Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
начальное общее образование / оптимизация результатов реализации программ начального общего образования / дистанционный формат обучения / игровые технологии / веб-квест / primary general education / optimization of results of implementation of primary general education / distant learning / game technologies / web quest

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М М. Байрамбеков, Э А. Рамазанова

При работе над данной статьёй в качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка осветить некоторые, наиболее существенные, на их взгляд, вопросы, связанные с эффективным применением игровых технологий при дистанционной реализации программ начального общего образования. Раскрываются процессы, наиболее характерные для российской школы на современном этапе её развития. На основе их анализа доказывается важность совершенствования хода учебно-воспитательной работы, реализуемой дистанционно, в том числе посредством интеграции таких технологий. Далее раскрывается суть терминов «дистанционное обучение» и «игровые технологии». Авторы демонстрируют наиболее эффективную методику использования игровых технологий при проведении дистанционных занятий с учащимися начальных классов. Рассматриваются возможности некоторых цифровых платформ, на базе которых методика может быть реализована. Ближе к концу статьи изучаются основные составляющие структуры заданий, рассчитанных на выполнение учениками начальных классов в форме обучающих игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION OF GAMING TECHNOLOGIES IN TEACHING PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN A DISTANCE FORMAT

When working on this article, the authors identified as a research task an attempt to highlight some of the most significant, in their opinion, issues related to gaming technologies and their effective use in the primary general education in distant learning. The authors reveal processes that are most characteristic for the Russian school at its present stage. Based on their analysis, the research reveals importance of the course of educational work carried out remotely that improves such integration of the technologies. The paper provides the definisiton of the concepts “distance learning” and “gaming technologies”. The authors demonstrate a method of usin gaming technologies in distance learning with primary school students as the most effective one. The resaerchers consider the ways of using some digital platforms on whose basis this method could be implemented. The work studies tasks designed to be performed in the form of educational games by primary school students.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ»

Изобразительное искусство - это результат художественно-творческой деятельности, отображающий представления школьника об окружающем его мире. Ещё одна известная в современном мире отрасль искусства - это литературное творчество. Именно оно оказывает влияние на развитие многих других ранее упомянутых видов. Благодаря творческой литературной деятельности учащийся приобретает ценный опыт и развивает способность выражать себя в слове среди других его сверстников.

Следует поговорить о музыкальном творчестве. Этот вид может проявляться по-разному. Например, с помощью игры на инструментах, в восприятии музыки, в интерпретации или сочинении собственных произведений.

Советский музыковед Б.Л. Яворский заметил, что именно этот вид детского творчества значительно влияет на окружающий мир ребёнка. Способности к музыкальному творчеству начинают проявляться у ученика в детском возрасте, при первых движениях под музыку [7, с. 2].

Каждый из вышеназванных видов является главным для полноценного развития школьника. Музыкант-педагог Н. Ветлугина провела исследование, где проанализировала способности учащихся в выполнении заданий, связанных с творческой деятельностью, и пути развития детского творчества. Прежде всего рассмотрим его условия возникновения. Во-первых, это впечатления от услышанного или увиденного, что в итоге станет источником самого творчества. Во-вторых, опыт. В процессе какого-либо креативного дела учащиеся приобретают необходимые навыки и умения для осуществления собственных идей в дальнейшем.

Далее следует отметить, что, помимо условий возникновения детского творчества, Ветлугина Н.А. выделила этапы его развития. На первом этапе стоит подражание учащихся педагогу. Здесь важно делать акцент на заданиях, которые опираются на ориентировку творческой деятельности, но при этом давать установку на создание в них чего-то индивидуального.

На втором месте находится работа педагога вместе с учащимся. На данном этапе педагог выступает как помощник, в то время как сам ученик проявляет инициативу в выполнении или составлении того или иного упражнения. И, наконец, на третьем этапе ребёнок действует абсолютно в самостоятельной форме, без применения образцов взрослых людей.

Из понятия детского творчества вытекает такое определение, как творческие способности. Это умение учащегося принимать креативные решения и создавать новые идеи. Развитие творческих способностей играет огромную роль в начальном образовании.

В современном мире педагоги в большой степени делают акцент на развитии творчества и креативного мышления. Для того чтобы достичь успешного результата, они прибегают к такому подходу, как гуманистический. Он заключается в продвижении потенциала учащегося. На сегодняшний день педагоги выдви-

Библиографический список

гают на передний план проблему уникального мышления ребёнка в творчестве. Большинство педагогов опираются на то, что творческие способности учеников напрямую зависят от умственных. Что же такое творческие способности на самом деле? Существует несколько точек зрения, касающихся указанного понятия. Для того чтобы разобраться в поставленном вопросе, нужно обратиться к психологам.

По мнению Шадрикова В.Д., «творческие способности» выделяют как порядок функциональных систем, которые служат для выполнения психических функций [8, с. 87]. Творческими способностями в педагогике являются особенности обучаемых, которые обусловливаются результативным выполнением определённого рода деятельности. С философской точки зрения под понятием «творческие способности» подразумеваются особенности человека, являющиеся индивидуальным критерием воплощения конкретного вида работы. Моделью, по которой создаются способы диагностирования творческих способностей, обязаны стать не тестовые работы, а произведения самих «творцов». Это обусловливается тем, что сами тесты ограничиваются только одним вариантом ответа и тем самым лишают возможности людей проявить свой потенциал. Следовательно, основная задача педагога и учебного заведения заключается в выявлении творческих способностей учащихся и направлении их на верный путь. Помимо этого, упомянутая задача основывается на развитии творческих способностей обучаемых в индивидуальной форме, что в целом способствует интенсивному развитию личности обучаемого [9; 10].

Познавательная деятельность обучаемых в образовательном процессе всегда должна направляться и организовываться педагогом. Зачастую педагог ограничивается воспроизведением, что, соответственно, уменьшает заинтересованность и активность школьников, а также не способствует формированию у них творческого отношения к изучаемому. Как мы считаем, на занятиях по английскому языку текст вполне может быть применен для развития творческих способностей обучающихся.

Таким образом, рассмотрев мнения вышеназванных психологов, педагогов и философов, можно сделать вывод, что творческими являются способности человека, в процессе которых он может реализовывать свои творческие идеи. Воплощение и реализация творческих мыслей происходят в процессе обучения или же в процессе воспитания личности. Данные процессы тесно связаны друг с другом. Исходя из этого, школа обязана создавать школьникам благоприятные условия для развития учащегося как творческой личности. Цель иноязычного образования через творческие виды деятельности определена как возможность воспитания творческой личности на примере необычных заданий и упражнений, проблемных ситуаций для лучшего усвоения чужого языка. Благодаря творческой деятельности у обучающихся формируются все необходимые качества и навыки, отвечающие нормам ФГОС о начальном образовании.

1. Нурушева Т.И. Использование интерактивного подхода в обучении говорению на уроках английского языка в старших классах. Молодой ученый. 2020; № 51 (341): 383-386. Available at https://moluch.ru/archive/341/76759/

2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учебное пособие. Москва: Издательский центр «Академия», 2013.

3. Бабинская П.К. и др. Практический курс методики преподавания иностранных языков: учебное пособие. Минск: ТетраСистемс, 2003.

4. Философия и наука в культурах Запада и Востока: материалы Международной молодежной конференции. Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2012.

5. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника: методическое пособие для воспитателей и родителей. Москва: Мозаика-Синтез, 2008.

6. Толстой Л.Н. Что такое искусство? Москва: типография Е. Гербек, 1898; Выпуск 1.

7. Жуйкова A.A. Развитие музыкальных способностей детей 4-5 лет в системе дополнительного музыкального образования. Концепт. 2016; № 9.

8. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. Москва, 1996.

9. Жданова С.Н. Социально-педагогическая теория освоения мира личностью. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012; № 10: 125-129.

10. Байханов И.Б. Самообразование как детерминант социально-профессионального развития личности. Миссия конфессий. 2020; Т. 9, Ч. 1, № 8 (49): 860-865. References

1. Nurusheva T.I. Ispol'zovanie interaktivnogo podhoda v obuchenii govoreniyu na urokah anglijskogo yazyka v starshih klassah. Molodoj uchenyj. 2020; № 51 (341): 383-386. Available at https://moluch.ru/archive/341/76759/

2. Gal'skova N.D., Gez N.I., Teoriya obucheniya inostrannym yazykam: Lingvodidaktika imetodika: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2013.

3. Babinskaya P.K. i dr. Prakticheskij kurs metodikiprepodavaniya inostrannyh yazykov: uchebnoe posobie. Minsk: TetraSistems, 2003.

4. Filosofiya i nauka v kulturah Zapada i Vostoka: materialy Mezhdunarodnoj molodezhnoj konferencii. Tomsk: Nacional'nyj issledovatel'skij Tomskij gosudarstvennyj universitet, 2012.

5. D'yachenko O.M. Razvitie voobrazheniya doshkol'nika: metodicheskoe posobie dlya vospitatelej i roditelej. Moskva: Mozaika-Sintez, 2008.

6. Tolstoj L.N. Chto takoe iskusstvo? Moskva: tipografiya E. Gerbek, 1898; Vypusk 1.

7. Zhujkova A.A. Razvitie muzykal'nyh sposobnostej detej 4-5 let v sisteme dopolnitel'nogo muzykal'nogo obrazovaniya. Koncept. 2016; № 9.

8. Shadrikov V.D. Psihologiya deyatel'nostiisposobnosticheloveka. Moskva, 1996.

9. Zhdanova S.N. Social'no-pedagogicheskaya teoriya osvoeniya mira lichnost'yu. Mezhdunarodnyjzhurnalprikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2012; № 10: 125-129.

10. Bajhanov I.B. Samoobrazovanie kak determinant social'no-professional'nogo razvitiya lichnosti. Missiya konfessij. 2020; T. 9, Ch. 1, № 8 (49): 860-865.

Статья поступила в редакцию 31.03.24

УДК 378

Bayrambekov M.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Drawing, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia); Head of Sector of Culture and Art of Nations of Dagestan, Dagestan Scientific Research Institute of Pedagogy n.a. A.A. Takho-Godi (Makhachkala, Russia), E-mail: bairambekov@mail.ru

Ramazanova E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dean of Faculty of Primary Classes, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: italikla888@mail.ru

THE IMPLEMENTATION OF GAMING TECHNOLOGIES IN TEACHING PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN A DISTANCE FORMAT. When working on this article, the authors identified as a research task an attempt to highlight some of the most significant, in their opinion, issues related to gaming technologies and their effective use in the primary general education in distant learning. The authors reveal processes that are most characteristic for the Russian school at its present stage. Based on their analysis, the research reveals importance of the course of educational work carried out remotely that improves such integration of the technologies. The paper provides the definisiton of the concepts "distance learning" and "gaming technologies". The authors demonstrate a method of usin gaming technologies in distance learning with primary school students as the most effective one. The resaerchers consider the ways of using some digital platforms on whose basis this method could be implemented. The work studies tasks designed to be performed in the form of educational games by primary school students.

Key words: primary general education, optimization of results of implementation of primary general education, distant learning, game technologies, web quest

М.М. Байрамбеков, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», зав. сектором культуры и искусства народов Дагестана ГБУ РД «Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики имени А.А. Тахо-Годи», г. Махачкала, E-mail: bairambekov@mail.ru

Э.А. Рамазанова, канд. пед. наук, доц., декан факультета начальных классов ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: italikla888@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ

При работе над данной статьёй в качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка осветить некоторые, наиболее существенные, на их взгляд, вопросы, связанные с эффективным применением игровых технологий при дистанционной реализации программ начального общего образования. Раскрываются процессы, наиболее характерные для российской школы на современном этапе её развития. На основе их анализа доказывается важность совершенствования хода учебно-воспитательной работы, реализуемой дистанционно, в том числе посредством интеграции таких технологий. Далее раскрывается суть терминов «дистанционное обучение» и «игровые технологии». Авторы демонстрируют наиболее эффективную методику использования игровых технологий при проведении дистанционных занятий с учащимися начальных классов. Рассматриваются возможности некоторых цифровых платформ, на базе которых методика может быть реализована. Ближе к концу статьи изучаются основные составляющие структуры заданий, рассчитанных на выполнение учениками начальных классов в форме обучающих игр.

Ключевые слова: начальное общее образование, оптимизация результатов реализации программ начального общего образования, дистанционный формат обучения, игровые технологии, веб-квест

Актуальность темы статьи обусловлена тенденцией, при которой в современном обществе, а значит, и в образовательной системе, фиксируются существенные преобразования. Эти, последние, во многом связаны с углублением и расширением процессов цифровизации (И.Л. Алесина, Н.Д. Берман, А.О. Герш-ман, Т.Г Демьянова, С.М. Чечельницкая) [1-15].

Действительно, за последние три десятилетия соответствующие технологии успели проникнуть практически во все сферы человеческой деятельности, существенно изменив их (А.В. Антоновский, А.В. Герасимова, И.А. Коноплева, В.С. Коноплева, Д.Г Синицина, А.Е. Чунина). Соответственно, и от российской школы теперь требуется иной подход к реализации образовательных программ. Последний с необходимостью должен учитывать возможности информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) [1, с. 128].

Указанная выше тенденция приобрела особую актуальность, начиная с марта 2020 г - периода, когда в связи с противодействием пандемии COVID-19 во всех отечественных школах был реализован переход к дистанционному формату обучения (И.Н. Голицына, В.И. Долгова, Н.В. Крыжановская, В.В. Ратаева). Начиная с этого времени, в российском образовании, в том числе начальном, возможности различных цифровых сервисов, прежде всего в целях реализации образовательных программ в дистанционном и смешанном форматах, используются достаточно широко.

Накопленный за истекший период опыт показывает: при такой организации работы с младшими школьниками важными факторами, влияющими на её успешность, являются:

- возможность доступа субъектов образовательных отношений к различным источникам информации [2, с. 119];

- простота организации групповой работы над решением учебных задач (М.С. Бухаркина, Ю.М. Васина, И.Г Захаров, С.К. Калдыбаев, А.Д. Онгарбаева, Е.С. Полат, А.В. Царева);

- широкое применение форм работы, направленных на повышение учебной мотивации младшеклассников;

- использование элементов соревновательности [3, с. 145].

Реализации этих факторов может в значительной степени поспособствовать использование игровых технологий [2, с. 121]. Последнему посвящено наше исследование.

Таким образом, его цель - освещение наиболее существенных, на взгляд авторов, вопросов, связанных с эффективной реализацией игровых технологий при обучении младших школьников в дистанционном формате.

С поставленной целью коррелируют задачи:

- раскрыть смысл термина «дистанционное обучение»;

- дать определение понятию «игровые технологии»;

- продемонстрировать наиболее эффективную, по нашему мнению, методику использования игровых технологий при проведении дистанционных занятий с учащимися начальных классов;

- рассмотреть возможности некоторых цифровых платформ, на базе которых такая методика может быть реализована;

- с учётом ключевых характеристик методологии и инструментальной базы, доступных учащимся и педагогам современных российских школ, изучить основные составляющие структуры заданий, рассчитанных на выполнение в форме обучающих игр учениками начальных классов.

По ходу решения перечисленных выше задач применялись такие методы исследования, как анализ собственного педагогического опыта авторов и изучение литературы, посвящённой указанной проблематике.

Научная новизна статьи заключается в том, что на её страницах была продемонстрирована обладающая, на наш взгляд, определённой эффективностью методика использования игровых технологий при работе с младшими школьниками, реализуемой в дистанционном формате.

Теоретическая значимость состоит в изучении возможностей некоторых цифровых платформ, на базе которых эта методика может быть с успехом реализована.

Практическая значимость видится в исследовании результативности применения интересующих нас педагогических технологий на конкретных примерах.

Согласно современным представлениям, дистанционное обучение представляет собой такую форму взаимодействия между педагогом и обучающимися, которая характеризуется тремя отличительными чертами. К ним относятся:

- наличие всех признаков, присущих образовательному процессу, таких, как цели, содержание, методы, специфические организационные формы и средства осуществления (Л.Л. Босова, В.А. Вишневский, З.К. Джаубаева, И.Н. Журавлёва, Ю.Б. Зотов, Э.И. Умерова);

- значительная, в сравнении с очным форматом, удалённость субъектов друг от друга;

- широкая реализация информационных и телекоммуникационных технологий, либо иных средств дистанционного взаимодействия [4, с. 215].

В педагогике понятие «игровые технологии» обычно трактуют как совокупность самых разных способов, приёмов и методов организации процесса обучения (ГА. Кулагина, Т.М. Михайленко, А.О. Новикова). Главным объединяющим признаком для них выступает использование различных педагогических игр (В.Н. Бледнова, Е.А. Камачева, С.В. Ковригина, К.Е. Михеенко, Т.М. Михайленко, А.О. Новикова).

Анализ научно-исследовательской литературы и собственного педагогического опыта позволяет нам с определённой долей уверенности заявить: эффективной методикой использования игровых технологий при реализации образовательной деятельности с младшими школьниками в дистанционном формате является веб-квест (англ. - webquest). Последний представляет собой такую образовательную технологию, которая предполагает широкую реализацию целенаправленной поисковой деятельности обучающихся [5, с. 27]. Её успешное завершение представляется невозможным без широкого использования ИКТ участниками учебно-воспитательного процесса [6, с. 35].

Таким образом, воплощение рассматриваемой технологии в практике начального общего образования основывается на поиске решения тех или иных учебных задач в условиях различных игровых ситуаций (И.Н. Верхолетова,

С.В. Дупленский, С.Ю. Краснянчук, С.В. Напалков, Э.К. Самерханова, Т.Г Сан-децкая, О.В. Шестопал). При этом каждый веб-квест характеризуется наличием следующих элементов: цель; сюжет; роли, планируемые к исполнению игроками; загадки и головоломки [7, с. 3].

Принимая во внимание особенности его сущности и структуры, данный способ организации учебной деятельности детей младшего школьного возраста может быть реализован при помощи ряда цифровых платформ [8, с. 32]. Охарактеризуем их подробнее (табл. 1).

Таблица 1

Цифровые платформы, позволяющие организовывать образовательную деятельность учащихся с использованием игровых технологий в форме веб-квеста

Наименование Описание

Zoom Позволяет реализовывать взаимодействие между субъектами образовательных отношений посредством видеоконференций, чатов, семинаров. В ходе их подготовки и проведения педагог может включать и выключать видео, запрашивать студентов включить звуковое сопровождение и др. В Zoom, кроме того, собрано большое количество иных функций, также полезных с точки зрения эффективной организации учебного процесса в форме веб-квеста [7, с. 2]

«ЯКласс» Возможности данной платформы связаны в основном с разработкой и размещением на ней различных заданий, в том числе предусматривающих поисковую деятельность учащихся, а равно и с осуществлением автоматической проверки результатов их деятельности с доступом к анализу конкретных шагов на данном пути. По результатам такой проверки на данной платформе может быть с успехом проведена работа над ошибками [9, с. 214]

«Российская электронная школа» Позволяет учащимся начальной школы и их учителям широко применять интерактивные технологии для поиска, усвоения и повторения необходимого материала [10, с. 46]

«Учи.ру» Предоставляет учителям возможность для организации учебной работы, обеспечивая открытие доступа обучающимся к различным заданиям в определённое, в том числе условиями обучающей игры, время [4, с. 217]

«ВКонтакте» Функционал этой социальной сети позволяет организовывать взаимодействие между участниками образовательных игр в форме прямых трансляций и конференций с аудиторией до 128 чел. [6, с. 36]

Wix Преимущества данного сервиса способствуют быстрому и эффективному конструированию веб-сайтов различной тематики. В частности, они подходят для создания разнообразных заданий и интерактивных упражнений. Таким образом, путём использования Wix могут быть с успехом решены основные задачи, связанные с разработкой и применением веб-квестов, а также с определением их эффективности

Успешная интеграция охарактеризованных выше платформ в организацию образовательного веб-квеста предполагает реализацию следующих видов деятельности:

- разработка методических рекомендаций для учителей;

- составление правил для участников [3, с. 149];

- программно-техническое сопровождение [1, с. 137];

- доведение до сведения учащихся основных принципов оценки их деятельности;

- организационная поддержка [5, с. 26];

- создание игрового образовательного пространства с правилами, персонажами, уровнями и др. [8, с. 34].

Результативность применения в образовательном процессе сгенерированного таким образом веб-квеста будет во многом зависеть от организационных особенностей его структуры [11, с. 63]. Рассмотрим их.

В первую очередь у любого задания такого плана должно быть введение. В этом, последнем, необходимо максимально чётко отразить следующие моменты:

- цели занятия;

- роли участников [12, с. 20];

- примерный план их деятельности.

Библиографический список

1.

2.

3.

4.

Вторая составляющая - задачи, которые в наибольшей степени учитывают образовательные потребности, склонности и интересы учащихся [10, с. 41-42]. Приступая к их составлению, важно определить конечный результат реализации веб-квеста (Е.В. Бессонова, И.К. Кириллова, Ю.А. Тарабарина, В.В. Мироненко). При этом особое внимание должно быть уделено поиску информационных ресурсов, необходимых для эффективного решения обучающимися этих задач [13, с. 215].

Третья составляющая - критерии и показатели, необходимые для объективной оценки результатов работы учеников над веб-квестом [7, с. 4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деятельность участников образовательного процесса, организованная таким образом, с большой вероятностью будет способствовать развитию у обучающихся ряда важных компетенций [12, с. 21]. Последние могут быть разделены на четыре группы (табл. 2).

Таблица 2

Компетенции, процесс формирования которых у учащихся начальных классов интенсифицируется при условии правильного использования веб-квеста в образовательном процессе

Группы Компетенции

Когнитивные Умение находить наиболее рациональный способ выхода из проблемной ситуации [11, с. 66]

Способность обосновывать собственный выбор того или иного решения из множества возможных

Навыки, связанные с постановкой целей познавательной деятельности и их достижением

Знания и умения, позволяющие правильно организовывать планирование собственной деятельности [14, с. 126]

Умение объективно оценивать результаты собственной деятельности

Коммуникативные Навыки, позволяющие корректно вести диалог в ходе учебной и других видов деятельности

Опыт выступления с устными сообщениями [15, с. 49]

Владение различными способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми

Умение задавать вопросы по существу высказываемых точек зрения на какую-либо проблему [14, с. 128]

Социокультурные Способность к реализации командной работы

Навыки оказания взаимопомощи

Знания и умения в области взаимоконтроля

Информационные Навыки ориентирования в информационных потоках

Умение выделять в них главное и необходимое с точки зрения решения поставленных задач [9, с. 214]

Владение современной вычислительной техникой

Способность применять её для решения учебных задач [15, с. 50]

Веб-квесты также представляют собой эффективную форму активизации образовательной деятельности студентов - они повышают интерес детей к изучаемым дисциплинам [13, с. 218].

На основе вышеизложенного мы можем заключить, что оптимизация процесса освоения программ начального общего образования, реализуемого в дистанционном и смешанном форматах, является на сегодняшний день одной из насущных проблем. Её решение с высокой вероятностью обеспечит дальнейшее прогрессивное развитие начальной школы в нашей стране.

В свою очередь, существенному улучшению образовательных результатов может поспособствовать расширение реализации игровых технологий. Их грамотное применение позволит обеспечить субъектам образовательных отношений беспрепятственный доступ к различным источникам информации, организовать групповую работу младших школьников над решением учебных задач, повысить их учебную мотивацию, а также интегрировать в педагогический процесс элементы соревновательности.

При этом в условиях дистанционного обучения перспективной представляется организация таких игр в форме веб-квестов. Реализация данной технологии на сегодняшний день вполне может быть обеспечена за счёт тех методологических наработок, информационных и телекоммуникационных технологий, которыми располагает практически каждая российская школа.

Осипова А.А., Лысенко А.Н., Бородин И.А. Цифровизация в начальной школе: психолого-педагогические проблемы. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. 2020; Т. 3, № 2: 125-140.

Котова С.А., Зуденкова О.В. Электронные образовательные ресурсы в начальной школе. Вестник шадринского государственного педагогического университета. 2020; № 2 (46): 117-122.

Земляченко Л.В. Цифровая обучающая экосистема начальной школы: сущность и специфика. Концепт. 2023; № 07: 142-153.

Парменова Н.В. Преодоление дистанции: эффективное обучение с использованием технологий дистанционного образования. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 215-218.

5. Дементьева М.Н. Технология веб-квест. Интерактивная наука. 2024; № 1 (87): 26-27.

6. Круподерова К.Р, Пичужкина Д.Ю. Образовательный веб-квест как способ мотивации обучающихся к освоению информационных технологий. Педагогический вестник. 2020; № 16: 34-36.

7. Тимофеева Т.В. Веб-квест технология в обучении иностранным языкам. Международный научно-исследовательский журнал. 2022; № 10 (124): 1-4.

8. Байханов И.Б. Молодежь в цифровом мире: самооценка сформированное™ цифровых компетенций абитуриентов московских вузов. Миссия конфессий. 2021; Т. 10, № 6 (55): 615-623.

9. Байханов И.Б. Самообразование как детерминант социально-профессионального развития личности. Миссия конфессий. 2020; Т. 9, Ч. 1, № 8 (49): 860-865.

10. Рудинский И.Д., Буссель С.В. Игровые образовательные технологии и практики: предпосылки и особенности применения. Отечественная и зарубежная педагогика. 2024; № 1 (97: 39-61.

11. Чернышева Е.Н., Павличева Е.Н., Чикунов Н.С. Формирование цифровой компетентности в сетевом обществе. XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2020; № 4 (52): 62-67.

12. Итинсон К.С. Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0: этапы развития веб-технологий и их влияние на образование. Карельский научный журнал. 2020; № 1 (30): 19-21.

13. Мамаджанова С.В., Джураев И.И., Ботиров М.М. Технология веб-квест на уроках информатики. Теория и практика современной науки. 2020; № 6(60): 213-220.

14. Напалков С.В. О некоторых аспектах классификации образовательных web-квестов. Сборник статей участников международной научно-практической конференции. Aрзамас: Aрзамасский филиал ННГУ, 2020: 123-128.

15. Ваганова О.И., Гладков АВ. Использование скрайбинга и веб-квеста в образовательном процессе. Балтийский гуманитарный журнал. 2021; Т. 10; № 2 (35): 48-50.

16. Вагабова С.В., Маллаев Д.М. Социально-педагогические предпосылки эффективности профориентации учащихся в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Вестник Академии права и управления. 2014; № 37: 201-207.

References

1. Osipova A.A., Lysenko A.N., Borodin I.A. Cifrovizaciya v nachal'noj shkole: psihologo-pedagogicheskie problemy. Innovacionnaya nauka: psihologiya, pedagogika, defektologiya. 2020; T. 3, № 2: 125-140.

2. Kotova S.A., Zudenkova O.V. 'Elektronnye obrazovatel'nye resursy v nachal'noj shkole. Vestnikshadrinskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta. 2020; № 2 (46): 117-122.

3. Zemlyachenko L.V. Cifrovaya obuchayuschaya 'ekosistema nachal'noj shkoly: suschnost' i specifika. Koncept. 2023; № 07: 142-153.

4. Parmenova N.V. Preodolenie distancii: 'effektivnoe obuchenie s ispol'zovaniem tehnologij distancionnogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 215-218.

5. Dement'eva M.N. Tehnologiya veb-kvest. Interaktivnaya nauka. 2024; № 1 (87): 26-27.

6. Krupoderova K.R., Pichuzhkina D.Yu. Obrazovatel'nyj veb-kvest kak sposob motivacii obuchayuschihsya k osvoeniyu informacionnyh tehnologij. Pedagogicheskij vestnik. 2020; № 16: 34-36.

7. Timofeeva T.V. Veb-kvest tehnologiya v obuchenii inostrannym yazykam. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2022; № 10 (124): 1-4.

8. Bajhanov I.B. Molodezh' v cifrovom mire: samoocenka sformirovannosti cifrovyh kompetencij abiturientov moskovskih vuzov. Missiya konfessij. 2021; T. 10, № 6 (55): 615-623.

9. Bajhanov I.B. Samoobrazovanie kak determinant social'no-professional'nogo razvitiya lichnosti. Missiya konfessij. 2020; T. 9, Ch. 1, № 8 (49): 860-865.

10. Rudinskij I.D., Bussel' S.V. Igrovye obrazovatel'nye tehnologii i praktiki: predposylki i osobennosti primeneniya. Otechestvennaya izarubezhnayapedagogika. 2024; № 1 (97: 39-61.

11. Chernysheva E.N., Pavlicheva E.N., Chikunov N.S. Formirovanie cifrovoj kompetentnosti v setevom obschestve. XXI vek: itogi proshlogo i problemy nastoyaschego plyus. 2020; № 4 (52): 62-67.

12. Itinson K.S. Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0: 'etapy razvitiya veb-tehnologij i ih vliyanie na obrazovanie. Karel'skij nauchnyjzhurnal. 2020; № 1 (30): 19-21.

13. Mamadzhanova S.V., Dzhuraev I.I., Botirov M.M. Tehnologiya veb-kvest na urokah informatiki. Teoriya ipraktika sovremennoj nauki. 2020; № 6(60): 213-220.

14. Napalkov S.V. O nekotoryh aspektah klassifikacii obrazovatel'nyh web-kvestov. Sbornik statej uchastnikov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Arzamas: Arzamasskij filial NNGU, 2020: 123-128.

15. Vaganova O.I., Gladkov A.V. Ispol'zovanie skrajbinga i veb-kvesta v obrazovatel'nom processe. Baltijskijgumanitarnyjzhurnal. 2021; T. 10; № 2 (35): 48-50.

16. Vagabova S.V., Mallaev D.M. Social'no-pedagogicheskie predposylki 'effektivnosti proforientacii uchaschihsya v kontekste realizacii federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov novogo pokoleniya. Vestnik Akademiiprava i upravleniya. 2014; № 37: 201-207.

Статья поступила в редакцию 17.03.24

УДК 378

Vezirov T.T., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Biophysics, Computer Science and Medical Equipment, Dagestan State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation (Makhachkala, Russia), E-mail: telman-vezirov@yandex.ru

Kasimov A.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physics and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical University

n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia); senior lecturer, Department of Biophysics, Computer Science and Medical Equipment, Dagestan State Medical University

of the Ministry of Health of the Russian Federation (Makhachkala, Russia), E-mail: arifkas@mail.ru

Shakhbanov Sh.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Applied Informatics, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: Shamil_83@mail.ru

THE ROLE OF DIGITAL COMPETENCIES OF A MODERN TEACHER IN HIS PROFESSIONAL WORK. The article is presents a comprehensive study of the meaning and structure of digital competencies of a modern teacher, as well as the role they can play in his fulfilling professional duties. Based on the analysis of the authors' own pedagogical experience, as well as the wide specialized literature range involvement, the term "digitalization" is defined, taking into account the peculiarities of the modern educational organizations functioning as much as possible. The article reveals the corresponding concept structure. The place of the competencies in the teacher's work is determined. The paper reveals the content and structure of the notion of digital competencies in relation to the modern teacher's activities. Their classification is given. As a final task, the authors consider these competencies, especially subjective ones, in interrelation and mutual influence with other features of the professional portrait of the modern teacher.

Key words: higher education, teacher, digital educational technologies, digital literacy, digital competence, digital educational environment

Т.Т. Везирое, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Махачкала, E-mail: vezirov@yandex.ru

А.К. Касимое, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова»,

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Махачкала, E-mail: arifkas@mail.ru

Ш.Н. Шахбаное, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: Shamil_83@mail.ru

РОЛЬ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена комплексному исследованию сущности и структуры цифровых компетенций современного педагога, а также той роли, которую они могут играть по ходу реализации им профессиональных обязанностей. На основании анализа собственного педагогического опыта авторов, а также привлечения широкого круга специальной литературы термину «цифровизация» даётся определение, максимально учитывающее особенности функционирования современных образовательных организаций. Далее статья раскрывает структуру соответствующего понятия. Определяется место интересующих нас компетенций внутри таковой. Затем на страницах данного исследования предпринимается попытка раскрытия сущности и структуры понятия «цифровые компетенции» применительно к деятельности современного педагогического работника. Приводится их классификация. В качестве заключительной исследовательской задачи авторами была определена попытка рассмотреть данные компетенции, в особенности субъективные, во взаимосвязи и взаимовлиянии с другими чертами профессионального портрета педагога.

Ключевые слова: высшее образование, преподаватель, цифровые образовательные технологии, цифровая грамотность, цифровая компетентность, цифровая образовательная среда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.