Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ТУРИЗМА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ УСЛУГ И ОБСЛУЖИВАНИЯ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА»'

ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ТУРИЗМА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ УСЛУГ И ОБСЛУЖИВАНИЯ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ТУРИЗМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лагусев Юрий Михайлович

В данной статье рассмотрены вопросы творческой самореализации в процессе совершенствования профессиональной подготовки будущих бакалавров туризма во время изучения дисциплины «Отечественный и зарубежный опыт организации услуг и обслуживания в индустрии туризма и гостеприимства». Последовательно отражены следующие аспекты: содержание дисциплины, взаимодействие в рамках подготовки бакалавров туризма по профилю «Технология и организация услуг на предприятиях индустрии туризма», совершенствование методических основ образовательной деятельности, объект изучения и др. Проведен анализ психолого-педагогической и философской литературы, а также опыта образовательной и практической деятельности. Выявлены и рассмотрены ключевые противоречия между возрастающей потребностью туристского многоотраслевого комплекса в выпускниках по направлению бакалаврской подготовки «Туризм», способных к профессиональной творческой самореализации в туристской деятельности и недостаточной разработанностью практикоориентированных образовательных технологий. Выявлена практическая значимость исследования образовательного процесса, направленного на формирование предпосылок к творческой самореализации будущих бакалавров туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лагусев Юрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE SELF-REALIZATION OF FUTURE BACHELORS OF TOURISM WHILE STUDYING THE DISCIPLINE “NATIONAL AND FOREIGN EXPERIENCE IN ORGANIZING SERVICES AND MAINTENANCE IN THE TOURISM INDUSTRY AND HOSPITALITY”

This article discusses the issues of creative self-realization in the process of improving the professional training of future bachelors of tourism during the study of the discipline “Domestic and foreign experience in organizing services and services in the tourism and hospitality industry”. The following aspects of the content of the discipline, interaction in the framework of the training of bachelors of tourism in the profile “Technology and organization of services at the enterprises of the tourism industry”, improvement of the methodological foundations of educational activities, the object of study, etc. are consistently reflected. The analysis of psychological, pedagogical and philosophical literature, as well as the experience of educational and practical activities was carried out. The key contradictions between the growing need of the tourist diversified complex for graduates in the bachelor's degree program "Tourism" who are capable of professional creative self-realization in tourism activities and the insufficient development of practice-oriented educational technologies are identified and considered. The practical significance of the study of the educational process aimed at the formation of prerequisites for the creative self-realization of future bachelors of tourism has been revealed.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ТУРИЗМА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ УСЛУГ И ОБСЛУЖИВАНИЯ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА»»

Ю. М. Лагусев

УДК 378.147:338.48

ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ТУРИЗМА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ УСЛУГ И ОБСЛУЖИВАНИЯ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА»

ч уществующая в настоящее время оценка качества подготовки бакалавров туризма и гостеприимства направлена на проверку наличия у выпускников знаний теоретических, методологических, нормативно -правовых и организационных основ технологий обслуживания потребителей услуг в туризме и гостеприимстве и умений их применения в типовых предметных ситуациях. Вместе с тем с точки зрения работодателя, помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию выпускника в сфере туризма, необходимы также такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию, творчески самореализоваться.

Содержание дисциплины «Отечественный и зарубежный опыт организации услуг и обслуживания в индустрии туризма и гостеприимства» охватывает весь комплекс образовательных задач по подготовке будущих бакалавров туризма в области обслуживания потребителя туристских и гостиничных услуг.

Изучение данной дисциплины базируется на знании дисциплин «Ресурсосбереже-

ние в индустрии туризма и гостеприимства», «Технологии деловых коммуникаций в профессиональной деятельности», «Основы туризма и туристской деятельности», «Технологии обслуживания и организация услуг в индустрии гостеприимства», «Индустрия туризма в России и за рубежом», «Технологии обслуживания в туристско-информационных центрах» ОПОП 43.03.02 «Туризм» профиль «Технология и организация услуг на предприятиях индустрии туризма».

В процессе совершенствования методических основ образовательной деятельности и выполнения индивидуального плана мы актуализировали в 2021/2022 учебном году содержание рабочей программы по данной дисциплине, направленное на формирование следующих компетенций выпускника:

ПК -6: Способен обосновывать, выбирать и применять технологии обслуживания туристов по видам туризма и типам туристских предприятий и объектов;

ПК -6.1: Обосновывает и выбирает техно -логии обслуживания туристов в соответствии с видом туризма и типом туристских предприятий и объектов;

ПК-7: Способен проектировать туристский продукт по конкретным видам туризма и туристским направлениям, объекты показа, экскурсии и маршруты;

ПК -7.2: Проектирует туристский продукт по конкретным видам туризма и туристским направлениям с использованием современных технологий;

ПК -8: Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности, организовать работу исполнителей, принимать решения в организации туристской деятельности с учетом основных требований информационной, экономической и экологической безопасности;

ПК -8.3: Организовывает работу исполнителей с учетом основных требований информационной и экономической безопасности.

Содержание дисциплины охватывает изучение отечественного и зарубежного передового опыта и тенденций развития в сек-

торах индустрии туризма, его систематизацию и оценку. Объектом изучения является деятельность:

- гостиниц и иных средств размещения;

- транспорта (видов наземного, водного (в т. ч. круизного), воздушного и др.);

- объектов санаторно-курортного лечения и отдыха;

- предприятий общественного питания;

- объектов и средств развлечения;

- предприятий туроператорской деятельности (въездного, выездного, внутреннего туризма, видов туристской деятельности);

- предприятий турагентской деятель -ности;

- операторов туристских информационных систем;

- предприятий экскурсионного сервиса;

- предприятий, оказывающих услуги сопровождения гидами-переводчиками и инструкторами-проводниками;

- предприятий, оказывающих услуги туристской анимации;

- предприятий других видов туристской деятельности (в т. ч. в сфере MICE и Event);

- организаторов самодеятельного туризма.

В результате изучения дисциплины студент способен демонстрировать передовые знания в изучаемой области (эффективные модели формирования, продвижения и реализации услуг, товаров и продуктов в сфере туризма) и может творчески применять эти знания и понимание на профессиональном уровне с целью выработки аргументов и решения конкретных практических проблем.

Студент способен осуществлять сбор и интерпретацию информации для выработки суждений с учетом социальных, этических и научных соображений; сообщать информацию, идеи, проблемы и решения как специалистам, так и неспециалистам. Специфика тематики курса предполагает использование в образовательном процессе кейс-технологий обучения.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 11 зачетных единиц, 396 часов.

Преподавание дисциплины ведется на 2 курсе в 3, 4 семестрах, продолжительностью 18 недель каждый, и предусматривает проведение учебных занятий следующих видов: лекций (86 часов), в том числе проблемные лекции, лекции-конференции (дискуссии), лекции-конференции, лекции-визуализации, практические занятия (90 часов) в форме академического семинара, отчетного семинара, работы в малых группах, деловой игры, контрольной работы (теста), case-study, защиты групповых проектов, презентации результатов индивидуальных заданий, самостоятельная работа обучающихся (212 часов), групповые консультации и (или) индивидуальная работа обучающихся с преподавателем (4 часа), аттестационные испытания промежуточной аттестации (4 часа):

Формирование компетенции ПК-6 начинается с дисциплин «Ресурсосбережение в индустрии туризма», «Технологии деловых коммуникаций в профессиональной деятельности», «Основы туризма и туристской деятельности», «Технологии обслуживания и организация услуг в индустрии гостеприимства», «Индустрия туризма в России и за рубежом», «Технологии обслуживания в тури-стско-информационных центрах». Параллельно закрепляется компетенция с изучением дисциплины «Виды и тенденции развития туризма». Продолжается формирование в дисциплинах «Второй иностранный язык в профессиональной деятельности», «Технология и организация услуг в туризме», а также при прохождении Проектно-технологической практики, преддипломной практики. Защита выпускной квалификационной работы включает подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты.

Основные положения дисциплины используются в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Второй иностранный язык в профессиональной деятельности»; «Технология и организация услуг в туризме»; Проектно-технологической практики; Преддипломной практики и в процессе подготовки к процедуре защиты и процедуру защиты выпускной квалификационной работы.

В современных социально-экономических условиях приоритетным направлением в образовании становится формирование творческой личности, способной к самореализации в быстро меняющихся условиях жизнедеятельности. Тем не менее целью образования, по нашему мнению, по-прежнему остается разностороннее и своевременное развитие молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования и самореализации личности.

Такое понимание цели образовательной деятельности в процессе освоения дисциплины «Отечественный и зарубежный опыт организации услуг и обслуживания в индустрии туризма и гостеприимства» потребовало поиска методологических оснований обучения будущего бакалавра туризма в вузе, адекватных социокультурному развитию общества, его национально-региональным традициям, опыту профессиональной подготовки в сфере туризма.

Понятие «самореализация» учеными в научной литературе рассматривается как процесс, потребность, форма, цель и результат (В. И. Андреев, Л. Н. Коган, В. А. Сластё-нин и др.). Широко известными теориями самоактуализации являются гуманистические концепции К. Роджерса и А. Маслоу.

Предметом специальных исследований стали психологические проблемы самореализации личности (Н. С. Глуханюк, Л. А. Коро-стылева, А. А. Реан); индивидуально-творческий подход, разрабатываемый В. И. Андреевым, В. И. Загвязинским, Н. Д. Никандро-вым и др., который является одной из составляющих креативной парадигмы образования (Л. Б. Ермолаева-Томина, М. М. Зиновкина, Н. Ф. Вишнякова и др.), предоставляющей возможность творческой самореализации студента на каждом образовательном уровне.

На основе анализа психолого-педагогической и философской литературы, а также опыта образовательной и практической деятельности были выявлены противоречия между:

- возрастающей потребностью туристского многоотраслевого комплекса в выпуск-

никах по направлению бакалаврской подготовки «Туризм», способных к профессиональной творческой самореализации в туристской деятельности и недостаточной разработанностью теоретических основ и практических технологий, обеспечивающих ее формирование в процессе обучения в вузе;

- организацией процесса обучения с ориентацией на учебную, аудиторную деятельность и необходимостью формирования способности будущего специалиста к самостоятельной, творческой, профессиональной деятельности;

- потенциальными возможностями туристского образования в подготовке будущих бакалавров туризма к профессиональной творческой самореализации и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий и методики ее развития в туристском вузе.

Содержание дисциплины направлено на преодоление выявленных противоречий и включает в себя следующие разделы:

- Индустрия туризма и гостеприимства как часть мирового хозяйства;

- Тенденции развития технологий и подходов к организации услуг в индустрии туризма и гостеприимства в России и за рубежом;

- Компании и рыночные структуры в индустрии туризма и гостеприимства;

- Особенности ведения международного бизнеса в индустрии туризма и гостеприимства;

- Общественное питание как часть индустрии туризма и гостеприимства;

- Развитие и особенности организации перспективных видов туризма в России и за рубежом;

- Государственное регулирование индустрии туризма и гостеприимства.

Виды контактной работы обучающихся с преподавателем: лекция-визуализация; лекция-конференция (дискуссия); проблемная лекция; работа в малых группах; академический семинар; деловая игра; защита групповых проектов; работа с кейсами; подготовка группового проекта; работа с литературой и интернет-ресурсами и др.

Практическая значимость исследования образовательного процесса, направленного на формирование предпосылок к творческой самореализации будущих бакалавров туризма в процессе изучения дисциплины «Отечественный и зарубежный опыт организации услуг и обслуживания в индустрии туризма и гостеприимства», заключается в том, что разработано методическое сопровождение профессиональной творческой самореализации студентов туристского вуза: лекция «Профессиональная творческая самореализация личности»; структура «портфолио» студента туристского вуза; практические рекомендации, основные положения которых можно представить в виде алгоритма: выявление мотивации, способностей к творческой деятельности, формирование позитивного настроя на творчество (диагностика, наблюдения, тестирование); формирование научно-исследовательской и познавательной компетенций (лекции, семинары, практические занятия, творческие научные проекты, метод портфо-лио); формирование профессиональной творческой самореализации (реализация творческих проектов, написание научных статей, научно-исследовательских работ, креативных профессиональных ситуаций на практиках и стажировках, работа в СНО, рефлексия).

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрены вопросы творческой самореализации в процессе совершенствования профессиональной подготовки будущих бакалавров туризма во время изучения дисциплины «Отечественный и зарубежный опыт организации услуг и обслуживания в индустрии туризма и гостеприимства». Последовательно отражены следующие аспекты: содержание дисциплины, взаимодействие в рамках подготовки бакалавров туризма по профилю «Технология и организация услуг на предприятиях индустрии туризма», совершенствование методических основ образовательной деятельности, объект изучения и др.

Проведен анализ психолого-педагогической и философской литературы, а также

опыта образовательной и практической деятельности. Выявлены и рассмотрены ключевые противоречия между возрастающей потребностью туристского многоотраслевого комплекса в выпускниках по направлению бакалаврской подготовки «Туризм», способных к профессиональной творческой самореализации в туристской деятельности и недостаточной разработанностью практико-ориентиро-ванных образовательных технологий.

Ключевые слова: туризм, подготовка бакалавров туризма, профессиональная самореализация.

SUMMARY

This article discusses the issues of creative self-realization in the process of improving the professional training of future bachelors of tourism during the study of the discipline "Domestic and foreign experience in organizing services and services in the tourism and hospitality industry". The following aspects of the content of the discipline, interaction in the framework of the training of bachelors of tourism in the profile "Technology and organization of services at the enterprises of the tourism industry", improvement of the methodological foundations of educational activities, the object of study, etc. are consistently reflected.

The analysis of psychological, pedagogical and philosophical literature, as well as the experience of educational and practical activities was carried out. The key contradictions between the growing need of the tourist diversified complex for graduates in the bachelor's degree program "Tourism" who are capable of professional creative self-realization in tourism activities and the insufficient development of practice-oriented educational technologies are identified and considered.

Key words: tourism, teaching of bachelors of tourism, professional self-realization.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие. - Казань: Центр инновационных технологий, 2013. - 500 с.

2. Глуханюк Н. С., Щипанова Д. Е. Психодиагностика: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 240 с.

3. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: учеб. пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2003. -304 с.

4. Загвязинский В. И., Емельянова И. Н. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф.образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 352 с.

5. Коган Л. Н. Личность, культура, общество. Избранные труды 1961-1987 гг. -Екатеринбург: Маска, 2009. - 706 с.

6. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. - СПб.: Речь, 2005. - 220 с.

7. Педагогика: в 2 т. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - Т. 1 Общие основы педагогики. Теория обучения: учебник и практикум для академического бакалавриата. - 402 с.

8. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие / П. И. Образцов, А. И. Уман, М. Я. Виленский. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 258 с.

9. Реан А. А. Психология личности. -СПб.: Питер, 2013. - 288 с.

О. А. Милькевич, В. П. Сергеева

УДК 37

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ КАК СРЕДСТВО СТАНОВЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТАМИ КУЛЬТУРЫ

ктуальность рассматриваемой в статье проблемы становления личности субъектом культуры определяется возрастающим разнонаправленным влиянием разнообразных социально-культурных вызовов. Это определяет сложность социально-культурной идентификации личности обучающегося, трудности в построении отношений формирующейся личности с окружающими людьми. В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования возможностей социально-культурных практик в содействии становлению школьника субъектом культуры, активизации социально-культурной позиций взрослых участников образовательных отношений -педагогов и родителей.

Анализ научных публикаций отечественных исследователей позволяет утверждать, что возможности социально-культурных практик в становлении участников образовательных отношений субъектами культуры недостаточно изучены. Рассмотрение личности как субъекта культуры ограничивает понимание созависимости культуры участников образовательных отношений. Именно взаимодействие, выстраиваемое в различных видах социально-культурных практик, обогащает и ребенка, и взрослых. Это создает основания для осмысления полученного опыта и постепенного встраивания в систему личностных ориентиров, а позднее - в систему социальных установок и ценностей тех смыслов и значений, которые человек сформулировал по итогам взаимодействия с другими людьми. Теорети-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.