Научная статья на тему 'История создания и творческая деятельность Камчатского драматического театра (1933-1945 годы)'

История создания и творческая деятельность Камчатского драматического театра (1933-1945 годы) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
178
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ КАМЧАТСКОГО ТЕАТРА / ГЛАВНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ КОМИТЕТ / АКТЕРЫ КАМЧАТСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА / РЕПЕРТУАР КАМЧАТСКОГО ТЕАТРА / ТЕАТРАЛЬНАЯ ТРУППА / HISTORY OF THE KAMCHATKA THEATRE / MAIN REPERTOIRE COMMITTEE / ACTORS OF THE KAMCHATKA DRAMA THEATRE / REPERTOIRE OF THE KAMCHATKA DRAMA THEATRE / THEATRE COMPANY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гамалей С. Ю.

В статье рассматриваются основные этапы развития театрального дела в Петропавловске-Камчатском. Автор подробно исследует процесс создания и работы театрального коллектива Камчатского драматического театра на протяжении 1933-1945 годов, уделяя особое внимание процессу формирования актерской труппы на этапе его становления, а также имевших место трудностей первых лет работы, связанных с отсутствием собственного театрального здания, постоянной сменой актерского состава. Раскрываются особенности репертуарной политики театра, специфика гастрольной деятельности актерского коллектива в исследуемый период, в том числе период Великой Отечественной войны, когда творческий состав театра вел активную шефскую работу, участвовал в сборе средств на нужды частей Красной армии. На протяжении всего рассматриваемого периода прослеживается успешное развитие Камчатского драматического театра. Благодаря материальной поддержке со стороны органов государственной власти, актерский состав получил собственное театральное здание, на сцене которого были поставлены различные пьесы русских и зарубежных авторов, получившие высокую оценку со стороны зрительской аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORIGINS OF THE KAMCHATKA DRAMA THEATRE, ITS ART AND CRAFT (1933-1945)

The article treats the evolution of the Kamchatka Drama Theatre situated in Petropavlovsk-Kamchatsky. The author minutely investigates the origins of the Kamchatka Drama Theatre company and traces its theatrical performances through 1933-1945, focusing on the evolution of the theatre company and the challenges associated with its early years and largely caused by the lack of their own premises and a constant rotation of actors. The author discusses the repertoire presented by the Kamchatka Drama Theatre and their touring activities during the aforementioned period, including the years of World War II, when the theatre company patronized the Red Army and actively collected for military needs. The research shows that the Kamchatka Drama Theatre underwent a successful development during the aforementioned period. Due to material support of the authorities, the theatre company got their own premises and could stage various plays by Russian and foreign playwrights which were heartily welcomed by spectators.

Текст научной работы на тему «История создания и творческая деятельность Камчатского драматического театра (1933-1945 годы)»

УДК 792(571.66)«1933/1945»

С. Ю. Гамалей

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАМЧАТСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА (1933-1945 ГОДЫ)

В статье рассматриваются основные этапы развития театрального дела в Петропавловске-Камчатском. Автор подробно исследует процесс создания и работы театрального коллектива Камчатского драматического театра на протяжении 1933-1945 годов, уделяя особое внимание процессу формирования актерской труппы на этапе его становления, а также имевших место трудностей первых лет работы, связанных с отсутствием собственного театрального здания, постоянной сменой актерского состава. Раскрываются особенности репертуарной политики театра, специфика гастрольной деятельности актерского коллектива в исследуемый период, в том числе период Великой Отечественной войны, когда творческий состав театра вел активную шефскую работу, участвовал в сборе средств на нужды частей Красной армии. На протяжении всего рассматриваемого периода прослеживается успешное развитие Камчатского драматического театра. Благодаря материальной поддержке со стороны органов государственной власти, актерский состав получил собственное театральное здание, на сцене которого были поставлены различные пьесы русских и зарубежных авторов, получившие высокую оценку со стороны зрительской аудитории.

история Камчатского театра; Главный репертуарный комитет; актеры Камчатского драматического театра; репертуар Камчатского театра; театральная труппа

Период 1930-х годов в СССР характеризовался значительной централизацией государственной системы управления экономикой и общественно-политической жизнью общества. На XVII конференции КПСС, состоявшейся в начале 1932 года, было отмечено, что одна из основных задач строительства социализма на настоящем этапе — задача воспитательного характера: превращение «всего трудящегося населения страны в сознательных и активных строителей бесклассового социалистического общества» \ В связи с этим неотъемлемой частью политики государства являлось руководство культурно-просветительской деятельностью, в том числе организация работы театральной сети. В результате по всей стране начинают создаваться театры. В 1933 году и на территории Камчатки появляется первый государственный драматический театр, хотя история появления первого театрального коллектива началась еще с момента установления советской власти в данном регионе 2.

В 1920-е годы Петропавловск-Камчатский продолжал оставаться чисто чинов-ничьим городом, где сменилась только власть. Население не изменило своего привычного образа жизни и в основном продолжало жить за счет рыбалки, охоты и собственного подворья. В городе насчитывалось лишь 24 здания, в которых размещались партийные и государственные учреждения. С 1925 года в Петропавловск стали приезжать новые жители, и в 1926 году здесь проживало уже 2806 человек 3.

В связи с ростом населения перед органами советской власти встал вопрос о необходимости культурного обслуживания граждан. С этой целью в 1931 году на Камчатку была направлена художественная агитационная группа крайкома ВКП(б), в состав которой вошел и будущий директор Камчатского драматического театра Г. Н. Гловатский 4. По итогам своей работы агитационная группа пришла к выводу о необходимости более активно развивать учреждения культуры на Камчатке, о чем она и проинформировала крайком ВКП(б) и внесла предложение о создании в Петропавловске драматического театра. Уже 21 апреля 1933 года в межсоюзном клубе был сыгран первый спектакль

1 Витер И. В. Город над Авачинской бухтой: история города Петропавловска-Камчатского. Петропавловск-Камчатский : Камч. печ. двор, 2000. С. 24.

2 См.: Синько В. Е. История театральной жизни Камчатской области 1918-1938 // Векторы культуры Тихоокеанской России: история и современность : сб. науч. тр. Владивосток : Дальнаука, 2006. С. 216.

3 См. там же.

4 См.: Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2075. Оп. 23. Ед. хр. 486. Л. 89.

© Гамалей С. Ю., 2019

по пьесе Д. Курдина «Междуборье» в постановке молодого и талантливого режиссера театра А. Заботина. Именно с этой постановки начинается официальная история театрального дела на Камчатке.

В течение весны — лета 1933 года образованная театральная труппа сумела поставить спектакли «Лес» по пьесе А. Н. Островского и «Страх» по пьесе А. Н. Афиногенова 5. На этапе своего становления молодой актерский коллектив испытывал множество трудностей, главными из которых были отсутствие профессиональных кадров, художественного руководителя и материальных средств для создания декораций. Но коллектив успешно их преодолевал, спектакли выходили регулярно, и, как следствие, постановки стали популярны в зрительской среде.

Осенью 1933 года коллектив театра пополнился новыми актерами, его численный состав уже составлял 36 человек. Возглавил театр талантливый режиссер Г. Н. Гловатский, под руководством которого в 1933-1934 годах были поставлены спектакли «Жизнь зовет» по пьесе В. Н. Биль-Белоцерковцева, «Улица радости», автором которой являлся Н. А. Зархи, а также популярный спектакль по пьесе М. Горького «На дне» 6. В них особенно ярко проявили себя артистки А. Славина, П. Таванцева, которые долгие годы будут ведущими актерами данного театра.

Летом 1935 года коллектив театра разделился на две группы для обслуживания рыбаков по побережью Камчатки. Одна из них направилась в поездку по рыбокомбинатам восточного побережья, а вторая — по предприятиям западного побережья. Рыбаки с радостью встречали актеров, оказывали им радушный прием. По возвращении из летних гастролей коллектив театра ждал приятный сюрприз: здание межсоюзного клуба было отремонтировано (увеличен зал, пристроены фойе, курительная комната, гримерные и другие подсобные помещения, механизирована сцена) 7. Для работы в новом театральном сезоне 1935/36 года были приглашены артисты Д. Сугробин, В. Адрианов, А. Светланов. Благодаря пополнению новыми актерами, сезон 1935/36 года стал самым удачным. Особым успехом у зрителей пользовались спектакли «Платон Кречет» (А. Е. Корнейчук), «Страх» (А. Н. Афиногенов), «Коварство и любовь» (Ф. Шиллер) 8. Спектакли проходили не только в театре, но и в различных клубах, рыболовецких комбинатах, на палубах пароходов и даже под открытым небом.

Весной 1936 года коллектив вновь выехал на гастроли для обслуживания рыбаков Охотского моря. Но, вернувшись из поездки, обнаружил, что здание театра сгорело, в огне погибли все декорации, костюмы, музыкальные инструменты и вся документация. В результате органы государственной власти в связи с отсутствием помещения для работы приняли решение о ликвидации театра и расформировании коллектива.

Однако роспуск театрального коллектива не означал окончания театрального дела на территории Камчатки. В начале декабря 1936 года председателю областного совета профессионального союза работников связи было поручено организовать при клубе связи театральную студию. В ней продолжили свою творческую работу оставшиеся на Камчатке актеры сгоревшего театра — П. Таванцева, К. Радионов и др. Спектакли театральной труппы были популярны, зритель с удовольствием посещал постановки, хорошо отзывался об игре актеров. Что касается режиссера Г. Н. Гловатского, то он стал работать после расформирования коллектива в культотделе областного совета профессиональных союзов, где ежегодно для обслуживания коренного населения, рыбаков, колхозников и горожан создавались художественные бригады. Высокие культурные потребности населения региона, с одной стороны, и имеющиеся возможности актерского состава — с другой, привели бывшего режиссера театра к осознанию необходимости возрождения театрального искусства на Камчатке. Однако местные руководящие организации из-за отсутствия подходящего здания категорически отказывались от создания театра. Тогда Г. Н. Гловацкий согласовал с председателем областного совета профессиональных союзов вопрос об организации передвижного театрального коллектива и для его работы подобрал летнюю площадку в парке культуры и отдыха.

26 февраля 1937 года на неофициальном совещании в квартире Г. Н. Гловатского собралось 7 актеров бывшего драматического театра. Было решено начать работу по небольшим клубным площадкам города и районов, причем при полной самоокупаемости. Для репетиций инициативной группе была предоставлена культпалатка связи. Местный художник В. И. Степанов стал художественным оформителем первого спектакля. 5 марта 1937 года в клубе Акционерного

5 См. там же. Л. 90.

6 См. там же.

7 См.: Камчатский областной драматический театр. XXV лет. Петропавловск-Камчатский, 1958. 37 с. С. 16.

8 См.: РГАЛИ. Ф. 2075. Оп. 23. Ед хр. 486. Л. 91.

Камчатского общества был поставлен спектакль «Анна Кристи» по пьесе О. Нейла 9. Два месяца театр работал в разных клубах, в культпалатках связи, в средней школе имени Горького, советской партийной школе, в зале кинотеатра, в столовой и даже в общежитии пожарников, в летнее время — в парке культуры и отдыха. Иногда работники, шутя, предлагали Г. Н. Гловатскому объявить через газету, что театр принимает заявки на работу с доставкой на дом.

Открытием нового сезона 1937/38 года стал спектакль по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница». В течение года коллектив поставил и другие спектакли: «Слава» (В. Гусев), «Женитьба» (Н. Гоголь), «Лекарь поневоле» (Ж. Мольер) 10. Все постановки вызывали живой интерес зрителей, клубные площадки, на которых проходили спектакли, были всегда заполнены. Видимо поэтому, осознание, что театр городу крайне необходим, пришло и к руководящим органам.

В 1938 году Совнарком РСФСР выделил средства для развития Камчатского театра. В Петропавловск выехала московская группа артистов. К их приезду было принято решение о строительстве нового театрального здания. Новый коллектив составили: Кирилова, Маковская, Мерлина, Иванова, Балуев, Эльманович, Раковский. Прибывшие актеры сразу же приступили к работе над спектаклем по пьесе А. Н. Островского «Без вины виноватые», затем спектаклями «Банкир» (А. Е. Корнейчук), «Слуга двух господ» (К. Гальдони) 11. Однако строительство нового здания затягивалось. Свой новый театральный сезон театр открыл лишь в декабре 1938 года в клубе порта пьесой братьев Тур «Очная ставка». Однако на протяжении всей зимы из-за отсутствия собственного помещения скитания коллектива по клубам продолжились. Такие условия выдержали немногое артисты, часть из них весной покинула Камчатку, но это не сломило творческий дух оставшихся актеров — театр продолжал работать.

Летом 1939 года спектакли драматического коллектива по-прежнему ставились в парке культуры и отдыха. К концу лета появилась надежда, что к октябрю здание театра достроят и коллектив начал готовиться к открытию следующего сезона. Для премьеры была выбрана пьеса М. Горького «Последние». 5 ноября здание театра было отстроено, а 6 октября состоялся первый спектакль.

Так начался второй этап театральной жизни Петропавловского драматического театра. Главная задача для коллектива состояла в развитии и совершенствовании творческих способностей и мастерства актеров, повышение идейно-художественного уровня спектаклей. Вдохновленный хорошими условиями работы, коллектив театра сразу же решил взять высокую планку в работе. В результате был выпущен новый спектакль по пьесе Б. Войтехова и Л. Ленча «Павел Греков». Отзывы критиков на данную постановку были только положительные. Особенно журналисты хвалили артистов, Д. А. Сугробина и Ф. Ф. Ломакина, сыгравших роль Павла Грекова, которые «смогли показать образ большевика беспредельно преданного партии, стойкого и непримиримого к врагам» 12. Столь же высоко была оценена и творческая работа артистки А. М. Таванцевой, исполнявшей в этом спектакле роль Маши.

Спектакль «Павел Греков» стал огромным творческим успехом театра, за который директор Камчатского театра получил благодарность от секретаря обкома ВКП(б).

Не менее успешным в сезоне 1939/40 года был отмечен спектакль «Васса Железнова», хотя, по мнению критиков, актерам следовало более проникновенно играть роли, «так как М. Горький является тем писателем, чьи образы требуют более сосредоточенной и углубленной работы» 13.

К 22-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции театр включился в краевой конкурс на лучшую постановку пьесы к празднику. Одновременно в 1939 году актерский коллектив взял шефство над школой № 4, организовав там драматический кружок и кружок литературного чтения.

Как и большинство театров страны, на протяжении 1930-х годов, в связи с обострением международной напряженности, коллектив организовывал выездные спектакли для пограничников, которые в свою очередь учили артистов владеть винтовкой, пулеметом, способами противовоздушной и химической обороны.

Новый этап работы драматического коллектива проходил в условиях Великой Отечественной войны. Несмотря на трудности военного времени, театр продолжал успешно

9 См.: Камчатский областной драматический театр. XXV лет. С. 18.

10 См.: РГАЛИ. Ф. 2075. Оп. 23. Ед. хр. 486. Л. 90.

11 См.: Государственный архив Хабаровского края (ГАХК). Ф. 1691. Оп. 1. Д. 10. Л. 161.

12 Гранов М. Спектакль, помогающий распознать и искоренить врагов // Тихоокеанская звезда. 1940. 13 дек.

13 РГАЛИ. Ф. 2075. Оп. 23. Ед. хр. 486. Л. 92.

работать. Репертуар отвечал требованиям того времени. В 1942 году выходит новый спектакль по книге Л. Леонова «Нашествие», пьесу ставил художественный руководитель театра А. Иванов. Петропавловский зритель очень тепло встретил новую премьеру. Коллектив подарил зрителю волнующий, богатый красками патриотический спектакль 14. Не менее популярным стал спектакль по рассказу М. Водопьянова «Вынужденная посадка». Данные произведения, проникнутые духом патриотизма, были своеобразной реакцией писателей-драматургов на события Великой Отечественной войны, причем эти пьесы были не только требованием со стороны Главного репертуарного комитета, они «рождались в сердцах поэтов». Однако не все работы выдерживали критику. Так, рассказ известного автора Л. Ленча «Н. А.» вызвал негативную реакцию и был запрещен к использованию в постановках, за «неверный образ женщины-партизанки, написанный вульгарным языком на основе выдуманного пошленького анекдота» 15.

В 1944 году театр включился в организованный Всесоюзным комитетом по делам искусств конкурс на постановку русской классической пьесы. Творческий коллектив остановил свой выбор на пьесе А. Грибоедова «Горе от ума». Данный спектакль позволил актерам испытать свои творческие силы и показать зрителю классическую драматургию. Театр приступил к работе над новой постановкой заранее. Для артиста Ф. Ф. Ламакина роль Чацкого стала новым творческим успехом 16. Спектакль был оценен жителями Камчатки очень высоко.

Таким образом, за годы Великой Отечественной войны качество спектаклей в театре заметно выросло, чему способствовал постоянный состав труппы. Коллектив творчески окреп, а постановка «Горе от ума» стала своеобразным отчетом коллектива перед зрителем за свою работу. Заслуженным итогом успешного творческого пути драматического коллектива стал перевод театра в 1943 году из третьей квалификационной группы во вторую.

Возвращаясь к деятельности драматического театра в годы Великой Отечественной войны, отметим, что основным лозунгом Камчатки тех лет был «Рыба — фронту», поэтому неудивительно, что коллектив театра большое место в своей работе уделял обслуживанию рыбаков в летний период. Так, в 1942 году прошли летние гастроли коллектива по восточному побережью Охотского моря. В течение лета актерский коллектив дал 107 спектаклей и ряд агитационных выступлений. Коллектив театра участвовал в оформлении комбинатов плакатами агитационного содержания 17. Успех гастролей 1942 года театр повторил в летний сезон 1943 года. В результате за 114 дней гастролей было дано 106 спектаклей при средней посещаемости каждого в 225 человек 18. Кроме плановых спектаклей, актерский коллектив показал 3 спектакля на пароходе, 33 концерта на Микояновском комбинате, один вечер самодеятельности на Большерецком комбинате. На организованные коллективом спектакли были пропущены по бесплатным билетам 2585 бойцов Рабоче-крестьянской Красной армии. При этом следует отметить, что условия гастролей были крайне тяжелые, многие актеры во время поездки простужались и заболевали. Несмотря на это, преодолевая усталость и трудности, коллектив не допускал на спектаклях вольностей, подходил к работе сознательно, оставляя личные проблемы за пределами сцены.

Приказом № 128 по Рыбокомбинату АКО имени Микояна от 20 августа 1943 года за хорошее театральное обслуживание комбината театру была объявлена благодарность. Усть-Большерецкий район ВКП(б) наградил 17 членов коллектива грамотами. Посмотрев спектакли, рыбаки писали следующие отзывы: «ваши спектакли вселяют ненависть к немецко-фашистским захватчикам и воодушевляют нас на самоотверженный труд для фронта, для победы над заклятым врагом» 19.

Помимо ежегодных летних гастролей, коллектив театра проводил много мероприятий по сбору средств для Красной армии и помощи семьям красноармейцев, за что дважды получал благодарственные телеграммы от И. В. Сталина: за сбор средств в сумме 102 тысяч рублей на строительство самолета «Хабаровский актер» и за сбор 110 тысяч рублей на строительство самолета «Камчатский артист» 20.

14 См. там же. Л. 91.

15 Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны / авт.-сост. А. Я. Лившин, И. Б. Орлов. М. : РОССПЭН, 2007. С. 687.

16 См.: ГАХК. Ф. 719. Оп. 6. Д. 21. Л. 78.

17 См.: РГАЛИ. Ф. 2075. Оп. 23. Ед. хр. 486. Л. 135.

18 См. там же.

19 Там же.

20 Там же. Л. 138.

В военный период государство направляло все средства на нужды армии и обороны, поэтому в течение двух лет театр работал на полной самоокупаемости и даже смог в 1943 году отремонтировать здание театра на собственные средства.

Таким образом, оценивая процесс создания и развития драматического театра в Петропавловске-Камчатском, можно отметить, что это был типичный для того времени драматический коллектив. Вся его работа находилась под контролем государственных органов: ежегодно утверждался его репертуарный план, гастрольные туры по побережью Охотского моря, шефская работа в частях Красной армии. Работа театра, его талантливого, творческого коллектива способствовала просвещению населения Камчатки, поднимала культурный уровень жителей. Постановки коллектива пользовались спросом и находили отклик в сердцах людей. Именно поэтому драматический театр успешно работает в Петропавловске и сегодня.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Витер И. В. Город над Авачинской бухтой: история города Петропавловска-Камчат-ского. — Петропавловск-Камчатский : Камч. печ. двор, 2000. — 208 с.

2. Гранов М. Спектакль, помогающий распознать и искоренить врагов // Тихоокеанская звезда. — 1940, 13 дек.

3. Синько В. Е. История театральной жизни Камчатской области 1918-1938 // Векторы культуры Тихоокеанской России: история и современность : сб. науч. тр. — Владивосток : Дальнаука, 2006. — С. 215231.

4. Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны / авт.-сост. А. Я. Лившин, И. Б. Орлов. — М. : РОССПЭН, 2007. — 797 с.

Сведения об авторе

Гамалей Софья Юрьевна — кандидат исторических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Дальневосточного юридического института МВД России.

Сфера научных интересов: театральное дело Дальнего Востока.

Контактная информация: электронный адрес: [email protected]

S. Yu. Gamaley

THE ORIGINS OF THE KAMCHATKA DRAMA THEATRE, ITS ART AND CRAFT (1933-1945)

The article treats the evolution of the Kamchatka Drama Theatre situated in Petropavlovsk-Kamchatsky. The author minutely investigates the origins of the Kamchatka Drama Theatre company and traces its theatrical performances through 1933-1945, focusing on the evolution of the theatre company and the challenges associated with its early years and largely caused by the lack of their own premises and a constant rotation of actors. The author discusses the repertoire presented by the Kamchatka Drama Theatre and their touring activities during the aforementioned period, including the years of World War II, when the theatre company patronized the Red Army and actively collected for military needs. The research shows that the Kamchatka Drama Theatre underwent a successful development during the aforementioned period. Due to material support of the authorities, the theatre company got their own premises and could stage various plays by Russian and foreign playwrights which were heartily welcomed by spectators.

history of the Kamchatka theatre; Main Repertoire Committee; actors of the Kamchatka Drama Theatre; repertoire of the Kamchatka Drama Theatre; theatre company

REFERENCES

1. Viter I. V. Gorod nad Avachinskoj buhtoj: istorija goroda Petropavlovska-Kamchatskogo [A Town above Avachinsky Bay: the History of Petropavlovsk-Kamchatsky]. Petropavlovsk-Kamchatsky, Kamchatsky Publishing House Publ., 2000, 208 p. (In Russian).

2. Granov M. A Play to Detect and Destroy One's Adversary. Tihookeanskaja zvezda [Pacific Star]. 1940, December 13. (In Russian).

3. Sin'ko V. E. Theatrical Life of the Kamchatka Region in 1918-1938. Vektory kul'tury Tihookeanskoj Rossii: istorija i sovremennost' [Cultural Vectors of Pacific Russia: History and Modernity]. Vladivostok, Dalnauka Publ., 2006, pp. 215-231. (In Russian).

4. Livshin A. Ja., Orlov I. B. (comps.) Sovetskaja propaganda v gody Velikoj Otechestvennoj vojny [Soviet Propaganda during World War II]. Moscow, ROSSPEN Publ., 2007, 797 p. (In Russian).

Information about the author

Gamaley Sophia Yuryevna — Candidate of History, Associate Professor in the Department of State and Legal Studies at Far-East Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Research interests: theatre art and craft in the Russian Far East. Contact information: e-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 16.05.2019 Received 16.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.