Научная статья на тему 'ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЕВРЕЕВ БЕЛАРУСИ'

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЕВРЕЕВ БЕЛАРУСИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
182
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛАРУСЬ / ДРАМАТУРГ / ЕВРЕИ / КОЛЛЕКТИВ / КРУЖОК / ПЬЕСА / РЕЖИССЕР / СПЕКТАКЛЬ / СТУДИЯ / СЦЕНА / ТЕАТР / ТРУППА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Батяев Василий Федорович

Введение. Важное место в жизнедеятельности евреев Беларуси занимает духовная культура. Ее значимым компонентом является искусство, в том числе театральное. В Беларуси с XVI в. действуют множество различных еврейских театральных объединений, однако их изучению до настоящего времени не уделялось достаточного внимания. В этнологической литературе по этой проблеме специальных работ нет. В то же время анализ процесса их создания, репертуара и деятельности, определения форм и структуры представляет большой научный интерес и имеет важное практическое значение. Методы исследования. В исследовании еврейских театральных объединений Беларуси применен структурный метод, который позволил выявить их формы (кружки, антрепризы, студии, театры) и структуру. Для рассмотрения процесса создания театральных объединений, деятельности в различные исторические периоды востребован сравнительно-исторический метод. Использован также функциональный метод, с помощью которого выяснены функции театральных объединений. Результаты исследования. На основе проанализированной научной литературы рассмотрен процесс создания еврейских театральных объединений Беларуси, выявлены их формы, структура, выяснены драматургия и деятельность в различные исторические периоды. Охарактеризованы также театральные объединения, которые использовали в постановках произведения современной и классической драматургии, впитавшие в себя лучшие черты еврейской культуры на белорусской земле, широко обращались к еврейской литературе, дали жизнь первым пьесам многих авторов. Обсуждение и заключение. В результате проведенного исследования раскрыто, что театральное искусство евреев Беларуси начало развиваться с XVI в., а репертуар еврейских театральных объединений: кружков, антреприз, студий и театров - состоял в основном из еврейской классической и советской драматургии, западноевропейских комедий. Ставили также высокую трагедию, водевиль и оперетту. Для постановок этих объединений характерно стремление к ярким стилизованным народным зрелищам с острой сатиричностью, гротесковостью, буффонадой, карнавальностью. Еврейское театральное искусство внесло заметный вклад в культуру евреев. Оно способствовало идейно-эстетическому и интернациональному воспитанию народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEATRICAL ARTS OF JEWS IN BELARUS

Introduction. Spiritual culture occupies an important place in the life of the Jews in Belarus. Its important component is art, including theatrical. In Belarus since the 16th century there are many different Jewish theatrical associations, but they have not been sufficiently studied to date. There are no special works on this problem in the ethnological literature. At the same time, the analysis of the process of their creation, repertoire and activity, determination of forms and structure is of great scientific interest and is of great practical importance. Research methods. The structural method was applied for studying Jewish theater associations in Belarus. This method allowed to identify their forms (clubs, enterprises, studios, theaters) and structure. To consider the process of creating theater associations, activities in different historical periods, the comparative-historical method was applied. The functional method was also used, with the help of which the functions of theatrical associations were clarified. Results. On the basis of the analyzed scientific literature, the article examines the process of creating Jewish theatrical associations in Belarus, identifies their forms, structure, clarifies the drama and activities in various historical periods. Theatrical associations are also characterized, which used in their performances works of modern and classical drama, which absorbed the best features of Jewish culture on the Belarusian land, widely turned to Jewish literature, staged the first plays of many authors. Discussion and conclusion. As a result of the study, it was revealed that the theatrical art of the Jews of Belarus began to develop in the 16th century, and the repertoire of Jewish theatrical associations (clubs, enterprises, studios and theaters) consisted mainly of Jewish classical and Soviet drama, Western European comedies. They also staged a high tragedy, vaudeville and operettas. The performances of these associations are characterized by a striving for bright stylized folk shows with sharp satirism, grotesque, buffoonery, carnivalism. Jewish theatrical art has made a notable contribution to Jewish culture. It contributed to the ideological, aesthetic and international education of the people.

Текст научной работы на тему «ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЕВРЕЕВ БЕЛАРУСИ»

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.053.021.202101.031-047

УДК 792(=411.16)(476)

В. Ф. Батяев

Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии

наук Беларуси (Минск, Беларусь), e-mail: batyaev.41@mail.ru

Театральное искусство евреев Беларуси

Введение. Важное место в жизнедеятельности евреев Беларуси занимает духовная культура. Ее значимым компонентом является искусство, в том числе театральное. В Беларуси с XVI в. действуют множество различных еврейских театральных объединений, однако их изучению до настоящего времени не уделялось достаточного внимания. В этнологической литературе по этой проблеме специальных работ нет. В то же время анализ процесса их создания, репертуара и деятельности, определения форм и структуры представляет большой научный интерес и имеет важное практическое значение. Методы исследования. В исследовании еврейских театральных объединений Беларуси применен структурный метод, который позволил выявить их формы (кружки, антрепризы, студии, театры) и структуру. Для рассмотрения процесса создания театральных объединений, деятельности в различные исторические периоды востребован сравнительно-исторический метод. Использован также функциональный метод, с помощью которого выяснены функции театральных объединений. Результаты исследования. На основе проанализированной научной литературы рассмотрен процесс создания еврейских театральных объединений Беларуси, выявлены их формы, структура, выяснены драматургия и деятельность в различные исторические периоды. Охарактеризованы также театральные объединения, которые использовали в постановках произведения современной и классической драматургии, впитавшие в себя лучшие черты еврейской культуры на белорусской земле, широко обращались к еврейской литературе, дали жизнь первым пьесам многих авторов. Обсуждение и заключение. В результате проведенного исследования раскрыто, что театральное искусство евреев Беларуси начало развиваться с XVI в., а репертуар еврейских театральных объединений: кружков, антреприз, студий и театров - состоял в основном из еврейской классической и советской драматургии, западноевропейских комедий. Ставили также высокую трагедию, водевиль и оперетту. Для постановок этих объединений характерно стремление к ярким стилизованным народным зрелищам с острой сатиричностью, гротесковостью, буффонадой, карна-вальностью. Еврейское театральное искусство внесло заметный вклад в культуру евреев. Оно способствовало идейно-эстетическому и интернациональному воспитанию народа. Ключевые слова: Беларусь, драматург, евреи, коллектив, кружок, пьеса, режиссер, спектакль, студия, сцена, театр, труппа.

Для цитирования: Батяев В. Ф. Театральное искусство евреев Беларуси // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2021. - Т. 21. - № 1. - С. 31-47. DOI: 10.15507/20789823.53.021.202101.031-047.

Благодарность: Автор выражает благодарность эксперту академику НАН Беларуси А. И. Локотко и рецензенту доктору исторических наук, доценту И. И. Калачевой за внимательное прочтение работы и ценные замечания.

© Батяев В. Ф., 2021

Vasil F. Batsiayev

Center for Belarusion Culture, Language and Literature researches of the National Academy of Sciences of Belarus (Minsk, Belarus),

e-mail: batyaev.41@mail.ru

Theatrical arts of Jews in Belarus

Introduction. Spiritual culture occupies an important place in the life of the Jews in Belarus. Its important component is art, including theatrical. In Belarus since the 16th century there are many different Jewish theatrical associations, but they have not been sufficiently studied to date. There are no special works on this problem in the ethnological literature. At the same time, the analysis of the process of their creation, repertoire and activity, determination of forms and structure is of great scientific interest and is of great practical importance. Research Methods. The structural method was applied for studying Jewish theater associations in Belarus. This method allowed to identify their forms (clubs, enterprises, studios, theaters) and structure. To consider the process of creating theater associations, activities in different historical periods, the comparative-historical method was applied. The functional method was also used, with the help of which the functions of theatrical associations were clarified. Results. On the basis of the analyzed scientific literature, the article examines the process of creating Jewish theatrical associations in Belarus, identifies their forms, structure, clarifies the drama and activities in various historical periods. Theatrical associations are also characterized, which used in their performances works of modern and classical drama, which absorbed the best features of Jewish culture on the Belarusian land, widely turned to Jewish literature, staged the first plays of many authors. Discussion and Conclusion. As a result of the study, it was revealed that the theatrical art of the Jews of Belarus began to develop in the 16th century, and the repertoire of Jewish theatrical associations (clubs, enterprises, studios and theaters) consisted mainly of Jewish classical and Soviet drama, Western European comedies. They also staged a high tragedy, vaudeville and operettas. The performances of these associations are characterized by a striving for bright stylized folk shows with sharp satirism, grotesque, buffoonery, carnivalism. Jewish theatrical art has made a notable contribution to Jewish culture. It contributed to the ideological, aesthetic and international education of the people. Keywords: Belarus, playwright, Jews, team, club, play, director, performance, studio, stage, theater troupe.

For citation: Batsiayev V. F. Theatrical arts of Jews in Belarus. Gumanitarian: aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2021; 21(1): 31-47 (In Russ.). DOI: 10.15507/2078-9823.053.021.202101.031-047.

Acknowledgements: The author is grateful to the expert, Academician of the National Academy of Sciences of Belarus A. I. Lokotko and the reviewer Doctor of Historical Sciences, Associate Professor I. I. Kalacheva for careful reading of the manuscript and helpful remarks.

Введение

На современном этапе развития общества роль духовной культуры и ее важного компонента - искусства, в том числе театрального, в жизнедеятельности этноса возрастает. Театральное искусство как форма общественного сознания глубоко и правдиво раскрывает сложность внутреннего мира человека, его общественные устрем-

ления, художественно отражает жизнь этноса посредством драматических действий, утверждает определенные идеи, мировоззрения, идеологии. Оно имеет важное значение в деле эстетического, нравственного и политического воспитания людей. Театральные объединения евреев в Беларуси действуют с XVI в., однако их изучению уделялось недостаточное внимание.

Обзор литературы

Имеются лишь некоторые сведения в многотомной истории советского драматического театра1, а также разделы театроведов М. Колодинского, К. Кузнецовой и Р. Смольского в коллективной монографии [5-7], в которых в 60-е и 80-е гг. ХХ в. рассмотрена история создания и деятельность Государственного еврейского театра БССР (БелГОСЕТ). В монографии философа

A. Я. Скира, изданной в 90-е гг. ХХ в., есть краткие сведения о деятельности отдельных любительских театральных коллективов евреев Минска и БелГОСЕТ [11]. В 2000 г. театровед А. Г. Герштейн опубликовал монографию [2], в которой содержатся сведения об истории создания и деятельности различных еврейских театральных объединений и БелГОСЕТе. В сборнике, составленном историком Э. Г. Иоффе и писателем Г. Л. Релес2 и опубликованном в том же году, имеются краткие сведения о появлении в XVI в. первых народных театральных представлений в Беларуси. В начале ХХ1 в. в работах исследователей истории и культуры евреев Т. А. Вашкевич, Э. Г. Иоффе, А. Кагановича, В. М. Лившица, А. М. Подлипского, А. Я. Розенберга,

B. М. Цыпина и А. Л. Шульмана [1; 3; 4; 8-10; 12-14] содержались краткие сведения о создании и деятельности отдельных театральных объединений в различных населенных пунктах Беларуси в конце Х1Х - 30-е гг. ХХ в., а в сборнике, составленном А. Литиным и

И. Шендаровичем3, есть данные о создании и деятельности Могилевского еврейского самодеятельного драматического театра «Шалом». В этнологической литературе по этой проблеме работ нет. В то же время анализ процесса создания, репертуара и деятельности, определения форм и структуры еврейских театральных объединений в Беларуси представляет значительный научный интерес и имеет важное практическое значение.

Методы исследования

В исследовании еврейских театральных объединений Беларуси применен структурный метод, который позволил выявить их формы (кружки, антрепризы, студии, театры) и структуру. Для рассмотрения процесса создания театральных объединений, деятельности в различные исторические периоды востребован сравнительно-исторический метод. Использован также функциональный метод, с помощью которого выяснены функции театральных объединений.

Результаты

Народная драма как жанр в творчестве евреев Беларуси появилась в XVI в. На ее возникновение оказало влияние окружающее нееврейское население. Она действовала только в общинах, живших среди народов с давними традициями сценического искусства. В условиях господства религиозных предписаний в еврейской жизни народные театральные представления проходили только во времена празднования Пурима,

1 История советского драматического театра : в 6 т. / АН СССР. Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР ; [Ред. коллегия А. Анастасьев и др.]. - М. : Наука, 1966-1971. - Т. 2 : 1921-1925 / отв. ред. К. Л. Рудницкий. - 1966. - 474 с. ; Т. 3 : 1926-1932 / отв. ред. М. Н. Строева. - 1967. -613 с. ; Т. 4 : 1933-1941 / авт. А. Анастасьев, А. Гозенпуд, В. Зингерман [и др.]. - 1968. - 696 с. ; Т. 5 : 1941-1953 / авт. И. Вишневская, А. Гозенпуд, Е. Перегудова [и др.]. - 1969. - 736 с.

2 Лехаим! Из еврейского фольклора / сост. Э. Г. Иоффе, Г. Л. Релес. - Минск : Ураджай, 2000. -383 с.

3 История Могилевского еврейства. Документы и люди. - 2002 - 2011. - Кн. 2 : в 3 ч. Ч. 3 : Возрождение общинной жизни и традиций благотворительности / [сост. : А. Литин, И. Шендерович]. -Минск : ЮНИПАК, 2011. - 515 с.

когда отменяли галахический запрет на ряженье в платье противоположного пола и на маски. Празднование предусматривало и карнавализацию проведения: поощрение обычно недопустимого пьянства, шуточные переделки священных текстов, которые нередко читал «пуримский раввин», и т. п. В этой обстановке стали возможными и пародии на проповеди бадханов (ведущих традиционной еврейской свадьбы), и смесь набожности с богохульством в пуримских представлениях - пуримшпиль4.

В последующее время, с ослаблением влияния раввината на общественную жизнь, стали создавать любительские драматические кружки. В конце XIX - начале XX в. в Калинковичах участники такого кружка периодически ставили несложные одноактные пьесы на иврите и идише. В начале XX в. еврейские любительские драматические кружки существовали почти в каждом местечке Гродненщины. По традиции, идущей от пуримшпилей, драматические представления часто сопровождались музыкой; также был популярен жанр оперетты. В Лиде пуримшпилеры (артисты) на театрализованные представления надевали высокие картонные красочные шляпы и мечи. В тот же период еврейские театральные деятели, не имея своих театров, держали антрепризу и ставили еврейские спектакли в городских театрах Минска, Витебска, Могилева и других городов Беларуси. В Минском зале «Париж» периодически выступала еврейская труппа «Интимный театр» под руководством Л. Лихтермана. Успешно работали в Гомеле еврейские труппы под управлением М. Л. Гефнера, И. Ф. Коневского и А. Фишзона. В годы Первой мировой войны любительская театральная труппа Речицы поставила пьесу «Яков - кузнец»;

на вырученные деньги (около 300 руб.) пошили 500 пар белья и столько же кисетов с подарками для солдат [1, с. 244; 3, с. 120, 164; 4, с. 201; 10, с. 133; 11, с. 30].

В конце XIX - начале XX в. действовали также передвижные еврейские труппы. Среди них были труппы, возглавляемые мастерами, которые подбирали исполнителей и репертуар. Были и труппы, где работали актеры средних творческих возможностей, а также малохудожественные коллективы, которые объезжали небольшие местечки, малые деревни, нередко приглашая для исполнения эпизодических ролей местных жителей - любителей театра. В городах Беларуси работала со своим театром реформатор еврейской сцены Э.-Р. Каминская. Начало ее творчества датируется 1892 г. Она исполняла роли простых еврейских женщин, стремилась к созданию профессиональной труппы и серьезного высокохудожественного репертуара. Обращалась к классическому наследию и лучшим современным пьесам, основала и возглавила «Литературную труппу». Театры, в том числе коллектив Э.-Р. Каминской, играли всё - драму и оперетту (последнее в связи с тем, что сочетание драматического и музыкального искусства - одна из значительных особенностей еврейского театра). Здесь ставили трагедии и комедии, шел еврейский и переводной репертуар. Чаще всего это были литературные поделки, нередко сочиненные членами труппы. Они несли в глухие местечки подлинное искусство театра, высокое слово писателей-классиков -Шолом-Алейхема, И. Переца, М. Горького, У Шекспира, Ф. Шиллера [2, с. 7, 8].

С первых лет советской власти в Беларуси существовали любительские и полупрофессиональные еврейские драматические студии и кружки. Многие театральные

4 Лехаим! Из еврейского фольклора. - С. 11.

труппы были передвижными, часто менявшими состав, группировавшийся, как правило, вокруг одного-двух наиболее талантливых актеров5. В ноябре 1918 г. при Обществе им. И. Переца в Витебске создан драматический коллектив, возглавляемый режиссером И. П. Миндлином. Сначала он назывался «драматическим кружком», а затем «Еврейской студией при Обществе им. И. Переца». Для дебюта были избраны две пьесы Я. Гордина. Спектакль «Сатана» был поставлен 16 декабря 1918 г., «Сиротка Хася» - 13 января 1919 г. Двадцать первого февраля в Пролетарском клубе поставлен спектакль «Отец и сын» по работе С. Ан-ского. В конце марта 1919 г. состоялись четыре премьеры, в том числе спектакли «Сила правды» Я. Гордина, «Иоэль» П. Гиршбейна, «Мазлтов» Шолом-Алейхе-ма; режиссером был И. П. Миндлин. Затем поставлены спектакли «Путь к свободе» Я. Шейндлина, «Их четверо» Г. Запольско-го, «За океаном» Я. Гордина и др. Театральными подмостками были Городской театр, Пролетарский клуб, Дом просвещения. Еврейские драматические кружки были созданы и при Втором Витебском губернском показательном театре, Союзе коммунистической молодежи (СКМ), Витебском губернском комитете по еврейским национальным делам и др. Самодеятельные артисты еврейского драматического кружка при СКМ в 1919 г. поставили спектакль «Вечный странник» О. Дымова. Режиссером-постановщиком был С. Фейгельсон. Автором другой постановки - «Путь к свободе» -является рабочий Я. М. Шейнин. Создателями и руководителями кружка были Р. Д. Израилов и И. Х. Зингерович, которые в мае 1920 г. организовали собственную драматическую студию при губкоме по еврейским делам. Еврейские драматические

кружки в тот период действовали и в других городах и местечках Беларуси. В 1919 г. драматический кружок существовал в Мстиславле. С 1920 г. театральные постановки ставил еврейский литературно-драматический кружок им. Шолом-Алейхема при уездном профбюро в Горках [8, с. 98; 9, с. 93, 95; 12, с. 148].

В 20-30-е гг. ХХ в. количество еврейских драматических студий и кружков в Беларуси значительно возросло. В те годы в Новогрудке действовал любительский театр. В первой половине 20-х гг. ХХ в. в клубах, летних садах, школах Минска, Витебска в других населенных пунктов работали драмкружки, гастролировали театральные труппы. Их репертуар в основном состоял из еврейской драматургии, западноевропейских комедий и оперетт. Из драматургов наиболее популярными были Шолом-Алей-хем, А. Гольдфаден, Ш. Аш, С. Ан-ский. Драмкружки ставили пьесы и инсценировки. В Минске большим успехом пользовался спектакль «Эс фидлт нит» («Не играет скрипка», т. е. не везет) по пьесе Шолом-Алейхема, поставленный в клубе кустарей; «Стемпеню» того же автора - в «Саду пищевиков» в Минске. В 1921 г. в Витебске и Минске делали попытки создать еврейские профессиональные театры. В Витебске в начале мая объединили все еврейские драматические студии и группы в еврейский театр, который получил статус государственного и финансировался из государственного бюджета. После перевода всех художественных учреждений на самоокупаемость театр прекратил существование. В то же время не удалось создать еврейский профессиональный театр и в Минске. В 1922 г. за создание театра взялся актер и режиссер М. Рафальский. Он основал кружки художественного слова, драматические

История советского драматического театра : в 6 т. - Т. 2 : 1921-1925. - С. 431.

коллективы, наиболее значительные - при комсомольском клубе. Здесь ставили постановки по произведениям И. Переца, пьесы Э. Ростана («Два Пьеро»), Г. де Мопассана («В порту»), Г. Гауптмана («Затонувший колокол»). М. Рафальский имел свою концепцию актерской игры: в актере осуществляется единство духовного и физического (телесного, материального); без этого единства немыслима не только театральная культура, но и культура в целом. Все в актере: его тело, движения, мимика, интонация, взгляд, голос, пауза - одухотворено, является носителем, выразителем душевных связей актера со зрителем. В феврале 1922 г. М. Рафальский собрал небольшую труппу из 16-17-летних еврейских ребят, отмеченных драматическим талантом. Эту группу вместе с М. Рафальским Белорусский институт культуры командировал на учебу в Москву на четыре года, где ее включили в состав студии Белорусского драматического театра в качестве еврейской секции. В Москве студийцы не только овладели профессией, но и выучились осмысливать явления искусства в контексте времени, приобщились к сокровищам мировой культуры. К концу учебы в студии насчитывалось 35 чел. Они составляли основной костяк будущего театра. Первой студийной работой стала «Песнь песней» Шолом-Алейхема, затем - «Луна рассказывает» И. Переца и «Xедар» Шолом-Алейхема и И. Переца6. Из этих работ более совершенной была постановка «Xедар». Все три спектакля ставил М. Рафальский. Много внимания уделяли пластическому рисунку мизансцены внешней выразительности. В мае 1922 г. в Витебске еврейская труппа, ликвидированная в 1921 г. из-за отсутствия средств финансирования, возобновила

спектакли. Она была пополнена новыми силами, улучшила репертуар, в который вошли «Отец» А. Стриндберга, «Привидения» Г. Ибсена, «Кандида» Б. Шосо, инсценировка «Рассказы о семи повешенных» Л. Андреева и др. Эта труппа при Втором гостеатре существовала несколько лет. В 1924 г. еврейские драмкружки были созданы при клубе им. Xайкина и при клубе кустарей. Последний возглавил режиссер Беккер, насчитывалось почти 20 участников. Он поставил пьесу С. Ан-ского «Отец и сын», затем - «Дер провокатор». В Лиде в тот период работали пять драмкружков. В середине 20-х гг. XX в. в Ушачах действовал еврейский драматический кружок [2, с. 9; 5, с. 249, 250; 9, с. 93, 97, 98; 10, с. 179, 259; 11, с. 118, 119; 13, с. 125].

Во второй половине 20-х гг. XX в. еврейская студия во главе с М. Рафальским в Москве показала спектакли «Скапен» («Проделки Скапена») по пьесе Мольера, «Ин полиш офн кейт» («На покаянной цепи») И. Переца, «Шейлок» У Шекспира, «Шулямис» А. Гольдфадена и др.7 В 1926 г. студийцы после выпускных экзаменов прибыли из Москвы в Минск, 15 октября впервые выступили на сцене Первого Белорусского государственного драматического театра. Двадцать первого октября состоялось торжественное открытие Белорусского государственного еврейского театра (БелГОСЕТ). В 1933 г. театр получил здание закрытой хоральной синагоги. Репертуар театра был подготовлен еще в студии: «На покаянной цепи» И. Пере-ца, «Шейлок» («Венецианский купец») У. Шекспира, «Праздник в Касриловке» по Шолом-Алейхему, «Происки Скапена» Мольера. Xудожественным руководителем был М. Рафальский. Материал студии также

6 История советского драматического театра : в 6 т. - Т. 2 : 1921-1925. - С. 443.

7 Там же. - Т. 3 : 1926-1932. - С. 564, 565.

стал основой для создания праздничного народного представления, как бы организованного народными умельцами, самодеятельными актерами (пуримшпилерами). В дни праздника Пурим показывали инсценировки на библейские темы (об Эсфири, разоблачившей злые козни временщика Амана и спасшей еврейский народ от уничтожения). Пуримшпилер - один из источников образования еврейского народного театра [2, с. 16, 17-19, 21; 5, с. 250; 11, с. 119].

В своем становлении БелГОСЕТ прошел этапы, общие для советского многонационального театра, но это не исключало его особенности, отличительности. Актеры и режиссеры постоянно жили в атмосфере поисков, экспериментов, новаций, характерных для театров 20-х гг. ХХ в. Элемент эклектичности - зрительный облик постановки, довольно очевидный в стилистике спектаклей. Так, в постановке «На покаянной цепи» И. Переца (режиссер М. Ра-фальский, художник И. Рыбак, композитор А. Крейн)8 воспроизведена во всей ограниченности и косности культура еврейского местечка. В центре спектакля трагическая судьба человека - жертвы религиозного фанатизма и аскетизма. Ешиботник (семинарист) осмелился полюбить девушку, что запрещалось религиозными догмами. За это его покарали - посадили на цепь для покаяния [6, с. 565; 10, с. 251].

Для первых постановок еврейского театра характерно стремление к ярким стилизованным народным зрелищам с острой сатиричностью, гротесковостью, буффонадой, карнавальностью. В этом смысле показательным был спектакль «Праздник в Кас-риловке» (режиссер А. Дикий, художник

И. Рабинович)9. Показана ссора двух богатеев, которые в праздник Пурим вместо подарков получили тарелки. Действие было насыщено народными песнями, танцами, которые органично вплетались в ткани произведения. В последнем действии целиком воспроизводился народный праздник Пурим [5, с. 251].

В активе театра был еще один спектакль - «Плутни Скапена» Мольера10. В постановке были введены интермедии. Пародировали репертуар и исполнительское искусство дореволюционного театра, действовали персонажи старых еврейских оперетт - Семке Лец (П. Вольпина), Хацкеле Колбойник (М. Альтмана), Малкеле-солдат (И. Рубанова), Рейзеле дем ребнс (И. Бер-ковская) [2, с. 20; 5, с. 251].

В первом театральном сезоне репертуар был в основном связан вчерашним днем местечковой еврейской действительности. Необходимо было как можно быстрее ликвидировать тематическую ограниченность, пополнить репертуар новыми произведениями. Изменения, произошедшие в стране, требовали обстоятельного художественного осмысления в судьбе людей. В результате установления дружеских контактов с писателями репертуар театра пополнился современными пьесами. Поворотным моментом стала постановка пьесы А. Вевьюрки «Бот-вин» (режиссер М. Рафальский, художник А. Тышлер)11. Премьера прошла в декабре 1928 г. Актерам впервые требовалось воплотить на сцене реально существующих людей. В основу сюжета положен действительный факт - убийство провокатора Цех-новского польским рабочим-революционером Нафтоли Ботвиным, который заплатил

8 История советского драматического театра : в 6 т. - Т. 3 : 1926-1932. - С. 565.

9 Там же.

10 Там же.

11 Там же. С. 566.

за это собственной жизнью. Основное внимание концентрировалось на раскрытии его духовной величины, морального перевеса и идейной убежденности. Многие эпизоды определялись эмоциональной насыщенностью, метафоричностью. Особое впечатление производила сцена в дефензиве: во время допроса Ботвина в городе проходила демонстрация протеста [2, с. 25; 5, с. 252, 253; 11, с. 120]. В том же году театр показал новую работу - драматургическую поэму А. Кушнирова «Гирш Лекерт» (режиссер М. Рафальский). В пьесе рассказывалось о виленском рабочем Гирше Лекерте, который покушался на губернатора фон Валя, организатора пыток политических узников в виленской тюрьме12.

Новая драматургия расширила репертуарный диапазон театра, способствовала разработке его художественной методики. Театр в своей работе руководствовался принципом: прежде чем принять решение, как играть, нужно решить, что играть. Он добивался правильного использования лучших произведений культурного наследия прошлого. Такой подход к формированию репертуара был основным в деятельности театра. На сцене в те годы шли «Глухой» Д. Бергельсона (режиссер М. Ра-фальский, художник А. Тышлер)13, «Борьба машин» Ц. Долгопольского (режиссеры М. Рафальский и В. Головчинер, художник А. Лобас), «Гоп - ля. Мы живем!» Э. То-лера (режиссер Б. Норд, художник А. Ло-бас) и др.14 В спектакле «Глухой» показан непримиримый спор хозяев и угнетенных рабочих, резко обличалось безнравственное состояние общества. В 1929 г. при театре была создана драматическая студия,

которая показывала свои работы в разных районах республики [2, с. 23, 34, 39; 5, с. 253; 11, с. 120, 121].

В конце 20-х гг. XX в. театр вернулся к пьесе Лопе де Вега «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник»)15. В этой работе коллектив театра пытался найти духовную сущность с новым временем. Этот спектакль поставлен режиссером Л. Литвиновым. Он утверждал идею величия и непобедимости народа. Герой спектакля - народ. Сущность конфликта - борьба крестьян с властью феодалов. Значительную смысловую нагрузку несли массовые сцены. Народ в спектакле не безликий. Для каждого персонажа была определена конкретная задача. На сцене разворачивались картины тяжелой жизни маленькой горной испанской деревеньки. Занятие крестьян - плетение корзин - подсказал художнику в театре А. Тышлеру образ спектакля. Сцена представляла собой большую плетеную корзину, и через ее прутья ярко светило солнце. К стенам корзины на разной высоте были прикреплены деревянные площадки - балкончики, которые служили одновременно местом действия. На задней стене корзины -большая площадка с приступками на сцену. Красочность массовых сцен, песни и танцы крестьян создавали атмосферу эмоциональной насыщенности. Все время господствовало ощущение, что народ, который так тяжело работает, не может больше терпеть угнетение, порабощение, оскорбления. Кульминацией в решении конфликта стала исповедь - призыв Лавренсии. Бледная, с распущенными волосами, в разорванном платье появляется она перед односельчанами. Медленно переводит взгляд с одного

12 История советского драматического театра : в 6 т. - Т. 3 : 1926-1932. - С. 567.

13 Там же.

14 Там же. - Т. 4 : 1933-1941. - С. 640.

15 Там же. - Т. 3 : 1926-1932. - С. 566.

на другого, словно стремится каждому заглянуть в душу. Слова, как тяжелые камни, падали в молчаливую толпу: «Овечки вы, а не мужчины. Видно, названа деревня Фуэн-та Овехуной не зря». Протягивая руки, она начинала медленно спускаться, а гневные слова, проникнутые горечью, падали и падали в толпу. Когда она останавливалась на ступеньках, крестьяне наклонялись к ней, затем снова выправлялись. Как будто волны пробежали по толпе. Голос Лавренсии усиливался. Чувство ненависти и унижения, достоинства и силы переполняли ее. Последние слова девушки: «Взять оружие нужно мне», - перекрывались сильным возгласом крестьян. Вверх поднимался лес рук с пиками, топорами. В спектакле запомнился и Франдоса, простой крестьянский парень. Спектакль «Овечий источник» привлекал оптимизмом, светлой тональностью, гражданским пафосом. Приговор прошлому воспринимался апофеозом действительной народной революции, гимном величия народа. В 1930 г. спектакль был показан в Москве [2, с. 26; 5, с. 253-255].

Во второй половине 20-х гг. ХХ в. действовали также еврейские драматические кружки при клубе им. Хайкина и при клубе кустарей в Витебске, созданные еще в

1924 г. В 1927 г. кружок им. Хайкина поставил пьесу «Дер хавер фун центр» («Товарищ из центра»). Пятилетие существования коллектив отметил постановкой «Цубро-хене цамен» («Поломанная...») из жизни еврейских переселенцев. Драматический кружок при клубе кустарей с 1 октября

1925 по 1 октября 1926 г. дал 40 спектаклей. В 1926 г. драматический кружок был создан при клубе металлистов Витебска. В коллективе было более 20 чел. За короткий срок им поставлено десять спектаклей. В апреле 1927 г. еврейский драмкружок

клуба металлистов поставил пьесу «Провокатор». В это же время существовал еврейский драматический кружок и в клубе им. Парижской коммуны Витебска, а также театральные кружки в местечках Волковыск, Дятлово, Ивье, Ошмяны на Гродненщине. Актеры труппы Der Grodner Operetn Trupa в Ивье поставили оперетту «Американская свадьба» [1, с. 244; 9, c. 97, 98].

В 30-е гг. ХХ в. в Витебске работал ТРАМ (Театр рабочей молодежи). Директором был Д. Блен, художественным руководителем коллектива - М. Борский. В еврейской школе местечка Колышки Ли-озненского района Витебского округа в тот период действовал самодеятельный драматический кружок. Он играл водевили, ставил одноактные пьесы, которые писали учителя на местном материале, а в местечке Яновичи Суражского района того же округа работал любительский театр, который имел зрительный зал, ставил еврейские и русские пьесы16. В Волковыске артисты драмкружка в сентябре 1935 г. поставили оперетту С. Джонсона «Гейша» [1, с. 244; 9, с. 100; 14, с. 55].

В те годы БелГОСЕТ продолжал совершенствовать репертуар, его идейно-эстетическую направленность. В 1930-1932 гг. коллектив обратился к современной советской драматургии. На сцене шли «Выстрел» А. Безымянского (режиссер Б. Норд, художник Л. Гас), «На 62-м участке» Н. Добрушина и И. Аксенфель-да (режиссер А. Айзенберг, художник А. Тышлер), «Поэма о топоре» Н. Погодина (режиссер Л. Литвинов, художник А. Тышлер), «Партизаны» Ф. Аронеса (режиссеры М. Рафальский и Б. Норд, художник И. Рабичев) и др. В спектакле «На 62-м участке» воспроизведена атмосфера жизни маленького местечка в конце 20-х гг.

16 Осталось только память : очерки / сост. А. Л. Шульман. - Минск : Медисонт, 2010. - С. 25.

XX в., показаны социальные конфликты. Они свидетельствуют о расширении тематических границ. Были поставлены «Закат» И. Бабеля (режиссер Б. Норд)17, «Рекрут» В. Аксенфельда (режиссер М. Рафальский, художник А. Тышлер, композитор А. Крейн), «Вольпонэ» Б. Джонсона (режиссер М. Ра-фальский, художник Н. Шифрин), «Люди в белых халатах» С. Кингсли (режиссер В. Головчинер, художник Л. Кроль), «Xозяйка гостиницы» и др. В спектакле «Рекрут» повествуется о глухом местечке в период правления Николая I; местные еврейские богатеи с помощью заправил религиозной общины жестоко эксплуатируют бедноту. Не выдержавшие гнета, люди начинают бунтовать. Во главе мастеровых - портной Нахман. Богатеи, использующие объявленную рекрутскую повинность, решили сдать его в солдаты и тем самым лишить бедноту вожака. Пафос спектакля был направлен на разоблачение фанатизма еврейского клерикализма, развенчание мифа о социальном единстве евреев. Личностные конфликты рассматривались как результат общих классовых конфликтов. Популярной у зрителей была постановка «Вольпонэ». В ней ярко, темпераментно, убедительно раскрывались жадность и нажива, развенчивалась идея всесильности золота. Показан образ Моски - слуги богатого купца Вольпонэ, который верно служит хозяину, подражает ему во всех махинациях. Моска не только изворотливый и умный мошенник, но и человек, который мстит хозяину, призывает слуг покинуть «проклятый» дом Воль-понэ. Спектакль в целом показал и умение оформить классический материал без потерь этнического своеобразия, и способность повысить его на высоту нашего сегодняшнего миропонимания [2, с. 24, 34, 35, 42, 43, 50, 64; 6, с. 463, 464; 11, с. 120].

Руководство театра большое значение придавало пополнению труппы. При театре была создана студия, которую возглавлял М. Рафальский. Преподавателями работали артисты театра. Кроме теоретических занятий (изучение основ системы К. Станиславского, истории театра, литературы и т. д.), много внимания уделяли практике, которую ученики проходили в театре. Сначала их занимали в массовых сценах, потом стали поручать небольшие эпизоды. В 1935 г. состоялся первый выпуск. Студийцы показали дипломный спектакль - «По той стороне» В. Кина, поставленный М. Моиным и А. Треппелем [6, с. 465].

В 30-е гг. XX в. театр гастролировал в Витебске, Гомеле, Могилеве, Бобруйске и других населенных пунктах Беларуси. В 1934 г. - в Москве, в 1933 и 1938 гг. - в Ленинграде, Одессе, Тирасполе, Каменец-Подольске, поволжских городах (Горький, Казань, Сталинград). В 1937 г. коллектив театра впервые обратился к горьковской драматургии - режиссер В. Головчинер поставил «Фальшивую монету» (художник А. Марыкс)18. В том же году состоялись спектакли «Семя Овадис» П. Маркиша (режиссер В. Головчинер, художник А. Ма-рыкс) [2, с. 50; 6, с. 465] и др.

В 1938 г. театр возглавил новый главный режиссер В. Я. Головчинер. С того времени театр стал больше обращаться к этнической тематике, ориентируясь на произведения еврейской классики. Ставили не только социальные пьесы, но и высокую трагедию, комедию, водевиль и даже оперетту. Утвердился принцип синтетического театра. В спектаклях часто сочетались элементы драматического и музыкального театра. В том же году были поставлены «Менахем Мендл» Шолом-

17 История советского драматического театра : в 6 т. - Т. 3 : 1926-1932. - С. 566 ; Там же. - Т. 4 : 1933-1941. - С. 640.

18 Там же. - Т. 4 : 1933-1941. - С. 640.

Алейхема (режиссер М. Сокол, художник М. Аксельрод), «В наши дни» А. Вашен-цова (режиссер М. Моин), «Суламифь» С. Галкина по А. Гольдфадену (режиссер В. Головчинер, художник Ц. Кипнис), «Лейбке-солдат» И. Левина (режиссер А. Треппель, художник Ц. Кипнис), «Те-вье-молочник» Шолом-Алейхема (режиссер М. Сокол, художник М. Аксельрод)19. Основная мысль спектакля «Суламифь» -необходимость борьбы за социальное и национальное освобождение народа и поэтическая легенда о Суламифь. Герой-воин во время похода случайно встретил в далекой пустыне у полуразрушенного колодца девушку, они поклялись в любви и верности друг другу и вместе прошли все жизненные испытания. Особенность спектакля заключалась в том, что он был музыкальным. В нем раскрыта тема патриотизма, подвига во имя свободы и независимости родины. В спектакле «Лейбке-солдат» показана жизнь местечка накануне и в период Октябрьской революции. Освещена тема дружбы народов, переплетения судеб евреев и белорусов на белорусской земле. Серьезным художественным достоинством отличался спектакль «Тевье-молочник» о трагической судьбе маленького человека, доброго и трудолюбивого. По натуре он не борец, но обладает некоторым спокойствием, привычностью к обстоятельствам - это своеобразная сила, которая помогла выстоять. Судьба жестоко обошлась с Те-вье: по царскому велению его выселили из дома. Молочник отправился в большой мир. Пафос спектакля в том, что герой не терял надежды [2, с. 52, 53, 64; 11, с. 465].

В 1939 г. театр поставил спектакли «Гершеле Острополер» М. Гершензо-

на (режиссер М. Моин), «Бар-Кохба» С. Галкина по А. Гольдфадену (режиссер В. Головчинер, художник Ц. Кипнис), «Два недотепа» («Цвей кунилемлех») А. Гольдфадена (режиссер В. Головчи-нер, художник Ц. Кипнис) и др.20 «Гер-шеле Острополер» - веселый водевиль. Его герой высмеивал алчность и себялюбие богачей, помогал беднякам в борьбе за существование. Он был сродни Нестерке в белорусском фольклоре. В спектакле «Бар-Кохба» демонстрировалась тема борьбы против угнетения на материале прошлого. Он воспринимался как своеобразная притча о преодолении рабства физического и духовного, об интернациональном единстве, о свободе, которую можно получить только в борьбе. Далекая история со времени борьбы еврейского народа с римским господством, с одной стороны, и талмудизмом -с другой рассматривалась с позиции освобожденного народа, воспринималась по-современному. В спектакле большое внимание уделялось массовым сценам: у освобожденного города без пищи и воды сражались восставшие, моля о дожде. Исторические параллели были органическими еще и потому, что фашизм уже прочно укрепился в Германии, разрабатывал планы захвата стран Западной Европы. В постановке «Два недотепа» («Цвей кунилемлех») обличен религиозный фанатизм средневековых пережитков, показана борьба молодых героев с консервативными убеждениями. В спектакль были введены новые факты, свидетельствующие, что есть другие люди, жившие свободно другой жизнью, другими идеями, выходящими за рамки узко религиозной среды [2, с. 54, 64; 6, с. 464, 465].

19 История советского драматического театра : в 6 т. - Т. 4 : 1933-1941. - С. 640.

20 Там же.

Накануне войны БелГОСЕТ поставил спектакли «Колдунья» и «Ведьмарка» А. Гольдфадена (режиссер В. Головчинер)21. Спектакль «Колдунья» был построен в духе народной игры, комедийного представления масок, а традиционная оперетка «Ведьмарка» превратилась в веселое представление, наполненное шутками, пародиями, каламбурами, народными песнями и танцами. В этом спектакле прекрасен образ хитрой, ловкой, алчной, злобной Ведьмар-ки [6, с. 465].

В июне 1941 г. театр был на гастролях в Витебске. В день начала войны прошел спектакль «Заколдованный портной» И. Добрушина по Шолом-Алейхему (режиссер Н. Лойтер, художник Н. Альтман) о злополучном портном Шиман-Эле как символе трудового народа, его несгибаемой душевной стойкости и нравственной чистоты22. Коллектив театра был эвакуирован на станцию Шахуня Горьковской области. Здесь он создал несколько концертных бригад, которые выезжали на предприятия, в военные госпитали, где выступали на русском языке. В октябре театр выехал в Новосибирск, где на площадке Театра юных зрителей три раза в неделю ставил постановки. В апреле 1942 г. театральный сезон был открыт спектаклем «Ведьмарка». Зрители увидели почти весь предвоенный репертуар театра: «Бар-Кохба», «Суламифь», «Тевье-молочник», «Заколдованный портной» и др. Коллектив театра решал задачу обновления репертуара, приближения его к современности путем показа ежедневной жизни народа, рассказа о его военных и трудовых делах. Театр искал авторов. Результатом поиска стали спектакли: в 1942 г. - «Око за око» П. Маркиша (режиссер А. Штейн),

а в 1943 г. - «Некомэ» («Месть») актера И. Левина (режиссер В. Головчинер)23, посвященный жизни пограничного поселка Западной Беларуси накануне войны и в период немецкой оккупации. Показаны тяжелые испытания, выпавшие на долю евреев, издевательства, которым подверглись жители гетто, а также стремление к сопротивлению [2, с. 61, 68; 6, с. 465; 7, с. 580, 581].

Основной же репертуар театра оставался прежним. Он ставил спектакли о прошлом еврейского народа. В 1943 г. был поставлен спектакль «200 000» Шолом-Алей-хема (режиссер В. Головчинер, художник А. Константиновский), в 1944 г. - «Музыка» С. Галкина (режиссер А. Штейн, художник С. Герштейн) и «Сиротка Xася» Я. Гордина (режиссер В. Головчинер, художник А. Константиновский) и др.24 Спектакль «200 000» о наивном выигрыше большой суммы денег бедным портным Шимеле Со-рокер. Казалось, закончились нищета, постоянная нужда. Но этого не произошло -богатеи обманом вытягивали у него деньги, и он остался таким же бедным, как и был. За фейерверком аттракционов, танцев, шаржированных фигур, буффонадой исчезла судьба простого человека Шимеле Соро-кера. Его мечты и разочарования были осмеяны. Спектакль раскрывает внутренний мир людей, показывает привязанность народа к труду, семье. Только труд приносит человеку радость, одухотворяет его дружбу, любовь [2, с. 69, 71; 7, с. 582].

В 1943 г. в театре была создана фронтовая бригада. В конце августа она в составе 15 артистов и музыкантов во главе с М. Моиным выехала на фронт. Бригада была прикомандирована к танковой армии генерала Сухомлина, с которой прошла

21 История советского драматического театра : в 6 т. - Т. 5 : 1941-1953. - С. 678.

22 Там же.

23 Там же. - С. 680.

24 Там же.

путь от Малого Ярославца до Смоленска. Большая концертная программа включала сцены из спектаклей, чтение стихов, спевки (исполнялись русские, белорусские, еврейские песни), оркестровые номера. Выступали перед бойцами между боями, давали концерты в освобожденных от немецких захватчиков населенных пунктах. В конце ноября бригада вернулась в Новосибирск, где сразу же включилась в работу. Кроме стационарных спектаклей, концертные бригады почти ежедневно выступали в госпиталях, выезжали в воинские части, на предприятия города, области. Гастрольные маршруты включали и Кемеровскую область, и Алтайский край [7, с. 582].

В 1945 г. в Новосибирске театр поставил спектакль «Капризная невеста» И. Добрушина по А. Гольдфадену (режиссер В. Головчинер, художник А. Константи-новский)25. Это история о девушке Каролине, начитавшейся романов, мечтавшей о пламенной любви и женихе. Музыкальная комедия, в которой исполнялись как еврейские песни, так и шлягеры 40-х гг. ХХ в. Кроме того, А. Штейном поставлен спектакль «Так и будет» К. Симонова. В том же году театр впервые поставил спектакль по произведению выдающегося русского драматурга А. Островского «Без вины виноватые» (режиссер В. Кожич). В годы войны в театре пытались выразить в постановках своеобразие творческого почерка (не только этническое, но и общечеловеческое) [2, с. 77, 84, 85; 7, с. 582].

В 1946 г. В. Головчинер поставил спектакль «Пигмалион» Б. Шоу. В июле того же года театр вернулся в Минск, труппа расселилась в кулисной части своего театра. Здание было разрушено, и спектакли ставили по понедельникам и вторникам в

Театре им. Я. Купалы. Для показа спектаклей и концертов приходилось выезжать в крупные населенные пункты Беларуси. Театральный сезон 1946/47 г. БелГОСЕТ открыл спектаклем «200 000» Шолом-Алейхема. В этом сезоне были поставлены и новые спектакли: «Восстание в гетто» П. Маркиша (режиссер Л. Литвинов), «Русский вопрос» К. Симонова (режиссер Л. Рахленко). В сезоне 1947/48 года театр поставил «Глубокие корни» Дж. Гоу и А. д'Юссо (режиссер С. Марголин), «Леса шумят» А. Братон и Г. Линькова (режиссер Н. Лойтер), «Подводники» Г. Витен-зона и М. Зингера (режиссер А. Штейн). Принимались меры к восстановлению прежнего репертуара: «Блуждающие звезды» Шолом-Алейхема, «Колдунья» А. Гольдфадена, «Суламифь» и «Музыкант» С. Галкина26. В марте 1949 г. театр был закрыт [2, с. 78, 85, 87, 89; 7, с. 582; 11, с. 122].

Евреи Беларуси стали вновь создавать театральные объединения в 90-х гг. ХХ в. В мае 1998 г. в Могилеве был основан еврейский народный самодеятельный драматический театр «Шалом». Организатором и главным режиссером является М. Р. Джалиашвили. В репертуаре есть и концертные номера, и драматические постановки по произведениям как классиков еврейской литературы: Шолом-Алейхе-ма, И. Шприца, Г. Релеса, - так и современных еврейских авторов, в том числе бобруйского драматурга Н. Виленчик. Труппа театра большое внимание уделяет достоверности показа традиций и культуры старых еврейских местечек, глубоко раскрывая этнические истоки евреев. Песни в спектаклях звучат на родном языке. В составе коллектива увлеченные театральным искусством люди различно-

25 История советского драматического театра : в 6 т. - Т. 5 : 1941-1953. - С. 680.

26 Там же. - С. 681.

го возраста и профессий. Возраст участников труппы от 19 до 84 лет27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Театр «Шалом» ведет активную гастрольную деятельность. Артисты совершили десятки поездок, выступали во всех районных центрах Могилевской области, в том числе в Горках28. Театр выступал также в Минске, Борисове, Гомеле, Витебске и других городах Беларуси. Коллектив театра официально признан на государственном уровне. В 2005 г. театр получил звание «народный» [8, с. 199].

Обсуждение

На основании вышеизложенного можно отметить, что еврейские театральные объединения Беларуси на протяжении XVI - начала XXI в. постоянно расширяли репертуар. Так, в XVI - первой половине XIX в. театрализованные представления в основном были связаны только с праздником Пурим. С ослаблением влияния раввината на общественную жизнь в конце XIX - начале XX в. репертуар расширился. На театральных сценах шел еврейский и переводной репертуар, ставили трагедии и комедии, популярен был жанр оперетты. В первой половине 20-х гг. XX в. репертуар театральных объединений в основном состоял из еврейской драматургии, западноевропейских комедий и оперетт, а в конце 20-х годов XX в. пополнился современными пьесами. Новая драматургия расширила репертуарный диапазон театральных объединений. В 30-е гг. XX в. продолжали совершенствовать репертуар, его идейно-эстетическую направленность. Коллективы театров обратились к современной советской драматургии. В предвоенные годы БелГОСЕТ больше обращался к эт-

нической тематике, ориентируясь на произведения еврейской классики. Ставили не только социальные пьесы, но и высокую трагедию, комедию, водевиль и даже оперетту. В годы войны основной репертуар в театре оставался прежним - ставили спектакли о прошлом еврейского народа. В послевоенный период БелГОСЕТ освоил новые спектакли и принимал меры по восстановлению прежнего довоенного репертуара. В начале XXI в. в репертуаре еврейского народного самодеятельного драматического театра «Шалом» имелись и концертные номера, и драматические постановки по произведениям классиков еврейской литературы и современных еврейских авторов.

Заключение

Исследования процесса создания еврейских театральных объединений в Беларуси, их форм, структуры и деятельности показывают, что театральное искусство евреев на этой территории возникло в XVI в. под влиянием окружающего нееврейского населения. Театральные представления первоначально проходили только в период празднования Пурима, когда упрощались некоторые религиозные запреты и допускалась карнавализация. В конце XIX - начале XX в. с ослаблением религиозных запретов почти в каждом населенном пункте действовали еврейские любительские театральные объединения в форме кружков, антреприз и театров. Были передвижные еврейские театральные труппы. Они ставили несложные, одноактные пьесы. По традиции, идущей от пуримшпилей, драматические представления часто сопровождались музыкой. Были популярны оперетты.

27 История Могилевского еврейства. Документы и люди. 2002-2011. - Кн. 2 : в 3 ч. - Ч. 3 : Возрождение общинной жизни и традиций благотворительности / [сост.: А. Литин, И. Шендерович]. - Минск : ЮНИПАК, 2011. - С. 497.

28 Там же.

С первых лет советской власти создавали еще и любительские театральные студии. В 20-е гг. ХХ в. количество театральных объединений значительно возросло. Драмкружки, студии работали в клубах, летних садах, школах, где ставились пьесы, инсценировки. Создан государственный еврейский театр - БелГОСЕТ, который прошел этапы, общие для советского многонационального театра. Для его деятельности характерно стремление к ярким стилизированным народными зрелищам с острой сатиричостью, гротеско-востью, буффонадой, карнавальностью. При театре создана драматическая студия, которая ставила спектакли в разных районах республики. Самодеятельные драматические кружки, любительские театры и БелГОСЕТ продолжали работать и в 30-е гг. ХХ в. В те годы театр гастролировал по городам России и Беларуси, значительное внимание придавая пополнению труппы; создал студию для подготовки новых артистов. В годы войны ставили спектакли в эвакуации, была создана фронтовая бригада, которая выступала перед бойцами между боями, давала концерты в осво-

божденных от врага населенных пунктах. В послевоенный период из-за отсутствия собственного здания БелГОСЕТ ставил спектакли два раза в неделю в Театре им. Я. Купалы и крупных населенных пунктах Беларуси. Еврейский народный самодеятельный драматический театр «Шалом» в начале ХХ1 в. вел активную гастрольную деятельность по городам Беларуси.

Театральное искусство евреев Беларуси является значительным явлением в их жизнедеятельности. Оно внесло заметный вклад в культуру евреев, способствовало идейно-эстетическому и интернациональному воспитанию народа. Их театральные объединения использовали в постановках произведения современной и классической драматургии, впитавшие в себя лучшие черты еврейской культуры на белорусской земле, широко обращались к еврейской литературе, дали жизнь первым пьесам многих авторов. Актеры никогда не замыкались в узкоэтнических рамках, стремясь к освещению общечеловеческих проблем, что во многом определяло их творческий успех не только в Беларуси, но и за ее пределами.

Библиографический список

1. Вашкевич Т. А. Еврейские музыкальные традиции в культурном пространстве Гродненщины XIX - первой половины ХХ веков // Актуальные проблемы мировой художественной культуры / [редкол.: Т. Г. Барановская (гл. ред.) и др.]. - Гродно : ГрГУ, 2012. - Ч. 1. - С. 241-246.

2. Герштейн А. Г. Судьба одного театра. - Минск : Четыре четверти, 2000. - 96 с.

3. Иоффе Э. Г. По достоверным источникам : Евреи в истории городов Беларуси. - Минск : Четыре четверти, 2011. - 350 с.

4. Каганович А. Речица = Rechisa. - Иерусалим : [Б. и.], 2007. - 447 с.

5. Каладзтсю М., Кузняцова К. Дзейнасць шшых тэатрау // Псторыя беларускага тэатра : у 3-х т. / рэдкал.: У I. Няфёд (гал. рэд.) ^ шт.]. - Мшск : Навука i тэхшка, 1983, 1985, 1987. -Т. 2 : Тэатр савецкай эпох^ 1917-1945 гг. / Тэатр у перыяд падувы фундамента сацiялiзма (1926-1932) / У Няфёд, Ю. Пашкш, С. Пятровiч ^ шш.], 1985. - С. 247-257.

6. Каладзтсю М., Кузняцова К. Дзейнасць шшых тэатрау // Псторыя беларускага тэатра : у 3-х т. / рэдкал.: У I. Няфёд (гал. рэд.) ^ шш.]. - Мшск : Навука i тэхшка, 1983, 1985, 1987. - Т. 2 : Тэатр савецкай эжта, 1917-1945 гг. / Тэатр у перыяд перамоп сацiялiзма у СССР (1933-1941) / У Няфёд, Ю. Пашкш, С. Пятровiч ^ шш.], 1985. - С. 456-466.

7. Каладзтсю М., Кузняцова К., Смольсю Р. Дзейнасць шшых тэатрау // Псторыя беларускага тэатра : у 3-х т. / рэдкал.: У I. Няфёд (гал. рэд.) ^ шш.]. - Мшск : Навука i тэхшка, 1983, 1985,

1987. - Т. 2 : Тэатр савецкай эпох^ 1917-1945 гг. / Тэатр у гады Вялжай Айчыннай вайны (1941-1945) / У Няфёд, Ю. Пашюн, С. №TpoBi4 [i шш.], 1985. - С. 578-584.

8. Лившиц В. М. Горецкая еврейская община : страницы истории. - Нацарт Илит ; Горки, Мо-гилевская область : [Б. и.], 2010. - 298 с.

9. Подлипский А. М. Евреи в Витебске. - Витебск : Витебская областная типография, 20042012. - Т. 1. - 2004. - 175 с.

10. Розенберг А. Я. Очерки по еврейской истории городов и местечек Беларуси. - Минск : А. Н. Вараксин, 2011. - 375 с.

11. Скир А. Я. Еврейская духовная культура в Беларуси : Ист.-лит. очерк. - Минск : Мастацкая лгтаратура, 1995. - 144 с.

12. Цыпин В. М. Евреи в Мстиславле. - Иерусалим : Скопус, 2006. - 373 с.

13. Шульман А. Л. На перекрестке столетий : очерки. - Минск : Медисонт. 2011. - 196 с.

14. Шульман А. Л. Откуда есть пошли Колышки. - Минск : Медисонт, 2009. - 119 с.

References

1. Vashkevich T. A. Jewish musical traditions in the cultural space of the Grodno region of the XIX -first half of the XX centuries. Aktual'nyye problemy mirovoy khudozhestvennoy kul'tury = Actual problems of world art culture. Part 1. Grodno, 2012. 241-246. (In Russ.).

2. Gershtein A. G. The fate of one theater. Minsk, 2000, 96 p. (In Russ.).

3. Ioffe E. G. According to reliable sources: Jews in the history of Belarusian cities. Minsk, 2011, 350 p. (In Russ.).

4. Kaganovich A. Rechitsa = Rechisa. Jerusalem, 2007, 447 p. (In Russ.).

5. Kaladzinski M., Kuzniacova K. Activities of other theaters. Historyja bielaruskaha teatra = History of the Belarusian theater: In 3 vol. Vol. 2: Soviet-era theater, 1917-1945. Minsk, 1985: 247-257. (In Belarus.).

6. Kaladzinski M., Kuzniacova K. Activities of other theaters. Historyja bielaruskaha teatra = History of the Belarusian theater: In 3 vol. Vol. 2: Soviet-era theater, 1917-1945. Minsk, 1985: 456-466. (In Belarus.).

7. Kaladzinski M., Kuzniacova K., Smolski R. Activities of other theaters. Historyja bielaruskaha teatra = History of the Belarusian theater: In 3 vol. Vol. 2: Soviet-era theater, 1917-1945. Minsk, 1985: 578-584. (In Belarus.).

8. Livshits V. M. Jewish community from Gorki: pages of history. Gorki, Mogilev region, 2010, 298 p. (In Russ.).

9. Podlipsky A. M. Jews in Vitebsk. Vol. 1. Vitebsk, 2004, 175 p. (In Russ.).

10. Rosenberg A. Ya. Essays on the Jewish history of cities and towns in Belarus. Minsk, 2011, 375 p. (In Russ.).

11. Skir A. Ya. Jewish spiritual culture in Belarus: historical-literary article. Minsk, 1995, 144 p. (In Russ.).

12. Tsypin V. M. Jews in Mstislavl. Jerusalem, 2006, 373 p. (In Russ.).

13. Shulman A. L. At the crossroads of centuries: essays. Minsk, 2011, 196 p. (In Russ.).

14. Shulman A. L. Where did Kolyshki come from. Minsk, 2009, 119 p. (In Russ.).

Поступила 14.11.2020

Сведения об авторе

Батяев Василий Федорович - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Государственного научного учреждения «Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной Академии наук Беларуси» (Минск, Беларусь). Сфера научных

интересов: материальная, социальная и духовная культура белорусов, русских, евреев Беларуси. Автор более 100 научных публикаций. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6585-3600. E-mail: batyaev.41@mail.ru

Submitted 14.11.2020

About the author

Vasil F. Batsiayev - Doctor of History, Leading Researcher, Center for the Belarusian Culture, Language and Literature Researches, National Academy of Sciences of Belarus (Minsk, Belarus). Research interests: material, social and spiritual culture of Belarusians, Russians, Jews of Belarus. The author has more than 100 scientific publications. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6585-3600

E-mail: batyaev.41@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.