УДК 379.8
О. В. Шилина
Творческая самореализация молодых педагогов в условиях клубного объединения
Статья посвящена вопросу творческой самореализации молодых учителей. В ней рассмотрены формы и методы работы клубного объединения, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию педагогов, в рамках деятельности учреждения дополнительного образования взрослых.
Ключевые слова: педагогика творчества, творчество, клубное объединение, программа работы клуба.
O. V. Shilina
Creative Self-Realization of Young Teachers in a Club Association
This article is devoted to the question of young teachers' creative self-realization. It examines the forms and methods of the club association aimed at teachers' creative self-development and self-actualization, as a part of the activity of the establishment of further adult education.
Key words: Pedagogics of creativity, creativity, a club association, a work programme of the club.
Вся педагогическая деятельность основана на проявлении постоянного разностороннего творчества. Как сказал Н. Рерих: «Творческий учитель - это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет». Говоря о творчестве педагога, нельзя не сказать о педагогике творчества.
Педагогика творчества - наука о педагогической системе 2-х взаимосвязанных видов человеческой деятельности: педагогики воспитания и самовоспитания личности в различных видах деятельности и общения. Особенность педагогического творчества состоит в том, что его содержанием является творение человека, который всегда неповторим и уникален.
М. М. Поташник, помимо таких признаков педагогического творчества как создание нового или существенное усовершенствование известного, оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов выделил также взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидание, то есть постоянную работу творческого человека над собой, над созданием нового.
Анализируя взаимосвязь творчества и самотворчества, мы невольно столкнемся с вопросом о творчестве молодых педагогов, не имеющих достаточного социального и профессионального опыта.
Одним из путей решения проблемы творческой самореализации молодого педагога является формирование и функционирование клубного
объединения в условиях учреждения дополнительного образования взрослых.
Опыт творческой деятельности не вносит принципиально новых знаний и умений в содержание профессиональной подготовки учителя. Но это не означает, что научить творчеству нельзя. Можно - при обеспечении постоянной интеллектуальной активности будущих учителей и специфической творческой познавательной мотивации, которая выступает регулирующим фактором процессов решения педагогических задач.
Одним из вариантов выявления творческого потенциала, самореализации педагога является его включение в деятельность учреждения дополнительного образования взрослых. Примером такого учреждения является Ярославский Дом работников образования, в котором педагоги могут реализовывать профессиональный, творческий и культурный потенциал.
Соответственно этому работа строится по 3-м направлениям: организационно-методическое, художественного творчества, а также организация социально-культурной деятельности.
Формы работы этого учреждения разнообразны. Помимо тематических семинаров, конференций, круглых столов по проблемам педагогики и психологии, проводятся мастер-классы; презентации новых форм внешкольной работы с детьми, инновационных методик; тематические концертные программы; фестивали творчества; ли-
© Шилина О. В., 2011
тературно-музыкальные гостиные; дни коллективного отдыха; занятия клубов по интересам.
На базе Дома работников образования осуществляет свою деятельность Клуб Молодого Педагога, сотрудничающий с департаментом по делам молодежи. Многие педагоги испытывают трудности в организаторской и коммуникативной деятельности. Помощь в разрешении таких вопросов является одной из основных задач клуба. Виды и формы работы с начинающими педагогами таковы: участие в играх КВН; областном фестивале «Годы молодые» (конкурсы вокала, чтецов, художественного перевода и др.); интеллектуальных играх; разработка и защита проектов; туристические слеты, выездные семинары и др.
В творческой деятельности педагогов клуба исследуются следующие аспекты: мотивы деятельности педагога в клубе; возможная сфера деятельности, на базе которой может разворачиваться личное и педагогическое творчество, возможности личности педагога; понимание творчества педагогом; условия для творческой деятельности с позиции педагога в рамках Дома работников образования; оценка педагогом собственного творчества. Для выявления направленности педагогического творчества молодых учителей г. Ярославля в условиях Дома работников образования проводится наблюдение за процессом работы в творческих группах, выявление принципа их выбора педагогом, за работой педагогов по проектированию и анализу как собственной, так и коллективной деятельности.
Основная цель деятельности клуба - социальная поддержка молодых педагогов в профессиональной и социально-культурной сферах.
Анализируя работу «Клуба молодого педагога» в период с 2008 по 2010 гг. можно сделать вывод о том, что если развитие личности учителя происходит в творческой группе, то: повышается потребность учителей в новых знаниях (об этом свидетельствует их самообразование, освоение новых технологий, участие в семинарах, в дискуссиях); наблюдается высокая творческая активность учителей во всей жизни школы; происходит быстрый рост педагогического мастерства; проявляется инициатива учителей и развитие организаторских способностей педагогов.
В основе работы клубного объединения для молодых педагогов лежит программа, которая имеет своей целью создание благоприятных условий для личностного становления молодого учителя, развития его творческого потенциала.
Блоки программы предусматривают: повышение профессионального мастерства, возможность творческого роста, формирование психологической защищенности.
Для организации и рационализации социокультурной деятельности и расширения сфер общения организуются творческие встречи, праздники, вечера отдыха. Каждая встреча имеет определенную тему и форму. Посредством участия в этих коллективных творческих делах решается еще одна задача - знакомство с формами внеклассной работы с детьми и овладение ими.
Главными задачами программы являются:
1. адаптация молодого специалиста в условиях школы;
2. профессиональный и карьерный рост молодого учителя;
3. развитие творческих способностей, организация досуга;
4. сплочение молодого учительства посредст-вам клубного объединения.
Формирование коллектива участников программы происходит на добровольной основе из числа молодых специалистов. Оптимальный количественный состав - 20-25 человек, в котором выделена группа активных участников - совета самоуправления, участвующая в планировании, постановке задач и организации деятельности.
Режим работы определяется по согласованию с большинством участников, в связи с условиями работы над той или иной проблемой. Необходимость личного участия каждого в том или ином направлении деятельности решается индивидуально.
Успех реализации программы зависит от создания коллектива единомышленников, желающих успешно и творчески работать в школе. Высокий уровень развития психологической совместимости членов коллектива позволит добиться максимальных результатов деятельности при минимальных психологических затратах.
Результатом реализации этойй программы может служить профессиональное и личностное становление молодого педагога:
1. удовлетворенного профессиональной деятельностью;
2. готового к постоянному самосовершенствованию, испытывающего постоянную потребность в новых знаниях;
3. креативного, способного к творческому восприятию окружающей действительности, получающего удовлетворение от творческого процесса;
36
О. В. Шилина
4. с высоким уровнем развития коммуникативных умений и рефлексией;
5. эмоционально благополучного, способного адекватно реагировать на изменения окружающей среды.
С целью сплочения коллектива в клубе создаются и развиваются свои традиции. Прием в клуб проводится на основе заявления. С целью организации и проведения совместного досуга регулярно проводятся клубные дни - тематические вечера, игровые и конкурсные программы, встречи с известными людьми города и области.
Клуб осуществляет связи с другими клубами соответствующего профиля.
Ниже представлены основные этапы реализации программы работы клуба с краткой характеристикой каждого этапа.
Подготовительный этап:
1. Осознание идеи программы;
2. Создание программы;
3. Создание команды единомышленников для реализации идеи;
4. Получение поддержки в лице административных органов УО:
- постановки единой цели,
- определения сторон сотрудничества;
5. Создание инициативной группы из числа молодых специалистов;
6. Реклама деятельности «Клуба Молодого Педагога» в образовательных учреждениях города.
Основной этап:
В нем можно выделить 3 подэтапа:
1. Начало деятельности;
1.1. Набор в «Клуб»;
1.2. Выявление и анализ социальных потребностей и запроса участников проекта (круглый стол, обсуждение, анкетирование, тестирование);
1.3. Подбор специалистов и постановка общей цели;
1.4. Планирование работы по профессиональному и личностному росту;
2. Непосредственная реализация проекта. Организация работы «КМП» (организация обучающих семинаров, круглых столов, тренингов, работа творческих групп);
3. Деятельность, направленная на создание единого коллектива;
3.1. Выявление потребностей в социально-культурной сфере;
3.2. Планирование и осуществление деятельности этой сферы;
3.3. Создание органов самоуправления.
Заключительный этап:
1. Анализ и оценка эффективности реализации программы;
2. Мониторинг деятельности «Клуба»;
3. Определение перспектив развития «Клуба Молодого педагога»;
4. Определение перспектив деятельности сложившегося коллектива, который может продолжить свое существование, преобразовавшись в другое объединение с постановкой новой цели деятельности.
В настоящее время клуб имеет постоянный состав, который пополняется новыми педагогами с начала каждого нового учебного года. Члены клубного объединения принимают участие в различных мероприятиях города. За 2009-2010 учебный год среди мероприятий городского уровня можно отметить Фестиваль интеллектуальных игр среди работающей молодежи г. Ярославля; Фестиваль «Таланты Земли Ярославской» (для педагогических работников г. Ярославля), подготовка праздничных программ к творческим встречам с известными людьми г. Ярославля, к памятным датам (концертная программа «К юбилею Победы»), к празднованию Нового года, Дня Влюбленных, Дня защитника Отечества и Международного женского дня, Дня юмора и пр.
Работа клуба также предполагает участие в выездных семинарах, спортивных мероприятиях, интерактивных программах Дома работников образования и департамента по делам молодежи, физической культуре и спорту Ярославской области.
В целом, участие молодых педагогов в клубах по интересам способствует развитию их творческого потенциала, творческой самореализации, а, следовательно, и профессиональному росту.