Научная статья на тему 'Творческие практики как форма социального гедонизма'

Творческие практики как форма социального гедонизма Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
624
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ГЕДОНИЗМ / ПОТРЕБНОСТЬ / ЭСТЕТИКА / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ / ВКУС / ДУХОВНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ К ТВОРЧЕСТВУ / КОММУНИКАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ВОСПРИЯТИЕ / ИСКУССТВО / ЛИТЕРАТУРА / ЧТЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бородина С. Д., Еманова Ю. Г., Яо М. К.

В статье рассматривается потребность человека в творчестве рассматривается как стремление к новизне, преобразованию и наилучшему решению возложенной на человека задачи. В статье определены условия провокации к творчеству, где гедонизм выступает в роли процесса и результата, сопровождающего творчество в широком понимании. Чтение рассматривается как первичная творческая практика, развивающая эстетический вкус и креативное отношение к действительности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческие практики как форма социального гедонизма»

С.Д.Бородина, Ю.Г.Еманова, М.К.Яо

ТВОРЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО ГЕДОНИЗМА

В статье рассматривается потребность человека в творчестве рассматривается как стремление к новизне, преобразованию и наилучшему решению возложенной на человека задачи. В статье определены условия провокации к творчеству, где гедонизм выступает в роли процесса и результата, сопровождающего творчество в широком понимании. Чтение рассматривается как первичная творческая практика, развивающая эстетический вкус и креативное отношение к действительности.

Ключевые слова: творчество, гедонизм, потребность, эстетика, эстетические эмоции, вкус, духовность, мотивация к творчеству, коммуникационное воздействие, восприятие, искусство, литература, чтение.

S.D.Borodina, J.G.Emanova, M.C.Yao creative practice as a form of social hedonism

A human’s need of creativity as aspiration to novelty, transformation and the best solution of the assigned task is considered, provocation conditions to creativity are defined in the article.

Hedonism acts as a process and the result accompanying creativity in a broad sense. Reading is considered as the primary creative practice developing esthetic taste and the creative relation to reality.

Keywords: creativity, hedonism, need, esthetics, esthetic emotions, taste, spirituality, motivation to creativity, communication influence, perception, art, literature, reading.

Дискурс гедонизма является одним из значимых, в рамках которого существует и репрезентируется общество. На протяжении истории человечества гедонизм как доктрина претерпевал различные трансформации: от признания его в качестве основной социальной ценности до полного отрицания. При этом как апологеты, так и противники не всегда раскрывали сущность и источники такого феномена как наслаждение жизнью, стремление получить от нее как можно больше удовольствия. В частности, концепция Эпикура, преподносимая в советской высшей школе интерпретировала его учение как погоню за удовольствием, тогда как его учение - это умение получать радость от самых простых вещей.

Удовольствие стремительно уходит из современной жизни. Современная социокультурная ситуация маркирована таким феноменом как гедонизм. Гедонистический и даже гипергедонистический принцип удовольствия взят в качестве жизненной стратегии и оказался широко востребованным. Если в классической философии гедонизм понимался как деятельность человека, специфический вид активности, то в постнеклассике гедонизм получил универсальный статус, стал образом жизни или общественным идеалом (что характерно для российского общества). Распространение массовой культуры (колыбели гедонизма) декларирует не то, что делать нельзя, а то, что делать необходимо, например, широкое хождение получил лозунг «если тебя нет в сети, то тебя нет». Удовольствие потребления снижает радость творчества и труда, нейтрализует социальное пространство [1]. Лувр можно посетить из любой точки земного шара, где есть выход в интернет. Между тем, режиссер Андрей Кончаловский напоминает: чтобы наслаждаться искусством, необходимо посещать музей, искусство живет там, а не в интернете.

Доставляя удовольствие (без эстетического наслаждения искусства не существует), настоящее искусство создает в сознании человека дихотомию «Я как настоящее - Я как идеал» и стимулирует в нем желание самосовершенствования. Творческие практики являются разновидностью эстетической деятельности человека, интегрированной в неформальное коммуникативное пространство, и завершающейся обязательным практически-преобразующим (духовным или материальным) результатом.

Эстетическая деятельность человека имеет две стороны, первая, практически-духовная связана с созданием произведений искусства, а, вторая, духовная деятельность, направлена на восприятие произведений искусства. Обе стороны взаимосвязаны и их развитие дает нам шанс гармонизировать современного человека, о кризисе духовности которого говорят как социологические исследования, в том числе исследования ВЦИОМ, так и падение престижа музеев, библиотек, гуманитарного образования в целом. В сознании современного человека «не красота спасет мир», а деньги и служебное положение: цель и средства поменялись местами,

искусство становится уделом знатоков-профессионалов и горстки любителей. Вульгаризация ценностей, распространение идеологии общества потребления, засилье массовой культуры, снижение эстетических потребностей вступает в противоречие со сложным устройством современного мира. Явления культуры, не вовлеченные в систему использования их человеком, существуют, но не живут - по высказыванию Л.Н.Гумилева, - то же можно добавить и о людях. Эстетическая реабилитация необходима современному человеку, ведь, перефразируя К.Маркса, эстетические радости выпадают преимущественно на долю небольшого круга людей, обладающих материальным достатком, свободным временем и специальной подготовкой. В современной России, в условиях накопления первичного капитала, совпадение этих трех условий в одной личности случается крайне редко.

Общепризнанную пирамиду человеческих потребностей А.Маслоу венчает потребность в самореализации, которая невозможна без творчества. В социальном смысле - конвергенция гуманитарного и негуманитарного образований является насущной проблемой, т.к. узкая специализация сдерживает развитие отраслей, затрудняет моделирование целостного явления, а для прорывов в мире технологий необходим нестандартный, дерзкий - творческий подход. Резюме: чем больше людей будут вовлечены в орбиту творчества, тем успешнее будет возрождение духовности, тем больше будет удовлетворенность человека его жизнью, тем активнее развивается страна.

Специфика эстетических эмоций в ряду духовных переживаний высшего типа состоит в том, что они связаны с бескорыстным восприятием прекрасных явлений. Эстетические эмоции всегда носят позитивный характер, они вызывают радостное, жизнеутверждающее чувство. Не будучи апологетами марксизма, авторы статьи полностью согласны со словами Ф.Энгельса, что творчество «является высшим из известных нам наслаждений». Потребность в искусстве возникает в том случае, «если оно удовлетворяет другие, коренные эмоциональные и интеллектуальные, духовные потребности (потребность человека в свободе и самоактуализации, потребность в присоединении, нахождения индивидуального смысла жизни во всеобщем, в эмоциональном контакте с другими людьми), в число этих коренных потребностей входит потребность в новизне. Все стереотипное, однообразное, какими бы качествами оно не обладало, перестает доставлять удовольствие.. .Человек не может жить без эмоций, дающих ощущение жизни.. .Потребность переживать положительные эмоции лежит в основе творчества» и «муки творчества» вознаграждаются синтезом искомого нового и «сопровождается таким высшим проявлением радости, которые затмевают все другие» [2, с. 105-106]. Творчество совершенствует человека, раскрывает его способность к преобразованию среды, созданию новых форм материи, порождению новых смыслов.

Отношение к творчеству со времен античности претерпело множество изменений, оно шло параллельно осознанию предназначения человека в мире. Исследование философского аспекта творчества раскрывается в дихотомиях «воля Бога» - «воля Человека», «созерцание» -«деятельность», «рациональное» - «иррациональное», «интуитивное» и «рассудочное», «индивидуальное» - «исторически обусловленное», «субъективное» - «объективное», «спонтанное» - «запрограммированное», «сознательное» - «бессознательное» и т.д. Сакральное отношение к творческой одаренности, как к непостижимой избранности, проявляется в бытующем выражении «Боженька поцеловал». Сложность раскрытия психологического аспекта творчества, его иррациональность, отражается в притче о мальчике, который умел летать, но когда его попросили рассказать, как он это делает, и он, обдумав, смог разложить тайну полета на «операции», то уже не смог взлететь.

На сегодняшний день известно, что «творческий процесс от интеллектуального отличается тем, что сознание пассивно и лишь воспринимает творческий продукт. Бессознательное активно порождает творческий продукт и представляет его сознанию» [5]. Ещё в 1924 году английский учёный Г.Уоллес расчленил творческий процесс на 4 фазы: подготовку, созревание (идеи), озарение и проверку. БСЭ трактует главные звенья процесса (созревание и озарение) как не поддающиеся сознательно-волевому контролю, что подтверждает решающую роль в творчестве подсознательного и иррационального факторов. Однако экспериментальная психология показала,

что бессознательное и сознательное, интуитивное и рассудочное в процессе творчества дополняют друг друга. Процесс творчества охватывает бессознательный уровень, подсознание, сознание и сверхсознание. По мнению российского специалиста в области психологии художественного творчества Л.Б.Ермолаевой-Томиной, каждый из уровней «имеет свою специфику образования механизмов протекания и характера выдаваемых продуктов творчества, высшим уровнем развития психологии творчества является взаимодействие этих четырех уровней, когда «креативное поле» захватывает все участки мозга в момент возникновения» [3, с.46]. Мы не ставим задачу - раскрыть тайну творчества, но попытаемся, определить условия, его провоцирующие, пойдя путем саморе-флексии. Мы выделяем следующие необходимые условия, для возникновения мотивации к творчеству:

1. объединение единомышленников (организационный аспект);

2. обеспечение психологической безопасности (психологический аспект);

3. востребованность (социальный аспект);

4. умение представлять результаты (коммуникационный аспект);

5. понимание языка искусства (образовательный аспект).

С исчезновением ремесел исчезает кустарное, семейное занятие и обучение народным искусствам. Музыкой, хореографией, изобразительным искусством, театром, литературой занимаются в рамках дошкольных, школьных, специальных, высших учебных заведений; в системе дополнительного образования, а также при Домах творчества, клубах, библиотеках и музеях. Если все, что связано с образованием, рассчитано на определенные возрастные группы, то досуговые учреждения открыты для всех. Они могут ставить перед собой самые разные цели в области стимулирования творчества - раскрытие и развитие способностей, усвоение основ искусства, подготовку профессионалов в области искусства, организацию досуга, реабилитацию, социализацию, получение продукта искусства (последнее больше свойственно профессиональным объединениям).

Обеспечение психологической безопасности - эта позиция известна каждому, кто хоть раз пытался прочесть собственные стихи в аудитории. В творчестве, как в любви, ни звания, ни должности, ни возраст, ни внешность не дают гарантии от фиаско. Страх провалиться и быть осмеянным так силен, что требуются доказательства деликатности собравшихся и их понимание самоценности творчества, чтобы не предъявлять завышенные требования к тому, кто вынес свое творчество на общественное обозрение. Поэтому в жизнеспособных творческих объединениях руководитель участвует наравне со всеми, и как все, предлагает плоды своего творчества для обсуждения. Руководитель должен обладать авторитетом и руководствоваться миссией. В творчестве человек абсолютно честен, раскрыт и беззащитен, как ребенок, а детям на начальном этапе обучения не ставят оценок, а ищут повод похвалить и приободрить. С другой стороны, творчество предусматривает слом существующих норм и стереотипов, блокирующих творческое начало, что часто приводит к конфликту между творцом и окружающей средой.

Творчество, творческие проявления, творческая личность в целом не всегда востребована в семье, в учебном заведении, на работе, в обществе. Современные PR-технологии, благожелательный рассказ в средствах массовой информации о творчестве, творческих людях и творческих практиках значительно расширяет круг поддерживающих и разделяющих убеждения людей. Находясь в среде с иными ценностями, люди ищут себе подобных, чтобы чувствовать себя защищенными, не «чудаковатыми инопланетянами», а людьми развитыми, интересными, обладающими духовными потребностями. «Роль среды в развитии психических процессов определяется самой функцией психики как отражения внешнего мира для ориентации в нем»[3, с.204.]

Возможность представления результата творческих усилий, их визуализация важны для поощрения и мотивации к дальнейшим действиям. Выставка, концерт, спектакль, публикация эссе или статьи являются стимулом к дальнейшей деятельности и чем больше резонанс, тем лучше. Важно, чтобы человек смог высказывать свое оценочное суждение в более сложных, категориях, чем «нравится» или «не нравится» - это будет толчком и для знакомства с новым искусством, и для

личной интерпретации, и для собственного творчества - возникнет тема для обсуждения, а это уже немало.

В литературе по эстетике и психологии исследованы закономерности художественного восприятия различных видов искусств, различающихся их направленностью на конкретные органы чувств человека. Понимание возможностей художественного языка вида искусства и наличие художественно-образного мышления необходимы для восприятия искусства. Формирование эстетической культуры человека начинается с раннего детства и продолжается в течение всей жизни. Однако слезы сострадания, не выплаканные в детстве над сказкой Г.Х.Андерсена «Девочка со спичками», уже не восполнишь ни в двадцать, ни в тридцать, ни в каком другом возрасте. Последующие интерпретации будут важны, но они не будут иметь той облагораживающей силы воздействия на личность, которую искусство оказывает на нас в детстве. К.И.Чуковский писал, что человек, не испытавший горячего увлечения литературой, не прошедший эмоциональную выучку, навсегда остается душевным уродом... При первом же знакомстве с такими людьми всегда заметен их страшный изъян - убожество психики, тупосердие. По мнению А.Роу, исследовательницы биографии великих творцов, единственное, что всех их объединяет - это, то, что все они приобщились к радости творческого открытия в подростковом возрасте.

Целью эстетического воспитания является формирование художественного вкуса, который определяет глубину постижения эстетических ценностей, выявляет богатство значений, является прививкой против массовой культуры. Эстетическое отношение человека к миру подразумевает наличие у него эстетического чувства, эстетических взглядов, идеалов, составляющих духовный мир человека.

Восприимчивость к искусству эффективно прививается в ходе творческих практик. Рассмотрим это на следующем примере: литературу мы изучаем дольше и глубже других искусств, поэтому состояние с восприятием литературного текста показательно. Еще в 70-х годах ХХ века, в иной социокультурной ситуации, Л.И.Беляева отмечала неразвитость и бедность мотивов чтения и критериев оценки читаемого литературного произведения. Тогда только пятая часть читателей была в состоянии освоить художественное произведение в его целостности и глубине (сейчас надо говорить: пятая - это очень хорошо!), «когда критериями оценки являлись единство формы и содержания, выразительность, высокое мастерство, яркость образов, своеобразие и неповторимость стиля, завершенность формы» [4]. На сегодняшний день в исследованиях грамотности чтения старшеклассников - PISA, которые проводятся среди стран членов OECD каждые три года, оцениваются умения, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста, имеющего отношение к повседневной жизни: нахождение информации; интерпретация текста; рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка - не уровень усвоения школьной программы, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В тестах PISA результаты России год от года существенно ниже среднего показателя по странам OECD. Свыше 10% российских школьников функционально неграмотны, в то время как в странах-лидерах этот показатель не превышает 1%. Функционально неграмотны - значит навыки эффективного чтения утрачены настолько, что эффективно «функционировать» в современном, все усложняющемся, обществе не представляется возможным. [3] Зарубежные исследователи говорят о том, что вероятнее всего эти люди не пострадают профессионально и экономически, но они не смогут полноценно участвовать в культурной и интеллектуальной жизни общества. С развитием интернет-технологий массовое литературное творчество разместилось в сетях, по мнению специалистов, подавляющая часть написана абсолютными графоманами, любителями жанра фэнтези с огромным количеством ошибок; произведений заслуживающих внимания крайне мало. Назвать это сетевое общество студией нельзя, т.к. все опосредованное похоже на настоящее, но никогда им не станет. Пока человек не утратил все свои чувственные каналы восприятия, ничто не заменит ему реальной практики общения. «Чтение - это общемировое явление не меньшего масштаба, чем письменность или литература», это вид творческой деятельности, способ социализации и залог самореализации личности»; без чтения нет

образования, формирования мировоззрения, профессионального становления, эмоционального и интеллектуального развития» [3].

Зарубежные проекты по преодолению функциональной неграмотности и продвижения чтения как жизненно важной компетенции организованы по всем правилам проектной деятельности. Эффективная проектная деятельность предусматривает четыре этапа: во-первых, анализ проблемы, проведение исследований и постановка задачи; во-вторых, планирование программы - проработка плана действий, сметы, определение организаторов, установление партнерства, поиск спонсоров; в-третьих, - обеспечение информационной поддержки в средствах массой информации; в-четвертых - оценка результатов, корректировка и доработка.

Рассматриваемые нами проекты имеют несколько направлений: 1) провокация населения, особенно, нечитающей части, к чтению и обсуждению прочитанного; 2) оптимизация чтения в ходе учебного процесса; 3) установления контактов между всеми причастными к чтению звеньями - писателями, издателями, иллюстраторами, книготорговцами, библиотеками и читателями.

Для повышения результативности коммуникационного воздействия определены основные целевые группы. Так, в Великобритании выделены четыре возрастные группы: дети до пяти лет, дети старше пяти лет, молодежь, взрослые. Во многих странах учтены интересы тех категорий населения, которые требуют особого подхода, такие, как читатели с нарушениями зрения, люди с функциональными нарушениями, мигранты, малоимущие, заключенные. Нельзя не сказать о семье - как генераторе ценностей в обществе, именно в семье закладываются модели поведения. Поэтому семья - один из основных объектов коммуникационного воздействия. Успех такого проекта, как «Весь город читает вместе» в городах США и Великобритании, говорит о большом педагогическом потенциале окружающей среды и выделяет еще один объект - поселение/город, как общность читающих людей.

Для преодоления функциональной неграмотности правительство Великобритании выбрало две генеральные линии - трансформация образования и приобщение к чтению всех слоев населения. Оно же в 90-х годах выступило инициатором двух крупных проектов: Национальной стратегии в области грамотности и непрерывного образования и Национального года чтения. Так как эти направления являются основополагающими, рассмотрим их подробнее.

Успешные программы и проекты в области чтения носят не разовый характер, они длятся десятилетиями, пока морально не устареют или не исчерпают себя. Так, и Национальный год чтения в Великобритании по истечении двенадцати месяцев перешел в Национальную кампанию чтения, главная задача которой - «привлечь к чтению тех, кто не очень любит книгу». В отличие от Великобритании, где ставилась цель - организовать повсеместно проектную работу небольших жизнеспособных объединений, в России мероприятия в рамках «Года чтения» разворачивались главным образом в Москве и Санкт-Петербурге.

В решении рассматриваемой нами проблемы есть несколько острых вопросов, требующих практического решения. Во-первых, надо так воздействовать на целевую группу, чтобы стимулировать у её членов желание изменить свои привычки от нечтения к чтению. «Заставить читать - невозможно, заразить чтением - можно» [3]. Нужны идеи, творческий подход, знание ценностей и представлений целевых групп. Во-вторых, необходимо охватить проектом население страны, а это невозможно осуществить силами только библиотек, нужны добровольцы - организации-партнеры и волонтеры, их работа будет основной. Ведь это им придется с глазу на глаз общаться с людьми. В-третьих, нужна поддержка средств массовой информации, нужна реклама и PR.

Не случайно во всех странах активно используется стратегический вектор: писатель -читатель, ведь кто, как не писатель, знает лучше других секреты и парадоксы мышления. Писатель по сути своей коммуникатор и проектировщик. Поэтому в процесс приобщения к чтению, активно вовлечены авторы, особенно пишущие для молодежи. Например, шведские писатели считают личную переписку с молодежной публикой едва ли не более важным и ответственным делом, чем собственно литературный труд, а книги часто являются ответом или

продолжением переписки. В выходных данных каждой шведской книги для подростков публикуется адрес электронной почты автора. По шведским законам в каждой школе должны состояться хотя бы две встречи с писателями и муниципалитет должен оплатить расходы. В Великобритании согласно проекту "Писатели в школах" 35 тыс. школьников в 135 школах в течение года работали с писателями. В течение года писатель направлялся на работу в определенную школу, где должен был работать с учениками разных возрастных групп с целью воспитания у них любви к литературному творчеству и чтению посредством развития собственного творчества. Формы работы были различны - от сочинения коротеньких стихов и рассказов до коллективного написания пьес и их постановки. Аналогичная кампания «Письма о литературе» разработана специалистами Центра книги Библиотеки Конгресса, в ходе одной из них 46 тысяч учеников 4-7 классов написали письма известным писателям, ныне здравствующим и ушедшим, в которых поделились своими впечатлениями от прочитанных книг, рассказали о влиянии этих книг на их жизнь. Победители многоступенчатого отбора отправились на Национальный книжный фестиваль. Центр Книги, регулярно организует встречи с писателями в рамках проекта "Книги и то, что за их пределами". В Дни читателей, которые проводятся в Великобритании, также организуются встречи читателей с писателями. В течение трех дней три писателя говорят не о своем творчестве, а о том, что они читают. В эти дни проходят семинары по творчеству этих авторов с участием редакторов и дизайнеров книг, а также специальные семинары, такие как «Комната 101» — «Книги, которые ты ненавидишь». Самое главное в этих мероприятиях: происходит знакомство читателей с новыми книгами и авторами. В Германии писатели проводят публичные чтения в библиотеках. Во Франции представители книжного бизнеса объединились со всеми заинтересованными лицами и стали работать вместе с учителями, издателями и библиотекарями, разыскивая талантливых авторов подростковой литературы.

В арсенале способов воздействия на целевую аудиторию существует ряд приемов, которые активно используются в зарубежной практике продвижения чтения. Один из самых действенных - подражание кумиру, особенно для молодежной аудитории. Поэтому так активно привлекаются и популярные личности и известные люди - спортсмены, телеведущие и др. Так, например, в Великобритании были выпущены плакаты с известными спортсменами, пропагандирующими чтение. В США в рамках месячника «Запишись в библиотеку» баскетболист Карим Абдул-Джаббар, обладатель шести чемпионских титулов ЫВЛ в известных печатных и электронных СМИ рассуждал о важности библиотеки в его личной жизни. Целью его выступлений был сбор средств для библиотек, сумма поступлений от рекламы, где был использован имидж великого спортсмена, составила 900000 тысяч долларов. В США в одном из самых популярных шоу Опры Уинфрей есть раздел Книжный клуб, где рассказывается о том, какие книги выбирает для чтения популярная ведущая, после чего их тиражи раскупаются.

Еще один удачный коммуникационный ход - слом стереотипных представлений в восприятии образа библиотеки и чтения, который наглядно демонстрирует возможности продвижения чтения в молодежной среде. Так, например, в Великобритании (2007-2010 гг.) в ряде публичных библиотек открыли книжные бары, где молодые посетители могли с помощью книжного меню заказать интересующие их материалы, а также выпить чашечку кофе или чая, опустив несколько шиллингов в автомат с безалкогольными напитками. По мнению английских социологов, это новшество привлечет в публичные библиотеки больше молодежи, которая превосходно себя чувствует в подобной обстановке. Возможность почувствовать свою социальную значимость помогает участие читателей в качестве жюри на литературных конкурсах. В Нидерландах перед началом Недели детской книги награждаются лауреаты премий "Золотого" и "Серебряного" грифелей - писатели и художники, которые создают детские книги; для привлечения внимания читательской аудитории к возможно большему числу новинок детской литературы, в список книг-лауреатов включаются еще три названия из признанных лучшими детским жюри, которое состоит из 25 тысяч детей. Во многих странах для привлечения внимания к национальной, классической, краеведческой литературе,

проводятся конкурсы на самую популярную книгу года, конкурс на самую красивую книгу и др. Молодежь привлекают к оформлению библиотек, составлению рекомендательных списков литературы и т.д.

К.Ясперс указывал, что искаженность образа человека ведет к искаженности его самого. Занимаясь творчеством, личность вступает в неформальные коммуникативные отношения людей, близких по духу, самосовершенствуется, познает самого себя, создает свой истинный образ. Таким образом, творческие практики позволяют изменить сложную, объективно складывающуюся социокультурную ситуацию, влияющую на уровень развития страны и качество жизни в ней. Главное условие - наличие доброй воли для изменения ситуации в лучшую сторону.

Литература

1. Гусакова, Т.Ф. Современный социум: искушение гедонизмом /Т.Ф. Гусакова // Вестник Тюмен. гос. ун-та.-2009.-.№5.-С.221-224.

2. Еманова, Ю.Г. Повышение статуса чтения как условие интеллектуализации и гуманизации общества// Публичная библиотека как институт социальной интеграции населения региона: коллектив. моногр. / Ю.Г.Еманова, М.К.Яо.- Казань: изд-во Казан. гос. ун-та культуры и искусств, 2011.- С. 65-91.

3. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: учеб. пособ. для вузов / Л.Б. Ермолаева-Томина.- 2-е изд.- М.: Академическийпроект:Культура, 2005.- 304 с.

4. Кухаренко, В.А.Интерпретация текста: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.— 2-е изд., перераб.— М.: Просвещение, 1988.— 192 с.

5. Шакирова, Д.М. Мышление, интеллект, одаренность: вопросы теории и технологии

/Д.М.Шакирова, И.Ф.Сибгатуллина, Д.Ш.Сулейманов.- Казань: Центр инновационных технологий, 2005. -312 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.