УДК: 82-92; 316.77
DOI: 10.51965/20767919_2022_1_1_77
Мальцева И.А.
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КОРРЕЛЯЦИИ «АДРЕСАНТ-АДРЕСАТ»
В РАДИОДИСКУРСЕ
Maltseva I.A.
ON THE INTERACTION OF THE "ADDRESSEE-ADDRESSEE" CORRELATION
IN THE RADIO DISCOURSE
Ключевые слова: корреляция «адресант-адресат», радиодискурс, радиожурналистика, жанры, анализ аудитории, речевое поведение, стабильность сетки, суточные отрезки, дневной блок, радиоформат, радиогид.
Keywords: correlation «addressee-addressee», radio discourse, radio journalism, genres, audience analysis, speech behavior, grid stability, daily segments, daily block, radio format, radio guide.
Аннотация: В статье изучаются вопросы корреляции «адресант-адресат» в радиоформате. При рассмотрении данного аспекта подход осуществлялся с позиции опыта журналиста-практика, работающего в системе радиовещания.
Характер контакта радиовещания и аудитории, как известно, не был всегда одинаков, он исторически менялся. В нашей стране прослушивание радио первоначально происходило в коллективной форме: в избах-читальнях, клубах, на улицах и площадях, - с каждым годом с развитием науки и техники оно менялось. В связи с этим возникают вопросы по теории и практике функционирования радио.
Автор проводит качественный и количественный анализ радиоаудитории, намечает оптимальные временные промежутки для радиопередач разных жанров и форматов, рассматривает многообразие аспектов взаимодействия корреляции «адресант-адресат», изучает речевое поведение радиоведущих, намечает перспективы развития радио.
Abstract: The article studies the issues of the "addressee-addressee" correlation in the radio format. When considering this aspect, the approach was carried out from the perspective of the experience of a journalist-practitioner working in the broadcasting system.
The nature of the contact between radio broadcasting and the audience, as you know, has not always been the same, it has changed historically. In our country, listening to the radio initially took place in a collective form: in izbas-reading rooms, clubs, on streets and squares - every year with the development of science and technology, it changed. In this regard, questions arise on the theory and practice of radio functioning.
The author conducts a qualitative and quantitative analysis of the radio audience, outlines the optimal time intervals for radio broadcasts of different genres and formats, considers the variety of aspects of the interaction of the "addressee-addressee" correlation, studies the speech behavior of radio hosts, outlines the prospects for the development of radio.
Радио играет важнейшую роль в жизни общества. Самую оперативную информацию мы получаем из своих радиоприемников. Сегодня в эфире всегда можно найти программу, которая будет отвечать определенным вкусам и требованиям радиослушателей. Мы сами выбираем, что и когда нам слушать.
Радио - наиболее динамично развивающееся средство массовой информации. Исследования последних лет свидетельствуют, что только 85% людей смотрит телевидение, а 95% отдают предпочтение радио. По данным британской телерадиокомпании ВВС (в дальнейшем по тексту английское наименование «ВВС» транслитерировано в «Би-Би-Си»), в России свои при-
емники регулярно включает около 60% аудитории. Во многом это связано с тем, «чтобы не быть одинокими»1.
На протяжении нескольких десятилетий радио было рупором партии. По мнению некоторых исследователей2, исповедовался «язык лжи», все неудачи в общественном устройстве замалчивались, а на первый план выдвигались достигнутые успехи, и обычный радиослушатель не мог получить достоверную информацию, чувствуя порой себя перед динамиком, образно говоря, как ученик перед учителем. Но шли годы, менялось мировоззрение в целом. И слушатель стал сам предлагать темы для передач.
Приведем высказывание Б. Окуджавы о показе одного политика на экране: «Раньше, когда его только выдвигали в руководство, мне хотелось с ним увидеться. Мне было даже приятно: вот до чего мы дожили - бывшие диссиденты вдруг становятся у руля! Но это мое отношение длилось недолго. По телевидению прошло интервью с ним, и человек, отвечающий на вопросы корреспондента, не вызвал у меня симпатии. И поворот головы, и взгляд, и манера говорить, и интонации, и многое из того, что он провозглашал, мне было чуждо»3.
Значит, зритель в данном случае обратил внимание, в первую очередь, на облик, который его и насторожил, и только потом он стал улавливать смысл произносимой им речи. Если бы выступающий давал интервью на радио, эффект был бы прямо противоположный. А потому зря большинство политиков отдают предпочтение телевидению. Хорошо бы им принять к сведению этот печальный опыт.
Известный журналист В. Познер называет радио «королевой журналистики». Влияние радио в современном информационном пространстве велико и значительно. Сегодня радио может предоставить слуша-
1 Верзилов А.Ю. Конспект лекций по курсу радиожурналистики. Школа Би-Би-Си. - Екатеринбург, 2002. С. 3.
2 Гуревич П.С. Советское радиовещание. Страницы истории. - М., 1976; История журналистики Кубани. / Ред. - сост. В.Н. Ведута. - Краснодар, 2002.
3 Телевизионная журналистика: Учебник. / Ред. коллегия: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. - М., 2002. С. 11-12.
телям большой выбор информационных, аналитических, художественных, исторических, музыкально-развлекательных программ, а также всевозможные шоу и передачи в прямом эфире.
Если исходить из того, что зрителю важна динамика в кадре, то радиожурналисту, безусловно, нужна звуковая динамика. При этом следует заметить, что не только журналист влияет на аудиторию, но и аудитория влияет на журналиста, как бы предопределяя сферу своих информационных интересов. Журналист же формирует общественное мнение, приводя в действие практически все формы психологического воздействия на свою аудиторию.
У истории развития СМИ, пожалуй, не имеется такого иллюстративного примера взаимодействия и взаимовлияния журналистского текста и массовой аудитории, как радио. Но почему оно не теряет своих позиций, несмотря на жесткие условия конкурентной борьбы за внимание своей аудитории?
Во-первых, особенность радио обусловлена свойством электромагнитных колебаний, несущих сообщение, способных проникать в любую покрываемую излучением передатчика точку пространства.
Во-вторых, особенность радио заключается в том, из всех СМИ оно является самым удобным для восприятия. Акустический способ осуществления, восприятие радиосообщения на слух не требует от человека полного сосредоточения внимания и отрешения от других дел, допускает слушание радио в виде совмещенной деятельности, особенно это актуально в наше время, когда наблюдается его острый дефицит. Слушание радио, как правило, не требует отказа от повседневных дел, его можно совместить с работой, слушать в автомобиле, его можно носить с собой, в отличие от компьютера и телевизора, совмещать, таким образом, приятное с полезным.
В-третьих, в структуре современных СМИ радио по-прежнему остается наиболее оперативным. Ни телевидение, ни тем более пресса даже на рубеже XXI века не обладают техникой, позволяющей без предварительной подготовки выходить в эфир из любой точки земного шара с рассказом о
событии и явлении уже в момент начала этого события. К примеру, состоялась встреча в краевой администрации губернатора Кубани с руководителем «Роснефти» Игорем Сечиным во второй половине дня. Газеты сообщат о приезде московского гостя в лучшем случае только завтра. На телевидении сюжет смогут показать самое ранее - это спустя несколько часов, и то, если будет достаточно времени у журналиста на подготовку материала. Если сюжет достаточно объемный или сама встреча завершилась поздно, то репортаж попадет в эфир только на следующий день.
Например, журналисты информационной программы «Вести Кубань», если успеют смонтировать к вечернему выпуску новостей, то покажут сюжет в 21.05, их коллеги из телеканала «Кубань»-24» смогут выйти в эфир на час раньше. Но быстрее представителей печатных или телевизионных СМИ смогут сообщить о данном мероприятии радиожурналисты. Связано это с тем, в первую очередь, что корреспонденту, работающему на радио, проще и быстрее смонтировать материал. По дороге на студию он может написать текст, а по приезду смонтировать его со звукооператором или даже сделать это самостоятельно. Журналисты, которые пользуются современной цифровой аппаратурой, чаще всего сами монтируют свой материал. К тому же, они могут выйти по телефону в прямой эфир, и тогда радиослушатели узнают о событии сразу же после его окончания, а то и во время встречи.
Именно так обычно поступали корреспонденты радио «Маяк Кубани» - радиостанции краевой администрации и радио ГТРК «Кубань», которые чаще, чем другие коммерческие радиостанции, освещали разные события, происходящие на Кубани, и делали достаточно объемные по хронометражу материалы. Руководство радиостанции, отдавая эфирное время в объеме 3-5,5 минут на освещение даже не всегда крупного или очень важного события, позволяло журналистам готовить максимально развернутый материал. Где каждый радиослушатель мог представить себе полную картину данного события.
Данные выводы по поводу оперативности радио правомерно только в том слу-
чае, если мы говорим о звуковом файле, включающем себя интервью или комментарий журналиста, то есть так называемом «кадре». Новостной текст все же оперативно, бесспорно, могут осветить интернет-СМИ. Новостные ленты работают практически круглосуточно.
В-четвертых, еще одно преимущество радио перед другими СМИ - это его способность передавать реальные звуковые характеристики явлений, во многих случаях делающих ненужными описания вербальным языком, средствами документальных «рисующих» шумов, создающих так называемый эффект присутствия.
Еще одна не менее важная особенность радиовещания, по нашему глубокому убеждению, это оказание с его помощью серьезное психологическое давление на людей. Прежде всего, это связано с тем, что радио ориентировано на слуховое восприятие человека, и достаточно эффективно воздействует на воображение адресата. В свое время на этот факт обращали разные специалисты в области физиологии и психологии. Еще задолго до появления радио было доказано, что человек в меру своих возможностей и развития ассоциативного мышления пытается перевести звуковые впечатления в зрительные. Процесс этот не зависит от желания самого человека. Он происходит помимо его воли. Данный факт выражает только объективную закономерность природы восприятия человеком окружающего мира.
Помимо всего прочего, заметим, радио предоставляет своему потребителю много возможностей. Во-первых, человек начинает образно мыслить. Во-вторых, может получить психологическую и физическую разрядку. В-третьих, активизировать свою фантазию, радио даже помогает решить многие бытовые проблемы.
Психологи утверждают, что тяжелая и сложная информация, связанная с восприятием какой-то трагедии, всегда будет восприниматься по радио легче, чем, скажем, если о ней человек услышит с экрана телевизора. Слушатель будет испытывать гораздо меньше нервного напряжения, так как в этом случае срабатывает механизм психологической защиты, который есть у каждого
человека. Даже у самого психически здорового адресата определенные кадры могут вызвать злость и жестокость. Нами были проведены несколько исследований, связанных с этим фактом. По нашему глубокому убеждению, те, кто больше смотрят новости по телевизору, чаще подвергаются психическим расстройствам, нежели те, кто получает информацию по радио.
В современных условиях СМИ можно обозначить следующим образом: дело радио - информировать, дело телевидения - демонстрировать, дело газеты - анализировать и объяснять. Но некоторые журналисты пытаются совместить эти задачи. Для того чтобы понять будут ли успешными такие опыты, необходимо рассмотреть приемы и методы «адресант-адресат» в современной журналистике. В.В. Смирнов отмечает, что радиожурналистика - это звуковая коммуникация. В связи с этим «ее главные особенности определяются природой звука, его возможностями, психологией восприятия». Это вызывает «необходимость учета смысловой, и стилистической, и тональной организации звучащего материала, знания психологии его восприятия на слух»1.
Аудиторию любой радиостанции можно разделить на две категории. Одна из них, потенциальная аудитория, - это те слушатели, которые находятся в зоне охвата станции и технически имеют возможность принимать ее программы; другая, реальная аудитория, - часть слушателей, ориентированных на данную станцию, более или менее постоянно настраивающих свои приемники на ее волну, считающих станцию по субъективным причинам «своей»2. Именно размеры реальной аудитории определяют значение, вес, авторитет - социологический рейтинг радиостанции, существенный в политическом и коммерческом отношении.
Но нет такой станции, которую слушали бы все. Каждая станция работает на свой сегмент аудитории, требованиям которой должны отвечать ее программы. Коммерческие средневолновые, новостные и ток-радио стремятся работать на слушате-
1 Смирнов В.В. Формы вещания: функции, типология, структуры радиопрограмм: Учебное пособие. - М., 2002. С. 20.
2 Голядкин Н. Анализ аудитории. - М., 2000.
лей старшего поколения. Музыкально-развлекательные, с различными ночными розыгрышами - в основном направлены на молодежь3.
Нам представляется, что взаимодействуя с аудиторией, радиожурналисту приходится учитывать особенности канала, в котором он работает. Аудитория радио рассредоточена в пространстве, поэтому журналистский разговор со всеми становится одновременно разговором с каждым в от-дельности4. Преодоление этого объективного противоречия - один из важных критериев профессионализма радиожурналиста -умения говорить на языке потребностей всей аудитории и выбирать актуальные для нее темы и содержание.
Включающие приемник оказываются в поле действия передачи чаще случайно, без сложившейся предварительной установки на восприятие хотя бы в той степени, какая бывает у телезрителей, начинающих смотреть выбранную передачу после ознакомления с программой. Анонсы чаще всего используются на телевидении. В связи с обилием радиостанций и программ, представленных ими, у радиослушателя предстает огромный выбор, и он может переключать одно СМИ за другим в поисках нужной информации, интересующей его программы или просто даже звучащей песни.
В советский период эфирная сетка радио была стабильна многие годы. И не одно поколение выросло на определенных передачах, которые звучали в строго отведенное время. В этом случае можно смело утверждать, что радиослушатели тех лет оказывались возле радиоприемников неслучайно. Более того этот случай, когда воздействие подобных передач было колоссальное. В качестве примера приведем известную всем советским жителям разных возрастов программу Всесоюзного радио «Утренняя гимнастика». Ее слушали миллионы советских жителей и регулярно делали зарядку, находясь в домашней обстановке. Кроме выпус-
3 Голядкин Н. Там же; Радиожурналистика: Учебник / Под ред. А.А. Шереля. - М., 2000.
4 Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики: Учебное пособие. - М., 2002; Емельянова Е.А. Что нужно знать диктору? - М., 1961; Прохоров Е.П. Введение в журналистику. - М., 1998.
ка новостей, это программа, можно смело утверждать, имела стопроцентный отклик у радиослушателей. Вступительная речь ведущего «Утренней гимнастики» известна многим и не забыта, несмотря на то, что она уже долгие годы не выходит в эфир:
- Доброе утро, товарищи! Начинаем утреннюю гимнастику. Приготовьтесь к выполнению гимнастических упражнений! Выпрямитесь, голову повыше, плечи слегка назад. Вдохните. На месте шагом марш! Раз, два, три, четыре!
Даже музыкальное сопровождение данной программы осталось в памяти у миллионов людей. Эта программа появилась в эфире в тридцатые годы прошлого столетия. Основной ее посыл сводился к помощи советским радиослушателям поддерживать хорошую физическую форму. Программа не выходила в эфир только во время Великой Отечественной войны. В августе 1946 года она была возобновлена и опять ежедневно в 7.00 утра по московскому времени собирала миллионы соотечественников. Выверенные комплексы записывались в студии, где упражнения в реальном времени выполняли участники «Утренней гимнастики». Таким образом усиливалась динамика и ритм программы, а у самих радиослушателей создавался эффект присутствия.
Уроки гимнастики проводил в эфире преподаватель физкультуры Николай Лаврентьевич Гордеев под аккомпанемент пианиста Валентина Родионова. Но радиослушатели воспринимали, прежде всего, диктора Всесоюзного радио Гордеева главным человеком, основным ведущим «Утренней гимнастики». Он же в 11:00 вел «Производственную гимнастику». Именно элементы производственной гимнастики были сняты режиссером Эльдаром Рязановым в знаменитом фильме «Служебный роман». Его герои - Рыжова и Новосельцев - вместе с коллегами в прямом эфире делали производственную гимнастику на работе. В 1970-е годы 7:10 по московскому времени радио стала выходить в эфир «Утренняя зарядка для детей».
Если публично выступающий оратор имеет дело с аудиторией, уже заведомо представляющей собой некое психологиче-
ское единство с каким-то общим мотивом, который и побудил ее собраться вместе, то положение радиожурналиста, с одной стороны, проще - его аудитория уже готова потратить свое время и послушать программу. С подготовленной аудиторией гораздо удобнее работать. С другой стороны, есть свои сложности. Выражаются они в том, что со стороны ведущего предстоит потратить гораздо больше усилий, чтобы вызвать заинтересованность у своих слушателей, привлечь и удержать их внимание, а главное их не разочаровать. Провести эфир так, чтобы им снова захотелось собраться вокруг своих радиоприемников. Как в случае описанной нами выше «Утренней гимнастики» или «Производственной гимнастики».
Радиостанциям приходится весьма расчетливо использовать имеющиеся у аудитории потенциальные ресурсы обращения аудитории к радио1. Социологи выявили лучшее время «рптвИтв» - суточные отрезки, в которые радиовещание имеет наилучшие шансы привлечь к себе слушателей, становясь одним из составляющих их ритма дня: утренние часы до ухода на работу и вечерние - после окончания трудового дня и до начала основных, наиболее популярных программ телевидения, которое пользуется преимуществом в использовании вечернего времени аудитории2.
Есть периоды, когда радио монопольно претендует на внимание значительных групп слушателей, пользующихся автомобилями, - время в дороге на работу и возвращение домой («ёпуейше») многими станциями специально учитывается в программной сетке. Дневной блок вещания для радио также очень перспективен именно в силу специфичности восприятия материала в виде совмещенной деятельности, как для работающих, так и для людей, находящихся дома. Отрезки суточного времени вещания имеют свои особенности - детальное внутреннее деление, определяемое текучестью
1 Васильева Л.А. Делаем новости!: Учебное пособие. - М., 2002; Федотова Л. Социология массовой коммуникации: теория и практика: Учебное пособие. - М., 1993.
2 Верзилов А.Ю. Конспект лекций по курсу радиожурналистики. Школа Би-Би-Си. - Екатеринбург, 2002; Голядкин Н. Анализ аудитории. - М., 2000.
аудитории, сменой ее рода занятий и жизненных ритмов.
Бизнес в западных странах, ищущий наилучшего результата от затрат на радиорекламу, побудил социопсихологов к изучению механизма возникновения «пиков внимания» к радио. В частности, выявилась такая особенность, что число слушателей радиостанций значительно возрастает в последнюю четверть предыдущего и первую четверть каждого следующего часа: именно в это время многие предпочитают включать радиоприемники, и аудитория достигает возможного на данное время максимума. Такое явление получило название «правило верха циферблата»1.
Какие средства могут быть применены в этих целях в современном вещании? Во-первых, средства, создающие определенность «звукового лица» станции, специфическую окрашенность ее стилистики, узнаваемость ведущих - журналистов у микрофона. По этим признакам еще до того, как ведущий в студии объявит: «В эфире такая-то станция!», слушатель должен быстро понять, в чьем поле вещания он оказался. Западные профессионалы радио отводят на это время от 5 до 8 секунд.
Во-вторых, в сочетании со знаковыми повторяющимися вербальными символами, так называемые джинглы и речевки, могут использоваться ключевые музыкальные фрагменты - метки. Специальные заставки могут предварять начало того или другого программного блока. Рефрены и отбивки используются в качестве приемов разграничения передач или отдельных материалов внутри программ. Такие элементы оформления вещания состоят из оригинальных, специально созданных звучаний.
Обостряет внимание слушателя и анонсирование передач. Анонсирование -по существу разновидность рекламы специфической, вещательной продукции - пронизывает всю работу любой радиостанции, поскольку является основным способом программной организации внимания слушателей. В некоторых случаях анонсирование носит характер долговременной спланированной кампании: перед премьерой какой-
1 Пособие для программного директора Национального общественного радио. - М., 2000.
либо значительной радиопрограммы, началом нового цикла передач или рубрики, изменением расписания вещания. Анонсы предстоящих программ - это радиогид для слушателей2.
Стабильность программной сетки позволяет слушателю привычно получать ту или иную передачу в определенное время. Привычка - одно из самых консервативных свойств поведения человека. Радиостанция, создавшая у человека привычку, получает его внимание. Поэтому любые изменения программной сетки, замена передач, не говоря уже о резком повороте в концепции -формате вещания - могут производиться на радио лишь под влиянием очень серьезных обстоятельств и весьма обдуманно.
На наш взгляд, при составлении программ нужно руководствоваться интересами слушателей, а не тем, что удобнее для самих сотрудников радиостанции. Как быть, например, с сотрудниками, которые хотят провести прямой эфир с интересным человеком или розыгрыш призов в то время, когда слушатели ожидают новостей? Правило одно: интересы слушателей превыше всего. И потребности аудитории должны быть главным приоритетом при составлении программ передач. Чем нестабильнее сетка вещания, тем меньше желания у слушателей снова настраиваться на волну того радио.
Если как можно чаще давать в эфир название станции и частоту ее вещания, то это еще один способ удерживать свою аудиторию. Конечно, государственное радио вещает не один год и на одних частотах, радиослушатели привыкли к ним, и уже не ищут необходимые кнопки. Что касается коммерческих радиостанций, здесь гораздо сложнее.
Радио - это такое средство массовой информации, где объявление о том, что будет через несколько минут, гораздо важнее ссылок на то, что было сказано несколько минут назад. Хорошее радио всегда говорит своим слушателям, что их ждет через несколько минут, причем так, чтобы убедить
2 Ружников В.Н. Радиовещание в системе средств массовой информации и пропаганды // Журналистика в политической структуре общества. - М., 1975; Радиожурналистика: Учебник / Под ред. А.А. Шере-ля. - М., 2000.
их остаться на волне станции. Самый лучший способ довести до слушателя информацию о передачах - дать ее в эфир. Это гораздо эффективнее любого другого способа рекламы собственных программ.
Поиск приемов надежного контакта радиовещания с аудиторией - предмет постоянной заботы журналистов. Учет специфики радио, психологических особенностей акустического восприятия - внимания, понимания, запоминания и методов структурирования программ, создания звукового лица станции, вовлечение слушателей в общение играют далеко не последнюю роль. Аудитория постигает радиожурналистский материал именно через форму его предъявления: понять - значит воспринять, а воспринимать можно только формы.
Как мы уже говорили, при составлении сетки вещания необходимо учитывать, что большинство потенциальных слушателей работает с 9 до 18 часов. Например, прайм-тайм на радио приходится на 7 часов утра по рабочим дням. Необходимо именно в это время сажать за микрофон лучших ведущих радио, умеющих утром заинтересовать слушателей и привлечь их внимание. В течение недели люди слушают радио неравномерно. И нужно учитывать, в какие часы у радиостанции потенциально может быть наибольшая аудитория, когда ставить в эфир наиболее интересные передачи. Установлено, что это приходится на дневные часы в субботу. Слушатели останутся довольными, если в выходные дни формат радиостанции не претерпит особых изменений по сравнению с буднями. По выходным дням люди меняют свой распорядок, и утренний прайм-там придется уже на несколько часов позже, нежели в обычные дни. Возьмем для примера утреннюю информационно-развлекательную программу, которая многие годы ежедневно выходила на радио ГТРК «Кубань», «Радиостанция Кубань». Если мы переместили бы программу на более позднее время, половину слушателей, если не больше, мы могли потерять.
Также необходимо анонсировать то, что будет дальше в передаче, особенно это касается того времени, когда в середине программы звучит реклама. Тогда не будет эффекта «захлопнутой двери», создающего
у слушателя впечатление, что все интересное уже закончилось.
Необходимо использовать и переходы. Переход от одной программы к другой должен вызывать у слушателей желание продолжать слушать станцию. Особое внимание следует уделять переходам между разноплановыми передачами.
Повторы. Многие фрагменты программ могут и должны выходить в эфир больше, чем один раз в год. Зачастую журналист выезжает на задания для того, чтобы сделать специальный репортаж на актуальную тему. Он затрачивает много сил и времени. А в эфире этот материал смогла услышать лишь небольшая аудитория. Повторив спецрепортаж еще раз, мы даем возможность услышать его другой части аудитории.
Этими инструментами формата надо пользоваться последовательно и правильно. Это основа любого хорошего радио. Смирнов считает, что «радио всегда обращено к аудитории; оно подразумевает слушателя, диалогично по своей природе»1. «Радио чрезвычайно удобно для создания именно эмоционального состояния. Непрерывный поток информации, высказываний, оценок, мнений, с одной стороны, чрезвычайно усложняет логическое мышление, с другой - способствует созданию определенного эмоционального настроения»2.
Главная задача радиожурналиста с максимальной точностью донести свою информацию, адресованную слушателю, находящегося возле радиоприемника, готового услышать и принять информацию от адресанта. Но журналист должен стремиться к тому, чтобы его сообщение было услышано и воспринято даже таким адресатом, который находится в непосредственной близости от радиоприемника, но при этом позволяет себе отвлекаться на какие-то мелочи. Если информация будет построена с учетом психологических особенностей аудитории, на которую направлено сообщение, и оно интересно подано, то такой текст не останется без внимания.
1 Солганик Г.Я. Социальная практика и журналистский текст. - М., 1990. С. 73.
2 Ярошенко В.Н. Информационные жанры радиожурналистики. - М., 1976. С. 19.
Основная мера эффективности работы адресанта измеряется, прежде всего, впечатлениями аудитории. И если сумма индивидуальных впечатлений отдельных слушателей совпадает с общей массой аудитории, проверить такой вывод позволяют социологические опросы среди адресатов, то это означает, что работа отдельного журналиста или авторов определенной программы достаточно эффективна.
Источник сообщения по отношению к своей аудитории радио находится в состоянии одностороннего контакта. Если еще десять лет назад, современные технологии коммуникации не позволяли быстро решать проблемы с обратной связью адресата, но сегодня этой проблемы не существует. Формы обратной связи - смс-сообщения -представляют собой, как правило, «отсроченную» реакцию, аудитории1. Исключение составляют «горячие линии» или телефонные звонки в прямом эфире. В этом случае слушатели становятся непосредственными участниками разговора с адресантом.
Журналисту приходится полагаться на собственный коммуникационный опыт, на свое представление о возможном и ожидаемом результате воздействия на аудиторию, которая значительно более разнородна, чем круг читателей газет и журналов. Поклонники печатных СМИ получают информацию после опубликования статей, после того, как они смогут купить в киоске это издание или почтальон бросит газету в почтовый ящик, что в последнее время становится редким явлением. Да и выпуск многих газет бывает не ежедневным. А поклонники радио в считанные секунды могут «перелистать» с десяток станций, чтобы найти нужную программу. Преимущество в данном случае очевидно. Главное не забывать, что постоянно необходимо работать над расширением реальной аудитории, поскольку от этого зависит рейтинг программы и самого ведущего. Радиожурналист должен ориентироваться на различный состав своих поклонников и пытаться их увеличить.
1 Смирнов В.В. Формы вещания: функции, типология, структуры радиопрограмм: Учебное пособие. - М., 2002; Радиожурналистика: Учебник / Под ред. А.А. Шереля. - М., 2000.
Восприятие любой радиопередачи можно сравнить с психологически динамичным процессом, который находится под влиянием разных факторов . Адресант должен помнить, что прослушивание определенной радиостанции или отдельной программы чаще всего второстепенное занятие у аудитории. В связи с этим необходимо применять определенные приемы и методы работы в эфире. И даже заниматься бренди-рованием авторских программ, что позволит привлечь аудиторию и удержать ее с помощью бренда.
Чаще всего выделяют несколько типов слушания радио: поисковое, фоновое, сосредоточенное, выборочное.
При поисковом типе человек, приключая кнопки радиприемника или листая страницы в интернете в поисках понравившейся радиостанции, ищет подходящий под его настроение формат и думает, на чем остановить свой выбор, который, в свою очередь, зависит от предложенного ему эфирного «блюда» в данный момент. Радиослушатель не останется на волне данной станции, если передача не соответствует его настроению, несмотря на свои вкусовые пристрастия в эфире или на информационные потребности. Аудитория зависима от собственного настроения. И уже от удовлетворения его интереса и от настроя, в дальнейшем будут подключаться другие механизмы внимания. Следовательно, возникают и другие типы слушания: фоновое, выборочное и сосредоточенное3.
Фоновый тип внимания - это своего рода «дремлющий режим», когда слушатель находится полуспящем состоянии. Но под воздействием определенных речевых изменений содержания материала или его формы, может быстро выйти из этого состояния и стать активным потребителем информации. Это отмечали многие исследователями психологии массовых информационных процессов. Мы солидарны с мнением В.Н. Ярошенко, который в своей работе «О некоторых психологических аспектах ра-
2 Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М.1991; Время работать на радио. Современная радиожурналистика в разных жанрах / Под ред. Е.Н. Филимоновых. - М., 2002.
3 Голядкин Н. Анализ аудитории. - М., 2000.
диовещания» выделил, что «внимание радиоаудитории автоматически обостряется на несколько секунд после окончания предыдущего сообщения и в начале следующего, то есть на время необходимое для решения принимать или не принимать его»1.
Выборочный или селективный тип внимания обозначает восприятие сообщения, которое сознание слушателя фиксирует как центры своего интереса, а в промежутках сознание осмысливает значимые фрагменты информации.
Все сообщение целиком хорошо воспринимается при сосредоточенном типе внимания. Музыку мы тоже рассматриваем с точки зрения сообщения, так как даже при наличии специального интереса у потребителя оно требует от него определенных затрат психической энергии и отстранения от других дел2.
Мы считаем, что названные типы слушания не всегда просто выделить в чистом виде. Чаще всего люди слушают радио в фоновом и выборочном режиме. Однако все перечисленные способы контакта непрерывно переплетаются, переходят один в другой. Восприятие человеком радиопередачи в графическом исполнении дало бы то поднимающуюся до «пика», то ниспадающую до «нуля» кривую. Фоновое слушание может почти мгновенно превратиться в селективное или сосредоточенное. Одну и ту же передачу слушатели могут услышать и усвоить по-разному. Зависит это от множества обстоятельств.
В современных условиях огромного потока информации, сознание человека во избежание перегрузки, как правило, избирательно воспринимает то или иное сообщение. Такой принцип экономии мышления направляет внимание человека на тех сведения, которые представляют значимость для адресата. И наоборот не воспринимать то, что не представляет для него ценности. Поэтому процесс привлечения внимания аудитории связан с процессом готовности
1 Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. -1969. - №6. С. 38.
2 Верзилов А.Ю. Конспект лекций по курсу радиожурналистики. Школа Би-Би-Си. - Екатеринбург, 2002.
восприятия ею информации. Радиожурналист обязательно должен иметь представление об этом.
Например, на наш взгляд, одни из главных понятий, о котором адресат должен прочитать максимальное количество информации, и полученные знания успешно применять на практике, - это сосредоточенность внимания и динамизм внимания. Под сосредоточенностью внимания радиожурналист должен понимать, насколько готово внимание слушателя к потреблению информации. Усвоит ли он ее в определенных условиях? Степень углубления в деятельность зависит от того, чем и насколько занят слушатель в данный момент, если при этом он находится вблизи своего радиоприемника и слушает радио. Как использовать сосредоточенность внимание адресата в своих целях, и как сделать этот процесс выгодным с точки зрения адресанта?
Постоянно должен помнить радиожурналист и о динамизме внимания своего потребителя информации. Психологи давно пришли к выводу, что внимание человека, причем любого возраста и с любым объемом знаний, постоянно колеблется, переходя с одного объекта на другой. И этот процесс невозможно остановить. Поэтому готовя материал, особенно если он объемный и сложный по восприятию, радиожурналисту необходимо строить сообщения с учетом данного аспекта и рекомендаций.
Не менее важное понятие, которое мы считаем жизненно необходимо в работе тех, кто работает в эфире, - это объем внимания адресата. Стоит хорошо изучить свою аудиторию, прежде чем направлять ей сообщение, чтобы понимать, насколько слушатель готов отчетливо воспринимать адресованный ему текст, каковы его способности в этой связи. Объем внимания сводится к тому, что человек может сохранять на определенное время в сознании некоторое количество объектов.
Под объемом внимания понимается одна из характеристик внимания, которая сводится у человека, посылающего информацию в эфир, количество одновременных действий адресата во время прослушивания сообщения. Объем внимания зависит и от объема восприятия, который, в свою оче-
редь, зависит от качества передаваемого материала и личных навыков индивида. Если адресат потребляет звуковою информацию вместе со зрительной, то при такой экспозиции, согласно определенным исследованиям в этом области, объем внимания в 0.1 секунды внимание адресата может быть уделено в среднем до 7 предметам, а в некоторых случаях эта цифра может увеличиться и до 9.
Если сообщение по восприятию доступно данной категории радиослушатей, то такая информация лучше усваивается, только если он написана доступным языком, не перегружена большим количеством цифр и сложных аббвиатур. Чем меньше слушатель отвлекается на посторенние предметы и меньше совершает действий во время прослушивания сообщения, то соответственно объем внимания его существенно возрастает.
Нельзя не коснуться при работе в эфире, мы считаем, такого понятия, как интенсивность внимания, что обозначает затраты энергии на восприятие сообщения1. Опять же проведенные в этой области исследования демонстрируют нам, что интенсивное сорокаминутное внимание(!) может сохраняться на протяжении всего времени без заметного ослабления. На протяжении этого периода у слушателя вполне могут не происходить никаких непроизвольных переключений, хотя это достаточно сложно, и в какой-то мере утомительно для самого адресата. По нашему собственному практическому опыту, такой процесс возможен в аудитории, подготовленной к длительным сообщениям, или если она сама очень заинтересована в данной информации. При других обстоятельствах, интенсивность внимания адресата снижается, если его внимание менее устойчиво к потребляемой им информации.
В радиокоммуникации очень остро стоит вопрос проблемы внимания аудитории. Из-за акустической специфики канала данная проблема возникает у каждой радиостанции. Даже если она не предлагает своему адресату большие информационные сообщения, а короткие интервью. Радиопере-
1 Маркетинговые исследования: Учебно-методическое пособие. - М., 1996.
дача не обладает качеством, существенно повышающим степень доходчивости и усвоения материала, как, например, газета. Известно, что внимание слушателя менее устойчиво, чем внимание читателя. Не случайно, по данным психологов, большая часть человечества обладает именно зрительной, а не слуховой памятью. И от акустического шума при чтении еще можно отключиться, а если помеха достаточно серьезная, например, очень громкая музыка, заглушающая слова самого ведущего блока новостей или непосредственно журналиста - автора определенного материала, или посторонние шумы - голоса большого количества людей, то перед такой помехой аудитория будет бессильна. Такие слуховые раздражители, как правило, самым серьезным образом затрудняют восприятие информации, а зачастую и вовсе могут сделать невозможным аудирование сообщения2.
В качестве примера можно привести одну из встреч делегатов белорусского Правительства с представителями кубанского казачества. Встреча проходила в помещении, где находились десятки участников мероприятия. Помещение в здании Кубанского казачьего войска, на наш взгляд, было не совсем пригодно для такого количества людей. Поэтому когда после основного мероприятия в интервью главные участники события раздавали свои комментарии, было плохо слышно героев будущего материала, так как их голоса заглушали голоса других людей. Позже в процессе подготовки данного «кадра», в частности, на радио ГТРК «Кубань», звукорежиссеру было сложно вырезать лишние звуки. В итоге материал был максимально сокращен, чтобы радиослушателю было легче усвоить услышанное.
Очень частая ошибка многих начинающих радиожурналистов - непонимание работы акустической комбинаторики и ее эффективное применение на практике. А данный аспект, по нашему глубокому убеждению, требует большого внимания со стороны специалиста. Поскольку достаточно сложно построить двухстороннюю связь
2 Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М.1991; Радиожурналистика: Учебник / Под ред. А.А. Шереля. М., 2000.
журналист - слушатель, и очень легко разрушить эту контакт со своей аудиторией, даже если она постоянная1. Благодаря такому выводу, можно предположить, что эффективность подачи материала при помощи музыкального сопровождения не всегда положительным образом действует на стимуляцию восприятия слушателя.
Как известно, булгаковский Воланд не любил известий по радио ввиду косноязычия девушек, невнятно произносящих названия мест, «как будто таких нарочно подбирают». Эта фраза, на наш взгляд, актуальна и по сей день. В условиях почти повсеместного исчезновения поставленного дикторского чтения и распространения речевого непрофессионализма журналистов -ведущих «красивый» прием подачи новостей под музыку часто вызывает протесты слушателей именно по причине перегрузки внимания, «зашумления» смыслового компонента коммуникации. «Нагрузку слову дают обстоятельства произнесения», - писал В.Б. Шкловский . В качестве иллюстрации можно привести пример вечернего эфира федеральной новостной программы «Факты» на телеканале «Россиия-24». В частности, освещение темы погоды, которая звучит ежедневно в 19.50. Ведущая рубрики практически на каждом слове проглатывает звуки и очень сложно воспринимать такой материал. Если бы такой материал прозвучал по радио, где нет возможности видеть «картинку», то такой эфир можно было бы считать провальным.
Что касается стиля речи в нашем современном радиовещании, то некоторые культурологи с тревогой отмечают тенденцию к утрате многих прежних позиций, воплотивших лучшие традиции русской теат-
1 Бернштейн С.И. Язык радио: Учебное пособие / С.И. Бернштейн. М., 1977; Винокур, Т.В. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. - М., 1993.
2 Радиожурналистика: Учебник / Под ред. А.А. Шереля. - М., 2000.
ральной, ораторской и музыкальной культуры. Особенно резкую оценку ситуации дал С. Кара-Мурза:
«Что же мы слышим в эфире сегодня? Радио слушают все, и никто не сможет потом сказать - «я не знал, что происходит!» Подражая зарубежному стилю, дикторы используют чуждые русскому языку тональность и ритм. Интонации совершенно неадекватны содержанию, часто просто оскорбительны и даже кощунственны. Дикторы проглатывают целые слова, а уж о мелких ошибках, вроде несогласования падежей, и говорить не приходится. Сообщения читаются таким голосом, будто диктор с трудом разбирает чьи-то каракули»3.
Радиожурналиста практически всю профессиональную жизнь беспокоит вопрос, как удержать внимание потенциальной и реальной аудитории4. Несмотря на большое количество публикаций на эту тему, каждый специалист опирается в своей работе на определенные научные выкладки, но также и на собственный журналистский опыт, применяя на практике свои авторские секреты работы с аудиторией, потому как от умения оптимально использовать феномен внимания адресата, зависит эффективность работы самого адресанта. Процесс творческого поиска в этом направлении, как правило, радиожурналиста сопровождает на протяжении всей его работы в эфире. И от того, как он быстро найдет самые эффективные приемы работы со слушателями, подстраиваясь под настроения своей реальной аудитории, будет зависеть качество предлагаемого им материала, имидж самого журналиста и рейтинг канала в целом.
3 Кара-Мурза С.С. Интеллигенция на пепелище родной страны // Наш современник. 1997. М. 1. С. 232.
4 Винокур Т.В. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. - М., 1993; Гаспарян В.В. Работа радиожурналиста. Технология творчества. -М., 2000.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бернштейн, С.И. Язык радио: Учебное пособие. - М., 1977.
2. Богомолова, Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М. 1991.
3. Васильева, Л.А. Делаем новости!: Учебное пособие / Л.А. Васильева. М., 2002.
4. Верзилов, А.Ю. Конспект лекций по курсу радиожурналистики. Школа Би-Би-Си / А.Ю. Верзилов Екатеринбург, 2002.
5. Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. - 1969. - №6.
6. Винокур, Т.В. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. - М., 1993.
7. Время работать на радио. Современная радиожурналистика в разных жанрах / Под ред. Е.Н. Филимоновых. М., 2002.
8. Гаспарян, В.В. Работа радиожурналиста. Технология творчества.- М., 2000.
9. Голядкин, Н. Анализ аудитории. - М., 2000.
10. Гуревич, П.С. Советское радиовещание. Страницы истории. - М., 1976.
11. Емельянова, Е.А. Что нужно знать диктору? - М., 1961.
12. История журналистики Кубани. / Ред.-сост. В.Н. Ведута. Краснодар, 2002.
13. Кара-Мурза, С.С. Интеллигенция на пепелище родной страны// Наш современник. -1997. - М. 1.
14. Маркетинговые исследования: Учебно-методическое пособие. - М., 1996.
15. Пособие для программного директора Национального общественного радио. -М., 2000.
16. Прохоров, Е.П. Введение в журналистику. - М., 1998.
17. Радиожурналистика: Учебник / Под ред. А.А. Шереля. - М., 2000.
18. Ружников, В.Н. Радиовещание в системе средств массовой информации и пропаганды // Журналистика в политической структуре общества. - М., 1975.
19. Смирнов, В.В. Жанры радиожурналистики: Учебное пособие. - М., 2002.
20. Смирнов, В.В. Формы вещания: функции, типология, структуры радиопрограмм: Учебное пособие. - М., 2002.
21. Солганик, Г.Я. Социальная практика и журналистский текст. - М., 1990.
22. Федотова, Л. Социология массовой коммуникации: теория и практика: Учебное пособие. - М., 1993.
23. Ярошенко, В.Н. Информационные жанры радиожурналистики. - М., 1976.
Дата поступления: 15.12.2021