Научная статья на тему 'Творческое саморазвитие студентов средствами народного искусства'

Творческое саморазвитие студентов средствами народного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ / CREATIVE SELF-DEVELOPMENT / КУЛЬТУРА / CULTURE / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / FOLK ART / ПЕДАГОГ / TEACHER / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / HISTORICAL MEMORY / ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА / THE IDENTITY OF THE STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Л.А.

В статье рассматривается творческое саморазвитие студентов средствами народного искусства. Прослежена зависимость между творческим саморазвитием и творческим наследием народа, на примере студентов кафедры технологии и предпринимательства Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева, будущих учителей технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE SELF-DEVELOPMENT OF PERSONALITY OF STUDENTS BY MEANS OF FOLK ART

The article focuses on the creative self-development of students by means of folk artTraced the relationship between creative selfdevelopment and creative heritage of the people, by the example of students of chair of technology and entrepreneurship, Orel state University. I. S. Turgenev, future teachers of technology.

Текст научной работы на тему «Творческое саморазвитие студентов средствами народного искусства»

УДК 378

КУЗНЕЦОВА Л.А.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и предпринимательства, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: Kuznetsova2011.orel@yandex.ru

UDC378

KUZNETSOVA L. A.

Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Technology and enterprise, Orel State University E-mail: Kuznetsova2011.orel@yandex.ru

ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА CREATIVE SELF-DEVELOPMENT OF PERSONALITY OF STUDENTS BY MEANS OF FOLK ART

В статье рассматривается творческое саморазвитие студентов средствами народного искусства. Прослежена зависимость между творческим саморазвитием и творческим наследием народа, на примере студентов кафедры технологии и предпринимательства Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева, будущих учителей технологии.

Ключевые слова: Творческое саморазвитие, Культура, Народное творчество, Педагог, Историческая память,Личность студента.

The article focuses on the creative self-development of students by means of folk artTraced the relationship between creative self-development and creative heritage of the people, by the example of students of chair of technology and entrepreneurship, Orel state University. I. S. Turgenev, future teachers of technology.

Keywords: Creative self-development, Culture, Folk art, Teacher, Historical memory, the identity of the student.

Каждое обществобез развития и укрепления духовного потенциала, духовных и нравственных ценностей не может видеть свою перспективу. Духовное наследие, культурные ценности народа на протяжении многих столетий служили мощным источником духовности для народов России. Любой педагог старается увлечь своих учеников, способствовать развитию их интереса к преподаваемому предмету, выработать у них навыки самостоятельного творческого развития.

Интенсивность научно-технического прогресса во многом зависит от количестватворческих личностей. Многие исследования говорят о том, что человек обладаетдовольно значительным творческим потенциалом, но, к сожалению, не использует его в полной мере. Главная цель педагога помочь ученикам захотеть раскрыть свой потенциал, научить им умело пользоваться.

Современность показывает, без творчества человечество не могло бы прогрессировать, мы просто воспроизводили бы уже знакомые образы и действия.

Во время обучения человек развивает свои интеллектуальные и психические функции (память, внимание, мышление, расширяет свои знанияи приобретает опыт). Но при этом даже самые прогрессивные методы обучения не всегда могут предложить ученику весь спектр творческих задач, с которыми ему придётся столкнуться в жизни и в профессиональной деятельности. Для успешного решения таких задач человеку понадобится задействовать своё творческое мышление.

Конкуренция в современном мировом пространстве-способствует повсеместной необходимости в творческих личностях и новаторских креативных идеях. Для расцвета творчества, нужна свобода, но любая свобода подразумевает ответственность, контроль над собой. В обучении студентов всё более жизненными становятся креативныеформы работы. Увеличение учебного времени на самостоятельную работу студентов, даёт возможность студентам реализовать свой творческий потенциал. Студенты решают стоящие перед ними задачи в нестандартных учебных ситуациях,у них возникает необходимость самостоятельно планировать свою деятельность. В таких условиях человек пробуждает и стимулирует креативность, своё творческое начало, отказываться от стереотипов и образцов, начинает создавать новое.

Современное общество считает ведущей задачей профессионально-педагогической подготовки будущих учителей формирование личности учителя обладающей творческой индивидуальностью. В процессе декоративно-прикладного творчества у студентов формируются специальные способности, развиваются творческие дарования, происходит приобщение к ценностям, которые переходят во внутреннее духовное начало личности. Работу по формированию культурных ценностей у студентов надо рассматривать, как одну из приоритетных направлений вузовской подготовки будущих учителей технологии.

Наше подрастающее поколение непрерывно находится в условиях информационно-технологического прогресса. В стремлении угнаться за техническими новинками, наше общество теряет свои исконные ценности, объединяющие народ. Забывая культурное наследие, мы теряем связь между поко-лониями. Погоня за мимолётными ценностями в виде престижных гаджетов, автомобилей, люди становятся обществом потребителей, ихобъединяеттолько стремление к приобретению. Мы перестаём быть носителями народных традииций, духовности, культуры своих предков. Г.Н. Волкова очень метко сказала: «Без исторической памяти - нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, а без личности - нет народа» [2, с.4].

Декоративно-прикладное творчество на протяжении многих веков передавало из поколеня в поколение культуру и мировоззрение народа. Сейчас остро чувствуется, необходимость обратится к воспитательной стороне творчества, оно способствует передаче новым поколениям опыта человеческих ценностей, формирует нравственные и эстетические качества личности. Нынешние студенты, котрые в будущем станут учителями технологии, изучая декоративно-прикладное творчество, в своей профессиональной деятельности будут нести будущим поколениям художественное и культурное наследие. Их главной задачей станет формирование у школьников желания и умения сохранить то, что было сделано до него [3, с. 60].

Историческая память выступает как универсальная социально-культурологическая и педагогическая идея преемственности основы настоящего, прошлого и будущего в

© Кузнецова Л. А. © Kuznetsova L.A.

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

развитии культурного процесса. Народное искусство любого народа является настоящим духовным сокровищем, не только как историко-культурный опыт, по которому можно судить о народе, но представляет интерес и для других этносов. Поэтому особое внимание приобретает образование, призванное творчески передавать ценности народного искусства для воспитания и творческого саморазвития личности средствами народного искусства.

Педагогика как наука немыслима без изучения педагогического наследия, созданного народом в течение длительного исторического периода. Творческому саморазвитию личности,способствует созидательная деятельность средствами народного искусства.

Для юношеского периода развития личности характерны: стремление к самопознанию, самоориентации, человек становится наследником и обладателем культурных ценностей только через саморазвитие.

На кафедре технологии и предпринимательства Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева студенты в рамках учебных дисциплин и организованной научно-исследовательской лаборатории осваивают традиционные и современные техники декоративно-прикладного творчества, знакомятся с народными традициями, обрядами, фольклором России и Орловсой области. Приобщение студентов к творческому наследию предков становится важнейшим средством формирования целостной личности, способствует её эстетическому и духовному развитию, раскрытию творческой индивидуальности. На занятиях по освоению культурных традиций развивается чувство национальной принадлежности, патриотизма. Большой интерес у студентов вызывают занятия об искусстве родного края, на них многие приносят сохранившиеся дома изделия декоративно-прикладного искусства: вышитые рушники, скатерти в технике «орловский спис», глиняные игрушки - плешковскую и чернышинскую, элементы народного костюма, мценское кружево, тряпичных кукол.

Техническая и художественная деятельность студентов, направленная на разработку и изготовление сувенирных изделий, усиливает их потребность, интересы и мотивы к занятиям творчеством, способствует саморазвитию.

Творческое саморазвитие личности средствами народного искусства невозможно без преемственности и изучения обычиев, традициий народа, декоративно-прикладного искусства. Саморазвитие - это развитие, которое осуществляется под влиянием самовоспитания личности. Народные традиции, искусство, обычаи, ритуалы, этноэтикет, эпосы, былины включают в себя нравственный идеал человека, богатый опыт отношения человека к действительности является одним из эффективных средств и методовформирования творческого саморазвития личности студентов.

В ходе художественно-творческой деятельности личность средствами народного искусства открывает доступ к ощущениям и непосредственному переживанию тех этнокультурных традиций, которые заложили предки.Деятельность творчески направленной личности характеризуется как устойчивая система приемов и методов, выработанных самим человеком, прежде всего качествами его личности. «Творчество как вид человеческой деятельности характеризуется рядом существенных необходимых признаков, которые всякий раз проявляются не изолированно, а интегративно, в целостном единстве» [1, с. 403].

Вызывая эмоции произведения народного искусства, доносят до сознания студентов необходимость бережного отношения к творческому наследию родного края, развивают культурные ценности, вызывают интерес к народным промыслам и чувство гордости за свой народ. При этом формируется всесторонне развитая личность способная не только к потреблению искусства, но и к самостоятельному творчествову, а в дальнейшем и к обучению творчеству.

Творческий ручной труд составляет основу декоративно-прикладного творчества. Недаром в народной педагогике важное место в обучении ребёнка занимало вовлечение его в практическую деятельность. Подготовка студентов по декоративно-прикладному творчеству состоит из теоретического обучения, практической и научно-исследовательской работы. Особенная значимость декоративного творчества заключается в том, что оно даёт возможность использования самых различных материалов, способов их обработки, тем самым практически каждый студент находит для себя тот материал и технику, с которым ему интересно работать. Это вызывает желание творить, фантазировать создавать своими руками вещи, способные украшать окружающую среду. В работе применяются различные приёмы и методы, способствующие созданию творческой атмосферы, пониманию и осознанию значимости и неповторимости национальной культуры и творчества [3, с. 61].

Для творческого саморазвития личности необходимы определённые условия, к ним можно отнести: квалификация и профессионализм педагогов, предрасположенность к творческой деятельности; определение содержания видов народного искусства; возрастные и индивидуальные особенности, с учётом возрастного развития личности; организация творческой среды; определение природных творческих задатков и перенесение их на саморазвитие творческих качеств: фантазии, воображения, гибкости ума, наличие своего мнения, познавательных качеств, переживание прекрасного в народном искусстве. Известно, что природные задатки превращаются в способности только в деятельности, что творческие способности не только проявляются в деятельности, но и создаются деятельностью.

Не всякая деятельность способствует развитию способностей. Оно происходит только в том случае, если деятельность связана с положительными эмоциями. Творческие способности развиваются только в любимой деятельности. Эту мысль развила Е.Л. Яковлева, согласно которой основным психологическим условием развития творческого потенциала личности является трансформация когнитивного содержания в эмоциональное содержание.

Только на основемотивации к творческой деятельности возможно успешное творческое саморазвитие личности: потребность в реализации генетически заложенной в человеке творческой способности.

Художественно-творческая деятельность представляет собой единство трехаспектов: восприятия произведений народного искусства, созидания (создание художественно-творческих произведений) и проектирования (преобразование социокультурной действительности), которые дополняют друг друга.

Все накопленные качества личностипроявляются в социуме в практической деятельности. Педагоги, стараясь привить подрастающему поколениюзнания о сложившихся веками традициях иобрядах, образах народного декоративно - прикладного искусства, дают возможность постичь всю самобытную красоту имудрость народного гения.

Главное в воспитании - раскрыть творческую индивидуальность каждого, а для этого необходимо включить егов творческий процесс. Только через практическое освоение народного фольклора, искусства, через общение с народными мастерами,посещение выставок прикладного искусства, проведение и участие в фольклорных праздниках, перед студентами постепенно раскрывается уникальный мир народного творчества.

Творческое саморазвитие личности - это часть познания и преобразования мира, это определяющии позиции, с которых личность осуществляет свое отношение к действительности. Оно преобразует всебе эстетические и искусствоведческие знания о сущности, специфике и законах преобразования предметной и духовной среды человеческого общества.

Библиографический список

1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Казань: Центр инновационных технологий, 2005. 499 с.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика как педагогика семьи и рода // Этнопедагогика в системеобразования. 2006. № 6. С. 4.

3. Кузнецова Л.А., Тенетилова В.С. Развитие культурных ценностей у студентов средствами декоративно-прикладного творчества // Современные тенденции в науке, технике, образовании. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2016 г. В 3-х частях. Часть 2. Смоленск: ООО «НОВАЛЕНСО», 2016. стр. 60-62.

References

1. Andreev V. I. Pedagogy of higher education. Kazan: Center for innovative technology, 2005. 499 p.

2. Volkov G. N. Pedagogy as a pedagogy of the family // Ethnopedagogics in sistemasolare. 2006. No. 6. Pp. 4.

3. Kuznetsova L.A., Tentelova V.S. the Development of cultural values among the students by means of decorative-applied arts // Modern trends in science, technology, education. Collection of scientific works on materials of the International scientific-practical conference 31 January 2016 In 3 parts. Part 2. Smolensk: "NOVALESA", 2016. Pp. 60-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.