Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ "ТУРИЗМ"'

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ "ТУРИЗМ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ ТУРИЗМА / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ "ТУРИЗМ" / ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL ACTIVITIES OF A SPECIALIST IN THE FIELD OF TOURISM / ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL COMPETENCIES / FOREIGN LANGUAGE TRAINING OF BACHELORS IN THE DIRECTION OF TRAINING "TOURISM"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Низамиева А.Г., Хасанова Г.Б.

Актуальность статьи обусловлена тем, что в последнее время в России в связи с возросшим интересом к туристическим продуктам увеличился спрос на специалистов в области туризма и гостеприимства, способных творчески подходить к решению профессиональных задач, оказывать качественные туристические услуги, эффективно осуществлять основные функции управления туристской деятельностью. Цель статьи заключается в выявлении возможностей подготовки выпускников, способных к эффективной организационно-управленческой деятельности в туристической сфере. Авторами выявлен перечень организационно-управленческих компетенций; определено их содержание. Предложено решение проблемы формирования организационно-управленческих компетенций у будущих бакалавров направления подготовки «Туризм» в процессе иноязычной подготовки. Статья предназначена для преподавателей высших учебных заведений, колледжей, осуществляющих подготовку специалистов для индустрии туризма и гостеприимства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Низамиева А.Г., Хасанова Г.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF FORMATION OF ORGANIZATIONAL AND MANAGEMENT COMPETENCIES FOR FUTURE BACHELORS OF THE DIRECTION OF TRAINING "TOURISM"

The relevance of the article is due to the fact that recently in Russia, due to the increased interest in tourism products, the demand for specialists in the field of tourism and hospitality has increased, capable of creatively approaching the solution of professional problems, providing high-quality tourism services, and effectively performing the main functions of managing tourism activities. The purpose of the article is to identify the opportunities for training graduates capable of effective organizational and management activities in the tourism sector. The authors identified a list of organizational and managerial competencies, determined their content. A solution to the problem of the formation of organizational and managerial competencies in future bachelors of the "Tourism" direction of training in the process of foreign language training is proposed. The article is intended for teachers of higher educational institutions, colleges, training specialists for the tourism and hospitality industry.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ "ТУРИЗМ"»

УДК 378

К вопросу формирования организационно-управленческих компетенций будущих бакалавров направления подготовки «Туризм»

To the issue of formation of organizational and management competencies for future bachelors of the direction of training "Tourism"

Низамиева А.Г., Казанский кооперативный институт Российского университета кооперации, safar48@mail.ru

Хасанова Г.Б., Казанский национальный исследовательский технологический университет, ufkbz58@mail. ru

Nizamieva A., Kazan Cooperative Institute of the Russian University of Cooperation, safar48@mail.ru

Khasanova G., Kazan national research technological university, ufkbz58@mail.ru DOI: 10.34772/KPJ.2020.141.4.018

Ключевые слова: организационно-управленческая деятельность специалиста в сфере туризма, организационно-управленческие компетенции, иноязычная подготовка бакалавров направления подготовки «Туризм».

Keyword: organizational and managerial activities of a specialist in the field of tourism, organizational and managerial competencies, foreign language training of bachelors in the direction of training "Tourism".

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что в последнее время в России в связи с возросшим интересом к туристическим продуктам увеличился спрос на специалистов в области туризма и гостеприимства, способных творчески подходить к решению профессиональных задач, оказывать качественные туристические услуги, эффективно осуществлять основные функции управления туристской деятельностью. Цель статьи заключается в выявлении возможностей подготовки выпускников, способных к эффективной организационно-управленческой деятельности в туристической сфере. Авторами выявлен перечень организационно-управленческих компетенций; определено их содержание. Предложено решение проблемы формирования организационно-управленческих компетенций у будущих бакалавров направления подготовки «Туризм» в процессе иноязычной подготовки. Статья предназначена для преподавателей высших учебных заведений, колледжей, осуществляющих подготовку специалистов для индустрии туризма и гостеприимства.

Abstract. The relevance of the article is due to the fact that recently in Russia, due to the increased interest in tourism products, the demand for specialists in the field of tourism and hospitality has increased, capable of creatively approaching the solution of professional problems, providing high-quality tourism services, and effectively performing the main functions of managing tourism activities. The purpose of the article is to identify the opportunities for training graduates capable of effective organizational and management activities in the tourism sector. The authors identified a list of organizational and managerial competencies, determined their content. A solution to the problem of the formation of organizational and managerial competencies in future bachelors of the "Tourism" direction of training in the process of foreign language training is proposed. The article is intended for teachers of higher educational institutions, colleges, training specialists for the tourism and hospitality industry.

Введение. Туризм - специфическая профессиональная деятельность людей, которая требует обязательного управления,

учитывающего особенности данной сферы услуг. К ним следует отнести приоритет желаний потребителей при планировании туристской деятельности, уникальность туристской услуги и

в то же время ее «непервичность». Специалист в сфере туризма организует процесс оказания услуг клиенту и управляет им, используя для этого информационные, материально-технические, финансовые, правовые ресурсы компании, а также собственные профессионально-личностные ресурсы. Особенности профессиональной

туристической деятельности требуют от него умений принимать управленческие решения, стратегически мыслить, налаживать

эффективную коммуникацию с клиентами, коллегами, партнерами, работать с информацией, владения навыками администрирования.

Таким образом, будущие специалисты индустрии туризма и гостеприимства должны быть подготовлены к организационно-управленческой деятельности, успешно выполнять организационные и управленческие функции.

Методами исследования послужили теоретический анализ психолого-педагогических трудов, посвященных формированию организационно-управленческих компетенций выпускников вузов, синтез полученной информации, исследование специфики туристической деятельности и ее организационно-управленческих аспектов.

Результаты исследования. Изучение взглядов различных ученых на содержание и особенности организационно-управленческой деятельности в различных сферах показало, что одни из них рассматривают ее как особый вид «социальной деятельности по выработке коллективных целей и осуществлению средств их достижения» [14]. Другие исследователи считают данную деятельность видом профессиональной деятельности, который направлен на управление коллективом для достижения целей компании [4;7]; она дает возможность специалисту адекватно действовать в различных профессиональных и жизненных ситуациях [9]. Основными характеристиками рассматриваемой деятельности являются цель, объект, субъект, технологии управления, а также «конечный продукт как отдельных действий субъекта, так и всей деятельности» [6].

Мы под организационно-управленческой деятельностью специалиста, работающего в сфере туризма, понимаем компонент его профессиональной деятельности, который включает организацию работы персонала на предприятиях туриндустрии; принятие и обоснование управленческих решений при осуществлении туристской деятельности; оценку деятельности туристической организации, туристского продукта в соответствии с потребностями заказчика. Осуществление организационно-управленческой деятельности, решение целого ряда соответствующих задач специалиста, работающего в индустрии туризма, требует наличия у него сформированных организационно-управленческих компетенций, которые, конечно, являются для него базовыми, и

оказывают значительное влияние на сам процесс профессиональной деятельности и на его результаты.

Исследователи рассматривают

организационно-управленческую компетенцию как:

- готовность к выполнению организационных и управленческих функций на основе соответствующих ценностных ориентаций, способность принятия коллективных и индивидуальных управленческих решений [10];

- «совокупность знаний, умений, опыт осуществления организационных и управленческих функций профессиональной деятельности менеджера, дополняемых коллективно разделяемыми ценностными ориентациями, убеждениями и способность принятия управленческих решений, придающих смысл действиям и поведению в решаемых ситуациях» [5];

- «способность к творческому осуществлению организационно-управленческой деятельности, к постоянному профессиональному и личностному самосовершенствованию» [15];

- способность «осуществлять целеполагание; организовывать, планировать, контролировать деятельность и предвидеть её результат, осуществлять анализ; мотивировать и стимулировать деятельность; разрабатывать и применять разнообразные управленческие решения; извлекать и анализировать информацию из разных источников; к адаптации в новых ситуациях; к самоорганизации и рефлексии» [3];

- «стремление, готовность и способность инженера профессионально решать задачи организации и управления производством, коллективом, предприятием, на основании приобретенных организационных и управленческих знаний и умений, а также ценностных ориентаций» [15];

- «совокупность организационной и управленческой компетентностей, которая включает общепрофессиональные и специальные знания, умения, навыки, качества личности, способность и готовность к выполнению управленческих функций, задач организационного характера, принятию обоснованных управленческих решений, управлению деятельностью других людей» [11].

Проведенный теоретический анализ взглядов различных исследователей на содержание организационно-управленческой компетенции, а также анализ специфики организационно-управленческой деятельности специалистов, работающих в индустрии туризма позволил нам дать следующее определение: организационно-

управленческая компетенция специалиста в сфере туризма представляет собой его способность и готовность реализовать профессиональные организационно-управленческие знания, умения и необходимые личностные качества при реализации поставленных организацией задач, интегрировать организационно-управленческие функции в профессиональную деятельность по оказанию туристических услуг.

Мы считаем, что это понятие носит собирательный характер и включает целый ряд компетенций, то есть способностей к выполнению определенных сторон

организационно-управленческой деятельности специалиста по организации туристического продукта и управления им.

Разные авторы предлагают свой перечень организационно-управленческих компетенций.

А.Ю. Шабайкин, выделяя основные виды организационно-управленческой деятельности, рассматривает такие ее стороны, как познавательная, проективная, стимулирующая и воспитательная [14].

Т.Е. Березкина предлагает следующий перечень организационно-управленческих

компетенций:

- проектно-исследовательская компетенция как способность к проведению научных исследований, проектной деятельности, навыки работы с информацией;

- организаторская компетенция как способность к командной работе;

- социально-коммуникативная компетенция как способность к взаимодействию внутри организации и с внешней средой;

- конструктивная компетенция как способность принимать и реализовывать управленческие решения;

- рефлексивная компетенция как способность к профессиональному саморазвитию [2].

По мнению Н.С. Агладиной, организационный и управленческий компоненты рассматриваемой компетенции включают: оперативность принятия организационно-управленческого решения, организацию работы персонала и управление ею, готовность к самосовершенствованию [1].

А.Е. Шастина выделяет следующие организационно-управленческие компетенции: умения работать в команде; подготавливать и принимать организационно-управленческие решения, оценивать их последствия; способности проводить организационные изменения и преодолевать сопротивление им; компетенции в

области управления персоналом;

коммуникативные умения, психологические компетенции как способность владеть собой и др. [15].

О.И. Сторожева в структуре данной компетенции выделяет управленческую как способность применять систему управленческих знаний, умений и личностных качеств в профессиональной управленческой деятельности, организационную как готовность организовывать свою работу, коммуникативную как коммуникативные способности и способность к самоконтролю компетенции, а также компетенцию мотивации как умение мотивировать коллег для решения управленческих задач [12].

В. Фефелова и С. Гониянц считают, что организационный компонент является частью управленческих компетенций, которые кроме него включают прогностическую (умения анализа, прогнозирования, планирования), командно-административную (навыки работы с персоналом организации), процедурную (умения эффективно осуществлять профессиональную деятельность), коммуникативную (навыки взаимодействия с клиентами и партнерами), психолого-педагогическую (психологические и педагогические профессиональные знания) компетенции [13].

На наш взгляд, организационно-управленческие компетенции включают следующие составляющие: организационную (способность создавать условия для эффективной работы коллектива), управленческую

(способность управлять собой и деятельностью других людей), коммуникативную (способность устанавливать и поддерживать конструктивные отношения с руководителями, коллегами, партнерами и клиентами) компетенции. Критерием сформированное™ данных компетенций является наличие

профессиональных организационно-

управленческих знаний и владение организаторскими, управленческими,

коммуникативными умениями.

Каждая из организационно-управленческих компетенций имеет свою структуру и включает знаниевый, деятельностный и личностный компоненты соответственно. Так, например, знаниевая составляющая организационной компетенции включает знания стратегий организации профессиональной деятельности по удовлетворению потребностей заказчика, управленческой компетенции - знания способов, методов, приемов управления коллективом и

самоуправления, коммуникативной компетенции - знания принципов и правил эффективного взаимодействия.

Анализ психолого-педагогических

исследований по формированию организационно-управленческих компетенций у будущих специалистов во время обучения в вузе показывает, что для достижения этой цели используются различные способы: в процессе изучения профессиональных дисциплин, внеучебной деятельности, в условиях интерактивно-образовательной среды,

повышения квалификации и т.д. На наш взгляд, этот процесс будет более эффективным, если использовать возможности иноязычной подготовки. Выбор этой дисциплины не случаен, несмотря на то, что исследователи чаще всего используют ее для формирования иноязычной, коммуникативной, проектной, информационной и других составляющих профессиональной компетентности специалистов.

Мы согласны с А.Д. Малышевой, что целью изучения любого иностранного языка является не только изучение грамматики и лексики [8]. Во-первых, специально организованная иноязычная подготовка дает возможность осуществлять коммуникацию на бытовом и профессиональном уровнях при решении не только жизненных, но и профессиональных задач. Во-вторых, использование на занятиях активных методов обучения (обучение в сотрудничестве, дискуссия, эвристическая беседа, метод проектов, деловые игры) и различных практико-ориентированных педагогических технологий (например, task-based learning) позволяет развивать аналитическое мышление, обучать решать проблемы профессиональной деятельности, организовывать коллективную деятельность и т.д.

Так, task-based learning (TBL), в отличие от традиционных методов, обладает рядом преимуществ: ситуации, используемые в TBL, приближены к жизненным и, соответственно, изучаемая лексика больше связана с профессиональными потребностями студентов, они проводят большую часть времени, общаясь, что способствует развитию их коммуникативных навыков.

Метод проектов при обучении иностранному языку также способствует формированию организационно-управленческих компетенций, поскольку дает возможность развивать у студентов креативность, самостоятельность, формировать умения сотрудничать, придает учебному общению профессиональную коммуникативную направленность.

Использование деловых игр в условиях иноязычной подготовки позволяет формировать организационно-управленческие знания и умения в игровых ситуациях, подобных реальным профессиональным, развивать необходимые личностные качества, навыки работы в команде, коммуникативные компетенции.

Для того, чтобы отслеживать динамику формирования у студентов организационно-управленческих компетенций, нами подобран диагностический инструментарий, включающий тесты и опросники.

Мы согласны с И.Е Сарафановой, что одним из наиболее эффективных инструментов оценки сформированности компетенций является компетентностный тест, включающий компетентностно-ориентированные задания междисциплинарного характера, позволяющие выявить способности обучающихся применять усвоенные знания в профессиональных ситуациях (знаниевый и деятельностный компоненты изучаемых компетенций) [11]. Нами разработан тест, включающий 20 вопросов-ситуаций, требующих решения реальных

профессиональных проблем. Подобные тесты дают возможность измерить уровень владения конкретными знаниями и умениями, оценить готовность студентов к организационно-управленческой деятельности.

Что касается личностных качеств (личностная составляющая организационно-управленческих компетенций), то, на наш взгляд, выявить степень их развития можно с помощью методики ПВКЛ, разработанной Н.М. Пейсаховым. Опросник содержит четыре блока качеств, каждый из которых отражает один из уровней активности личности: качества, необходимые для общения с другими людьми, черты характера, имеющие прямое отношение к поведению, качества, связанные с деятельностью и эмоциональными переживаниями.

Заключение. Анализ профессиональной деятельности специалистов сферы туризма показал необходимость владения ими организационно-управленческими компетенциями, которые позволяют оказывать качественные туристские услуги, эффективно решать производственные задачи. Формирование организационно-управленческих компетенций (организационной, управленческой и

коммуникативной) будущих бакалавров направления подготовки «Туризм» должно осуществляться во время профессионального обучения.

Специально организованная иноязычная подготовка с использованием активных методов и технологий обучения (метод проектов, деловые игры, task-based learning и др.) обладает всеми возможностями для того, чтобы сделать этот процесс эффективным.

Предложенный диагностический

инструментарий позволяет с большой степенью достоверности оценить динамику степени сформированности организационно-

управленческих компетенций студентов.

Литература:

1. Агладина Н.С. Интерактивно-образовательная среда как фактор формирования управленческой компетентности студентов вуза / Н.С. Агладина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№ 6. - С. 97-101.

2. Березкина Т.Е. Организационно-управленческая деятельность юриста: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Т.Е. Березкина, А.А. Петров. Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс. - М.: Изд-во «Юрайт», 2015. -200 с.

3. Благова О.В. Развитие организационно-управленческой компетентности педагога [Электронный ресурс] / О.В. Благова. - Режим доступа http://edusafe.conf.udsu.ru/report?node=1299427671

4. Даржания А.Д. Формирование организационно-управленческих умений студентов технических специальностей профессионального колледжа: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Д. Даржания. - Ставрополь, 2010. - 24 с.

5. Качалов Д.В. Формирование организационно-управленческой компетенции студентов вуза -будущих менеджеров [Электронный ресурс] / Д.В. Качалов // Интернет-журнал «Мир науки». - 2017. - Т. 5. - № 2. - Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/24PDMN217.pdf

6. Литвинова Е.Ю. Научная разработанность проблемы подготовки магистрантов социальной работы к организационно-управленческой деятельности / Е.Ю. Литвинова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2018. - № 2. - С. 81-86.

7. Логинова В.В. Формирование готовности к осуществлению организационно-управленческой деятельности при обучении математике в вузе / В.В. Логинова // Гуманизация образования. - 2015. - № 4. -С. 46-57.

8. Малышева А.Д. Формирование командной

компетенции на занятиях по иностранному языку [Электронный ресурс] / А.Д. Малышева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 32. - С. 249-253. - Режим доступа: Ийр://е-koncept.ru/2017/771073 .ИМ

9. Попова Л.А. Подготовка будущих инженеров к организационно-управленческой деятельности в процессе обучения в вузе (на примере бакалавров по направлению подготовки «Техносферная безопасность»): автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.А. Попова. - Ставрополь, 2012. - 179 с.

10. Попова О.В. Формирование организационно-управленческих компетенций студентов вуза в процессе внеучебной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.В. Попова. - М., 2013. - 24 с.

11. Сарафанова И.Е. Оценка сформированности организационно-управленческой компетентности менеджера / И.Е. Сарафанова // Ярославский педагогический вестник - 2012.- № 2. - Т. II (Психолого-педагогические науки). - С. 205-209.

12. Сторожева О.И. Развитие управленческих компетенций руководителей общеобразовательных учреждений / О.И. Сторожева. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2011. - 128 с.

13. Фефелова В. Управленческая компетентность как критерий качества профессиональной подготовки специалиста по рекреации и туризму / В. Фефелова, С. Гониянц // Вестник спортивной науки. - 2009. - № 6. -С. 47-49.

14. Шабайкин А.Ю. Социально-философский анализ организационно-управленческой деятельности / А.Ю. Шабайкин // Известия МГТУ «МАМИ». - 2013. -№ 4(18). - С. 113-120.

15. Шастина А.Е. Развитие организационно-управленческих компетенций в процессе повышения квалификации инженерно-технических кадров: дисс. . канд. пед. наук: 13.00.08 / Шастина Александра Евгеньевна. - Казань, 2014. - 147 с.

References:

1. Agladina N.S. Interactive educational environment as a factor in the formation of managerial competence of university students / N.S. Agladina // Modern problems of science and education. - 2015. - № 6. - P. 97-101.

2. Berezkina T.E. Organizational and managerial activities of a lawyer: textbook and workshop for bachelor's and master's degrees / T.E. Berezkina, A.A. Petrov. Series: Bachelor and Master. Academic course. - M.: Publishing house "Yurayt", 2015. - 200 p.

3. Blagova O.V. Development of organizational and managerial competence of the teacher [Electronic resource] / O.V. Blagova. - Access mode http://edusafe.conf.udsu.ru/report?node=1299427671

4. Darzhania A.D. Formation of organizational and managerial skills of students of technical specialties of a professional college: author. dis. ... Cand. ped. sciences / A.D. Darzhania. - Stavropol, 2010. - 24 p.

5. Kachalov D.V. Formation of organizational and managerial competence of university students - future managers [Electronic resource] / D.V. Kachalov // Internet magazine "World of Science". - 2017. - T. 5. - № 2. -Access mode: http://mir-nauki.com/PDF/24PDMN217.pdf

6. Litvinova E.Yu. Scientific elaboration of the problem of training undergraduates in social work for organizational and managerial activity / E.Yu. Litvinova // Bulletin of the Maikop State Technological University. -2018. - № 2. - P. 81-86.

7. Loginova V.V. Formation of readiness for the implementation of organizational and managerial activity in teaching mathematics at a university / V.V. Loginova // Humanization of education. - 2015. - № 4. - P. 46-57.

8. Malysheva A.D. Formation of command competence in foreign language classes [Electronic resource] / A.D. Malysheva // Scientific-methodical electronic journal "Concept". - 2017. - T. 32. - S. 249-253. -Access mode: http://e-koncept.ru/2017/771073.htm

9. Popova L.A. Preparation of future engineers for organizational and managerial activities in the process of studying at a university (on the example of bachelors in the direction of training "Technosphere safety"): author. dis. ... Cand. ped. sciences / L.A. Popov. - Stavropol, 2012. - 179 p.

10. Popova O.V. Formation of organizational and managerial competencies of university students in the process of extracurricular activities: author. dis. ... Cand. ped. sciences / O.V. Popov. - M., 2013. - 24 p.

11. Sarafanova I.E. Assessment of the formation of organizational and managerial competence of a manager / I.E. Sarafanova // Yaroslavl Pedagogical Bulletin - 2012. -№ 2. - Vol. II (Psychological and pedagogical sciences). -S. 205-209.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Storozheva O.I. Development of managerial competencies of heads of educational institutions / O.I. Storozheva. - Yekaterinburg: Ural. state ped. un-t, 2011. -128 p.

13. Fefelova V. Management competence as a criterion for the quality of professional training of a specialist in recreation and tourism / V. Fefelova, S. Goniyants // Bulletin of sports science. - 2009. - № 6. - P. 47-49.

14. Shabaikin A.Yu. Socio-philosophical analysis of organizational and management activities / A.Yu. Shabaikin // News of MSTU "MAMI". - 2013. - № 4(18). -S. 113-120.

15. Shastina A.E. Development of organizational and managerial competencies in the process of advanced training of engineering and technical personnel: diss. ... Cand. ped. Sciences: 13.00.08 / Shastina Aleksandra Evgenievna. - Kazan, 2014. - 147 p.

13.00.08 — Теория и методика профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.