УДК 37.048.45 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-6-180-189
ББК 74.04
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА НА ДОВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ КУРСА
«ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ БИОХИМИИ»
CAREER GUIDANCE WORK AT THE PRE-UNIVERSITY STAGE OF TRAINING
IN THE FRAMEWORK OF THE COURSE "FUNDAMENTALS OF MEDICAL BIOCHEMISTRY"
Лейхтер Светлана Николаевна
Доцент кафедры клинической биохимии, микробиологии и лабораторной диагностики, ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Архангельск, кандидат биологических наук Е-mail: sleihter@rambler.ru
Leikhter Svetlana N.
Assistant Professor at the Department of Clinical Biochemistry, Microbiology and Laboratory diagnostic, Northern State Medical University, Arkhangelsk, PhD in Biology
E-mail: sleihter@rambler.ru
Коробицына Елена Владимировна
Старший преподаватель кафедры клинической биохимии, микробиологии и лабораторной диагностики, ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Архангельск Е-mail: korobicyna.elena@mail.ru
Korobitsyna Elena V.
Senior Lecturer at the Department of Clinical Biochemistry, Microbiology and Laboratory diagnostic, Northern State Medical University, Arkhangelsk E-mail: korobicyna.elena@mail.ru
Гешавец Наталья Павловна
Преподаватель кафедры клинической биохимии, микробиологии и лабораторной диагностики, ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Архангельск
Е-mail: geshavetsnp@mail.ru
Geshavets Natalya P.
Lecturer at the Department of Clinical Biochemistry, Microbiology and Laboratory diagnostic, Northern State Medical University, Arkhangelsk E-mail: geshavetsnp@mail.ru
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Лейхтер С. Н., Коробицына Е. В., Гешавец Н. П., Синицкая Е. Н., 2023
Синицкая Елена Николаевна
Доцент кафедры клинической биохимии, микробиологии и лабораторной диагностики, ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Архангельск, кандидат биологических наук, доцент Е-mail: sinickayaen@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена организации профориентационной деятельности на довузовском этапе образования в Северном государственном медицинском университете (СГМУ). Целью исследования является анализ опыта проведения профориентационного курса «Основы медицинской биохимии» для обучающихся 10-х классов естественнонаучного профиля общеобразовательных школ. Одной из важнейших задач профориентационной работы в медицинском вузе служит повышение познавательного интереса обучающихся к естественнонаучным и медицинским знаниям. Для решения этой задачи был разработан комплекс методического обеспечения, в котором уделено большое внимание организации самостоятельной работы обучающихся на лабораторно-практических занятиях и учебно-исследовательской работы во время проведения учебной летней практики. Ведущая роль отводится формированию практических навыков в ходе выполнения лабораторных работ с использованием современного оборудования, наборов реактивов и химической посуды. В статье представлены примеры различных заданий, таких как заполнение таблиц, решение тестовых заданий и ситуационных задач. Оценку эффективности профориентационной работы проводили по результатам анкетирования обучающихся по завершении курса. Обратная связь свидетельствует об их удовлетворенности профориентационной программой курса, который позволяет пробудить интерес к знаниям
Sinitskaya Elena N.
Assistant Professor at the Department of Clinical Biochemistry, Microbiology and Laboratory diagnostic, Northern State Medical University, Arkhangelsk, PhD in Biology, Associate professor E-mail: sinickayaen@yandex.ru
Abstract. The article examines the organization of career guidance activities at the pre-university stage of education at the Northern State Medical University (NSMU). The purpose of the study is to analyze the experience of conducting a career guidance course "Fundamentals of medical biochemistry" for secondary school students of the 10th grade who major in natural science. One of the most important tasks of career guidance work at a medical university is to increase the cognitive interest of students in natural science and medical knowledge. To solve this problem, a set of methodological support has been developed which pays great attention to the organization of independent work of students in laboratory and practical classes and educational and research work during the training summer practice. The leading role is given to the formation of practical skills in the course of performing laboratory work using modern equipment, reagent kits and chemical dishes. The article presents examples of various tasks, such as filling out tables, solving test tasks and situational problems. Evaluation of the effectiveness of career guidance work was carried out based on the results of a survey of students at the end of the course. The feedback indicates their satisfaction with the career guidance program of the course, which allows arousing interest in the knowledge
естественнонаучного профиля, мотивировать обучающихся на самостоятельный, осознанный и правильный выбор будущей профессии.
of the natural science profile, motivating students to make an independent, conscious and correct choice of their future profession.
Ключевые слова: довузовская подготовка, лабораторно-практические занятия, медико-биологические дисциплины, профессиональная ориентация, самостоятельная работа, учебная летняя практика, школьники.
Для цитирования: Профориентационная работа на довузовском этапе обучения в рамках курса «Основы медицинской биохимии» / С. Н. Лейхтер, Е. В. Коробицына, Н. П. Гешавец, Е. Н. Синицкая // Проблемы современного образования. 2023. № 6. С. 180-189. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-6-180-189.
Keywords: pre-university training, laboratory and practical classes, medical and biological disciplines, career guidance, independent work, training summer practice, schoolchildren.
Cite as: Leikhter S. N., Korobitsyna E. V., Geshavets N. P., Sinitskaya E. N. Career guidance work at the pre-university stage of training in the framework of the course "Fundamentals of medical biochemistry». Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 6, pp. 180-189. DOI: 10.31862/22188711-2023-6-180-189.
Под профессиональной ориентацией понимается система мер, направленных на выявление наклонностей, способностей к определенной деятельности и оказание помощи молодым людям в выборе и освоении профессии. Одно из самых важных решений, которое принимает современный школьник, это выбор дальнейшей сферы деятельности и будущей профессии [1, с. 96]. Объектами профориентационной работы высших учебных заведений выступают не только школьники и абитуриенты, но и их родители и учителя [2, с. 31].
На сегодняшний день существует объективная потребность в качественном и структурном изменении образовательной среды с учетом потребностей и тенденций современного общества. Актуализируется значение повышения эффективности, качества и персонализи-рованности образовательного процесса путем интеграции всех уровней общего и дополнительного образования, с учетом кооперации общеобразовательных школ с организациями высшего профессионального образования [3]. Подготовка квалифицированных медицинских кадров требует проектирования образовательной среды в соответствии с принципом непрерывности (преемственности) между общим и профессиональным образованием [4]. В условиях дополнительного образования возможна грамотная профессиональная ориентация молодежи. В этой сфере формируется почва для научного, творческого подхода к обсуждаемым проблемам - как мировоззренческим, жизненным, так и профессиональным, развивается мотивационно-ценностная готовность старшеклассников к выбору профессии и образовательно-профессионального маршрута [5; 6, с. 92].
Профориентационные курсы в медицинском вузе ориентированы на востребованные специальности и включают ознакомление с основами фундаментальных
медико-биологических дисциплин, таких как биофизика, генетика, биохимия, микробиология и другие.
Целью исследования является анализ опыта проведения профориентационного курса «Основы медицинской биохимии» для обучающихся 10-х классов естественнонаучного профиля общеобразовательных школ.
Материалы и методы исследования. В исследовании использованы методы теоретического анализа научно-методической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта преподавания дисциплины, анкетирование, беседа, эссе.
Результаты исследования и их обсуждение
Сотрудниками кафедры клинической биохимии, микробиологии и лабораторной диагностики СГМУ разработан комплекс учебно-методической документации по про-фориентационному курсу «Основы медицинской биохимии», включающий рабочую программу дисциплины, рабочую тетрадь «Основы медицинской биохимии», практикум по учебной летней практике, комплект тестовых заданий для текущей и итоговой аттестации.
Основной целью дисциплины является помощь обучающимся в профессиональной ориентации и выборе будущей профессии.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
1. Повышение познавательного интереса обучающихся к естественно-научным и медицинским знаниям;
2. Формирование профессиональной ориентированности школьников;
3. Воспитание гуманистического подхода к человеку.
Курс «Основы медицинской биохимии» состоит из лабораторно-практических занятий в объеме 32 часов и учебной (летней) практики в объеме 32 часов.
Каждое лабораторно-практическое занятия включает в себя ознакомление с основными терминами и понятиями по изучаемой теме, разбор теоретического материала, выполнение лабораторных работ. На первом занятии обучающиеся знакомятся с правилами безопасной работы в химических лабораториях и проходят соответствующий инструктаж. Согласно СанПиН 3.3686-21, к работе с биологическим материалом допускаются лица не моложе 18 лет [7, с. 54]. При выполнении лабораторных исследований медицинской направленности проводится замена биологических сред, таких как сыворотка крови, моча и др., на их имитацию. Например, моча с патологическими компонентами заменяется раствором чая с добавлением определенных химических реагентов, таких как глюкоза, ацетон, аммиак. Сыворотка крови заменяется раствором яичного белка с добавлением необходимых для лабораторной работы реактивов.
В рабочей тетради по дисциплине представлены лабораторные работы с описанием принципа метода, хода выполнения работы, указанием расчетных формул, референ-сных интервалов лабораторных показателей и их клинико-диагностического значения. В теоретический блок входит разбор теоретических вопросов в соответствии с темой занятия, решение письменных аудиторных заданий, таких как заполнение таблиц, решение тестовых заданий и ситуационных задач.
Приведем примеры письменных аудиторных заданий. В разделе III «Энергетический обмен. Строение и функции углеводов, липидов» представлено задание по изучению схемы катаболизма питательных веществ в живых организмах и заполнению таблицы (рис. 1, табл. 1).
Общие пути
Рис. 1. Фазы катаболизма питательных веществ
Задание. Заполните таблицу «Фазы катаболизма питательных веществ» с указанием количества поступающих соединений, основных способов расщепления, количества высвобождаемой энергии и конечных продуктов обмена в соответствии с фазами катаболизма.
Таблица 1
Фазы катаболизма питательных веществ
Фаза Количество соединений, поступающих в фазу Основные способы расщепления Количество высвобождаемой энергии Конечные продукты обмена
1
2
3
В разделе I «Строение и свойства белков» рассматриваются вопросы переваривания белков в желудочно-кишечном тракте. Для проверки усвоения материала обучающимся предлагается тестовое задание с выбором одного или нескольких правильных ответов из предложенных.
Для переваривания белков в желудке необходимы:
1) секреция соляной кислоты;
2) рН желудочного сока 7,2-8,0;
3) превращение трипсиногена в трипсин;
4) рН желудочного сока 1,5-2,5.
В разделе II «Витамины, их биологическая роль. Ферменты» школьникам предлагается решить ситуационную задачу, направленную на применение теоретических знаний, полученных в ходе изучения биохимических функций водорастворимых витаминов и основных клинических проявлений их недостаточности в организме человека: «Пациента беспокоят общая слабость, потеря аппетита, апатия, снижение работоспособности, раздражительность, пониженная сопротивляемость инфекционным заболеваниям, кровоточивость десен. Выявлено, что суточный рацион больного был неполноценным, содержал мало овощей и фруктов, питание нерегулярное. Чем можно объяснить наличие этих нарушений?».
В рабочей тетради представлен иллюстративный материал в виде рисунков биополимеров, формул химических соединений, схем метаболических путей, разнообразных таблиц и диаграмм. Перечисленные формы наглядного обеспечения облегчают усвоение, анализ и систематизацию учебного материала и повышают качество образования.
Контроль уровня усвоения знаний обучающихся проводится в форме текущей по итогам каждого раздела и итоговой по окончании курса аттестации с использованием тестов типа А.
Одной из форм профориентационной работы является профориентационное информирование в формате беседы. Подводятся итоги изучения курса в форме беседы с обсуждением достижений обучающихся, анализа необходимости проведения данного курса для профессиональной ориентации, пожеланий старшеклассников по совершенствованию содержания курса и формы проведения занятий. Такой формат позволяет создать доверительные отношения между преподавателями и обучающимися, поскольку ребята не стесняются, задают интересующие вопросы и получают ответную информацию.
Следующим этапом в профориентационной работе со школьниками является проведение учебной летней практики. Практика предусматривает проведение лабораторных работ, нацеленных на расширение знаний о методах качественного и количественного биохимического анализа. Основное внимание уделено формированию практических навыков работы с лабораторной посудой, дозаторными пипетками, измерительным оборудованием. В практикуме представлено описание лабораторных работ, включающее принципы и методы лабораторных исследований, перечень необходимых реактивов и оборудования, ход проведения работ. Имеются инструкции по работе с оборудованием, таким как автоматические дозаторные пипетки, рефрактометр,
фотоэлектроколориметр, спектрофотометр. В перечень лабораторных работ включены такие работы, как «Количественное определение белка биуретовым методом», «Определение активности альфа-амилазы», «Определение активности лактатдегидрогеназы в имитации сыворотки крови», «Определение кислотности желудочного сока», «Влияние желчи на активность липазы» и другие.
В ходе проведения лабораторных работ обучающиеся овладевают навыками получения корректных результатов исследования, их интерпретации и формулировки соответствующих выводов. Погружение в реальные условия биохимической лаборатории развивает наблюдательность, исследовательский интерес, имеет воспитательное значение, побуждает к формированию любознательности по отношению к будущей профессии врача [3, с. 59].
Итоговое занятие по практике предусматривает контроль сформированности компетенций по основам лабораторного биохимического анализа и проводится в форме учебно-исследовательской работы. Школьникам предлагается рандомно выполнить одну из работ по количественному определению биохимических показателей в имитации биологических сред. Они должны самостоятельно подготовить необходимое оборудование и посуду, расходные материалы, химические реактивы. Проведение работы осуществляется под контролем преподавателя с соблюдением правил безопасной работы в химической лаборатории. По итогу обучающиеся должны интерпретировать полученные результаты, сформулировать соответствующие выводы и защитить результаты своей работы.
Таким образом, учебная летняя практика способствует развитию навыков самостоятельной работы, формированию умений быстро ориентироваться в новой ситуации, повышению степени заинтересованности каждого обучающегося в специальностях медицинской направленности.
Оценку эффективности профориентационной работы проводили по результатам анкетирования обучающихся по завершении курса. Большинство опрошенных (89%) ответили, что планируют продолжить обучение в СГМУ. Профориентационный курс «Основы медицинской биохимии», по мнению 53% респондентов, помогает в выборе будущей профессии врача, так как на занятиях обучающиеся получают основы профессиональных компетенций в области лабораторной диагностики. Содержание курса и формы проведения занятий соответствуют ожиданиям 89% опрошенных, которые отмечают, что занятия проводятся в интересной, удобной форме. Однако 26% респондентов считают, что необходимо разнообразить формат проведения занятий, например, внедрить дистанционные формы обучения, а 37% обучающихся написали о необходимости расширения объема информации в рамках изучения дисциплины «Основы медицинской биохимии».
Среди отрицательных сторон курса отмечены сложность проведения отдельных лабораторных работ, некорректность формулировки некоторых заданий в рабочей тетради. В качестве положительных сторон курса «Основы медицинской биохимии» указано на расширение кругозора и освоение новой дисциплины, которая помогает лучше понимать причинно-следственные связи биохимических процессов в живых организмах. Отдельные обучающиеся отметили, что полученные знания помогают в освоении
школьного курса химии и биологии и могут пригодиться при сдаче ЕГЭ. Большинство респондентов ответили, что курс позволяет развивать практические навыки в работе с приборами, химической посудой и реактивами в процессе совместной работы с преподавателями на лабораторных занятиях. Все школьники написали, что летняя практика способствовала развитию самостоятельности, ответственности, взаимопомощи и умению работать в команде.
С целью получения обратной связи обучающиеся в конце курса «Основы медицинской биохимии» написали эссе «Мое первое знакомство с биохимией», в котором они описали свои впечатления от лабораторно-практических занятий и летней практики. В целом подавляющее большинство обучающихся указали, что наибольший интерес вызвало самостоятельное проведение лабораторных работ с использованием современного оборудования, которое отсутствует в школе. Школьники отметили удобный печатный формат рабочей тетради и практикума, четкое описание методики и пошаговую инструкцию проведения лабораторных работ. Однако некоторые работы вызвали затруднения при выполнении, так как теоретическая база школьного курса по органической химии не была сформирована на момент проведения занятий по основам медицинской биохимии. Все обучающиеся отмечают, что курс был очень познавательным и позволил получить «первые познания в профессии».
В качестве доказательств положительной оценки курса можно привести отдельные цитаты из эссе: «Даже если я не захочу связать свою жизнь с медициной, я узнала много интересного, что пригодится и в жизни»; «Курс хороший, может помочь ребятам разобраться с тем, что им нравится, и даже поможет в выборе будущей профессии»; «Очень круто, что курс не из сухой теории»; «В целом курс хороший, советую 100%».
Полученные результаты анкетирования и анализ эссе свидетельствуют об удовлетворенности обучающихся профориентационной программой курса, в ходе которой они получили исследовательский опыт в области биохимии, улучшили технические навыки работы с оборудованием и химической посудой, приобрели опыт качественного и количественного анализа компонентов биологических субстратов путем титрования, колориметрирования, рефрактометрирования. Лабораторные занятия по основам медицинской биохимии способствуют развитию и поддержанию положительного отношения к дисциплинам медико-биологического профиля и повышают мотивацию к выбору будущей профессии.
С целью анализа заинтересованности будущих абитуриентов в поступлении в СГ-МУ, в дальнейшем планируется провести оценку количества поступивших в вуз участников профориентационного курса.
Таким образом, разработанный сотрудниками кафедры клинической биохимии, микробиологии и лабораторной диагностики СГМУ комплекс методического обеспечения дисциплины «Основы медицинской биохимии» способствует формированию заинтересованности старшеклассников предметами естественно-научного блока, мотивирует на адекватный выбор профессии. Курс развивает такие личностные качества, как самостоятельность, организованность, ответственность, позволяет будущему выпускнику ознакомиться с основами профессии «изнутри».
Список литературы
1. Намоян М. М., Соков Р. С. Профориентационная практика школьников на базе медицинского института РУДН // European Journal of Humanities and Social Sciences. 2020. № 6. С. 95-97. DOI: https://doi.org/10.29013/EJHSS-20-6-95-97.
2. Брюхова О.Ю., Старцева Н.Н. Организация профориентационной работы: анализ практик российских вузов // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 9. С. 30-36.
3. Куркина Н. Р., Стародубцева Л. В., Сульдина О. В. Роль исследовательской деятельности в изучении школьного курса экономики в процессе интеграции общего и дополнительного образования // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29477 (дата обращения: 06.06.2023).
4. Оптимизация организации профориентационной деятельности в медицинском вузе / И. В. Стручкова [и др.] // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29713 (дата обращения: 11.06.2023).
5. Маскаева Т. А., Лабутина М. В., Чегодаева Н. Д. Ранняя профессиональная ориентация подростков // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 1. URL: https:// science-education.ru/ru/article/view?id=29422 (дата обращения: 08.06.2023).
6. Летняя интенсивная научно-популярная школа «Логос» как форма профориентационной работы в педагогическом вузе / Н. В. Кулакова [и др.] // Педагогические науки. 2023. № 2 (161). С. 91-92.
7. СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» (зарег. Минюстом РФ 15.02.2021, рег. № 62500). URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_377388/dd6027e5f754deb456b92412779a367 f72245983/ (дата обращения: 05.06.2023).
References
1. Namoyan M. M., Sokov R. S. Proforientatsionnaya praktika shkolnikov na baze meditsinskogo instituta RUDN. European Journal of Humanities and Social Sciences. 2020, No. 6, pp. 95-97. DOI: https://doi.org/10.29013/EJHSS-20-6-95-97.
2. Bryukhova O. Yu., Startseva N. N. Organizatsiya proforientatsionnoy raboty: analiz praktik rossiyskikh vuzov. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. 2021, No. 9, pp. 30-36.
3. Kurkina N. R., Starodubtseva L. V., Suldina O. V. Rol issledovatelskoy deyatelnosti v izuchenii shkolnogo kursa ekonomiki v protsesse integratsii obshchego i dopolnitelnogo obrazovaniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2020, No. 1. Available at: https:// science-education.ru/ru/article/view?id=29477 (accessed: 06.06.2023).
4. Struchkova I. V. et al. Optimizatsiya organizatsii proforientatsionnoy deyatelnosti v meditsinskom vuze. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2020. № 2. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29713 (accessed: 11.06.2023).
5. Maskaeva T. A., Labutina M. V., Chegodaeva N. D. Rannyaya professionalnaya orientatsiya podrostkov. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2020. № 1. Available at: https:// science-education.ru/ru/article/view?id=29422 (accessed: 08.06.2023).
6. Kulakova N. V. et al. Letnyaya intensivnaya nauchno-populyarnaya shkola "Logos" kak forma proforientatsionnoy raboty v pedagogicheskom vuze. Pedagogicheskie nauki. 2023, No. 2 (161), pp. 91-92.
7. SanPiN 3.3686-21 "Sanitarno-epidemiologicheskie trebovaniya po profilaktike infektsionnykh bolezney" (zareg. Minyustom RF 15.02.2021, reg. No. 62500). Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_377388/dd6027e5f754deb456b92412 779a367f72245983/ (accessed: 05.06.2023).
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 6
Статья поступила в редакцию 16.06.2023 The article was received on 16.06.2023