А. А. Журавлева Челябинский государственный университет
АУДИОДНЕВНИК КАК «НАРОДНЫЙ» ЖАНР РОССИЙСКОЙ РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ
В данной статье рассматривается история появления жанра аудиодневника в отечественном и зарубежном радиоэфире, исследуются формально-содержательные признаки этого жанра и особенности технико-технологического процесса его создания. Автор статьи представляет систематизацию характерных черт жанра российского аудиодневника, сложившуюся, главным образом, в результате анализа проекта Фонда независимого радиовещания и «Радио России» «Обыкновенные истории» и опирающуюся на исследования практиков и теоретиков радиожурналистики, сделанные в этой области. В работе также рассматривается место этого жанра в системе современных радиожанров и его значение для российского радиоэфира.
Ключевые слова: аудиодневник, радиодневник, радиожанры, документально-художественные жанры, современная российская радиожурналистика, подкаст, аудиоблог.
Концепция видео- и аудиодневников, идея «народного вещания» зародилась в Великобритании, в медиакорпорации BBC, в начале 90-х годов ХХ века. Первыми в эфире оказались видеодневники, записанные различными людьми на камеру, они выходили в программе «Видеонация». Хронометраж этих дневников составлял от двух до пяти минут. Через некоторое время эту интересную идею перехватило радио BBC, и жанр аудиодневника перешел из телевизионного формата - в ра-дийный. А несколько позже подобные аудиод-невники стали записывать и в других странах. В Америке, например, в середине 90-х годов XX века получил развитие масштабный проект «Радиодневники» («Radio Diaries»), в эфире прозвучали истории нескольких сотен героев. В современном российском медиапростран-стве этот жанр продолжает развиваться как в аудио-, так и видеоварианте. Помимо России, интерес к записи аудиодневников проявляют Украина, Израиль и другие страны.
Дебют жанра аудиодневника в России состоялся 1 января 2000-го года на «Радио России» (программа «Обыкновенные истории», ежедневно, с понедельника по пятницу, в 19.55), затем к этому проекту подключились пятнадцать региональных радиовещателей - от Калининграда до Владивостока. Журналисты этих радиостанций, победивших в конкурсе Фонда независимого радиовещания (ФНР), ежемесячно отправляли в Москву записи аудиодневников с неограниченным хронометражом, а региональные радиостанции выпускали голоса жителей своего края в эфир. Этот уникальный проект
ФНР был осуществлен в рамках программы Евросоюза «Демократия». Все аудиоматериа-лы, собранные в ходе этой работы, были переданы в архив Европейского института СМИ в Дюссельдорфе, и, по словам Л. Мартовой, «там они будут храниться до тех пор, пока кто-нибудь из "прекрасного далека" не заинтересуется, а какими же были люди конца XX - начала XXI века... "Обыкновенные истории" - это наше послание потомкам» [1].
Это были первые уверенные шаги «нового» для российского радиоэфира жанра. Но таким ли уж новым был этот жанр для отечественной радиожурналистики? Первым исследователем, подробно проанализировавшим аудиодневни-ки и назвавшим их «передачами нового формата», стала В. Новохатская [5]. Однако следует отметить, что понятие «формат» в терминологическом аппарате теории журналистики на сегодняшний момент едва ли не самое неопределенное, размытое и «многоликое». В ноябре 2009 года на факультете журналистике МГУ им. М. В. Ломоносова состоялся межкафедральный семинар «Динамика жанров и форматов», участники которого «отметили многозначность и продолжающееся расширение диапазона понятия «формат», подчеркнули связь между трансформацией системных характеристик СМИ и актуализацией понятия» [3]. Г. В. Лазутина, например, рассматривает понятие формат в следующих позициях употребления: 1) формат как тип издания, 2) формат как род творчества, 3) формат как вид творчества, 4) формат как коммуникационный канал, 5) формат как способ подачи [3]. Существует и множество других точек зре-
ния относительно «формата». На сегодняшний день этот термин до сих пор не имеет устоявшегося, общепринятого значения и очень широко употребляется. В работе В. Новохатской «Аудиодневники. Микрофон в руках дилетанта», по нашему мнению, в понятие «формат» (согласно концепции Г. В. Лазутиной) входят и жанр, и коммуникационный канал и способ подачи. В нашей статье мы не ставим знака равенства между давно устоявшимся в теории журналистики понятием «жанр» и новым понятием «формат», которому еще только предстоит закрепиться в ней.
Вот что пишет исследователь Т. Лебедева в статье «Новое - хорошо забытое старое? (ярославское радио 1960-х: становление жанров и форм вещания)»: «форма дневников в отечественной радиожурналистике - вещь не новая. В 1960-1970-х годах они использовались радиостанцией «Юность». Радиослушателям давалось задание написать, как прошёл их день, например, - 27 ноября, пятница. Ответы звучали в эфире иногда целыми страницами, иногда - «нарезкой» из 2-3 фраз из каждого письма. Конечно, в то время люди не имели возможности записать свой голос на таком качественном уровне, чтобы он мог прозвучать в программе. Приходилось поручать чтение этих дневников молодым актёрам, но и тогда журналист не принимал участия в создании дневников и не знал, что там будет написано. <...> Были и отдельные передачи, основанные на чтении дневников. Московский ветеран журналистики Алексей Ермилов назвал 1960-е годы «золотым веком» радиожурналистики. «Оттепель» побуждала к творчеству, хотелось всё делать лучше, интереснее, не так, как раньше» [4].
Безусловно, аудиодневник не является каким-то новым, экзотическим жанром для отечественного радиовещания. Новое в нем сегодня только то, что автор аудиодневни-ка получил возможность озвучить и записать его сам. Изменился технико-технологический процесс его создания, став более совершенным. Содержательно-тематические характеристики, стилистические и структурно-композиционные признаки аудиодневника остались прежними. Этот жанр, согласно классификации А. А. Шереля [6] и классификации В. В. Смирнова [7], логично отнести к третьей группе жанров - документально-художественной, в которой ярче всего проявляется авторское «я», субъективность, взгляд на мир создателя материала.
Итак, главными героями аудиодневников являются простые люди - с их мыслями, проблемами, идеями, воспоминаниями, переживаниями. Перед выходом аудиодневника в эфир аудитория слышит ключевую для этой программы фразу-отбивку: «Записано без участия журналистов». Главный герой, самостоятельно записываясь в комфортной для откровенного разговора обстановке, становится автором этой передачи. Вот одно из определений жанра аудиодневника: «это коротенькие житейские истории, которые рассказывают наедине с микрофоном самые разные люди независимо от их положения в обществе, вероисповедания, национальности. Ведь у каждого из нас есть о чем рассказать, а иногда хочется просто выговориться» [1]. Дневник, исповедь, житейская история - эти жанры, имеющие литературное и «газетное» происхождение, лежат в основе аудиодневника. Главное в них - рассказ от первого лица, а это значит, что аудитория услышит очень личную историю, с максимальной степенью откровенности и, следовательно, субъективности; эта «история» позволит слушателю соприкоснуться с образом мыслей, жизненным опытом, укладом жизни других людей. Чужой опыт он будет невольно сравнивать и сопоставлять с собственным.
Следует сразу же отметить, что лидером по внедрению аудиодневников в сетку вещания и различных экспериментов с этим жанром в нашей стране стало «Радио России». Например, в июне 2002-го года в рамках программы ФНР «Обыкновенные истории» в эфир вышла серия аудиодневников под названием «Космическая Одиссея». Эти дневники были записаны на расстоянии более 300-т километров от Земли, российским летчиком-космонавтом, героем России Александром Калери, который увековечил в звуке свой третий полет в космос - последнюю экспедицию на орбитальную станцию «Мир» в 2000-м году. Александр Калери «в течение двух месяцев вел аудиодневник, записывая все происходящее, свои переживания и мысли на самый обычный диктофон» [2]. Позже эти аудиодневники были опубликованы на сайте Podстанции - полупрофессиональном web-ресурсе для радиожурналистов, где их можно послушать и сегодня. Всего пять аудиодневников: I - «Сон космонавта» (Хр: 3' 23); II - «О музыке, конфетах и семье» (Хр: 3' 18); III - «После выхода в открытый космос» (Хр: 3' 31); IV - «День рожденья на орбите.
Эксперименты. О серебристых облаках.... »
(Хр: 3' 20) и V - «Последние дни на станции» (Хр: 3' 13) [2].
Исследуя аудиодневники, вышедшие на «Радио России» в разные годы, можно выделить следующие характерные черты этого «народного» жанра:
1. Аудиодневники - это истории, рассказанные от первого лица обычными людьми. Это обращение к теме «маленького человека» в рамках радиопространства.
2. Автор и звукорежиссер в этой передаче -ее герой, а журналист - его соавтор и помощник.
3. Внутренняя сущность аудиодневника заключает в себе черты амбивалентности: с одной стороны, это по-настоящему откровенный разговор героя с самим собой, а с другой - рассказ о себе огромному количеству людей. И эта внутренняя двойственность, противоречивость, которая заложена в природе этого жанра и которую преодолевает герой-автор аудиод-невника, обеспечивает этому жанру неизменный слушательский интерес.
4. Жанровая многослойность, многоярус-ность аудиодневника. Автор, находясь в рамках жанра дневника, в то же время может записать его в жанре монолога, репортажа, интервью, хроники событий и т. д.
5. Свобода творчества автора аудиодневни-ка почти ничем не ограничена: свобода слова, свобода выбора места и времени для записи, выбора поджанра аудиодневника, выбора других героев-соавторов и др.
6. Аудиодневники создают атмосферу задушевной, доверительной и откровенной беседы-монолога на радио, в которой раскрывается неповторимый внутренний мир каждого человека.
7. Аудиодневники обладают мощным психотерапевтическим эффектом, позволяя героям выговориться, «облегчить душу». Аудитория выступает в роли невидимого исповедника.
8. Этический аспект. Дневник может выйти в эфир только после получения журналистом согласия автора, который должен быть готов к публичности и вытекающим из нее последствиям.
9. Аудиодневники поднимают радиоэфир на новую высоту, наполняя его философской глубиной, перед аудиторией возникает собирательный образ нации; все это заставляет слушателей думать, размышлять, сочувствовать, переживать и сопереживать.
Как мы уже отмечали, возвращение жанра дневника на радио в начале XXI века способствовало появлению новых технических и технологических особенностей в работе над ним:
1. Главная задача журналиста - научить героя пользоваться диктофоном, чтобы он смог самостоятельно записать свой рассказ. Затем радиожурналист должен оставить героя будущего аудиодневника наедине с техникой, в комфортной для него обстановке. Журналист должен быть готов к тому, что человеку потребуется несколько дней для того, чтобы не бояться микрофона, записаться на диктофон и откровенно рассказать о себе.
2. В начале записи герой должен оставить небольшую анкету: Ф. И. О., возраст, профессия или род деятельности, место жительства и т. д., то, что человек считает нужным сообщить о себе.
3. После записи анкеты герой должен начать свой рассказ. Журналисту необходимо предупредить автора, что текст выступления нельзя готовить заранее, иначе важнейшее условие - импровизационный характер аудиод-невника - будет нарушено.
4. Отличительные особенности монтажа ау-диодневника:
Формальный (технический) и содержательный аспекты. Монтаж должен быть «мягким», т. е максимально приближенным к «живому» эфиру. Важно передать что (контент дневника) и как (интонации, настроение, «звуковой портрет» героя) говорит автор программы, поэтому при монтаже сохраняются паузы, вздохи, всхлипы, повторы, различные шумы, которые помогают передать все это без искажений [5].
Аудиодневник - это очень цельная, «самодостаточная» радиопрограмма, в которой журналист не нужен даже в качестве посредника - человека, задающего вопросы герою. Аудитория должна сосредоточиться только на герое-авторе. Возможно, тот факт, что «любой человек интересен сам по себе <...> и делает этот формат особенно заметным среди всего, что звучит сегодня по радио» [5. С. 77]. Кроме того, хочется отметить, что работа над ауди-одневником не требует от журналиста какого-то невероятного литературного дара, нужны лишь желание общаться с людьми, доброжелательность, внимание к выбранным героям и терпение. Поэтому хочется надеяться, что журналисты, работающие в государственном и коммерческом секторах радиовещания не позволят затеряться этому уникальному жанру и
кануть в Лету, как это случилось уже со многими документально-художественными радиожанрами, не пережившими эпоху 90-х.
Сегодня некоторые журналисты-практики и теоретики журналистики «продвигают» вымирание жанров писательской журналистики, говоря о том, что оно закономерно и обусловлено их невостребованностью временем. Что свой расцвет эти жанры пережили в советский период и были там в зените славы. Что сейчас другое время. Но вектор развития современного зарубежного радиовещания нам говорит об обратном. В Западной Европе, например, не угасает огромный интерес к этой богатейшей палитре жанров. На престижный конкурс телевизионных и радиопрограмм «Приз Европы», который состоялся 18 - 24 октября 2014 года в Берлине, были вновь номинированы программы, в том числе и передачи «Радио России», созданные в документально-художественных жанрах.
Помимо программы «Обыкновенные истории», выходившей в эфир Радио России, было немало и других интересных, важных и социально значимых проектов. Например проект «Непридуманные истории», просуществовавший в эфире радиостанций Южного Кавказа (Тбилиси, Сухуми, Цхинвали, Нагорного Карабаха, Еревана, Баку) с 2002-го по 2006-го годы. Этот проект осуществляла британская неправительственная организация «Ресурсы примирения» при поддержке Глобального фонда по предотвращению конфликтов правительства Великобритании. После завершения этого проекта, в 2006 году в Москве и в Варшаве, были выпущены диски и издана книга с этими аудиодневниками. Отдельно вышел альбом «Абхазские дневники» - «четырнадцать маленьких историй людей, живущих в Абхазии . спустя десять лет после войны» (аудиодневники: «Где моя родина?», «Репка», «У солдат была собака» и др.) [8]. По замыслу организаторов проекта, искренние и трогательные истории простых людей - детей, пенсионеров, инвалидов, представителей национальных меньшинств, жертв домашнего насилия и др., помогут привить обществу, в том числе подрастающему поколению, терпимость, взаимопонимание и взаимоуважение.
В Хабаровском крае к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне был подготовлен обширный радиопроект «Живая память». Аудиодневники с воспоминаниями фронтовиков-дальневосточников вышли в эфир радиостанции «Восток России», творческим коллек-
тивом которой было принято решение ввести в эти дневники звуковое оформление, чтобы аудитория могла не только услышать искренний монолог о войне, но и «увидеть» картину войны. Этот радиопроект стал еще и уникальным методическим пособием для школьников, более тысячи CD-дисков были направлены в города и села Хабаровского края с тем, чтобы занять свое важное место в школьном учебно-воспитательном процессе.
В 2013 году в стенах Института гуманитарного образования Челябинского государственного университета был создан радиопроект «It's my life», в ходе реализации которого в эфире студенческого радио «Диктум» впервые прозвучали аудиодневники, героями которых стали молодые челябинцы самых разных профессий, увлечений и взглядов на мир, а также молодые люди со сложными судьбами. По итогам этого проекта была успешно защищена творческая курсовая работа, исследующая специфику работы радиожурналиста в жанре аудиодневника, теоретические и практические аспекты создания этого жанра и его адаптацию в условиях формата студенческого радио (автор: студентка ФЖ-401 Я. И. Матвиенко, научный руководитель: А. А. Журавлева)
С появлением интернета аудиодневник занял свое место и в онлайн-пространстве, где наиболее родственными ему жанрами на сегодняшний день являются подкаст и аудиоблог. В последние годы в интернете активно развивается жанр аудиодневника путешественника. Примером может служить проект «Экспедиция «Россия». Дневник путешествия от Астрахани до Владивостока» - цикл аудиодневников, который записал известный блогер Сергей Доля. Эти дневники были размещены на сайте радиостанции «Мир». Проект стартовал 8 июня 2014 года (в Астрахани) и финишировал 30 июля (во Владивостоке). Маршрутом этого автопробега, длиною более 20-ти тысяч километров, участники «написали» на карте слово «Россия». Эти аудиодневники («Карабаш», «Челябинск», «Екатеринбург - маленький Питер», «Ижевск - город с богатой историей», «Сердце Уфы», «Военные дороги Самарской области», «Пенза» и др.), записанные в жанре путевых мини-очерков, иногда даже радиозарисовок, хронометражом не более 2-3-х минут и «начитанные» одним и тем же автором, выполняют главную задачу такого аудиодневни-ка - создать слепок реальности.
Аудиодневник во многом уникальный жанр.
Спустя годы он будет служить аудиодокумен-том, с помощью которого можно погрузиться в историю страны, народа, в истории отдельных семей, конкретных людей; это экскурс в различные мировоззрения, путешествие по миру человеческих мыслей и чувств, по пережитому целыми поколениями людей. Аудиодневник -калейдоскоп людских судеб, из которых складывается мозаика жизни страны и жизни нации.
Список литературы
1. Давыдова, В. «ЖИЛ-БЫЛ Я...». Радио «Премьер» дарит людям возможность выговориться... [Электронный ресурс] / В. Давыдова // Премьер. 2001 г. №7 (181). 13 февраля. -URL: http://premier.region35.ru/gazeta/np181/8s. shtml (Дата обращения 04.10.2014)
2. Космическая Одиссея [Электронный ресурс] / А. Калери // PodCT-анция. - URL: http:// www.podst.ru/posts/606/ (Дата обращения 05.10.2014)
3. Лазутина, Г. В. Терминологическая дискуссия как экспертиза профессионального сознания и путь к конвенции [Электронный ресурс] / Г. В. Лазутина // Межкафедральный семинар «Динамика жанров и форматов» факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова (февраль, 2010). - URL: http://www.mediascope. ru/node/520 (Дата обращения:18.10.2014)
4. Лебедева, Т. Новое - хорошо забытое старое? (ярославское радио 1960-х: становление жанров и форм вещания) [Электронный ресурс] / Т. Лебедева. - URL: http://yspu.org/ images/ (Дата обращения 05.10.2014)
5. Новохатская, В. Аудиодневники. Микрофон в руках дилетанта [Текст] / Время работать на радио. Современная радиожурналистика в разных жанрах // Под ред. Е. Н. Филимоновых. - М. : Фонд независимого радиовещания, 2002. - С. 73-81.
6. Радиожурналистика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика» [Текст] / Н. С. Барабаш и др. ; под ред. А. А. Шереля; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Изд-во Моск. ун-та : Наука, 2005. - С. 182-265.
7. Смирнов, В. В. Жанровая система радиожурналистики. Становление. Эволюция развития. Структура [Текст] / В. В. Смирнов. - Ростов-на-Дону : Региональный общественный фонд поддержки писателей и литераторов Дона - издательство «Литфонд», 2004.- 76 с.
8. Abkhazian diaries [Электронный ресурс] / For history issued compact disc with simple stories. // - URL: http://www.radiosoma.com/diaries/ diaries1.htm. (Дата обращения:18.10.2014)
A. A. Zhuravleva Chelyabinsk State University anettazhuravleva@gmail .com
AUDIO DIARY AS «FOLK» GENRE OF RUSSIAN RADIO JOURNALISM
This article examines history of the emergence of the genre audio diaries in domestic and foreign radio broadcasting, are investigated formal and content signs of the genre and especially the technical and technological process of its creation. The author presents the systematization of the characteristic features of the genre of russian audio diary, prevailing, mainly, in result of the analysis of the project and Fund for Independent Radio Broadcasting «Radio Russia» «Ordinary history» and backed up by research practitioners and theorists broadcast journalism made in this area. The work also regarded the place of this «folk» genre in the system of modern radio genre and its significance for the Russian radio.
Keywords: audio diaries, radio diary, radio genres, documentary and artistic genres, modern Russian radio journalism, podcast, audioblog.
References
1. Davydova, V. (2001), "«Zhyl-byl ya...». Radio «Premjer» darit lyudyam vozmozhnost vygovo-ritsya..." [=«Lived I was». Radio «Premjer» gives people a chance to talk], in: Premjer. 2001, N 7 (181), February 13 [=Newspaper Premjer], available at: http://premier.region35.ru/gazeta/np181/8s. shtml, accessed 04.10.2014 (in Russ.).
2. Kalery, A. (2008), "Kosmicheskaya Odisseya" [=A Space Odyssey], in: Podstantsiya [=Podstation], available at: http://www.podst.ru/posts/606/, accessed 05.10.2014 (in Russ.).
3. Lazutina, G. (2010), "Terminologicheskaya diskussiya kak expertiza professional'nogo soznaniya i put' k konventsii" [=Terminological discussion as examination of professional consciousness and the way to the convention], in: Mezhkafedral'nyy seminar "Dinamika zhanrov i formatov" fakul'teta zhurnalistiki MGU im. M. V. Lomonosova [interdepartmental seminar on "Dynamics of genres and formats," the Faculty of Journalism of Moscow State University], available at: http://www.mediascope. ru/node/520, accessed 18.10.2014 (in Russ.).
4. Lebedeva, T. (2013), "Novoe - horosho zabytoe staroe? (yaroslavskoe radio 1960-h: stanovlenie zhanrov i form veschaniya)" [=New - well forgotten old? (Yaroslavskoe Radio 1960: formation of genres and forms of broadcasting], available at:
http://yspu.org/images/, accessed 05.10.2014 (in Russ.).
5. Novohatskaya, V. (2002), "Audiodnevniki. Mikrofon v rukah diletanta" [=Audio diaries. Microphone in the hands of an amateur], in: Vremya rabotat' na radio. Sovremennaya radiozhurnalis-tika v raznyh zhanrah. [=Time to work on the radio. Modern radio journalism in different genres], Fond nezavisimogo radioveschaniya, Moskva, pp. 73-81 (in Russ.).
6. Radiozhurnalistika: pod red. A. A. Sherelya. (2005), [=Radio journalism], Izd-vo Mosk. un-ta, Nauka, Moskva, pp. 182-265 (in Russ.).
7. Smirnov, V. (2004), Zhanrovaya sistema radiozhurnalistiki. Stanovlenije. Evol'utsiya razvitiya. Struktura. [=The genre system of broadcast journalism. Becoming. The evolution of development. The structure. ], Rostov-na-Donu, 76 p. (in Russ.).
8. Abkhazian diaries (2006), [=Abkhazian diaries], available at: http://www.radiosoma.com/diaries/ diaries1.htm, accessed 18.10.2014 (in Russ.).
Н. Ю. Ильина
Челябинский государственный университет
ПРОБЛЕМЫ ОСВЕЩЕНИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В СМИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Статья посвящена влиянию информации, не соответствующей действительности, на сознание людей и формирование мифов о благотворительной деятельности. Также в статье предпринята попытка сформулировать универсальную концепцию освещения благотворительной деятельности в СМИ. Эта концепция, по мысли автора, поможет журналистам создавать материалы, формирующие позитивное отношение к благотворительной деятельности в обществе, которое в дальнейшем сформируется в привычку и даже потребность помогать ближним. В данной статье автор предлагает перечень реальных действий для СМИ, выполняя которые можно значительно увеличить количество желающих заниматься благотворительной деятельностью и помогать тем людям, которые остро в ней нуждаются.
Ключевые слова: благотворительность и СМИ, российская благотворительность, проблемы освещения благотворительности в СМИ, мифы о благотворительности, концепция освещения благотворительной деятельности.
Теме освещения благотворительности в СМИ уделяют все больше внимания, в последние годы проводятся круглые столы (Агентства социальной информации, журнала «Бизнес и общество»), секции конференций (Российского Форума доноров, Агентства со-
циальной информации, газеты «Ведомости»), тем не менее, этого явно недостаточно. Подготовке журналистов, пишущих на социальные темы, посвящены специальные курсы в вузах, например, спецкурс АСИ на факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова [2].