Научная статья на тему 'К вопросу о государственном финансировании театрального искусства в Карелии в конце 1940-х - первой половине 1960-х годов'

К вопросу о государственном финансировании театрального искусства в Карелии в конце 1940-х - первой половине 1960-х годов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
371
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР / ФИНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР / FINNISH DRAMA THEATRE / ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ТЕАТР КУКОЛ / PETROZAVODSK PUPPET THEATRE / ПЛАНОВАЯ ЭКОНОМИКА / PLANNED ECONOMY / ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / MUSIC AND DRAMA THEATRE / ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ / CULTURAL POLICY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОТАЦИЯ / STATE GRANT / РЕПЕРТУАР / THEATRICAL INTELLIGENTSIA / KHRUSHCHEV'S THAW

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шорохова Ирина Викторовна

Анализируются изменения в государственном финансировании театрального искусства в Карелии в конце 1940-х первой половине 1960-х годов и их влияние на условия работы Музыкальнодраматического (Театра русской драмы), Финского драматического театров и Петрозаводского театра кукол. На примере затрат театров республики на новые постановки, содержание зданий, оплату труда актеров и гастрольных поездок показаны особенности жизни и работы театральной интеллигенции Карелии в условиях плановой экономики. Специфика театральных постановок заключается в их визуальной привлекательности для массового зрителя. Оформление спектаклей, особенно на исторические темы, требовало больших затрат. Значительные средства уходили на содержание большого творческого коллектива и здания, в котором размещался театр. В условиях плановой экономики самостоятельно покрывать все расходы карельские театры не могли. Основными причинами убыточности работы театральных коллективов стали высокие плановые показатели по количеству обслуженных зрителей и показанных спектаклей. Единственным средством выживания театрального искусства КФССР, а потом КАССР в исследуемый период стала государственная дотация. Значительное ее сокращение и переход на бездотационную работу в конце 1940-х начале 1950-х годов пагубно сказались на развитии театрального искусства в Карелии. Возвращение к качественно и интересно оформленным постановкам произошло только к середине 1950-х годов, когда государственная финансовая помощь театрам была восстановлена. Однако уже с рубежа 1950-1960-х годов началось постепенное сокращение расходов на содержание театральных коллективов. Это заставило театры Карелии самостоятельно зарабатывать деньги. Увеличение их доходов достигалось путем формирования «облегченного репертуара» с дешевыми костюмами и декорациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON STATE FUNDING OF THEATRICAL ART IN KARELIA: END OF 1940s - FIRST HALF OF 1960s

The aim of the article is to identify stages and methods of theatrical art funding in Karelia by the State at the end of the 1940s through the first half of the1960s. The purpose of the research is to determine the effect generated by the state grant volume on the working conditions of the Music and Drama Theatre (Theatre of Russian Drama), Finnish Drama Theatre, and Petrozavodsk Puppet Theatre. Characteristic features of the life of Karelian theatrical intelligentsia, working in conditions of planned economy, are revealed. Conclusion were made based on the research of expenses directed to support new productions, buildings’ maintenance, actors’ salaries, and road tours. It was found out that decoration of performances, especially the ones dealing with historical problems, required considerable investments. Besides that, huge financial resources were spent on the theatres’ creative staff and on buildings’ maintenance. In conditions of planned economy, Karelian theatres could not cover all necessary expenses by themselves. Low profitability of theatrical ensembles in Karelia was caused by high plan indices reflecting the number of served spectators and given performances. As a result, theatrical life in KFSSR and later in KASSR could no longer survive without financial support from the State. Significant reduction of the state financial support at the end of the 1940s resulted in stagnation and deterioration of the theatres’ performance. Subsequent renewal of the state financial support in 1950s lead to sturdy revival of the studied industry. However, at the beginning of 1960s the state financial aid was reduced again and Karelian theatres had to earn money by themselves. Some increase in the income of the theatres was achieved by planning “light repertoire” with cheap costumes and inexpensive decorations.

Текст научной работы на тему «К вопросу о государственном финансировании театрального искусства в Карелии в конце 1940-х - первой половине 1960-х годов»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Февраль, № 1

УДК 792

Культурология 2014

ирина викторовна шорохова

кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории исторического факультета, Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Российская Федерация) shorohova@petrsu. ru

к вопросу о государственном финансировании театрального

ИСКУССТВА В КАРЕЛИИ В КОНЦЕ 1940-Х - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1960-Х ГОДОВ

Анализируются изменения в государственном финансировании театрального искусства в Карелии в конце 1940-х - первой половине 1960-х годов и их влияние на условия работы Музыкальнодраматического (Театра русской драмы), Финского драматического театров и Петрозаводского театра кукол. На примере затрат театров республики на новые постановки, содержание зданий, оплату труда актеров и гастрольных поездок показаны особенности жизни и работы театральной интеллигенции Карелии в условиях плановой экономики. Специфика театральных постановок заключается в их визуальной привлекательности для массового зрителя. Оформление спектаклей, особенно на исторические темы, требовало больших затрат. Значительные средства уходили на содержание большого творческого коллектива и здания, в котором размещался театр. В условиях плановой экономики самостоятельно покрывать все расходы карельские театры не могли. Основными причинами убыточности работы театральных коллективов стали высокие плановые показатели по количеству обслуженных зрителей и показанных спектаклей. Единственным средством выживания театрального искусства КФССР, а потом КАССР в исследуемый период стала государственная дотация. Значительное ее сокращение и переход на бездотационную работу в конце 1940-х - начале 1950-х годов пагубно сказались на развитии театрального искусства в Карелии. Возвращение к качественно и интересно оформленным постановкам произошло только к середине 1950-х годов, когда государственная финансовая помощь театрам была восстановлена. Однако уже с рубежа 1950-1960-х годов началось постепенное сокращение расходов на содержание театральных коллективов. Это заставило театры Карелии самостоятельно зарабатывать деньги. Увеличение их доходов достигалось путем формирования «облегченного репертуара» с дешевыми костюмами и декорациями.

Ключевые слова: Музыкально-драматический театр, Финский драматический театр, Петрозаводский театр кукол, плановая экономика, театральное искусство, политика в области культуры, государственная дотация, репертуар

В конце 1940-х - первой половине 1960-х годов в Петрозаводске работало три профессиональных театра. На базе Театра русской драмы в 1955 году был создан Музыкально-драматический театр. Жители республики получили возможность смотреть не только драматические спектакли, но и балетные, опереточные постановки, слушать оперы. Классические драматические спектакли русских, советских и иностранных авторов, постановки по пьесам национальных драматургов СССР и Финляндии осуществлял Финский драматический театр. Художественные и педагогические функции театра хорошо сочетал в работе Петрозаводский театр кукол.

В указанный период в Советском Союзе не было четкой продуманной финансовой политики в области культуры. Она подчинялась текущим задачам. Театральная интеллигенция имела большую зависимость от государственной поддержки. Работа театров требовала значительных финансовых вложений. В 1950-е - первой половине 1960-х годов расходы на культуру и искусство в Карелии возросли почти в три раза: в 1950 году они составляли 24,8 млн рублей, а в 1965 - уже 64,6 млн рублей1.

© Шорохова И. В., 2014

Увеличений государственного финансирования было связано и с завершением восстановительного периода после Великой Отечественной войны, и с новыми задачами по развитию советской и карельской культуры. Для Декады карельского искусства и литературы, проходившей в Москве в 1959 году, театральные коллективы республики готовили специальный репертуар. Оформление спектаклей должно было соответствовать важности этого события. Поэтому в 1959 году резко возросли расходы театров, а также размеры дотаций им. Только на новые постановки Музыкально-драматический театр потратил 397 тыс. рублей, Финский драматический театр - 531 тыс. рублей, а Петрозаводский театр кукол - 30,7 тыс. рублей2. Основные средства поступали из федерального бюджета, но в процессе подготовки и проведения Декады были задействованы и деньги республики.

Крупным затратным проектом для карельского бюджета стала реконструкция здания Финского драматического театра. К 1960 году на эти цели было потрачено 221 192 рубля, а за девять месяцев 1960 года - еще 263 936 рублей. Декоративное оформление интерьера теа-

30

И. В. Шорохова

тра стоило 21 460 рублей, его телефонизация -2 063 рубля3.

В послевоенное время государственная дотация на содержание театральных предприятий ежегодно составляла до 2,8 млн рублей (в ценах тех лет). Со второй половины 1940-х годов в целях экономии средств государственная финансовая поддержка театрального искусства стала сокращаться. На рубеже 1940-1950-х годов была предпринята попытка перевода театров на бездотационную работу. Заместитель министра финансов КФССР П. Семенов сообщал в Министерство культуры республики, что «Постановлением Совета Министров СССР от 4 марта 1948 года № 527 “О сокращении государственной дотации театрам и мерах по улучшению их финансовой деятельности” театры республики сняты с государственной дотации и переведены на полную самоокупаемость»4. Так, в том же 1948 году была полностью снята дотация с республиканского Театра русской драмы и почти наполовину сокращена дотация Карело-Финскому драматическому театру. Если последний в 1948 году получил около 918 тыс. рублей в качестве государственной помощи, то в 1950 году она составила всего 533 тыс. рублей5.

Театрам пришлось перестроить свою работу. Они резко сократили текущие расходы и затраты на новые постановки. Однако, как сообщал министр культуры КФССР И. И. Цветков председателю Совета Министров республики П. С. Прок-конену, ежегодно театры допускали убытки в пределах 500-600 тыс. рублей6. Малонаселенность республики и Петрозаводска не позволяла ведущим театрам Карелии работать безубыточно. Поэтому власти республики старались по возможности выделять небольшие средства на развитие театрального искусства края.

Находясь в составе СССР, Карелия не могла полностью самостоятельно принимать решения по финансовым вопросам. Так, трудности в работе Театра русской драмы в начале 1950-х годов решались при участии Совета Министров СССР. В 1953 году И. И. Цветков, описывая бедственное положение республиканского Театра русской драмы, констатировал, что «в настоящее время без оказания временной финансовой помощи коллектив не имеет возможностей для нормальной работы»7. Для начала сезона в октябре 1953 года театру требовалось дополнительно выделить 80 тыс. рублей.

В 1955 году, чтобы выправить тяжелое финансовое положение вновь созданного Музыкальнодраматического театра, правительство КФССР стало хлопотать в Совете Министров СССР о выделении ему дотации за счет бюджета Карелии. Специальным постановлением за подписью В. М. Молотова размер государственной дотации Музыкально-драматического театра в тот год составил 582 тыс. рублей8.

В результате значительного сокращения государственной дотации театрам в первой половине 1950-х годов их финансовое положение во всем Советском Союзе было настолько тяжелым, что стали регулярными задержки в выдаче заработной платы артистам [2; 64].

Министерство культуры КФССР постоянно просило Совет Министров республики выделять деньги на выплату зарплаты актерам. Неизменные просьбы о финансовой помощи театрам республики заставляли ее руководство обращаться за разрешением этого вопроса в Совет Министров СССР. Так, в 1954 году только после распоряжения Совета Министров СССР Министерство финансов республики выделило 80 тыс. рублей «на погашение задолженности» по зарплате работникам театров9.

Сокращение государственной дотации театрам республики в конце 1940-х годов отрицательно сказалось и на состоянии театрального реквизита. Особенно трудным было положение театров во время подготовки новых постановок, когда требовалось значительное обновление костюмов и декораций или создание нового оформления спектакля.

Театры Карелии самостоятельно не справлялись с оплатой всех постановочных расходов. В начале 1950-х годов в аналитической записке Управления по делам искусств Министерства культуры республики указывалось, что КарелоФинский драматический театр «до перехода на бездотационную работу имел довольно большой запас костюмов и материалов на костюмы». В документе отмечено, что «за последние годы этот запас совершенно не пополнялся», а «костюмы шились и перешивались по нескольку раз». В таком же положении находился и Театр русской драмы. В заключение следовал вывод о том, что оба театра «очень остро нуждаются в пополнении гардероба»10.

Поскольку театры Карелии не могли работать совсем без государственной финансовой поддержки, то к середине 1950-х годов государственная помощь театрам республики на осуществление новых постановок стала поступать на специальные открытые в Госбанке счета «на постановочные расходы»11. В 1957 году в связи с недостатком у театров Карелии наличных денежных средств Министерству торговли КАССР предписывалось все три профессиональных театра Карелии прикрепить к одному из магазинов Петрозаводска «для упорядочивания снабжения их шелковыми, шерстяными и хлопчатобумажными тканями для постановочных нужд... по безналичному расчету»12.

Постепенно в середине 1950-х годов театры Карелии вернули на государственную дотацию. Ее объем был разным для каждого из трех театральных коллективов. Он зависел от количества премьер, данных театром за год, от размеров

К вопросу о государственном финансировании театрального искусства в Карелии...

31

труппы и активности гастрольной деятельности театрального коллектива [3; 74]. Музыкальнодраматический театр как самый большой театральный коллектив Карелии получал самую большую сумму дотации. В 1957 году она составила 630,3 тыс. рублей13. Финансовая государственная помощь Петрозаводскому театру кукол была самой маленькой. В конце 1950-х годов она составляла всего 90-91 тыс. рублей14.

Размер государственной дотации не всегда покрывал убытки, которые несли театры в результате своей деятельности. Так, в 1958 году убытки Музыкально -драматического театра превысили государственную дотацию на 22,6 тыс. рублей15. Сумма перерасхода покрывалась из республиканского бюджета. В объяснительной записке к балансу Финского драматического театра в 1956 году в причинах перерасхода средств указано, что убытки театра были обусловлены объективными причинами: ростом затрат на выплату заработной платы актерам в связи с их работой в выходные и праздничные дни, а также непредусмотренными расходами во время гастролей театра в Прибалтике16.

Во второй половине 1950-х годов первая причина была общим местом в обосновании убытков, допущенных театрами Карелии. Ее дополняли, как правило, ссылки на нереальность выполнения показателей планов по количеству показанных спектаклей и числу обслуженных зрителей. Статья расходов театральных коллективов республики на новые постановки была одной из самых значительных. Музыкальные и балетные спектакли из-за сложности декораций и множества костюмов стоили дороже драматических постановок. Создание балетов «Сам-по» и «Снегурочка» обошлось Музыкальнодраматическому театру в 300 и 280 тыс. рублей соответственно, а драматический спектакль «Трасса» стоил 40 тыс. рублей17. Тем не менее возвращение на государственную дотацию позволило театрам Карелии улучшить положение с выплатой заработной платы актерам и повысить качество оформления спектаклей.

В конце 1950-х годов в связи с экономией государственных средств снова началось сокращение государственной поддержки театральных предприятий. Власти Карелии начали сокращать штаты театров республики и уменьшать их фонды заработной платы. С февраля 1959 года в Петрозаводском театре кукол упразднили должность инспектора сцены. Финский драматический театр лишился пяти артистов, Музыкально-драматический театр - по одному артисту драмы, балета и хора и помощника главного режиссера по литературной части18. Это решение директор Музыкально-драматического театра С. П. Звездин объяснил тем, что сумма государственной дотации театру в 1959 году составила 2 млн рублей, из которых 750 тыс. было

необходимо потратить на содержание помещений театра. Поэтому экономия средств достигалась путем сокращения фонда заработной платы актеров, который составлял 250 тыс. рублей19. А руководство Финского драматического театра старалось уменьшить расходы за счет экономии средств на содержание здания театра20.

Экономия расходов в деятельности театров Карелии коснулась и выпуска театральных афиш и рекламы спектаклей. С 1959 года Министерство культуры республики могло запретить их выпуск, если он требовал «больших затрат средств»21. В конце 1950-х годов из-за нехватки финансовых средств театрам Карелии приходилось неоднократно обращаться с просьбами в Министерство культуры КАССР о дополнительном финансировании. Эти просьбы в большинстве случаев оставались без удовлетворения. Так, директор Музыкально-драматического театра С. П. Звездин «неоднократно просил Министерство культуры о выделении ассигнований на строительство склада объемных декораций». «Существующий склад декораций грозит обвалом с человеческими жертвами, - отмечалось в очередном обращении дирекции театра к министру культуры республики И. М. Петрову. -Часть декораций из-за отсутствия места на складе хранится под открытым небом»22. Решить эту проблему за счет государственной помощи руководству театра в рассматриваемый период времени так и не удалось.

В результате уменьшения государственной дотации с начала 1960-х годов резко сократились гастроли театров республики. Театры стали ориентироваться на «обслуживание трудящихся своей области, края, АССР». От них также требовалось «резко сократить состав работников, направляемых на гастроли, особенно обслуживающий персонал, бережно расходовать средства на гастролях, добиваясь высокой посещаемости спектаклей»23. Театральным коллективам Карелии пришлось активизировать выездную деятельность по республике и сократить количество гастролей по регионам СССР. Театральные постановки пользовались большой популярностью в районах республики, поэтому выездные спектакли карельских театров приносили доход. Выездная деятельность давала неплохие заработки и актерам [1].

Размер оплаты суточных во время выездов по Карелии в 1950-е годы не был стабильным. Он колебался от 15 рублей в 1953 году до 28 рублей в 1957 году. Но размер суточных выплат не устраивал актеров. На партийных собраниях они неоднократно говорили о том, что «надо экономить не на людях, а на других вещах»24.

Возмещение квартирных расходов артистам карельских театров во время выездов также не было устойчивым. В разные годы оно колебалось от 5 до 14 рублей в сутки25. Артист Петроза-

32

И. В. Шорохова

водского театра кукол Ю. И. Андреев на производственном совещании в 1962 году так описал условия жизни на гастролях и выездах: «Очень неудобно, когда в комнате 6 человек. Кто курить хочет, а некоторые не курят, а вот и задыхайся: кто отдыхать лег, а другие занимаются кто чем, и никакого нет отдыха»26.

Оплата квартирных расходов во время выездов по Карелии часто вовсе не производилась, поскольку ни в одном рабочем поселке не было свободного жилья. Актеры жили в спортзалах, отгороженные друг от друга простынями27. Если условия выездов и гастролей позволяли расселить актеров в благоустроенные комнаты, квартиры или дома, то при распределении жилья учитывалось положение артиста. Артистка Финского драматического театра Е. П. Корнилова вспоминала, что «молодежь селили по 5-6 человек в комнате, а более заслуженные актеры получали отдельные комнаты и номера в гостинице»28.

На протяжении всего периода «оттепели» театрам Карелии приходилось самостоятельно зарабатывать часть средств. В 1959 году после очередного сокращения объема государственных дотаций театрам пришлось серьезно задуматься о своем финансовом положении. Уже на следующий год директор Музыкально-драматического театра С. П. Звездин поставил перед актерами задачу: думать не только о творчестве, но и о том, «какое денежное выражение оно примет по итогам сезона»29.

В начале 1960-х годов профессиональные театры Карелии оказались в ситуации, когда им необходимо было иметь в репертуаре новые политически ангажированные спектакли. Они не пользовались зрительской популярностью. Сборы от таких постановок не могли обеспечить содержание больших коллективов. Добиваться выполнения финансового плана театрам Карелии приходилось путем постановок легких «спектаклей водевильного типа». Зритель шел именно на эти спектакли. Выручка от них помогала театрам Карелии выполнять плановые показатели.

Однако за «облегченный репертуар» театры республики подвергались критике со стороны вышестоящих и партийных инстанций. Так, в докладной записке Н. В. Магницкого, составленной для Совета Министров КАССР в 1962 году, отмечалось, что театры республики практикова-

ли «скороспелый коммерческий подход к спектаклям», что вело к их «низкому художественному уровню». Проверка Министерства культуры КАССР установила, что театральное искусство Карелии «скатывается к халтуре». Многие спектакли выпускались без генеральных репетиций, с одного прогона. Н. В. Магницкий утверждал, что «коммерческий подход к спектаклям» приводил к снижению их художественного уровня и заставлял театр осуществлять идеологически слабые, но коммерчески успешные постановки30. Но поскольку с начала 1960-х годов немаловажным показателем успешности работы театров стало выполнение ими финансового плана, то партийным органам приходилось мириться с наличием легких жанров в репертуаре карельских театральных коллективов.

Таким образом, в конце 1940-х - первой половине 1960-х годов развитие театрального искусства в Карелии во многом определялось размером государственных дотаций профессиональным театрам. Оформление спектаклей, особенно на исторические темы, требовало больших затрат. Кроме того, значительные средства уходили на содержание большого творческого коллектива и здания, в котором размещался театр. В условиях плановой экономики самостоятельно покрывать все расходы карельские театры не могли. Основными причинами убыточности работы театральных коллективов стали завышенные плановые показатели по количеству обслуженных зрителей и показанных спектаклей. Единственным средством выживания стала государственная дотация. Значительное ее сокращение и переход на бездотационную работу в конце 1940-х годов пагубно сказались на развитии театрального искусства в Карелии. Возвращение к качественно и интересно оформленным постановкам произошло только к середине 1950-х годов, когда государственная дотация театрам была восстановлена. Однако уже с рубежа 1950-1960-х годов началось постепенное сокращение расходов на содержание театральных коллективов. Это заставило театры Карелии самостоятельно зарабатывать деньги. Увеличение их доходов достигалось путем формирования «облегченного репертуара». Но и тогда дирекциям театров приходилось просить дополнительное финансирование на непредвиденные и текущие расходы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Карельская АССР. 60 лет: Статистический сб. Петрозаводск: Карелия, 1980. С. 11; Карельская АССР за 50 лет: Статистический сб. Петрозаводск, 1967. С. 12.

2 Национальный архив Республики Карелия (далее - НА РК). Ф. Р-3017 (Фонд Министерства культуры и по связям с общественностью РК). Оп. 1. Д. 37/257. Л. 11-11 об.

3 НА РК. Ф. Р-1627 (Фонд Государственного Музыкально-драматического театра). Оп. 3. Д. 6/66. Л. 1-6.

4 НА РК. Ф. Р-2994 (Фонд Министерства культуры КФССР). Оп. 1. Д. 5/31. Л. 25.

5 НА РК. Ф. Р-3065 (Фонд Государственного Финского драматического театра). Оп. 1. Д. 2/35. Л. 3; Д. 3/47. Л. 82.

6 НА РК. Ф. Р-2994. Оп. 1. Д. 5/31. Л. 65-66.

7 НА РК. Ф. Р-2994. Оп. 1. Д. 5/31. Л. 18.

8 НА РК. Ф. Р-1627. Оп. 2. Д. 2/32. Л. 12; Ф. Р-1394 (Фонд Совета Министров КАССР). Оп. 6. Д. 447/2201. Л. 166.

9 НА РК. Ф. Р-2994. Оп. 1. Д. 5/31. Л. 61.

К вопросу о государственном финансировании театрального искусства в Карелии...

33

10 НА РК. Ф. Р-2994. Оп. 1. Д. 5/31. Л. 4-6.

11 НА РК. Ф. Р-1394. Оп. 6. Д. 447/2201. Л. 167.

12 НА РК. Ф. Р-3075 (Фонд Петрозаводского театра кукол). Оп. 1. Д. 2/21. Л. 37.

13 НА РК. Ф. Р-1627. Оп. 3. Д. 1/3. Л. 7; Д. 2/14. Л. 2; Д. 2/18. Л. 1-2; Д. 2/28. Л. 1-2; Д. 4/44. Л. 12; Д. 6/67. Л. 9; Д. 8/92.

Л. 18; Оп. 4. Д. 1/6. Л. 10, 12; Д. 2/21. Л. 12; Ф. Р-3065. Оп. 1. Д. 1/21. Л. 1,23; Д. 2/35. Л. 3; Д. 3/40. Л. 20; Д. 3/47. Л. 82;

Д. 3/48. Л. 21; Д. 6/77. Л. 27; Д. 9/112. Л. 2, 14; Ф. Р-3017. Оп. 1. Д. 10/75. Л. 46; Д. 61/394. Л. 42, 59.

14 НА РК. Ф. Р-3075. Оп. 1. Д. 3/33. Л. 5.

15 НА РК. Ф. Р-1627. Оп. 3. Д. 4/4. Л. 2, 9 об.

16 НА РК. Ф. Р-3065. Оп. 1. Д. 9/112. Л. 27-29.

17 НА РК. Ф. П-131 (Фонд первичной партийной организации Музыкально-драматического театра Петрозаводского ГК КПСС). Оп. 5. Д. 4. Л. 5.

18 НА РК. Ф. Р-3075. Оп. 1. Д. 3/29. Л. 8-7 а.

19 НА РК. Ф. П-131. Оп. 5. Д. 4. Л. 54.

20 НА РК. Ф. Р-3065. Оп. 1. Д. 13/166. Л. 4.

21 НА РК. Ф. Р-3017. Оп. 1. Д. 34/229. Л. 54; Ф. Р-3075. Оп. 1. Д. 3/28. Л. 5.

22 НА РК. Ф. Р-1627. Оп. 3. Д. 7/72. Л. 17.

23 НА РК. Ф. Р-1627. Оп. 3. Д. 5/49. Л. 43-46.

24 НА РК. Ф. П-131. Оп. 5. Д. 9. Л. 5

25 НА РК. Ф. Р-1627. Оп. 2. Д. 2/17. Л. 8; Д. 3/27. Л. 13; Д. 2/33. Л. 12; Оп. 3. Д. 3/29. Л. 34; Ф. Р-3065. Оп. 1. Д. 9/109. Л. 40; Ф. Р-3075. Оп. 1. Д. 4/42. Л. 7.

26 НА РК. Ф. Р-3075. Оп. 1. Д. 3/39. Л. 2.

27 Запись беседы с Э. А. и Д. С. Утикеевыми, сделанная автором 28 сентября 2004 года.

28 Запись беседы с Е. П. Корниловой, сделанная автором 25 февраля 2005 года.

29 НА РК Ф. П-131. Оп. 5. Д. 5. Л. 18.

30 НА РК. Ф. П-3 (Фонд Карельского рескома Компартии РСФСР). Оп. 13. Д. 119. Л. 101, 102.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адамович И. В. Материальное положение писательской и театральной интеллигенции Карелии в период хрущевской «оттепели» // Север. 2007. № 3-4. С. 190-202.

2. З е зина М. Р Советская художественная интеллигенция и власть в 1950-1960-е годы. М.: Диалог-МГУ, 1999. 368 с.

3. Шорохова И. В. Культурная политика в Карелии и Финский драматический театр в период хрущевской «оттепели» // Материалы международной российско-финляндской научной конференции «Россия и Финляндия в многополярном мире: 1809-2009»: Сб. ст. Петрозаводск, 2009. С. 73-75.

Shorokhova 1 V., Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russian Federation)

ON STATE FUNDING OF THEATRICAL ART IN KARELIA: END OF 1940s - FIRST HALF OF 1960s

The aim of the article is to identify stages and methods of theatrical art funding in Karelia by the State at the end of the 1940s through the first half of the1960s. The purpose of the research is to determine the effect generated by the state grant volume on the working conditions of the Music and Drama Theatre (Theatre of Russian Drama), Finnish Drama Theatre, and Petrozavodsk Puppet Theatre. Characteristic features of the life of Karelian theatrical intelligentsia, working in conditions of planned economy, are revealed. Conclusion were made based on the research of expenses directed to support new productions, buildings’ maintenance, actors’ salaries, and road tours. It was found out that decoration of performances, especially the ones dealing with historical problems, required considerable investments. Besides that, huge financial resources were spent on the theatres’ creative staff and on buildings’ maintenance. In conditions of planned economy, Karelian theatres could not cover all necessary expenses by themselves. Low profitability of theatrical ensembles in Karelia was caused by high plan indices reflecting the number of served spectators and given performances. As a result, theatrical life in KFSSR and later in KASSR could no longer survive without financial support from the State. Significant reduction of the state financial support at the end of the 1940s resulted in stagnation and deterioration of the theatres’ performance. Subsequent renewal of the state financial support in 1950s lead to sturdy revival of the studied industry. However, at the beginning of 1960s the state financial aid was reduced again and Karelian theatres had to earn money by themselves. Some increase in the income of the theatres was achieved by planning “light repertoire” with cheap costumes and inexpensive decorations.

Key words: Music and Drama Theatre, Finnish Drama Theatre, Petrozavodsk Puppet Theatre, planned economy, theatrical intelligentsia, cultural policy, state grant, Khrushchev’s Thaw

REFERENCES

1. Adamovich I. V Financial position of literary and theatrical intelligentsia in Karelia in the period of Khrushchev’s “thaw” [Material’noe polozhenie pisatel’skoy i teatral’noy intelligentsii Karelii v period khrushchevskoy “ottepeli”]. Sever [North]. 2007. № 3-4. P. 190-202.

2. Z e z i n a M. R. Sovetskaya khudozhestvennaya intelligentsiya i vlast’v 1950-1960-e gody [Soviet art intelligentsia and power in the 1950s and 1960s]. Moscow, Dialog-MGU Publ., 1999. 368 p.

3. Shorokhova I. V Cultural policy in Karelia and Finnish drama theatre during the Khrushchev “thaw” [Kul’turnaya politika v Karelii i Finskiy dramaticheskiy teatr v period khrushсhevskoy “ottepeli”]. Materialy mezhdunarodnoy rossiysko-finlyandskoy nauchnoy konferentsii "Rossiya i Finlyandiya v mnogopolyarnom mire: 1809-2009" [Materials of the international Russian-finish scientific conference “Russia and Finland in a multipolar world: 1809-2009”]. Petrozavodsk, 2009. P. 73-75.

Поступила в редакцию 23.12.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.