Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕВРЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕАТРА ИМ. КАГАНОВИЧА В 1946-1949 ГГ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕВРЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕАТРА ИМ. КАГАНОВИЧА В 1946-1949 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
169
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТР / ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ / ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД / АНТИФАШИСТСКИЙ КОМИТЕТ / РЕПЕРТУАРНЫЙ ПЛАН / JEWISH THEATER / STATE OF ISRAEL / JEWISH PEOPLE / ANTI-FASCIST COMMITTEE / REPERTOIRE PLAN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гамалей Софья Юрьевна

Автор статьи освещает заключительный этап развития Еврейского государственного театра г. Биробиджана, который после Великой Отечественной войны вновь начал свою творческую деятельность. Автор констатирует, что на протяжении трех лет работы театр сумел возродить русскую труппу, усилить качество репертуара новыми спектаклями, как для русского, так и для еврейского зрителя. Однако изменение внешнеполитического курса советской страны, повлекшее за собой кардинальные перемены в национальной политике, в том числе и в отношении евреев, привело к закрытию всех еврейских театров в СССР. В результате, несмотря на творческие успехи и качественную работу, Еврейский государственный театр им. Кагановича в 1949 г. был ликвидирован.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE JEWISH STATE THEATER NAMED BY KAGANOVICH IN THE 1946-1949

The author of the article sets out the final stage of development of the Jewish state theater of Birobidzhan, which, after the Great Patriotic War, began its creative activity again. The author states, that over the three years of work, the theater managed to revive the russian troupe, to strengthen the quality of the repertoire with new performances, both for russian and jewish audiences. However, a change in the foreign policy of the soviet country, which entailed radical changes in national politics, including with regard to jews, led to the closure of all jewish theaters in the USSR. As a result, despite the creative success and quality work, the Jewish state theater named by Kаganovich in 1949 was eliminated.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕВРЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕАТРА ИМ. КАГАНОВИЧА В 1946-1949 ГГ»

УДК 94(47).084.8:347.786

ГАМАЛЕЙ С.Ю.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕВРЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕАТРА им. КАГАНОВИЧА В 1946-1949 гг.

Ключевые слова: еврейский театр, государство Израиль, еврейский народ, антифашистский комитет, репертуарный план.

Автор статьи освещает заключительный этап развития Еврейского государственного театра г. Биробиджана, который после Великой Отечественной войны вновь начал свою творческую деятельность. Автор констатирует, что на протяжении трех лет работы театр сумел возродить русскую труппу, усилить качество репертуара новыми спектаклями, как для русского, так и для еврейского зрителя. Однако изменение внешнеполитического курса советской страны, повлекшее за собой кардинальные перемены в национальной политике, в том числе и в отношении евреев, привело к закрытию всех еврейских театров в СССР. В результате, несмотря на творческие успехи и качественную работу, Еврейский государственный театр им. Кагановича в 1949 г. был ликвидирован.

GAMALEY, S.U.

ORGANIZATION OF THE JEWISH STATE THEATER NAMED BY KAGANOVICH IN THE 1946-1949.

Keywords: Jewish theater, state of Israel, Jewish people, anti-fascist committee, repertoire plan.

The author of the article sets out the final stage of development of the Jewish state theater of Birobidzhan, which, after the Great Patriotic War, began its creative activity again. The author states, that over the three years of work, the theater managed to revive the russian troupe, to strengthen the quality of the repertoire with new performances, both for russian and jewish audiences. However, a change in the foreign policy of the soviet country, which entailed radical changes in national politics, including with regard to jews, led to the closure of all jewish theaters in the USSR. As a result, despite the creative success and quality work, the Jewish state theater named by Kganovich in 1949 was eliminated.

После окончания Великой Отечественной войны начался новый, наполненный драматизмом период в развитии еврейского театрального искусства в СССР. Закат еврейской культуры, был связан со сменой вектора национальной политики советского государства. В результате, к 1950-му году все имеющиеся в СССР центры еврейской культуры были закрыты. Столь трагическую судьбу в послевоенный период пережил и коллектив Еврейского государственного театра г. Биробиджана.

Годовой отчет за 1946 г. засвидетельствовал один из самых провальных театральных сезонов. Лишь к марту 1946 г. актеры театра смогли вернуться из неудачной гастрольной поездки по Средней Азии. По возвращении в Еврейскую автономную область коллектив обнаружил отсутствие обещанного ремонта в театральном здании, что естественно затруднило проведение нового театрального сезона. В результате, деятельность Еврейского театра за 1946 г. была признана Управлением по делам искусств Хабаровского края неудовлетворительной, так как поступления в доходную часть его бюджета составили лишь 40,9% от планового показателя [1].

И все же, несмотря на финансовые трудности, театр продолжил свою работу в следующем сезоне, и даже получил дотацию в сумме 120 500 рублей [2], что соответствовало целям проводимой в стране национальной политики, связанной с поддержанием идеи о создании государственности еврейского народа. Первоначально Советский Союз не только положительно относился к данной идее, но и инициировал ее продвижение, поскольку надеялся на установление хороших дипломатических отношений с новым государством. Еще в годы Великой Отечественной войны именно на территории СССР был создан Еврейский антифашистский комитет, основной задачей которого являлась организация политической и материальной поддержки борьбы СССР против фашистской Германии. В комитет вошли такие политические деятели как С.А. Лозовский (руководитель Совинформбюро), писатели И.Г. Эренбург и Д.Р. Бергельсон, поэты С. Я. Маршак, П.Д. Маркиш, актер В.Л. Зускин, академики А.Н. Фрумкин, П.Л. Капица, создатель Камерного театра А.Я. Таиров, актер и главный режиссер Московского государственного еврейского театра С. Михоэлс [3]. Работа Еврейского антифашистского комитета была крайне активной. Так в 1943 году его представители предприняли семимесячное турне по США, Мексике, Канаде и Великобритании, с целью сбора средств на военные нужды СССР в борьбе с немецкими войсками [4]. В конце войны руководством комитета активно обсуждались планы организации Еврейской советской республики в Крыму, которые однако, были отвергнуты советскими органами власти, так как у И.В. Сталина на тот момент были более

масштабные цели по решению «еврейского вопроса», пересекающиеся с внешнеполитическими планами.

После окончания II Мировой войны, члены ООН начали активно обсуждать идею создания государства Израиль. В результате, на одном из заседаний ООН именно представители от СССР и США предложили создать на территории Палестины два независимых государства. Это был определенный политический удар по статусу Великобритании, которая на тот момент имела мандат на управление данной территорией. Большинство стран поддержали данную инициативу. В результате, в мае 1948г. появляется новое государство - Израиль, а СССР стал первой страной, с которой оно установило дипломатические отношения.

Естественно, что столь активная роль СССР в решении еврейского вопроса, которая выступала как «защитник» еврейского народа, положительно сказывалась и на проведении национальной политики внутри страны. В результате, все существовавшие на тот момент еврейские коллективы продолжали успешно работать и получать хорошее финансирование.

Так театральный сезон 1946-1947 года в Еврейском государственном театре им. Кагановича открылся в декабре новыми интересными постановками. В репертуар театра вошли пьесы «Восстание в гетто» (П.Д. Маркиш), «Вечер одноактовых комедий» и «Блуждающие звезды» (Шолом Алейхем), «Красный галстук» (С.В. Михалков), «Молодая гвардия» (А.А. Фадеев). В общей сложности, за год работы коллектив дал 103 спектакля [5].

Одной из уникальных постановок этого сезона стал спектакль по пьесе Б. Миллера «Он из Биробиджана». Сам Борис Миллер был выдающимся писателем, сделавшим очень многое для развития города Биробиджан, в котором он прожил всю свою жизнь. Актуальная пьеса «Он из Биробиджана», была восторженно воспринята зрителями, так как она рассказывала историю людей, проживающих в ЕАО, любящих свой город и свою страну.

Также стоит вспомнить и спектакль по пьесе М.Гершензона «Гершале». Моисей Гершензон был не просто автором пьесы. В 1918 г. он организовал в Киеве один из первых еврейских театров - «Мешухалес». В 1930-е годы активно писал пьесы, которые успешно шли на сценах еврейских театров Киева, Харькова и других городов. В годы Великой Отечественной войны он ушел на фронт и героически погиб в апреле 1943 г. Именно в память о талантливой личности на сцене Еврейского государственного театра им. Кагановича и появилась пьеса «Гершале», рассказывающая о веселом и неунывающем балагуре и виртуозе розыгрышей, персонаже, столь любимом еврейским зрителем. Спектакль шел на идише и был очень популярен своей живостью и легкостью.

Однако, несмотря на высокую посещаемость данных спектаклей, их сохранение в репертуаре стало большой проблемой для коллектива. Поскольку еще в августе 1946 г. вышло Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», в котором всем драматическим коллективам страны рекомендовалось переработать репертуарные планы, исключив их них малохудожественные работы [6]. В результате, в Еврейском государственном театре им. Кагановича на протяжении 1947 г. происходит пересмотр репертуара. Тем более, что на состоявшейся в 1947 г. V партконференции, секретарь обкома ВКП(б) ЕАО товарищ А.А. Бахмутский констатировал: «репертуар Государственного еврейского театра им. Кагановича не отвечает требованиям, предъявляемым ныне к советскому театру, он засорен пустыми, безыдейными пьесами» [7]. Особо негативную оценку как «идейно-вредная, национально-ограниченная» получила пьеса Я.М. Гордина «Миреле Эфрос», которая, по мнению секретаря обкома, «проповедовала мелкобуржуазную мораль, идеализировала представителей буржуазного общества», «убогой и низкопробной» также была признана и пьеса Ф.Л. Аронеса «Бедно, но весело» [8].

В результате, коллектив театра в течение года кардинально перестроил репертуар, включив в него пьесы русских и зарубежных классиков. Так, в новом сезоне на сцене театра были поставлены пьесы «Встреча с юностью» (А.Н. Арбузов), «Коварство и любовь (Ф. Шиллер), «Поздняя любовь» (А.Н. Островский), «Инженер Сергеев» (В. Рокк). В целом, за отчетный год коллектив театра подготовил восемь новых постановок. Своеобразный уход от еврейской драматургии в русскую классику был вызван желанием сохранить коллектив театра, а это было возможно только при условии снижения количества критических замечаний со стороны Краевого управления по делам искусств.

Несмотря на определенные успехи в творческой сфере, 1948 год стал переломным и для Еврейского государственного театра г. Биробиджана, и для всего еврейского театрального искусства, в связи с изменениями, произошедшими в национальной политике советского государства в отношении еврейского народа, которые свелись к развернутой антисемитской кампании, разрыву дипломатических отношений с Израилем. Причины и особенности происходивших в стране перемен, приведших к открытому антисемитизму, активно исследуются современными авторами. Но, все они склоны считать, что начало этому процессу было положено в январе 1948 г., когда в Минске под колесами автомобиля погиб главный режиссер Московского государственного еврейского театра Соломон Михоэлс.

На протяжении 1948-1952г. в стране начался новый виток политических репрессий. В этот же период трагически закончилась судьба всех еврейских театров в СССР.

Так уже 4 марта 1948 г. вышло постановление Совета Министров о сокращении советским театрам дотацией на 1949 г., в данный список попали 646 театров, в том числе все еврейские коллективы. В результате, художественный руководитель Еврейского государственного театра им. Кагановича весной 1948 г. принял решение о сокращении штата на 50 %. Полностью был ликвидирован оркестр, упразднялся ряд других должностей. Одновременно руководством принимается меры по увеличению доходов. В течении весны-лета 1948 г. было налажено регулярное обслуживание колхозов и глубинных пунктов. Для привлечения зрителя систематически стали ставиться спектакли на русском языке. Однако итоги финансовых отчетов были неутешительны, поскольку уровень доходов хоть и повысился, выполнить производственно-финансовый план в полном объеме театр не сумел [9].

Осознавая данные факты, Управление по делам искусств Хабаровского края вынуждено было согласиться с дирекцией театра о невозможности работы в столь скудных условиях, и даже разрешило коллективу вновь произвести переукомплектование штатов. В результате, в сентябре 1948 г. в театре вновь была организована небольшая русская труппа, был восстановлен оркестр в количестве трех человек. Кроме того, произошли небольшие изменения в материально-техническом оснащении: было построено небольшое подсобное помещение для хранения декораций, оборудована комната для хранения одежды зрителей, проведен ремонт отопительной системы. Все эти мероприятия давали надежду на увеличение доходной части и, как следствие, сохранение еврейского театра в городе. Однако события 1949 г., перечеркнули не только творческие планы театра на будущие, но и весь уже пройденный творческий путь коллектива.

Сезон 1948-1949 г. в Еврейском театре г. Биробиджана открыла вновь созданная в театре русская труппа спектаклем по драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь». В данной постановке, по мнению журналистов, свое высокое профессиональное мастерство показали артисты В.А. Любимова и А.И. Вадимов, которые сумели создать яркие образы и раскрыть острый сюжет пьесы [10]. Не менее удачными в этом сезоне были признаны спектакли «Вас вызывает Таймыр» (К. Исаев и А. Галич), «Особняк в переулке» (братьев Тур), «Остров мира» (Е. Петров) [11, л.8].

Имеющиеся творческие успехи свидетельствовали о популярности театрального коллектива в регионе. Однако внутриполитические перемены в стране, начавшиеся репрессии в отношении евреев привели к тому, что в 1949 г. Комитет по делам искусств отказал театру в выделении новых дотаций. В результате, перед коллективом встал вопрос о закрытии, либо о переходе на полный хозрасчет.

Отказ в дотациях был не случаен, в стране начался процесс закрытия еврейских театров. Уже в марте 1949 г. был ликвидирован Белорусский ГОСЕТ, в мае 1949 г. - Одесский ГОСЕТ [12, с. 149]. В тоже время переплетение судеб Еврейского театра им Кагановича с самой Еврейской автономной областью не позволяло быстро решить вопрос о ликвидации данного коллектива, который являлся частью духовной культуры региона.

Ситуация накалилась, когда летом 1949 г. в Биробиджан прибыла специальная комиссия для проверки деятельности партийных органов. На состоявшейся VII партконференции было принято решение об отстранение от должности первого секретаря обкома А. Бахмутского и председателя облисполкома М. Левитана. Одновременно Комитет по делам искусств РСФСР направил в Биробиджанский театр инспекторскую проверку под руководством К. Кузнецовой для просмотра и рецензирования его главных спектаклей [12, с. 150]. Однако предоставленный

по итогам проверки отчет о работе театра носил положительный характер. В результате, Совет Министров РСФСР покрыл имеющиеся убытки, и театр продолжил свое существование.

В сентябре 1949 г. ситуация продолжила осложняться. Во Всесоюзном комитете по делам искусств произошли кадровые перестановки, в результате новый заведующий Агитпропа, товарищ Шепилов, заявил о прекращении дотаций Биробиджанскому театру [12, с.152].

Несмотря на это, в октябре 1949 г. Еврейский государственный театр им. Кагановича вновь открыл свои двери зрителям премьерой по пьесе Л. Брянцева «На той стороне». В зрительном зале было много народу. На спектакле присутствовали и представители городской общественности, которые от лица всего города поздравили коллектив с премьерой и началом нового театрального сезона [13, с.20].

Но 22 октября 1949 г. вышло распоряжение Совета Министров РСФСР за №2835 «О ликвидации Биробиджанского государственного еврейского театра им. Кагановича». Утром 5 ноября 1949 г. директор еврейского театра получил телеграмму с грифом «Правительственная», в которой сообщалось: «Совнарком РСФСР, учитывая предложения управления по делам искусства, решил закрыть в Биробиджане Государственный театр как нерентабельный...» [13, с.21], что не соответствовало действительности, поскольку все театры Хабаровского края в тот период, были дотационными. Спустя десять дней, на основании приказа Краевого отдела искусств и распоряжения исполкома областного совета ЕАО, ликвидком театра безвозмездно передал Биробиджанскому дому пионеров и школьников здание театра, со всем его внутренним оборудованием и мебелью [11, л.4], а городской музыкальной школе - музыкальные инструменты, имевшиеся в описи театрального имущества. Так, в декабре 1949 г. перестал существовать Биробиджанский государственный еврейский театр. Итоговая задолженность коллектива на момент его закрытия составила 30 625 рублей [11, л.8].

Спустя две недели во дворе областной библиотеки им. Шолом Алейхема сожгли произведения репрессированный еврейских литераторов: Д. Бергельсона, Л. Квитко, Д. Гофштейна, П. Маркиша. Одновременно были уничтожены и иные документы, рассказывающие о создании уникальной территориальной единицы - Еврейской автономной области.

На протяжении 1949-1950 года все еврейские театры в СССР с формулировкой «не рентабельны» также были закрыты, причем их закрытие было проведено без письменного указания ЦК ВКП(б). Судьба всех еврейских коллективов того времени оказалась схожей. Как горько подметил Эммануил Штейн: «Еврейский театр в социалистической Европе практически прекратил свое существование, когда легендарная Ида Каминская покинула Польшу, а неповторимая Лия Кеник - Румынию. Когда Алексей Штейн и Юлия Фляум были вынуждены покинуть Биробиджан, начался закат еврейского сценического искусства на Дальнем Востоке»

[14].

После закрытия театра многие видные деятели Биробиджана: писатели, поэты, актеры, журналисты были арестованы. Так, например, в июле 1949 года редактор «Биробиджанер штерн» Б.Миллер был приговорен к 10 годам лишения свободы за полюбившуюся биробиджанским зрителям пьесу «Он из Биробиджана», поскольку в сюжет этой пьесы вошел эпизод, когда группа биробиджанской молодежи, путешествуя на поезде на краевой смотр художественной самодеятельности, пела в вагоне песню на идише. Именно исполнение этой песни было расценено как проявление крайней степени национализма, что в советской стране являлось недопустимым [15]. Вместе с автором за колючей проволокой оказались журналист Наум Фридман, писатель и драматург Григорий Рабинков, директора театра Михаил Корман и Натан Вайнгауз, поэтесса Любовь Вассерман и многие другие. Аресту был подвергнут и популярный актер Биробиджанского государственного театра Файвиш Аронес. 5 октября 1949 года он был арестован и осужден на 10 лет исправительно-трудовых лагерей, в вину ему вменяли «распространение среди своего окружения клеветнических измышлений о якобы существующем в СССР гонении на евреев». Во время обыска в его квартире были обнаружены письма С.Михоэльса, с которым он был в дружеских отношениях [16]. Оставшиеся на свободе актеры уехали искать работу в другие города, некоторые остались в Биробиджане.

Но, несмотря на ликвидацию Еврейского театра в Биробиджане, воспитанная творческим коллективом в сознании зрителей любовь к театру сохранялась долгие годы, поскольку у истоков этой любви, стояли талантливые артисты, крупные профессионалы, иногда мировой величины.

Театр не просто вошел в историю города Биробиджана, он являлся отражением его жизни, душой этого города. Однако в советский период театр, как и иной вид искусства, не мог быть вне политики. Именно поэтому его судьба сложилась столь трагично.

Литература и источники

1. Государственный архив Еврейской автономной области (ГАЕАО). Ф.148. Оп.1. Д. 14. Л.12.

2. ГАЕАО. Ф.148. Оп.1. Д.17. Л.18.

3. Дело еврейского антифашистского комитета // www.histrf.ru> Лента времени).. ,/dielo-ievrieiskogho...

4. Еврейский антифашистский комитет //www. politforums.net>historypages /1297757299.html

5. ГАЕАО. Ф.148. Оп.1. Д.1276. Л.3.

6. Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» // Большевик. -1946. - №16.

7. ГАЕАО. Ф1-п. Оп.1. Д.296. Л.52.

8. Два юбилея одного театра// Биробиджанская звезда. - 2019. - 24 апреля.

9. ГАЕАО. Ф.148. Оп.1. Д.20. Л.3.

10. КудишЕ.И. Театральный Биробиджан. - Биробиджан, 1996. - С.19.

11. ГАЕАО. Ф.148. Оп.1. Д.23. Л.8.

12. Котлерман Б. К истории закрытия государственный еврейских театров в СССР: дело Биробиджанского ГОСЕТ им. Л.М.Кагановича в 1949-1951 гг. // Вестник Еврейского университета. - 2005. - № 10.

13. Кудиш Е.И. Театральный Биробиджан. - Биробиджан, 1996.

14. История Биробиджанского государственного еврейского театра // www. kmslib.ru>.. .gosudarstvennogo-evreyskogo-teatra

15. Бузи Миллер // Биробиджанский штерн. - 2019. - 13 июня.

16. Артист строгого режима // Биробиджанский штерн. - 2019. - 30 октября.

References and Sources

1. Gosudarstvennyj arhiv Evrejskoj avtonomnoj oblasti (GAEAO). F.148. Op.1. D.14. L.12.

2. GAEAO. F.148. Op.1. D.17. L.18.

3. Delo evrejskogo antifashistskogo komiteta // www. histrf.ru> Lenta vremeni>.../dielo-ievrieiskogho...

4. Evrejskij antifashistskij komitet //www. politforums.net>historypages /1297757299.html

5. GAEAO. F.148. Op.1. D.1276. L.3.

6. Postanovlenie Orgbyuro CK VKP(b) «O repertuare dramaticheskih teatrov i merah po ego uluchsheniyu» // Bol'shevik. - 1946. - №16.

7. GAEAO. F1-p. Op.1. D.296. L.52.

8. Dva yubileya odnogo teatra// Birobidzhanskaya zvezda. - 2019. - 24 aprelya.

9. GAEAO. F.148. Op.1. D.20. L.3.

10. Kudish E.I. Teatral'nyj Birobidzhan. - Birobidzhan, 1996. - S.19.

11. GAEAO. F.148. Op.1. D.23. L.8.

12. Kotlerman B. K istorii zakrytiya gosudarstvennyj evrejskih teatrov v SSSR: delo Birobidzhanskogo GOSET im. L.M.Kaganovicha v 1949-1951 gg. // Vestnik Evrejskogo universiteta. - 2005. - № 10.

13. Kudish E.I. Teatral'nyj Birobidzhan. - Birobidzhan, 1996.

14. Istoriya Birobidzhanskogo gosudarstvennogo evrejskogo teatra // www. kmslib.ru>...gosudarstvennogo-evreyskogo-teatra

15. Buzi Miller // Birobidzhanskij shtern. - 2019. - 13 iyunya.

16. Artist strogogo rezhima // Birobidzhanskij shtern. - 2019. - 30 oktyabrya.

ГАМАЛЕЙ СОФЬЯ ЮРЬЕВНА - кандидат исторических наук, доцент, кафедра государственно-правовых дисциплин, Дальневосточный юридический институт МВД РФ ([email protected]).

GAMALEY, SOFIA U. - Ph.D. in History, Associate Professor, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russia ([email protected]).

УДК 94(510).093:339.56(470+510)

РАУ ИОГАНН

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫХОДА ВМФ КНР В МИРОВОЙ ОКЕАН

Ключевые слова: военно-морской флот КНР, подводный флот, господство в мировом океане, ответный удар, операции войск без войны, борьба с пиратством, стационирование флота в Индийском океане.

В статье рассматриваются исторические аспекты формирования и совершенствования ВМФ Китая, планов Пекина на возможное господство в Мировом океане на фоне ослабления влияния стран Запада в водных просторах; современная морская политика КНР, сопряженная с мягкой силой. С конца 1990-х годов руководители Китая и его аналитики усмотрели необходимость своего возрастающего участия в разрешении нетрадиционных угроз стабильному мирному росту. Таких угроз, как выяснилось, появилось множество, и они имеют тенденцию возрастать по численности и опасности для мира в международном сообществе. Показано, что за последние десять лет, начиная с 2009 г., мощь китайского ВМФ и его подводной части выросла многократно. Но эта мощь направлена не на агрессию, а на обеспечение обороны и защиту свободы торговли.

RAU, JOHANNES

HISTORICAL ASPECTS OF THE ENTERING OF NAVY OF THE PRC TO THE WORLD OCEAN

Keywords: Navy of the PRC, submarine fleet, domination in the world ocean, counter attack, operations of troops without war, fight against piracy, fleet stationing in the Indian ocean.

In the article considers the historical aspects of the formation and improvement of the Chinese Navy, Beijing's plans for possible domination in the world ocean against the background of the weakening of the influence of Western countries in the water expanses;

102

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.