Научная статья на тему 'Музыкальный театр на Севере Дальнего Востока России: 1950-1953'

Музыкальный театр на Севере Дальнего Востока России: 1950-1953 Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
112
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Opera musicologica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРЕТТА / МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР / ТЕАТР ГУЛАГА / МАГАДАНСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР / OPERETTA / MUSICAL COMEDY / MUSICAL THEATRE / THEATRE OF GULAG / MAGADAN MUSICAL AND DRAMA THEATRE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Крыловская Изабелла Ильинична

В марте 1950 года в Магадан приехала московская молодежная труппа оперетты. Это событие положило начало качественно новому этапу в истории музыкального театра Севера Дальнего Востока России. Статья посвящена деятельности этого молодого коллектива в 1950-1953 годах, когда Магаданский музыкально-драматический театр находился в подчинении у руководства исправительно-трудовых лагерей Колымы. Приводятся сведения из неизвестных ранее архивных документов и материаловпериодики. На их основе прослеживаются события в жизни коллектива, работа над репертуаром, постановочные проблемы; рецензии отражают восприятие и оценку современников. По мнению автора, деятельность труппы оперетты в начале 1950-х годов утвердила Магаданский музыкально-драматический театр как центр музыкальной культуры региона, стимулировавший развитие в нем профессионального исполнительства и музыкального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Musical Theatre in the North of the Far East of Russia: 1950-1953

In March, 1950 the Moscow youth operetta troupe arrived in Magadan. This event laid the foundation for qualitatively new stage in the history of musical theatre of the North of the Far East of Russia. The article is devoted to the activity of this young collective in 1950-1953 when the Magadan musical and drama theatre was under supervision at the management of labor camps of Kolyma. Data from unknown archival documents and materials of the periodical press are provided, serving the basis for tracing events in collective life, work on the repertoire, the production problems, reviews which reflected perception and assessment of contemporaries. The remained photo of the soloist of troupe is provided in the article, along with the first time published data and pictures of archival documents which were secret until the early 1990s. According to the author, activity of the operetta troupe in the early 1950s approved the Magadan Musical and Drama Theatre as the center of musical culture of the region stimulating development therein of professional performance and music education.

Текст научной работы на тему «Музыкальный театр на Севере Дальнего Востока России: 1950-1953»

Крыловская, Изабелла Ильинична ORCID: 0000-0003-1112-4423 SPIN-код: 1167-3718 e-mail: belcanto@bk.ru Кандидат искусствоведения, доцент кафедры камерного ансамбля и концертмейстерского класса Дальневосточного государственного института искусств. 690091 Владивосток, ул. Петра Великого, ЗА

Izabella I. Krylovskaya

ORCID: 0000-0003-1112-4423 SPIN-code: 1167-3718 e-mail: belcanto@bk.ru PhD (Arts), Associate Professor of the Chair of Chamber Ensemble and the Concertmas-ter Class at the Far Eastern State Institute of Arts.

3A Peter the Great str., Vladivostok 690091, Russia

Музыкальный театр на Севере Дальнего Востока России: 1950-1953

В марте 1950 года в Магадан приехала московская молодежная труппа оперетты. Это событие положило начало качественно новому этапу в истории музыкального театра Севера Дальнего Востока России. Статья посвящена деятельности этого молодого коллектива в 1950-1953 годах, когда Магаданский музыкально-драматический театр находился в подчинении у руководства исправительно-трудовых лагерей Колымы. Приводятся сведения из неизвестных ранее архивных документов и материалов периодики. На их основе прослеживаются события в жизни коллектива, работа над репертуаром, постановочные проблемы; рецензии отражают восприятие и оценку современников. По мнению автора, деятельность труппы оперетты в начале 1950-х годов утвердила Магаданский музыкально-драматический театр как центр музыкальной культуры региона, стимулировавший развитие в нем профессионального исполнительства и музыкального образования.

Ключевые слова: оперетта, музыкальная комедия, музыкальный театр, театр ГУЛАГа, Магаданский музыкально-драматический театр.

УДК 792.5; 782. ББК 85.335 БОТ: 10.26156/0м.2019.39.1.005

Musical Theatre in the North of the Far East of Russia: 1950-1953

In March, 1950 the Moscow youth operetta troupe arrived in Magadan. This event laid the foundation for qualitatively new stage in the history of musical theatre of the North of the Far East of Russia. The article is devoted to the activity of this young collective in 1950-1953 when the Magadan musical and drama theatre was under supervision at the management oflabor camps of Kolyma. Data from unknown archival documents and materials of the periodical press are provided, serving the basis for tracing events in collective life, work on the repertoire, the production problems, reviews which reflected perception and assessment of contemporaries. The remained photo of the soloist of troupe is provided in the article, along with the first time published data and pictures of archival documents which were secret until the early 1990s. According to the author, activity of the operetta troupe in the early 1950s approved the Magadan Musical and Drama Theatre as the center of musical culture of the region stimulating development therein of professional performance and music education.

Keywords: operetta, musical comedy, musical theatre, theatre of Gulag, Magadan Musical and Drama Theatre.

Изабелла Крыловская

Музыкальный

театр на Севере Дальнего Востока России: 1950-1953

Магаданский государственный музыкальный и драматический театр имени М. Горького 1 с самого момента своего основания стал культурным центром региона. В 2018 году театр встретил свой 80-летний юбилей, который был отмечен проведением фестиваля «Огни лагерной рампы» 2. Все эти десятилетия под крышей одного здания жили и работали две труппы — музыкальной комедии и драмы. Кроме общего стационара у творческих коллективов есть общая часть биографии — своим рождением они обязаны Управлению Северо-Восточных исправительно-трудовых лагерей (УСВИТЛ, или Севвостлаг) 3.

1 С 1938 до 2 сентября 1941 года назывался Драматический театр имени М. Горького ГКО ГУСДС НКВД; с 3 сентября 1941 и до 1953 года — Магаданский музыкально-драматический театр им. М. Горького: ГАМО (Государственный архив Магаданской области). Ф. Р-23. Оп. 1. Д. 79. Л. 92-93. В 1954 году присвоен статус областного, в апреле 1990 года преобразован в Магаданский областной музыкальный и драматический театр. В декабре 1991 года получил статус государственного, новое название — Магаданский государственный музыкальный и драматический театр: ГАМО. Предисл. к оп. ф. Р-54 Государственного учреждения культуры «Магаданский государственный музыкальный и драматический театр». Л. 41.

2 Фестиваль был проведен в рамках гранта Президента Российской Федерации.

3 Входил в систему Главного управления лагерей и мест заключения (ГУЛАГ).

История музыкального театра и музыкально-театральной культуры Колымы в целом охватывает несколько этапов, каждый из которых заслуживает отдельного рассмотрения 4. В наступившем 2019 году, объявленном в России Годом театра, такая необходимость приобретает особую актуальность. Усиливает ее тот факт, что история музыкального театра не только Севера, но всего Дальнего Востока России до сих пор не написана.

Становление музыкального театра Колымы как явления художественной культуры региона (начальный период) пришлось на драматические годы сталинских репрессий, Великой Отечественной войны и послевоенного периода — с 1933 по 1949 год. Предметом внимания настоящего исследования стала деятельность музыкальной труппы Магаданского музыкально-драматического театра в первой половине 1950-х годов. В соответствии с логикой возрастного развития человека можно определить этот период в жизни северного дальневосточного музыкального театра как «годы юности». Тем более что коллектив, работающий в это время в Магадане, действительно состоял из молодых артистов. С их творчеством связаны процесс «взросления» музыкального театра, стабилизация его функционирования, проведение регулярных музыкальных спектаклей.

Для изучения деятельности музыкальной труппы Магаданского театра в 1950-1953 годы был привлечен ряд документов из фондов Государственного архива Магаданской области (ГАМО) и материалы периодики, большинство из которых впервые вводится в научный обиход. В указанный период театр все еще находился под руководством Управления спецтреста «Дальстрой» 5, в ведении которого была и вся система исправительно-трудовых лагерей Колымы. В связи с этим нами были использованы базовые публикации магаданского историка А. Г. Козлова [Козлов 1992; Козлов 1992а], проделавшего огромную работу по обнародованию засекреченных до 1990-х годов архивов Севвостлага 6, имевших отношение и к истории Магаданского музыкально-драматического театра.

Датой окончательного утверждения музыкального театра на Севере советского (российского) Дальнего Востока следует считать 1 марта

4 В настоящее время автором подготовлена публикация о начальном этапе становления музыкального театра на Севере Дальнего Востока России с 1933 по 1949 год.

5 «Дальстрой» как комбинат особого типа был организован в 1931 году специально для освоения ресурсов Северо-Восточного региона в соответствии с постановлением Центрального комитета Всесоюзной коммунистической партии большевиков и ему же непосредственно подчинялся. С 1938 года передан в подчинение Народному комиссариату внутренних дел СССР.

6 Северо-Восточные исправительно-трудовые лагеря.

1950 года 7. В Магадан из Москвы приехал готовый молодежный коллектив оперетты с наработанным репертуаром. Во главе стоял молодой режиссер Г. Ф. Синельников. Как извещала заметка в мартовском выпуске газеты «Советская Колыма», оперетта прибыла в Магадан для постоянной работы по направлению Всесоюзного комитета по делам искусств: «Перед отъездом из Москвы коллектив провел большую репетиционную работу под руководством заслуженного артиста РСФСР В. Н. Да-минского» [Театр оперетты 1950]. В творческом «портфеле» коллектива было одиннадцать оперетт, из которых четыре сыграли уже в летнем сезоне 1950 года: это «Сильва» и «Баядера» И. Кальмана, «На берегу Амура» («На нашем берегу») М. Блантера и Б. Александрова, «Свадьба в Малиновке» Б. Александрова.

Коллектив сразу же задействовали в гастрольно-концертной работе, создав из него две отдельные бригады, которые в период с 15 июня по 5 сентября 1950 года провели концерты и спектакли в более чем 20 предприятиях и населенных пунктах «Дальстроя». Из музыкальных пьес, представленных бригадами, в архивных материалах указаны: одноактная оперетта Ж. Оффенбаха «Филидор и Лизетта», «Роз-Мари» Р. Фримля и Г. Стодгардта, «Аршин мал алан» У. Гаджибекова; монтаж сцен из оперетт — Н. Богословского «Раскинулось море широко» и Ф. Ле-гара «Веселая вдова» 8. В сезон 1950/1951 годов репертуар значительно расширился. К указанным выше спектаклям добавились советские оперетты — «Трембита» Ю. Милютина, «Правая рука» («Рядом с тобой») Б. Александрова и М. Матвеева, «Есть на Волге городок» («Лучший день ее жизни») А. Лепина 9.

В архивных материалах сохранился список 1950 года первого состава оперетты (без хора и оркестра) с группой персонажа (артисты, исполняющие роли героев и героинь) из 16 человек, двумя солистами балета, двумя концертмейстерами и портнихой. Ценность документа заключается в том, что в нем даны фамилии артистов с указанием амплуа 10, принятых в оперетте, а также тарификации, существовавшей в то время, с распределением по категориям и группам. Ввиду важности документа полага-

7 Дата установлена по объяснительной записке к годовому бухгалтерскому отчету за 1950 год, являющейся документом строгой отчетности (ГАМО. Ф. Р-54. Оп. 1. Д. 59. Л. 6).

8 ГАМО. Ф. Р-54. Оп. 1. Д. 55. Л. 7, 41, 42, 43, 56, 57.

9 ГАМО. Ф. Р-54. Оп. 1. Д. 61. Л. 4, 13, 23.

ю В монографиях А. Г. Козлова приводятся фамилии артистов приехавшей оперетты, однако нет уточнения амплуа. С помощью указанных монографий восстановлены инициалы артистов. Была использована также сохранившаяся в ГАМО программа оперетты «На берегу Амура» за 1950 год (ГАМО. Ф. Р-54. Оп. 1. Д. 55. Л. 24а, 26, 26 об.).

ем возможным привести этот список целиком: героиня—Мостова Е. И. и Фёдорова К. Д. (высшая категория (далее — в/к) 1 группа (далее — гр.)), Новикова Е. Г. и Смирнова Л. И. (1 категория (далее — к.) 1 гр.); герой — Красноюрченко Р. А. (в/к 1 гр.), Кейс Г. К. (1 к. 1 гр.); каскадная — Гусева В. А. (в/к 1 гр.); комическая (старуха.—И. К.) — Железнякова Э. Я. (в/к 2 гр.); комик — Ковровский Ф. Ф. (в/к 1 гр.), он же — второй режиссер; характерная — Казанская Л. К. (1 к. 2 гр.); характерный — Гусев В. И. и Фёдоров Л. Ф. (в/к 1 гр.), Шленсков П. И., Орехов К. И. и Уткин Л. И. (1 к. 1 гр.); простак и первый режиссер — Синельников Г. Ф. (в/к 1 гр.); балетная пара — супруги Н. М. и В. Н. Фроловы (1 к. 1 гр.); концертмейстеры — Райков А. В. и Константиновская А. Н. Еще несколько фамилий артистов из прибывшей оперетты указаны в документах тарификационной комиссии, которая была собрана по настоянию художественного руководства театра 30 мая 1950 года: Рыбкина Н. Г. (актриса на роли героинь и режиссер), артисты Царикова В. К., Давыдик В. Д., Бастан-жо В. С., Ишин 11.

Поработав с коллективом оперетты около трех месяцев, главный режиссер театра Г. Н. Кацман пришел к выводу, что комплектование его неправильное и не соответствует требованиям театра 2-й категории, к которой данная оперетта относилась. Целый ряд актеров, по мнению режиссера, занимал в театре положение, не соответствующее их данным: отсутствовал практический опыт (стаж работы менее года), недостаточны вокальные и иные данные, чтобы работать в заявленном амплуа. Как установила комиссия, на 22 штатные единицы приходилось пять героинь, что было большим превышением, потому что героев явно не хватало — их было всего два. В некоторых амплуа значилось только по одному артисту, а на четырех артистов кордебалета приходилась одна балетная пара солистов 12. Вывод из всего названного: «Перечисленные недостатки труппы театра музыкальной комедии приводят к непродуктивной загрузке отдельных артистов, бесцельному и значительному затруднению бюджета, вызывают трудности заменяемости и несправедливую оплату труда творческого состава» 13. Тарификационная комиссия вынесла решение об увольнении двух артисток, об изменении тарификации в понижающую сторону ряду членов коллектива и о необходимости приглашения еще одного исполнителя-героя и одной высококвалифицированной балетной пары 14. Но изменение артистам тарификаций до истечения

11 Инициалы установить не удалось.

12 ГАМО. Ф. Р-54. Оп. 1. Д. 60. Л. 24.

13 Там же. Л. 27.

14 Там же. Л. 26.

срока договоров с ними было запрещено начальственной резолюцией, наложенной на решение тарификационной комиссии Однако увольнения, судя по данным о «некоторой реорганизации» в годовом бухгалтерском отчете, все же были произведены. В этом же документе отмечено, что план постановок в 1950 году был перевыполнен. Музкомедия дала шесть новых спектаклей. Качество репертуара в целом значительно улучшилось в «идейном» и художественном отношении, а оформление постановок вызывало одобрение у публики

Работа нового молодого коллектива сразу же попала под пристальное наблюдение Политического управления «Дальстроя». На одном из его заседаний обсуждалась репертуарная политика театра за период 1948-1950 годов. Выводы были записаны в приложении к протоколу заседания № 10 от 26 мая 1950 года «О репертуаре театров Магаданского дома культуры Дальстроя им. М. Горького» 17. Соотнося перечень выпущенных спектаклей с постановлением ЦК ВКП(б) 1946 года «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», участники заседания назвали серьезной ошибкой руководства Дома культуры имени М. Горького и отдела культпросветработы Политуправления разрешение новому коллективу музкомедии начать работу с выпуска двух произведений И. Кальмана — «Сильвы» и «Баядеры», в то время как в репертуаре имелись советские оперетты — «Свадьба в Малиновке» и «На берегу Амура». Одновременно резкой критике подверглась деятельность редакции газеты «Советская Колыма»: здесь серьезной ошибкой была признана публикация «малограмотной» рецензии, превозносившей постановку «Сильвы» 18.

Несмотря на чрезмерную идеологическую «опеку», театр музыкальной комедии начинает стабильно функционировать. Коллектив активно участвует в концертных и выездных кампаниях. Молодежь труппы с энтузиазмом реализует себя в творческом процессе. В ноябре 1950 года Магадан готовился к выборам народных депутатов. В одном из номеров газеты «Советская Колыма» была опубликована статья молодой солистки музкомедии Л. Смирновой, в которой она восторженно рассказывала о своей сбывшейся мечте и открывшемся пути на сцену. В театре, как писала актриса, много внимания уделяли работе с молодыми актерами, и с их участием (поручено немало ведущих ролей) ко дню выборов театр музкомедии должен был показать несколько спектаклей. Сама же Смир-

15 ГАМО. Ф. Р-54. Оп. 1. Д. 60. Л. 27.

16 ГАМО. Ф. Р-54. Оп. 1. Д. 59. Л. 9.

17 ГАМО. Ф. Р-54. Оп. 1. Д. 70. Л. 13-17.

18 Там же. Л. 14.

нова уже сыграла роли Симы Вакуленко в оперетте «На берегу Амура», Яринки в «Свадьбе в Малиновке», а ко дню выборов готовила роль Гюль-чохры в музыкальной комедии У. Гаджибекова «Аршин мал алан» и хотела сделать ее правдивой и убедительной [Смирнова 1950]. Публикация сохранила фотографию молодой артистки этого первого состава театра оперетты (ил. 1).

Ил. 1. Л. Смирнова в роли Симы Вакуленко (оперетта «На берегу Амура»). Фото из газеты «Советская Колыма» (1950. 18 нояб. № 272) Fig. 1. L. Smirnova as Sima Vakulenko (operetta "On the Bank of the Amur"). Photo from the newspaper "Soviet Kolyma" (1950. 18 Nov. No. 272)

К началу 1952 года в театре появляется настоящее штатное расписание музкомедии: художественно-руководящий состав — 7 единиц (главный режиссер, художник-постановщик, дирижер, хормейстер, балетмейстер, концертмейстер, помощник режиссера); группа персонажа состоит из 22 штатных единиц, хор — 12 единиц, балет — 8 и оркестр — 18. Примерно

19

в таких же пределах штат сохраняется и в дальнейшие годы .

Начиная с сезона 1951/1952 годов и до конца сезона 1953/1954 годов коллективом музкомедии Магаданского музыкально-драматического театра был освоен и представлен новый (кроме указанного выше) репертуар, с очевидным преобладанием советских авторов:

19 ГАМО. Ф. Р-54. Оп. 1. Д. 75. Л. 3, 7, 10, 12. До начала 1990-х годов на подобных документах «Дальстроя» стоял гриф «Секретно».

— советские оперетты:

А. Лепин — «У голубого Дуная», И. Дунаевский — «Вольный ветер», «Сын клоуна» (премьера 15 июня 1952 года 20), А. Рябов — «Соро-чинская ярмарка», Б. Александров — «Моя Гюзель», Е. Жарков-ский — «Морской узел», О. Фельцман — «Шумит Средиземное море», В.Соловьёв-Седой — «Самое заветное», В. Долидзе — «Кето и Котэ», Б. Мокроусов — «Роза ветров»;

— классические и венские оперетты:

Ф. Эрве — «Нитуш» («Мадемуазель Нитуш», или «Лиса Патрикеев-на» в дореволюционной практике), И. Штраус — «Летучая мышь», И. Кальман — «Фиалка Монмартра», Р. Планкет — «Сюркуф».

Вторая половина сезона 1951/1952 годов была ознаменована двумя премьерами — «Нитуш» Ф. Эрве и «Сын клоуна» И. Дунаевского. Обе постановки получили оценку в прессе. После длительного перерыва 21 на страницах «Советской Колымы» появляются две развернутые рецензии. Л. Александров, откликнувшийся на постановку французской оперетты, нашел удачный «ракурс», в котором он рассмотрел и само произведение, и его сценическое воплощение. Чтобы творческий коллектив не обвинили в пропаганде буржуазного образа жизни и морали, рецензент написал, что «Нитуш» является сатирой на аристократическое общество буржуазной Франции, посочувствовав при этом авторам музыкальной комедии, которым пришлось пробиваться сквозь жесткие рамки цензуры, решая свою задачу: «В форме веселой оперетты осмеяны лживость и тупость „высшего" света, мракобесие и фанатизм носителей идеи примирения, разврат» [Александров 1952]. Не менее находчивой идеей рецензента было утверждение, что в пьесе нашла отражение борьба против господства церкви в политической и культурной жизни Франции. Одним из проявлений клерикализма, по его утверждению, были многочисленные пансионы благородных девиц. Воспитанница такого пансиона Дениза де Флаваньи не принимает «божеских наставлений», ей «претит обстановка лжи и затхлости», и поэтому она объявила скрытую войну «проповеди смирения и послушания» [Там же].

20 Режиссер Б. Зац, художник Э. Валентинов, в главных ролях — А. Приходько, Е. Комарова, А. Белявская, Н. Шайкин, В. Пименов [см.: Премьера 1952]. В сезоне 1951/1952 годов состав оперетты обновился, о чем свидетельствуют новые имена в газетном анонсе.

21 До указанных публикаций рецензии на музыкальные спектакли встречаются только в июльских номерах газеты «Советская Колыма» за 1945 год в связи с гастролями в Магадане Хабаровского театра музыкальной комедии.

С позиции социальной сатиры были рассмотрены все актерские работы в оперетте. «Неправильные» решения образов были вменены в вину режиссеру (Г. Н. Кацману) и руководству театра. Музыкальной стороне спектакля, работе балета и художника-оформителя (Э. Валентинова) в рецензии был посвящен только небольшой абзац. Л. Александров отметил более высокий, чем обычно, уровень музыкального сопровождения: «стройное звучание оркестра, органическая связь его с вокалистами, хороший темп — все это результат серьезной работы (дирижер К. Та-щиев, концертмейстер А. Райнов)» [Там же]. В целом, по заключению корреспондента, несмотря на недочеты, театр оперетты сумел показать «веселый, хорошо звучащий и принятый зрителем музыкальный спектакль» [Там же].

Сам постановочный процесс оперетты «Нитуш» протекал по-прежнему под неусыпным контролем Политуправления «Дальстроя». Об этом свидетельствует история с распределением роли главной героини, сохранившаяся в заявлении артистки А. Винник, написанном 18 марта 1952 года на имя начальника УСВИТЛа генерала Г. С. Жукова (ил. 2).

Как следует из ее обращения, приказом по театру она была назначена на роль Нитуш. Но директор театра (Дома культуры им. М. Горького) Александрова по распоряжению заместителя начальника Политуправления сняла ее с роли, не объяснив причин. Причину указала сама артистка: она—бывшая заключенная. Срок наказания А. Винник отбыла и пришла на работу в театр, который стал для нее любимым делом в жизни. В труппе, как писала артистка 22, кроме нее есть еще артисты из бывших заключенных, что, однако, не мешает поручать им ведущие роли даже в советских пьесах. В целом у А. Винник складывалось тяжелое положение в труппе, и она просила генерала помочь ей продолжить работу в коллективе в составе персонажа. В ответ на ее письмо последовало решение руководства УСВИТЛа, побуждающее провести сравнение с судьбами крепостных артистов. Резолюция на письме, адресованная директору Александровой, разрешала поручать Винник следующие роли в текущем репертуаре: в оперетте «У голубого Дуная» — роль Миды, в «Вольном ветре» — Регины, в «Нитуш» — Корины. А также разрешалось «вообще допускать к исполнению больших ролей некоторых героев...» 23. Однако, судя по фамилиям исполнителей, перечисленным в рецензии на апрельскую премьеру оперетты «Нитуш», артистке Винник так и не довелось сыграть в этой постановке.

22 Впоследствии А. Винник долгие годы работала в музыкальной труппе Магаданского театра.

23 ГАМО. Ф. Р-54. Оп. 1. Д. 76. Л. 22 - 22 об.

Ил. 2. Первая страница заявления артистки А. Винник на имя начальника УСВИТЛа генерала Г. С. Жукова. ГАМО. Ф. Р-54. Оп. 1. Д. 76. Л. 22 Fig. 2. The first page of the application of actress A. Vinnik addressed to the chief of the USVITL (Head of North-Eastern Corrective Labour Camps Directorate) general G. S. Zhukov. GAMO (State Archives of Magadan Region). Coll. R-54. Inv. 1. No. 76. Sht 22

Вторая премьера в Магаданском музыкально-драматическом театре находилась в русле деятельности многих театров оперетты СССР, работающих над освоением произведений на советские темы. Как видно из приведенного выше перечня постановок первой половины 1950-х годов, в репертуаре магаданского театра советская тема заняла ведущее место, что отражало общую для музыкальных театров СССР тенденцию. Постановка оперетты И. Дунаевского «Сын клоуна» продолжала эту линию.

Рецензия на премьеру оперетты «Сын клоуна» была написана в духе идеологизированной советской критики. Анализировалось качество как самой пьесы, так и трактовки образов. Оценочные категории имели только две градации — «правильно» («верно») или «неправильно» («неверно»). При этом критерии подобных оценок в рецензии не приводились. По сравнению с предыдущей критической статьей, музыкально-исполнительским достоинствам, хореографии и работе постановщиков было уделено уже несколько абзацев. Отметив общие успехи балета, оформления, повысившийся уровень оркестрового сопровождения, рецензент констатировал, что «коллектив в целом правильно донес идею пьесы до зрителя и создал яркий, запоминающийся спектакль, будящий в нашем зрителе патриотические чувства, зовущий к неуклонному совершенствованию и движению вперед на преодоление трудностей» (курсив мой.—И. К.) [Горшечников 1952].

Подводя итоги сезона 1951/1952 годов, газета «Советская Колыма» отмечала достижения театра и писала, что репертуар обогащен за счет лучших произведений советских композиторов и музыкальной классики, и призывала к дальнейшему повышению мастерства, продолжению «упорных исканий по пути овладения жанром советской оперетты» [Улучшать репертуар 1952].

При изучении деятельности коллективов Магаданского театра сразу была отмечена одна существенная деталь: обе труппы оставались «невыездными» за пределы региона вплоть до начала 1960-х годов. В 1950-е годы предприятия «Дальстроя» считались стратегическими и, следовательно, были режимными. Соответственно, в области действовал режим секретности. Это могло являться одной из основных причин работы только в пределах Колымской трассы. Вторая причина — наличие в труппах заключенных, которые a priori не могли «выпадать» из поля зрения лагерного начальства. Третья причина — транспортная: из региона и сегодня можно выехать только морским или воздушным путем. Вывоз даже одной труппы со всеми декорациями и реквизитом за пределы региона в то время был сопряжен с очень большими трудностями.

В 1952 году расширяется география гастролей театра внутри региона. Предпринимаются поездки концертных бригад в отдаленные поселки — Яна, Омсукчан, в Чукотский автономный округ в поселок Певек.

Работа музыкальной труппы вызывает живой интерес общественности. Возобновившиеся в 1952 году зрительские конференции демонстрируют разнообразие вкусов магаданской публики и критериев в оценке деятельности артистов музкомедии. Выступления зрителей на конференции 14 апреля 1952 года свидетельствовали о поддержке работы театра над классическим и советским музыкальным репертуаром, об интересе к творчеству ведущих артистов и молодежи коллектива музкомедии .

В мае 1953 года по инициативе комитета комсомола Магаданского театра молодые артисты драмы и оперетты впервые выступили с творческими отчетами перед магаданской публикой. Многие из них приехали на Дальний Север сразу же после окончания учебных заведений, хотя некоторые уже имели опыт работы на сцене. Но только здесь, как писали в небольшой газетной заметке, их «творческая инициатива и дарования получили еще большее развитие» [Творческие отчеты 1953]. Отчет молодых артистов оперетты состоялся 22 мая перед рабочими магаданских предприятий, учащимися и комсомольским активом. С самоотчетами от музыкальной комедии выступили В. В. Пименов и Э. И. Пименова, исполнив отрывки из оперетт «Вольный ветер», «Сын клоуна» и «Летучая мышь» .

Среди архивных материалов сохранились документы, фиксировавшие производственную деятельность музыкальной труппы. С 1951-го и до конца 1950-х годов в Магаданском театре велись книги учета спектаклей. Это по-настоящему уникальные документы, запечатлевшие живой творческий процесс. В книгах записывались даты всех премьер оперетт и последующих их постановок в течение календарного года 2®. До середины 1950-х годов при каждой премьере в книге тщательно фиксировались авторы музыки и пьесы (текста), режиссер-постановщик, актерский ансамбль, замены исполнителей. Но самое главное достоинство регистрационных книг — это ремарки и замечания, которые делали после каждого спектакля дежурный по сцене, помощник режиссера и директор театра. В записях можно прочитать о том, как прошел и как принимался спектакль, какие случались технические накладки; фиксировались исполнительские и ансамблевые огрехи солистов, хора, танцовщиков, оркестра.

24 ГАМО. Ф. Р-54. Оп. 1. Д. 68. Л. 5-10.

25 Там же.

26 ГАМО. Ф. Р-54. Оп. 1. Д. 62, 81, 88, 100, 105, 110, 116, 121.

По поводу премьеры «Нитуш» 3 апреля 1952 года дежурный по сцене записал следующее: «Спектакль прошел хорошо, никаких замечаний нет. Премьера спектакля „Нитуш" прошла с большим творческим подъемом и тепло принята зрителем» 27. Замечания по постановочной и музыкальной части в обязательном порядке делались помощником режиссера, как, например, после второго спектакля оперетты «Сын клоуна» 22 октября в начале зимнего сезона 1952/1953 годов: «Во 2 акте артист Чепель перепутал текст, из-за чего пропал ряд текста и его значимость. Мне пришлось дать звонок раньше времени, чтобы скрыть паузу. Во всем исполнении хора было расхождение с оркестром» 28. По ряду зафиксированных проблем директором театра принимались меры, о чем также делались записи в книгах. Живой творческий процесс отразился и в фиксировании неизбежных курьезов, которыми богата жизнь любого театра.

На одной из страниц книги учета спектаклей за 1953 год (ил. 3) можно было прочесть замечания балетмейстера (в средней колонке): «Совершенно неправильно танцевали арт. Чесноков, Пешков. Балетмейстер Д. К.». Здесь же запись оставил дежурный по сцене: «Танец во второй картине необходимо репетировать. Мазня на сцене. Необходимо указать арт. Пи-меновой, чтобы она не пользовалась неэстетическим приемом подымания юбки. Незнамову не надо почесывать голое тело. Это очень некрасиво. Постан. части необходимо повнимательнее и аккуратней следить за хозяйством: деревья шатаются, зеленые подвесы болтаются и наконец в 3 акте один подвес вообще оторвался от штанкета, оголив всю сцену. Ощущается неуверенность в знании текста у Приходько, Пименова и Не-знамова». В правой колонке — резолюция директора театра: «Замечания сделаны арт. Незнамову, Пименовой, Константиновой (?) 29. Балет репетировал все свои номера. Дано указание Акимову о корективе музыки» з°.

По записям можно, в том числе, составить представление о режиссерских новациях в Магаданской оперетте. Некоторые из них берут свое начало в тенденциях конструктивизма 1920-х годов, породивших определенные виды синтеза в различных видах искусств, например, включение кинопроекции в театре [Никитина 1991, 12].

В начале 1952 года на магаданской сцене была осуществлена новая постановка оперетты Б. Александрова «Свадьба в Малиновке». В соответствии со сведениями из книги регистрации спектаклей за 1951-1952 годы,

27 ГАМО. Ф. Р-54. Оп. 1. Д. 62. Л. 25 об. - 26.

28 Там же. Л. 66 об. - 67.

29 Фамилия написана неразборчиво.

з° В приведенном фрагменте сохранены грамматика и орфография оригинала.

k-efyi fflLKt, fic fsbpjuvC,

((¿t«.iKM b i(силачи. cWVLfo fafi. Jla^S

W>" ?' ' ' л"

'iUi"a к

. ж ж С л! J) . 'Ьл

ift ^ош?.

(Se ЙЦл гу tt*-« о И&ч£> гбК '

Г. «2.

nwp ap. UMdibM rtipu. ¡Мл*' — .

ЯгцеШ VJiLfCLnj4,l кмкл

4 [a J

■jc.s ¡а $ ^./^/fv ¿до ¿W^ 7

и Mh^r- .

Ил. 3. Страница из книги учета спектаклей за 1953 год. ГАМО. Ф. Р-54. Оп. 1. Д. 81. Л. 9 Fig. 3. A page from the register of performances for 1953. GAMO (State Archives of Magadan Region). Coll. R-54. Inv. 1. No. 81. Sht 9

во второй картине оперетты использовались световые эффекты, которые не всегда получались 31. Пробег красной конницы режиссер решил изобразить при помощи кинопроекции. В течение 1952 и 1953 годов «Свадьба в Малиновке» в Магаданском театре прошла 13 раз. В половине случаев безупречный «кинопробег» конницы так и не получился, потому что постоянно возникали накладки либо по вине несовершенной техники, либо по вине неопытного киномеханика. В результате необходимые кинокадры были утрачены, о чем 23 января 1953 года сделал запись помощник режиссера: «Спектакль прошел нормально <...>. Танцевальные номера шли разболтанно. Во 2-й картине не шли кинокадры конницы, т. к. утеряны кадры» з2.

В книге учета спектаклей за 1953 год описан подробный маршрут летних гастролей по Колымской трассе бригады музыкальной комедии, что

31 ГАМО. Ф. Р-54. Оп. 1. Д. 62. Л. 26 об. - 27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32 ГАМО. Ф. Р-54. Оп. 1. Д. 81. Л. 9. См. левую колонку в ил. 3.

позволяет составить представление о широте охвата культурным обслуживанием населенных пунктов и промышленных объектов Севера Дальнего Востока СССР. В списке приведено 49 наименований поселков, приисков, рудников, клубов и предприятий. Всего за летний гастрольный период 1953 года музыкальной бригадой театра дано 26 спектаклей и 45 концертов 33.

3 декабря 1953 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР была образована Магаданская область. Для Магаданского музыкально-драматического театра это имело огромное значение: конец сезона 1953/1954 годов он заканчивал в новом статусе областного театра, что, в свою очередь, изменяло его подчинение — он перешел в ведение Министерства культуры РСФСР. УСВИТЛ, таким образом, утратил свое безраздельное влияние. Став культурным учреждением областного значения, Магаданский музыкально-драматический театр получил соответствующий бюджет, штатное расписание и творческий состав.

Существуя в замкнутом пространстве, почти не имея внешних контактов с коллективами других регионов страны, музыкальный театр Севера Дальнего Востока России развивался в качественном и количественном отношении за счет появления новых артистических сил, попадавших сюда не всегда по собственной воле. Деятельность молодой музыкальной труппы способствовала распространению в далеком регионе достижений классического и современного музыкального театра, становлению профессионального музыкального исполнительства и стимулировала дальнейшее развитие дополнительного и профессионального музыкального образования. Получив стационарный коллектив оперетты, Магаданский музыкально-драматический театр сразу стал центром музыкальной культуры и важнейшим социокультурным объектом северной части Дальнего Востока России.

Литература

Александров 1952 — Александров Л. «Нитуш». Премьера в Магаданском театре оперетты // Советская Колыма. 1952. 16 апр. № 91. С. 3. Горшечников 1952 — Горшечников А. «Сын клоуна». Премьера в Магаданском музыкально-драматическом театре // Советская Колыма. 1952. 22 июня (№ 147). С. 3. Козлов 1992 — Козлов А. Г. Огни лагерной рампы. Из истории Магаданского театра

30-50-х годов. М. : Раритет, 1992. 143 с. Козлов 1992а — Козлов А. Г. Театр на северной земле: Очерки по истории Магаданского музыкально-драматического театра им. М. Горького (1933-1953 гг.) / Отв. ред.

33 Там же. Л. 48 - 50 об.

Т. Ф. Трегубова; лит. обработка В. М. Резиновского; Магадан. обл. универс. науч. б-ка им. А. С. Пушкина и др. Магадан : [б. и.], 1992. 101 с.

Никитина 1991 — Никитина Л. Советская музыка. История и современность. М. : Музыка, 1991. 278 с.

Премьера 1952 — Премьера в Магаданском театре // Советская Колыма. 1952. 15 июня. № 141. С. 2.

Смирнова 1950 — Смирнова Л. Путь на сцену // Советская Колыма. 1950. 18 нояб. № 272. С. 3.

Творческие отчеты 1953 — Творческие отчеты молодых актеров // Советская Колыма. 1953. 23 мая. № 120. С. 2.

Театр оперетты 1950 — Театр оперетты в Магадане // Советская Колыма. 1950. 21 марта. № 68. С. 4.

Улучшать репертуар 1952 — Улучшать репертуар, повышать качество спектаклей (К итогам театрального сезона) // Советская Колыма. 1952. 23 авг. № 200. С. 3.

References

Aleksandrov L. (1952) "Nitush". Prem'era v Magadanskom teatre operetty ["Nitush". The Premiere at the Magadan Operetta Theatre]. In: Sovetskaya Kolyma [Soviet Kolyma]. 1952. 16 apr. No. 91. P. 3. In Russian.

Gorshechnikov A. (1952) "Syn klouna". Prem'era v Magadanskom muzykal'no-dramati-cheskom teatre ["Son of the Clown". The Premiere in the Magadan Musical and Drama Theatre]. In: Sovetskaya Kolyma [Soviet Kolyma]. 1952. 22 iyunya. No. 147. P. 3. In Russian.

Kozlov A. G. (1992) Ogni lagernoi rampy. Iz istorii Magadanskogo teatra 30-50-kh godov [Camp Stage Lights. From the History of the Magadan Theatre in 30s-50s]. Moscow : Ra-ritet. 143 p. In Russian.

Kozlov A. G. (1992) Teatr na severnoi zemle: Ocherki po istorii Magadanskogo muzy-kal'no-dramaticheskogo teatra im. M. Gor'kogo (1933-1953 gg.) [Theatre on the Northern Land: Sketches on History of the Magadan Musical and Drama Theatre Named After M. Gorky (1933-1953)]. Otv. red. T. F. Tregubova; lit. obrabotka V. M. Rezinov-skogo; Magadan. obl. univers. nauch. b-ka im. A. S. Pushkina i dr. Magadan : [s. n.]. 101 p. In Russian.

Nikitina L. (1991) Sovetskaya muzyka. Istoriya i sovremennost' [Soviet Music. History and Present]. Moscow : Muzyka. 278 p. In Russian.

Prem'era v Magadanskom teatre (1952) [Premiere in the Magadan Theatre]. In: Sovetskaya Kolyma [Soviet Kolyma]. 1952. 15 iyunya. No. 141. P. 2. In Russian.

Smirnova L. (1950) Put' na stsenu [Way to the Stage]. In: Sovetskaya Kolyma [Soviet Kolyma]. 1950. 18 noyab. No. 272. P. 3. In Russian.

Tvorcheskie otchety molodykh akterov (1953) [Creative Reports of Young Actors]. In: Sovetskaya Kolyma [Soviet Kolyma]. 1953. 23 maya. No. 120. P. 2. In Russian.

Teatr operetty v Magadane (1950) [Operetta Theatre in Magadan]. In: Sovetskaya Kolyma [Soviet Kolyma]. 1950. 21 marta. No. 68. P. 4. In Russian.

Uluchshat' repertuar, povyshat' kachestvo spektaklei (K itogam teatral'nogo sezona) (1952) [To Improve the Repertoire, to Increase Quality of Performances. To Results of the Theatre Season]. In: Sovetskaya Kolyma [Soviet Kolyma]. 1952. 23 avg. No. 200. P. 3. In Russian.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.