование стилеобразующих выразительных средств (приема «буратино», звуковой мизансцены, ревербарации, монтажа).

3. Использование голосового грима в игре актеров.

Круглосуточное вещание радиостанций, вещающих в FM-диапазоне, у современного молодого радиослушателя невольно создает впечатление, что журналисты работают только в прямом эфире. Однако это не так. Слушая и анализируя передачи «Радио России», многих региональных радиокомпаний студенты-журналисты могут убедиться в том, что звуковой документ занимает прочное место в современной радиожурналистике. Немало слушателей хотят не только получать ежедневную сводку оперативной информации, но и стремятся послушать любимые музыкальные записи, побольше узнать о людях прошлого, поразмышлять над уроками истории.

На итоговых практических занятиях по радиожурналистике студентам нужно уметь проанализировать радиопрограмму. Прежде всего, будущим журналистам предлагается примерный образец анализа радиопередачи. Он выглядит следующим образом.

Образец анализа радиопередачи.

Проанализируем передачу Андрея Дементьева «Виражи времени» из архива «Радио России». Передача вышла в эфир в январе 2005 года.

«Радио России» - государственный канал информационно-музыкального формата. Целевая аудитория «Радио России» - люди среднего и старшего возраста. Авторская программа Андрея Дементьева называется «Виражи времени». Название красиво, звучно и емко. Оно имеет особый смысл для автора - Андрей Дементьев любил рассуждать об оставшейся в прошлом эпохе социализма, переменах в обществе, судьбах незаурядных людей, над которыми не властно время.

В заставке передачи после названия звучит эпиграф - стихи автора.

Композиция передачи, которая рассказывает о творчестве певицы Людмилы Рюминой, отличается соразмерностью. Фрагменты беседы продолжительностью около пяти минут чередуются с песнями в исполнении Л. Рюминой. Это вполне приемлемо для такой формы вещания, как авторская программа. Программа «Виражи времени» вышла в эфир в записи. Композиционные блоки, из которых она состоит,

скрепляются последовательным монтажом. По форме вещания эта передача - авторская программа. Ее ведет хорошо известный в России поэт, что обеспечивает программе персонифицированность. Андрей Дементьев работает над своей программой без участия соавторов (даже в заставках передачи звучит его голос).

В этой программе Андрей Дементьев использует свой излюбленный метод сбора информации - беседу. Радиожурналист выступает в «Виражах времени» в роли ведущего-собеседника. Людмила Рюмина, одна из лучших отечественных исполнительниц русской народной песни, его давняя знакомая. Разговор с ней автор программы начинает с воспоминаний о тех временах, когда они вместе получили премию имени Ленинского комсомола, с размышлений о вечности народной песни.

Вопросы формулируются автором передачи ясно и кратко. Он никогда не перебивает свою собеседницу. Л. Рюмина сразу заинтересовалась ходом беседы, так как Андрей Дементьев прекрасно осведомлен о творческой судьбе певицы, которая имеет три высших образования, в том числе - и режиссерское. Л. Рюмина с удовольствием рассказывает об учебе в ГИТИСе, о воронежских корнях своей певческой династии, о своей трактовке русской народной песни, о том, как собирала коллекцию песен, написанных на старинных русских диалектах.

В ходе беседы Андрей Дементьев задает певице вопрос, с которым к ней хотело бы обратиться большинство слушателей: «Что, на Ваш взгляд, самое опасное сейчас на эстраде и куда она пойдет дальше?». Очень часто вопросы автора не имеют вопросительной интонации. Иногда они носят характер размышлений о судьбе русской песни, природе творчества, культуре истинного интеллигента. «Как бы хотелось, чтобы любовь к песне не угасла, чтобы безумная эстрадная электроника не заглушала бы поэзию и мелодию, не переводила бы наслаждение, которое дарит нам поэзия и мелодия, в неистовство и показуху».

В середине передачи, в ответ на вопрос Андрея Дементьева о коллекции песен на диалектах различных областей России, Людмила Рюмина тут же начинает исполнять эти песни. Автор программы прощается со своей гостьей не спеша и тепло. Передача заканчивается специальной заставкой с музыкальными отбивками и стихотворением А. Дементьева «Никогда ни о чем не жалейте вдогонку».

Музыка возникает в программе, прежде всего, как элемент оформления эфира - в заставке передачи и в ее концовке. В программе звучат шесть различных по стилю и манере исполнения песен. Это русские народные песни, романс, песни на стихи Андрея Дементьева и самой Людмилы Рюминой. Эти песни -самостоятельный элемент эфира, они как бы продолжают разговор в студии, иллюстрируя мысли собеседника и автора передачи. Кроме того, как мы уже отмечали, в середине программы Л. Рюмина поет а капелла несколько песен на северных диалектах. Рассказывая о своих гастролях за границей, певица исполняет в студии песню на арабском языке.

В оформлении передачи удачно использованы сымитированные (студийные) шумы - удар колокола и тиканье часов. Это - своеобразные звуковые символы «Виражей времени», создающие вместе с музыкой и стихами Андрея Дементьева звуковой образ времени, которое многое меняет и в судьбе человечества, и в жизни отдельного человека.

В передаче использован акустический и последовательный монтаж. Авторская программа Андрея Дементьева «Виражи времени» - образец профессионализма. Поэт вёл ее 16 лет. Сейчас традицию продолжает журналист Анна Пугач-Дементьева.

Выводы. Предлагаемая автором система анализа призвана помочь студентам максимально точно охарактеризовать журналистское произведение на радио. Овладение методологией анализа радиопередачи поможет будущим журналистам развить свое системное мышление, откорректировать индивидуальные модели творческого процесса, а также использовать эту методику анализа при решении контрольных заданий, подготовке курсовых проектов и выпускных квалификационных работ по радиожурналистике. Навыки такого анализа пригодятся будущим журналистам и на производственной (профессионально-творческой) практике, так как подготовка материалов по заданию редакции, работа в студии должна проходить с учетом понимания того, как грамотно работать с выразительными средствами радиовещания.

Литература:

1. Болотова Е.А., Болотова Л.Д. Радиофильм. Генезис жанра (1920-1940) // Вестник московского университета. Серия 10: Журналистика. - № 2. - 2019. - С. 74-89.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Музыря А.А. В эфире радиостанция «Юность». - М.: Искусство, 1979. - 199 с.

3. Смирнов С.С., Образцова А.Ю., Вартанов С.А., Владимирова М.Б. и др. Организационно-экономические особенности крупнейших информационных и информационно-разговорных радиостанций России // Медиаскоп. - 2018. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2481

4. Шерель А.А. Возвращение Мельпомены // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. - 2004. - №2. - С. 29-38.

5. Шилов Л.А. Голоса, зазвучавшие вновь: Записки звукоархивиста. - М.: Просвещение, 1987. - 159 с.

6. Шилов Л.А. «Я слышал по радио голос Толстого...»: Очерки звучащей литературы. - М.: Искусство, 1989. - 223 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.