МОЛОДЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ
YOUNG RESEARCHERS
УДК 930.253
И. А. Моисеев
ЛИЧНЫЙ АРХИВ К. Д. РОДИОНОВА КАК ОДИН ИЗ ИСТОЧНИКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ КАМЧАТСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ И КОМЕДИИ
В данной статье представлен анализ документов Государственного архива Камчатского края из личного фонда Константина Дмитриевича Родионова. Автором рассматривается возможность использования документов при изучении процесса становления и развития Камчатского театра драмы и комедии.
Ключевые слова: архив, исторический источник, история театра
I. A. Moiseyev
K.D. RODIONOVS PERSONAL ARCHIVE AS ONE OF THE SOURCES FOR STUDYING THE HISTORY OF THE KAMCHATKA DRAMA AND COMEDY THEATER
This article presents an analysis of the Kamchatka Krai State Archive documents from the personal fund of Konstantin Dmitrievich Rodionov. The author considers the possibility of using documents in studying the process of formation and development of the Kamchatka Drama and Comedy Theater
Keywords: archive, historical source, The History of theater
Исторические источники весьма разнообразны. Одним их таких специфических источников являются мемуары и фонды личных архивов деятелей культуры. Будучи творческими личностями, эти люди по-особенному ощущают эпоху и весьма эмоционально описывают происходящее. Часто они сохраняют важную информацию для историков, сами того не подозревая. Личные записи, афиши, программки спектаклей, приветственные адреса — все это, очень личное вчера, сегодня становится историческими источниками огромной важности.
С давних времён театр — это его артисты и их огромный труд. Воспоминания театральных актеров представляют особый пласт источниковой базы исследований. Многие актеры оставили свои воспоминания, благодаря чему потомки имеют возможность оценить их вклад в дело культуры, ситуацию, складывавшуюся вокруг автора. Ведь в этих заметках живо, эмоционально и часто весьма подробно описываются разнообразные житейские ситуации, вызывающие интерес у современных ученых. Воспоминания помогают восстановить множество фактов истории, которые не отложились в других ис-
точниках. Мемуарные частности могут иметь решающее значение для реконструкции того или иного события. Стоит понимать, что они достаточно субъективны, ведь со временем память слабеет, и запоминаются не все детали события. Это осложняет процесс анализа.
Таким образом, мемуары и личные фонды театральных деятелей выступают в качестве одного из важнейших источников при изучении событий, явлений, процессов истории.
В источниковедении отработана технология критического анализа мемуаров. Она состоит в том, чтобы изучить личность самого автора, место и время описываемых событий, узнать о положении самого автора в них. Важно также акцентировать внимание на то, на какую информацию (если таковая имеется), кроме своей памяти, опирается автор, чтобы подтвердить свою позицию или опровергнуть другую [1, с. 636]. Данный метод позволяет объективно взглянуть на описываемые автором события. Особое значение такой источник имеет при восстановлении картины существования российской периферии, поскольку часто других сведений о жизни и быте провинции не осталось вовсе.
И. А. Моисеев
Личный архив К. Д. Родионова как один из источников по изучению истории Камчатского.
МОЛОДЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ
В Государственном архиве Камчатского края сохранился личный архив Константина Дмитриевича Родионова (1899-1979) — артиста Камчатского театра драмы и комедии [3]. Большую часть своей жизни этот замечательный человек отдал именно ему. Родился К. Д. Родионов в с. Патриаршьем Воронежской губернии. Летом 1918 г. ушёл добровольцем в Красную армию в составе 1-го Воронежского артиллерийского дивизиона. В 1919 г. демобилизован по болезни. В 1922 г. окончил Воронежскую студию театра и начал свою профессиональную деятельность в качестве актёра. С 1934 г. трудился в Камчатском областном драматическом театре. В 1962 г. К. Д. Родионов ушёл на заслуженный отдых, последние годы жизни провёл в Ялте [2, с. 557].
Данный архивный фонд представлен множеством материалов, которые можно разделить на следующие группы:
1. Сведения о репертуаре с 1933 по 1953 гг., включающие в себя список и расписание спектаклей.
2. Состав труппы театра с 1933 по 1953 гг. — справки, приказы о доплатах и других поощрениях.
3. Записки о гастролях по западному и восточному побережью Камчатки в период с 1933 по 1944 гг. — доклады о выездах.
4. Материалы по работе театра — программы спектаклей, вырезки статьей и рецензии, опубликованные в «Камчатской Правде».
5. Материал К. Д. Родионова о главном режиссёре театра Гавриле Владимировиче Гловацком.
Первой группой источников в нашем анализе выступают сведения о репертуаре театра в период с 1933 по 1953 гг. Они включают в себя список и расписание спектаклей, проходящих в данное время [3]. В них содержатся наименование постановки, её дата, имена режиссёра, музыкантов и художника-постановщика. Присутствуют сведения о гастролях театра: составе труппы, репертуаре, географии посещения. Также стоит отметить письмо в Камчатское отделение Всесоюзного Театрального Общества об отсутствии определённых спектаклей в репертуаре театра [3, л. 2]. Театр участвовал и в общественной деятельности, о чём свидетельствуют данные о проведении вечера-спектакля, средства от которого пошли в Фонд обороны [3, л. 7], и концерта, средства от которого (6000 рублей) были отправлены на постройку самолёта [3, л. 8].
На основании анализа этих данных исследователь может почерпнуть для себя следующее:
1. В репертуаре доминируют спектакли российских классиков и советских авторов над иностранными произведениями [3].
2. Театр был способен отвечать требованиям времени, к примеру, увеличение постановок патриотического характера в годы войны.
3. Константин Дмитриевич Родионов — артист и один из хозяйственников театра высокого класса, что подтверждают данные документы.
4. Источники создавались по мере работы самого театра и автора, а не являются его воспоминаниями, записанными позже, что исключает возможную забывчивость артиста.
Вторая группа документов — это состав труппы театра в период с 1933 по 1953 гг., включающие в себя справки, приказы о доплатах и других поощрениях. Состав труппы на протяжении первых лет работы театра неоднократно менялся. Это связано со многими трудностями — трудные жилищные условия артистов, малое помещение театра и его полное расформирование после пожара в 1936 г. Но в театр также прибывали артисты. Все это нашло отражение в данном документе. Так, например, там имеется пофамильный список артистов, являвшихся членами труппы театра [4]. Их этих данных учёные могут подчерпнуть для себя информацию о работе театра с различным составом, возможности различных постановок с данными людьми.
Следующей группой документов, самой объёмной, являются докладные записки и программы гастролей по Западному и Восточному побережьям Камчатки. Особенно отмечаются первые два выезда. Первый выезд состоялся летом 1933 г. в Усть-Камчатский район. Отмечается, что выезд диктовался «не учётом культурных запросов рыбаков, а главным образом недостатком репертуара для работы в Петропавловске: подготовка одного спектакля в пять-шесть вечеров целиком обслуживало всего зрителя небольшого тогда ещё города и выезд на путину дал возможность подготовиться за счёт пьес для зимнего сезона» [5, л. 1].
Второй выезд на гастроли пришелся на лето 1935 г. Отмечается более серьёзная подготовка к данным гастролям, поскольку они помогали решить задачу, поставленной партией: «Были установлены контрольные цифры закрепления на рыбных промыслах 16 тысяч рабочих в 1935 г. Этой важной хозяйственно-политической задаче области была
YOUNG RESEARCHERS I. A. Moiseyev
K.D. RODIONOV'S PERSONAL ARCHIVE AS ONE OF THE SOURCES FOR STUDYING THE HISTORY OF THE...
подчинена и работа театра» [5, л. 1]. Состав театра был разделён на 2 бригады, к каждой представили инструктора политсектора АКО [5, л. 1]. Отмечается положительные результаты работы, но «театр в это лето был использован не как художественный организм больших форм глубокого эмоционального воздействия, а как агитационный коллектив малых сценических форм. В репертуаре бригад не было ни одной пьесы, шедшей в городе» [5, л. 1]. Осенью 1936 году предпринимается попытка организовать театр, которая останавливается Облисполкомом угрозой выселения артистов и АКО, которое не располагало «свободными» квартирами [5, л. 3].
Стоит отметить, что Константин Дмитриевич являлся главным администратором театральной группы на гастролях, на него ложилась сложнейшая задача по обеспечению артистов всем необходимым, а также поддержанию дисциплины, которая часто оставляла желать лучшего. Документы свидетельствуют, что нередки были случаи пьянства, воровства среди артистов, неисполнения своих служебных обязанностей [5, л. 9, 9а, 10, 12, 13, 13 а, 14, 14а, 15, 15 а, 16, 16а]. Доходило до случаев шантажа отдельными артистами главного администратора, на что указывали сотрудники партии [5, л. 12а], при этом отмечается, что, несмотря на это, была проделана большая работа, коллектив работал хорошо, актеры работали безукоризненно [5, л. 17а], профессионально.
В документах большое внимание уделено работе театра в целом: описаны не только гастрольные поездки, с подробным указанием районов, но и бытовые условия в них. Описываются задачи, стоявшие перед артистами в отдалённых районах, наличествует подробное изложение основных проблем театра. Например, техническая бедность, отсутствие планового снабжения необходимым материалом, тяжёлая производственная обстановка, жуткие бытовые условия артистов [5, л. 6]. Благодаря данным документам исследователи, изучающие работу театра, могут получить более подробное представление о работе театра на гастролях, обстановки внутри него.
Сохранившиеся материалы о деятельности театра в годы Великой Отечественной войны, такие как программы спектаклей, статьи и рецензии в «Камчатской Правде» также помогают реконструировать жизнь театра в 191451-1945 гг.
Огромную ценность представляет воспоминания К. Д. Родионова о Г. Н. Гловацком. Они состоят из двух частей — письма артистов театра Георгию
Николаевичу с поздравлениями и биографическая справка о нём. Само письмо также можно разделить на две части: официальную (преамбулу, если можно так назвать) и постскриптум. В официальной части представлена некая «актуальность» письма: Г. Гловацкий уже как 15 лет работает на Камчатке, с чем артисты и поздравляют его 11 мая 1946 г. [6, л. 2]. Более интересной представляется нам вторая часть где, в эмоциональной форме, оценена роль Г. Гловацкого в становлении и развитии театра.
Стоит отметить, что письмо представляется весьма искренним по своему содержанию. «Во-первых, мы опустили это слово (дорогой при обращении), чтобы «языкам» не дать возможность излишне трепать слово «подхалимаж» Во-вторых, и главное, мы не согласны с такой оценкой отношений. Вы нам дорогого стоите» [6, л. 2] и далее обосновывают это: «Сколько за это время Вы испортили нам крови? Трудно оценить это словом «дорогой», тут было бы уместнее сказать «драгоценный», но это звучит как-то ювелирно, скорее бы подошло определение — «бесценный», но оно имеет двоякое значение и мы боимся как бы вы не поняли его буквально... Если вы каждому из нас испортили много крови, то сколько же мы все вместе испортили её Вам?» [6, л. 2, 3].
Авторы письма не скрывают наличие конфликтов, но поясняют, что они «никогда не были результатом наших каких-либо глубоко принципиальных расхождений или различных путей. Нет, это были естественные противоречия в общем деле, связанные с трудностями роста, как нашей психологии, так и нашего театра»[6, л. 2], тем самым высоко оценивая вклад всего коллектива и режиссёра, прежде всего, в развитие театра. Не избегают авторы и упоминания о влиянии со стороны: «Этот период совпал с историческим периодом в жизни нашей Родины: с периодом завершения построения социализма, вступлением в коммунизм, с периодом Великой Отечественной войны» [6, л. 2, 3]. « Было бы удивительно, если бы за 10 лет не сплетались в запутанный клубок наши личные и производственные отношения. Болезни, ошибки и даже вывихи в таких случаях неизбежны. Не страшно, что они будут и ещё, важно то, что они излечимы и будут излече-ны»[6, л. 3]. В документе перечисляются заслуги режиссёра в общественной деятельности: организация субботников, создание спортивных и танцевальных площадок, биллиардной и эстрады, в организации первого выезда к рыбакам [6, л. 5]. Особо отмечается вклад Г. Гловацкого в восстановлении
И. А. Моисеев
Личный архив К. Д. Родионова как один из источников по изучению
театра после пожара: «Вы собрали остатки актёров от Первого, буквального «погорелого театра», и актёров, ехавших в ключи, севшие на мель. Нашей гордостью останется это неофициальное совещание, на котором было решено всё-таки создать театр на Камчатке, вопреки явному нежеланию тогдашних руководителей некоторых организаций» [6, л. 6]. Артисты, подписавшие данное письмо (К.Д. Родионов, А. В. Славина, В. П. Андрианов и другие) высоко оценили вклад Г. Гловацкого в становление и развитие театра. Можно сделать вывод, что благодаря огромной энергии главного режиссера театр выстоял в трудные периоды своего существования.
МОЛОДЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ
истории Камчатского...
Таким образом, документы, представленные в личном фонде Константина Дмитриевича Родионова, весьма разнообразны. Именно это позволяет им выступить важным источником информации по истории Камчатского театра драмы и комедии. Ценность данного фонда для исследователя трудно переоценить, он является хорошим дополнением к документам самого театра по его становлению и развитию и позволяет расширить представление о жизни Камчаткой области в различные исторические периоды в целом.
Библиографический список
1. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории / И.Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева. — М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. — 702 с.
2. Родионов К.Д. Александра Владиславовна Родионова-Славина (Воспоминания) // Вопросы истории Камчатки. Выпуск 6. — Петропавловск-Камчатский: Холд. комп. «Новая книга», 2012. — 672 с.
3. Государственный архив Камчатского края (ГАКК). — Ф.Р-665. — Оп. 1. — Д. 1.
4. ГАКК. — Ф.Р-665. — Оп. 1. — Д. 3.
5. ГАКК. — Ф.Р-665. — Оп. 1. — Д. 4а.
6. ГАКК. — Ф.Р-665. — Оп. 1. — Д. 96.