Научная статья на тему 'Творческий портрет медиакритика и медиапедагога С. А. Муратова'

Творческий портрет медиакритика и медиапедагога С. А. Муратова Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3830
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУРАТОВ / КИНОКРИТИК / ТЕЛЕКРИТИК / КИНОВЕД / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКРИТИКА / ДИАЛОГ / АУДИТОРИЯ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Горбаткова О. И.

В данной статье раскрывается творческий портрет медиакритика и медиапедагога С.А Муратова (1931-2015). Профессиональная деятельность С.А. Муратова была связана с пониманием проблем истории и теории телевидения, особенностей медиаобразования на материале телевидения, изучением тенденций телевизионной критики. Жанры публикаций С.А. Муратова: телеобозрение и кинообозрение, рецензии, очерки, создание творческих портретов и т.д. Медиакритик активно использовал различные средства художественной выразительности, выражающиеся в заголовках публикаций, сравнениях, в подаче материала и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческий портрет медиакритика и медиапедагога С. А. Муратова»

Проблемы медиакультуры

Творческий портрет медиакритика и медиапедагога

С.А. Муратова*

О.И. Горбаткова

Аннотация: В данной статье раскрывается творческий портрет медиакритика и медиапедагога С.А Муратова (1931-2015). Профессиональная деятельность С.А. Муратова была связана с пониманием проблем истории и теории телевидения, особенностей медиаобразования на материале телевидения, изучением тенденций телевизионной критики. Жанры публикаций С.А. Муратова: телеобозрение и кинообозрение, рецензии, очерки, создание творческих портретов и т.д. Медиакритик активно использовал различные средства художественной выразительности, выражающиеся в заголовках публикаций, сравнениях, в подаче материала и т.д.

Ключевые слова: Муратов, кинокритик, телекритик, киновед, медиаобразование, медиакритика, диалог, аудитория, телевидение.

Creative portrait of the media critic and media educator S. A. Muratov *

Olga Gorbatkova

Abstract: This article reveals the creative portrait of the media critic and media educator And S. Muratov (1931-2015). Professional activities S. A. Muratova concerned with understanding the problems of history and theory of television, the characteristics of media education on the material of the television, studying the trends of television critics and TV genres (TV review, essays, creative portraits, etc.), and different means of artistic expression, reflected in the titles of publications, comparisons, material, etc

Keywords: Muratov, film critic, media education, media critic, dialogue, audience, TV.

* статья написана в рамках исследования при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ). Проект № 14-18-00014 «Синтез медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов», выполняемый в Таганрогском институте управления и экономики.

В последнее время актуализировался вопрос связи медиакритики и медиаобразования. Это детерминировано, в первую очередь, проявлением активного интереса к проблемам, касающимся анализа и критического осмысления непрерывного, постоянно увеличивающегося информационного

потока, который современный человек получает с помощью разнообразных медиаканалов: телевидения, прессы, радио, интернет и др.

Впервые определение понятия «медиакритика» ввел в научный оборот исследователь А.П. Короченский, согласно которому: «медиакритика является областью современной журналистики, осуществляющей критическое познание и оценку социально значимых, актуальных аспектов информационного производства в средствах массовой информации. Познавая и оценивая медиатексты, журналистская критика средств массовой информации оказывает влияние на восприятие медийного содержания его потребителями. Медиакритика изучает и оценивает подвижный комплекс многообразных взаимоотношений печатной и электронной прессы с аудиторией СМИ и обществом в целом, способствует внесению социально необходимых корректив в деятельность печатной и электронной прессы» [Короченский, 2003, с. 8].

Одним из наиболее известных в сфере российской медиакритики в течение нескольких десятилетий был выдающийся российский телекритик, кинокритик, киновед, кинодраматург, педагог, доктор филологических наук, профессор Сергей Александрович Муратов (1931-2015), автор более полутора десятков книг, учебных пособий, монографий и программ по проблемам телевидения, телевизионной критики, медиаобразования на материале телевидения, большого количества сценариев документальных телефильмов, спектаклей. Ему принадлежит свыше 400 публикаций в теоретических сборниках, а также российских и зарубежных научных журналах.

Сергей Александрович родился 1 мая 1931 года. В 1994 году получил звание профессора, а в 1999 году стал заслуженным деятелем искусств России, был членом Академии Российского телевидения ТЭФИ и Академии кинематографических искусств "Ника», лауреатом премии Гильдии киноведов и кинокритиков России. Я.Н. Засурский писал о С.А. Муратове: «профессор Сергей Александрович Муратов - Учитель и Мастер телевизионного дела. И если идет речь о гамбургском счете в поединке телевизионных авторитетов, то именно он может быть объективным и квалифицированным арбитром. И завоевал он признание своим скрупулезно профессиональным и человечным подходом к проблемам телевидения. В российском телевизионном содружестве, которое сегодня модно называть не иначе как корпорацией, он представляет интеллигентность и профессионализм» [Цит. по: Муратов, 2003, с. 3].

Сергей Александрович окончил Московский Государственный институт международных отношений (МГИМО). Ещё студентом, он уже зарабатывал на жизнь, выступая в роли автора радиосказок, радиопьес,

радиопоэм. После завершения обучения в МГИМО стал работать на телевидении. По утверждению самого С.А. Муратова, «телевидение — кратчайшее расстояние между человеком и человечеством. Не помню, когда мне в голову пришла эта мысль, но ощущение телевидения как чего-то грандиозного, соизмеримого с историей, эпохой, цивилизацией, по-моему, существовало во мне всегда. Телевизионный конвейер сразу захватил и стал смыслом жизни» [Муратов, 2009, с. 3].

Сергей Александрович был основателем первой в стране молодёжной редакции под названием "Фестивальная", созданной в 1956 году. Но она оказалась, видимо, слишком «оттепельной» и в 1957 была закрыта, с громким скандалом и оргвыводами на уровне высших партийных сфер.

В 1958 году С.А. Муратов выступил инициатором и создателем, не имеющей никаких аналогов в мире, игры - «КВН». Данная игра получила широкое распространение, и как известно, существует в настоящее время и имеет очень много сторонников и поклонников. Вспоминая о создании этой игры С.А. Муратов с восхищением писал: «Кто знал, что эта игра просуществует так долго, сохранив свой былой "формат", как муха, застывшая в янтаре, или экспонат из музея мадам Тюссо... » [Муратов, 2009, с. 5].

Совместно со своими друзьями — студентом-медиком Альбертом Аксельродом и инженером Михаилом Яковлевым С.А. Муратов придумал телепередачу с загадочным названием "ВВВ". Это была телеигра, опередившая время, первая в стране, с живым участием зрителей в зале. Как вспоминал А.С. Муратов: «После разгрома «ВВВ» с моей штатной работой в Центральной студии телевидения было покончено. Оказавшись за стенами телестудии, я получил возможность задуматься и понаблюдать за домашним экраном со стороны. Так крепко задумался, что стал телекритиком» [Муратов, 2009, с. 5].

В 1960-е годы Сергей Александрович вел активную деятельность в качестве обозревателя в газете «Советская культура» и журнале «Журналист». Его ежемесячные обзоры в этих изданиях стали в ряду первых опытов создания периодической телекритики в нашей стране.

С 1968 года С.А. Муратов стал преподавать на кафедре телевидения факультета журналистики МГУ. Читал лекции для студентов МГУ, слушателей Высших курсов сценаристов и режиссеров, Института повышения квалификации работников телевидения, студентов Российского государственного гуманитарного университета и Института современного искусства. Кроме того, Сергей Александрович активно участвовал в международных научных конгрессах и фестивалях, касающихся телевидения и документального кино в США, Великобритании, Германии. Сергей

Александрович был одним из постоянных членов и организаторов авторитетного международного семинара кинодокументалистов в Риге.

С.А. Муратов получил известность и как исследователь, из под пера которого вышли многие работы по проблемам теории и практики телепублицистики и телевизионного кино. К числу наиболее известных его монографий можно отнести «Пристрастную камеру» (1976), «Диалог» (1983), «Встречную исповедь» (1988), «ТВ: эволюцию нетерпимости» (2000), «Телевидение в поисках телевидения» (2001), «Телевизионное общение в кадре и за кадром» (2003). Он также написал ряд сценариев документальных телефильмов, спектаклей и оригинальных программ.

Важно отметить, что Сергей Александрович автор уникальных учебных методик. Его «Активные методы обучения в телевизионной журналистике» стали базовой основой практических занятий со студентами на многих факультетах журналистики.

В книгах и научных статьях С.А. Муратова анализируются процессы которые находят свое отражение в современном телевидении и кинематографе. Его собственное видение как телекритика, кинокритика, историка и теоретика кино, в первую очередь, вызывают интерес со стороны корпоративного и научного сообщества. По мнению Сергея Александровича, «документальное кино объективно и субъективно одновременно. Оно включает в себя все, что искусство способно извлечь из самой жизни. Поведение человека в «момент не игры», эстетика портретного фильма, «синхронная действительность» и «заговорившая» история, драматургия неигрового действия, постоянный герой в неигровом телесериале, документальная режиссура как практическая психология, методика «спровоцированных» ситуаций, морально-этические вопросы, связанные с техникой репортажной съемки, документальные драмы с открытым финалом» и др. темы [Муратов, 2004, с. 2].

Согласно мнению одного из ведущих медиакритиков в России А.П. Короченского, корпоративная (профессиональная) медиакритика адресована профессионалам медиасферы. Основная задача данного вида медиакритики -критический анализ профессиональной деятельности представителей медиасообщества. Доказательством обращения медиакритики к профессионалам медиасреды может служить анализ книги первого отечественного телекритика Владимира Саппака «Телевидение и мы». По мнению С.А. Муратова, «эта книга воспринималась как откровение и пророчество. И сразу же стала «библией» чуть ли не каждого телепрактика. Без нее невозможно себе представить эфир 60-х» [Муратов, 2005, с. 55].

С точки зрения С.А. Муратова, проблемы, затрагиваемые критиком в данной книге, актуальны и для современного ТВ, хотя с тех пор изменились

и телевидение, и общество. Свои экранные наблюдения В. Саппак формулировал, рассчитывая на готовность зрителей к эстетическому восприятию жизни. И «никакие социологические опросы с применением новейшей компьютерной техники не заменят нам ни профессионального критического анализа, ни той дискуссионной атмосферой, которая и служит формой самопознания электронной музы» [Муратов, 2005, с. 72]. По мнению телекритика, «заглянуть в Саппака» никогда не поздно.

Таким образом, можно констатировать, что работы С.А. Муратова направлены, прежде всего, на профессиональную аудиторию -медиажурналистов и студентов медийных факультетов, практических работников телевидения. Вместе с тем, анализ научных работ автора позволяет говорить, что значительное количество трудов Сергея Александровича предназначено и для массовой аудитории тоже.

Подчеркнем, что массовая медиакритика использует возможности СМК для публикации критико-журналистских работ в целях воздействия на общественное мнение и на сообщества медийных профессионалов. В таком случае в подтверждении нашей точки зрения приведем высказывание С.А. Муратова: «В чём же смысл и призвание нынешней тележурналистики? Задача журналиста - попробовать преобразить массовое сознание, то есть сознание неразвитой публики в общественное мнение, то есть в сознание гражданского общества. Конечно, не могу сказать, что у нас нет или почти еще нет гражданского общества. Но его создание - дело тоже не только одной экономики, но и телевидения - как выразителя общественной мысли» [Муратов, 2012, с. 77].

В последнее время очевидно, что аудитория, осуществляющая постоянное общение с медиа самых разнообразных видов и жанров, должна владеть умениями самостоятельного, критического отношения к разной информации, которую она получает из СМИ. И тут мы полностью поддерживаем точку зрения Сергея Александровича, утверждавшего о том, что научить читателей отличать хорошие книги от тех, которые к числу таких не относятся, достаточно сложно, и это обусловлено тем, что хороших книг очень мало: «80% литературной продукции текущего года и 99% двадцатилетия забываются начисто, - подвел итоги Брюссельский симпозиум по вопросам социологии, - право на жизнь обретают не более 10 книг из тысячи, и только одна из тысячи остается в длительной памяти» [Муратов, 2012, с. 130].

И здесь, по мнению С.А. Муратова, очень важна роль медиакритики, так как «чем меньше хороших произведений, тем выше ответственность аналитиков и популяризаторов литературы, кинематографа и особенно телевидения - сумели ли они научить свою аудиторию их заменить. Ибо

уровнем культуры предлагаемых ими произведений определяется и уровень культуры массового сознания, которому они адресованы. Наибольшую опасность тут представляет критик и просветитель с неразвитым вкусом, но возможно необходимо конструктивное, творческое и заинтересованное взаимодействие между профессиональными медиакритиками и аудиторией медиа» [Муратов, 2012, с.131].

Говоря о функциональном разнообразии работ медиакритика то важно подчеркнуть, что Сергей Александрович уделял особое внимание исследованию вопроса, касающегося функций медиакритики. В работах С.А. Муратов можно обнаружить использование целого разнообразия жанров в частности, телеобозрение, кинообозрение, очерк, рецензия и т. д. Он использовал различные средства художественной выразительности (сравнения, метафоры, метонимии, эпитеты, фразеологизмах и др.). Например, широкое применение приемов художественной выразительности можно наблюдать в следующем фрагменте: «Этические размышления и художественные поиски — понятия неразрывные, как интонация и смысл. Разделение же порождает образования искусственные, недолговечные и малорадостные, как любовь и секс — когда они по отдельности. Мы научились более-менее делать клипы, но разучились — фильмы. А телевидение без собственного кино — недоразвито. Оно недотелевидение. Российское ТВ в целом оказалось отброшено к колыбели, как бы впало в младенчество. В последнее время это стали осознавать и нынешние продюсеры, приступив к созданию собственных телефильмов и греша теми же промахами, которые были оправданы тогда, когда все начиналось, но никак не сегодня» [Муратов, 2000, с. 17].

Очень часто в публикациях С.А. Муратова встречается такой прием как метафора: «Крупный план - нравственные отношения человека с самим собой, своего рода внутренний монолог, который удается запечатлеть в редчайшие и счастливейшие мгновения. Это самая сердцевина образа. ... разумеется, «внутренний монолог» следует понимать тут метафорически -как общение сверхситуативное и внеролевое, а переход от общего плана к крупному - как смену не только «оптики» восприятия, но и уровней самопроявления героя» [Муратов, 2004, с. 68].

Автор в своих статьях обращал внимание на те или иные тенденции телевизионной критики: на астрономический рост спроса на анонсы, презентационные интервью, сообщения о личной жизни звезд экрана вместо вдумчивого анализа телепередач и их воздействия на общество, а также выявления проблем функционирования телевидения того времени. Сергей Александрович писал: «Телевидение родилось в нашем мире одновременно с ядерной бомбой. Эти два величайших творения человеческой мысли почти

столкнулись в дверях. Одно — способное физически разъять человечество на куски, другое — способное слить его воедино. Фигуральная формула «время

— деньги» в приложении к коммерческому вещанию теряет свою фигуральность: оно существует за счет доходов от продажи эфирного времени... Коммерсанты сделали ставку на телевидение гораздо более крупную, чем ученые и поэты, чем врачи и учителя. Они угадали возможности электронного мага куда быстрее, чем те, кому их в первую очередь следовало предвидеть. Объектом номенклатурного телевидения выступали не зрители и не публика, но манипулируемое массовое сознание» [Муратов, 2000, с. 6]

Одной из самых увлекательных книг С.А. Муратова стало «Телевизионное общение в кадре и за кадром» (2003). В центре этого текста основы работы телевизионного журналиста, его коммуникации, общения с аудиторией и со своими героями. Это исследование культуры общения, психологических основ жанров, построенных на диалогических отношениях документалиста со своими героями.

В данном контексте хотелось бы заметить, что Сергей Александрович придавал большое значение обратной связи ТВ и аудитории: «еще и сегодня телевидение работает как система, не имеющая обратной связи... Телевидение не может себе позволить работать впустую, производить уцененные передачи и даже не догадываться об этом... Журналист не может быть зрителем, просто свидетелем. Он свидетель обвинения. Свидетель защиты. Не комментатор событий, но их участник» [Муратов, 1966, № 8, с. 29].

С.А. Муратов разработал свою систему связей и отношений журналиста и аудитории. Наиболее полно она выражена в разделе «Дьявол и заповеди интервьюера». Остановимся более подробно на рассмотрении основных заповедей взаимодействия журналиста с аудиторией. Представим сущность каждой из заповедей.

Первая заповедь, с точки зрения С.А. Муратова, заключается в ясности и краткости журналиста. «Если собеседник не понял вопроса, виноват интервьюер, а не собеседник. Задавая вопрос, он не учел образовательного уровня своего партнера, привычного ему лексикона, обусловленного профессией или возрастом. «Оставьте редкие выражения поэтам, а глубокие

- философам! - восклицает автор старинного руководства по красноречию. -Сказать об ораторе, что он глубок, - значит нанести ему страшное оскорбление» [Муратов, 2003, с.38]. По мнению автора, одной из самых распространенных ошибок допускающих начинающего интервьюера -стремление задавать по несколько вопросов одновременно. Собеседник теряется: он не знает, на какой вопрос отвечать вначале, а после ответа не

помнит остальных, так что все равно их приходится повторять [Муратов, 2003, с.39].

В качестве второй заповеди С.А. Муратов называет недопущение односложных ответов в работе журналиста: «вопрос, предполагающий односложный ответ, уместен в ситуации, когда с его помощью ведущему удается избежать подробного представления гостя («Вы один из тех, кто принимал активное участие в разработке проекта?») либо если мы хотим, чтобы собеседник вынес решающее суждение или подытожил мысль («И все же в целом одобряете вы или осуждаете, соглашаетесь или не соглашаетесь, за или против?»). В последнем случае формулировка вопроса должна быть предельно точной» [Муратов, 2003, с. 40].

Значима и третья заповедь, которая гласит: «конкретно поставленные вопросы - свидетельство знания материала. Конкретность ответа обусловлена конкретностью самого вопроса» [Муратов, 2003, с. 40].

Четвертая заповедь, по утверждению С.А. Муратова, заключается в использовании пауз в работе журналистов: «молчание человека, собирающегося с мыслями, не только драматически выразительно, но и подчеркивает достоверность происходящего на экране, создавая эмоциональное «пространство синхрона». Пауза же после ответа, которую выдерживает интервьюер, позволяет зрителю в полной мере оценить значение услышанного. Опытный журналист в состоянии намеренно спровоцировать паузу, прибегнув к неожиданному вопросу. В паузах человек раскрывается не менее, чем в своих высказываниях. Молчание может быть ледяным и торжественным» [Муратов, 2003, с. 41].

Заповедь пятая, согласно мнению С.А. Муратова, - это корректность и уважение к собеседнику: «этическое чувство должно подсказывать интервьюеру, не прозвучит ли его вопрос чересчур щекотливо. Запоздалые объяснения, что «такой реакции он не мог и предвидеть», не оправдание уже в силу того, что способность ее предвидеть и есть профессиональное проявление уважения к собеседнику» [Муратов, 2003, с. 41].

В качестве шестой заповеди автор выделяет степень интересности вопроса журналиста для аудитории.

По мнению С.А. Муратова, соблюдение всех вышеперечисленных правил не дает журналист никакой гарантии, что диалог на экране откроет телезрителю что-то новое. «Например, спрашивая: «Каковы ваши планы на будущее?», - журналист не нарушает ни одну из перечисленных заповедей. Тем не менее, собеседник сразу же понимает, что такое общение предполагает обмен лишь самыми расхожими фразами. Больше того, отвечая всерьез, он рискует предстать на экране тем самым занудой, который,

услышав вопрос «Как живешь?», начинает рассказывать, как он живет» [Муратов, 2003, с. 42].

На наш взгляд, именно пятая заповедь, которая гласит: корректность и уважение к своему собеседнику и в более широком смысле не только к интервьюируемому, но и к аудитории в целом, с которой общается журналист через телевизионный экран, по сути, отражает главный принцип школы журналистики А.С. Муратова: «В экранном диалоге участвуют три стороны: журналист, собеседник и телезритель. Но ответственность за исход разговора - повторим еще раз - всегда несет журналист. Он ведь может и не спросить о том, о чем хотел бы рассказать собеседник. Или о чем хотел бы услышать зритель. Именно это и происходит, когда интервьюер нарушает закон триады. Закон триады диктует очередность задач, стоящих перед интервьюером. Первый круг вопросов - о чем хотел бы сказать собеседник. Затем - о чем хотели бы у него спросить телезрители» [Муратов, 2003, с. 43].

В последнее время в рыночной экономике, на телевизионном рынке происходит множество коллизий, вызывающих неприятие широкими кругами телезрителей того стиля, который сейчас господствует на телевидении.

В работах С. А. Муратова чётко прослеживается противостояние этому всеядному коммерческому телевидению, гонящемуся за рекламой и деньгами. И сегодня в условиях разгула коммерциализации, сориентированной на привлечение внимания аудитории любой ценой, книги Сергея Александровича могут помочь студентам медийных факультетов найти путь к созданию тех человечных, гуманных телепередач, которые нужны нашему обществу, но, к сожалению, редко появляются на экране.

В процессе подготовки будущих журналистов С.А. Муратов предложил использовать целый комплекс активных методов: «формы игровых ситуаций, творческих тестов, дискуссий и конкурсов способствуют развитию аналитического и ассоциативно-конкретного мышления, побуждают участников к коллективному поиску того, как наилучшим образом сформулировать на экране поставленную проблему или овладеть искусством общения - создать психологическую атмосферу беседы, суметь вызвать на непосредственный разговор перед камерой, найти нужный тон разговора и манеру держать себя» [Муратов, 2003, с. 78].

Особое значение Сергей Александрович придавал использованию телевидения в учебно-воспитательном процессе. По этому поводу ученый писал: «техническое оснащение телевизионной учебной студии, а также использование видеозаписи дают возможность «проиграть» отдельные элементы и все стадии подготовки к эфирному выступлению - отработку тезисов выступления, составление вопросников и сценарных заявок, пробные

записи с участниками-дублерами, проведение передачи и групповой анализ записанных упражнений с последующей самооценкой. Такое моделирование ситуаций, в которых обычно приходится действовать телевизионному журналисту, приближает учебные занятия к реальным условиям профессиональной студийной работы, а обретенные навыки помогают наиболее эффективным образом решать те или иные творческие задачи, выполняя социальный заказ» [Муратов, 2003, с. 78]. С.А. Муратов считал, такой комплекс упражнений позволяет каждому из учащихся испытать «себя в роли редактора, сценариста, интервьюера, комментатора, репортера и даже критика» [Муратов, 2003, с. 79].

Особое внимание Сергей Александрович придавал нравственным принципам журналистики [Муратов, 2003]: ответственность перед обществом; ответственность перед аудиторией; достоверность и полнота информация; достоверность; непредвзятость; исследовательский характер; ответственность перед личностью и перед собой. Этот своего рода «этический кодекс» журналистики бал создан С.А. Муратовым на основе российского и зарубежного опыта. По нашему мнению, он достаточно универсален, так как рассматривает такие темы, как отношения телевидения и культуры, социальные последствия и политическую неангажированность, общение перед камерой и вторжение в частную жизнь.

Именно сформированные С.А. Муратовым нравственные принципы могут противостоять коммерческому напору с тем, чтобы сохранить главное - человеческое начало в тележурналистике. С нашей точки зрения, ведущий акцент Сергей Александрович делал именно на человеческом факторе, и это позволяет сохранить востребованность его трудов.

Выводы. Итак, работы С.А. Муратова выполняют ряд медиаобразовательных функций: познавательную, регулятивную, просветительскую, информационно-коммуникативную, коммерческо-промоцийную. А в творчестве медиакритика использован широкий спектр жанров: телеобозрение и кинообозрение; рецензии на фильмы, очерки, создание творческих портретов.

Мы полагаем, что использование текстов медиакритика С.А. Муратова на занятиях со школьниками и студентами может помочь реализации целого комплекса медиаобразовательных задач, а именно:

- развитие аналитического, критического мышления, автономии личности по отношению к медиа;

- защита от вредного влияния СМИ;

- развитие способностей аудитории к восприятию, пониманию и анализу языка медиа;

- развитие способностей аудитории к политическому, идеологическому анализу различных аспектов медиа, медиакультуры;

- развитие способностей аудитории к моральному, нравственному, психологическому анализу различных аспектов медиа, медиакультуры;

- развитие способностей аудитории к анализу медиатекстов в широком культурологическом, социокультурном аспекте;

- развитие умений аудитории создавать и распространять собственные медиатексты;

- получение аудиторией знаний по истории медиа, медиакультуры;

- удовлетворения различных потребностей аудитории в области медиа;

- подготовка аудитории к жизни в демократическом обществе.

Таким образом, анализ профессиональной деятельности С.А. Муратова позволил нам выявить тип аудитории к которой обращается автор, определить тематику публикаций, разнообразие жанров, средств художественной выразительности, выявить основные позиции, автора как медиакритика и медиапедагога.

Литература

Короченский А.П. Медиакритика в теории и практике журналистики. - Ростов: Международный институт филологии и журналистики, 2003.

Короченский А.П. «Пятая власть?» Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. - Ростов: Международный институт филологии и журналистики, 2002. Муратов С.А. В поисках телевидения. М.: МГУ, 2009.

Муратов С.А. Владимир Саппак - утопист или прорицатель? // Телерадиоэфир: История и

современность. М.: Аспект Пресс, 2005.

Муратов С.А. Встречная исповедь. М.: Знание, 1988. 123 с.

Муратов С.А. Документальный телефильм. Незаконченная биография. М.: ВК, 2009. 363 с.

Муратов С.А. Пристрастная камера. М.: Аспект Пресс, 2004. Муратов С.А. ТВ — эволюция нетерпимости. М., 2000. 241 с. Муратов С.А. Телевидение в поисках телевидения. М.: МГУ, 2001.

Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М.: Аспект Пресс, 2003. 202 с. Муратов С.А. Эффект воздействия // Советская печать. 1966. № 8. С.29. Муратов С.А. Я думаю, ты думаешь... М.: МедиаМир, 2012. 176 с.

Reference

Korochinsky, A.P. "The Fifth power?" The phenomenon of media criticism in the context of the information market. Rostov: International Institute of Philology and journalism, 2002. Korochinsky, A.P. Thee media criticism in the theory and practice of journalism. Rostov: international Institute of Philology and journalism, 2003. Muratov, S.A. Biased camera. Moscow: Aspect Press, 2004. Muratov, S. A. Counter confession. Moscow: Knowledge, 1988.

Muratov, S.A. Effect // Soviet stamp. 1966. No. 8. P. 29.

Muratov, S.A. I think you think.... Moscow: The media world, 2012.

Muratov, S.A. In search of a television. Moscow: Moscow StateUniversity, 2009.

Muratov, S.A. Television communication in the frame and behind the scenes. Moscow: Aspect

Press, 2003.

Muratov, S.A. TV Documentary. Unfinished biography. Moscow: VK, 2009. Muratov, S A. TV looking TV. Moscow: Moscow state University, 2001. Muratov, S A. TV — evolution intolerance. Moscow, 2000.

Muratov, S.A. Vladimir Sappak - utopian or visionary? // TV broadcasting: History and modernity. Moscow: Aspect Press, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.