Научная статья на тему 'Творческие способности младшего школьника как фактор личностного развития'

Творческие способности младшего школьника как фактор личностного развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
555
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENT / PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шелкунова Татьяна Васильевна, Лукин Юрий Леонидович

В статье проанализировано понятие творческие способности, определена их значимость при развитии личности младшего школьника. В ходе экспериментального исследования выявлен уровень развития творческих способностей в младшем школьном возрасте и в целом их личностное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шелкунова Татьяна Васильевна, Лукин Юрий Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CREATIVE ABILITIES OF YOUNGER SCHOOLBOYS, AS A FACTOR OF PERSONAL DEVELOPMENT

The article analyzes the concept of creativity, determines their importance in the development of the personality of the younger student. The experimental study revealed the level of development of creative abilities in primary school age and their overall personal development.

Текст научной работы на тему «Творческие способности младшего школьника как фактор личностного развития»

1% уровне. Зависимые люди вызывали у мужчин и женщин разные ассоциации. Молодые женщины в большей степени критично относятся к аддиктам, а мужчины, в свою очередь, в некоторых моментах относятся лояльно.

Литература:

1. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии. М.: «Когито-центр», 2002. 220 с.

2. Бейтсон Г. Экология разума: Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии. М. Смысл, 2000. 476 с.

3. Гельмгольц Г.О. восприятии вообще // Хрестоматия по психологии. Психология ощущений и восприятия. М.: ЧеРо, 2002. С. 21-47.

4. Коржибский А. «Наука и психическое здоровье», Книга II. Глава XXIV Русский перевод © 2007, Олег Матвеев http://olegmatveev.org

5. Семиченко В. А. Психология общения. Киев.: «Мапстр^», 1998.

6. Экзистенциальный анализ. Пер. под ред. С. Римского. М.: Институт Общегуманитарных Исследований. (Глава Бинсвангер Л. Экзистенциально-аналитическая школа мысли). 2014. 272 с.

Психология

УДК: 159.9

старший преподаватель кафедры психологии развития личности Шелкунова Татьяна Васильевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); профессор кафедры физического воспитания Лукин Юрий Леонидович Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО

РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье проанализировано понятие творческие способности, определена их значимость при развитии личности младшего школьника. В ходе экспериментального исследования выявлен уровень развития творческих способностей в младшем школьном возрасте и в целом их личностное развитие.

Ключевые слова: творческие способности, младший школьник, личностное развитие, креативность.

Annоtation. The article analyzes the concept of creativity, determines their importance in the development of the personality of the younger student. The experimental study revealed the level of development of creative abilities in primary school age and their overall personal development.

Keywords: creativity, Junior high school student, personal development, creativity.

Введение. Общество движется по пути развития творческих способностей и мышления человека. Условием возникновения данного вопроса послужило внедрение инновационной деятельности на базе школы государственных стандартов второго поколения на первой ступени обучения. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день произошло существенное обогащение функций образовательного процесса: помимо обучающей, воспитывающей и развивающей четко обозначилась функция ориентирования обучаемых на творческое саморазвитие.

На протяжении многих лет проблема развития творческих (креативных) способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания -философии, педагогики, психологии, лингвистики и других, так как «в наши дни талант и творческая одаренность становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа».

Творческая личность может легко адаптироваться в обществе, находить оптимальное решение сложных ситуаций. Она способна к саморазвитию и реализации своих способностей. В связи с этим появляется необходимость воспитывать творческого человека еще со школьной скамьи, что является одной из главных целей системы образования. Талант и творчество личности являются двигателями развития страны. Большую роль в формировании и развитии творческой личности учащихся играет школьное обучение и воспитание. Педагоги должны как можно раньше выявить творческие качества у школьников, обратить свою деятельность на их развитие [6, с. 218].

Проблема творческих способностей, их развития интересовала людей с давних времен. С этим связано отсутствие единства в понимании сущности творческих способностей, в установлении границ данного явления, что явилось причиной возникновения в психологии большого количества определений, классификаций, в основе которых лежат разные принципы.

Термин креативность появился в англо-американской психологии в 60-х годах 20 века для обозначения способности, отражающей свойство индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки. Креативность связывают с творческими достижениями личности.

В отечественной психологии креативность рассматривается как «творческость», творческие возможности человека, как некоторое особое свойство (устойчивая особенность) человеческого индивидуума, обусловливающее способность проявлять социально значимую творческую активность [2, с. 4].

Ввиду того, что творческие способности часто заменяют синонимом креативность в статье мы также будем использовать данный синоним.

Креативные способности не связаны прямо с уровнем общих и специальных способностей, которые являются реальным средством успешного осуществления деятельности, но не определяют однозначно творческий потенциал личности. Их вклад реализуется, лишь преломляясь через мотивационную структуру личности, её ценностные ориентации, т.е. нет творческих способностей, существующих параллельно с

общими и специальными (разделение коэффициента интеллекта и креативности Дж. Гилфордом).

В словаре-справочнике творческие способности определяются как синтез свойств и особенностей личности, ее уровневая характеристика, предполагающая наличие определенного свойства, обеспечивающего новизну и оригинальность продукта совершаемой деятельности, уровень ее результативности» [5, с. 124].

Д.Б. Богоявленская писала: «творческие способности есть способность к осуществлению ситуативно нестимулированной продуктивной деятельности, способность к познавательной самодеятельности. Ее проявление не ограничено сферой профессий умственного труда и характеризует творческий характер любого вида труда» [1, с. 94].

Согласно Дж. Гилфорду креативность имеет шесть параметров: 1) способность к обнаружению и постановке проблем; 2) способность к генерированию большого числа идей; 3) способность продуцировать разнообразные идеи (гибкость); 4) способность отвечать на раздражители нестандартно (оригинальность); 5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали; 6) способность решать проблемы (способность к анализу и синтезу).

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств -легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

В возрасте 7-11 лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и др.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентации. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников. Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями.

А.В. Карпов указывает, что творческое начало в ученике в полной мере может проявиться, если ученик будет свободен в самореализации. Отсюда со всей актуальностью встает проблема свободы в образовательном процессе, проявляющейся в «развитии деятельности по инициативе самого ребенка» [4, с. 188].

Воспитание творческих способностей у детей младшего школьного возраста в значительной степени связано с развитием их личности: самостоятельности, увлеченности, независимости в суждениях и оценках. Высокая академическая успеваемость не всегда сочетается с высоким уровнем творческих способностей. Ученым удалось выявить зависимость между академическими достижениями, уровнем способностей обучающихся и уровнем творческих способностей педагога [3, с. 257].

В ходе экспериментального исследования мы поставили цель определить творческие способности как фактор личностного развития младших школьников. Для реализации поставленной цели был подобран диагностический инструментарий: методика «Вербальная фантазия» авт. Р.С. Немов, методика «Скульптура» авт. Р.С. Немов, детский вариант многофакторного личностного опросника Р. Кеттелла. Выборка исследования представлена обучающимися 3 класса в количестве 16 человек. Экспериментальной базой выступила МБОУ «СОШ №7» г.Енисейска.

По результатам диагностического обследования были получены следующие результаты.

По результатом составления рассказов (методика «Вербальная фантазия») рассказы 68,7% испытуемых (11 учеников) от общего количества детей в классе, соответствуют среднему уровню развития воображения. Рассказы 18,8% респондентов (3 ученика) соответствуют низкому уровню развития воображения и всего 12,5% обучающихся (2 человека) показали высокий уровень. Не выявлено детей с очень низким и очень высоким уровнем развития вербального воображения.

По методике «Скульптура» 37,5% испытуемых (6 ребят) от общего числа учащихся, вылепили из пластилина очень простые фигурки, что соответствует 2-3 баллам и низкому уровню развития воображения. Работы 43,75% респондентов (7 детей) были сравнительно простые и имели небольшое количество обычных деталей. Они были оценены на 4-5 баллов, что соответствует среднему уровню развития воображения. И лишь 18,75% младших школьников (3 человека) отличились своими необычным работами, у них выявлен высокий уровень развития воображения.

По итогам изучения уровня творческих способностей младших школьников, выявлены дети с высоким уровнем креативности (4 ребенка: Е., А., Ю.). Мы находим возможным описать результаты по изучению личностного развития в сопоставлении с развитием творческих способностей именно этих детей.

Е. и А. имеют высокий уровень показателя В, который отражает хороший уровень развития вербального интеллекта. Эти результаты сопоставлены с итогами методики «Вербальное воображение», где эти ребята также получили высокий уровень. Ю. имеют высокий уровень показателя В, а в методике на вербальное воображение набрала 7 баллов, что соответствует среднему уровню, но необходимо указать на то, что это средний уровень стремящийся к высокому.

А. и Е. показали высокий уровень по шкале С, что характеризует их как эмоционально устойчивых, имеющих постоянные интересы, способных достигать своих целей детей.

Ю. имеет средний уровень показателя С, девочка только движется к высокому уровню «Я», но явно прослеживается то, что она достаточно настойчива и уверена в себе.

Низкий уровень показателя D показали Ю. и А., что говорит о них как эмоционально уравновешенных детях, которые стараются обходить помехи в их деятельности. Е. продемонстрировала средний уровень по данной шкале, что является нормой для эмоционально уравновешенного ребенка, имеющего вполне достаточную концентрацию внимания.

Все трое ребят показали средний уровень развития показателя Е, что говорит о них, как действующих активно, и вполне самостоятельных детях.

Е. и Ю. по показателям F и G имеют средний уровень, характеризующий их спокойными, общительными, находчивыми, вполне аккуратными в деталях и обладающими самоконтролем. А. показал высокий уровень обоих показателей, отличающих его энергичностью, активностью и чрезмерным

оптимизмом, чувством ответственности, целеустремленностью. По показателю F высокий уровень скорее связан с гендерными различиями, здесь мальчики по сравнению с девочками показывают более высокие оценки.

Ю. и А. проявили средний уровень показателя Н, они отзывчивы, дружелюбны, в достаточной мере решительны и имеют эмоциональные и художественные интересы.

Высокий уровень показателя Е. характеризует ее еще и тем, что ребенок легко вступает в контакты, не стесняется публичных выступлений.

Показатель I высок у всех детей, они имеют образность, художественное восприятие мира, обладают богатым воображением и эстетическим вкусом, что подтверждается результатами методик на развитие творческих способностей.

Уровень показателя О низок у всех троих ребят. Они спокойные, активные ребята.

По показателям Q3 и Q4 ребята находятся на среднем уровне их развития: умеют планировать, склонны доводить начатое до конца, находят удовлетворение в деятельности, но стремятся к достижениям и переменам.

Таким образом, исследование показало, что высокий уровень творческого развития имеют 3 детей - Ю., Е., А., показатели личностного развития подтверждают полученные данные. Полученные результаты исследования позволяют рассматривать творческое развитие младших школьников как фактор их личностного развития.

Выводы. В результате проведенного нами исследования лишь у 18,8% респондентов (3 ребенка) выявлен высокий уровень творческих способностей, при этом их личностное развитие также соответствует средним и высоким показателям. Результаты остальных детей, вошедших в выборку исследования также соответствуют теоретическим данным: дети со средний или низкий уровень развития креативности в целом демонстрируют средний и низкий уровень личностного развития.

Полученные результаты позволяют определять творческие способности как один из факторов личностного развития детей младшего школьного возраста, причем они находятся между собой в прямо пропорциональном отношении.

Литература:

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Москва: Академия, 2012. 319 с.

2. Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания. Москва: ИПАН, 2014. 43 с.

3. Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. Москва: Академия, 2008. 464 с.

4. Карпов А.В. Психология способностей / А.В. Карпов, Е.Ф. Ященко. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. 516 с.

5. Творчество: теория, диагностика, технологии: словарь-справочник / Под общ.ред. Т.А. Барышевой. Санкт-Петербург: Российский гос. педагогический ун-тим. А. И. Герцена, 2014, 296 с.

6. Тикеева Э.А. К вопросу о формировании и развитии творческих способностей учащихся начальных классов в процессе математического образования // Инновационная наука. № 1-2, 2015. С. 216-219.

Психология

УДК: 159.9

старший преподаватель кафедры психологии развития личности Шелкунова Татьяна Васильевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск);

студент 4 курса факультета педагогики и психологии Чугорев Антон Сергеевич

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье произведен теоретический обзор понятия девиантное поведение, его феноменология и видовое многообразие. Определены факторы девиантного поведения в подростковом возрасте. Авторами статьи описан практический опыт изучения склонности к девиантному поведению подростков, описаны возможности коррекционно-развивающей работы с девиантами.

Ключевые слова: девиантное поведение, психологическая коррекция, подростковый возраст, отклоняющееся поведение.

Annоtation. The article provides a theoretical overview of the concept of deviant behavior, reveals its phenomenology and species diversity. The factors of deviant behavior in adolescence are determined. The authors of the article describe the practical experience of studying the tendency to deviant behavior of adolescents, presented a number of remedial classes for identified during the experiment forms of deviant behavior. Keywords: deviant behavior, psychological correction, adolescence, deviant behavior.

Введение. В последние годы в России возросла численность подростков, для которых цель жизни сводится к достижению материального благополучия любой ценой, к наживе любыми способами. Труд и учеба утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматический характер - больше получать благ, привилегий и меньше работать и учиться. Такая позиция подростков приобретает все более открытые и воинствующие формы, порождая новую волну потребительства, часто провоцирующие поведенческие девиации. Проблема девиантного поведения подростков занимает одно из первых мест среди других социальных и психологических проблем. Даже учитывая то, что в настоящее время очень трудно оценить девиантные отклонения в молодёжной среде, можно сказать, что масштабы девиации растут по многим показателям. Поэтому основной задачей решения данной проблемы девиантного поведения подростков становятся превентивные меры по предупреждению девиации, профилактика и, при

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.