В.В. Захаренкова
Психогимнастика в коррекции заикания у детей старшего дошкольного возраста
Захаренкова Валерия Владимировна - учитель-логопед старшей/подготовительной группы заикания «Родничок», ГБДОУ детский сад №93 Санкт-Петербурга.
Заикание - это не просто дефект речи, а болезнь, в которой тесно переплетаются недостатки речевого аппарата с проблемами психоневрологического характера, такими как: эмоциональная неустойчивость, нарушения равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная утомляемость.
Большинство заикающихся детей в процессе
речевого общения испытывают различные эмоциональные и поведенческие проблемы: чувство тревожности, неуверенности, нерешительности и даже страх.
Все это ведет к трудностям в общении с окружающими, к повышению нервно-психической нагрузки и нарушениям астенического характера (головные боли, плохой сон, снижение уровня произвольной концентрации, переключения и распределения внимания и др.).
Многие заикающиеся дети могут говорить свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. Чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Поэтому в задачи коррекционной работы с заикающимися детьми входят: профилактика психоэмоционального напряжения, двигательных перегрузок, оптимизация мышечного тонуса, тренировка психомоторных функций, а также формирование у детей навыков саморегуляции и элементов релаксации - мышечного расслабления.
Для решения этих задач в работе с заикающимися детьми я активно использую специально подобранный игровой материал, который, можно разделить на четыре группы:
• Игры, способствующие успокоению и организации внимания.
• Упражнения на мышечную релаксацию по контрасту с напряжением.
• Релаксационные комплексы по представлению.
• Внушение мышечной и эмоциональной релаксации. Введение формул правильной речи.
1-я группа. Игры, способствующие успокоению и организации внимания
(Проводятся перед началом занятия)
Цель: сосредоточить внимание и настроить детей на активную деятельность.
В этих играх решаются следующие задачи:
- развитие психических процессов (внимания, мышления, памяти);
- развитие ориентировки в окружающей обстановке;
- развитие фонетико-фонематического анализа и синтеза;
- закрепление лексических понятий и др.
«Командиры» (см. фото 1, 2)
Детям предлагается на сигнал «командиры» выполнять различные движения. Если соответствующего сигнала нет, то движения выполнять не надо.
Например, взрослый дает детям следующие команды: Командиры, руки вверх; командиры, руки в стороны; командиры, руки на пояс; руки - к плечам... Сигнал «командиры» в последней фразе отсутствует, значит, выполнять движение не надо.
«Пожалуйста»
Игра выполняется по такому же принципу, как предыдущая, только условием выполнения движений является команда «пожалуйста».
«Делай то, что скажу, а не то, что покажу»
Взрослый показывает движения, одновременно дает речевые команды. Команды, которые не всегда совпадают с движениями. Задача ребенка - внимательно следить за словами взрослого и, следовательно, выполнять только то, что называет, а не показывает взрослый.
«Делай то, что покажу, а не то, что скажу»
Проводится аналогично предыдущей, только выполняются те команды, которые показывает, а не называет взрослый.
«Флажки»
Флажки трех цветов: красный, синий, желтый (или других цветов).
Логопед предлагает запомнить, какие движения будут соответствовать каждому цвету, затем поочередно поднимает флажки, дети выполняют соответствующие движения.
«Кто тише пройдет»
Дети стоят в круге. Логопед предлагает попарно поменяться друг с другом местами. Задача: пройти как можно тише. Логопед называет имя одного ребенка, названный ребенок смотрит газами на того, с кем хочет поменяться местом, и дети меняются местами.
Упражнения на перекрестные движения.
Левой рукой коснуться правого уха. Левой рукой дотронуться до правого колена и т.д.
«Хлопки»
Задания могут быть различные, в зависимости от того, что надо закрепить:
Фото 1
- хлопни над головой столько раз, сколько звуков я произнесла в слове (кот);
- хлопни над головой столько раз, сколько дней в неделе и т.д.
«Запоминай и повторяй»
Логопед предлагает детям запомнить цепочку слов и повторить ее:
- Ты слова запоминай, а потом их называй: огурец, помидор,репа, капуста...
Сначала эта цепочка состоит из двух, трех слов, четырех и так постепенно увеличивается, т.е. задача для ребенка усложняется.
Усложнить задачу можно за счет другого задания: запомнить цепочку слов, догадаться, о чем идет речь, повторить сказанное и добавить свое. Например, ребенку предлагается следующая цепочка слов: утюг, телевизор, пылесос... Ребенок повторяет цепочку слов и добавляет свое слово - холодильник, так как были названы электробытовые предметы.
«Встань туда, куда попрошу»
Логопед предлагает ребенку задание:
- Таня, встань за Петей и скажи, куда встала - Я встала за Петей.
- Где ты стоишь, Петя, по отношению к Тане? - Я стою перед Таней и т.д.
Условие: выделять голосом в речи нужные слова, в данном случае - предлоги.
«О ком рассказ?»
Логопед описывает одежду ребенка или его внешний вид. Например: О ком я говорю? У этого ребенка полосатая футболка с длинными рукавами и спортивные брюки. Ребенок: Вы говорите обо мне, потому что у меня полосатая футболка с длинными рукавами и спортивные брюки.
Фото 2
«Бубен»
Детям предлагаются задания: на громкие удары маршировать на месте, на тихие удары идти на месте на носочках, на один удар в бубен присесть и т.д.
«Посмотри и сделай так же»
Логопед поочередно показывает карточки со схемами различных движений и предлагает детям выполнить эти движения.
«Встать так, как указывают кружки, цифры»
Логопед предлагает детям взять любой кружок, затем показывает карточку с изображением цепочки из цветных кружков или ряда цифр и предлагает детям встать в такой же последовательности.
2-я группа. Упражнения на мышечную релаксацию
Обучение навыкам релаксации начинается с упражнений, позволяющих ребенку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Проще ощутить напряжение мышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног и т.д.
Цель упражнений: дать детям почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может сменяться приятным расслаблением, для чего обучать детей некоторым приемам расслабления. Начинать нужно с расслабления наиболее знакомых, крупных мышц рук, ног, корпуса, шеи.
Напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным. Обычно эти упражнения используются как один из структурных компонентов занятия, после игр
Фото 3
на внимание (перед упражнениями на развитие дыхания или одновременно с дыханием) с целью подготовки к дальнейшему свободному речевому общению, а также могут быть использованы воспитателем в любом режимном моменте в течение дня. Педагог контролирует умение ребенка расслаблять мышцы, помогает ощутить, понять состояние расслабления.
Дети должны уметь сосредоточить внимание на предлагаемых упражнениях и почувствовать, как приятно расслабление. Чтобы заинтересовать детей, подвести их к выполнению упражнений, можно разучить формулу общего покоя, которую следует произносить тихим голосом, в замедленном темпе, с длительными паузами:
Есть у нас игра такая -Очень легкая, простая: Замедляется движенье, Исчезает напряженье... И становится понятно: Расслабление - приятно! Этот текст может произносить сам взрослый или вместе с детьми.
Примерные упражнения, которые можно использовать как приемы расслабления (упражнения выполняются 2-3 раза):
1. «Кулачки» (см. фото 3, 4) Цель: расслабление мышц рук. Дети стоят, руки держат перед собой, пальцы сжаты в кулак.
Кулачки ребяток сжаты, Пальчики прижаты. Пальчики сильней сжимаем -А потом их разжимаем, разжимаем, собираем.
Фото 4
2. «Олени»
Цель: расслабление мышц рук. Дети поднимают скрещенные над головой руки с широко расставленными пальцами, изображая рога оленя. Напрягают руки, с силой раздвигая пальцы. Затем роняют их - расслабляют, отдыхают.
Упражнение можно выполнять сидя и стоя:
Посмотрите: мы - олени (пауза), Мы красивые олени. А теперь - немного лени... Руки не напряжены, А расслаблены они... Дышится легко и ровно, Глубоко. спокойно.
3. «Лимон»
Цель: расслабление мышц рук. Детям предлагается представить, как выдавливаем сок из лимона.
Логопед предлагает сжать лимон сильно-сильно:
- Вот сколько сока надавили (расслабление кистей рук). Давайте возьмем другой лимон и сожмем его еще крепче - напряжение, затем расслабить ладони.
4. «Напряженные руки» Цель: расслабление мышц рук.
Дети отводят напряженные руки в стороны, пальчики крепко сжаты в кулак. В момент расслабления руки падают вниз. Мы руки напрягаем, Пальчики сильней сжимаем, Мы руки опускаем и сразу отдыхаем. Нам становится понятно: Расслабление приятно.
5. «Журавли на болоте» Цель: расслабление мышц ног.
Ходьба с высоким подниманием коленей и вытягиванием вниз ступней ног при напряженных мышцах с последующим расслаблением мышц при опускании ноги. Журавли по болоту шагают, Длинные ноги свои поднимают, А потом их опускают, Напрягают, расслабляют - 2 раза
6. «Загорают ножки»
Цель: расслабление мышц ног. Упражнение выполняется сидя на стуле. Логопед. Представьте, что наши ножки загорают на солнце. Вытяните их вперед:
Фото 5
Мы прекрасно загораем, Ножки солнцу подставляем. Держим, держим, напрягаем. Загораем, загораем!
А потом их отпускаем! (ноги резко опустить на пол)
Ноги не напряжены, А расслаблены они...
7. «Кораблик» (см. фото 5) Цель: расслабление мышц ног. Логопед. Представьте, что мы на корабле.
Наш кораблик качается на волнах.
Нам трудно устоять на палубе. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире, а руки сложите за спиной.
Логопед произносит текст. Дети ритмично качаются из стороны в сторону, перенося тяжесть с одной ноги на другую.
Стало палубу качать, Невозможно устоять. Влево, вправо мы шагаем, Крепче ногу прижимаем, А другую расслабляем.
8. «Штанга»
Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса.
Движения выполняются согласно тексту. Штангу с пола поднимаем, Тело сильно напрягаем. Крепко держим. и бросаем. Напряженье улетело, И расслаблено все тело...
9. «Деревянные солдатики - тряпочные куколки»
Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса.
Деревянные солдатики - дети вытягиваются в струнку, ноги вместе, руки плотно прижаты вдоль туловища и делают повороты влево, вправо Тряпочные куколки - повороты, но расслабленным телом:
Напряженье улетело, И расслаблено все тело. Расслабленье нам понятно, Расслабление приятно.
10. «Стирка»
Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса.
Все движения выполняются согласно тексту:
Мы белье свое стираем, Сильно-сильно отжимаем, А теперь его повесим. Выше руки поднимаем, Мы их очень напрягаем, Держим... держим... и - бросаем! Напряженье улетело, И расслаблено все тело. Расслабленье нам понятно, Расслабление приятно.
11. «Любопытная Варвара» Цель: расслабление мышц шеи. Повороты головы влево, вправо в соответствии с текстом:
Любопытная Варвара Смотрит влево. Смотрит вправо. А потом опять вперед. Тут немного отдохнет: Шея не напряжена, А расслаблена она...
12. «Черепаха»
Цель: расслабление мышц шеи и плеч. Логопед. Представьте, что вы маленькие черепашки и греетесь на солнышке. Высунули голову, вытянули шею и смотрите, нет ли опасности. Все спокойно ... Можно расслабиться. Но берегитесь, приближается большая опасность, снова прячьте голову в панцирь.
13. «Солнышко»
Цель: расслабление мышц шеи и плеч. Поднять голову и посмотреть вверх - погреем лицо на солнышке.
Как приятно и тепло,
Греет солнце нам лицо.
Голову потом мы вниз наклоним,
Так немного отдохнем,
А потом опять начнем.
3-я группа.
Релаксационные комплексы
Цель: помочь детям избавиться от эмоционального напряжения, вызвать состояние покоя и расслабленности.
Релаксационные комплексы помогают в решении следующих коррекционных задач:
- развитие воображения;
- закрепление ранее полученных знаний с использованием образов воображения;
- повторение, закрепление и улучшение усвоения речевого материала;
- закрепление услышанного и увиденного в ходе занятия.
Комплексы могут проводиться как в середине, так и в конце занятия, в режимных моментах после активной деятельности детей (между занятиями, после музыкального и физкультурного занятий, подвижных игр и т.д.), могут сопровождаться музыкой. Большое значение при проведении релаксационных комплексов по представлению имеет интонация и голос логопеда, которые должны быть мягкими и спокойными. Такие упражнения являются первой ступенью к аутогенной тренировке.
У каждого комплекса всегда одно и то же начало, один и тот же конец:
Начало комплекса
Реснички опускаются.
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем.
Конец комплекса
Мы спокойно отдыхали.
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Глазки надо открывать.
Мы потянемся немножко,
Улыбнемся и проснемся!
Все чудесно расслабляется.
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык!
Нам понятно, что такое
Состояние покоя.
Комплекс 1
Дышится легко. и ровно. Глубоко. спокойно. Наши руки отдыхают. Ноги тоже отдыхают. Отдыхают. засыпают. Шея не напряжена, А расслаблена она... Губы чуть приоткрываются... Все чудесно расслабляется. Дышится легко. и ровно. Глубоко. спокойно.
Комплекс 2
Наши руки отдыхают. Ноги тоже отдыхают. Отдыхают. засыпают. Напряженье улетело. И расслаблено все тело... Губы не напряжены, Приоткрыты и теплы. И послушный наш язык Быть расслабленным привык. Дышится легко. и ровно. Глубоко. спокойно. Губы теплые и вялые, Но нисколько не усталые. Губы чуть приоткрываются...
Комплекс 3
Напряженье улетело. И расслаблено все тело... Будто мы лежим на пляже. Греет солнышко сейчас. Руки теплые у нас. Жарче солнышко сейчас. Ноги теплые у нас. Дышится легко. и ровно. Глубоко. спокойно.
Комплекс 4
Перед проведением некоторых комплексов можно дать детям задание: постараться увидеть картину, а потом рассказать, что увидели. Содержание комплекса может быть и таким:
«Мы лежим на песке. Песок теплый. Нам приятно лежать. Солнышко нас ласкает, ручки, ножки согревает. Дует легкий ветерок. Нам приятно так лежать. Мы лежим, расслабились, ленивые такие. Слушаем, как волны шумят. Вот одна волна догоняет другую и опять в море убегает, только камушки шуршат. Нам приятно слушать шум моря, плеск воды. А над морем шумной
стайкой летают чайки. Заметит чайка рыбку и кинется за ней в воду. Нам нравится слушать крик чаек. Но вот большая туча накрыла солнышко, стало прохладно, пора вставать».
Комплекс 5
Перед проведением этого комплекса детям предлагается постараться увидеть то, о чем будет говорить взрослый. А поскольку этот рассказ давался детям для пересказа, то увиденные образы позволят еще лучше его запомнить.
«Наступила весна. Пригрело теплое солнышко. На полянке начал таять снег. Побежали звонкие ручейки. А прошел день, другой, и снега вовсе не осталось. Ожили и квартиры в старом пне. Вылезли из-под коры жучки, букашки, расправили свои крылышки и полетели кто куда. Очнулись лягушки от зимнего сна, запрыгали к луже. А в канаве под опавшими листьями проснулся ежик. Вылез сонный. Стал лапками с иголочек сор очищать, да лапки у него короткие, до спинки не достать. Помылся, почистился ежик, да и пошел себе еду добывать. Теперь, лягушки, берегитесь ежика, он голодный -сразу вас съест. Прилетела к старому пню одна птичка, а к ней подлетела и другая с веточкой в клювике. И стали они вместе гнездо строить. Так вместо зимних квартир появились новые - весенние».
Во время проведения такого рода комплексов очень хорошо подбирать не только рассказы, но и стихи, лучше о временах года. Здесь важно помнить, что речь взрослого должна быть несколько замедлена, спокойна, выразительна, с длительными паузами.
4-я группа. Внушение мышечной и эмоциональной релаксации. Введение формул правильной речи
Цель: сосредоточить внимание детей на соблюдении речевых установок, которые обеспечивают правильность речи, спокойствие при общении в любой ситуации, уверенность в возможности всегда говорить красиво.
На фоне аутогенного расслабления можно проводить любые необходимые самовнуше-
ния, которые должны произноситься логопедом достаточно громким голосом, с уверенной интонацией и соблюдением всех речевых правил. Полезны общеречевые внушения, которые можно произносить несколькими детьми одновременно, а можно и индивидуально, изменив текст формулы:
Мы спокойны всегда - Я спокоен всегда. Говорим всегда красиво - Говорю всегда красиво, и т.д.
Формулы внушения можно проводить в любое время. Вот некоторые из них:
1.
Каждый день - всегда, везде, На занятиях, в игре, Громко, четко говорим, Никогда мы не спешим! Паузы мы соблюдаем! Звук ударный выделяем! Нам легко говорить! И не хочется спешить! Так спокойно, так приятно Говорим - и все понятно!
2.
Всегда и везде говорим плавно и красиво.
С каждым занятием моя речь становится все лучше и лучше.
Мне нравится говорить хорошо.
Я спокоен и уверен в своей речи.
Я всегда и везде буду говорить хорошо
3.
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо!
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях!
Мы спокойны всегда!
Необходимо помнить, что ни один из приемов сам по себе, в отдельности, не может дать прочных и окончательных результатов. Только длительная и кропотливая систематическая работа обязательно даст положительные результаты в работе с заикающимися детьми и сделает стеснительного и нерешительного - смелым, чересчур подвижного -более спокойным, беспорядочного - организованным. ■