Научная статья на тему 'Творческое портфолио обучающихся СПО как средство мониторинга поэтапного формирования профессиональных компетенций выпускников по специальности «Техника и искусство фотографии»'

Творческое портфолио обучающихся СПО как средство мониторинга поэтапного формирования профессиональных компетенций выпускников по специальности «Техника и искусство фотографии» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТФОЛИО / ТВОРЧЕСКОЕ ПОРТФОЛИО / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ТЕХНИКА И ИСКУССТВО ФОТОГРАФИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалёва Л.А., Донейко А.Н.

Огромное значение в воплощении компетентностного подхода в процессе обучения является учебнопрактическая и познавательная активная деятельность обучающихся. Особенно важным в такой ситуации становится необходимость наиболее точно оценить уровень освоения знаний обучающимися и сформированность профессиональных компетенций. Именно для этого к оцениванию требуется применять новые подходы и требования к диагностике достигнутого уровня. Главнейшим способом мониторинга формирования профессиональных компетенций обучающихся по специальности «Техника и искусство фотографии» может стать работа над созданием личного творческого портфолио.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковалёва Л.А., Донейко А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческое портфолио обучающихся СПО как средство мониторинга поэтапного формирования профессиональных компетенций выпускников по специальности «Техника и искусство фотографии»»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

1. Алгоритм изобретения /Г.С. Альтшуллер. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Моск. рабочий, 1973. - 296 с.

2. Альтшуллер Г.С. Поиск новых идей: от озарения к технологии: (Теория и практика решения изобретательских задач). /Г.С. Альтшуллер, Б.Л. Злотин, А.В. Зусман, В.И. Филатов. - Кишинев: Картя молдовеняскэ, 1989.- 382 с.

3. Петров В.М. Фундаментальные основы Теории решения изобретательских задач. Учебное пособие. Тель-Авив, 2003 - 583 с.

4. Секреты профессии: мастер ТРИЗ. Автор: Юрий Смирнов. Рубрика: Мнения экспертов. Опубликовано: 03.02.2012 на портале Bel.biz.

5. Валерий Souchkov, Карл Koltze. Systematische Innovation: TRIZ-Anwendung in der Produkt- und Prozessentwicklung Taschenbuch - 4. November 2010 (В. Сушков, Карл Koltze. Систематические инновации: применение ТРИЗ в развитие продукта и процесса.)

6. WEB ресурс: http://www.xtriz.com/

7. WEB ресурс: http://geektimes.ru/company/friifond/blog/259020/

8. Про ТРИЗ без коротких штанишек. Журнал «Секреты управления персоналом», №2, 2005, Минск, с.127...134.

9. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н., Карлов А.Г. О проблемах и новых подходах к процессам развития креативного мышления начинающих изобретателей на базе ТРИЗ-ОТСМ-технологий в рамках проекта «Джонатан Ливингстон».

Сборник научных статей "Причинные аспекты развития живых систем - IX". Под ред. В.П. Гоча. -Севастополь: Издатель Карпин, 2006, с. 302-309.

10. Карлов А.Г. Способ интенсивного развития изобретательского мышления специалистов промышленных предприятий. Сборник статей (каталог) XI Международного Салона изобретений и новых технологий «Новое время», Севастополь, 1-3 октября 2015 г., с.142.

© А.Г. Карлов, 2015

УДК 377.5

Л.А. Ковалёва А.Н. Донейко

Преподаватели

Технологический колледж ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ),

г. Челябинск, Российская федерация

ТВОРЧЕСКОЕ ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО КАК СРЕДСТВО МОНИТОРИНГА ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТЕХНИКА И ИСКУССТВО ФОТОГРАФИИ»

Аннотация

Огромное значение в воплощении компетентностного подхода в процессе обучения является учебнопрактическая и познавательная активная деятельность обучающихся. Особенно важным в такой ситуации становится необходимость наиболее точно оценить уровень освоения знаний обучающимися и сформированность профессиональных компетенций. Именно для этого к оцениванию требуется применять новые подходы и требования к диагностике достигнутого уровня. Главнейшим способом мониторинга формирования профессиональных компетенций обучающихся по специальности «Техника и искусство фотографии» может стать работа над созданием личного творческого портфолио.

Ключевые слова

Портфолио, творческое портфолио, профессиональные компетенции, техника и искусство фотографии.

121

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

В настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования Российской Федерации ориентирует преподавателя на работу по поэтапному формированию профессиональных компетенций у обучающихся. С этим же связана необходимость изменять подходы и технологии образовательного процесса для достижения наилучшего качественного результата. Обучающиеся по специальности «Техника и искусство фотографии» в связи с компетентностным подходом к процессу обучения в колледже поэтапно формируют личное творческое портфолио.

Творческим портфолио обучающихся по специальности «Техника и искусство фотографии» мы будет считать оформленный согласно стандарту набор избранных фотографических изображений, выполненных обучающимся за время обучения в колледже. Количество работ в таком портфолио может варьироваться в пределах 35-50 фотографий от одного автора. Творческое портфолио составляется на основе обязательного портфолио, которое студенты пополняют в процессе всего обучения специальным дисциплинам фотографического цикла, а также учебных и производственных практик.

Стандартом составления личного творческого портфолио для обучающихся по специальности «Техника и искусство фотографии» является оформление напечатанных фотографических изображений в жёсткую папку формата 20х30 см (А4) с обязательным наличием титульного листа согласно образцу. Каждое цифровое фотографическое изображение печатается форматом 20х30 см на глянцевой либо матовой бумаге и вкладывается в прозрачный файл, который вшивается в папку. Аналоговое фотографическое изображение печатается форматом от 13х18 см до 18х24 см на матовой либо глянцевой фотобумаге, оформляется в паспарту и вкладывается в прозрачный файл, который вшивается в папку с портфолио. Также в файл обязательно вкладывается напечатанное на лазерном принтере название работы, дата её создания.

Необходимо проследить за расположением разноориентированных фотографий: следует

последовательно располагать сначала лишь горизонтально ориентированные фотографические изображения, затем лишь вертикальные фотографические изображения. На титульном листе нанесено название учебного заведения, ФИО обучающегося, номер группы, год обучения, ФИО мастеров производственного обучения, название города. Вслед за титульным листом следует вставить лист с перечислением тем учебных и производственных практик, по которым выполнялись представленные в портфолио фотографические изображения.

Обучающиеся по специальности «Техника и искусство фотографии» в течении двух лет работают над формированием личного творческого портфолио. В самом начале обучения всё кажется простым и ясным -жми на кнопку и цифровое фотографическое изображение появится. Но в процессе обучения, посещая занятия, работая над формированием и совершенствованием профессиональных компетенций, обучающиеся постепенно приходят к пониманию и созданию качественной фотографии.

Формируя и совершенствуя профессиональные компетенции, относящиеся к аналоговому фотографическому процессу обучающиеся выполняют печать фотографических изображений с помощью специального оборудования фотолабораторий, выполняют химико-фотографическую обработку чернобелых фотоматериалов, выполняют ручную черно-белую фотопечать, выполняют аналоговую ретушь негативных и позитивных фотографических изображений. Результатом развития данных профессиональных компетенций становится аналоговое фотографическое изображение, которое на первом году обучения выглядит как результат освоения знаний на базовом уровне; при активном дальнейшем обучении обучающийся получает аналоговое фотографическое изображение соответствующее репродуктивному либо продуктивному уровню освоения знаний и развития профессиональных компетенций.

Формируя и совершенствуя профессиональные компетенции, относящиеся к цифровому фотографическому процессу обучающиеся выполняют ретушь и коррекцию методами компьютерных технологий, выполняют операции компьютерного монтажа фотографических изображений, выполняют фотосъемку портрета, архитектуры, репортажа, рекламной фотографии.

Планомерная систематическая работа по наполнению творческого портфолио качественным материалом является достаточно сложной задачей для обучающихся. Только постоянная работа над

122

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

развитием профессиональных компетенций, повышение уровня освоения знаний, способствует созданию высококлассного творческого портфолио.

Оценивание развития профессиональных компетенций обучающихся по специальности «Техника и искусство фотографии» с помощью личного творческого портфолио позволяет преподавателю обнаружить наиболее сильные и слабые стороны подготовки обучающихся, оценить динамику развития каждого обучающегося, создать карту индивидуального дальнейшего творческого роста.

Таким образом, работа над формированием творческого портфолио выпускника по специальности «Техника и искусство фотографии» позволяет работать над индивидуальным портфолои каждого обучающегося, оценить уровень развития профессиональных компетенций обучающихся, способствует повышению уровня освоенности материала от базового через репродуктивный до продуктивного.

Список использованной литературы:

1. Звонников, В.И., Челышкова, М.Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход: Учеб.пособие [Текст] / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. - М.: Университетская книга. - Логос. -2009

2. Львова, Е. В. Творческое портфолио как средство оценивания индивидуальных прогрессов обучающихся [Текст] / Е. В. Львова // Молодой ученый. - 2014. - №18. - С. 604-606.

©Л.А. Ковалёва, А.Н. Донейко, 2015

УДК 37.026

Ю.В. Корнейчук

К. филол. н., преподаватель Гуманитарный факультет Нижневартовский государственный университет г. Нижневартовск, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ЖУРНАЛИСТИКЕ

Аннотация

В статье раскрываются основные аспекты дистанционного обучения журналистике, указываются положительные и отрицательные стороны указанного вида обучения, а также проводится анализ возможностей вебинарных платформ для проведения учебного процесса, обозначаются приемы дистанционного обучения.

Ключевые слова

Дистанционное обучение, журналистика, вебинар, мультифункциональный контент.

Для проведения лекционных и практических занятий по дистанционной технологии необходим определенный минимальный перечень технических средств для обеспечения передачи образовательной информации от преподавателя к группе студентов.

Это, в первую очередь, ноутбук или же стационарный компьютер с подключенными к нему микрофоном и веб-камерой. Также крайне необходим скоростной интернет у всех участников дистанционного общения.

«Облачный сервис» - для хранения и раздачи необходимых учебных материалов. Наличие множества предложений подобных хранилищ в сети интернет позволяет сделать оптимальный выбор. Например, сервис Cloud Storadg. Этот ресурс позволяет загружать и хранить неограниченное количество любых данных: тексты, аудио, видео, изображения, архивы. Каждому из студентов или группе студентов можно выделить свой собственный контейнер, к которому будут иметь доступ только выбранные преподавателем пользователи. В программе нет необходимости создавать сложную облачную структуру, она уже имеется на ресурсе Cloud Storadg.

123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.