Управление в современных системах №1 2013
83
УДК 378.2
КЛУБНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ САМОРАЗВИТИЕМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
Т.А. Вековцева, канд. искусствовед., доцент ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет)
E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье представлена характеристика клубных объединений преподавателей высшей школы. Выявлена роль профессиональных сообществ в саморазвитии преподавателя вуза. Проанализирована деятельность клубных объединений как формы управления профессиональным саморазвитием преподавателя вуза. Полученные результаты могут быть использованы в качестве оснований при разработке концепции управления профессиональным саморазвитием преподавателя вуза и самоуправления профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава вуза.
Ключевые слова: управление, профессиональное саморазвитие, преподаватель вуза, клубные объединения.
В современных условиях кардинальные изменения в сфере высшего профессионального образования приводят к необходимости постоянного совершенствования преподавателя вуза. Особое место занимает совершенствование преподавателя в творческом плане, его профессиональная самореализация и потребность в постоянном профессиональном саморазвитии1. Наша позиция заключается в том, что именно ориентация на профессиональное саморазвитие указывает на позитивные изменения в педагогическом менталитете преподавателя высшей школы и является основным направлением повышения качества высшего профессионального образования.
Однако проведенный ретроспективный анализ научно-педагогической литературы и монографических трудов показал, что задача содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза решена не в полном объеме, в частности, не исследован вопрос о роли и месте клубных объединений в профессиональном саморазвитии преподавателя высшей школы. Кроме того, отсутствуют подробные, апробированные и действующие методики, модели и условия, раскрывающие вопросы управления профессиональным саморазвитием преподавателя вуза в деятельности профессиональных объединений и другие немаловажные аспекты.
Актуальность рассматриваемой проблемы и ее недостаточная разработанность в теории педагогики, а также потребность со стороны практики в обоснованных методиках, раскрывающих вопросы управления профессиональным саморазвитием преподавателя вуза в деятельности профессиональных объединений, послужили основанием для изучения и анализа вопроса деятельности клубных объединений как формы управления профессиональным саморазвитием преподавателя вуза. С этой целью в рамках данной статьи охарактеризуем основные направления профессионального саморазвития преподавателя вуза, выявим специфику клубных объединений, как профессиональных сообществ преподавателей вузов и проанализируем их роль в аспекте основных направлений профессионального саморазвития преподавателя.
Профессиональное саморазвитие преподавателя вуза представляет собой процесс обогащения профессиональных способностей, профессиональных и личностных качеств
84
Управление в современных системах №1 2013
преподавателя в ходе его целенаправленной профессиональной деятельности2. Процесс профессионального саморазвития преподавателя и достигаемые в этом процессе результаты, в общем виде, можно охарактеризовать следующими двумя факторами:
1) способностью преподавателя осваивать новые профессиональные роли и осуществлять профессиональную деятельность «со знанием дела», другими словами, качественно и совершенствуя ее;
2) характером и мерой воплощения профессионального и социально-культурного опыта в реальную профессиональную практику, в которой происходит саморазвитие преподавателя вуза.
Учитывая, что саморазвитие представляет собой процесс всестороннего развития личности, основанный на самостоятельном получении, изучении и применении определенной информации без непосредственного внешнего воздействия, профессиональное саморазвитие преподавателя вуза целесообразно трактовать как интеграцию профессиональной подготовки и личностного движения . Профессиональная подготовка в данном случае рассматривается как внешний аспект, который задает содержание, формы и приемы саморазвития, а личностное движение характеризует внутренний аспект и в этом смысле обеспечивает личностно усвоенный смысл профессионального саморазвития преподавателя вуза.
Исходя из базовых видов профессиональной деятельности преподавателя вуза нами выделены основные направления профессионального саморазвития преподавателя вуза4. К ним отнесены:
- саморазвитие преподавателя в методической деятельности;
- саморазвитие преподавателя в научной деятельности;
- саморазвитие преподавателя в инновационной деятельности.
Саморазвитие преподавателя вуза в методической деятельности связано, как правило,
с освоением и адаптацией готовых педагогических новшеств (идей, разработок, проектов и т.д.), их внедрением и обобщением, правда, без анализа закономерностей существования и механизмов возникновения.
Саморазвитие в научной деятельности основывается на особенности развития современной науки; научном творчестве преподавателя вуза, которое направлено на подготовку новых исследователей; преобладании научной направленности в профессиональной деятельности преподавателя.
Саморазвитие преподавателя вуза в инновационной деятельности представляет собой комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для новой (или лучшего удовлетворения уже известной) общественной потребности.
Указанные направления профессионального саморазвития преподавателя вуза положены нами в основу исследования вопроса о роли клубных объединений в изучаемом аспекте.
Важно отметить, что в педагогике представлен достаточный арсенал работ по организации клубных объединений5. Особого внимания в данном направлении заслуживают работы Г.Р. Абдракипова, Ж.Г. Атаянц, М.З. Галеева, Ю.Е. Окунева, Н.Ф. Максютина, Л.Ю. Сироткин, В.Е. Триодин, В.В. Туев, Е.В. Шамсутдинова и др.
Анализ работ, использующих термин «клуб», показал, что данное понятие рассматривается в нескольких значениях. В частности, клуб представляет собой некоторую
Управление в современных системах №1 2013
85
общественную организацию, которая объединяет группу людей на определенных основаниях. К таким основаниям отнесены: близкие интересы, подобные виды занятий,
специфика профессиональной деятельности и др. Кроме того, клуб по своей специфике деятельности является культурно-просветительным учреждением. С этой точки зрения клубам придается статус Дома или Дворца культуры. И, конечно, термин «клуб» используется и в аспекте рассмотрения его как здания или помещения некоторого учреждения.
Из представленных подходов наиболее важным в плане проводимого нами исследования, является первый подход. Причем в данном аспекте клуб целесообразно рассматривать как организацию, которая объединяет преподавателей высшей школы близких по интересам не только в культурном плане, в плане увлечения спортом, общего хобби и др., но и в целях профессионального общения, развития и совершенствования.
Многие ученые отмечают, что совокупность людей, отличающаяся определенной целостностью и являющаяся субъектом социального действия, поведения и представляет собой, так называемую, социальную общность. С точки зрения взаимодействия людей в клубе (клубном объединении), правомерен термин «клубная общность», которая определяется в науке как «социально-педагогическая (в определенном смысле и как философская) категория, характеризующая развитие личности, степень и меру влияния воспитательных воздействий, психологическую структуру взаимоотношений людей в определенных условиях группового объединения их по возрастным, демографическим,
профессиональным признакам и интересам, а также и другим условиям и ситуациям,
6
возникающим в процессе их жизнедеятельности» .
Придерживаясь аналогичной позиции, расставим акценты, имеющие наиболее важное значение в аспекте клубной общности преподавателей высшей школы. Основной акцент в данном направлении связан с тем, что групповое объединение происходит, в первую очередь, по профессиональным признакам и интересам. Следующий акцент связан с тем, что клубная общность должна рассматриваться как социально-профессиональная категория, характеризующая профессиональное развитие личности преподавателя вуза. Еще один немаловажный акцент подчеркивает психологическую структуру клубной общности преподавателей, которая создает мотивационный, организационный и содержательный потенциалы в профессиональном саморазвитии педагогов.
Исходя из сказанного, можно сделать промежуточный вывод, что деятельность клубов, объединяющих преподавателей вузов, должна реализовываться в нескольких направлениях. С одной стороны, эти направления связаны с реализацией досуговой, творческой, образовательной функциями, а, с другой стороны, должны выполнять функцию совершенствования, профессионального роста и профессионального саморазвития преподавателя вуза. Эффективность деятельности клубного объединения преподавателей вуза повышается в процессе вовлечения в клубную деятельность преподавателей с большим стажем и опытом профессионально-педагогической деятельности, ведущих ученых, основателей научных школ, практических работников производства, работодателей студентов и др. При таком подходе в клубных объединениях создаются наиболее благоприятные условия для профессионального саморазвития преподавателей вуза.
Проанализируем роль клубных объединений в аспекте основных направлений профессионального саморазвития преподавателя (т.е. в методической деятельности, в научной деятельности, в инновационной деятельности).
86
Управление в современных системах №1 2013
Методическая деятельность преподавателя вуза связана непосредственно с освоением новых образовательных технологий, с дидактическим обеспечением современного содержания образования, т.е. предполагает педагогическое творчество преподавателя вуза. Поэтому роль клубных объединений в профессиональном саморазвитии преподавателя вуза в аспекте методической деятельности проявляется в процессе обмена педагогическим опытом и опытом методических и дидактических разработок с коллегами.
Клубное объединение в аспекте методической деятельности способствует возможности обмена опытом преподавателям вуза по вопросам внедрения в образовательный процесс высшего учебного заведения современных информационных технологий, создания методических рекомендаций и методических пособий по особенностям такого внедрения; по проблеме введения в процесс обучения инновационных образовательных технологий и, соответственно, обмен опытом и рекомендациями по особенностям таких технологий; проведение мастер-классов и имитационных деловых игр, отражающих методику решения определенных профессиональных задач и конкретных ситуаций по направлениям подготовки бакалавром, магистров и др. обучающихся; подготовке к научно-методическим и научно-практическим семинарам, конференциям и пр. Особая роль в данном аспекте отводится организации работы по методике преподавания дисциплин и методических семинаров по специфике профессиональной деятельности для начинающих, малоопытных преподавателей.
Научная деятельность преподавателя вуза - это деятельность, которая осуществляется в системе определенных научно-профессиональных отношений и ориентирована, в первую очередь, на достижение практически значимого научного результата. Обсудить, апробировать и совершенствовать научные результаты возможно в процессе деятельности клубных сообществ, которые объединяют не только преподавателей вуза, но и научных сотрудников, деятелей науки и ведущих ученых города, области, региона, страны.
Деятельность клубных объединений в профессиональном саморазвитии преподавателя вуза в аспекте научной деятельности основывается на особенности развития современной науки, которая проявляется в тенденции к интеграции и дифференциации, к усилению роли науки в обществе. Клубные объединения способствуют развитию и совершенствованию научного творчества преподавателя вуза, создают условия для высокой научной продуктивности исследователей, повышают уровень профессионализма
преподавателя в области научных исследований, направляют деятельности преподавателей не только на организацию своей научной работы, но и научной деятельности студентов, магистрантов и аспирантов. Роль клубных объединений в данном аспекте помогает преподавателю перспективно планировать коллективные исследования и предвидеть их результаты.
Инновационную деятельность можно рассматривать как некоторое продолжение научной деятельности в едином научно-инновационном процессе . Поэтому саморазвитие преподавателя вуза в инновационной деятельности целесообразно представлять как деятельность по преобразованию результатов научной деятельности в инновации и эффективному их использованию в научно-образовательном процессе вуза.
Важно отметить, что инновационная система высшего учебного заведения по целому ряду признаков относится к категории «больших систем», в которых достаточно сложно осуществлять механизм воспроизводства инновационности и этот процесс предполагает возникновение некоторых барьеров, как частного, так и общего характера. Роль клубных объединений в профессиональном саморазвитии преподавателя вуза в аспекте
Управление в современных системах №1 2013
87
инновационной деятельности связана с созданием в профессиональном сообществе условий, способствующих целенаправленности инновационной деятельности, адаптивности новшеств и инновационных методик к реальному образовательному процессу вуза, динамизму мыследеятельности создателя инновации, мобильности механизмов воспроизводства инновационности и др. Перечисленные условия деятельности клубных объединений преподавателей вузов, по нашему мнению, создают основу для профессионального саморазвития преподавателя вуза в инновационной деятельности.
В заключении отметим, что формы работы клубных объединений преподавателей вузов достаточно разнообразны. Кроме профессионально-тематических семинаров, конференций, круглых столов по различным вопросам и проблемам педагогики высшей школы, в работе профессиональных клубных объединений особое место отводится мастерклассам, презентациям инновационных форм вневузовской работы, инновационным методикам, проблемно-ценностным дискуссиям, диспутам, встречам с мастерами, фестивалям профессионального творчества, занятиям клубов профессиональных интересов и др.
Представленные формы деятельности клубных объединений преподавателей вузов направлены на реализацию в партнерстве с общественными организациями социальных проектов, общественно и профессионально значимых акций, активизирующих ценностное профессиональное саморазвитие участников; наполнение внутренней среды
профессионального сообщества событиями, которые способствуют профессиональному саморазвитию преподавателя вуза; становление у опытных участников клубного сообщества позиции тьютора, сопровождающего профессиональное саморазвитие молодых
преподавателей. Все это создает основу управления профессиональным саморазвитием преподавателя вуза и способствует самоуправлению профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава вуза.
Примечания
1 См.: Калнинш, Л.М. Теоретическая модель саморазвития учителя в профессионально-динамической системе/ Л.М. Калнинш // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 3 (22). - С. 248-251; Куликова, Л.Н. Проблемы саморазвития личности / Л.Н. Куликова. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2001. - 342 с.
2 Там же.
3
Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М.: Высш. шк., 2004. - 512 с.
4 Подповетная, Ю.В. Особенности профессиональной деятельности преподавателя вуза в современных условиях / Ю.В. Подповетная, И.В. Резанович // European Social Science Journal = Европейский журнал социальных наук. - 2012. -№ 4. - С. 158-166.
5 Буторина, О.Ю. Педагогическая модель организации клубной деятельности детей с церебральным параличом и их семей в учреждениях дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 /О.Ю. Буторина. - Екатеринбург. - 2011. - 24 с.; Денежко, И.В. Педагогический потенциал клубных объединений любителей джаза в развитии художественного творчества молодежи: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / И.В. Денежко. - Тамбов. - 2012. - 28 с.; Шилина, О.В. Творческая самореализация молодых
88
Управление в современных системах №1 2013
педагогов в условиях клубного объединения / Шилина, О.В. // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 2. - Том ЩПсихолого-педагогические науки). - С. 35-39.
6 Буторина, О.Ю. Педагогическая модель организации клубной деятельности детей с церебральным параличом и их семей в учреждениях дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 /О.Ю. Буторина. - Екатеринбург. - 2011. - 7 с.
Харченко, Л.Н. Инновационная деятельность преподавателя современного вуза: обоснование системного подхода / Л.Н. Харченко, И.Е. Панова // Вестник СевероКавказского государственного технического университета. - 2010. - № 4 (25). - 44-49.
CLUB ASSOCIATION AS A FORM OF CONTROL PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF A UNIVERSITY PROFESSOR
T.A. Vekovtseva, Cand. Sc. (Art), associate prof. South Ural State University
E-mail: [email protected]
Abstract
The article presents the characteristics of the club association of high school teachers. The role of professional associations in the self-development of university teachers. Analyzed the activity of the club associations as a form of management of professional self-development of university teachers. The results can be used as a basis in developing the concept of management of professional self-development and self- university teacher professional activities of the faculty of the university.
Keywords: management, professional self-development, high school teacher, club association.
References
1. Butorina, O.U. Pedagogical model of the organization of club activities for children with cerebral palsy and their families in institutions of further education: author. diss. ... candidate. ped. sciences: 13.00.03 / O.U. Butorina. - Yekaterinburg. - 2011. - 24 p.
2. Deneshko, I.V. Pedagogical potential jazz fans club associations in the development of artistic creativity of youth: аuthor. diss. ... candidate. ped. sciences: 13.00.05 / I.V. Deneshko. -Tambov. - 2012. - 28 p.
3. Kalninsh, L.M. A theoretical model of self-teachers in vocational and dynamic system /
L.M. Kalninsh // The world of science, culture and education. - 2010. - № 3(22). - Р. 248-251.
4. Kulikova, L.N. Problems of self-identity / L.N. Kulikov. - Blagoveshchensk Univ. BSPU. - 2001. - 342 p.
5. Podpovetnaya, U.V. Features of the professional activities of university teachers in modern conditions / U.V. Podpovetnaya, I.V. Rezanovich // European Social Science Journal = European Journal of Social Sciences. - 2012. - № 4. - Р. 158-166.
6. Polonsky, V.M. Dictionary of education and pedagogy / V.M. Polonsky. - M.: Higher. wk., 2004. - 512 р.
7. Shilin, O.V. Creative self-realization of young teachers in terms of club association / O.V. Shilin // Yaroslavl Pedagogical Gazette. - 2011. - № 2. - Vol. II (Psycho- pedagogical sciences). -P. 35-39.
Управление в современных системах №1 2013
89
8. Kharchenko, L.N. Innovative activities of modern high school teacher: rationale systematic approach / L.N. Kharchenko, I.E. Panova // Vestnik Severo-Caucasus State Technical University. - 2010. - № 4(25). - 44-49.