Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ У ОБУЧАЕМЫХ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ'

ТВОРЧЕСКИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ У ОБУЧАЕМЫХ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творчество / деятельность / формирование / навык / говорение / учащиеся / иностранный язык / педагог / занятие / creativity / activity / formation / skill / speaking / students / foreign language / teacher / lesson

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С Я. Ачмизова

В статье рассмотрены творческие виды деятельности в формировании навыков говорения у учащихся на иностранном языке. Большое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала школьника и расширения возможностей образования, в том числе языкового. Целенаправленное интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Начиная с младшей школы, происходит отбор педагогами содержания иностранного школьного материала соразмерно интересам этого периода и их интеллектуальным возможностям. Исходя из этого, следует учесть, что процесс изучения иностранного языка в младших классах опирается на лексику, грамматику и фонетику. Автор пришел к выводу, что творческими являются способности человека, в процессе которых он может реализовывать свои креативные идеи. Воплощение и реализация творческих мыслей происходят в процессе обучения или воспитания личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С Я. Ачмизова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE TYPES OF ACTIVITIES IN FORMING STUDENTS’ SPEAKING SKILLS IN A FOREIGN LANGUAGE

The article deals with creative activities in the formation of speaking skills in a foreign language among students. Much attention is paid to how create such conditions what would facilitate the development of creative personal potential of schoolchildren and the expansion of educational opportunities, including language learning. Purposeful intensive development becomes one of the central tasks of teaching, the most important problem of its theory and practice. Starting from junior school, teachers select the content of foreign school material in proportion to the interests of this period and their intellectual capabilities. On this basis, it should be taken into account that the process of learning a foreign language in the younger grades is based on vocabulary, grammar and phonetics. The author concludes that creative abilities are the abilities of a person in the process of which he can realise his creative ideas. The embodiment and realisation of creative thoughts occur in the process of learning or in the process of education of an individual.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ У ОБУЧАЕМЫХ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ»

УДК 378

Achmizova S.Ya., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of English Philology, Adygeya State University (Maykop, Russia),

E-mail: achmizova2012@mail.ru

CREATIVE TYPES OF ACTIVITIES IN FORMING STUDENTS' SPEAKING SKILLS IN A FOREIGN LANGUAGE. The article deals with creative activities in the formation of speaking skills in a foreign language among students. Much attention is paid to how create such conditions what would facilitate the development of creative personal potential of schoolchildren and the expansion of educational opportunities, including language learning. Purposeful intensive development becomes one of the central tasks of teaching, the most important problem of its theory and practice. Starting from junior school, teachers select the content of foreign school material in proportion to the interests of this period and their intellectual capabilities. On this basis, it should be taken into account that the process of learning a foreign language in the younger grades is based on vocabulary, grammar and phonetics. The author concludes that creative abilities are the abilities of a person in the process of which he can realise his creative ideas. The embodiment and realisation of creative thoughts occur in the process of learning or in the process of education of an individual.

Key words: creativity, activity, formation, skill, speaking, students, foreign language, teacher, lesson

С.Я. Ачмизова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп, E-mail: achmizova2012@mail.ru

ТВОРЧЕСКИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ У ОБУЧАЕМЫХ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

В статье рассмотрены творческие виды деятельности в формировании навыков говорения у учащихся на иностранном языке. Большое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала школьника и расширения возможностей образования, в том числе языкового. Целенаправленное интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Начиная с младшей школы, происходит отбор педагогами содержания иностранного школьного материала соразмерно интересам этого периода и их интеллектуальным возможностям. Исходя из этого, следует учесть, что процесс изучения иностранного языка в младших классах опирается на лексику, грамматику и фонетику Автор пришел к выводу, что творческими являются способности человека, в процессе которых он может реализовывать свои креативные идеи. Воплощение и реализация творческих мыслей происходят в процессе обучения или воспитания личности.

Ключевые слова: творчество, деятельность, формирование, навык, говорение, учащиеся, иностранный язык, педагог, занятие

Актуальность предлагаемой к рассмотрению темы обусловлена тем, что в настоящее время иностранный язык способствует эффективному формированию творческих способностей при развитии навыков говорения. У каждого учащегося все эти способности проявляются сугубо индивидуально, хотя все они владеют хорошими задатками к мышлению и творчеству. Конечно же, этому есть объяснение в связи с физиологической и психологической спецификой. Следовательно, учащиеся смогут в процессе разговорной речи развивать персональные творческие способности. В современное время иностранный язык является одним из самых приоритетных школьных дисциплин. Значит, у школьников есть шанс открывать для себя новую литературу и пользоваться разными методическими материалами. Кроме того, процесс изучения иностранного языка способствует улучшению памяти, внимания. Всему этому способствует прекрасное владение языком и развитое абстрактное мышление. А это влечет за собой акцентирование педагогами на уроках на развитии творческих способностей школьников, так как происходит расширение кругозора и разрушение стереотипов у учащихся. Перед учителем стоит цель обучения учащихся начальной школы говорению, что проявляется в формировании речевых навыков, которые помогли бы ученикам применять их ежедневно в случае общения с людьми.

Цель данной статьи заключается в рассмотрении возможности формирования навыков говорения у учащихся на иностранном языке с помощью творческих видов деятельности.

Основные задачи статьи можно определить следующим образом: рассмотреть современные способы обучения говорению на уроках иностранного языка; изучить дефиницию «творческие способности»; охарактеризовать виды детского творчества.

Методы исследования при подготовке данной статьи включали в себя теоретические (анализ научной, педагогической и методической литературы) и практические аспекты (наблюдение за школьниками).

Научная новизна статьи определяется тем, что выявлены творческие способности школьников, способствующие формированию навыков говорения у учащихся на иностранном языке.

Теоретическая значимость статьи заключается в том, что рассмотрены современные способы обучения говорению на уроках иностранного языка.

Практическая значимость заключается в том, что внедрение творческих видов деятельности в процесс обучения в начальной школе может помочь при освоении навыков говорения на иностранном языке и послужить мотивацией для становления в будущем творческой личностью.

Большое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала школьника и расширения возможностей образования, в том числе языкового. Целенаправленное интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики.

Речевая деятельность, во время которой происходит устное вербальное общение, называется говорением. Само содержание говорения проявляется в выражении мыслей ученика в устном формате. При говорении возникают различные затруднения. С помощью языка происходит коммуникация между собеседниками, тем самым возникает речь. К примеру, австрийский историк Ф. Кайнц писал, что «речью является та речь, которая происходит у учащегося осознанно» [1, с. 383-386].

Педагог Н.Д. Гальскова дала следующую характеристику дефиниции: «говорение» - вид устного общения, с помощью которого происходит обмен информацией, в процессе чего возникает взаимопонимание с обеих сторон [2, с. 336].

В современной методике преподавания практикуется взаимосвязь устной и письменной речи во время занятий. Основа самого обучения делает акцент именно на устной речи. В первую очередь школьники воспринимают речь педагога, затем отрабатывают навыки говорения с окружающими людьми, стараются в письменном виде передавать свои мысли вслух. Здесь следует применять метод устного опережения, что означает устную передачу школьного материала, при которой разговорная речь предшествует письменной. При таком способе речь является базой, благодаря которой происходит овладение письменной речью.

Лингвист П. Губерина и писатель Р. Ренар. выделяют аудиовизуальный метод, который опирается на прослушивании текстов в большом количестве и проговаривании языковых ситуаций вслух, в процессе которых происходит автоматизация произносительных навыков и усовершенствование словарного запаса [3, с. 288].

Основоположник аудиолингвального метода лингвист-структуралист Ч. Фриз и методист Р. Ладо считали, что овладение иностранным языком происходит благодаря освоению языковых структур, а не заучиванию грамматических правил и новых лексических единиц. Сам процесс обучения и развития опирается на общение с носителями изучаемого языка. Именно поэтому на занятиях педагоги делают акцент на составление разнообразных диалогов и ситуаций, где учащийся сможет проявить себя. Педагоги часто прибегают к таким заданиям, как повторение конкретных фраз, перефразирование и подстановка слов по предложенной схеме. В данном методе учитель является наставником, который обязан предоставлять школьникам задания и задавать образец человека, с которого учащиеся захотят брать пример. Благодаря этому методу школьники знакомятся с культурой страны изучаемого языка и её традициями [4, с. 212].

Следует добавить, что любую учебную деятельность школьника можно сравнивать с творчеством. Например, так поступал Л.С. Выготский. Весь окружающий мир вокруг себя ребёнок не способен передать словами, он выражает это в творческой деятельности. Помимо того, существует мнение, что в процессе творчества ребёнок показывает себя окружающим его людям и рассказывает о своих интересах и творческой задумке. Следует понимать, что взрослый должен иметь педагогический взгляд на искусство ребёнка. При этом хвалить школьника необходимо не только при завершении его «творческого проекта», но и в процессе создания.

О.М. Дьяченко были изучены концепции творческого воображения ученика. В ее разработках фантазирование является одним из самых важных аспектов в творческой деятельности. Благодаря фантазированию наступает осмысление детского творчества и разнообразных его подходов [5, с. 185].

Художественное творчество проявляется у учащегося при помощи создания рисунков, поделок и живописных работ. Благодаря этому ребёнок формирует и развивает собственные эстетические стороны. Также о художественном творчестве рассуждал русский писатель Л.Н. Толстой, который считал, что искусство -это человеческая деятельность, в которой школьник посредством своих работ передаёт другому человеку эмоции, чувства и собственные взгляды на жизнь, в то время как другие получают от сделанного эстетическое удовольствие [6, с. 41].

Изобразительное искусство - это результат художественно-творческой деятельности, отображающий представления школьника об окружающем его мире. Ещё одна известная в современном мире отрасль искусства - это литературное творчество. Именно оно оказывает влияние на развитие многих других ранее упомянутых видов. Благодаря творческой литературной деятельности учащийся приобретает ценный опыт и развивает способность выражать себя в слове среди других его сверстников.

Следует поговорить о музыкальном творчестве. Этот вид может проявляться по-разному. Например, с помощью игры на инструментах, в восприятии музыки, в интерпретации или сочинении собственных произведений.

Советский музыковед Б.Л. Яворский заметил, что именно этот вид детского творчества значительно влияет на окружающий мир ребёнка. Способности к музыкальному творчеству начинают проявляться у ученика в детском возрасте, при первых движениях под музыку [7, с. 2].

Каждый из вышеназванных видов является главным для полноценного развития школьника. Музыкант-педагог Н. Ветлугина провела исследование, где проанализировала способности учащихся в выполнении заданий, связанных с творческой деятельностью, и пути развития детского творчества. Прежде всего рассмотрим его условия возникновения. Во-первых, это впечатления от услышанного или увиденного, что в итоге станет источником самого творчества. Во-вторых, опыт. В процессе какого-либо креативного дела учащиеся приобретают необходимые навыки и умения для осуществления собственных идей в дальнейшем.

Далее следует отметить, что, помимо условий возникновения детского творчества, Ветлугина Н.А. выделила этапы его развития. На первом этапе стоит подражание учащихся педагогу. Здесь важно делать акцент на заданиях, которые опираются на ориентировку творческой деятельности, но при этом давать установку на создание в них чего-то индивидуального.

На втором месте находится работа педагога вместе с учащимся. На данном этапе педагог выступает как помощник, в то время как сам ученик проявляет инициативу в выполнении или составлении того или иного упражнения. И, наконец, на третьем этапе ребёнок действует абсолютно в самостоятельной форме, без применения образцов взрослых людей.

Из понятия детского творчества вытекает такое определение, как творческие способности. Это умение учащегося принимать креативные решения и создавать новые идеи. Развитие творческих способностей играет огромную роль в начальном образовании.

В современном мире педагоги в большой степени делают акцент на развитии творчества и креативного мышления. Для того чтобы достичь успешного результата, они прибегают к такому подходу, как гуманистический. Он заключается в продвижении потенциала учащегося. На сегодняшний день педагоги выдви-

Библиографический список

гают на передний план проблему уникального мышления ребёнка в творчестве. Большинство педагогов опираются на то, что творческие способности учеников напрямую зависят от умственных. Что же такое творческие способности на самом деле? Существует несколько точек зрения, касающихся указанного понятия. Для того чтобы разобраться в поставленном вопросе, нужно обратиться к психологам.

По мнению Шадрикова В.Д., «творческие способности» выделяют как порядок функциональных систем, которые служат для выполнения психических функций [8, с. 87]. Творческими способностями в педагогике являются особенности обучаемых, которые обусловливаются результативным выполнением определённого рода деятельности. С философской точки зрения под понятием «творческие способности» подразумеваются особенности человека, являющиеся индивидуальным критерием воплощения конкретного вида работы. Моделью, по которой создаются способы диагностирования творческих способностей, обязаны стать не тестовые работы, а произведения самих «творцов». Это обусловливается тем, что сами тесты ограничиваются только одним вариантом ответа и тем самым лишают возможности людей проявить свой потенциал. Следовательно, основная задача педагога и учебного заведения заключается в выявлении творческих способностей учащихся и направлении их на верный путь. Помимо этого, упомянутая задача основывается на развитии творческих способностей обучаемых в индивидуальной форме, что в целом способствует интенсивному развитию личности обучаемого [9; 10].

Познавательная деятельность обучаемых в образовательном процессе всегда должна направляться и организовываться педагогом. Зачастую педагог ограничивается воспроизведением, что, соответственно, уменьшает заинтересованность и активность школьников, а также не способствует формированию у них творческого отношения к изучаемому. Как мы считаем, на занятиях по английскому языку текст вполне может быть применен для развития творческих способностей обучающихся.

Таким образом, рассмотрев мнения вышеназванных психологов, педагогов и философов, можно сделать вывод, что творческими являются способности человека, в процессе которых он может реализовывать свои творческие идеи. Воплощение и реализация творческих мыслей происходят в процессе обучения или же в процессе воспитания личности. Данные процессы тесно связаны друг с другом. Исходя из этого, школа обязана создавать школьникам благоприятные условия для развития учащегося как творческой личности. Цель иноязычного образования через творческие виды деятельности определена как возможность воспитания творческой личности на примере необычных заданий и упражнений, проблемных ситуаций для лучшего усвоения чужого языка. Благодаря творческой деятельности у обучающихся формируются все необходимые качества и навыки, отвечающие нормам ФГОС о начальном образовании.

1. Нурушева Т.И. Использование интерактивного подхода в обучении говорению на уроках английского языка в старших классах. Молодой ученый. 2020; № 51 (341): 383-386. Available at https://moluch.ru/archive/341/76759/

2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учебное пособие. Москва: Издательский центр «Академия», 2013.

3. Бабинская П.К. и др. Практический курс методики преподавания иностранных языков: учебное пособие. Минск: ТетраСистемс, 2003.

4. Философия и наука в культурах Запада и Востока: материалы Международной молодежной конференции. Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2012.

5. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника: методическое пособие для воспитателей и родителей. Москва: Мозаика-Синтез, 2008.

6. Толстой Л.Н. Что такое искусство? Москва: типография Е. Гербек, 1898; Выпуск 1.

7. Жуйкова A.A. Развитие музыкальных способностей детей 4-5 лет в системе дополнительного музыкального образования. Концепт. 2016; № 9.

8. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. Москва, 1996.

9. Жданова С.Н. Социально-педагогическая теория освоения мира личностью. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012; № 10: 125-129.

10. Байханов И.Б. Самообразование как детерминант социально-профессионального развития личности. Миссия конфессий. 2020; Т. 9, Ч. 1, № 8 (49): 860-865. References

1. Nurusheva T.I. Ispol'zovanie interaktivnogo podhoda v obuchenii govoreniyu na urokah anglijskogo yazyka v starshih klassah. Molodoj uchenyj. 2020; № 51 (341): 383-386. Available at https://moluch.ru/archive/341/76759/

2. Gal'skova N.D., Gez N.I., Teoriya obucheniya inostrannym yazykam: Lingvodidaktika imetodika: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2013.

3. Babinskaya P.K. i dr. Prakticheskij kurs metodikiprepodavaniya inostrannyh yazykov: uchebnoe posobie. Minsk: TetraSistems, 2003.

4. Filosofiya i nauka v kulturah Zapada i Vostoka: materialy Mezhdunarodnoj molodezhnoj konferencii. Tomsk: Nacional'nyj issledovatel'skij Tomskij gosudarstvennyj universitet, 2012.

5. D'yachenko O.M. Razvitie voobrazheniya doshkol'nika: metodicheskoe posobie dlya vospitatelej i roditelej. Moskva: Mozaika-Sintez, 2008.

6. Tolstoj L.N. Chto takoe iskusstvo? Moskva: tipografiya E. Gerbek, 1898; Vypusk 1.

7. Zhujkova A.A. Razvitie muzykal'nyh sposobnostej detej 4-5 let v sisteme dopolnitel'nogo muzykal'nogo obrazovaniya. Koncept. 2016; № 9.

8. Shadrikov V.D. Psihologiya deyatel'nostiisposobnosticheloveka. Moskva, 1996.

9. Zhdanova S.N. Social'no-pedagogicheskaya teoriya osvoeniya mira lichnost'yu. Mezhdunarodnyjzhurnalprikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2012; № 10: 125-129.

10. Bajhanov I.B. Samoobrazovanie kak determinant social'no-professional'nogo razvitiya lichnosti. Missiya konfessij. 2020; T. 9, Ch. 1, № 8 (49): 860-865.

Статья поступила в редакцию 31.03.24

УДК 378

Bayrambekov M.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Drawing, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia); Head of Sector of Culture and Art of Nations of Dagestan, Dagestan Scientific Research Institute of Pedagogy n.a. A.A. Takho-Godi (Makhachkala, Russia), E-mail: bairambekov@mail.ru

Ramazanova E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dean of Faculty of Primary Classes, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: italikla888@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.