В.В. Захаренкова
Творческий подход к использованию оздоровительной методики «БОС - Здоровье» в структуре коррекционных занятий с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста
Захаренкова Валерия Владимировна - учитель-логопед старшей / подготовительной группы заикания «Родничок» ГБДОУ детский сад №93 компенсирующего вида (г. Санкт-Петербург, Россия)
В статье рассматривается возможность творческого использования инновационной оздоровительной методики, основанной на технологии Александра Сметанкина «БОС - Здоровье» в коррекционной работе с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста через применение серии электронных учебных пособий «Учимся и оздоравливаемся». Дается обоснование выбора внедрения данной методики в коррекционную работу с детьми, имеющими такой сложный речевой диагноз, как заикание. Обозначается основная цель использования данной методики - развитие физиологического дыхания, важнейшего процесса в организме. В преодолении заикания у детей дыхание является основным звеном коррекционной работы. Раскрываются два важных аспекта работы с технологией: значение использования электронных пособий в развитии свободной, ненапряженной, связной речи заикающегося ребенка и формирование коммуникативных навыков в процессе таких занятий.
Ключевые слова: оздоровительная методика, учебные электронные пособия, коррекционные занятия, физиологическое дыхание.
Creative usage of technique "Biofeedback - Health" in the structure of remedial classes with stammering preschool children Zakharenkova Valeria Speech Therapists, "SPRING" Preschool Establishment #93 (Saint-Petersburg, Russia) The possibility of improving the creative usage of innovative techniques based on the technology "Biofeedback - Health" in correctional work with stammering children of preschool age through the use of a series of electronic textbooks "Learning and heal" is described in the article. The implementation of the technique in the correctional work with children who have a diagnosis of complex speech as stuttering is presented. The main purpose of using this technique is the development of physiological respiration. In overcoming stuttering breathing is the main facet of correctional work. Two important aspects of the technique usage are stressed: the importance of the use of electronic aids in the development of a free, relaxed, coherent speech and the development of the communication skills during these sessions. Keywords: biofeedback, electronic learning aids, corrective exercises, physiological breathing.
Работая с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста на протяжении многих лет, хорошо знаю особенности этого тяжелого недоразвития речи и понимаю важность и необходимость создания таких условий, взаимоотношений с детьми, которые бы позволили успешно формировать и закреплять возможности свободной и правильной речи заикающегося ребенка: будь то какая-то определенная форма речи или речь в каких-то особых ситуациях. Постоянно нахожусь в поисках таких методов работы, которые позволили бы интересно и эффективно выстраивать коррек-ционно-образовательный процесс с заикающимися детьми.
Хочу поделиться опытом работы творческого использования на коррекционных занятиях с заикающимися детьми инновационной оздоровительной методики на основе технологии Александра Сметанкина «БОС - Здоровье». Эта методика используется мною в работе с заикающимися дошкольниками на протяжении нескольких лет через применение серии электронных учебных пособий «Учимся и оздоравливаемся».
Внимание к этой методике объясняется тем, что она основана на технологии, способствующей формированию правильного дыхания, важнейшего физиологического процесса. При преодолении заикания формирование правильного дыхания является одним из основных моментов коррекционной работы. Как утверждает А. Сметанкин, правильное дыхание - это не только здоровый организм, крепкий сон, хорошая память, но и красивый голос, правильная речь. Применение электронных пособий позволяет строить работу с учетом речевых возможностей детей на всех этапах коррек-ционной работы, начиная от использования в речи однословных простых предложений и до развернутого изложения определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, точно, грамматически правильно и образно. Связная речь неотделима от мира мыслей, так как связность речи - это связность мысли, поэтому во многих заданиях предусматриваю работу по развитию логического мышления. Для этого использую множество вопросов поискового характера, которые позволяют детям обосновывать свои высказывания. Обращаю внимание детей на то, что начало высказывания может быть разным. Вот примеры некоторых разных высказываний детей: Я думаю, что гуси улетают в теплые края. Я согласен с Полиной. Я тоже
думаю, что они улетают на юг, потому что наступила осень. А я думаю иначе. Наверное, гусей испугал охотник, и они полетели. Ты не прав, Дима, в корзинке у ежика были не грибы, а ягоды.
Уверена, что именно доказательства способствуют развитию связной и свободной речи заикающегося ребенка. Кроме того, такая форма ответов способствует развитию коммуникативных навыков: дети, общаясь друг с другом и со взрослым, учатся свободно выражать мысли, слушать ответ товарища, выражать согласие или несогласие, то есть учатся культуре спора. В ходе работы над различными темами предусматриваю работу с карандашом, направленную на развитие мелкой моторики. Предлагаю нарисовать предметы определенной геометрической формы, величины, ширины, длины или цвета, в зависимости от того, какие знания формируются или закрепляются. По окончании работы обязательно проверяем правильность выполнения задания.
Таким образом, дети учатся самостоятельно проверять свою работу, находить и исправлять ошибки, если они есть. Также обращаю внимание на аккуратность, расположение нарисованных предметов и т.д.
Необходимо отметить положительные моменты использования электронных учебных пособий на коррекционных занятиях:
• оказывают положительное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка, что особенно важно в работе с заикающимися детьми;
• являются незаменимым средством обучения детей с дефицитом внимания и гиперактивностью;
• способствуют сохранению и укреплению здоровья;
• значительно повышают эффективность усвоения детьми учебного материала;
• позволяют методически правильно организовать процесс коррекции и обучения.
Коррекционные занятия с использованием электронного пособия проводятся два раза в неделю - фото 1, 2.
Основные моменты проведения занятия:
1. Каждое занятие имеет одинаковое начало, которое заключается в уточнении основных моментов формирования навыков правильного дыхания:
• говорим о правильной посадке (сидим, опираясь на спинку стула, ноги стоят свободно на полу, не напрягаемся);
Фото 1, 2. Коррекционные занятия
• уточняем, как правильно делать вдох и выдох;
• напоминаем о контроле процесса дыхания рукой.
Уточнение правил перед работой с электронными пособиями происходит в стихотворной форме, что сразу создает у детей эмоциональный позитивный настрой на занятие, позволяет сосредоточиться на работу: Давайте сядем, посидим И за дыханьем последим. Чтоб научиться правильно дышать, Необходимо все как надо выполнять. Свободно мы поставим ножки, Потом расслабимся немножко, Прямой осанку сохраним, Спокойно, молча посидим. Потом нам надо сделать вдох, Как будто нюхаешь цветок. Ты про живот не забывай: Его, как шарик, надувай, Рукой все время проверяй. Без остановки выдох продолжай, Его спокойно делай и неторопливо. Как будто в трубочку ты дуешь, Так постепенно шарик сдуешь. Потом опять со вдоха начинай И выдох плавно продолжай. Ты на экран внимательно
Смотреть не забывай И все, что видишь там, - запоминай!
2. Одна и та же тема изучается на протяжении нескольких занятий. Но на каждом последующем занятии знания закрепляются, уточняются и ставятся новые задачи, задания усложняются, используются новые виды и формы работы:
- Предусматривается совместный вид работы детей по отражению некоторых моментов просмотренного материала на протяжении нескольких занятий - фото 3, 4, 5. Работа выполняется на больших листах формата А3. Дети сами выбирают то, что хотят нарисовать, предлагают варианты изображения, учатся договариваться в процессе работы.
Фото 3,4, 5. Совместное выполнение работы
Фото 6 а) и б). Итоги совместной работы детей
Таким образом, совместное творчество детей является закреплением материала по данной теме, а в дальнейшем может быть использовано в качестве мнемотаблицы с целью закрепления пройденного материала на итоговом занятии. Пример итогов совместной работы по теме «Треугольник» и «Круг» - фото 6 а) и б). Все совместные работы находят отражение в оформлении развивающей среды логопедического кабинета - фото 7.
- Предусматривается индивидуальная работа детей в ходе занятия. Обычно это работа в тетрадях - фото 8, 9. Примеры некоторых индивидуальных детских работ: отражение темы «Треугольник» - фото 10, 11, темы «Квадрат» - фото 12.
При планировании коррекционных занятий с использованием электронных учебных пособий обязательно учитываю следующие моменты:
• имеющиеся противопоказания к занятиям для детей с пороком сердца, с судорожной готовностью, острой стадией заболеваемости;
• принципы дошкольной дидактики: систематичность, повторность, последовательность;
• взаимосвязь с этапами работы по коррекции заикания.
Предлагаю примерные разработки перспективного планирования работы по использованию электронного пособия «Учимся и оздорав-ливаемся» в структуре коррекционных занятий по преодолению заикания у детей 6-7 лет.
Работа по теме «Квадрат»
1 занятие - раздел «Квадрат». Ознакомление с квадратом.
Вопросы и задания после просмотренного материала:
- Как и где рисовали квадрат? Квадрат рисовали мелом на доске, пальцем на стекле. Предложить детям показать пальчиком в воздухе, как рисовали квадраты.
- Предложить детям нарисовать квадраты у себя в тетради: один - с помощью внешней обводки, другой - с помощью внутренней обводки. Уточнить признаки квадрата: у квадрата четыре стороны, все стороны равны, четыре угла, четыре вершины. Речь сопровождает «Пальчик-указочка».
2 занятие - повторение просмотра предыдущего материала.
Фото 7. Детские работы в оформлении развивающей среды логопедического кабинета
Фото 8, 9. Выполнение индивидуальной работы в ходе занятия
Вопросы и задания после просмотренного материала:
- Вспомнить, о чем говорили и что видели на предыдущем занятии.
- Кто какие предметы запомнил? Придумать к этим предметам слова-признаки.
- Кого рисовали с помощью квадратов? С помощью квадратов рисовали робота. Уточнить количество квадратов, из которых был составлен робот.
- Предложить нарисовать робота в тетради. Назвать последовательно величину квадратов. Предложить придумать: Какие действия может выполнять твой робот? Образец ответа:
Мой робот умеет ходить. Мой робот умеет мыть посуду. И т.д.
3 занятие - повторный просмотр предыдущего материала.
Вопросы и задания:
- Назвать все предметы квадратной формы, которые запомнили.
- Коллективное выполнение работы: Нарисовать на листе бумаги формата А3 квадраты и превратить их в предметы, которые запомнили. Дети по желанию распределяют между собой, кто и что будет рисовать.
4 занятие - повторный просмотр предыдущего материала.
Вопросы и задания:
- Дать установку на запоминание цвета квадратов, расположенных рядом с предметами .
- Назвать цвет квадрата и предмет, который был рядом.
- Продолжение коллективной работы: дорисовать рядом с предметами квадратной формы маленькие квадратики соответствующего цвета.
- Проговорить выполненное задание, выделяя голосом нужное слово (работа над логическим ударением).
Образец ответа: Рядом с калькулятором я нарисовал серый квадрат.
Другой вариант ответа: Серый квадрат я нарисовал рядом с калькулятором.
Таким образом, в первом ответе голосом выделялся цвет и фигура, а во втором случае внимание было обращено на место расположения серого квадрата.
5 занятие - новый раздел «Закрепление знаний о квадрате».
Вопросы и задания:
- Вспомнить, какие квадраты запомнили, уточнить их количество, величину. Предложить назвать квадраты последовательно, правильно называя их по величине, начиная сначала с большого квадрата, затем - с маленького.
- Уточнить, одинакового ли цвета были квадраты, назвать цвет квадратов.
- Вспомнить, какие лишние фигуры удалялись, зачеркнуть их среди разных фигур в процессе коллективной работы.
6 занятие - повторный просмотр предыдущего материала.
Вопросы и задания:
- Назвать цвет, в соответствии с величиной.
- Предложить вспомнить, где и какие по величине и цвету квадраты были расположены: вверху, внизу, слева, справа.
- Предложить детям нарисовать квадраты в процессе коллективной работы, затем обвести их таким же цветом, какие они был в задании, еще раз проговорить цвет и величину квадратов, указывая на квадраты пальчиком: Большой квадрат - красный / Квадрат, который меньше, - синий / Квадрат, который еще меньше, - фиолетовый / Еще меньший квадрат - оранжевый / Самый маленький квадрат - желтый.
7 занятие - просмотр 1-й части предыдущего занятия + новый материал с роботом (повторить просмотр 2 раза).
- Вспомнить и назвать количество квадратов, их величину и цвет.
- Индивидуальная работа в тетради с крупной клеткой: предложить нарисовать робота в соответствии с заданным количеством клеток (фото 12): 10 кл. (туловище робота), 6 кл. (орган управления - квадрат, наложенный на большой квадрат), 4 кл. (голова робота), 3 кл. (обувь робота), дорисовать руки и ноги с помощью узких прямоугольников, затем раскрасить квадраты и прямоугольники в соответствии с теми цветами, которые были увидены в ходе просмотра.
Фото 10,11. Примеры индивидуальных детских работ
- Предложить придумать имя своему роботу и написать его.
8 занятие - просмотр всего раздела «Закрепление знаний о квадрате».
- Используя коллективную работу по теме «Квадрат», индивидуальные работы в тетрадях, вспомнить и рассказать о тех заданиях, которые выполнялись по данной теме.
- Предложить детям назвать предметы квадратной формы, изображенные на коллективной работе. Затем придумать предложения с этими словами. Предложить детям варианты ответа: Я выбираю калькулятор / На калькуляторе можно быстро сосчитать пример / Я бы хотел придумать предложение со словом картина / Прекрасную картину повесили на стену.
Можно поиграть по-другому. Предложить детям назвать друг другу слово, с которым надо придумать предложение. Например: Саша, я предлагаю тебе слово «картина» / Придумай, пожалуйста, с этим словом предложение.
Полина, я хотел, чтобы ты придумала предложение со словом «калькулятор».
Взрослый предлагает детям также обращаться с вопросами к нему.
Такой вид работы позволяет логопеду обучать детей навыкам общения как друг с другом, так и со взрослым.
Для фиксации пауз можно использовать хлопки в ладоши или выкладывание счетных палочек.
Работа по теме «Треугольник»
1 занятие - раздел «Треугольник» (ознакомление с треугольником).
- После просматривания уточнить, что запомнили в самом начале просмотра? Я запомнил кораблик, он был с треугольным парусом / Если ребенок затрудняется вспомнить, то взрослый предлагает ему варианты ответа: Я не могу вспомнить, картинки / Я затрудняюсь ответить / И т.д. Такие ответы помогают ребенку не переживать, не волноваться, они показывают, что ничего страшного в том, что не запомнил, нет. Надо только уметь об этом сообщить взрослому, быть просто более внимательным.
Следующие вопросы:
- Какой формы был колпак? Я запомнил, что колпак был треугольной формы.
- Что рисовали из двух треугольников? Из двух треугольников рисовали домик для индейца.
- Что оставляла птичка, гуляя по песку? Гуляя по песку, птичка оставляла свои следы.
- Что же получилось из следов? Из следов получился треугольник.
Далее - индивидуальная работа с рамками-вкладышами Монтессори. Используя рамки, уточнить и закрепить признаки треугольника.
2 занятие - просмотр предыдущего материала.
- Вспомнить, о чем говорили и что видели на предыдущем занятии.
- Начать просмотр предыдущего материала без установки на запоминание.
- С помощью вопросов уточнить, какие предметы треугольной формы дети запомнили.
- Повторить просмотр предметов треугольной формы, но уже нацелить детей на запоминание.
- Предложить детям назвать предметы, которые не запомнили во время первого просмотра.
- Придумать к предметам треугольной формы слова-признаки (имена прилагательные). Обращать внимание на то, чтобы дети в своих высказываниях выделяли голосом слова-признаки.
3 занятие - просмотр того же материала.
- Назвать все предметы треугольной формы, которые запомнили.
- Коллективная работа: нарисовать на листе бумаги формата А3 треугольники и превратить их в предметы, которые были увидены в ходе просмотра. Дети распределяют по желанию, кто и что будет рисовать, обсуждают, как лучше изобразить тот или иной предмет, рисуют.
4 занятие - просмотр того же материала.
- Дать установку на запоминание цвета треугольников, которые будут расположены рядом с предметами треугольной формы.
- Повторить просмотр, еще раз предложить детям внимательно смотреть, еще раз попытаться запомнить цвет треугольников и находящийся рядом предмет.
- Предложить назвать предмет и цвет изображенного треугольника. Образец ответа: Рядом с морковкой был оранжевый треугольник / Красный треугольник был рядом с флагом России. Отрабатывать выразительность речи с помощью логического ударения.
- Продолжение коллективной работы: Дорисовать рядом с предметами треугольной формы нужного цвета треугольники.
Фото 12. Примеры индивидуальных детских работ
5 занятие - новый раздел «Закрепление знаний о треугольнике».
- Просмотр составления кораблика из треугольников.
Вопросы после просмотра:
- Что собирали из треугольников? Из треугольников собирали кораблик.
- Сколько пошло треугольников на кораблик? На кораблик пошло четыре треугольника.
- Уточнить величину и цвет треугольников.
- Вспомнить и назвать, какие лишние фигуры убирались во время показа во второй части просмотра.
6 занятие - повтор предыдущего материала.
- Нацелить детей на запоминание последовательности рисования кораблика.
- Назвать части кораблика, цвет и величину треугольников, из которых составили кораблик.
- Предложить повторить последовательность рисования кораблика: Сначала рисовали корпус кораблика / Потом рисовали паруса. Какой парус рисовали сначала, какой потом? Сначала рисовали левый парус, а потом - правый / Последним рисовали флажок.
- Предложить нарисовать кораблик у себя в тетради по памяти в той же самой последо-
вательности, что и смотрели, раскрасить кораблик. Придумать название своему кораблику и записать название.
7 занятие - начало предыдущего занятия + новый материал - рыбка.
- Рассмотреть, как изображалась рыбка. Повторить просмотр рыбки еще раз.
- Вспомнить и назвать количество треугольников, их величину и цвет.
- Назвать величину треугольников и сказать, какой частью туловища рыбки они являются. Примерные ответы детей: Самый большой треугольник - туловище рыбки / Треугольник, который меньше, - голова рыбки / Треугольник, который еще меньше, -хвост рыбки / Самый маленький треугольник - плавник.
- Индивидуальная работа в тетрадях с крупной клеткой: предложить нарисовать рыбку с помощью отсчета клеток, предложить придумать название для своей рыбки и написать его.
8 занятие - весь раздел «Закрепление знаний о треугольнике».
- Предложить детям рассказать о наиболее понравившихся моментах из просмотра всего материала о треугольнике. Использовать для повторения материала нарисованную коллективную работу.
- Предложить рассказать о кораблике. Рассказ сопровождать показом пальчиком частей кораблика. Напомнить детям, что в своем рассказе необходимо обратить внимание на следующие моменты: сказать об общем количестве треугольников, назвать их цвет, величину, какой частью кораблика являются и их место расположения. В конце своего рассказа сказать название своего кораблика. Примерный рассказ ребенка: Мой кораблик составлен из четырех треугольников / Самый большой треугольник - зеленый / Это борт кораблика / Треугольник, который поменьше, красный / Это парус. Он расположен слева / Треугольник, который еще меньше, - желтый / Это другой парус кораблика / Он находится справа / Самый маленький треугольник - красный / Это флажок.
Дети следят за рассказом их товарища и отбивают ладошками паузы, которые должен соблюдать говорящий. Для отметки пауз можно использовать мелкие предметы.
- Подобным образом рассказать о рыбке.
Работа по теме «Круг»
1 занятие - раздел «Круг» (ознакомление с кругом).
Вопросы после просмотра:
- Какие предметы удалось запомнить в самом начале просмотра? В самом начале я запомнил солнце, монету. Если ребенок не уверен в том, что запомнил, или вовсе забыл, то предложить варианты ответа: Я не успел запомнить. Мне кажется, что вначале появлялась монетка. Предложить детям поспорить: Саша, ты не прав, сначала появилось солнце, а уже потом - монета.
- Где рисовали круги? Круг рисовали мелом на доске / Самолетик рисовал свой след в форме круга в небе.
- Что рисовали из двух кругов? Из двух кругов рисовали велосипед.
Обучать детей развернутым ответам.
- Нарисовать 2 круга с помощью обводки пуговиц разной величины. Предложить превратить нарисованные круги в монету и солнце. Объяснить, какой круг по величине превратили в солнце и монету, почему? Я превратил большой круг в солнце, потому что солнце большое / Я превратила маленький круг в монету, потому что монета маленькая.
2 занятие - просмотр предыдущего материала
- Нацелить детей на запоминание предметов круглой формы.
- Уточнить, какие предметы запомнили дети? Придумать к названным предметам слова-признаки.
- Предложить детям сказать, где используются эти предметы. Обращать внимание на начало построения своего ответа. Например: Я хотел бы сказать о штурвале / Штурвал -это руль корабля / С помощью штурвала происходит управление кораблем / А я расскажу о мяче / Футбольный мяч нужен футболистам / Дотрагиваться до мяча руками во время игры в футбол нельзя.
3 занятие - просмотр предыдущего материала.
- Назвать все предметы круглой формы, которые не запомнили в прошлый раз.
- Выполнение коллективной работы: на листе бумаги формата А3: нарисовать круги с помощью обводки трафарета и превратить их в предметы, которые запоминали. Дети договариваются между собой о том, кто и что хотел бы нарисовать.
4 занятие - просмотр предыдущего материала.
- Дать детям установку на запоминание цвета кругов, которые будут расположены рядом с предметами круглой формы.
- Назвать предмет и цвет круга, который находился рядом.
- Продолжение выполнения коллективной работы: дорисовать рядом с предметом круглой формы круг нужного цвета. Прежде чем рисовать, сказать, делая акцент, слово, обозначающее цвет круга или предмет, находящийся рядом: Я нарисую рядом с футбольным мячом серый круг. Я нарисовал серый круг рядом с мячом. По окончании работы предложить детям дать ответы, что и где нарисовали. Добиваться четкого произношения в ответах нужного слова.
- Учить понимать использование в речи глаголов будущего и прошедшего времени: Я нарисую.... Я нарисовал...
5 занятие - новый раздел «Закрепление знаний о круге».
После просмотра обсуждение:
- Вспомнить, сколько кругов запомнили, уточнить, одинаковая ли была их величина. Предложить детям назвать круги по величине сначала в возрастающей, затем в убывающей последовательности.
- Уточнить, одинакового ли цвета были круги. Назвать их цвет. Закреплять названия цветовых оттенков.
6 занятие - повтор предыдущего материала.
- Назвать круги в соответствии с их цветом и величиной с использованием разного логического ударения, делая акцент на величину или на цвет. Большой круг - красный / Синий круг - самый маленький.
- Вспомнить, где и какие по величине и цвету круги были расположены: вверху, внизу, слева, справа, в середине.
- Коллективная работа: нарисовать круги с помощью обводки, используя любые предметы круглой формы, затем обвести их в соответствии с тем цветом и местом расположения, которые увидели в ходе просмотра. Еще раз проговорить цвет и величину кругов, указывая на круги пальчиком.
7 занятие - начало предыдущего занятия + новый материал - снеговик (повторить просмотр снеговика 2 раза).
- Вспомнить и назвать количество кругов, их величину.
- Назвать величину круга и сказать, какой частью туловища снеговика он является.
- Индивидуальная работа: рисование снеговиков у себя в тетради. Предложить изобразить снеговику эмоцию. Затем предложить объяснить нарисованную снеговику эмоцию. Например: Мой снеговик грустный, потому что наступила весна / Снеговик боится, что растает / Мой снеговик удивляется тому, как припекает солнышко / Мой снеговик радуется, что у него на голове такое красивое ведро.
8 занятие - Повторение всего раздела «Закрепление знаний о круге».
После просмотра всего материала вспомнить, какой была работа с кругом.
- В ходе занятия опираться на выполнение коллективной работы.
- Все занятие построить в форме игры. «Вспомни и скажи ...» Дети сами задают друг другу вопросы, отражающие просмотры данной темы.
Например: Саша, ты помнишь, как мы рисовали снеговика?/ Никита, назови предметы круглой формы, указывая на них пальчиком / Затем продолжи называть свои предметы / Денис, покажи круги, назови их по цвету и величине / Вспомни, чем были эти круги на экране (часами ) и т.д.
Такой вид работы способствует развитию памяти, сообразительности, развитию грамматически правильной речи, умению общаться друг с другом, а также закреплению в ходе беседы полученных знаний.
Таким образом, творческое использование в коррекционной работе с заикающимися детьми данной технологии позволяет мне не только решать коррекционные, образовательные и оздоровительные задачи, но и делать коррекционный процесс живым, интересным и увлекательным, добиваться свободной и ненапряженной речи заикающегося ребенка. ■
Литература
1. Дыхание по Сметанкину. - ЗАО «Биосвязь», 2007. - С. 82-87.
2. Формирование правильного речевого дыхания у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дошкольное воспитание. - 2007. - №4.
Статья поступила в редакцию 29.09.2014 г.