Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СКРИПИЧНОГО РЕПЕРТУАРА В КИТАЙСКОЙ МУЗЫКЕ 1920-1960-Х ГОДОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СКРИПИЧНОГО РЕПЕРТУАРА В КИТАЙСКОЙ МУЗЫКЕ 1920-1960-Х ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
83
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКАЯ МУЗЫКА / СКРИПИЧНАЯ МУЗЫКА / РЕПЕРТУАР / "ЛЯН ЧЖУ"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Му Цюаньчжи

Китайская скрипичная музыка в 20-60-е годы ХХ века прошла путь от подражания европейским образцам к формированию национального скрипичного репертуара, для которого характерны разнообразие жанров, опора на фольклор, обращение к образам китайской природы и быта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE NATIONAL VIOLIN REPERTOIRE IN CHINESE MUSIC OF THE 1920-1960S

Chinese violin music in the 20's and 60's of the twentieth century went along the way beginning from imitation of European models till the formation of a national violin repertoire, which is characterized by a variety of genres, reliance on folklore and usage of the Chinese nature and life images.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СКРИПИЧНОГО РЕПЕРТУАРА В КИТАЙСКОЙ МУЗЫКЕ 1920-1960-Х ГОДОВ»

стера и певца // Музыкальное исполнительство и современность. Вып. 1. М.: Музыка, 1988. С. 156-179.

2. Калинина В. Базовые компоненты и профессиональная спецификация в творческой деятельности концертмейстера-пианиста: дис. ... канд. искусствовед. Саратов, 2015. 217 с.

3. Куперен Ф. Искусство игры на клавесине // Алексеев А. Д. Из истории фортепиан-

ной педагогики. М.: Классика-ХХ1, 2013. С. 24-31.

4. Лузум Н. Концертмейстер в камерно-вокальном исполнительстве // Концертмейстер: призвание и профессия. Н. Новгород: ННГК им. М. И. Глинки, 2000. С. 5-33.

5. Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы. Л.: Музыка, 1972. 80 с.

© Му Цюаньчжи, 2017

УДК 781.7

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СКРИПИЧНОГО РЕПЕРТУАРА В КИТАЙСКОЙ МУЗЫКЕ 1920-1960-х ГОДОВ

Китайская скрипичная музыка в 20-60-е годы ХХ века прошла путь от подражания европейским образцам к формированию национального скрипичного репертуара, для которого характерны разнообразие жанров, опора на фольклор, обращение к образам китайской природы и быта.

Ключевые слова: китайская музыка, скрипичная музыка, репертуар, Ма Сыцун, «Лян Чжу»

Становление китайского скрипичного искусства связано с первыми десятилетиями ХХ века. В это время все более популярными становятся концерты европейской музыки, создаются симфонические оркестры, формируется система китайского скрипичного образования. Параллельно начинает формироваться и национальный скрипичный репертуар.

Первым дошедшим до нас китайским произведением для скрипки является пьеса «Трудный путь» Ли Сыгуана. По основной профессии Ли Сыгуан был ученым-геологом. Начало его профессиональных занятий скрипкой относится к 1913 году. Отправившись учиться в Англию, на факультет геологии Бирмингемского университета, он начинает брать частные уроки музыки. В 1919 году, перед возвращением на родину, он ненадолго едет во Францию, где создает вошедшую в историю китайской скрипичной музыки пьесу «Трудный путь», написанную в западноевропейской романтической стилистике [6, с. 29].

Существенное влияние на становление и развитие китайской скрипичной литературы оказал композитор и скрипач Не Эр (й Щ). Еще в юности, в годы учебы в средних классах школы, Не Эр брал частные уроки по скрипке у своего соседа Чжана Юйхоу. Прочитав книгу Фэн Цзыкая «Вводный музы-

кальный курс», юный музыкант осознал важность для скрипача технического развития и стал прикладывать к своим занятиям на этом инструменте все больше усилий. Со временем исполнительское мастерство Не Эра достигло значительных успехов. Во время пребывания в Шанхае молодой композитор брал частные уроки у первого скрипача оркестра оперного общества Ван Жэньи. Переехав в Пекин, он продолжил занятия под руководством русского педагога-эмигранта Николая Тонова. 28 апреля 1932 года студенческий совет выпускников университета Цинхуа организовал благотворительный концерт для сбора средств против японских оккупантов. Там Не Эр исполнил на скрипке собственное переложение «Интернационала». Как указывают современники, в 30-х годах прошлого века им также была написана скрипичная пьеса «Элегия». Она стала первым произведением для скрипки, созданным национальным композитором в Китае [5, с. 221]. К сожалению, нотный текст «Элегии» утрачен.

Среди первых китайских скрипичных произведений заметным явлением можно считать и Скрипичную сонату d-moll ор. 3 Сянь Синхая (ЖШ/§). Она была создана композитором в 1934 году во время обучения во Франции, а 23 января 1935 года в Парижской

консерватории состоялась премьера сочинения. Соната отличается зрелостью владения композиторской техникой; в историю китайской скрипичной литературы она вошла как самое раннее произведение высокого художественного уровня.

Заметный вклад в формирование скрипичного репертуара внес Сяо Юмэй (Ш^Ш). В декабре 1919 года, во время учебы в Лейп-цигской консерватории, он написал струнный квартет D-dur, созданный в раннеклассиче-ском европейском стиле [7, с. 103]. Он стал первым камерным произведением для струнного состава, созданным китайским автором с использованием европейской композиторской техники.

И все же основателем национального скрипичного репертуара по праву считается крупнейший китайский музыкант, скрипач и композитор Ма Сыцун (ЩЩЩ, 1912-1987). Его композиторская деятельность началась в 1930-е годы, когда были созданы такие произведения с участием скрипки, как Фортепианный квартет B-dur, Первая соната для скрипки и фортепиано G-dur, Вторая соната для скрипки и фортепиано f-moll, «Колыбельная» и др.

Самым совершенным в художественном отношении сочинением из всего перечисленного оказалась «Колыбельная» — произведение, с которым сегодня китайские исследователи связывают появление профессиональной китайской скрипичной музыки. По словам сестры композитора, «Колыбельная» создана на основе мелодии, которую в детстве часто напевала им мать [1]. Это произведение прочно вошло в современный репертуар скрипачей, в том числе и за пределами Китая. Его успех во многом связан с использованием традиционных для китайской музыки вариантно-вариационных приемов в развитии мелодии, гармоническом движении и строении формы. Помимо отточенности в использовании выразительных средств, сочинение примечательно и с точки зрения сочетания европейского и китайского начал. Обращаясь здесь к традиционным для китайской музыки пентатонным ладам, Ма Сыцун активно использует и исполнительские приемы, характерные для народных струнных инструментов, в частности, для эрху. Это прием portamento. Такие способы игры на

скрипке приближают ее звучание к народным инструментам.

Интересно, что в связи с обучением многих китайских музыкантов первой половины ХХ века во Франции, в некоторых национальных скрипичных сочинениях этого времени ощущается влияние французской школы. В частности, можно отметить характерное стремление к ясной, отточенной форме и тонкости образного содержания. Все это в сочетании с традиционной для китайской музыки пентатоникой напоминает о стиле крупнейших французских импрессионистов конца XIX - начала ХХ веков. Параллели с творчеством Дебюсси и Равеля возникают и при слушании «Колыбельной» Ма Сыцуна.

Дальнейшее развитие скрипичного репертуара в творчестве китайских композиторов проходило в военные годы. Назовем наиболее значительные произведения этого периода: Ма Сыцун «Рондо № 1» (1937), «Монгольская сюита» (1937), «Тибетская поэма» (1942), Скрипичный концерт F-dur (1944), «Песнь пастуха» (1944), «Танец осенней жатвы» (1944); Сянь Синьхай «Красный колос» (1944), Чжан Вэньган Скрипичная соната (1945), Ван Чжэнья Скрипичная фантазия, Сан Тун «Ночной пейзаж» и другие. Среди них — произведения различных жанров: программные миниатюры, поэма, фантазия, рондо, а также циклические сочинения: сюиты, сонаты, концерт. Особенно важная роль на этом этапе вновь принадлежит сочинениям Ма Сыцуна. Так, его Концерт для скрипки с оркестром F-dur явился первым скрипичным концертом, написанным китайским композитором, «Монгольская сюита» — одно из первых значительных скрипичных произведений с ярко выраженным национальным колоритом, а «Ночной пейзаж» — первое в истории китайской музыки атональное сочинение [2, с. 53]. С началом войны стиль многих национальных композиторов претерпел изменения. Музыканты стали испытывать заметный интерес к китайскому традиционному и народному искусству. Это проявилось в использовании тем-цитат из китайского фольклора и отдельных элементов, характерных для китайского музыкального языка. Названные произведения до сих пор занимают важное место в китайском скрипичном репертуаре.

Обращение композиторов этой эпохи к фольклору стимулировало интерес к его различным пластам, в том числе к фольклору малых народностей Китая. Так, в 1937 году Ма Сыцун написал «Монгольскую сюиту» (первоначально называлась «Суйюаньская сюита») и Рондо № 1 (первоначально называлось «Суйюаньское рондо»). Эти два произведения отличаются зрелостью композиторского письма и открывают в творчестве Ма Сыцуна период использования национальных мотивов. В «Монгольской сюите» и Рондо композитор при помощи народных ладов, ритмических рисунков, ладовых модуляций, фактуры аккомпанемента и приемов игры продемонстрировал не только владение инструментом, но и познания в традиционной музыке и композиторских техниках. Автор признавался: «во время написания этих двух сочинений я получил огромный опыт работы с народными песнями, что существенно повлияло на дальнейшее композиторское творчество» [4, с. 58]. В музыке «Монгольской сюиты» композитор использовал несколько цитат: это «Кандынский романс», монгольские песни «Скачки на лошади на городских стенах», «Радужная сестрица» и др.

«Монгольская сюита» состоит из трех частей с программными заголовками: «Эпическая поэма», «Тоска по родным краям» и «Степной танец». В «Эпической поэме», по словам автора, он изображает простор монгольских степей, душевную простоту местного населения и удивительный мир естественной природы. Печальная и протяжная вторая часть — «Тоска по родине» — основана на монгольской песне «Скачки на городских стенах», в которой повествуется о тоске человека, живущего вдали от родного края, по его родным и близким. Автор говорил, что он хотел передать здесь свои переживания во время обучения за рубежом и крик души многих переселенцев во время военных действий. В третьей части сюиты — «Степном танце» — в зажигательной пляске передается народное ликование. Сочетание яркого колорита народной музыки и совершенства композиторского письма сделало «Монгольскую сюиту» неотъемлемой частью национального скрипичного репертуара. В рейтинге «Шедевры китайских композиторов ХХ века» 1992 года «Монгольская сюита» Ма Сыцуна

вошла в первую тройку среди произведений для скрипки (вместе с его же «Тибетской поэмой» и скрипичным концертом «Лян Шань-бо и Чжу Интай» Чэнь Гана и Хэ Чжаньхао). Три части «Монгольской сюиты» достаточно самостоятельны и часто исполняются отдельно на различных концертах. А музыка второй части — «Тоска по родным краям» — пользуется особенно широкой популярностью.

Характерную для китайской скрипичной музыки этого времени тенденцию обращения к национальному фольклору можно видеть и в самом значимом из скрипичных произведений Сянь Синьхая — пьесе «Красный колос» (ор. 21), созданной в 1944 году на основе распространенной в то время в Китае одноименной казахской народной песни. Музыка пьесы наполнена идиллическим колоритом пастушьей жизни. Сянь Синьхай сохранил особенности народной музыки и подчеркнул в своей пьесе кантиленные возможности скрипки.

Бурный расцвет скрипичного творчества наметился в китайской музыке после Второй мировой войны. За 17 лет, прошедших до начала Культурной революции, китайские композиторы опубликовали около ста скрипичных сочинений, многие из которых основаны на народных мелодиях. Интересно, что содержание их в большинстве случаев было связано с воспеванием страны, ее природы, а также народных традиций. Музыкальный язык этих произведений опирается на классическую и романтическую европейскую музыку. Особое место среди них принадлежит восьми сольным скрипичным опусам Ма Сыцуна. Другие китайские композиторы в своей скрипичной музыке тоже нередко обращались в это время к фольклорным темам. Назовем здесь «Летнюю ночь» Ян Баочжи, «Радость весеннего обновления» Мао Июань, «Праздник богатого урожая» Чжан Цинбина, «Поэзию моря» Цин Йончжуна и т. д. Также было сделано много переложений для скрипки китайских народных песен и музыки для народных инструментов. Самые известные из таких произведений — «Радость встречи» Ян Баочжи, «Степная песня» Чжа Ханкуна, «Вечерняя песня в лодке» Сюй Сухуэя.

В 1958 году на струнном факультете Шанхайской консерватории студентами была создана «Экспериментальная национальная

скрипичная группа». Члены группы изучали возможности использования в скрипичном исполнительстве стилей игры на китайских народных инструментах. В частности, они переложили для скрипки изначально созданное для эрху произведение народной музыки

«Луна отражается в двух родниках» («_Ш

00^»). В декабре 1958 - апреле 1959 было создано одно из самых известных китайских произведений для скрипки: концерт «Лян Шаньбо и Чжу Интай» («Влюбленные бабочки»), название которого в сокращенном варианте — «Лян Чжу». Он основан на издавна бытующем в Шанхайской опере сюжете национальной легенды о двух влюбленных, соединившихся после смерти в образе бабочек.

Авторами «Лян Чжу» стали студенты Шанхайской консерватории Чэнь Ган (^ и Хэ Чжаньхао (ЩйШ). Хэ Чжаньхао в 1957 году поступил в Шанхайскую консерваторию как скрипач. Позже вместе с другими студентами он вошел в состав «Экспериментальной национальной скрипичной группы». Поскольку в ней не было ни одного композитора, для создания концерта был приглашен также композитор-четверокурсник Чэнь Ган. В результате Хэ Чжаньхао стал автором основного тематического материала концерта, а Чэнь Гану принадлежит гармоническое и фактурное оформление основных тем, а также методы их развития и музыкальная форма.

Первое исполнение концерта состоялось в мае 1959 года в Шанхае, в качестве солистки выступила студентка Юй Лина (^ Ш^), входившая в состав группы [3, с. 57]. Концерт имел оглушительный успех у публики. Он стал образцом успешного соединения европейской композиторской техники и китайского национального материала, включая содержание концерта, интонации и ритм Шанхайской оперы и технические приемы, характерные для народных китайских инструментов. В дальнейшем концерт «Лян Шаньбо и Чжу Интай» («Влюбленные бабочки») стал одним из самых популярных в мире произведений китайской скрипичной музыки и в настоящее время он входит в репертуар таких скрипачей, как Люй Сицин, Оливье Шарлье, Акико Суванаи, Максим Венгеров.

Таким образом, общий путь китайской скрипичной музыки в 20-60-е годы ХХ века — это путь от подражания классической

и романтической европейской музыке в произведениях 20-30-х годов — к формированию национального скрипичного репертуара. Для лучших произведений этого периода характерно разнообразие жанров, обращение к образам китайской природы и быта, опора на фольклор, а также синтез достижений европейского скрипичного искусства с традициями игры на национальных струнных инструментах. Как видим, к началу Культурной революции в Китае скрипичное творчество достигает значительных высот. Новый всплеск в области скрипичного репертуара произойдет в 80-е годы ХХ века, когда потрясения периода Культурной революции будут преодолены.

Литература

1. Яо Тин. Ма Сыцун: колыбельная песня для мамы // Китайский информационный Интернет-центр China.org.cn 20/11/2006 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://english1.china.org.cn/russian/275282. htm (дата обращения: 18.01.2017).

2. яшя,

01.2010. 52-53Ш (Ван Чунь Юй. Достижения Ма Сыцуна // Исследование искусства. 2010. № 1. С. 52-53.)

3. 1ШШ

ШЛ н^Ш 11.2016. 55-58Ш (Го Лу Яо. Очарование скрипичного концерта «Лян Чжу» // Мир музыки. 2016. № 11. С. 55-58).

4. ^ЩЩШ^Й^М» // ШШ^МЬж 1942^. 119Ш (Ма Сыцун. Композиторский опыт // Новая музыка. Пекин, 1942. 119 с.)

5. ^тш.ъш&шщ »шш^ штх.

1994. 820Ш (Современные китайские музыканты / ред. Сян Тиншэн. Ч. 1. Чуньфэн: Литература и искусство, 1994. 820 с.)

6. щщ шш

07.2002. 29Ш (Ци Ци. Ли Сыгуан и первое китайское скрипичное произведение // Море песни. 2002. № 7. С. 29.)

7. шж

2014.06. 103-105 Ш (Чэнь Хуэй. Творческие особенности развития китайского струнного квартета. Шэньси: Изд-во Северо-Западного университета. 2014. № 6. С. 103-105.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.