Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ЕВРЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕАТРА ИМ. КАГАНОВИЧА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ '

ТВОРЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ЕВРЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕАТРА ИМ. КАГАНОВИЧА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
еврейский театр / театральный сезон / военный репертуар / патриотическое воспитание / Jewish theater / theater season / military repertoire / patriotic education

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гамалей Софья Юрьевна

Период Великой Отечественной войны является одним из самых трагических периодов в российской истории. Однако данный этап был наполнен огромными творческими успехами различных театральных коллективов, в том числе и национальных. Автор статьи обращается к творчеству Еврейского государственного театра им. Кагановича, который, как и многие театры СССР, уже в первые дни войны пересмотрел свой репертуар, включив в него пьесы воспитывающие чувства патриотизма и любви к Родине. Актеры еврейского театра активно включались во все процессы, происходящие в области: занимались сбором денежных средств, расчищали улицы, строили бомбоубежища, занимались шефской работой, воссоздавали самодеятельные коллективы и творили свои уникальные спектакли. Несмотря на бытовые и финансовые трудности, переживаемые актерским составом, творчество Еврейского театра г. Биробиджана в период 1941-1945 годов станет отражением перемен происходящих на каждом из этапов Великой Отечественной войны, когда на смену чувствам скорби и утраты, в театральных пьесах начального периода войны, придет искренняя вера в победу и радость скорой мирной жизни, которая будет пронизывать постановки еврейского коллектива в театральном сезоне 1944-1945 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE LIFE OF THE KAGANOVICH JEWISH STATE THEATER DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The period of the Great Patriotic War is one of the most tragic periods in Russian history. However, this stage was filled with huge creative successes of various theater groups, including national ones. The author of the article refers to the work of the Jewish State Theater named after him. Kaganovich, who, like many theaters of the USSR, already in the first days of the war, revised his repertoire, including plays that foster feelings of patriotism and love for the Motherland. The actors of the Jewish theater were actively involved in all the processes taking place in the region: they were engaged in collecting money, clearing streets, building bomb shelters, doing patronage work, recreating amateur groups and creating their own unique performances. Despite the domestic and financial difficulties experienced by the cast, the work of the Jewish Theater of the city of Birobidzhan in the period 1941-1945 will reflect the changes taking place at each stage of the Great Patriotic War, when the feelings of grief and loss, in the theater plays of the initial period of the war, will be replaced by a sincere belief in victory and the joy of an early peaceful life, which will permeate the productions of the Jewish collective in the theater season 1944-1945.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ЕВРЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕАТРА ИМ. КАГАНОВИЧА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ »

ТВОРЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ЕВРЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕАТРА ИМ. КАГАНОВИЧА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

С. Ю. Гамалей

Период Великой Отечественной войны является одним из самых трагических периодов в российской истории. Однако данный этап был наполнен огромными творческими успехами различных театральных коллективов, в том числе и национальных. Автор статьи обращается к творчеству Еврейского государственного театра им. Кагановича, который, как и многие театры СССР, уже в первые дни войны пересмотрел свой репертуар, включив в него пьесы воспитывающие чувства патриотизма и любви к Родине. Актеры еврейского театра активно включались во все процессы, происходящие в области: занимались сбором денежных средств, расчищали улицы, строили бомбоубежища, занимались шефской работой, воссоздавали самодеятельные коллективы и творили свои уникальные спектакли. Несмотря на бытовые и финансовые трудности, переживаемые актерским составом, творчество Еврейского театра г. Биробиджана в период 1941-1945 годов станет отражением перемен происходящих на каждом из этапов Великой Отечественной войны, когда на смену чувствам скорби и утраты, в театральных пьесах начального периода войны, придет искренняя вера в победу и радость скорой мирной жизни, которая будет пронизывать постановки еврейского коллектива в театральном сезоне 1944-1945 года.

Ключевые слова: еврейский театр, театральный сезон, военный репертуар, патриотическое воспитание.

Великая Отечественная война явилась суровым испытанием для всего советского народа. 22 июня 1941 г., когда немецкие войска без объявления войны напали на Советский Союз, начался новый, полный напряженного драматизма период в истории нашей страны. Несмотря на неожиданность вторжения неприятеля, уже в первые дни войны советская власть сумела провести масштабную перестройку всех сфер жизни советского общества.

Уже 23 июня 1941 г., на второй день войны, Пленум ЦК профсоюза работников искусств принял «Обращение ко всем творческим работникам», в нем говорилось, что «основной задачей театрального искусства становится отныне обслуживание частей Красной армии и Военно-Морского флота» [3, с.24]. В результате было решено создать по всей стране бригады артистов, которые могли бы сразу выехать на фронт, к людям, сражавшихся с врагом.

27 июня 1941 г. выходит документ «Предварительные мероприятия в области искусства»[3,с.5], в котором, учитывая сложившуюся обстановку в стране, перед учреждениями культуры и искусства были поставлены следующие задачи:

1. Повысить агитационно-пропагандистскую роль всех имеющихся на тот момент учреждений искусства. Для реализации данной задачи планировалось внести

коррективы в репертуарные планы: включив в них пьесы, отображающие патриотические чувства советского народа, его любовь к Родине и ненависти к врагам-фашистам.

2. Произвести перестройку форм и методов работы учреждений искусства таким образом, чтобы создать более подвижные и гибкие коллективы, способные работать в различных условиях: на призывных пунктах, на вокзалах, на предприятиях, в прифронтовых зонах.

3. Провести переукомплектованные театров страны, в связи с

мобилизацией некоторых работников искусств в Красную армию. При этом доукомплектовывать профессиональные коллективы актерами из самодеятельных кружков не рекомендовалось.

4. Отменить все запланированные гастрольные поездки творческих коллективов за пределы своей области, края, республики.

5. Усилить меры по противопожарной безопасности на объектах культурного значения.

Как и все существующие на тот момент творческие коллективы, Еврейский театр им. Кагановича также активно включается в работу по переустройству своей деятельности. С целью оптимизации 29 июля 1941 г. была ликвидирована русская труппа театра, а актерский состав еврейской труппы сократился до 17 человек. Одновременно для усиления патриотичности репертуара был восстановлен спектакль «Интервенция» по пьесе Л. И. Славина, а также началась работа над новой пьесой на идише Ф. Вольфа «Профессор Мамлок», которая демонстрировала весь ужас фашисткой диктатуры [4, с. 185].

Естественно, что первый военный сезон (1941-1942 г.) был достаточно трудным для еврейского коллектива, ликвидация русской труппы, даже несмотря на то что ее деятельность часто приводила к финансовым затратам, негативно сказалось на бюджете, из-за сокращения зрительского контингента статья доходов не выполнялась. Несмотря на это, успехи в творческой жизни коллектива имелись: репертуар был насыщен новыми пьесами, качество постановок было высокое. Из наиболее удачных постановок того сезона стал спектакль по пьесе Л.И.Славина «Интервенция», который был посвящен реальным историческим событиям 1918 -1919 гг, произошедшим в Одессе, когда советская власть только устанавливалась в стране. Сюжет данной пьесы достаточно простой, но в то же время актуальный, заставлял зрителя поверить в то, что советский народ невозможно поработить ни одним иностранным государством.

Об успехах данного спектакля и заслугах художественного руководителя театра Ефима Гельфанда, говорилось летом 1942 г. при подведении итогов работы театров Хабаровского края. Участники совещания констатировали, что с момента начала Великой Отечественной войны советского народа с немецко-фашистскими захватчиками репертуарные планы всех театров края были успешно пересмотрены. Пьесы на оборонно-патриотические темы, пьесы с героическим прошлым русского народа, антифашисткие пьесы - составили основу репертуарных планов на второе полугодие во всех театрах края. К ним относились: «Парень из нашего города»

(К.Симонов), «Батальон идет на запад» (Г.Мдивани), «Интервенция» (Л.Славин), «Любовь Яровая» (К.Тренев) [12, с. 32].

Таким образом, итоги театральной работы первого военного сезона свидетельствовали, что все творческие коллективы региона, в том числе и Еврейский театр им. Кагановича, сумели приспособиться к условиям военного времени.

В 1942 г. были написаны три лучшие пьесы времен Великой Отечественной войны - «Русские люди» К.Симонова, «Фронт» А.Корнейчука и «Нашествие» Л.Леонова.

Одна из данных пьес - «Фронт», с 1942 г., прочно вошла и в репертуар Еврейского театра города Биробиджана. Эта пьеса была написана в жанре сатирической комедии. Причем сатира была нацелена на советское командование. Так главный герой - генерал Горлов, стоящий во главе армии, не желает изучать современные методы введения войны, считая, что имеющийся у него опыт гражданской войны достаточен для победы над противником, при этом он не просто гордится, он бравирует данным опытом[6,с.117]. Следствием этого становятся бессмысленные людские жертвы на полях сражения. Возможно, эта пьеса частично объясняла промахи Красной армии в первые дни войны, в то же время финал пьесы - отставка Горлова, давала надежды, на желаемые всем народом перемены в идущей кровопролитной борьбе русского народа с немецкими захватчиками.

Несмотря на трудные условия военного времени, летом 1942 г. состоялись гастроли еврейского театра по территории ЕАО и по линии железнодорожной магистрали. Творческий коллектив обслуживал строителей на станции Ин и Архара. В рамках уборочной компании осени 1942 г., актерский состав театра организовал две творческие бригады и показал 50 выездных концертов.

Творческие успехи коллектива продолжились и в 1943 г., когда в репертуар театра вошла пьеса Л.Леонова «Нашествие». Герой этой драмы Федор Таланов когда то-был арестован, в связи с войной выпущен на свободу, и вот он, решает пойти на фронт воевать, ибо перед лицом вражеского нашествия уходит личная боль и лучшие качества человека, а именно любовь к Родине ведет каждого к великому подвигу его жизни. Именно этот тонкий психологизм в соединении с броским гротеском, глубина анализа сокровенных душевных движений, соседствующая с подчеркнутой сатирической обнаженностью[8,с.44], была присуща данной пьесе, именно этим она привлекала зрителей.

Не менее успешным в этом сезоне стал спектакль на идише - «Колдунья» по пьесе А.Гельфедена. По мнению журналистов «в этом спектакле актерской труппе удалось создать яркий национальный образ, полный реалистичного оптимизма»[4,с.41]. Помимо хорошего исполнения, этот спектакль запомнился зрителям своей виртуозной хореографической постановкой, а также привлечением учащиеся самодеятельности г. Биробиджана в массовых сценах. В результате весь коллектив театра получил благодарность от Управления по делам искусств Хабаровского края, которое посчитало данный спектакль одним из лучших в репертуаре труппы [4, с. 44].

Успешная попытка театрального коллектива вовлечь в спектакль участников самодеятельности была не случайна, поскольку в годы Великой Отечественной войны, из-за сокращения численности людей на предприятиях и увеличение норм выработки, большинство существовавших при заводах и фабриках, в довоенные годы, самодеятельных кружков распались. В условиях начавшегося контрнаступления Красной армии советские органы власти вновь обратили внимание на данную сферу. Так в 1943 г. был объявлен Всесоюзный смотр художественной самодеятельности [4, с. 36], в котором принял участие и Хабаровский край.

Одновременно с творческой работой, коллектив театра участвовал во всех проводимых отделением Всероссийского театрального общества акциях, связанных со сбором средств в фонд обороны страны. Так совместно с писателями Биробиджана был организован художественно-литературный вечер, сбор с которого составил 10000 рублей и был переведен через еврейский антифашистский комитет на постройку танков и самолетов для советской армии. Также коллектив продолжил свою работу по облуживанию концертами воинов - дальневосточников, и активно принимал участие в военно-шефской работе.

Лето 1943 г. было наполнено различными мероприятиями, которые не касались творчества, а свидетельствовали о сохранение в стране тяжелого материального положения вызванного военными действиями. Так, с 1 июня все трудоспособные жители г. Биробиджана, принимают участие в обязательной заготовке дров, в результате ежедневно четыре сотрудника театра направлялись на данную работу[3, с. 51]. В июле того же года, театру утвердили план по сбору черных металлов, в количестве 5 тонн, в это же время пришел и приказ о выделении 4 людей, из коллектива театра, на строительство газоубежища в городе. Это ярко свидетельствует, что в годы войны каждый гражданин советского государства стремился внести свой посильный вклад в общее дело в борьбе с фашизмом.

Сезон 1943-1944 г. запомнился зрителям новыми премьерами: «Шпиль Фойги», «Забавный случай», «Жди меня», «Мирелле Эфрос», «Чрезвычайный закон»[9, с.23]. Данный спектакли отличались хорошей постановкой и получили положительный отклик в сердцах зрителей и местной прессе.

Однако, несмотря на успешные постановки и качественно сформированный репертуар, на протяжении 1941-1944 г. театр не выполнял имеющийся у него финансовый план, главная причина этого заключалась в сохранении старого театрального здания, которое зимой плохо отапливалось, а так же сломанной сцены, не позволяющей качественно использовать декорации к спектаклям. Данные проблемы приводили к снижению посещаемости, особенно в зимнее время. Дирекция театра на протяжении трех лет поднимало данную проблему перед Управлением по делам искусств. В результате в мае 1944 г. коллектив театра получил радостное известие о выделении средств на строительство в Биробиджане нового здания театра [4,с.53].

Не менее радостным событием для театрального коллектива стала подготовка к собственному юбилею. 1 августа 1944 г. театр открыл юбилейную декаду премьерой спектакля «Уриель Акоста», который стал настоящим

праздником для всех жителей города. Перед спектаклем в фойе была организована выставка, о творческом пути коллектива. Ее организатором стал ведущий актер и режиссер театра, участник Великой Отечественной войны Макс Рейнгольд [11,с.3].

Однако театр так не смог начать свою работу в новом сезоне. Из-за непригодности здания, 1 октября 1944 г. деятельность коллектива была приостановлена. В результате Управление по делам искусств Хабаровского края принимает решение отправить коллектив на гастроли в Среднюю Азию, а за это время построить новое театральное здание. В репертуар гастролей вошли спектакли уже заслужившие популярность в среде еврейского зрителя: «Уриель Акоста», «Тевье Молочник», «Колдунья», «Приведение», кроме того коллектив подготовил хорошую концертную программу[5].

Выбор места гастрольной поездки был не случаен, поскольку в годы Великой Отечественной воны многие евреи были эвакуированы в Среднюю Азию и проживали там, в крупных городах региона.

1 декабря 1944 г., основной актерский состав выехал из Биробиджана, билеты до Кзыл-Орда взяли за свои собственные средства, из-за задержек в финансировании. Настроение актерской труппы было приподнятое, строили планы на будущие выступления, повторяли монологи, репетировали некоторые номера. Но прибыв на место назначения, 6 января 1945 г., обнаружили, что все декорации задержались в пути. В результате дали лишь концертную программу и поставили спектакль «Чрезвычайный закон», который не требовал крупных декораций. Однако уже первые выступления на сцене показали, что зрительный зал был наполовину пуст, при этом основная причина слабой посещаемости заключались не в низком качестве постановок, а в погодных условиях. Так в городе стояли 30 градусные морозы, помещение театра было холодным, а отапливать его приходилось самим, закупая необходимое топливо. Таким образом, данные условия работы не чем не отличались от имеющихся условий в Биробиджане. Эта ситуация продолжалась в течении двух месяцев, но коллектив не терял оптимизма, несмотря на отсутствие больших сборов со спектаклей, все постановки еврейской труппы были востребованы у зрителя, а доходы покрывали статьи расходов.

В марте 1945 г. коллектив еврейского театра прибыл в Алма-Ату, первый месяц работы был очень успешным, билеты раскупались, посещаемость спектаклей доходила до 100%.[3,с.56] Но, в марте 1945 г. победа советских войск над фашизмом стала очевидна, поэтому в стране была объявлена реэвакуация населения. Данное, безусловно, радостное событие для любого человека негативно повлияла на сбор кассы со спектаклей.

В результате, театр попадает в сложное финансовое положение, актерский коллектив решает вернуться в Биробиджан, но тут он узнает о назревающих событиях на Дальнем Востоке: переброске войск в данный регион, для войны с Японией. Таким образом, возврат коллектива Еврейского театра на родину, в Биробиджан, стал невозможным.

Художественный руководитель театра Е. Гольблат и весь коллектив, вновь ищут варианты выхода из сложившегося положения. В результате театр переезжает в г. Чимкент, где ему предоставили помещение для показа спектаклей. На

протяжении лета коллектив радовал зрителя своими постановками, и хотя посещаемость спектаклей была не велика, все же театр получал небольшие доходы. В сентябре 1945 г. ситуация ухудшилась, так как из гастрольной поездки вернулся Казахский театр, который и занял свое помещение. Еврейские актеры остались на улицы: играть спектакли было не для кого, выезжать не куда, и вернуться домой не возможно.

Лишь в январе 1946 г. театр получил кредит, и смог вернулся в Биробиджан. И хотя данная гастрольная поездка привела к высоким финансовым затратам, еврейский коллектив не собирался сдаваться: по-прежнему строились творческие планы, разрабатывался новый интересный репертуар включающий в себя пьесы на идише; думали о возрождение русской труппы, для показа классических произведений русской и зарубежной драматургии. Столь оптимистичный настрой во многом объяснялся окончанием одной из самой кровопролитных в истории нашей страны войн - Великой Отечественной войны.

С уверенностью можно констатировать лишь то, что за весь этот трудный период Еврейского театра им. Кагановича, зарекомендовал себя как профессиональный и талантливый коллектив, способный своим творчеством давать людями надежду на лучшее, воспитывать в них любовь к своей великой стране.

Список литературы

1. Бузи Миллер //Биробиджанский штерн. - 13 июня 2019. - С. 4.

2. Государственный архив Хабаровского края (ГАХК). Ф.1291

Оп.1.Д.4.

3. Государственный архив Еврейской автономной области (ГАЕАО).

Ф.148.Оп.1. Д.1.

4. Государственный архив Еврейской автономной области (ГАЕАО).

Ф.148.Оп.1. Д.3.

5. Монойленко И. А. Два юбилея одного театра// Биробиджанская

звезда. - 24 апреля 2019. - С.3.

6. Дмитриев Ю.А., Хайченко Г.П. История русского и советского драматического театра (от истоков до современности). / Ю.А. Дмитриев - М.: Изд-во Просвещение, 1986. - 160 с.

7. История советского драматического театра. В 6 т. -. М.: Изд-во Наука. 1968. Т.4. -747 с.

8. История советского драматического театра. В 6 т. - М.: Изд-во Наука. 1969. Т.5. -736 с.

9. Кудиш Е. Театральный Биробиджан. Историко-документальный очерк. / Е. Кудиш. - Биробиджан, 1996. - 90 с.

10. Музы в шинелях: советская интеллигенция в годы Великой Отечественной войны: документы, тексты, воспоминания.- М.: Изд-во РОССПЭН, 2006. - 432 с.

11. Ритер И. Уриель Акоста // Биробиджанская звезда. - 5 августа 1944. -

С.3.

12. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) Ф.2075 Оп. 1. Д. 121.

13. Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны. / под ред. А.Я. Лившин, И.Б Орлов. - М.: Изд-во РОССПЭН. 2007. - 797 с.

14. Смыкалин А.С. Политические репрессии советского государства в отношении религии // Исторические чтения на Любянке. М., 2017. С. 156 -162.

15. Селянинов С. Евреи в России. / С.Селянинов - М., Витязь. 2000. - 144

c.

CREATIVE LIFE OF THE KAGANOVICH JEWISH STATE THEATER DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR Gamaley S. Yur.

Annotation. The period of the Great Patriotic War is one of the most tragic periods in Russian history. However, this stage was filled with huge creative successes of various theater groups, including national ones. The author of the article refers to the work of the Jewish State Theater named after him. Kaganovich, who, like many theaters of the USSR, already in the first days of the war, revised his repertoire, including plays that foster feelings of patriotism and love for the Motherland. The actors of the Jewish theater were actively involved in all the processes taking place in the region: they were engaged in collecting money, clearing streets, building bomb shelters, doing patronage work, recreating amateur groups and creating their own unique performances. Despite the domestic and financial difficulties experienced by the cast, the work of the Jewish Theater of the city of Birobidzhan in the period 1941-1945 will reflect the changes taking place at each stage of the Great Patriotic War, when the feelings of grief and loss, in the theater plays of the initial period of the war, will be replaced by a sincere belief in victory and the joy of an early peaceful life, which will permeate the productions of the Jewish collective in the theater season 1944-1945.

Keywords: Jewish theater, theater season, military repertoire, patriotic education.

References

1. Buzi Miller // Birobidzhan stern. June 13, 2019.

2. State archive of the Khabarovsk territory (GAHK). F. 1291. Op.1.D. 4.

3. State archive of the Jewish Autonomous region (GAEAO). F. 148.Op.1. D. 1

4. State archive of the Jewish Autonomous region (GAEAO). F. 148.Op.1. D. 3

5. Two anniversaries of one theater// The Birobidzhan star. April 24, 2019

6. Dmitriev Yu. a., Chaichenko G. P. History of Russian and Soviet drama theatre (from the beginnings to the present): textbook. M,: Prosveshchenie, 1986, 160 р.

7.History of the Soviet drama theater. Vol. 4.M.: Nauka Publishing house. 1969747 р.

8. History of the Soviet drama theater. Vol. 5. M.: Nauka Publishing house. 1969.736 р.

9. Codes E. Theater Of Birobidzhan. Historical and documentary essay. Birobidzhan, 1996. 90 р.

10. Muses in greatcoats: Soviet intelligentsia during the great Patriotic war: documents, texts, memoirs. M.: Russian political encyclopedia, 2006. 432р.

11. Rieter I. Uriel Acosta // Birobidzhan star. August 5, 1944. Р.3.

12. Russian state archive of literature and art (RGALI) F. 2075 Op. 1. Ed. HR. 121.

13. Soviet propaganda during the great Patriotic war. / ed. Livshin A. Ya., Orlov I. B. M.: Russian political encyclopedia. 2007. 797 р.

14. Smykalin A. S. Political repressions of the Soviet state in relation to religion / / Historical readings on Lyubyanka. M., 2017. рр. 156 162.

15. Selyaninov S. Jews in Russia. M., 2000. 144 р.

Гамалей Софья Юрьевна кандидат исторических наук, доцент, г. Хабаровск, Дальневосточный юридический институт МВД РФ, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин. E-mail: [email protected]

Gamaley Sofia Yurievna, Candidate of Historical Sciences, Docent, Khabarovsk, far Eastern juridical Institute of MIA RF, Docent Department state legal disciplines. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.