Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРИ ФОРМИРОВАНИИ БИОХИМИЧЕСКОГО ПОНЯТИЯ «БЕЛКИ»'

ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРИ ФОРМИРОВАНИИ БИОХИМИЧЕСКОГО ПОНЯТИЯ «БЕЛКИ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
биохимические понятия / школьный курс химии / аминокислоты / белки / творческие задания / biochemical concepts / school chemistry course / amino acids / proteins / creative tasks

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ширяева Ольга Юрьевна

В статье актуализируется проблема творческого подхода при формировании биохимических понятий. Основные биохимические понятия представлены в виде схемы. Их развитие в процессе обучения осуществляется на основе интеграции циклов смежных дисциплин химии и биологии. Раскрыт смысл биохимического понятия «Белки». Для формирования качественных биохимических знаний у обучающихся необходимо использовать творческий подход. В процессе обучения важное место занимает развития творческой личности. Одной из форм развития познавательной активности обучающихся является использование творческих заданий. Рассмотрены некоторые примеры творческих заданий, которые способствуют эффективному формированию понятия «Белки» при обучении химии. Творческие задания позволяют систематизировать знания обучающихся и создать целостное представление об изучаемом объекте. Применение таких заданий повышает познавательный интерес обучающихся и качество знаний по изучаемой теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ширяева Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article actualizes the problem of creative approach in the formation of biochemical concepts. The basic biochemical concepts are presented in the form of a diagram. Their development in the learning process is based on the integration of cycles of related disciplines chemistry and biology. The meaning of the biochemical concept of "Proteins" is revealed. To form high-quality biochemical knowledge among students, it is necessary to use a creative approach. In the learning process, an important place is occupied by the development of a creative personality. One of the forms of development of cognitive activity of students is the use of creative tasks. Some examples of creative tasks that contribute to the effective formation of the concept of "Proteins" in teaching chemistry are considered. Creative tasks allow students to systematize their knowledge and create a holistic view of the object being studied. The use of such tasks increases the cognitive interest of students and the quality of knowledge on the topic under study.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРИ ФОРМИРОВАНИИ БИОХИМИЧЕСКОГО ПОНЯТИЯ «БЕЛКИ»»

6. Слюсарева, А.Е. Организация и содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине «Живопись» // А.Е. Слюсарева, K.M. Зубрилин. - М.: МПГУ, 2020. - 60 с.

7. Срода, Р.Б. Воспитание активности и самостоятельности учащихся в учении / Р.Б. Срода. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-С. 19.

Педагогика

УДК 372.854

кандидат биологических наук, доцент кафедры химии и методики преподавания химии Ширяева Ольга Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРИ ФОРМИРОВАНИИ БИОХИМИЧЕСКОГО ПОНЯТИЯ «БЕЛКИ»

Аннотация. В статье актуализируется проблема творческого подхода при формировании биохимических понятий. Основные биохимические понятия представлены в виде схемы. Их развитие в процессе обучения осуществляется на основе интеграции циклов смежных дисциплин - химии и биологии. Раскрыт смысл биохимического понятия «Белки». Для формирования качественных биохимических знаний у обучающихся необходимо использовать творческий подход. В процессе обучения важное место занимает развития творческой личности. Одной из форм развития познавательной активности обучающихся является использование творческих заданий. Рассмотрены некоторые примеры творческих заданий, которые способствуют эффективному формированию понятия «Белки» при обучении химии. Творческие задания позволяют систематизировать знания обучающихся и создать целостное представление об изучаемом объекте. Применение таких заданий повышает познавательный интерес обучающихся и качество знаний по изучаемой теме.

Ключевые слова: биохимические понятия, школьный курс химии, аминокислоты, белки, творческие задания.

Annotation. The article actualizes the problem of creative approach in the formation of biochemical concepts. The basic biochemical concepts are presented in the form of a diagram. Their development in the learning process is based on the integration of cycles of related disciplines - chemistry and biology. The meaning of the biochemical concept of "Proteins" is revealed. To form high-quality biochemical knowledge among students, it is necessary to use a creative approach. In the learning process, an important place is occupied by the development of a creative personality. One of the forms of development of cognitive activity of students is the use of creative tasks. Some examples of creative tasks that contribute to the effective formation of the concept of "Proteins" in teaching chemistry are considered. Creative tasks allow students to systematize their knowledge and create a holistic view of the object being studied. The use of such tasks increases the cognitive interest of students and the quality of knowledge on the topic under study.

Key words: biochemical concepts, school chemistry course, amino acids, proteins, creative tasks.

Введение. Одним из важнейших требований к системе российского образования считается его ориентация не только на освоение обучающимися знаний, умений, навыков, но и на формирование творческих способностей личности. Использование в процессе обучения творческого подхода как в урочной, так и во внеурочной деятельности будет способствовать формированию всесторонне развитой личности со способностью креативно мыслить. В учебном процессе необходимо уделять внимание не только знаниям по предмету, но и развивать творческие способности обучающихся, которые будут способствовать повышению познавательной деятельности и самореализации обучающихся. Творческие способности представляют собой способности обучающегося к неординарному мышлению, умению видеть проблемы, анализировать события, явления и находить в них закономерности. Благодаря развитию творческих способностей обучающихся в процессе деятельности, возможно возникновение креативности, устойчивого свойства личности с высокой мотивацией к творческой деятельности. С открытием основных явлений и закономерностей развития реального мира связано научное творчество, продуктом которого является новое знание, существующее в виде определенных понятий и теорий [11].

Основным составляющим системы научных знаний у обучающихся являются научные понятия, формирование которых выполняет важную роль в научном познании и составляет логическую основу научных систем и теорий. Следовательно, совершенствование процесса формирования системы научных понятий у обучающихся общеобразовательных школ является основной задачей процесса обучения, что способствует повышению эффективности учебного процесса, качества и прочности знаний, а также сформированности научного мировоззрения. Химическое образование необходимо для формирования системы химических знаний как компонента естественно-научной картины мира [1, 7, 8, 10].

Познание химической организации живой природы, закономерностей ее функционирования обеспечивается синтезом знаний предметов естественно-научного цикла, прежде всего химии и биологии. В этом синтезе особое место занимает система биохимических понятий, формирование которой способствует развитию у обучающихся целостного представления о роли химии в создании современной естественно-научной картины мира и умения характеризовать с помощью химических знаний объекты и процессы окружающей действительности. На современном этапе важная роль отводится биохимическому содержанию в школьном курсе химии, которое позволяет развивать у обучающихся познавательный интерес к исследованию живых организмов, научному пониманию сущности Жизни и необходимости здорового образа жизни, а также способности применять полученные биохимические знания в повседневной жизни [1, 10].

Изложение основного материала статьи. Содержание школьного курса химии представлено определенным объемом химических знаний, которые являются важным звеном естествознания и необходимы для формирования целостного представления о мире. В школьных программах, представленных разными авторами, распределение материала с биохимическим содержанием не позволяет обучающимся составить целостное представление о химических законах, характерных для живых организмов. Рассеянность биохимического материала приводит к потере его обобщающего значения по отношению к химическим знаниям. Наибольшее количество биохимических понятий в школьном курсе химии сосредоточено в программе старших классов в курсе органической химии, а именно на завершающих этапах ее изучения. При изучении основных биохимических понятий необходимо подвести обучающихся к научному пониманию роли органических веществ в живых организмах. Следует изучать не только вещества, входящие в состав живых организмов, но и химические реакции, составляющие основу процессов жизнедеятельности [10].

Формирование системы биохимических понятий осуществляется на основе интеграции циклов смежных предметов -химии и биологии. Интеграция в обучении необходима для устранения фрагментарности и мозаичности научных знаний обучающихся, обеспечивает усвоение ими единого знания. Формирование биохимических понятий в школьном курсе

химии и биологии можно представить в виде краткой схемы (рис. 1), согласно которой состав и строение веществ определяют различные характеристики протекающих процессов, а последние раскрывают химические свойства веществ, возможность их синтезов [1, 3, 5, 6, 7, 10].

Состав

Строение

Свойства

Биороль

Вода _ Минеральные

соли

Неорганические вещества

Химический состав живых организмов

Органические вещества

- / с

Белки Нуклеиновые Липиды Углеводы БАВ кислоты I

Витамины,

гормоны,

ферменты

Химические ферментативные реакции в жмых организмах

Катаболизм Анаболизм (диссимиляция) (ассимиляция)

Рисунок 1. Основные биохимические понятия школьного курса химии и биологии

Остановимся на важном биохимическом понятии «Белки», которое относится к азотсодержащим органическим соединениям. Изучение раздела «Азотосодержащие органические соединения» (3/12 часов базовый/углубленный уровень) начинается с рассмотрения аминов. Это наиболее простые соединения данного класса. Представителем ароматических аминов является анилин. В процессе изучения анилина необходимо создавать предпосылки для знакомства с более сложными соединениями органического мира, которые входят в состав всего живого и поддерживают жизнь на Земле, -аминокислотами и белками.

Важным для формирования понятия «Белки» является изучение аминокислот. В примерной рабочей программе по химии среднего общего образования на базовом уровне отражено следующее содержание: Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Физические и химические свойства аминокислот (на примере глицина). Биологическое значение аминокислот. Пептиды. Белки как природные высокомолекулярные соединения. Первичная, вторичная и третичная структура белков. Химические свойства белков: гидролиз, денатурация, качественные реакции на белки.

Изучение химии на углубленном уровне позволяет более детально изучить данные понятия. Так, согласно примерной рабочей программе по химии среднего общего образования, обучающиеся подробно изучают оптическую изомерию аминокислот, а также отдельные представители а-аминокислот (глицин, аланин, фенилаланин, серин, глутаминовая кислота, лизин, цистеин). В том числе важным доя реализации межпредметных связей химии и биологии является включение информации об азотсодержащих гетероциклических соединениях таких, как пиримидиновые и пуриновые азотистые основания, нуклеиновые кислоты.

На уроках химии необходимо осуществлять не только процесс формирования знаний о белках, но и процесс логического завершения тех знаний, которые приобрели обучающиеся на уроках общей биологии, при этом ряд биологических понятий раскрывать на химической основе. Обучающимся уже известно из ранее изученного материала, что элемент азот относится к элементам-органогенам. При изучении в данной теме азотсодержащих веществ это понятие конкретизируется, что позволяет углубить и расширить представление о многообразии органических соединений в живой природе. Поэтому одной из задач данной темы является формирование представления о строении и свойствах белков. К сознательному усвоению химии белков должно подвести обучающихся изучение аминокислот как мономеров белков. Из курса биологии необходимо вспомнить названия 20 аминокислот, рассмотреть их строение, изомерию (в живой организм входят только Ь-аминокислоты) и кислотно-основный характер, а также продолжить формирование понятия заменимые и незаменимые аминокислоты. По участию аминокислот в биосинтезе белка все аминокислоты можно разделить на две группы - протеиногенные и непротеиногенные. При изучении первичной структуры белковых молекул особое внимание уделяется характеристике пептидной связи. Понятие ковалентной связи в данной теме дополняется представлением об особом механизме ее образования. Также при изучении белков закрепляется понятие о водородной связи. При этом обсуждается пространственное расположение атомов в полипептидной цепи, а также изучается ее конфигурация -вторичная и третичная структура белковой молекулы. Формируются знания о строении, свойствах, биологической роли белков, а также дается представление о сложных белках. Кроме этого важно сообщить обучающимся, что основу жизненных процессов составляет существование и непрерывное самообновление белков. Обмен белков представляет собой стержневой процесс среди многообразных превращений веществ в живой материи.

В связи с ограниченностью времени возникает сложность восприятия достаточно емкого теоретического материала темы. Также многие обучающиеся, изучающие химию на базовом уровне, не пытаются понять, что собой представляет столь важное для живого организма вещество белок. Именно поэтому так остро стоит вопрос поиска различных форм работы со старшеклассниками по изучению столь важного, сложного и в то же время объемного понятия «Белки». Работу обучающихся необходимо организовать таким образом, чтобы простимулировать у них желание к самостоятельному поиску ответа на многие вопросы, возникшие на занятиях. Кроме урочной деятельности однозначно требуются нестандартные подходы к привлечению обучающихся к самостоятельной исследовательской деятельности.

В процессе обучения в школьном курсе химии важное место занимает развития творческой личности. Творческая исследовательская работа является одной из форм обучения, позволяющая углубить знания обучающихся по предмету, а также способствующая повышению познавательного интереса обучающихся и развитию у них творческих способностей. Такая самостоятельная исследовательская работа на фоне минимальной учебной деятельности по данной теме, позволяет обучающимся основательно разобраться в учебном материале. Одной из форм развития познавательной активности обучающихся является использование творческих заданий. Задания с творческим подходом позволяют закрепить теоретическую базу по учебному предмету и соответственно сформировать у обучающихся умение ассоциативно и логично мыслить, рассуждать, творить и адаптировать усвоенные знания и умения к жизни.

Творческие задания представляют собой трудные познавательные задания, отличающиеся от типовых заданий, решение которых требует владение системными знаниями, интегрированными умениями и обеспечивает развитие творческих способностей обучающихся. Причем в творческом задании как правило представлено указание обучающимся для их самостоятельной творческой деятельности, которая направлена на реализацию личностного потенциала обучающихся и получение требуемого образовательного результата. Различные творческие задания позволяют интегрировать знания обучающихся, способствуют необходимости использовать дополнительную литературу для их выполнения, что повышает интерес к учебе в целом, положительно влияет на реализацию межпредметных связей и качество обученности [2, 4, 9, 11].

Однако с творческими заданиями способны справиться не все обучающиеся, поэтому их предлагается выполнять индивидуально или небольшими группами. Так в качестве творческих домашних заданий обучающимся можно предложить изобразить процесс перехода первичной структуры белка во вторичную, затем третичную и четвертичную структуры, или создать макет пространственной структуры белка из подручных материалов. При этом особое внимание необходимо уделять пространственной структуре белковых молекул, так как от нее зависят физические и химические свойства и во многом определяются выполняемые в клетках функции.

В качестве задания по реализации межпредметных связей можно предложить обучающимся разработать иллюстрированную схему переваривания белка в желудочно-кишечном тракте. При выполнении данного задания необходимо обратить внимание на последовательность отделов желудочно-кишечного тракта, в которых осуществляется переваривание экзогенного белка, а также указать название пищеварительных соков в соответствующем отделе ЖКТ, их pH, ферменты, участвующие в процессе переваривания, и продукты гидролиза.

Одним из интересных заданий является разработка книги-памятки, которая может служить продуктом проектной деятельности по одной из тем: «Катаболизм белков в организме человека», «Биологическая роль белков», «Белки в продуктах питания». При выполнении данного задания необходимо предусмотреть применяемые для данной темы содержательный и иллюстративный материал, оборудование, разработать внутренний и внешний дизайн книги-памятки, указать название, авторов пособия и использованные литературные источники. Книгу можно выполнить в совершенно различной технике. Она может быть представлена в виде рукописного варианта с иллюстрациями или аппликациями, также ее можно оформить на компьютере и распечатать текст и иллюстрации к нему на принтере. Содержание книги-памятки должно соответствовать выбранной теме.

В рамках разработки творческих домашних заданий предлагается включение в образовательный процесс кроссвордов и ребусов, составление которых побуждает обучающихся обращаться к тексту учебника и дополнительной литературы, чтобы вспомнить или ещё раз повторить забытые и недостаточно усвоенные термины по теме. По своему усмотрению учитель может проверить правильность выполнения заданий, либо предложить осуществить контроль в форме взаимопроверки обучающимися.

В качестве творческого задания можно предложить обучающимся написать эссе по одной из предложенных тем: «Протеин: вред или польза?», «Истинная ценность белка для спортивного питания». Эссе представляет собой сочинение-рассуждение небольшого объема, важной особенностью которого является ответ на вопрос или полное раскрытие выбранной темы, основанные на классической системе доказательств. В содержание эссе необходимо отметить актуальность и обоснование выбора темы, теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса, а также обобщения и аргументированные выводы по теме. Написание эссе по проблемной теме подразумевает под собой организацию теоретической и практической подготовки обучающихся к написанию итогового сочинения в старших классах.

Проверка выполненных учащимися заданий включает в себя оценку за оформление, достоверность и точность материала, а также за творческий подход в выполнении задания.

Творческие задания развивают самостоятельность, мыслительные операции, любознательность, логическое и ассоциативное мышление, формируют умение фантазировать, а также применять знания и умения в практической деятельности. Использование таких заданий при обучении химии способствует развитию познавательного интереса обучающихся и повышению качества знаний по данной теме. Как правило, обучающиеся особенно проявляют свою активность в том случае, когда им нравится сам процесс учения. Поэтому включение в учебный процесс заданий творческого характера позволяет повысить активность обучающихся на уроках, а также заинтересовать их изучением дополнительной литературы по предмету. При выполнении творческих заданий обучающиеся проявляют желание придумать что-либо новое, при этом осознанно осуществляя активную самостоятельную познавательную деятельность по развитию собственных познавательных интересов.

Выводы. Таким образом, при формировании биохимического понятия «Белки» необходимо обращать внимание на структурно-функциональные взаимосвязи между особенностями строения белковых молекул, их биологическими функциями и процессами, которые принимают участие в поддержании жизни биологических систем разных уровней организации. В примерной рабочей программе по химии среднего общего образования объем и содержание биохимического понятия «Белки» раскрываются в общем контексте изложения учебного материала и зависит от уровня его изучения. Для формирования качественных биохимических знаний у обучающихся необходимо использовать творческий подход, что способствует развитию личности обучающегося. Творческие задания позволяют систематизировать знания обучающихся и создать единое целостное представление об изучаемом объекте, что способствует повышению интереса к учебной деятельности и положительно влияет на прочность знаний.

Литература:

1. Ахметова, Л.В. Формирование понятийного аппарата учащихся при изучении естественно-научных дисциплин / Л.В. Ахметова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - №6. - С. 155-160

2. Гин, A.A. Открытые задачи как инструмент развития креативного мышления / A.A. Гин, М.Н. Баркин. - М.: Народное образование, 2014. - 84 с.

3. Ерыгин, Д.П. К вопросу о межпредметных связях химии и биологии. Методика обучения химии в средней и высшей школе / Д.П. Ерыгин. -М.: Просвещение, 2001. - 58 с.

4. Зверева, Е.П. Творческие задания / Е.П. Зверева // Высшее образование в России. - 2007. - №9. - С. 163-164

5. Мельник, Э.Л. Интегрированное обучение в средней общеобразовательной школе: теория и практика / Э.Л. Мельник, Л.А. Корожнева. - СПб: Легион, 2003. - 89 с.

6. Наливайко, И.В. Содержание и развитие биохимических понятий в школьном курсе биологии / И.В. Наливайко, Н.Г. Боброва // Самарский научный вестник. - 2016. - №1 (14). - С. 180-185

7. Усова, A.B. Некоторые методические аспекты проблемы формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов / A.B. Усова // Мир науки, культуры, образования. -2011. - 4 (29). - С. 11-14

8. Усова, A.B. Условия успешного формирования у учащихся научных понятий / A.B. Усова // Наука и школа. - 2006. - №4. - С. 57-59

9. Фомина, Ж.В. Развитие творческих способностей обучающихся / Ж.В. Фомина, А.Б. Кулакова // Вопросы территориального развития. -2014. - Вып. 1 (11). - С. 1-9

10. Ширяева, О.Ю. Биохимические понятия в школьном курсе химии / О.Ю. Ширяева, С.В. Бахарева // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: Ялта РИО ГПА, 2021. - Вып. 70. - Ч. 2. -С. 328-331

11. Ширяева, О.Ю. Творческие задания в обучении / О.Ю. Ширяева, В.Р. Туктамишева // Наука и образование: актуальные проблемы естествознания и экономики: Международная научно-практическая конференция / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «ОГПУ». - Оренбург, 2020. - С. 286-291

Педагогика

УДК 351.858

специалист по учебно-методической работе, магистрант Шпынёва Екатерина Михайловна

ФГБОУ ВО «Иркутский национальный

исследовательский технический университет» (г. Иркутск);

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» (г. Иркутск);

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий

кафедрой педагогики Голубчикова Марина Геннадьевна

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» (г. Иркутск);

Иркутская государственная медицинская академия последипломного

образования - филиал ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия

непрерывного профессионального образования» Минздрава России (г. Иркутск)

К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО КОДА РАЗЛИЧНЫХ ПОКОЛЕНИЙ

Аннотация. Определение культурного кода и идентификация его составляющих, учитывая разницу поколений, позволяет наметить варианты решения множества педагогических и воспитательных задач. Именно передача опыта, ценностей, знаний, национальных, культурных особенностей, бытовой и жизненной мудрости формирует и определяет путь педагогов и старших поколений. Но проблема сохранения и передачи культурного кода современности будущим поколениям, в первую очередь, зарождается в конфликте между ними. Правильная реализация метода анонимного анкетирования участников всех условных возрастных категорий с вариативными ответами и открытыми вопросами позволяет точечно определить причины зарождения конфликта и проблемы взаимодействия поколений. В данной статье представлены результаты опроса, относящиеся к выявлению причин возникновения конфликта поколений. Отмечаются наиболее распространенные причины, по мнению представителей различных поколений, что свидетельствует о важности применения гуманистического подхода в воспитательном процессе при передаче культурного кода.

Ключевые слова: культурный код, конфликт поколений, воспитательная деятельность, анализ культурного кода.

Annotation. The definition of the cultural code and the identification of its components, taking into account the difference in generations, allows you to outline options for solving many pedagogical and educational problems. It is the transfer of experience, values, knowledge, national, cultural characteristics, every-day and life wisdom that forms and determines the path of teachers and older generations. But the problem of preserving and transmitting the cultural code of modernity to future generations, in the first place, is born in the conflict between them. The correct implementation of the method of anonymous questionnaire of participants in all conditional age categories with variable answers and open questions allows you to point out the causes of the origin of the conflict and the problems of generational interaction. This article presents the results of a survey related to identifying the causes of generational conflict. The most common reasons are noted, according to representatives of different generations, which indicates the importance of applying a humanistic approach in the educational process when transmitting cultural code.

Key words: cultural code, generational conflict, educational activity, analysis of cultural code.

Исследование проведено на средства гранта для поддержки научно-исследовательской работы аспирантов и молодых

сотрудников ИКУ. Приказ №538 от 16.05.2023

Введение. Определение культурного кода приводит нас к очень широкому, но размытому восприятию его сущности. Культурный код - это ключ к пониманию поведенческих реакций, уникальных особенностей культуры и народной педагогики. Это набор характеристик, образов, устойчивых и понятных каждому представлений, доставшихся народу от предков [7].

В XXI веке понимание культурного кода необходимо нам, как минимум, для коммуникации с людьми из других социальных, культурных и возрастных групп [8]. Без понимания культурного кода невозможно качественное и полноценное взаимодействие, позволяющее созидать и благоприятно влиять на результаты межгрупповой коммуникации [4].

Современные тенденции, культура массового потребления, цифровая среда, все это создает, как никогда огромную пропасть и непонимание между поколениями. Но социальное взаимодействие предельно важно для представителей каждого из них. В процессе объединения усилий, обмена действиями, решения задач «здесь и сейчас», в обмене смыслов, в процессе взаимопонимания, оперируя символами и ценностными шкалами, происходит связь предков и потомков [1].

Взрослое поколение транслирует детям собственный опыт, переданный им от предшественников. Тем временем, принятие и признание культурного опыта подрастающим поколением проходит в несколько стадий осознания: через принятие родного языка и простейшего социального поведения [2]; через освоение обобщенных знаний в виде отдельных ценностей, мифологических образов, системы родства и более целостных норм поведения; через самостоятельную деятельность, систему научных знаний и формирование культурной картины мира; наконец, приводя к последней стадии связанной с ценностями и смыслами высшего порядка, «отвечающими» за духовное единство не только с нынешними, но и за связь с умершими и будущими поколениями (патриотизм, социальная справедливость, взаимопомощь и т.д.) [5].

Синергия опыта прошлого и современных реалий, позволяет подрастающему поколению определить совместимость и применимость полученных от предков знаний. А ежедневный актуальный опыт дает возможность выделить и сохранить для себя истинные и неизменные ценности, устойчивые характеристики и в дальнейшем внести свой творческий, обновляющий национальный опыт, вклад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.