Научная статья на тему 'Особенности интерактивного обучения студентов консерватории в условиях реализации компетентностного подхода в высшем образовании (на примере преподавания музыкальных дисциплин)'

Особенности интерактивного обучения студентов консерватории в условиях реализации компетентностного подхода в высшем образовании (на примере преподавания музыкальных дисциплин) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
423
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ВЫСШЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INTERACTIVE LEARNING / INTERACTIVE FORMS AND METHODS OF TRAINING / COMPETENCE APPROACH / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / HIGHER MUSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белобородов Александр Сергеевич, Останина Светлана Александровна

Использование интерактивного обучения является важным условием становления личности современного выпускника вуза, обладающего необходимыми профессиональными компетенциями. В статье рассматриваются особенности интерактивного обучения студентов консерватории. Авторы представляют обзор интерактивных форм и методов обучения, используемых в процессе преподавания музыкальных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features interactive teaching conservatory students in the conditions of realization of the competence approach in higher education (for example, the teaching of musical disciplines)

The use of interactive learning is essential for the formation of the personality of the modern university graduate with the necessary expertise. The article discusses the features of online learning students Conservatory. The authors present a review of interactive forms and methods used in the teaching of musical disciplines.

Текст научной работы на тему «Особенности интерактивного обучения студентов консерватории в условиях реализации компетентностного подхода в высшем образовании (на примере преподавания музыкальных дисциплин)»

УДК 378.1 ББК 74.5

Белобородов Александр Сергеевич

профессор

Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова г. Петрозаводск Останина Светлана Александровна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова г. Петрозаводск Beloborodov Alexander Sergeevich Professor

Petrozavodsk state Conservatory name A. K. Glazunov

Petrozavodsk Ostanina Svetlana Aleksandrovna

Candidate of Pedagogics, Assistance Professor Chair of Humanities and Socio-Economic Subjects Petrozavodsk state Conservatory name A.K. Glazunov

Petrozavodsk o staninasa@mail. ru

Особенности интерактивного обучения студентов консерватории в условиях реализации компетентностного подхода в высшем образовании (на примере преподавания музыкальных дисциплин) Features interactive teaching conservatory students in the conditions of realization of the competence approach in higher education (for example, the teaching of musical disciplines) Использование интерактивного обучения является важным условием становления личности современного выпускника вуза, обладающего необходимыми профессиональными компетенциями. В статье рассматриваются особенности интерактивного обучения студентов консерватории. Авторы представляют обзор интерактивных форм и методов обучения, используемых в процессе преподавания музыкальных дисциплин.

The use of interactive learning is essential for the formation of the personality of the modern university graduate with the necessary expertise. The article discusses the features of online learning students Conservatory. The authors present a review of interactive forms and methods used in the teaching of musical disciplines.

Ключевые слова: интерактивное обучение, интерактивные формы и методы обучения, компетентностный подход, федеральные государственные образовательные стандарты, высшее музыкальное образование.

Key words: interactive learning, interactive forms and methods of training, competence approach, federal state educational standards, higher musical education.

Понятие «интерактивное обучение» происходит от термина «интеракция»

(от англ. - взаимодействие), которое как определение впервые возникло в социологии и социальной психологии. Так, в психологии интеракция рассматривается, как «способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком)». Социальная интеракция - процесс, при котором индивиды в ходе коммуникации в группе своим поведением влияют на других индивидов, вызывая ответные реакции [2, с.8].

В образовании понятие «интерактивное обучение» не является новым. Данной проблеме посвящены труды А.А. Вербицкого, И.А. Зимней, Г.А. Китайгородской, М.В. Кларина, В.В. Серикова, Г.Н. Щедровицкого и других исследователей. Тем не менее, целостная теория интерактивного обучения, тем более в отношении высшего образования, до сих пор четко не выстроена. В системе музыкального образования интерактивное обучение как педагогическая категория является малоизученным.

Обратимся к одному из определений. «Интерактивное обучение - способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся и педагога, где все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу сотрудничества и сотворчества» [2, с.8].

По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и обучающихся: педагог не дает только готовые знания, а побуждает обучающихся к самостоятельному их поиску, создает условия для проявления инициативы всех участников образовательного процесса.

Одним из требований к условиям реализации основных образовательных программ высшего образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения является широкое использование в учебном процессе вуза активных и интерактивных форм проведения занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов. Согласно образовательным стандартам, удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах в системе музыкального образования, определяется особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. В среднем, он должен составлять от 20 до 50 процентов от аудиторных занятий.

В условиях реализации компетентностного подхода в системе высшего образования становится очевидным, что необходимо перевести студентов из пассивных потребителей знаний в их активных творцов, умеющих сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность [1, с.68-69].

Внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе. В процессе обучения важно обращать внимание на методы, при которых обучающиеся идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают интерактивные методы обучения.

Учебный процесс, опирающийся на использовании интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность преподавателя и студентов означает, что каждый из них вносит свой особый индивидуальный вклад в организацию и реализацию учебной деятельности; происходит интенсивный обмен знаниями, идеями, способами деятельности. В процессе занятий используются разнообразные формы работы - индивидуальная, парная, групповая; активно внедряются ролевые и деловые игры, дискуссии, дебаты и др.

Таким образом, создается особая креативная среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, основанным на принципах равенства идей, толерантности, накопления совместного знания, возможности взаимной оценки и контроля, реализации обязательной обратной связи.

В контексте данного исследования подчеркнем, что в отличие от образовательных дисциплин, реализуемых в различных вузах, в консерватории практически все музыкальные дисциплины предполагают именно активные формы и методы проведения занятий. В музыкальном образовании к формам интерактивного обучения относятся интерактивный урок, семинар, мастер-класс, творческая мастерская, тренинг; к интерактивным методам - диалог, групповая дискуссия, «мозговой штурм», «круглый стол», ролевые игры, метод проектов и другие.

Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. В отличие от последних, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование их активности в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на эффективное достижение запланированных целей обучения.

Так, в курсе изучения музыкальных дисциплин «Сольфеджио» и «Гармония» используются следующие активные и интерактивные формы и методы: мастер-класс, творческая мастерская, дискуссия, ролевые игры, кейсы, творческие задания, метод портфолио, методы аналогии, инверсии, эмпатии, сократический диалог.

Подчеркнем, что занятия по сольфеджио, в принципе, исключают пассивную форму работы. Практически все разделы данной дисциплины (сольфеджирование, музыкальный диктант, слуховой анализ) предполагают

активные и интерактивные формы и методы, которые могут органично сочетаться. Остановимся на некоторых из них.

В частности, к активным формам работы на сольфеджио относятся такие письменные задания (упражнения), как написание диктантов. Диктанты можно разделить на следующие виды:

а) полифонические;

б) гармонические;

в) диктанты в свободной фактуре гомофонно-гармонического склада из творчества композиторов (например, вступление к опере «Тристан и Изольда» Р. Вагнера (отрывок с секвенционным развитием) или начальный период 1-й части 5-й сонаты для фортепиано С. Прокофьева);

г) диктанты с элементами кейса, выполняющиеся по определенному заданию, которое включает в себя дифференциацию и выделение мелодической линии из общей фактуры гомофонно-гармонического склада, исполненной на фортепиано. Например,1-я вариация финала 2-й фортепианной сонаты Д. Шостаковича;

д) диктанты в ансамблевой (в группах струнных и деревянно-духовых инструментов) и оркестровой фактуре с использованием аудиозаписей;

е) диктанты с определением оркестровых тембров, в перспективе в различных сочетаниях, начиная с простейших упражнений и примеров из творчества композиторов. Например, дуэты, трио, квартеты и квинтеты деревянно-духовых инструментов. В этом виде диктанта необходимо использовать элементы ролевой игры, где студенты индивидуально отвечают за определенный тембр и определенным образом на них реагируют;

ж) устные диктанты

Итак, мы видим, что такая форма работы, как диктант может включать в себя неограниченные варианты его написания, позволяя каждому студенту проявить свои индивидуальные возможности, внести свой вклад в совместную деятельность.

Также в процессе написания диктанта можно использоваться следующий элемент ролевой игры. Например, студент, написавший полифонический диктант раньше остальных, начинает выполнять функции преподавателя. Ему предлагается проиграть диктант по своим написанным нотам. Этим он, безусловно, активизирует остальных студентов, вступая с ними в своеобразный диалог. Здесь же в продолжении может возникнуть более сложная форма интерактива, когда продвинутый студент зрительно запоминает диктант наизусть и пытается его воспроизвести без нот на фортепиано. Естественно, после оформления диктанта всеми студентами, его необходимо воспроизвести голосами в живом исполнении, где студенты исполняют разные партии.

Особую форму интерактива это приобретает в том случае, если ведет и воспроизводит весь этот процесс, т.е. дирижирует и контролирует, один из студентов. В данном случае активизируется его слуховой аналитический процесс, когда он должен как преподаватель привести в соответствие динамическое равновесие голосов, их тембральное соотношение (например, мы считаем, что женские голоса близки тембрам деревянно-духовых инструментов и здесь должно учитываться соответствие диапазонов и регистров, а проще сказать, английский рожок не должен звучать выше флейты). При этом дирижирующему студенту необходимо обращать внимание на ошибки в звучании, т.е. контролировать его своим слухом и не нарушить доверие остальных студентов, сохранив статус руководителя.

При столь активном взаимодействии студентов, организованном в форме сотрудничества, тем не менее, сохраняется и ключевая роль преподавателя, выступающего в качестве опытного наблюдателя, который при этом должен грамотно направить весь процесс, обращая внимание на пропущенные и незафиксированные неточности и ошибки.

Следующая проработка диктанта может иметь форму сольного выступления перед группой. В данном виде интерактивной работы студент должен пропеть выбранный голос полифонического диктанта, с исполнением

остальных голосов на фортепиано. При этом для него назначается оппонент, контролирующий своим слухом его исполнение и имеющий право вторгаться в процесс воспроизведения диктанта. После завершения данной формы работы вся группа принимает участие в обсуждении деятельности обоих участников завершившего процесса. И, наконец, если это был полифонический диктант, который соответствует уровню сложности, принятому для зачетных и экзаменационных требований, то он может войти в число экспозиций фуг в портфолио (для экзамена).

В курсе сольфеджио интерактивные формы и методы можно разнообразно варьировать и совмещать. Остановимся кратко еще на одном разделе. Речь пойдет об исполнении звукорядов натуральных ладов, которое возможно провести в форме ролевого взаимодействия студентов. В данном случае, каждый из партнеров выполняет свою неизменную функцию в любом сочетании с остальными, то есть поет заданный лад.

Одним из важных способов развития памяти, слуховой ориентации и умения сольфеджировать в сложных условиях, является совместное пение параллельных натуральных диатоник терциями, трезвучиями, септаккордами, нонаккордами, ундец- и терцдецимаккордами, к примеру, по белым клавишам, а также квартовыми трезвучиями, обращениями диатонических септаккордов, включающих в себя секунды в тесном расположении и, наконец, перейти к совместному пению всех (желательно, не менее семи человек), совпадающих по количеству гемитонных ладов диатоники в пределах интервала секунды друг от друга, в оговоренной звуковом составе от любой клавиши инструмента, например от «фа» малой октавы в секунду совместно воспроизводятся лидийский, миксолидийский, эолийский, локрийский и т.д.

В звучании этой гетерофонии возникает удивительное ощущение космизма из-за биения и вибрации больших и малых секунд. Следующим этапом можно использовать сочетание двух одинаковых по качеству ладов в сохраненном изначально интервальном соотношении. Таким образом,

возникает хроматическая диатоника, когда, к примеру, от звука «си» и от звука «ре» исполняются два параллельных ионийских лада.

Мы считаем, что это одна из высших форм ролевой игры в процессе музыкального обучения, когда накопленный опыт студентов выходит за рамки вербального общения на уровень музыкального сотрудничества и сотворчества.

Естественно, это не все формы интерактива, которые могут применяться в разделе пение звукорядов, не говоря уже об их определении на слух, а также отражение этой темы в музыкальной сольфеджийной литературе и творчестве композиторов. Но даже на этих примерах видны значительные возможности применения интерактивных форм и методов работы в рамках дисциплины «Сольфеджио».

Использование интерактивного взаимодействия участников образовательного процесса в рамках освоения дисциплины «Гармония» также многообразно. Так, интерактивные формы и методы обучения можно использовать при проверке домашних заданий или пройденных тем, которые могут быть составными в большом комплексе. Например, тема «Альтерация» включает в себя три подтемы: «Неаполитанский секстаккорд и аккорды его группы», «Альтерация остальных аккордов S группы», «Альтерация аккордов D группы». В свою очередь последняя тема подразделяется на «Альтерацию в мажоре» и «Альтерацию в миноре», а также «Альтерацию аккордов V ступени», «Альтерацию аккордов VII ступени». Следующие подразделение может касаться альтераций, свойственных венским классикам, романтикам, представителям национальных школ и композиторам XX века. Исходя из особенностей в изучении данных блоков, можно использовать в процессе изучения материала ситуационную задачу.

Содержание:

1. Преподаватель предлагает творческую задачу - составить период с использованием неаполитанской гармонии.

2. Один из студентов проигрывает свое задание. Неаполитанская гармония - яркая гармония, которая всегда определяется на слух. Преподаватель предлагает оппонентам (группа студентов) по слуху определить, какие именно аккорды неаполитанской группы представлены в данной периодической структуре. Каждый высказывает свои слуховые представления (плагальный оборот со вспомогательным неаполитанским секундаккордом, неаполитанский секстаккорд в каденции, проходящая септима от неаполитанского секстаккорда с удвоенной примой при переходе к неаполитанскому квинтсекстаккорду).

3. Каждому оппоненту предоставляется возможность представить свой вариант задания с использованием неаполитанской гармонии.

Данная форма работы всегда вызывает интерес и активность всей группы, поскольку многие студенты хотят добавить то, что не услышали предыдущие оппоненты. В процессе дальнейшей работы выстраивается ролевая игра, предполагающая следующий сценарий:

1. Один студент проигрывает сочиненную прелюдию на совмещение всех альтераций.

2. Студенты разбиваются на группы, чтобы иметь возможность совместно обсуждать принимаемые решения.

3. От каждой группы назначается представитель, который высказывает общее мнение своей группы.

4. Жюри из студентов оценивает выступления разных групп.

Ситуационные задачи на внимание должны касаться домашнего задания,

где следует употреблять альтерации в мажоре и миноре, двойные альтерации, альтерации с расщеплением тонов, альтерации подготовленные диатоникой и сохраненной в двух разных функциях, а также обязательных альтераций ум.УП7 и альтераций D9. Особая роль преподавателя заключается в том, чтобы обратить внимание студентов на достижение художественной задачи в области стилистического единства. Часто в таких прелюдиях студенты используют

альтерации, свойственные их любимым композиторам. В таких случаях возникают отрывки музыкальной ткани, свойственные Шуману, Листу, Шопену, Скрябину и т.д. Скорее всего, эти творческие опыты нужно считать стилизациями, но, несомненно, здесь присутствует метод эмпатии, даже если это происходит не вполне осознанно.

Подводя итоги вышеизложенному, хотелось подчеркнуть, что образовательный процесс, опирающийся на использование интерактивных форм и методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Интерактивное обучение основано на принципах взаимодействия, активности обучающихся, опоре на индивидуальный и групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается креативная среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.

Библиографический список

1. Останина, С. А. Организация самостоятельной работы студентов творческих вузов в условиях реализации ФГОС ВПО третьего поколения [Текст] / Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014.№6 (91). С. 68-73 (0,4 п.л.)

2. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. -М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 176с.

Bibliography

1. Ostanina, SA Organization of independent work of students of art schools in the conditions of implementation of the federal state educational standards third generation [Text] / Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University. 2014.№6 (91). Pp 68-73.

2. Panina, TS Modern ways of accelerating training [Text]: Proc. Guide for students vyssh.ucheb. institutions / TS. Panin, LN Vavilov. - M .: Publishing Center "Academy", 2006. - 176s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.