Научная статья на тему 'Использование ТРИЗ-педагогики в образовательном процессе'

Использование ТРИЗ-педагогики в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

804
243
Поделиться
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ / ТРИЗ-ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Бабанова Ирина Александровна

Современные социально-экономические условия предъявляют новые требования к подготовке конкурентоспособного специалиста, всестороннего развития личности, что может считаться наивысшим результатом в любой педагогической технологии. Для достижения этих целей эффективно использовать ТРИЗ-педагогику, способную развивать у обучающихся способности к индивидуальной ориентации в профессиональном поле, умению работать с информацией; выстраивать собственную траекторию познания.Modern social and economic conditions make new demands to preparation of the competitive expert, a full development of the personality that can be considered as the highest result in any pedagogical technology. For achievement of these purposes effectively to use the theory of the solution of the inventive tasks, capable to develop at being trained in ability to individual orientation in a professional field, to ability to work with information; to build own trajectory of knowledge.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Бабанова Ирина Александровна,

Текст научной работы на тему «Использование ТРИЗ-педагогики в образовательном процессе»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ-ПЕДАГОГИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ

БАБАНОВА И.А.

Современные социально-

экономические условия предъявляют новые требования к подготовке конкурентоспособного специалиста, всестороннего развития личности, что может считаться наивысшим результатом в любой педагогической технологии. Для достижения этих целей эффективно использовать ТРИЗ-педагогику, способную развивать у обучающихся способности к индивидуальной ориентации в профессиональном поле, умению работать с информацией; выстраивать собственную траекторию познания.

Modern social and economic conditions make new demands to preparation of the competitive expert, a full development of the personality that can be considered as the highest result in any pedagogical technology. For achievement of these purposes effectively to use the theory of the solution of the inventive tasks, capable to develop at being trained in ability to individual orientation in a professional field, to ability to work with information; to build own trajectory of knowledge.

На пороге XXI века образование в России претерпевает кардинальные изменения. Эти изменения серьезно затрагивают цели и стратегические направления образования, что, в свою очередь, приводит к необходимости перестраивать структуру образования, менять технологии и методики обучения в подготовке транспрофессионалов. В переходные, кризисные периоды развития общества возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для периода профессионального становления.

Содержание учебной деятельности будущего специалиста определяется не только логикой науки, но и моделью будущей профессиональной деятельности, что придает целостность, системную организованность и личностный смысл усваиваемым знаниям. Содержание обучения проектируется не как учебный предмет, а как предмет учебной деятельности, последовательно трансформируемый в предмет деятельности профессиональной.

Конкурентоспособность современного выпускника профессионального учреждения невозможна без получения качественного образования по выбранной специальности. При этом большое внимание должно уделяться активизации профессиональной деятельности студентов, применению таких форм и методов обучения, при которых проявляется ярко выраженная направленность профессионального образования, а также происходит утверждение личности в своей «Я - профессиональной концепции». Среди множества факторов и методов можно особо отметить качественный уровень и инновационные технологии в преподавании общепрофессиональных и специальных дисциплин, серьезный подход к практическому обучению [1].

При обучении специальным и общепрофессиональным дисциплинам необходимо использовать репродуктивные творческие методы обучения и воспитания, находить средства, повышающие познавательную и профессионально - ориентированную активность студентов. В этом контексте применение ТРИЗ в учебном процессе становится в настоящее время все более актуальным.

ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (т.е. российской, а еще точнее советской) школы Г.С. Альтшуллера [2].

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятель-

ности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения — в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач, согласованных с целями педагогики.

Под методами решения изобретательских задач подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ; а также такие известные методы как мозговой штурм, синек-тика, морфологический анализ, метод фокальных объектов [8].

ТРИЗ учит мыслить системно, понимать происходящие вокруг процессы, решать возникающие проблемы, поэтому перспективная цель ТРИЗ-педагогики - подготовить обучающегося жить и реализовывать себя в профессиональном плане в динамично изменяющемся мире [8].

ТРИЗ-педагогика решает целый ряд задач современного образования, которые другие инновационные системы часто решают по отдельности. Проблема успешности в обучении решается за счет того, что обучающиеся, решая проблемные задачи, существенно более мотивированы к получению необходимых им знаний. ТРИЗ-педагогика не просто ставит проблемы, но дает:

- конструктивные пути решения, помогая достижению успешности в их решении;

- учит понимать первопричины возникающих проблем, которые предстоит решать;

- владеть техникой работы с проблемами и задачами различного уровня сложности;

- уметь прогнозировать возможные последствия своих решений;

- формировать у обучающихся навыки самостоятельного поиска и получения нужной информации [6].

ТРИЗ-педагогика строится на основе:

- системы человеческих ценностей,

- заповедей нравственности и идей гуманизма,

- объективных Законов Развития Социальных Систем,

- предыдущего опыта педагогики, психологии, социального управления, истории развития человечества...

- Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) и Теории Развития Творческой Личности (ТРТЛ).

Обучающиеся могут использовать материал любой учебной программы для изучения ТРИЗ, в свою очередь применять ТРИЗ для лучшего понимания и усвоения содержания этой программы, при этом ТРИЗ изучается в интегрированном виде одновременно с другими образовательными программами [7].

Применение ТРИЗ-педагогики на уроках помогает преподавателю:

- использовать полученные обучающимися знания для решения различных практических, исследовательских и учебных задач;

- выявлять и развивать индивидуальные возможности и творческие способности каждой личности;

- развивать познавательный интерес обучающихся;

- способствовать приобретению навыков продуктивной совместной работы в группе.

Элементы ТРИЗ - педагогики можно использовать не только для решения определенной задачи или проблемы, но и в качестве разминки в начале урока для «настройки» на учебную деятельность.

Например. За две минуты необходимо написать логическую цепочку, задаваемую парой -существительное-прилагательное: «Мышь серая - серая тень - тень длинная - длинная цепочка - цепочка металлическая....».

Или, составить наикратчайшую цепочку, задаваемую начальным и конечным словом: «клоп. - .Космос».

Необходимо сформировать у обучающихся умение уходить от стереотипов - инерции

мышления, именно тогда можно найти совершенно неожиданное решение. Сначала задания достаточно простые, но и они вызывают некоторые сложности.

Например. Составить предложение, включающее слова: заяц, трактор, ананас. Сколько нелепых предложений обычно составляют обучающиеся, но когда просишь составить логически обоснованное предложение, это вызывает много трудностей. Но стоит взглянуть на задание с другой стороны, появляется решение: «Заяц, трактор, ананас - имена существительные».

По мере обучения, знакомства обучающихся с методами ТРИЗ, задачи усложняются.

В террариуме зоопарка сотни ядовитых змей. Однажды понадобилось длину каждой из них. Как быть?

Иногда у обучающихся возникают такие вопросы: «А зачем?», в таком случае ответ однозначен: «Не зачем, а КАК это сделать?».

Ошибка многих обучающихся при поиске решения на поставленную задачу состоит в том, что они пытаются находить их бессистемно, подготовленные с методикой ТРИЗ-педагогики знают, что необходимо выделить объекты и определить все их признаки, тогда решение задачи находиться практически на поверхности.

Предлагаемые задачи, как правило, решаются на основании знаний законов физики, химии, логики. Они заставляют размышлять, вытаскивать на поверхность и применять ранее полученные знания, всеобщими усилиями находить приемлемые и интересные решения.

Примеры [3].

В ящике для отходов находится стружка разных марок стали. Как разделить ее по маркам?

Перечислите устройства, в которых применяется один общий элемент, например, шар, спираль, поршень.

На заводе есть станок для резки труб. Отрезанный кусок скатывается вниз по направляющим со страшным грохотом. Как уменьшить грохот?

Разведка доставила кусок материала, из которого противник изготавливал ответственные подшипники. Материал оказался странным - «медное» дерево. Анализ показал, что это обыкновенный бук, поры которого непонятным образом были заполнены медью. Как можно вырастить такое дерево?

Найти новое применение отходам производства.

Найдите применение для использованных консервных банок, покрышек, полиэтиленовых бутылок и т.д.

Может ли вода быть строительным материалом?

Использование современных образовательных технологий дает новые возможности для всестороннего развития личности студента, для повышения качества обученности на базе отработки образовательных стандартов, развития исследовательских навыков в процессе обучения, подготовки образовательной базы для дальнейшего самообразования, обучения и трудовой деятельности [5].

Такая работа помогает проявлению интереса к обучению, специальности, способствует осуществлению межпредметных связей, повторению и закреплению полученных в процессе учебной деятельности профессионально важных знаний. Познавательная потребность становится центральным генератором познавательной активности обучающихся, на первый план выступают стремление к самоутверждению, самореализации, связанные с направленностью на удовлетворение профессиональных потребностей, устремлений и интересов.

Такой деятельностный подход при работе требует от преподавателя интенсивного межличностного взаимодействия, а именно:

- обладания личностно-профессиональным опытом;

- терпеливого выслушивания любых точек зрения студента, действительного, а не поддель-

ного интереса к его суждению;

- умения в ходе обсуждения и принятия решения свободно выражать свое мнение, не подавляя при этом окружающих;

- спокойного восприятия возможных ошибок в фактах и в логике рассуждения;

- умения увидеть работу обучающегося, деликатно поддержать, направить к поиску новых результатов;

- безоценочного принятия личности студента, позволяющего воспринимать ход его мыслей, его пристрастия, чувства [1].

Если раньше говорилось об использовании преподавателем новых методов, знаний, то теперь он должен уметь преобразовать знания, соотнося их с конкретными целями, детьми, условиями. Актуализируется умение проектировать учебный процесс в условиях быстрых изменений. Это работа с достаточно высокой новизной, которая требует анализа предшествующей деятельности, выявления проблем, постановки и конкретизации новых целей, выбора эффективных способов их достижения, а также корректной оценки результатов.

Поскольку нельзя снабдить преподавателя готовыми решениями в быстро меняющемся мире, появляется необходимость в преподавателе - исследователе, преподавателе-решателе проблем [4]. ТРИЗ-педагогика становится в этом случае необходимым инструментом в решении таких задач.

Библиографический список:

1. Бабанова И.А. Педагогическое стимулирование профессионального самоопределения студентов ССУЗ технического профиля: диссертация к.п.н., Казань.- 2009.- 197с.

2. Джеус А.В. Молодежные интенсивные школы инновационной эпохи. Современное научное творчество и изобретательство учащихся / А.В. Джеус, И.В. Романец, Т.В. Погребная, А.В. Козлов, О.В. Сидоркина. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. - 300 С.

3. Злотин Б.Л., Зусман А.В. Месяц под звездами фантазии.- Кишинев, 1988. -271 С.

4. Мурашковска И.Н. / И.Н. Мурашковска // Технологии творчества. - 2000. - №1. - С. 2026.

5. Олейник, П.Н. Методы обучения и их оптимальный выбор/П.Н. Олейник //Среднее специальное образование. - 1990. - №4 - С. 22-26.

6. Погребная Т.В. ТРИЗ-педагогика в обучении через науку /Т. В. Погребная, А. В. Козлов // Тр. науч.-метод. семинара «Наука в школе». - М.: НТА «АПФН», 2003. - Т.1 - С. 96-108.

7. http://www.metodolog.ru/01138/01138.html

8. http://www.trizway.com/info/triz-pedagogy.html

Ключевые слова: образовательный процесс, теория решения изобретательских задач, ТРИЗ-педагогика.

Keywords: educational process, theory of the solution of inventive tasks, TSIT - pedagogics.