Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ'

ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ / МОТИВАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОТКЛИК / ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ / СОТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / CREATIVE DEVELOPMENT / PRESCHOOL AGE / VISUAL ACTIVITY / PRODUCTIVE ACTIVITY / NON-TRADITIONAL DRAWING TECHNIQUES / MOTIVATION / EMOTIONAL RESPONSE / PRINCIPLE OF VARIABILITY / CO-CREATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толкова Наталья Михайловна, Енова Ирина Владимировна

В данной статье раскрывается содержание понятия детского творчества у детей дошкольного возраста. Особое внимание в статье уделяется использованию нетрадиционным техникам рисования в работе по творческому развитию детей дошкольного возраста. Авторы статьи описывают педагогические методы и приемы, используемые в процессе руководства овладения детьми основными приемами нетрадиционных техник рисования. Обосновывается мысль о том, что в процессе освоения приемов и техник нетрадиционного рисования детьми дошкольного возраста у них формируется самостоятельность и творческая активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толкова Наталья Михайловна, Енова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN THROUGH THE APPLICATION OF NON-TRADITIONAL DRAWING TECHNIQUES

This article reveals the content of the concept of children's creativity and discusses the features of the development of creativity in children of preschool age. Special attention is paid to the use of non-traditional drawing techniques in the work on the creative development of preschool children. The authors of the article describe the pedagogical methods and techniques used in the process of teaching children to master the basic techniques of non-traditional drawing techniques. The author substantiates the idea that in the process of mastering the techniques and techniques of non-traditional drawing by children of preschool age, they form independence and creative activity.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ»

продуктов питания производится из сельскохозяйственной продукции, уровень жизни и моральное благосостояние населения России напрямую зависит от эффективности этой отрасли.

Чрезвычайно важной составляющей национальной безопасности страны является продовольственная безопасность. Она единственная является гарантией стабильного удовлетворения потребностей населения в продовольствии. Вот почему вклад сельскохозяйственного сектора в развитие экономики страны так важен. Чтобы повысить эффективность аграрно-продовольственной системы, необходим ряд серьезных мер. На сегодняшний день разработаны предложения конкретного характера по отдельным элементам государственного регулирования в аграрном секторе, что может значительно улучшить ситуацию в отрасли.

Таким образом, агропромышленный комплекс - это сфера, которая постоянно требует, с одной стороны, изменений из-за своего несовершенства, с другой - стабильности, чтобы избежать экономических потрясений. Это противоречие можно охарактеризовать как одну из ведущих проблем в этой области.

Литература:

1. Гуськов Н.С. Экономическая безопасность регионов России / В.Е. Зенякин, В.В. Крюков. - М., 2000. - 288 с.

2. Голубев А. Посткризисное развитие сельского хозяйства России // Вопросы экономики. - №10. - М., 2009. - 131 с.

3. Исянов Р. Аграрный сектор в рыночной экономике // Вопросы экономики. - №12. - М., 2008. - 139 с.

4. Корбут Л.Ф. Финансовые проблемы сельскохозяйственного производства при переходе к рынку. - М.: ВНИИТЭИ АПК, 2001. - 144 с.

5. Мурукаева Н.П. Особенности государственного регулирования экономики АПК на региональном уровне. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук: 08.00.05 / С.-Петерб. гос. аграр. ун-т. - СПб. 1999. - 28 с.

6. Мукайдек Е.А. Перспективы развития сельского хозяйства в условиях вступления России в ВТО // журнал Экономика и управление. - М., 2013, №1. - 120 с.

7. Морозова И.А. Тенденции развития АПК России в условиях ВТО / О.В. Орлова // журнал Региональная Экономика: теория и практика. - М., 2014. № 44. - 150 с.

8. Сычева И.А. Проблемы адаптации механизма господдержки аграрного сектора России к условиям членства в ВТО / Ю.А. Тихомирова // журнал Вестник Алтайского Государственного Аграрного Университета. - М., 2013. №7. С. 124-128.

9. Программа развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.interfax.ru/business/644108

10. Программа развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035[Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.dairynews.ru/news/marina-petrova-2019-god-budet-dlya-agrariev-slozhn.html

11. Программа развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035[Электронный ресурс] -Режим доступа: https://agro.ru/news/31473-agrarii-rasskazali-o-svoih-ozhidaniyah

Педагогика

УДК:372.23

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Толкова Наталья Михайловна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); старший преподаватель Енова Ирина Владимировна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье раскрывается содержание понятия детского творчества у детей дошкольного возраста. Особое внимание в статье уделяется использованию нетрадиционным техникам рисования в работе по творческому развитию детей дошкольного возраста. Авторы статьи описывают педагогические методы и приемы, используемые в процессе руководства овладения детьми основными приемами нетрадиционных техник рисования. Обосновывается мысль о том, что в процессе освоения приемов и техник нетрадиционного рисования детьми дошкольного возраста у них формируется самостоятельность и творческая активность.

Ключевые слова: творчество, творческое развитие, дошкольный возраст, изобразительная деятельность, продуктивная деятельность, нетрадиционные техники рисования, мотивация, эмоциональный отклик, принцип вариативности, сотворчество.

Annotation. This article reveals the content of the concept of children's creativity and discusses the features of the development of creativity in children of preschool age. Special attention is paid to the use of non-traditional drawing techniques in the work on the creative development of preschool children. The authors of the article describe the pedagogical methods and techniques used in the process of teaching children to master the basic techniques of non-traditional drawing techniques. The author substantiates the idea that in the process of mastering the techniques and techniques of non-traditional drawing by children of preschool age, they form independence and creative activity.

Keywords: creativity, creative development, preschool age, visual activity, productive activity, non-traditional drawing techniques, motivation, emotional response, the principle of variability, co-creation.

Введение. С педагогической точки зрения, именно в дошкольном возрасте дети особенно любознательны, проявляют познавательную активность при взаимодействии с окружающим миром, они познают событийное, эмоциональное многообразие окружающего мира. В дошкольном возрасте у ребенка формируется индивидуально-личностное отношение к тому, что он видит, что происходит рядом с ним. Уже с рождения у каждого ребенка есть потенциал, предрасположенность к творческому развитию, в каждом человеке заложены в той или иной степени способности к художественно-творческой деятельности. Но если эти способности не развивать, то они постепенно будут ослабевать и могут совсем не проявиться. Кроме

этого, чем взрослее становится человек, тем сложнее развить его способности. Поэтому именно дошкольное детство является благоприятным периодом для творческого развития детей. Действительно, ни один человек не рождается способным сразу создать творческую работу. Умение экспериментировать, создавать что-то новое само по себе не появится. Особую роль в формировании и развитии художественно-творческих способностей у детей играет продуктивная деятельность. Однако необходимо помнить, что не любая продуктивная деятельность развивает художественно-творческое начало в ребенке. Для этого необходимы определенные условия. Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности. Они не могут проявляться и развиваться самостоятельно, их формирование происходит совместно с усвоением новой информации, с переживанием новых эмоций, которые преобразуются в личный опыт. И чем раньше эти жизненные преобразования коснутся ребенка, тем лучше для успешного развития творческого начала в нем.

Изложение основного материала статьи. Для развития творческого начала в ребенке, нужно создать такую среду, которая знакомила бы детей с разнообразными видами художественных материалов и формами работы с ними. Вовлекая ребенка в процесс преобразования материала, мы тем самым развиваем его творческое мышление, способность экспериментировать.

Николай Николаевич Поддъяков в своих работах отмечает несколько генетических источников творчества детей дошкольного возраста.

Первый - это «практическая деятельность, направленная на преобразование предметов и явлений с целью их познания и освоения» [1]. В дошкольном возрасте, ребенок, взаимодействуя с окружающими его игрушками, предметами, материалами, экспериментирует с ними и (при грамотном направлении со стороны взрослого) преобразует исследуемый материал (бумагу, песок, тесто, глину и т.д.), каждый раз получая результат в виде творческого продукта, созданного своими руками. Экспериментально-познавательная деятельность, как правило, вызывает у малыша бурю положительных эмоций от совершенных «открытий», от «волшебных» и неожиданных событий, что, в свою очередь, формирует потребность в получении новых ощущений, новых эмоций, новой информации.

Второй «генетический источник детского творчества - игра, в процессе которой развиваются воображение и фантазия» [1].

Евгения Александровна Флёрина следующим образом раскрыла содержание детского творчества: "Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства" [2].

Наталья Алексеевна Ветлугина назвала творчество детей дошкольного возраста "первоначальной ступенью в развитии творческой деятельности. В своём художественном творчестве ребёнок открывает новое для себя, а для окружающих - новое о себе".

Лев Семенович Выготский сделал вывод, что "обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению". И если рядом с ребенком будет грамотный взрослый, который будет деликатно сопровождать детское изобразительное творчество, будет создавать разнообразную и привлекательную творческую среду, которая будет обладать бескрайними возможностями ее преобразования, то все это будет способствовать творческому развитию детей.

Тамара Семеновна Комарова описывала в своих исследованиях компонент способности к изображению как овладение детьми основными графическими навыками и умениями.

Нина Павловна Сакулина характеризует изобразительную деятельность ребенка дошкольного возраста как способность к изображению, т. е. умению правильно нарисовать предмет, а также изобразить образ, который будет выражать отношение рисующего. Наряду с этим Нина Павловна отмечала, что обучение не является помехой развитию творчества. Напротив, оно помогает его зарождению и развитию при наличии определенных условий [8].

Проблема творческого развития ребенка является актуальной в практике современного образования, в том числе и дошкольного. В дошкольном возрасте наиболее доступным и эффективным средством развития творческих способностей у ребенка является изобразительная деятельность [7]. Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок активно познает окружающий мир, эмоционально переживает взаимодействие с ним и учится выражать свои переживания и эмоции в создании художественного образа.

Кроме вышеперечисленных теоретических положений, в работе с детьми дошкольного возраста мы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития и возможности ребенка дошкольного возраста, непосредственно в данный момент [3].

Нетрадиционные техники рисования открывают широкое поле для фантазии дошкольника, они дают ребенку возможность увлечься творческой деятельностью, развивают воображение, помогают проявлять самостоятельность и инициативу, выражать индивидуальность.

Использование техник нетрадиционного рисования влечет за собой большого количества способов создания индивидуальных шедевров.

Нетрадиционные техники интересны детям больше, чем традиционные. Ведь на занятии можно использовать несколько техник одновременно. Естественно педагог должен быть знаком с такими техниками. Они должны его самого увлекать и нравиться, чтобы детям он смог правильно про них рассказать и показать как пользоваться той или другой техникой. Но нужно их вводить постепенно, чтобы не перегружать детей [5]. Можно несколько занятий рисовать и пробовать одну технику, потом уже вводить другую.

Но нужно не забывать, что каждый ребенок индивидуален. Сюжеты и цвет рисунка зависит от личных характеристик каждого ребенка : у пассивных, неуверенных, часто отвлекающихся детей дошкольного возраста - стандартные сюжеты, неяркие цвета, несмелые линии. У активных и любознательных детей в работах много необычного, яркого, смелого [4].

У детей дошкольного возраста, как правило в силу возрастных особенностей, не сформированы графические умения и навыки, что мешает ребёнку выражать в рисунках задуманное. К трудностям, с которыми дети дошкольного чаще всего сталкиваются можно выделить - сложность изображения предметов тонкими линиями. В связи с чем рисунки дошкольников не всегда получаются узнаваемыми. Что введет к тому, что у детей дошкольного возраста пропадает интерес к изобразительной деятельности. Для того, чтобы изобразительная деятельность приносила ребенку удовлетворение и положительные эмоции можно рекомендовать применение в изобразительной деятельности нетрадиционных техник рисования.

Применение в работе по творческому развитию детей дошкольного возраста различных нетрадиционных техник рисования позволит реализовать желание детей, которые пока не готовы работать с классическими художественными материалами и применять классические техники рисования, создавать художественные образы, научиться чему-то новому, обрести опыт экспериментирования.

При организации деятельности ребенка с применением нетрадиционных техник рисования указанные выше проблемы сглаживаются. Осуществляя манипуляции с различным материалом, дети осознавали, что они не могут "испортить" свою работу, что всегда можно поправить, если что-то не получилось с первого раза. Это позволяет расширить круг «я могу» каждого ребенка дошкольного возраста, а формирующаяся потребность создавать из предоставленных материалов что-то своё, осуществлять выбор знакомых приемов и техник в зависимости от поставленной задачи и наблюдение своих положительных результатов и успехов развивает уверенность малыша в своих "я могу".

Возможность самостоятельно применять в изобразительной деятельности знакомые техники и приемы пробуждает в детях дошкольного возраста интерес к данному типу деятельности и желание творить, создавать что-то свое. Ребенок не боится что-то сломать, испачкать, а умение работать с художественным материалом отрабатывается, совершенствуется. Создаваемые детьми работы со временем становятся более яркими и выразительными. Ведь творчество в дошкольном возрасте - это процесс. Для ребенка дошкольного возраста очень важно экспериментировать, постоянно действовать с изобразительными материалами и инструментами, совершенствуя свой опыт.

Однако не любая продуктивная деятельность развивает творческое начало в ребенке. Для этого необходимы определенные условия.

Вовлекая ребенка в процесс преобразования материала, мы тем самым развиваем его творческое мышление, способность экспериментировать.

Предоставляя ребенку возможность действовать с разнообразным материалом, выбирать понравившийся материал, мы тем самым "запускаем механизм творчества" [4].

В процессе руководства овладения техниками нетрадиционного рисования детьми дошкольного возраста могут быть использованы следующие педагогические методы и приемы:

- наблюдение;

- показ способов работы;

- метод пассивных движений;

- рассматривание произведений искусства;

- сотворчество;

- интеграция разных видов изобразительной деятельности;

- предоставление выбора способа изображения художественного образа.

В процессе организации детской продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования необходимо активно использовать игровые методы. Это элементы игры-драматизации, которые помогают эмоционально заинтересовать ребенка, замотивировать его на определенный вид деятельности, демонстрация игрушек-персонажей, знакомство детей с каким-либо персонажем и игровое взаимодействие с ним. В результате применения вышеперечисленных приемов у детей возникает эмоциональная заинтересованность в создании художественного образа. Используя эмоциональный отклик ребенка, сочувствие герою, воспитатель формирует у ребенка личностную заинтересованность, потребность в предлагаемой деятельности. В начале каждого занятия (подгруппового или индивидуального) необходимо создавать необычную, интересную для ребенка ситуацию, в которой он будет действовать, используя полученные ранее умения.

Важное значение среди методов обучения детей дошкольного возраста отведено сотворчеству педагога с воспитанниками. Например, воспитатель создает на листе бумаги образ неба, лужайки, изображает дерево. Дети же в процессе художественно-творческой деятельности дополняют эти картины. Процесс сотворчества полезен для творческого развития детей дошкольного возраста тем, что дает им возможность увидеть то или иное явление с разных сторон - в незаконченном и законченном виде. Окончательный вид играет большую роль в формировании эстетического восприятия, так как при участии детей происходит "волшебство".

Но самое главное для творческого развития заключается в том, что не нужно давать детям четких инструкций и схем выполнения той или иной работы. (С.В. Погодина) При показе образца выполняемых работ очень важно предоставить детям не один, а два или три варианта, тем самым воплощая принцип вариативности и запуская "механизм творчества". Очень важно уже в этом возрасте не создать у детей стереотипность восприятия и мышления. Ведь в наших силах научить ребенка видеть многообразие красок, форм и образов окружающего мира. Так, солнце не обязательно должно быть желтого цвета. Оно может быть и красным, и оранжевым, и розовым. Солнышко может спрятаться и за облако. Да и небо не всегда голубое. В зависимости от своего настроения или цветовых предпочтений ребенок может выбрать любой цветовой фон.

Для показа какого-либо приема можно пригласить ребенка, который справится с данным заданием самостоятельно. Тогда у детей, которые еще не знакомы с данным приемом, будет формироваться уверенность в своих возможностях.

В процессе выполнения коллективных работ дети учатся работать рядом, вместе. Педагог подчеркивает важность вклада каждого ребенка в создание работы.

После того, как дети овладеют различными приемами нетрадиционных техник рисования им предлагается выполнить работу по замыслу. Дети выбирают не только тематику работы, но и способ создания образа, цветовое решение, осуществляют выбор необходимого материала.

На занятиях по продуктивной деятельности педагогами активно используется художественное слово, пальчиковые игры, а также музыкальное сопровождение.

По окончании работы педагог вместе с детьми рассматривает получившиеся работы, организует выставки детских работ внутри группы, учреждения. Дети оценивают свои работы: красивые, яркие, волшебные, веселые, грустные и т.д. Положительную оценку дает работам и педагог. Для ребенка дошкольного возраста очень важно осознание того, что он сам создал что-то красивое.

Занятия с применением элементов нетрадиционных техник рисования, основаны на творческой фантазии детей, работы получаются нестандартными и непохожими. Данная техника позволяет ребенку проявить фантазию, придумать свой сюжет, изобразить задуманное. Занятия с применением нетрадиционных техник

рисования полезны всем детям, но особенно подходят пассивным, необщительным дошкольникам т.к. помогают раскрыть в ребенке талант к творчеству, помогаю выразиться через изобразительную деятельность.

Каждое занятие представляет собой деятельность, которая дарит детям огромную радость. Кроме этого, в процессе создания художественных образов каждый ребенок получает возможность выразить свои чувства к создаваемому образу, свое настроение. Созданные руками ребенка объемные работы (цыплята, снеговики, мячики, колобки и т.д.) обыгрываются, используются при рассказывании сказок, а также в игровой деятельности, что повышает интерес ребенка к выполняемой деятельности, способствует развитию воображения и творческой активности.

Выводы. Таким образом, работа по формированию творческих способностей с детьми дошкольного возраста заключается в формировании самостоятельности и творческой активности в процессе применения приемов и техник нетрадиционного рисования.

Творческие способности помогают ребенку дошкольного возраста раскрыться в полной мере, создавать в процессе деятельности что-то «новое», что-то свое. Творческое развитие ребенка ложится в основу его дальнейшего всестороннего развития. Люди, приобщенные к искусству с детства, лучше развиты психически, интеллектуально, эмоционально. Развивать ребенка творчески можно в любом из видов деятельности. Однако больше преимуществ проявляется при включении детей дошкольного возраста в продуктивную деятельность, когда дети работают с различными текстурами, с огромным выбором цветов и оттенков, задействуют мелкую моторику рук и развивают общую координацию движений.

Литература:

1. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. - 256 с.

2. Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.

3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 336 с.

4. Погодина С.В. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием художественных эталонов // Дошкольное воспитание. - 2011. - №9. - с. 52-63.

5. Погодина С.В. Творческое развитие дошкольников в теориях им концепциях // Дошкольное воспитание. - 2013. - №3. - с. 83-92.

6. Погодина С.В. Значение образовательного пространства в творческой социализации дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2015. - №10. - с. 54-58

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 96 с.

8. Цветной мир. Изобразительное творчество и дизайн в детском саду, 2008, №3.

Педагогика

УДК: 371.3

кандидат психологических наук, доцент Томчук Светлана Алексеевна

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» (г. Ярославль)

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ

КРАЕВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

Аннотация. В статье представлена система формирования гражданской идентичности школьников на основе краеведческого содержания и результаты ее апробации в школах Ярославской области: определены методологические подходы, обоснована модель, включающая целевой, структурный, содержательно-деятельностный и оценочный компоненты, представлены вариативные конструкторы модели, показана положительная динамика полученных результатов, что в целом свидетельствует об эффективности предложенной системы.

Ключевые слова: личностные результаты, гражданская идентичность, краеведение.

Annotation. The article presents the system of formation of civil identity of schoolchildren on the basis of local history content and the results of its approbation in schools of the Yaroslavl region: methodological approaches are defined, the model including the target, structural, content-activity and evaluation components is substantiated, the variable constructors of the model are presented, the positive dynamics of the results obtained is shown, which in general testifies to the effectiveness of the proposed system.

Keywords: personal results, civil identity, local history.

Введение. Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности на современном этапе развития общества обусловлена особенностями социокультурной, экономической и образовательной ситуации в стране. «В мире XXI века на фоне новой расстановки экономических, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация, быть и оставаться Россией», — с такими словами обратился Президент РФ В.В. Путин к Федеральному Собранию. Национальная и духовная идентичность — важнейший конституирующий элемент гражданской общности, который выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства.

Гражданское образование, формирование гражданской идентичности учащихся становятся приоритетными направлениями государственной политики в сфере образования. Формируя гражданскую и культурную идентичность обучающихся как граждан России, духовно-нравственное развитие личности на основе усвоения общечеловеческих нравственных норм и ценностей, система образования обеспечивает историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию родного края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.