Научная статья на тему 'Клубные объединения как форма управления профессиональным саморазвитием преподавателя вуза'

Клубные объединения как форма управления профессиональным саморазвитием преподавателя вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / КЛУБНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / MANAGEMENT / PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT / CLUB ASSOCIATION / HIGH SCHOOL TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вековцева Т. А.

В статье представлена характеристика клубных объединений преподавателей высшей школы. Выявлена роль профессиональных сообществ в саморазвитии преподавателя вуза. Проанализирована деятельность клубных объединений как формы управления профессиональным саморазвитием преподавателя вуза. Полученные результаты могут быть использованы в качестве оснований при разработке концепции управления профессиональным саморазвитием преподавателя вуза и самоуправления профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUB ASSOCIATION AS A FORM OF CONTROL PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF A UNIVERSITY PROFESSOR

The article presents the characteristics of the club association of high school teachers. The role of professional associations in the self-development of university teachers. Analyzed the activity of the club associations as a form of management of professional self-development of university teachers. The results can be used as a basis in developing the concept of management of professional self-development and self-university teacher professional activities of the faculty of the university.

Текст научной работы на тему «Клубные объединения как форма управления профессиональным саморазвитием преподавателя вуза»

Управление в современных системах №1 2013

83

УДК 378.2

КЛУБНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ САМОРАЗВИТИЕМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Т.А. Вековцева, канд. искусствовед., доцент ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет)

E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье представлена характеристика клубных объединений преподавателей высшей школы. Выявлена роль профессиональных сообществ в саморазвитии преподавателя вуза. Проанализирована деятельность клубных объединений как формы управления профессиональным саморазвитием преподавателя вуза. Полученные результаты могут быть использованы в качестве оснований при разработке концепции управления профессиональным саморазвитием преподавателя вуза и самоуправления профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава вуза.

Ключевые слова: управление, профессиональное саморазвитие, преподаватель вуза, клубные объединения.

В современных условиях кардинальные изменения в сфере высшего профессионального образования приводят к необходимости постоянного совершенствования преподавателя вуза. Особое место занимает совершенствование преподавателя в творческом плане, его профессиональная самореализация и потребность в постоянном профессиональном саморазвитии1. Наша позиция заключается в том, что именно ориентация на профессиональное саморазвитие указывает на позитивные изменения в педагогическом менталитете преподавателя высшей школы и является основным направлением повышения качества высшего профессионального образования.

Однако проведенный ретроспективный анализ научно-педагогической литературы и монографических трудов показал, что задача содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза решена не в полном объеме, в частности, не исследован вопрос о роли и месте клубных объединений в профессиональном саморазвитии преподавателя высшей школы. Кроме того, отсутствуют подробные, апробированные и действующие методики, модели и условия, раскрывающие вопросы управления профессиональным саморазвитием преподавателя вуза в деятельности профессиональных объединений и другие немаловажные аспекты.

Актуальность рассматриваемой проблемы и ее недостаточная разработанность в теории педагогики, а также потребность со стороны практики в обоснованных методиках, раскрывающих вопросы управления профессиональным саморазвитием преподавателя вуза в деятельности профессиональных объединений, послужили основанием для изучения и анализа вопроса деятельности клубных объединений как формы управления профессиональным саморазвитием преподавателя вуза. С этой целью в рамках данной статьи охарактеризуем основные направления профессионального саморазвития преподавателя вуза, выявим специфику клубных объединений, как профессиональных сообществ преподавателей вузов и проанализируем их роль в аспекте основных направлений профессионального саморазвития преподавателя.

Профессиональное саморазвитие преподавателя вуза представляет собой процесс обогащения профессиональных способностей, профессиональных и личностных качеств

84

Управление в современных системах №1 2013

преподавателя в ходе его целенаправленной профессиональной деятельности2. Процесс профессионального саморазвития преподавателя и достигаемые в этом процессе результаты, в общем виде, можно охарактеризовать следующими двумя факторами:

1) способностью преподавателя осваивать новые профессиональные роли и осуществлять профессиональную деятельность «со знанием дела», другими словами, качественно и совершенствуя ее;

2) характером и мерой воплощения профессионального и социально-культурного опыта в реальную профессиональную практику, в которой происходит саморазвитие преподавателя вуза.

Учитывая, что саморазвитие представляет собой процесс всестороннего развития личности, основанный на самостоятельном получении, изучении и применении определенной информации без непосредственного внешнего воздействия, профессиональное саморазвитие преподавателя вуза целесообразно трактовать как интеграцию профессиональной подготовки и личностного движения . Профессиональная подготовка в данном случае рассматривается как внешний аспект, который задает содержание, формы и приемы саморазвития, а личностное движение характеризует внутренний аспект и в этом смысле обеспечивает личностно усвоенный смысл профессионального саморазвития преподавателя вуза.

Исходя из базовых видов профессиональной деятельности преподавателя вуза нами выделены основные направления профессионального саморазвития преподавателя вуза4. К ним отнесены:

- саморазвитие преподавателя в методической деятельности;

- саморазвитие преподавателя в научной деятельности;

- саморазвитие преподавателя в инновационной деятельности.

Саморазвитие преподавателя вуза в методической деятельности связано, как правило,

с освоением и адаптацией готовых педагогических новшеств (идей, разработок, проектов и т.д.), их внедрением и обобщением, правда, без анализа закономерностей существования и механизмов возникновения.

Саморазвитие в научной деятельности основывается на особенности развития современной науки; научном творчестве преподавателя вуза, которое направлено на подготовку новых исследователей; преобладании научной направленности в профессиональной деятельности преподавателя.

Саморазвитие преподавателя вуза в инновационной деятельности представляет собой комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для новой (или лучшего удовлетворения уже известной) общественной потребности.

Указанные направления профессионального саморазвития преподавателя вуза положены нами в основу исследования вопроса о роли клубных объединений в изучаемом аспекте.

Важно отметить, что в педагогике представлен достаточный арсенал работ по организации клубных объединений5. Особого внимания в данном направлении заслуживают работы Г.Р. Абдракипова, Ж.Г. Атаянц, М.З. Галеева, Ю.Е. Окунева, Н.Ф. Максютина, Л.Ю. Сироткин, В.Е. Триодин, В.В. Туев, Е.В. Шамсутдинова и др.

Анализ работ, использующих термин «клуб», показал, что данное понятие рассматривается в нескольких значениях. В частности, клуб представляет собой некоторую

Управление в современных системах №1 2013

85

общественную организацию, которая объединяет группу людей на определенных основаниях. К таким основаниям отнесены: близкие интересы, подобные виды занятий,

специфика профессиональной деятельности и др. Кроме того, клуб по своей специфике деятельности является культурно-просветительным учреждением. С этой точки зрения клубам придается статус Дома или Дворца культуры. И, конечно, термин «клуб» используется и в аспекте рассмотрения его как здания или помещения некоторого учреждения.

Из представленных подходов наиболее важным в плане проводимого нами исследования, является первый подход. Причем в данном аспекте клуб целесообразно рассматривать как организацию, которая объединяет преподавателей высшей школы близких по интересам не только в культурном плане, в плане увлечения спортом, общего хобби и др., но и в целях профессионального общения, развития и совершенствования.

Многие ученые отмечают, что совокупность людей, отличающаяся определенной целостностью и являющаяся субъектом социального действия, поведения и представляет собой, так называемую, социальную общность. С точки зрения взаимодействия людей в клубе (клубном объединении), правомерен термин «клубная общность», которая определяется в науке как «социально-педагогическая (в определенном смысле и как философская) категория, характеризующая развитие личности, степень и меру влияния воспитательных воздействий, психологическую структуру взаимоотношений людей в определенных условиях группового объединения их по возрастным, демографическим,

профессиональным признакам и интересам, а также и другим условиям и ситуациям,

6

возникающим в процессе их жизнедеятельности» .

Придерживаясь аналогичной позиции, расставим акценты, имеющие наиболее важное значение в аспекте клубной общности преподавателей высшей школы. Основной акцент в данном направлении связан с тем, что групповое объединение происходит, в первую очередь, по профессиональным признакам и интересам. Следующий акцент связан с тем, что клубная общность должна рассматриваться как социально-профессиональная категория, характеризующая профессиональное развитие личности преподавателя вуза. Еще один немаловажный акцент подчеркивает психологическую структуру клубной общности преподавателей, которая создает мотивационный, организационный и содержательный потенциалы в профессиональном саморазвитии педагогов.

Исходя из сказанного, можно сделать промежуточный вывод, что деятельность клубов, объединяющих преподавателей вузов, должна реализовываться в нескольких направлениях. С одной стороны, эти направления связаны с реализацией досуговой, творческой, образовательной функциями, а, с другой стороны, должны выполнять функцию совершенствования, профессионального роста и профессионального саморазвития преподавателя вуза. Эффективность деятельности клубного объединения преподавателей вуза повышается в процессе вовлечения в клубную деятельность преподавателей с большим стажем и опытом профессионально-педагогической деятельности, ведущих ученых, основателей научных школ, практических работников производства, работодателей студентов и др. При таком подходе в клубных объединениях создаются наиболее благоприятные условия для профессионального саморазвития преподавателей вуза.

Проанализируем роль клубных объединений в аспекте основных направлений профессионального саморазвития преподавателя (т.е. в методической деятельности, в научной деятельности, в инновационной деятельности).

86

Управление в современных системах №1 2013

Методическая деятельность преподавателя вуза связана непосредственно с освоением новых образовательных технологий, с дидактическим обеспечением современного содержания образования, т.е. предполагает педагогическое творчество преподавателя вуза. Поэтому роль клубных объединений в профессиональном саморазвитии преподавателя вуза в аспекте методической деятельности проявляется в процессе обмена педагогическим опытом и опытом методических и дидактических разработок с коллегами.

Клубное объединение в аспекте методической деятельности способствует возможности обмена опытом преподавателям вуза по вопросам внедрения в образовательный процесс высшего учебного заведения современных информационных технологий, создания методических рекомендаций и методических пособий по особенностям такого внедрения; по проблеме введения в процесс обучения инновационных образовательных технологий и, соответственно, обмен опытом и рекомендациями по особенностям таких технологий; проведение мастер-классов и имитационных деловых игр, отражающих методику решения определенных профессиональных задач и конкретных ситуаций по направлениям подготовки бакалавром, магистров и др. обучающихся; подготовке к научно-методическим и научно-практическим семинарам, конференциям и пр. Особая роль в данном аспекте отводится организации работы по методике преподавания дисциплин и методических семинаров по специфике профессиональной деятельности для начинающих, малоопытных преподавателей.

Научная деятельность преподавателя вуза - это деятельность, которая осуществляется в системе определенных научно-профессиональных отношений и ориентирована, в первую очередь, на достижение практически значимого научного результата. Обсудить, апробировать и совершенствовать научные результаты возможно в процессе деятельности клубных сообществ, которые объединяют не только преподавателей вуза, но и научных сотрудников, деятелей науки и ведущих ученых города, области, региона, страны.

Деятельность клубных объединений в профессиональном саморазвитии преподавателя вуза в аспекте научной деятельности основывается на особенности развития современной науки, которая проявляется в тенденции к интеграции и дифференциации, к усилению роли науки в обществе. Клубные объединения способствуют развитию и совершенствованию научного творчества преподавателя вуза, создают условия для высокой научной продуктивности исследователей, повышают уровень профессионализма

преподавателя в области научных исследований, направляют деятельности преподавателей не только на организацию своей научной работы, но и научной деятельности студентов, магистрантов и аспирантов. Роль клубных объединений в данном аспекте помогает преподавателю перспективно планировать коллективные исследования и предвидеть их результаты.

Инновационную деятельность можно рассматривать как некоторое продолжение научной деятельности в едином научно-инновационном процессе . Поэтому саморазвитие преподавателя вуза в инновационной деятельности целесообразно представлять как деятельность по преобразованию результатов научной деятельности в инновации и эффективному их использованию в научно-образовательном процессе вуза.

Важно отметить, что инновационная система высшего учебного заведения по целому ряду признаков относится к категории «больших систем», в которых достаточно сложно осуществлять механизм воспроизводства инновационности и этот процесс предполагает возникновение некоторых барьеров, как частного, так и общего характера. Роль клубных объединений в профессиональном саморазвитии преподавателя вуза в аспекте

Управление в современных системах №1 2013

87

инновационной деятельности связана с созданием в профессиональном сообществе условий, способствующих целенаправленности инновационной деятельности, адаптивности новшеств и инновационных методик к реальному образовательному процессу вуза, динамизму мыследеятельности создателя инновации, мобильности механизмов воспроизводства инновационности и др. Перечисленные условия деятельности клубных объединений преподавателей вузов, по нашему мнению, создают основу для профессионального саморазвития преподавателя вуза в инновационной деятельности.

В заключении отметим, что формы работы клубных объединений преподавателей вузов достаточно разнообразны. Кроме профессионально-тематических семинаров, конференций, круглых столов по различным вопросам и проблемам педагогики высшей школы, в работе профессиональных клубных объединений особое место отводится мастерклассам, презентациям инновационных форм вневузовской работы, инновационным методикам, проблемно-ценностным дискуссиям, диспутам, встречам с мастерами, фестивалям профессионального творчества, занятиям клубов профессиональных интересов и др.

Представленные формы деятельности клубных объединений преподавателей вузов направлены на реализацию в партнерстве с общественными организациями социальных проектов, общественно и профессионально значимых акций, активизирующих ценностное профессиональное саморазвитие участников; наполнение внутренней среды

профессионального сообщества событиями, которые способствуют профессиональному саморазвитию преподавателя вуза; становление у опытных участников клубного сообщества позиции тьютора, сопровождающего профессиональное саморазвитие молодых

преподавателей. Все это создает основу управления профессиональным саморазвитием преподавателя вуза и способствует самоуправлению профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава вуза.

Примечания

1 См.: Калнинш, Л.М. Теоретическая модель саморазвития учителя в профессионально-динамической системе/ Л.М. Калнинш // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 3 (22). - С. 248-251; Куликова, Л.Н. Проблемы саморазвития личности / Л.Н. Куликова. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2001. - 342 с.

2 Там же.

3

Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М.: Высш. шк., 2004. - 512 с.

4 Подповетная, Ю.В. Особенности профессиональной деятельности преподавателя вуза в современных условиях / Ю.В. Подповетная, И.В. Резанович // European Social Science Journal = Европейский журнал социальных наук. - 2012. -№ 4. - С. 158-166.

5 Буторина, О.Ю. Педагогическая модель организации клубной деятельности детей с церебральным параличом и их семей в учреждениях дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 /О.Ю. Буторина. - Екатеринбург. - 2011. - 24 с.; Денежко, И.В. Педагогический потенциал клубных объединений любителей джаза в развитии художественного творчества молодежи: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / И.В. Денежко. - Тамбов. - 2012. - 28 с.; Шилина, О.В. Творческая самореализация молодых

88

Управление в современных системах №1 2013

педагогов в условиях клубного объединения / Шилина, О.В. // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 2. - Том ЩПсихолого-педагогические науки). - С. 35-39.

6 Буторина, О.Ю. Педагогическая модель организации клубной деятельности детей с церебральным параличом и их семей в учреждениях дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 /О.Ю. Буторина. - Екатеринбург. - 2011. - 7 с.

Харченко, Л.Н. Инновационная деятельность преподавателя современного вуза: обоснование системного подхода / Л.Н. Харченко, И.Е. Панова // Вестник СевероКавказского государственного технического университета. - 2010. - № 4 (25). - 44-49.

CLUB ASSOCIATION AS A FORM OF CONTROL PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF A UNIVERSITY PROFESSOR

T.A. Vekovtseva, Cand. Sc. (Art), associate prof. South Ural State University

E-mail: [email protected]

Abstract

The article presents the characteristics of the club association of high school teachers. The role of professional associations in the self-development of university teachers. Analyzed the activity of the club associations as a form of management of professional self-development of university teachers. The results can be used as a basis in developing the concept of management of professional self-development and self- university teacher professional activities of the faculty of the university.

Keywords: management, professional self-development, high school teacher, club association.

References

1. Butorina, O.U. Pedagogical model of the organization of club activities for children with cerebral palsy and their families in institutions of further education: author. diss. ... candidate. ped. sciences: 13.00.03 / O.U. Butorina. - Yekaterinburg. - 2011. - 24 p.

2. Deneshko, I.V. Pedagogical potential jazz fans club associations in the development of artistic creativity of youth: аuthor. diss. ... candidate. ped. sciences: 13.00.05 / I.V. Deneshko. -Tambov. - 2012. - 28 p.

3. Kalninsh, L.M. A theoretical model of self-teachers in vocational and dynamic system /

L.M. Kalninsh // The world of science, culture and education. - 2010. - № 3(22). - Р. 248-251.

4. Kulikova, L.N. Problems of self-identity / L.N. Kulikov. - Blagoveshchensk Univ. BSPU. - 2001. - 342 p.

5. Podpovetnaya, U.V. Features of the professional activities of university teachers in modern conditions / U.V. Podpovetnaya, I.V. Rezanovich // European Social Science Journal = European Journal of Social Sciences. - 2012. - № 4. - Р. 158-166.

6. Polonsky, V.M. Dictionary of education and pedagogy / V.M. Polonsky. - M.: Higher. wk., 2004. - 512 р.

7. Shilin, O.V. Creative self-realization of young teachers in terms of club association / O.V. Shilin // Yaroslavl Pedagogical Gazette. - 2011. - № 2. - Vol. II (Psycho- pedagogical sciences). -P. 35-39.

Управление в современных системах №1 2013

89

8. Kharchenko, L.N. Innovative activities of modern high school teacher: rationale systematic approach / L.N. Kharchenko, I.E. Panova // Vestnik Severo-Caucasus State Technical University. - 2010. - № 4(25). - 44-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.