Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО СОЛЬФЕДЖИО В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО СОЛЬФЕДЖИО В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
74
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сольфеджио / знание / музыка / нота / навыки / клавиатура / лад / звук / диктант. / solfegio / knowledge / music / note / skills / keyboard / mode / sound / dictation.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Парсегова Анна Петровна

курс сольфеджио, являясь основным теоретическим предметом, начиная с первого класса специальной музыкальной школы, выполняет несколько основополагающих задач в процессе обучения. С одной стороны, предмет сольфеджио развивает необходимые знания и навыки, на первых порах – закладывает фундамент музыкальной грамоты, обучает грамотному оформлению нотного текста, умению читать и узнавать ноты на нотоносце и клавиатуре, находить их, петь и играть их. Этот непрерывный процесс обучения продолжается на всех видах и формах работы: будь то пение номера с дирижированием, определение ступеней лада, устойчивых и неустойчивых звуков и, наконец, тоники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE TASKS IN SOLFEGIO AT A SPECIAL SCHOOL

the solfegio course, being the main theoretical subject, starting from the first grade of a special music school, performs several fundamental tasks in the learning process. On the one hand, the subject of solfegio develops the necessary knowledge and skills, at first it lays the foundation for musical literacy, teaches the competent design of musical text, the ability to read and recognize notes on the staff and keyboard, find them, sing and play them. This continuous learning process continues in all types and forms of work: whether it is singing a number with conducting, determining the steps of the mode, stable and unstable sounds, and finally, tonics.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО СОЛЬФЕДЖИО В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО СОЛЬФЕДЖИО В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Парсегова А.П.

Парсегова Анна Петровна - преподаватель высшей квалификационной категории, Республиканская средняя специальная музыкальная школа им. В. Успенского, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: курс сольфеджио, являясь основным теоретическим предметом, начиная с первого класса специальной музыкальной школы, выполняет несколько основополагающих задач в процессе обучения. С одной стороны, предмет сольфеджио развивает необходимые знания и навыки, на первых порах -закладывает фундамент музыкальной грамоты, обучает грамотному оформлению нотного текста, умению читать и узнавать ноты на нотоносце и клавиатуре, находить их, петь и играть их. Этот непрерывный процесс обучения продолжается на всех видах и формах работы: будь то пение номера с дирижированием, определение ступеней лада, устойчивых и неустойчивых звуков и, наконец, тоники. Ключевые слова: сольфеджио, знание, музыка, нота, навыки, клавиатура, лад, звук, диктант.

CREATIVE TASKS IN SOLFEGIO AT A SPECIAL SCHOOL

Parsegova A-Р.

Parsegova Anna Petrovna - Teacher of the highest qualification category, REPUBLICAN SECONDARY SPECIAL MUSICAL SCHOOL NAMED AFTER V. USPENSKY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the solfegio course, being the main theoretical subject, starting from the first grade of a special music school, performs several fundamental tasks in the learning process. On the one hand, the subject of solfegio develops the necessary knowledge and skills, at first it lays the foundation for musical literacy, teaches the competent design of musical text, the ability to read and recognize notes on the staff and keyboard, find them, sing and play them. This continuous learning process continues in all types and forms of work: whether it is singing a number with conducting, determining the steps of the mode, stable and unstable sounds, and finally, tonics. Keywords: solfegio, knowledge, music, note, skills, keyboard, mode, sound, dictation.

Особое внимание - работе над диктантом. Диктант, пожалуй, является одной из постоянных составляющих в многочисленных видах работы, к которому педагог обращается каждый урок. По сути, диктант занимается воспитанием слуха и памяти, так необходимых ученику в период становления, и этот процесс занимает не один год.

По мере накопления знаний, усложнения материала, усложняются и условия и требования к написанию диктанта, он увеличивается в объеме (8 тактов), усложняется его ладотональная сторона, ритмические особенности, появляются различные признаки других видов мажора, минора, наконец, диктант перестает быть одноголосным, а звучит в двух(трех)голосном изложении.

Таким образом, намеченные здесь вкратце, требования к освоению диктанта - как одной из сложных форм работы - становятся еще сложнее, пока ученик не научится заниматься диктантом самостоятельно, писать его не только в классе, под руководством учителя, но и дома. Здесь существует несколько методик, которые ученик, под руководством учителя, должен освоить, чтобы перейти к домашним формам работы над диктантом - не только в классе.

Немаловажную роль здесь играет работа над развитием внутреннего слуха, и конечно, памяти. Конечно, приветствуется сольфеджирование номеров с правильным дирижированием, но внутреннему слуху пропевание ни к чему, работа может проходить в тишине. Таким образом, сложность и многогранность предмета сольфеджио - очевидна, один урок не может быть похож на другой - в силу многогранности задач, выполняемых педагогом.

В этом смысле могут быть интересны разнообразные творческие задания, в которых педагог проигрывает первую часть диктанта (первое предложение), ученикам же предлагается написать продолжение и закончить построение в форме периода. По мере усложнения материала и прохождения темы «Отклонение и модуляция в тональности диатонического родства» - эти виды работы также могут быть включены как составляющие - в освоение темы.

Нами ранее были освещены некоторые вопросы практических творческих заданий - с учениками 8 класса - в процессе изучения темы «Отклонения и модуляция в тональности диатонического родства» - в освоении игры и пения гармонических последовательностей (из 8-10 аккордов) - на примере перехода из одной тональности в другую (в условиях отклонения и модуляции), даны примеры для игры пения, гармонического анализа. Нам показалось интересным включить практическое освоение подобных переходов - в условиях диктанта.

Для примера мы остановились на сборнике двухголосных диктантов И. Русяевой, в котором нас привлекло разграничение материалов по классам, включение разного рода трудностей (даются примеры не

только в гомофонном складе, но и в полифоническом, в разной технике письма). Кроме того, нас привлекла работа над двухголосными диктантами.

Один из разделов для восьмого класса озаглавлен «Ответные предложения». Здесь даны первые четыре такта, дальше учителю предстоит показать, как могут «разворачиваться» события в условиях однотонального (или модулирующего) периода. Далее мы приводим примеры нескольких образцов сборника И. Русяевой:

Рис. 1. Пример. Первое предложение.

Остановимся на примере № 497. Первый четырехтакта излагается в ми-миноре, с четкой гармонической поддержкой баса, с остановкой на Б в четвертом такте. Педагогу целесообразно показать примеры:

а) однотонального периода с отклонением в родственную тональность;

б) модулирующего периода.

Все, конечно, должно подкрепляться примерами.

Рис. 2. Пример. Однотональный период

Наверное, целесообразно было бы объяснить, что подобное построение называется периодом повторной структуры, т.к. два предложения имеют похожие начала (первый, пятый такт), и на этом мотиве разворачивается нисходящая секвенция с отклонением в параллельный соль-мажор и завершением в исходной тональности. Следующий пример - модулирующего периода (на то же начальное условие):

Рис. 3. Пример. Модулирующий период

Как видим, второй вариант б) - также представляет собой период повторной структуры, но отклонение в соль мажор приводит к утверждению новой тональности, и период становится модулирующим. В процессе

объяснения педагог может заглянуть дальше и показать, как иногда меняется склад (из гомофонного - в полифонический), но также, с использованием модуляции, теперь уже в до-мажор:

Рис. 4. Пример. Модулирующий период в полифоническом складе.

В предложенном третьем варианте - тема излагается в басу, что создает имитацию с начальным изложением, снова нисходящая секвенция на этот раз приводит к до-мажору. Таким образом, мы поэтапно продемонстрировали, как на основе четырехтактового условия могут родиться несколько вариантов ответных предложений, что позволило нам показать рождение однотонального и модулирующего периода -в различной технике письма и с разными тональными утверждениями. Все дальнейшее движение в освоении темы «Модуляция и отклонение в тональности диатонического родства» - может включать в себя такие формы работы, как: определение на слух, пение гармонических последовательностей, игру, работу над диктантом.

Подобные формы работы, в сочетании с гармоническим анализом, позволят юному музыканту свободно ориентироваться в технике и способах перехода, видеть в нотах тональные переключения - что, несомненно, позволит развить необходимые способности и навыки в дальнейшем творческом обучении.

Список литературы /References

1. Ручьевская Е. Функции музыкальной темы. Москва, 1982.

2. Русяева И. Сборник двухголосных диктантов. Москва, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.