Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ И СКРИПИЧНОЕ НАСЛЕДИЕ МА СЫЦУНА'

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ И СКРИПИЧНОЕ НАСЛЕДИЕ МА СЫЦУНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
120
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МА СЫЦУН / КИТАЙ / СКРИПКА / БИОГРАФИЯ / КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ F-DUR / КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / MA SITSUN / CHINA / VIOLIN / BIOGRAPHY / CONCERT FOR VIOLIN AND ORCHESTRA F-DUR / CULTURAL REVOLUTION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Синь Син

Статья раскрывает малоизвестные страницы биографии и творчества Ма Сыцуна - одного их самых известных китайских скрипачей и композиторов первой половины XX века. Развитие его профессиональной карьеры было связано как с грандиозными успехами, так и с потрясениями, вызванными событиями Культурной революции в Китае

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE PATH AND VIOLIN HERITAGE OF MA SYTSUN

The article reveals the little-known pages of the biography and works of Ma Sitsun, one of the most famous Chinese violinists and composers of the first half of the 20th century. The development of his professional career was associated with both tremendous successes and the shocks caused by the events of the Cultural Revolution in China

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ И СКРИПИЧНОЕ НАСЛЕДИЕ МА СЫЦУНА»

Творческий путь и скрипичное наследие Ма Сыцуна

Синь Син (Xin Xing)

аспирант кафедры музыкальной педагогики и исполнительства Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: 732014593@qq.com

Статья раскрывает малоизвестные страницы биографии и творчества Ма Сыцуна — одного их самых известных китайских скрипачей и композиторов первой половины XX века. Развитие его профессиональной карьеры было связано как с грандиозными успехами, так и с потрясениями, вызванными событиями Культурной революции в Китае. Ключевые слова: Ма Сыцун, Китай, скрипка, биография, Концерт для скрипки с оркестром F-dur, Культурная революция

Ма Сыцун (1912-1987) — выдающийся китайский скрипач, композитор, музыкальный деятель XX века. Он относится к поколению музыкантов Китая, которые начинали прокладывать мосты между музыкальным искусством своей страны и Европы. Ма Сыцун — первый китайский скрипач, концертировавший в Европе, и первый китайский композитор, активно осваивавший европейские жанры скрипичной музыки. С этих позиций изучение его биографии — это, прежде

всего, вклад в историю изучения китайского скрипичного искусства. Особую актуальность тема приобретает для российского музыкознания. В источниках на русском языке сведений о жизни и творчестве Ма Сыцуна в контексте китайского скрипичного искусства имеется явно недостаточно. Отдельные биографические сведения представлены в диссертации Му Цюаньчжи [3], упоминания о произведениях Ма Сыцуна встречаются в статьях Лю Цзюньли [2], Бай Бинбина [1], кратком очерке Яо Тин [5]. Тем не менее, многие факты биографии и творчества выдающегося музыкального деятеля КНР остаются малоизвестными для широкого круга российских читателей, что и обусловило предмет исследования настоящей статьи.

Ма Сыцун родился в городе Шаньвэй провинции Гуандун 7 мая 1912 года. Его ранние впечатления связаны с гуандунской оперой (он часто посещал спектакли гуандунской оперы: бай-цзы, чжэнцзы и сицзоу). В 1923 году, в возрасте 11 лет, Ма Сыцун со своим братом был отправлен во Францию для обучения скрипичной игре. Первые годы учебы в Европе — это уроки с частными учителями. С 1926 года с целью подготовки к поступлению в Парижскую консерваторию он начал занятия с солистом Парижского театра П. Обердорфером. К 1928 году молодой скрипач достигает желаемой цели и поступает в консерваторию [15, 64]. В трактовке этой страницы биографии Ма Сыцуна в различных источниках имеются расхождения. По мнению Му Цюаньчжи, Ма Сыцун поступил в Парижскую консер-

ваторию в класс П. Обердорфера в 1927 году1 [3, 91]. Цянь Жэнь-пин также ссылается на поступление в консерваторию в 1927 году, но расхождения с данными Му Цюаньчжи касаются обучения в классе Бушерифа, а не П. Обердорфера [11, 67]. На наш взгляд, наиболее точны в этом вопросе данные китайского исследователя Ван Юйхэ: по его мнению, начало обучения у П. Обердорфера относится к 1926 году, а занятия в Парижской консерватории в статусе студента класса Бушерифа — к 1928 году. 13

В феврале 1929 года на некоторое время Ма Сыцун был вынужден возвратиться в Китай из-за финансовых проблем. Скрипач сразу приступает к преподаванию в Институте изящных искусств при Центральном университете в Нанкине. На родине его активно приглашают с концертными выступлениями в Гуанчжоу, Шанхай, Гонконг, Нанкин, а китайская пресса широко анонсирует выступления первого национального скрипача, обучавшегося в Парижской консерватории.

В 1930-м он вернулся во Францию для совершенствования в области музыкальной композиции. П. Обердорфер организовал ему знакомство с немецким композитором еврейского происхождения Я. Бинембаумом — дирижером оперных театров в Рейгенсбурге, Гамбурге и Берлине [12, 64-65]. Именно он преподал Ма Сыцу-ну знания по теории и истории европейской музыки. Китайский музыкант считал его не только педагогом по композиции, но также другом и наставником. По возвращении на родину у него сохранялся тесный духовный

контакт с Я. Бинембаумом [15, 280]. В переписке педагог и его наставник постоянно обсуждали взгляды на искусство и жизнь. Контакты с ним китайский скрипач потерял лишь во время Второй мировой войны [9].

В 1931 году2 Ма Сыцун завершил обучение во Франции и вернулся в Китай в Гуанчжоу, где совместно с Чэнь Хун организовал частное музыкально-образовательное учреждение. Здесь он выступал во многих ипостасях: был его директором, преподавал игру на скрипке, фортепиано, вел класс композиции.

В этот период Ма Сыцун устроил и личную жизнь: женил-14 ся на своей студентке Ван Мули. В 1933 году молодая семья переселилась в Шанхай. Атмосфера мегаполиса способствовала активизации исполнительской деятельности Ма Сыцуна, которую он сочетал с композиторской работой.

О второй половине 1930-х годов в биографии Ма Сыцуна известно немногое. Имеются сведения о преподавании в педагогическом институте Университета Чжуншань, который из-за военных событий с осени 1938 года он был эвакуирован из Сянгана (Гонконг) в Чэнцзян, уездный город провинции Юньнань [8; 13].

С периодом Антияпонской войны связано освоение Ма Сы-цуном дирижерского ремесла и приобретение опыта инструментовки музыки для симфонического оркестра. В 1940-м году он стал руководителем симфонического оркестра Чжунхуа в Чун-цине, организованного по инициативе Министерства образования при правительстве Гоминьдана. Для Ма Сыцуна работа с оркестровым коллективом была важ-

на и с точки зрения возможности популяризации собственного творчества. Согласно сведениям Му Цюаньчжи, уже на первом концерте коллектив исполнил произведение Ма Сыцуна «Тоска по родным краям» под управлением самого автора [3, 38].

К середине 1940-х годов произведения молодого скрипача начинают привлекать внимание крупных коллективов страны. Так, в июле 1946 года Тайваньским симфоническим оркестром были исполнены Первая симфония Ма Сыцуна и его же Концерт для скрипки с оркестром F-dur. В качестве солиста выступил брат композитора Ма Сыхун [15, 131].

В 1946 году Ма Сыцун вновь возвращается в центр музыкальной жизни Китая — Шанхай. Здесь была организована «Шанхайская музыкальная ассоциация», возглавить которую предложили Ма Сыцуну. По некоторым данным (Цянь Жэньпин, Му Цюаньчжи), с 1947 года музыкант был назначен ректором и руководителем струнно-смыч-кового класса вновь организованной консерватории Чжунхуа (Гонконг). По всей вероятности, он занимал этот ответственный пост до 1949 года.

Авторитет композитора и скрипача в тот период был настолько высок, что в год основания КНР (1949) ему было предложено стать членом правления Всекитайской ассоциации литературы и искусства [3, 92], а с декабря того же года заступить на почетную должность ректора Центральной консерватории в Пекине.

В годы руководства вузом Ма Сыцун продолжал заниматься активной творческой деятельностью. С 1949 по 1958 годы он неоднократно выезжал в другие

страны в составе международных делегаций. В 1951 году он выступил на Международном музыкальном фестивале «Пражская весна» в Чехии с собственным Концертом для скрипки с оркестром F-dur в качестве солиста. В 1956 году музыкант посетил Польшу как член жюри Международного конкурса имени Ф. Шопена. В 1958 году он приехал в СССР в связи с проведением I Международного конкурса имени П. И. Чайковского (член жюри). Об этом событии у Ма Сыцуна сохранились яркие воспоминания: на церемонии открытия члены жюри и более 30 юных скрипачей возрастом от 6 до 12 лет совместно исполнили Allegro И. С. Баха. Это исполнение, по словам музыканта, задало «живой тон всей церемония открытия» [15, 156-160]. Он находился в тот момент на вершине своей профессиональной карьеры.

С приходом новой власти отношение руководства страны к Ма Сыцуну кардинально изменилось. Первые «звонки», угрожающие блестящей карьере музыканта, появились еще в 1951 году. Тогда творчество и административно-общественная деятельность Ма Сыцуна были раскритикованы в связи с выходом манифеста «Движение за выправление стиля в литературе и искусстве». Его обвиняли в том, что он стремился внедрить в Центральной консерватории образовательные технологии по образцу Парижской консерватории. В 1957 году в консерватории был устроен заговор против Ма Сыцуна. Музыканту оказалось сложно разобраться в причинах обвинений в свой адрес. В течение некоторого времени он старался донести до общественности свое мнение: говорил о се-

рьезных проблемах современной ему китайской музыки с ее за-штампованностью и строгой регламентацией творчества; сетовал на существование только одной области, не подвергавшейся цензуре, — сфере массовой песни и марша, на дискриминацию музыки европейской традиции» [15, 177].

Смелая декларация собственной позиции только усугубила хрупкое положение Ма Сыцуна. Его выступления серьезно осуждались музыкальными критиками и высокопоставленными чиновниками. Постепенно музыкант начинает замыкаться в себе. Когда к 1963 году вся западная музыка была запрещена в Китае, его произведения оказались полностью невостребованными, прекратилась и концертная деятельность.

Чертой, разделившей жизнь скрипача, стали события Культурной революции. В 1966 году он был отстранен от должности ректора Центральной консерватории, подвергся преследованиям. В 1967 году вместе со своей супругой он тайно выехал сначала в Гонконг, а затем в США [3, 93].

О двадцатилетнем американском периоде жизни Ма Сыцуна известно немного. До конца своих дней он надеялся вернуться в Китай. В 1971 году, когда помощник президента США по национальной безопасности Г. А. Киссинджер пребывал с визитом в Пекине, премьер КНР Чжоу Эньлай сообщил ему: «Есть вещь, о которой я глубоко сожалею. Это то, что Ма Сыцун был вынужден в солидном возрасте, в 55 лет, покинуть свою родину» [15, 8-9].

В 1985 году с музыканта было снято обвинение в измене родине. Однако накопившиеся к тому

времени проблемы со здоровьем не позволили ему вернуться в Китай. Ма Сыцун умер в Филадельфии в 1987 году. Дочь китайского скрипача Ма Жуйсюе обнародовала его последние слова. Он вспомнил высказывание Диккенса о беспокойном времени, в котором он жил, когда каждое дело осуществлялось намного сложнее, чем в мирное время. «Мы живем во времена еще более трудные, чем диккенсовские: чем больше мы работаем, тем большее сопротивление встречают наши труды...» [15, 321]. В этих словах запечатлена вся боль изгнанника, оторванного от родины и любимого дела.

Лишь через 20 лет после смерти Ма Сыцуна, в 2007 году, было получено разрешение захоронить его прах в Гуанчжоу.

Творчество Ма Сыцуна, включающее симфоническую, хоровую, вокальную, камерно-инструментальную музыку, занимает важное место в китайской академической музыке. Как композитору Ма Сыцуну ближе всего была та область творчества, которой он непосредственно занимался, — скрипичная музыка. Он известен как автор скрипичных концертов (Концерт для скрипки с оркестром F-dur, Концерт для двух скрипок G-dur), двух сюит для скрипки и фортепиано («Суйюаню»3, «Тибетская поэма»), миниатюр для скрипки и фортепиано («Колыбельная», два Рондо, «Песнь пастуха», «Танец осенней жатвы»). В его наследии имеются и камерно-ансамблевые произведения с участием струнных инструментов (Квартет № 14, две сонаты для скрипки и фортепиано G-dur № 1 и £то11 № 2).

Наибольшую известность из ранних произведений получи-

ла «Колыбельная», написанная в 1935 году. Ее популярность во многом была обеспечена опорой на народно-песенный тематизм и выбором соответствующих ему инструментальных средств, которые органично сочетались с традициями французской музыки. Последние проявились в отточенных формах, красочных гармониях, свойственных импрессионистам. Национальное начало нашло выражение в сюитах «Внутренняя Монголия» и «Тибетская поэма», созданных Ма Сыцуном в 1940-х годах [3, 39].

В 1944 году Ма Сыцун написал Концерт для скрипки с оркестром F-dur, определивший исходную точку в развитии это- 15 го жанра в Китае. История сохранила сведения о нескольких заметных исполнениях данного произведения. В 1946 году он был исполнен братом композитора Ма Сыхуном с Шанхайским муниципальным симфоническим оркестром и Тайванским симфоническим оркестром под управлением самого композитора. В 1951 году, как упоминалось выше, Ма Сыцун сыграл Концерт на Международном музыкальном фестивале «Пражская весна» в Чехии [15, 156]. В 1956 году его исполнил китайский скрипач Шэн Чжунго, обучавшийся в Московской консерватории у Л. Б. Когана.

Значимым событием, способствовавшим популяризации Концерта, стало издание его переложения для скрипки с фортепиано в 1959 году в СССР Государственным музыкальным издательством. (Публикация Концерта в стране Советов, по всей вероятности, была связана с творческими контактами Ма Сыцуна, завязавшимися в связи с проведением I Международно-

го конкурса им. П. И. Чайковского5.) Произведение отметил советский музыковед Г. Шнеерсон, обратив внимание на синтез китайских и европейских жанров; опору мелодизма на национальные истоки, расширение возможностей скрипки за счет включения национально-окрашенных элементов [4, 21].

В Концерте F-dur присутствуют узнаваемые признаки как европейского концерта (сквозное развитие за счет исполнения частей attacca), так и китайского фольклора. Последние проявляются в использовании материала древних гуандунских песен «Няо Цзинь Сюань» и «Чжао Цзюнь 16 Юань»6, в насыщении мелодики традиционным орнаментом, в подражаниях звучанию китайского смычкового гаоху, в обильном применении колоритного glissando. Обращает внимание, что в Скрипичном концерте композитор впервые отказывается от программного названия, что еще больше сближает произведение с образцами европейской музыки. Несмотря на интересные идеи, привнесенные автором, широкого распространения, в отличие от сюит, Скрипичный концерт F-dur не получил. По всей вероятности, отсутствие программного содержания вызывало определенные трудности в восприятии этой музыки соотечественниками композитора.

В поздних произведениях уже отчетливо видны черты инструментального стиля Ма Сыцуна: опора на классическо-роман-тические модели европейских жанров, ясность мелодизма, отсутствие драматических коллизий, лаконичность форм. В творчестве композитора все больше звучит тема Родины. В частности, она главенствует в Концерте

для двух скрипок G-dur (1983), созданном почти через 40 лет после Концерта F-dur. Автобиографичность этого произведения отразилась и в выборе солирующих инструментов: в Концерте две скрипки олицетворяют двух людей — самого композитора и его супруги.

Непростое историческое время, в которое разворачивалась деятельность Ма Сыцуна, наложило отпечаток на жизненный путь и признание творчества композитора. И в наши дни оно остается недооцененным. Это, к сожалению, понимал и сам Ма Сыцун на закате жизни: «Чтобы получить официальное признание моего творчества, надо ждать еще полвека» [15, 281].

Примечания

1 В диссертации Му Цюаньчжи встречается упоминание о получении второй премии по окончании первого года обучения в консерватории за исполнение Ма Сыцуном Концерта Н. Паганини [3, 89-92].

2 По мнению Цянь Жэньпин и Е Юнле, Ма Сыцун возвратился в Китай в 1931 году [9, 68], [12, 323], по версии Ван Юйхэ и Цзюй Цихун — в начале 1932 года [10, 65], [7, 133].

3 Другое название произведения — «Внутренняя Монголия».

4 Квартет № 1 написан в 1938 году. По времени создания это второй струнный квартет Ма Сыцуна. Более ранний квартет был написан еще в юношеский период (с 1932 по 1935 годы). «Номер один» закрепился за произведением 1938 года в связи с его изданием пекинским музыкальным издательством в 1955 году (см.: «Полное собрание сочинений Ма Сыцуна. Том 5. Пекин, 2007).

5 В рамках этого визита у Ма Сыцуна завязалось множество дружеских контактов с известными советскими педагогами (в частности, с К. Г. Мострасом).

6 В переводе с китайского языка, «Тайная печаль Чжао Цзюнь».

Литература

1. Бай Бинбин. Развитие новой музыкальной культуры Китая (1860-1948) // Вестк Беларускага дзяржауна-га ушверсггэта культуры \ мастацтвау. 2009. № 2 (12). С.41-45.

2. Лю Цзюньли. Формирование национального репертуара для скрипки (Китайская Народная Республика) // Весшк Беларускага дзяржауна-га ушверсггэта культуры 1 мастацтвау. 2009. № 1 (11). С.93-100.

3. Му Цюаньчжи. Становление и развитие скрипичного искусства в Китае: образование, исполнительство, национальный репертуар : дис. ... канд. искусств. : 17.00.02; Нижегородская гос. консерватория им. М. И. Глинки. Н. Новгород, 2018. 205 с.

4. О китайской музыке. Статьи китайских композиторов и музыковедов: Вып. 1 / сост. и ред. Г. Шнеерсон, пер. В. М. Пасенчука. М.: Государственное музыкальное издательство, 1958. 141 с.

5. Яо Тин. Ма Сыцун: «Колыбельная песня для мамы» // Китайский информационный Интернет-центр China.org.cn [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://english1.china.org.cn/ russian/275282.htm (дата обращения 18.01.2017).

6. Гуан Боцзи. Отзыв на Концерт для скрипки с орке-

стром F-dur Ма Сыцуна // Научный вестник Синхай-ской консерватории. 1989. С. 16-23.

7. Цзюй Цихун. 100 лет истории китайской музыки 1900-2000. Чанша: Изд-во Хунаньского изобразительного искусства, 2014.

8. Хуан Исян. Деятельность Ма Сыцуна в Гуанчжоу после 1929 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.swsm.net/ thread-100350-1-1.html (дата обращения: 23.03.2020).

9. Ма Сыцун [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http ://www.uname. cn/celeb/ celeb_11979117.html (дата обращения: 23.03.2020).

10. Полное собрание сочинений Ма Сыцуна: Том 2. Пекин: Изд-во Центральной консерватории, 2007. 14.

11. Цянь Жэньпин. Скрипичная музыка в Китае. Чанша: Изд-во Хунаньской литературы и искусства, 2001.

12. Ван Юйхэ. Биография китайских музыкантов новой

и новейшей эпох. Пекин: 15. Изд-во Культуры и искусства, 1998.

13. Педагогическая деятельность Ма Сыцуна в Уни-

верситете Чжуншань [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gzzxws. gov.cn/gxsl/rwcq/200809/ t20080918_9239.htm (дата обращения: 23.03.2020). Сюй Лия. Исследование музыкальных произведений и скрипичного искусства Ма Сыцуна: магистерская диссертация. Наньчан: Педагогический университет Цзян-си, 2006.

Е Юнле. «Предатель»-патри-от: биография Ма Сыцуна. Шанхай: Изд-во Вэнь Хуй, 2014.

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.