Научная статья на тему 'Творческая самореализация молодых педагогов в условиях клубного объединения'

Творческая самореализация молодых педагогов в условиях клубного объединения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА ТВОРЧЕСТВА / ТВОРЧЕСТВО / КЛУБНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ПРОГРАММА РАБОТЫ КЛУБА / PEDAGOGICS OF CREATIVITY / CREATIVITY / A CLUB ASSOCIATION / A WORK PROGRAMME OF THE CLUB

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилина Ольга Валентиновна

Статья посвящена вопросу творческой самореализации молодых учителей. В ней рассмотрены формы и методы работы клубного объединения, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию педагогов, в рамках деятельности учреждения дополнительного образования взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative Self-Realization of Young Teachers in a Club Association

This article is devoted to the question of young teachers’ creative self-realization. It examines the forms and methods of the club association aimed at teachers’ creative self-development and self-actualization, as a part of the activity of the establishment of further adult education.

Текст научной работы на тему «Творческая самореализация молодых педагогов в условиях клубного объединения»

УДК 379.8

О. В. Шилина

Творческая самореализация молодых педагогов в условиях клубного объединения

Статья посвящена вопросу творческой самореализации молодых учителей. В ней рассмотрены формы и методы работы клубного объединения, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию педагогов, в рамках деятельности учреждения дополнительного образования взрослых.

Ключевые слова: педагогика творчества, творчество, клубное объединение, программа работы клуба.

O. V. Shilina

Creative Self-Realization of Young Teachers in a Club Association

This article is devoted to the question of young teachers' creative self-realization. It examines the forms and methods of the club association aimed at teachers' creative self-development and self-actualization, as a part of the activity of the establishment of further adult education.

Key words: Pedagogics of creativity, creativity, a club association, a work programme of the club.

Вся педагогическая деятельность основана на проявлении постоянного разностороннего творчества. Как сказал Н. Рерих: «Творческий учитель - это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет». Говоря о творчестве педагога, нельзя не сказать о педагогике творчества.

Педагогика творчества - наука о педагогической системе 2-х взаимосвязанных видов человеческой деятельности: педагогики воспитания и самовоспитания личности в различных видах деятельности и общения. Особенность педагогического творчества состоит в том, что его содержанием является творение человека, который всегда неповторим и уникален.

М. М. Поташник, помимо таких признаков педагогического творчества как создание нового или существенное усовершенствование известного, оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов выделил также взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидание, то есть постоянную работу творческого человека над собой, над созданием нового.

Анализируя взаимосвязь творчества и самотворчества, мы невольно столкнемся с вопросом о творчестве молодых педагогов, не имеющих достаточного социального и профессионального опыта.

Одним из путей решения проблемы творческой самореализации молодого педагога является формирование и функционирование клубного

объединения в условиях учреждения дополнительного образования взрослых.

Опыт творческой деятельности не вносит принципиально новых знаний и умений в содержание профессиональной подготовки учителя. Но это не означает, что научить творчеству нельзя. Можно - при обеспечении постоянной интеллектуальной активности будущих учителей и специфической творческой познавательной мотивации, которая выступает регулирующим фактором процессов решения педагогических задач.

Одним из вариантов выявления творческого потенциала, самореализации педагога является его включение в деятельность учреждения дополнительного образования взрослых. Примером такого учреждения является Ярославский Дом работников образования, в котором педагоги могут реализовывать профессиональный, творческий и культурный потенциал.

Соответственно этому работа строится по 3-м направлениям: организационно-методическое, художественного творчества, а также организация социально-культурной деятельности.

Формы работы этого учреждения разнообразны. Помимо тематических семинаров, конференций, круглых столов по проблемам педагогики и психологии, проводятся мастер-классы; презентации новых форм внешкольной работы с детьми, инновационных методик; тематические концертные программы; фестивали творчества; ли-

© Шилина О. В., 2011

тературно-музыкальные гостиные; дни коллективного отдыха; занятия клубов по интересам.

На базе Дома работников образования осуществляет свою деятельность Клуб Молодого Педагога, сотрудничающий с департаментом по делам молодежи. Многие педагоги испытывают трудности в организаторской и коммуникативной деятельности. Помощь в разрешении таких вопросов является одной из основных задач клуба. Виды и формы работы с начинающими педагогами таковы: участие в играх КВН; областном фестивале «Годы молодые» (конкурсы вокала, чтецов, художественного перевода и др.); интеллектуальных играх; разработка и защита проектов; туристические слеты, выездные семинары и др.

В творческой деятельности педагогов клуба исследуются следующие аспекты: мотивы деятельности педагога в клубе; возможная сфера деятельности, на базе которой может разворачиваться личное и педагогическое творчество, возможности личности педагога; понимание творчества педагогом; условия для творческой деятельности с позиции педагога в рамках Дома работников образования; оценка педагогом собственного творчества. Для выявления направленности педагогического творчества молодых учителей г. Ярославля в условиях Дома работников образования проводится наблюдение за процессом работы в творческих группах, выявление принципа их выбора педагогом, за работой педагогов по проектированию и анализу как собственной, так и коллективной деятельности.

Основная цель деятельности клуба - социальная поддержка молодых педагогов в профессиональной и социально-культурной сферах.

Анализируя работу «Клуба молодого педагога» в период с 2008 по 2010 гг. можно сделать вывод о том, что если развитие личности учителя происходит в творческой группе, то: повышается потребность учителей в новых знаниях (об этом свидетельствует их самообразование, освоение новых технологий, участие в семинарах, в дискуссиях); наблюдается высокая творческая активность учителей во всей жизни школы; происходит быстрый рост педагогического мастерства; проявляется инициатива учителей и развитие организаторских способностей педагогов.

В основе работы клубного объединения для молодых педагогов лежит программа, которая имеет своей целью создание благоприятных условий для личностного становления молодого учителя, развития его творческого потенциала.

Блоки программы предусматривают: повышение профессионального мастерства, возможность творческого роста, формирование психологической защищенности.

Для организации и рационализации социокультурной деятельности и расширения сфер общения организуются творческие встречи, праздники, вечера отдыха. Каждая встреча имеет определенную тему и форму. Посредством участия в этих коллективных творческих делах решается еще одна задача - знакомство с формами внеклассной работы с детьми и овладение ими.

Главными задачами программы являются:

1. адаптация молодого специалиста в условиях школы;

2. профессиональный и карьерный рост молодого учителя;

3. развитие творческих способностей, организация досуга;

4. сплочение молодого учительства посредст-вам клубного объединения.

Формирование коллектива участников программы происходит на добровольной основе из числа молодых специалистов. Оптимальный количественный состав - 20-25 человек, в котором выделена группа активных участников - совета самоуправления, участвующая в планировании, постановке задач и организации деятельности.

Режим работы определяется по согласованию с большинством участников, в связи с условиями работы над той или иной проблемой. Необходимость личного участия каждого в том или ином направлении деятельности решается индивидуально.

Успех реализации программы зависит от создания коллектива единомышленников, желающих успешно и творчески работать в школе. Высокий уровень развития психологической совместимости членов коллектива позволит добиться максимальных результатов деятельности при минимальных психологических затратах.

Результатом реализации этойй программы может служить профессиональное и личностное становление молодого педагога:

1. удовлетворенного профессиональной деятельностью;

2. готового к постоянному самосовершенствованию, испытывающего постоянную потребность в новых знаниях;

3. креативного, способного к творческому восприятию окружающей действительности, получающего удовлетворение от творческого процесса;

36

О. В. Шилина

4. с высоким уровнем развития коммуникативных умений и рефлексией;

5. эмоционально благополучного, способного адекватно реагировать на изменения окружающей среды.

С целью сплочения коллектива в клубе создаются и развиваются свои традиции. Прием в клуб проводится на основе заявления. С целью организации и проведения совместного досуга регулярно проводятся клубные дни - тематические вечера, игровые и конкурсные программы, встречи с известными людьми города и области.

Клуб осуществляет связи с другими клубами соответствующего профиля.

Ниже представлены основные этапы реализации программы работы клуба с краткой характеристикой каждого этапа.

Подготовительный этап:

1. Осознание идеи программы;

2. Создание программы;

3. Создание команды единомышленников для реализации идеи;

4. Получение поддержки в лице административных органов УО:

- постановки единой цели,

- определения сторон сотрудничества;

5. Создание инициативной группы из числа молодых специалистов;

6. Реклама деятельности «Клуба Молодого Педагога» в образовательных учреждениях города.

Основной этап:

В нем можно выделить 3 подэтапа:

1. Начало деятельности;

1.1. Набор в «Клуб»;

1.2. Выявление и анализ социальных потребностей и запроса участников проекта (круглый стол, обсуждение, анкетирование, тестирование);

1.3. Подбор специалистов и постановка общей цели;

1.4. Планирование работы по профессиональному и личностному росту;

2. Непосредственная реализация проекта. Организация работы «КМП» (организация обучающих семинаров, круглых столов, тренингов, работа творческих групп);

3. Деятельность, направленная на создание единого коллектива;

3.1. Выявление потребностей в социально-культурной сфере;

3.2. Планирование и осуществление деятельности этой сферы;

3.3. Создание органов самоуправления.

Заключительный этап:

1. Анализ и оценка эффективности реализации программы;

2. Мониторинг деятельности «Клуба»;

3. Определение перспектив развития «Клуба Молодого педагога»;

4. Определение перспектив деятельности сложившегося коллектива, который может продолжить свое существование, преобразовавшись в другое объединение с постановкой новой цели деятельности.

В настоящее время клуб имеет постоянный состав, который пополняется новыми педагогами с начала каждого нового учебного года. Члены клубного объединения принимают участие в различных мероприятиях города. За 2009-2010 учебный год среди мероприятий городского уровня можно отметить Фестиваль интеллектуальных игр среди работающей молодежи г. Ярославля; Фестиваль «Таланты Земли Ярославской» (для педагогических работников г. Ярославля), подготовка праздничных программ к творческим встречам с известными людьми г. Ярославля, к памятным датам (концертная программа «К юбилею Победы»), к празднованию Нового года, Дня Влюбленных, Дня защитника Отечества и Международного женского дня, Дня юмора и пр.

Работа клуба также предполагает участие в выездных семинарах, спортивных мероприятиях, интерактивных программах Дома работников образования и департамента по делам молодежи, физической культуре и спорту Ярославской области.

В целом, участие молодых педагогов в клубах по интересам способствует развитию их творческого потенциала, творческой самореализации, а, следовательно, и профессиональному росту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.